Дом

Гостиная с маленькой кухней советский дом: Дизайн кухни-гостиной в маленькой квартире: 5 планировок • Интерьер+Дизайн

Кухня-гостиная: Плюсы и минусы совмещенной кухни и гостиной в однокомнатной квартире

Буквально каждый человек на постсоветском пространстве мечтает о просторной кухне. И едва ли не самым логичным шагом кажется её присоединение к гостиной. Обычно для этого приходится самостоятельно сносить перегородку, читай: согласовывать перепланировку и ввязываться в грязный ремонт. Ведь даже в новостройках застройщики редко делают объединённые кухни-гостиные. Чаще изолируют помещения, причём кухню строят небольшую — метров семь. Это что — диверсия или обдуманный шаг? Спросили мнение дизайнеров.

Стоит ли объединять кухню и гостиную, если речь о крошечной квартире
Владельцу однушки в любом случае приходится чем-то жертвовать. Либо квартира превратится в большую удобную спальню с маленькой изолированной кухней, либо в просторную студию с крошечной спальней (в худшем случае — с раскладным диваном). Выбирать придётся по многим параметрам — от личных пристрастий до состава семьи.

«Объединять ли кухню с гостиной — вопрос риторический. Кто-то готов расширить санузел, кто-то отказаться полностью от кухни, но иметь большой гардероб. Всё равно что спросить, нужно ли всех жильцов одного ЖК одевать в одинаковую одежду», — считает архитектор Антон Скоробогатов.

Несмотря на очевидные преимущества кухни-гостиной, делать однозначные выводы не советует и Степан Бугаев, арт-директор студии «Точка дизайна»: «Когда дизайнер объединяет пространство комнат, он будто раздвигает стены — два крошечных помещения кажутся одним большим. В нём светлее, просторнее и нет ощущения давящих стен. Но в первую очередь стоит ориентироваться на собственные желания: для кого-то кухня — место уединения, и в таком случае объединение пространства будет не совсем оправданным».

Yuri Grishko

Почему нам вообще приходится делать этот выбор
Причин несколько, и одна из главных — многолетняя строительная традиция. «До революции квартира была уделом зажиточных горожан: на кухне бывала только кухарка. После революции и уплотнения развивали панельное строительство, которое значительно демократизировало квартиры в городах. Однако проектировщики, судя по всему, продолжили делать кухни по дореволюционной кальке. Но не стоит забывать, что в хрущёвки людей переселяли из бараков: чем больше в квартире было отдельных комнат, тем лучше для жильцов», — поясняет архитектор Иван Проскурин.

В отличие от нас, жители новых хрущёвок и не думали роптать по поводу маленькой кухни — даже при отсутствии гостиной. «Советские стандарты не случайны: к ним шли долгие годы, расселяя коммунальные квартиры. Какую радость испытывали люди, получая отдельные квартиры с изолированными комнатами!» — добавляет дизайнер-декоратор Галина Полегаева.

PROforma проектная группа

О чём думают застройщики
Инерция советского времени и сегодня диктует планировки в современных домах, хотя конфигурация «маленькая кухня и большая комната» подходит далеко не всем покупателям жилья. «В новых домах мне всегда хочется кардинально поменять планировку: застройщики не думают, кто будет обитать в той или иной квартире, поэтому все строится исходя из советских стандартов», — подтверждает дизайнер Александра Хныкина.

Yuri Grishko

«Архитектор — “объёмщик”, он, как правило, не очень заботится о внутреннем пространстве у него достаточно много других задач, связанных с нормативной базой. Многие предпочитают действовать по шаблонам: иначе придётся вступать в спор с девелоперами — фактическими заказчиками архитекторов, проектирующих малобюджетное жилье», — добавляет архитектор Марк Чупров.

Дина Александрова

Впрочем, говорить о лобби застройщиков было бы не совсем справедливо. Причины, по которым мы получаем квартиру с крошечной кухней, могут лежать и в плоскости конструктивных решений: «Дело в количестве окон: невозможно спроектировать дом с маленькими квартирами, в каждой из которых будет по три окна, — поясняет архитектор Наталья Шевчук. — Расположение окон на фасаде обязывает делить квартиру пополам: на кухню и гостиную».

Очень часто в основе такой планировки лежит вполне оправданная экономия застройщика на инженерных решениях, которая позволяет продавать квартиры по доступным ценам. Важную роль играет и конструктив дома: «До сих пор актуальны советские СНиПы — например, о том, что дверь в санузел не может быть из гостиной. Иногда стена между кухней и гостиной и вовсе является несущей»,— рассказывает дизайнер Наталия Верятина.

Markham Stagers

Многие дизайнеры отмечают и то, что застройщики всё чаще готовы идти навстречу покупателям. «Например, в Геленджике уже несколько лет строят однокомнатные квартиры, у которых кухня практически равна комнате по площади. Это позволяет создать полноценную изолированную спальню и кухню-гостиную с диваном, куда при необходимости можно и гостей спать уложить. Маленькие кухни на данный момент есть только в двух новых жилых комплексах с домами эконом-класса», — рассказывает архитектор Мария Китаева.

Впрочем, перемены происходят по-прежнему медленно — и «свежего воздуха» не хватает как владельцам квартир, вынужденным делать сложные перепланировки, так и дизайнерам. «Я считаю, что застройщик в монолитных домах должен оставлять квартиры пустыми, чтобы у людей был выбор: сохранить единое пространство, реализовать стандартную схему или сделать кухню-нишу с гостиной и отдельной спальней», — уверен архитектор Артём Юмагулов.

Ольга Арапова

Чего хотите добиться — быт отделить или жить просторно
Главное преимущество большой гостиной — ощущение простора, которого так не хватает на восьмиметровой кухне. Зачастую помещения объединяют, жертвуя спальней, просто для того, чтобы «жить как люди».

«Среднестатистический житель бывшего Советского Союза по горло сыт планировками с маленькой кухней и отдельными комнатами. Русскому человеку просто необходимо уже вздохнуть свободно и жить удобно, ему нужен воздух и простор. При любом случае, когда это возможно, я объединяю гостиную и кухню», — рассказывает дизайнер Елена Карева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Газ в кухне-гостиной: Почему все такие смелые стали

VVDesign

Впрочем, желание разграничить быт и зону отдыха выражается в не менее стойкой тенденции: «Большинство моих клиентов по-прежнему видят своё будущее пространство с объединённой кухней и гостиной, — рассказывает архитектор Олеся Шляхтина, — но всё же некоторые заказчики желают отделить эти два помещения друг от друга. В основном, это связано с процессом готовки, особенно с запахами, и нежеланием видеть быт в красивой гостиной».

DECORA

Небольшую, но изолированную кухню предпочитают именно те, кто любит готовить: «В первую очередь от объединения отказываются из-за запахов, но еще иногда хочется полениться и не убирать кухню после приёма гостей, отложив это на завтрашний день», — говорит дизайнер Полина Чернышева. «Не очень приятно спать там, где готовишь и где неизбежны запахи пищи. Но всё всегда зависит от образа жизни хозяев квартиры», — добавляет дизайнер-декоратор Анна Муравина.

Порой объединить «рабочую» кухню и жилое помещение мешают конструктивные особенности дома: «Если человек любит готовить, а зонт вытяжки нельзя соединить с общедомовым вытяжным каналом, то уберечься от запахов в кухне-гостиной будет проблематично», — поясняет архитектор Олег Тощев.

BohoStudio

Кому нужна большая кухня-гостиная
В основном, кухню присоединяют к гостиной молодые пары без детей, которые любят принимать гостей, супруги в возрасте, которые, напротив, уже разъехались с детьми, и те, кто не планирует задержаться в однушке надолго. В качестве удачного примера зонирования архитектор Иван Толмачёв приводит западную традицию: «Вспомним, как выглядят квартиры в Нью-Йорке. Очень компактные, но при этом уютные благодаря правильной планировке. Если семья молодая и без детей, то мой ответ — однозначно объединять кухню с гостиной».

«У молодых людей, которые недавно выпорхнули из родительского гнезда, сон занимает последнее место в жизни. Поэтому для молодежи подходит планировка с небольшой приватной зоной и открытым гостеприимным пространством», — говорит дизайнер Елена Истомина. Если в семье появляются дети, маленькую изолированную спальню можно превратить в детскую, а кухне-гостиной добавить функционал родительской спальни.

311 studio

Один из вопросов, который поможет определиться с планировкой: действительно ли вы принимаете в гостиной гостей? Многие жители мегаполисов, в том числе молодые специалисты и студенты, приходят домой только для того, чтобы переночевать, и не готовят дома. В этом случае большое изолированное помещение разумнее выделить под спальню. «Если большую часть дня человек проводит на работе, а с друзьями встречается вне дома, то зачем ему просторная кухня-гостиная? Гораздо разумнее сделать нормальную спальню», — уверена дизайнер Рина Васильева.

Другое дело — хлебосольные хозяева, которым жизненно необходимо пространство для общения: «В нашем бюро мы отвечаем на такой запрос однозначно: просторной кухне-гостиной быть. И маленькой закрытой спальне тоже. Ведь гостей лучше встречать в специально отведённом для этого месте, а не в собственной кровати», — рассказывает дизайнер Ирина Золотова.

Снести или передвинуть стену
Тонкий нюанс — как зонировать спальню при совмещении кухни и гостиной. Из-за расположения окон комнату не всегда получается отделить перегородкой. В этом случае на помощь приходят стеклянные стены, альковы и зонирование текстилем.

В любом случае, при создании планировки логичнее всего опираться на возможные варианты расстановки мебели — уверена архитектор Анна Жемерева. «Важно понимать, как конкретной семье будет удобно организовать свой быт. К сожалению, подчас проектировщики домов мыслят исключительно “пятном” квартиры, не занимаясь расстановкой мебели».

Студия SPACE FOR LIFE

Чтобы не тратить время и бюджет на сложную перепланировку, большинство дизайнеров советуют определиться с функционалом квартиры ещё до сделки. «Планировку нужно продумать на этапе покупки квартиры. Думаю, именно поэтому заказчики всё чаще выбирают будущее жилье вместе с дизайнерами», — говорит дизайнер Наталья Краснобородько.

«Тем, кто любит свободные пространства, лучше изначально рассматривать для покупки квартиру-студию. Тогда не надо тратить лишние деньги и время на перепланировку. В любом случае, первое, над чем следует задуматься — это хорошая вытяжка и системы хранения», — говорит дизайнер Татьяна Манькова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Искусство маскировки: 12 способов спрятать кухню в гостиной

iPozdnyakov Studio

Как решить вопрос приватности
Если в однушке-студии живут хотя бы двое, проблемы приватности не избежать — и этот вопрос домовладельцы и дизайнеры решают по-разному. «В жизни есть много сценариев, когда нужно «отделиться». В двухкомнатной квартире уже можно смело объединять кухню и гостиную, это сделает жилье просторным», — отмечает дизайнер Елена Черевко.

Такой же точки зрения придерживается дизайнер Ольга Бусоргина: «Случаются моменты, когда нужно побыть одному. Или один человек, допустим, работает ночью за компьютером, а другой спит. Удобная планировка — залог хорошего семейного микроклимата».

Ольга Шангина | Photography

Впрочем, на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны. Присоединение кухни к гостиной помогает бороться с социальными стереотипами — уверена инженер-архитектор Вероника Волкова. «Стандартная картина: жена на кухне, муж на диване перед телевизором, ребенок у себя в комнате. Единая зона кухни-гостиной объединяет семью. Кроме того, люди, которые не могут себе позволить огромные площади, не перестают принимать у себя дома гостей — а их не позовёшь на восьмиметровую кухню».

Порой присоединение создаёт в интерьере особое настроение: «Просторная кухня-гостиная придаёт интерьеру эффект любимого ресторана, где всё на виду: круглый стол, мягкий диван, музыка и домашняя еда с близкими людьми», — добавляет дизайнер Виолетта Ладина.

Понкратова Алена

А скоро всё изменится
Просторная кухня-гостиная при соразмерной спальне — безусловный козырь однушки: правда, пока такие планировочные решения встречаются, в основном, в «элитных» жилых комплексах. «Формат жизни современного человека сильно изменился за последние десятилетия, темп жизни растёт с каждым днем, поэтому совмещенная кухня-гостиная — тренд, который всегда будет пользоваться популярностью», — уверена дизайнер Ирина Гринина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Работа по совместительству: Как объединить кухню и гостиную

Yuri Grishko

Правда, по мнению некоторых дизайнеров, маленькая кухня — вовсе не главная угроза семейному счастью: «Понятно, что большая кухня-гостиная нужна, чтобы вся семья была в сборе для общения. Однако есть ощущение, что скоро это изменится, если все окончательно погрузятся в интернет-пространство. Будет не так важно, есть ли живой человек рядом, или он где-то за стеной, или на другом краю света. Конечно, не хотелось бы до этого докатиться», — резюмирует Корина Балановская.

СМОТРИТЕ ПО ТЕМЕ…
Кухни-гостиные — более 134 000 фото с идеями

Советский интерьер – особенности использования в современном дизайне и характеристики

Пару слов про историю

Интерьер в СССР развивался очень медленно. В первые десятилетия после образования Советского Союза понятия интерьер вообще не существовало. Большинство простых людей проживали в коммунальных квартирах, где в одной комнате могла ютиться семья из 6 человек. Одна единственная комната совмещала функции спальни, кухни, гостиной. Помещение делили на зону шифоньерами или занавесками.

В то время было не до красоты интерьера, и основными атрибутами внутреннего убранства были: железная кровать, стол, комод, стулья, шифоньер, сундук, половик, самовар.

В период 1960-х годах, с началом массовой застройки, у людей появилась возможность съехать с коммуналки в отдельную квартиру. Собственное жилье необходимо было обставить. Дефицит и отсутствие товаров, недостаток знаний не позволял людям воссоздать интерьер в идеальном стиле. Все ограничивалось рамками советской моды и тем, что удалось достать. У людей не было возможности менять мебель по моде каждые 10 лет, поэтому покупалась она одна на всю жизнь.

В интерьере стали появляться стенки, серванты, ковры, кресла с деревянными подлокотниками, мягкая мебель, диван-кровати, ковры. Отличительной чертой того времени была мебель на деревянных ножках. На полу из паркета популярен рисунок «елочки». Многие квартиры в советском времени были оборудованы встроенными шкафами. Это уменьшало количество мебели в интерьере.

В 1970-1980-х годах обстановка гостиной в типичном доме выглядела так: диван, два кресла, журнальный стол, стенка или сервант. Узорчатый ковер на полу и стене считался признаком достатка. Писк советской моды — полированный сервант, за стеклянными фасадами которого стояли, как на витрине, чайный сервиз и хрустальные бокалы. Необходимый атрибут советского времени – трюмо.

Отличительные особенности

Чтобы воссоздать в памяти образ настоящего, типичного советского стиля, достаточно посмотреть фильмы тех годов. Дощатый или паркетный пол, на стенах обои. Потолок украшает люстра «Каскад» с висюльками.

Массивная стенка во всю стену — интерьерная особенность любой квартиры советского времени. Ее размеры позволяли хранить в ней все необходимые вещи. Она служила одновременно книжным шкафом, где хранилась большая семейная библиотека, и шкафом для одежды. Комодом, секретером и сервантом, стеклянные дверки которого защищали от пыли коллекцию хрусталя и фарфора. Эту посуду доставали только на праздники.

Стены и пол многих квартир той эпохи украшали коврами с узорными орнаментами. По традиции каждые выходные их выбивали от пыли на улице. Было модно размещать на стенах семейные портреты в раме и часы. Они дополняли интерьерный образ.

На советской кухне было мало мебели. Не все могли позволить себе кухонный гарнитур. Основной набор мебели состоял из обеденного стола с табуретами и стол-тумбы, которая служила зоной для приготовления и позволяла хранить кухонную утварь. Абажур на потолке — еще один примечательный элемент советского стиля. 

Какая цветовая гамма использовалась?

Цветовая гамма советского времени отличалась своей заурядностью. В магазинах не было разнообразия выбора, поэтому квартиры у людей были похожи.

Потолок по традиции был белый, его просто белили. Иногда в известь добавляли синьку, тогда получался слегка голубоватый оттенок. Из-за дефицита достать хорошие обои было не просто, поэтому часто стены были тоже побелены.

В белый цвет окрашивали не только потолок и стены, оконные рамы, чугунные батареи и двери также были белыми.

Доски на полу красили в коричневый цвет, который отличался только по оттенку. Такой цвет пола считался практичным, не так заметна грязь. К тому же он похож на естественный природный цвет дерева, который хорошо смотрится в любом помещении.

Кафельная плитка для отделки ванной и кухни выпускалась в ограниченных цветах и узорах. Основные цвета: белый, голубой, коричневый, зеленый.

Кто хотел сделать свой интерьер более красивым и интересным, то умудрялись доставать яркие ткани и шили сами шторы, скатерти, чехлы на диван и подушки.

Какие предметы мебели используют?

В начале 21 века люди массово стали избавляться от мебели советского времени. Однако квартиры, за закрытыми дверями которых сейчас хранится старая мебель, существуют.

Самой популярной мебелью советской эпохи считается:

  • Кресло на тонких ножках с деревянными подлокотниками.
  • Полированный сервант.
  • Стол-книжка или полированный стол с раздвижным механизмом.
  • Трельяж с зеркалом.
  • Мебельная стенка.
  • Тахта или диван с нишей для белья.
  • Комод для белья.
  • Кухонный буфет.

Рекомендации по использованию в современном интерьере

Мебель советского времени допускается использовать в современном дизайне. Делать это нужно аккуратно, внося по одному предмету на помещение. Такие предметы мебели редко используется в первозданном виде, как правило, они нуждаются в реставрации пусть и незначительной.

Не спешите выбрасывать старый комод для белья. Его легко вписать в интерьер любого стиля. Достаточно просто перекрасить его. На рынке существует огромный выбор материалов и красок, позволяющих работать даже на полированных поверхностях.

Кухонным буфетом на резных ножках можно пополнить интерьер кухни в стиле Прованс. Чтобы использовать буфет по назначению, отреставрируйте его и покройте светлой краской.

Кресла с тонкими ножками и деревянными подлокотниками снова в тренде. Такие кресла не громоздкие и удобны при сидении. Реставрировать их нужно тщательно. Реставрация включает в себя: замену поролона, обивки и окрашивание деревянных деталей. Такое кресло идеально впишется в интерьер в стиле минимализма или лофт.

Вписать старый сервант в современный интерьер возможно. Для этого достаточно провести реставрацию и обновить дизайн. Для этого существуют различные техники декора: декупаж, роспись, окрашивание, декорирование. Обновленный сервант получит вторую жизнь в интерьере гостиной или спальни.

Из старого трельяжа с зеркалом может получиться отличное гримерное зеркало с лампочками. Тумбу реставрируют и перекрашивают. Зеркало по периметру украшают лампами. Такой предмет мебели украсит интерьер любой спальни.

Благодаря реставрации и умелым рукам дизайнеров в современном мире советская мебель обретает вторую жизнь. При хорошем обращении она может прослужить еще много лет.

Как общие кухни в России помогли сформировать советскую политику: соль: NPR

Анна Матвеевна попала в эту коммуналку в Петербурге в 1931 году, когда ей было 8 лет. Предоставлено Европейским университетом, Санкт-Петербург, Россия, Университетом Колгейт и Корнелльским университетом.

скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Европейским университетом, Санкт-Петербург, Россия, Университетом Колгейт и Корнелльским университетом.

В течение десятилетий после революции 1917 года большинство жителей Москвы жили в коммунальных квартирах; семь или более семей теснились вместе там, где раньше была одна, делили одну кухню и одну ванную комнату. Они были переполнены; Место для плиты и еда были ограничены. Бельевые веревки были разбросаны по кухне, белье одной семьи капало на омлет другой.

По мере индустриализации Советского Союза с 1920-х по 1950-е годы, когда миллионы людей хлынули в Москву из сельской местности, одной из целей нового правительства было обеспечение рабочих жильем. Людей стали заселять в квартиры, занятые богатыми или изгнанными новым режимом аристократами.

«Коммунальная квартира была своего рода микрокосмом советского общества», — говорит Аня фон Бремзен, автор книги «Овладевая искусством советской кулинарии» . «Люди из всех слоев общества, иногда абсолютные классовые враги, живущие рядом друг с другом. Выражение было «сгущенным». Надел был 9 квадратных метров на человека».

Григорий (Гриша) Фрейдин, профессор русской литературы Стэнфордского университета, вырос в 1940-х годах в коммунальной квартире на 10 семей в пяти кварталах от Кремля. «С одной стороны моей комнаты был человек, который мыл трупы в местном морге. Были две комнаты, где мать и отец служили в КГБ. Потом была женщина, чей муж отбывал наказание за кражу хлеба из хлебозавод, где он работал».

Сушка белья на коммунальной кухне в Москве. Предоставлено Европейским университетом, Санкт-Петербург, Россия, Колгейтским университетом и Корнельским университетом. скрыть заголовок

переключить заголовок

Предоставлено Европейским университетом, Санкт-Петербург, Россия, Колгейтским университетом и Корнельским университетом.

Сушка белья на коммунальной кухне в Москве.

Предоставлено Европейским университетом, Санкт-Петербург, Россия, Колгейтским университетом и Корнельским университетом.

На кухне Фрейдина в каждой семье был небольшой кухонный стол, на котором стояло несколько кастрюль и сковородок. Имелись две четырехконфорочные печи. Каждый готовил себе еду — щи, борщ со свеклой, картошкой, гречневой кашей, вареной курицей.

Кухни стали источником напряженности и конфликтов. «Пять разных чайников, пять разных кастрюль с маркировкой», — говорит Эдуард Шендерович, венчурный инвестор и русский поэт. «Когда отношения между соседями были особенно ожесточенными, на шкафах можно было увидеть замки».

Семьи готовят быстро, в шахматном порядке. «Они готовили на кухне, но практически никогда там не ели, — говорит Маша Карп, родившаяся в Москве и работавшая редактором русской тематики на Всемирной службе Би-би-си с 1991 по 2009 год. — Они ходили со своими кастрюлями по коридору и есть в их комнате».

Переполненные кухни по замыслу

«Общая кухня была зоной боевых действий, — говорит Александр Генис, русский писатель и радиожурналист. «В сталинскую эпоху [1928-1953] это было самое опасное место — на кухне».

Шендерович соглашается: «Коммунальные кухни — это не то место, куда можно привести друзей. Думаю, это была одна из идей создания общей кухни. Над каждой коммуналкой будет бдительное око общества. Люди сообщали друг о друге. Вы никогда не знаете, кто будет докладывать.»

Но Аня фон Бремзен помнит, что было и товарищество. «Всегда была бабушка, которая заботилась о детях и делилась котлета или салат оливье . А когда начали расформировывать коммуналки, то коммунальная кухня стала учреждением, по которому многие начали скучать». о политике

«Самая важная часть кухонной политики в раннесоветское время заключалась в том, что они хотели иметь дома без кухонь, — говорит Генис.0023 буржуйский

. Каждая семья, пока у нее есть кухня, имеет какую-то часть своей личной жизни и частной собственности». 1964 г., поясняет: «В сталинские времена теоретическая идея коммунизма провозглашала, что все люди должны быть равны, а женщины должны быть свободны от рабской работы на кухне. В квартире не должно быть кухни. Ты пойдешь и поешь в столовой».

Сестры Кухни, Давия Нельсон и Никки Сильва, независимые продюсеры, удостоенные премии Пибоди, которые создают радио- и мультимедийные истории для NPR и общественного вещания. Их серия «Скрытые кухни» путешествует по миру, рассказывая о малоизвестных кухонных ритуалах и традициях, которые исследуют, как сообщества объединяются через еду — от современной Сицилии до средневековой Англии, от австралийской глубинки до пустынного оазиса Калифорнии.

Это было частью романтического подхода первых послереволюционных лет, — говорит Маша Карп. «Люди забывают, какой невероятный переворот произошел 1917 революция была, — говорит она. — Было огромное движение за освобождение страны от царизма, осчастливить беднейшие классы. Люди думали, что, может быть, это хорошая идея — освободить домохозяйку от ее повседневных забот, чтобы она могла развиваться как личность. Она будет играть на пианино, писать стихи, а не готовить и не стирать. Продолжением этого прекрасного замысла была идея столовых и столовых».

Но идея со столовой не осуществилась. После революции началась гражданская война, и столовых не строили. Также нам рассказывает Аня фон Бремзен. , еда в столовых была ужасной, а женщины продолжали готовить.

«Большевики не любили еду. [Владимир] Ленин не был гурманом», — говорит фон Бремзен. «Они видели в этом топливо, им нужно было кормить рабочих. Большевики как бы хотели искоренить частную жизнь.

И частный очаг, частная печь становятся очень политизированными».

После гражданской войны дефицит и голод 1920-х опустошил все, что осталось от русской кухни. Сталинская программа индустриализации включала индустриализацию продуктов питания. Появились совершенно новые продукты массового производства — такие продукты, как консервированные и обработанные супы, рыба, мясо и майонез.

«Весь Советский Союз, все 120 разных национальностей вдруг стали получать одно и то же», — говорит Гриша Фрейдин. «Выбор той или иной еды, дегустации происходили на уровне политбюро. Какие конфеты производить, решали на специальном совещании со Сталиным и [Вячеславом] Молотовым».

Холодная война и кухонные дебаты

Со смертью советского лидера Иосифа Сталина в 1953 году и началом холодной войны цель Советского Союза состояла в том, чтобы догнать и перегнать Соединенные Штаты. В 1959 года Никита Хрущев решил провести первый в истории культурный обмен выставками с США.

Экспозиция Советского Союза в Нью-Йоркском Колизее продемонстрировала прогресс: на ней были представлены спутники, модель атомного ледокола и огромные статуи советских рабочих.

Но выставка американцев была посвящена образу жизни. Они построили огромный павильон в московском парке Сокольники, футуристический геодезический купол с американским джазом, баскетболом, рядами туфель на высоких каблуках, абстрактным искусством, длинными, гладкими американскими автомобилями. Выставка познакомила советских людей с невиданными и непробованными американскими продуктами.

Для многих советских посетителей выставки пепси-кола затмила всех. «Каждый посетитель проходил мимо прилавка, где выдавали пепси-колу в одноразовых бумажных стаканчиках», — вспоминает Гриша Фрейдин, которому тогда было 13 лет. Десять лет спустя была заключена историческая сделка, которая привела Pepsi в Россию. «Pepsi была первой американской компанией, еще до McDonald’s, которая открыла дверь. Частью сделки между Pepsi-Cola и Советским Союзом было предоставление Pepsi прав на распространение Stoli, столичной водки», — говорит Фрейдин.

.

В центре американской выставки был «типичный американский дом» с «типичной американской кухней». В нем были блестящие белые холодильники, стиральные машины и все новейшие электроприборы.

Когда вице-президент Ричард Никсон прибыл, чтобы открыть павильон, именно в этой модели кухни Бетти Крокер он и Никита Хрущев сделали незапланированную остановку и сошлись лицом к лицу в том, что сейчас известно как «Кухонные дебаты».

Советский премьер Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон ведут импровизированные и острые идеологические дебаты на образцовой американской кухне 19 июля.59. Говард Сочурек/Тайм скрыть заголовок

переключить заголовок

Говард Сочурек/Тайм

«Они ходят на эту кухню, — вспоминает Сергей Хрущев, — и Никсон говорит об американских достижениях, а мой отец — о советских достижениях. Они спорят друг с другом о том, какая система лучше».

Хотя имеется лишь частичная стенограмма импровизированной встречи, вот что написал репортер New York Times , освещавший это событие в 1959 году:

согласен с вами. Например, [советский государственный деятель Анастас] Микоян любит очень острый суп. Я не люблю. Но это не значит, что мы не ладим».

«Вы можете учиться у нас, а мы можем учиться у вас», — сказал мистер Никсон. «Должен быть свободный обмен. Пусть люди выбирают, какой дом, какой суп, какие идеи они хотят».

Итак, угроза атомной войны, экономический прогресс и дипломатия рассматривались через призму кухни. «Никсон и Хрущев говорили о еде, — говорит русский писатель Александр Генис, — о том, как люди живут, как люди едят».

В Петербурге живёт борец за революцию 1917 года: В коммуналке

К моменту рождения Марины Масловой в шестикомнатной коммуналке на Большом проспекте, 65, в ней жило и достигло совершеннолетия целое поколение с 1917 Большевистская революция.

Маслова до сих пор живет в комнате, где родилась 61 год назад, и помнит десятки семей, которые шли по ее извилистым темным коридорам и жили в тесных комнатах при ее жизни.

Именно здесь гости на ее свадьбе в 1970-х отодвинули мебель, чтобы освободить место для танцев в комнате площадью 345 квадратных футов, которую она делила со своим новым мужем, родителями и бабушкой.

И именно здесь, в маленькой комнате рядом с кухней, 16-летний мальчик повесился на ремне в начале 19 века.60-х годов после того, как его родители, с которыми он делил пространство размером со шкаф, исчезли. По словам Масловой, оба родителя были глухими и немыми, а подросток, обезумевший от их постоянного пьянства и пренебрежения, от отчаяния покончил с собой.

«После этого в этой комнате больше никто не жил», — сказала она.

Спустя сто лет после русской революции коммунальные квартиры, подобные квартире Масловой, остаются одним из непреходящих символов того, как этот элегантный город превратился из великой столицы Российской империи в сердце коммунистической революции, которая будет сотрясать Европу в течение следующих 70 лет.

С его дворцами, улицами итальянских зданий и романтическими каналами Санкт-Петербург был городом-витриной Петра Великого, который, по его словам, станет для России «окном на Запад».

Марина Маслова в комнате, где она родилась и всю жизнь провела с семьей в Санкт-Петербурге. (Василий Колотилов / For The Times)

(Василий Колотилов / For The Times)

Слева Марина Маслова в комнате, где она родилась и всю жизнь провела с семьей в Санкт-Петербурге. Справа вид на двор из квартиры, где Марина Маслова и Евгений Корелин живут с пятью другими людьми в Санкт-Петербурге. (Василий Колотилов / For The Times)

Но когда большевики свергли царя и создали то, что впоследствии стало Советским Союзом, они столкнулись с жилищным кризисом. Сельские жители стекались в Петербург (переименованный в Ленинград), Москву и другие города в поисках экономического благополучия. Тем временем дворянство и аристократия были вынуждены бежать или были убиты. Коммунистическое правительство приняло их элегантные дома и многоквартирные дома и переселило перемещенных семей с незнакомцами в сотни тысяч квартир в историческом центре Санкт-Петербурга.

Коммунальные квартиры стали называться коммуналками, или коммуналка по-русски.

В большинстве случаев одна семья получала одну комнату в квартире, которая могла быть от трех комнат до 10. Комната семьи служила спальней, столовой и гостиной.

Во многих случаях в одной маленькой комнате проживало несколько поколений, как, например, в семье Масловой до 1988 года, когда женщина в соседней комнате умерла, и советское правительство выделило пустующую комнату расширяющемуся клану Масловых.

«В этом смысле Советский Союз был не так уж плох: нам давали квартиры», — сказала она.


Вверху Светлана Косинова, живущая в одной квартире с Игорем Зайцевым и Ксенией Белаевой, идет по коридору квартиры к ванной. Слева вход на лестничную клетку дома, где находится квартира Елены Михайловской. Справа вид из окна комнаты Ксении Белаевой в Санкт-Петербурге (Василий Колотилов / For the Times)

Сегодня, по оценке правительства Санкт-Петербурга (ссылка на русском), в 78,5 тысячах коммунальных квартир в городе с населением 4,5 миллиона человек проживает 250 тысяч человек. Это число меньше, чем примерно 117 000 коммунальных квартир в 2008 году, когда город впервые начал программу переселения для семей, живущих в самом ветхом из 9 жилых домов.0023 коммуналка .

Общее пространство является общим, и за него часто ведутся споры, включая использование туалетов. У каждой семьи есть свой рулон туалетной бумаги, а в некоторых квартирах и собственные сиденья для унитаза, которые висят на стенах и при необходимости снимаются.

В квартире 16 не было горячей воды до 1986 года. До этого не было туалета для мытья посуды, только кухонная раковина, поэтому жители баня , общественная сауна, ходили купаться вниз по улице.

На общих кухнях может быть до пяти плит, и семьи меняют время приготовления и приема пищи, чтобы избежать конфликтов. Холодильники и продукты питания хранятся в комнатах семьи.

В коридорах постоянно темно из-за отсутствия общего освещения. Спутанные пучки электрических проводов свисают со стен коридора, петляя из комнаты в комнату. У каждой семьи есть свой электросчетчик и лампа над дверью в комнату. В некоторых квартирах даже есть отдельные выключатели для света над туалетом, чтобы одному соседу не приходилось платить за визиты другого соседа.

Вид с крыши дома Марины Масловой и Евгения Корелина. (Василий Колотилов / For The Times)

(Василий Колотилов / For The Times)

Когда в 1899 году был построен дом Масловой, в Петербурге было полно подобных многоквартирных домов, в которых богатые помещики сдавали квартиры разной площади временным, а иногда и постоянным жителям.

Эту квартиру бабушка Масловой получила во время блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны, когда войска фашистской Германии окружили город на 900 дней, лишив его резиденцию жизненно важных припасов. Ее бабушка жила в деревянном доме, но когда его снесли на дрова, ей и дочери выделили одну из самых больших комнат в квартире.

По словам Масловой, на пике популярности в квартире № 16 проживало 17 человек и шесть семей. Сегодня там всего шесть или семь человек, в зависимости от того, кто приедет и останется. Студенты арендуют комнаты, чтобы жить и учиться в историческом центре.

Когда отношения между соседями хорошие, как в Квартире 16, совместная жизнь терпима. Когда они плохие, жизнь очень тяжелая, сказала Маслова.

В 1950-х годах советский лидер Никита Хрущев представил масштабный проект городского строительства, в рамках которого по всему Советскому Союзу строились многоквартирные дома. Десятки тысяч семей, проживающих в коммуналках, были выселены в собственные квартиры, многие из них находились за пределами центра города. В других городах, таких как Москва, это в значительной степени положило конец коммуналка . А в Петербурге сотни тысяч остались в исторических зданиях в центре города.

Это не идеально; хотелось бы потише. Но я живу в историческом центре и знакомлюсь с городом, так что оно того стоит.

— Евгений Корелин, художник, проживающий в коммуналке

После распада Советского Союза компании по недвижимости скупили огромные участки коммунальных квартир в живописном центре Санкт-Петербурга и превратили их в роскошные апартаменты или бутик-отели. много коммуналка Жители охотно переселялись из общежитий в собственные квартиры, даже если это означало жить в многоквартирных домах за пределами центра.

«Особенно в Санкт-Петербурге люди, которые чувствуют себя настоящими «питербуржцами», чувствуют, что могут жить только в центре», — сказал Илья Утехин, антрополог, который в 2008 г. сам в одном. «По этой причине многие готовы терпеть плохие условия просто ради того, чтобы остаться в центре».

Евгений Корелин, 26 лет, художник, купил одну из комнат в квартире вместе с братом четыре года назад. Они переделали интерьер и создали современный лофт, пропускающий достаточно света, чтобы Корелин мог работать в своей комнате. За 2 миллиона рублей, или около 33 тысяч долларов, было дешевле купить комнату в коммуналке, чем купить большую квартиру за пределами центра.

«Это не идеально; Я хотел бы больше тишины», — сказал он. «Но я живу в историческом центре и знакомлюсь с городом, так что оно того стоит».

Лестница, ведущая в коммуналку Лены Михайловской по проспекту Римского-Корсакова, просела и стала неровной, так как старое здание осело от времени.


По часовой стрелке сверху слева: Светлана Косинова (слева) и Ксения Белаева в коридоре своей квартиры в Санкт-Петербурге. Дверной звонок с именами, выгравированными на табличках, прикрепленный к входной двери одной из квартир в доме. Лена Михайловская на кухне в коммуналке. Кухня квартиры, где живут Марина Маслова и Евгений Корелин с еще пятью людьми. (Василий Колотилов / For The Times)

Построенное в 1798 году, трехэтажное здание в самом центре Санкт-Петербурга находится всего в нескольких кварталах от знаменитого Мариинского театра и когда-то было домом вице-губернатора Санкт-Петербурга. В 1860-х годах его переоборудовали в семинарское общежитие и надстроили четвертый этаж.

Когда грянула революция, большевики превратили семинарию в восемь коммуналок, в каждой из которых было не менее 10 комнат. В Санкт-Петербурге количество звонков в подъезде является явным признаком того, что в квартире 9 человек.0023 коммуналка . На входной двери Михайловской пять зуммеров, не все работают.

Михайловская, ее муж и дочь-подросток живут в одной комнате в 10-комнатной квартире. По ее словам, сейчас комнаты снимают в основном студенты, поэтому внутри в основном тихо. В старом здании толстые стены, которые блокируют большую часть шума.

По словам Михайловской, квартиры в этом доме трудно продать из-за их размера и количества ремонтов, необходимых для разваливающейся инфраструктуры старого здания.

Прожив несколько лет здесь молодой семьей, они наконец-то накопили достаточно денег, чтобы купить собственное жилье, и переедут через два месяца.

«Делить пространство с другими людьми… это просто не то, чем я хочу больше заниматься», — сказала она. Михайловская выросла в четырехкомнатной коммуналке . В детстве жить в коммунальной квартире было настолько обычным явлением, что Михайловская с трудом представляла себе одного из своих одноклассников, который не провел в ней свое детство.

Если вы жили в центре, то наверняка жили в коммуналке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *