Разное

Андо тадао: 13 сентября родился архитектор Тадао Андо

13 сентября родился архитектор Тадао Андо

Архитекторы

Архитектор Тадао Андо.

Фото
Getty

Японский архитектор Тадао Андо (Tadao Ando) учился по книгам и в путешествиях. Сегодня он преподает в Токийском университете (и консультирует Йель, Гарвард и Колумбийский университет) и наставляет своих студентов: «Архитектуру нужно чувствовать изнутри. Это физическое переживание. Эскизы, макеты, фотографии — лишь полдела. Хорошая архитектура всегда выстраивает взаимоотношения со зрителем. Возможно, нет более эмоционально-заряженного вида искусства».

Выставочное пространство Wrightwood 659, Чикаго, 2018.

В детстве Андо конструировал бумажные аэропланы и строил игрушечные дома. Затем был большой перерыв. Чем только не занимался будущий Притцкеровский лауреат (эта престижная премия — своего рода архитектурный «Оскар»): от простого разнорабочего до дальнобойщика и профессионального боксера. Но однажды ему в руки попал альбом с работами Ле Корбюзье (Le Corbusier), и это стало поворотным моментом в его жизни.

Андо накопил денег и объехал полмира, чтобы воочию увидеть памятники архитектуры, которой он буквально заболел. Он ездил по Японии, изучая традиции, и по Италии в поисках эталонов классики, конечно, побывал в Марселе, чтобы посмотреть «Жилую единицу» Ле Корбюзье, в Штаты — за Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright) и Луисом Каном (Louis Kahn). Осаждал библиотеки. В 1969 году архитектор открыл свое бюро. В настоящий момент в портфолио мэтра под две сотни работ. Большая часть — в Японии. Самые громкие проекты последних лет — в Италии и во Франции.

«Остров искусств» Наосима.

Тадао Андо почитаем на родине. Его работы близки японскому менталитету, хотя выполнены из абсолютно нехарактерного для местной архитектурной традиции материала: бетона. Оммаж модернистам? Не только. Андо считает, что нет материала выразительнее: «На бетон не отвлекаешься. Он на сто процентов про форму и вместе с тем про содержание. Он не выпячивает себя и позволяет работать с пространством — не украсить, выявить или подчеркнуть, а именно создать пространство. Он формирует архитектуру. К тому же чистота этого материала воплощает духовно-эмоциональную составляющую постройки».

Кладбище Makomanai Takino Cemetery, Саппоро, Япония, 2017.

Кладбище Makomanai Takino Cemetery, Саппоро, Япония, 2017.

Частный художественный фонд Langen Foundation, Хомбройх, Германия, 2004.

Действительно, внутри зданий, медитативных бетонных монолитов, созданных Андо, чувствуешь себя по ту сторону реальности, как нигде, погружаешься в себя. Японец говорит, что архитектура, как любое искусство, должна давать человеку возможность узнать свой внутренний мир. Много пишут о том, что бетон у Андо особенный, бархатистый. Считается, что этот эффект достигается за счет особого, чисто японского, гипертщательного внимания к соблюдению технологии, а также во многом благодаря предварительной лакировке опалубки. Кстати, опалубку архитектор оставляет на виду: испещренный равномерно нанесенными круглыми отверстиями бетон в своей монументальной простоте становится еще более эффектным.

Входной вестибюль станции метро Shibuya, Токио, 2008.

Фото
Getty

Признание пришло к Андо еще в 1970-х. Молодой архитектор строит необычный жилой дом, Row House или дом Азумы (по фамилии заказчика): две бетонных башни, обращенных к улице глухим фасадом, но с панорамными окнами на торцевых фасадах и внутренним двором, выполняющим роль светового колодца.

Дом Азумы (Azuma House) или иначе Row House, 1975-1976.

В 1980-х появляются Храм света под Осакой и Храм воды на острове Авадзи — две программных постройки Андо. И снова глухой фасад: в первом случае он буквально прорезан крестом, из которого в помещение поступает свет (идеальная метафора христианского учения и в принципе религии как таковой), во втором—он лишь ширма, разделяющая мирское и светское, а сам молельный зал находится под рукотворным водоемом.

«Храм Света», Осака, 1989.

Фото
Getty

В портфолио Андо — музеи и реконструкции архитектурных памятников, частное жилье, несколько бутиков и штаб-квартиры крупных корпораций. Он, как никто, умеет вписать свои бетонные опусы в историческое окружение. Например, работая над исследовательским центром Fabrica Benetton в Тревизо, Андо, чтобы не перекрывать миниатюрную виллу ХVII века, спрятал новые части комплекса под землю и спроектировал их с отсылками к палладианской архитектуре, пусть и выполненной из бетона.

В случае с Палаццо Грасси и Punta dell Dogana в Венеции, где проходит Венецианское биеннале, он не тронул фасад и отреставрировал исторический кирпич, укрепив и оформив постройки изнутри своим фирменным бетоном.

Punta dell Dogana, Венеция, 2009.

Фото
Getty

Последний его громкий проект — реконструкция парижской Фондовой Биржи, где разместился Музей современного искусства миллиардера и мецената Франсуа Пино (Francois Pinault), открывшийся этой весной. Здесь архитектор снова остался верен себе: за классицистическим фасадом XIX века, кстати, бережно отреставрированным, прячется бетонный цилиндр, предназначенный под экспозицию. Архитектор говорит, что прежде всего работает с пространством, ищет средства выражения, наиболее адекватные задуманной композиции, ведь любое здание сродни человеческому телу, где все его члены — часть единого целого.

Музей современного искусства Франуа Пино по проекту Тадао Андо.

Куприна Надя

Варвара Заборцева // Тадао Андо

Варвара Заборцева // Формаслов

«Архитектура — это слово, сказанное пространством, бетонная стена говорит со зрителем, и это весомое слово» — убежден современный японский архитектор Тадао Андо.

Он вырос в небогатом районе Осаки, в скромном домике бабушки. Еще тогда в нем родилось такое же скромное, как их дом, желание — делать мир вокруг чуть прекраснее. Архитектура подарила ему эту возможность — преображать пространство. Сначала он стал боксером, но открытия Ле Корбюзье, Людвига Миса ван дер Роэ, Фрэнка Ллойда Райта не давали ему покоя. Он архитектор-самоучка: с азартом и удивительным рвением молодой Андо изучил не только последние достижения модернизма, но и особенности японской традиционной культуры. Из этого синтеза Запада и Востока, новаторского и традиционного выросли проекты Тадао Андо, которые сегодня узнаваемы по всему миру.

 

Храм на Воде

Уже в одной из ранних работ проявилось чуткое отношение Тадао Андо к пространству, в которое он как архитектор вмешивается. Здание как будто находится вне конфессий, вне времени — растворяется в самой природе. Андо важно не просто перенести достижения современной архитектуры на японскую почву, а органично вплести их в многовековую местную традицию — с ее любовью к лаконизму и естественности, с ее уникальной склонностью к созерцанию.

Тадао Андо. Храм на Воде. 1988 // Формаслов

При строительстве Храма на Воде Андо стремился оставить максимальный простор для диалога зрителя и пространства, дать импульс фантазии зрителя — импульс внутреннему миру через мир внешний. Ощущение покоя и гармония архитектурных форм дарят возможность сосредоточиться, обрести гармонию духа, необходимую для созерцания. Связь с природой важна для японской архитектуры с древности, менялись лишь акценты в соотношении рукотворного и нерукотворного.

Тадао Андо. Храм на Воде. 1988 // Формаслов

Андо удивительно тонко работает с бетоном — художник будет исследовать его свойства всю жизнь. Этот грубый, на первый взгляд, материал в руках японского архитектора теряет суровость и обретает утонченность, становится гладким, подобно шелку. Бетон будто отшлифован самой водой, самой природой. Стены проницаемы, восприимчивы к стихиям — будь то солнечный свет, дождь или ветер. Крест, по сути единственное, что указывает на первоначальную функцию и специфику здания, находится на воде, вырастает из нее, тянется к небу вместе с деревьями вокруг. Ряды скамеек обращены вовсе не к алтарю — вместо него пейзаж, который меняется в зависимости от времени суток и времени года, меняя настроение внутри здания, делая каждый поход в этот храм уникальным.

 

Церковь Света

На первый взгляд, очень камерная, неприметная постройка — ее свет внутри. Солнечные лучи проникают в церковь лишь через два перекрещенных проема в стене, образующих крест. Крест в данном случае — не материальный. Божественное проникает в пространство непосредственно в виде света. Бетонные аскетичные стены не мешают этому еле уловимому диалогу: входящий видит лишь свет, может вобрать его в себя. В этом уникальность пространства. В этом чудо, созданное человеком.

Тадао Андо. Церковь Света. 1989 // ФормасловТадао Андо. Церковь Света. 1989 // Формаслов

В плане церковь представляет собой бетонную «коробку», которую придумал любимый архитектор Тадао Андо — Ле Корбюзье. Андо разрезает этот правильный и сухой объем диагональной стеной. Так образуется короткий, но такой важный для архитектурной задумки путь — его обязательно должен пройти входящий в церковь, прежде чем оказаться непосредственно внутри здания. Для Андо важно это некое пограничье — небольшое пространство для паузы, тишины, предвкушения чуда.

 

Храм Воды

Церковь Света, Храм Воды — корни такого взаимоотношения с миром кроются в японской культуре. К примеру, при устройстве сада (а сад для японца — особое пространство) часто выбирался его «главный герой». Так появлялись сад камней, сад мхов, сад воды. При этом всегда подчеркивалась некая двойственность мира, а сад — маленькая модель мира. Поэтому для художника, который осмеливается вмешаться в мир природы, опорой служат два «компонента» — вода и камень, это Инь-Ян сада.

Тадао Андо. Храм Воды.1991 // Формаслов

Андо выбирает воду и бетон. На сочетании противоположностей строится уникальная гармония — гармония на стыке миров, природного и архитектурного. Входя в Храм Воды, человек попадает в пространство, которое выходит за рамки повседневной жизни, побуждает к медитации и аскетизму. Андо напоминает не только японцам, но и всему миру о важной грани человеческой жизни — о минутах созерцания. Эта способность укоренена в японском искусстве — в живописи, архитектуре, поэзии. Тадао Андо развивает традицию, по-своему осмысляя возможности архитектора, которые к рубежу XX—XXI веков достигли новых вершин.

Тадао Андо. Храм Воды.1991 // Формаслов

Бетон и его свойства позволяют Андо создать чистый объем воды, сосредоточить на нем все внимание. Нечто божественное, небесное не заключено в стенах, а разлито на зеркальной глади воды, покрытой лотосами. По середине нашлось место и для человека в этом маленьком мире, его маленький путь.

Варвара Заборцева

 

13 примеров современной архитектуры Тадао Андо

Архитектура

Бетон, стекло и сталь оживают в музеях, пересадочных станциях и домах японских архитекторов

  • 3

    Фото: Jong-Won Heo

    Родившийся в 1941 году, Тадао Андо — архитектор-самоучка, чья эстетика минимализма и любовь к природным материалам, таким как стекло и бетон, принесли ему Притцкеровскую премию в 1995 году. элементы, в том числе естественный свет, который рассеивается в интерьерах под правильным углом, бассейны с водой, отражающие его угловатые конструкции, и методы вентиляции, имитирующие человеческое дыхание. Из-за этого конструкции Андо на самом деле довольно сложны, несмотря на их простой внешний вид и склонность к сохранению открытого пространства. Икона японской культуры, Андо построил большинство зданий своего творчества в своей родной стране и даже пожертвовал свою Притцкеровскую премию сиротам 19-го века.95 землетрясение в Кобе. Далее следует подборка наиболее заметных работ Андо, примечательных не только своей эстетикой, но и продуманностью и заботой о людях, которых они принимают.

    На снимке: Музей Хансоль, построенный на вершине горного хребта Тэгваллен в Южной Корее, представляет собой модульное сооружение, построенное из местного известняка. В дополнение к обширной коллекции современного искусства, в здании есть арка Александра Либермана над дорожкой к входу. Построенный в 2013 году, музей также окружен многоуровневым водным садом.

  • Фото: View Pictures/Getty Images

    Стены из бетона и стекла образуют безмятежный Пулитцеровский фонд искусств в Сент-Луисе. Этот музей, открытый в 2001 году по заказу Эмили Раух Пулитцер, мецената и внучки знаменитого Джозефа Пулитцера, представляет произведения искусства из частной коллекции престижной семьи. В 2014 году в музее под руководством Андо был проведен ремонт, в результате которого были созданы две новые публичные галереи.

  • Фото: View Pictures/Getty Images

    Построенный в сотрудничестве с модельером Иссей Мияке, музей 21 21 Design Sight имеет стальную крышу, вдохновленную концепцией Мияке «Кусок ткани», которая исследует взаимосвязь между человеческим телом и одеждой. Расположенное в Токио двухуровневое здание со стеклянными стенами предназначено для изучения того, как дизайн влияет на повседневную жизнь. Строительство музея было завершено в 2007 году.

    • Фото: Барри Виникер/Getty Images

      Центр Стоун-Хилл, построенный в 2008 году, представляет собой художественную галерею и образовательное пространство в Художественном институте Стерлинга и Франсин Кларк в Уильямстауне, штат Массачусетс. Восточная часть здания, показанная здесь, представляет собой визуально линейную конструкцию из бетона, стали, стекла и дерева.

    • Фото: Такахиро Янаи/Getty Images

      Художественный музей префектуры Хёго, расположенный на юге Японии, хранит скульптуры, гравюры и картины, некоторые из которых связаны с землетрясением, разрушившим этот регион в 1919 году.95. Бетонная конструкция в характерном для Андо минималистском стиле, официально открытая в 2002 году. завершено в 1994 году. Созданный по заказу японской марки спиртных напитков Suntory, музей на самом деле представляет собой культурный комплекс с кинотеатром, торговым центром и рестораном в дополнение к галерее.

    Самые популярные

    • Фото: Allan Baxter/Getty Images во внутренние помещения. Строение окружено отражающим бассейном, а также 11 акрами пышной зелени.

    • Фото: Такахиро Янаи/Getty Images

      Станция Нанивабаси со стеклянными стенами и плавно изогнутой крышей представляет собой транзитный центр в Осаке, Япония. Станция, открытая для публики в 2008 году, находится рядом с другими культурными достопримечательностями, включая парк, библиотеку и музей.

    • Фото: Эрик Вандевиль/Getty Images

      По заказу Франсуа-Анри Пино, генерального директора французского конгломерата роскоши Kering, Андо в 2009 году отреставрировал и обновил венецианский художественный музей Пунта-делла-Догана. Канал Джудекка, здание представляет собой бывшее здание городской таможни.

    Самые популярные

    • Фото: Эрик Вандевиль/Getty Images

      В то время как внешний вид венецианского музея был просто отремонтирован, внутри сияет гений Андо. Архитектор переосмыслил пространство в характерном для него стиле минимализма, оставив кирпичную кладку открытой, отделав полы полированным бетоном и добавив элементы из стекла и стали. В результате получилось открытое воздушное пространство, в котором искусство имеет приоритет.

    • Фото: JTB Photo/Getty Images

      Литературный музей в Химэдзи, Япония, построенный из стекла и бетона, является домом для произведений японского философа Тетсуро Вацудзи и восьми местных писателей. Вход в музей осуществляется по пандусу, плавно поднимающемуся над многоуровневыми бассейнами с водой, выложенными щебнем. Главное здание было завершено в 1991, а пристройка с произведениями писателя Рётаро Сиба была завершена в 1996 году.

    • Фото: View Pictures/Getty Images Здание построено в Токио в 2005 году в результате сотрудничества Андо, японского интернет-магазина товаров для дома hhstyle.com, Armani Casa и компании по производству кухонь и ванных комнат Boffi. Угловое пространство, используемое в качестве выставочного зала для трех брендов-покровителей, отличалось интерьером из гофрированного белого металла с открытым и воздушным ощущением.

    Самый популярный

    • Фото: JIL Studio

      Омотесандо Хиллз, шоппинг и жилой комплекс в Токео, был завершен в 2005 году. розничной торговли, в здании есть место для 130 магазинов, большинство из которых находятся под землей и освещаются естественным светом из атриума наверху. Здание, расположенное напротив рощи дзельковых деревьев, имеет полупрозрачный стеклянный фасад с цветными светодиодными дисплеями.

    • Фото: View Pictures/Getty Images

      Станция Сибуя, открытая в 2008 году, является транзитным узлом в одноименном торговом районе Токио. Известная своим центральным атриумом, высоким пространством эллиптической формы, станция также примечательна своими «дышащими» свойствами — горячий воздух от поездов поднимается вверх через атриум, а холодный воздух с первого этажа поступает внутрь, создавая естественный цикл. вентиляции, чтобы сделать ежедневные поездки более комфортными.

    ExploreArchitectureинновационный дизайнInnovation

    Читать далее

    архитектура

    9 домов по всему миру, вдохновленных НЛО

    Космоподобные конструкции, более известные как здания Гуги, были в моде в 1960-х годах — сейчас осталось только 68 зданий

    Минимализм | художественное движение | Британика

    Дональд Джадд: Без названия

    Просмотреть все медиа

    Похожие исполнители:
    Тони Смит Джон Адамс Элсворт Келли Ричард Серра Яёи Кусама

    Посмотреть весь связанный контент →

    Минимализм , главным образом американское движение в изобразительном искусстве и музыке, зародившееся в Нью-Йорке в конце 1960-х годов и характеризующееся крайней простотой формы и буквальным, объективным подходом.

    Минимальное искусство, также называемое искусством азбуки, является кульминацией редукционистских тенденций в современном искусстве, впервые проявившихся в композиции 1913 года русского художника Казимира Малевича «черный квадрат на белом фоне». Первичные конструкции скульпторов-минималистов Дональда Джадда, Карла Андре, Дэна Флавина, Тони Смита, Энтони Каро, Сола Левитта, Джона МакКракена, Крейга Кауфмана, Роберта Дюрана и Роберта Морриса, а также четкие картины Джека Янгермана, Эллсворта Келли, Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Эл Хелд и Джин Дэвис выросли из неудовлетворенности этих художников живописью действия, ветвью американского абстрактного экспрессионизма, основанной на интуитивном, спонтанном жесте, который доминировал в американском авангардном искусстве на протяжении большей части XIX века.50-е годы. Минималисты, считавшие, что живопись действия слишком личная и нематериальная, приняли точку зрения, согласно которой произведение искусства не должно относиться ни к чему, кроме самого себя.

    По этой причине они старались избавить свои работы от любых экстравизуальных ассоциаций. Использование резкого края, простой формы и линейного, а не живописного подхода было направлено на то, чтобы подчеркнуть двухмерность и дать зрителю немедленную, чисто визуальную реакцию. Они обратились за вдохновением к бесстрастным, тихим работам Барнетта Ньюмана и Ада Рейнхардта, представителей цветового поля абстрактной экспрессионистской живописи.

    Викторина «Британника»

    Окончательная викторина по искусству

    От символики до скульптуры — эта викторина познакомит вас с вашей художественной стороной.

    Живопись с жестким краем характеризуется крупными, упрощенными, обычно геометрическими формами на общей плоской поверхности; четкие, четкие контуры; и широкие области яркого немодулированного цвета, которые были окрашены в негрунтованный холст. Она отличается от других видов геометрической абстракции тем, что отвергает как лирическую, так и математическую композицию, поскольку даже в этой упрощенной области они являются для художника средством личного самовыражения. Минимальное резкое рисование — это анонимное построение простого объекта.

    Минимальная скульптура состоит из чрезвычайно простых, монументальных геометрических форм, сделанных из стекловолокна, пластика, листового металла или алюминия, либо оставленных необработанными, либо полностью окрашенных в яркие промышленные цвета. Как и художники, скульпторы-минималисты пытались сделать свои работы полностью объективными, невыразительными и нереферентными.

    Минималистское искусство, наряду с музыкой Эрика Сати и эстетикой Джона Кейджа, оказало заметное влияние на минималистскую музыку. Реагируя на сложный, интеллектуально изощренный стиль современной музыки, некоторые композиторы начали сочинять в простом, буквальном стиле, создавая тем самым чрезвычайно простую и доступную музыку. Ла Монте Янг, например, составил ряд электронных «сред с непрерывной частотой», в которых он генерировал несколько тонов, а затем поддерживал их с помощью электроники, иногда в течение нескольких дней или недель.

    Янг очень мало добавил к этой структуре и практически исключил вариацию как метод развития. Как и Янг, Мортон Фельдман пытался устранить вариации. Его работы исследовали новаторские инструментальные тембры через медленную последовательность несвязанных мягких звуков. Другая группа композиторов — Филип Гласс, Стив Райх, Корнелиус Кардью и Фредерик Ржевски — находилась под влиянием музыки Индии, Бали и Западной Африки. Они использовали простые гармонические и мелодические паттерны в своей часто повторяющейся музыке.

    Как в музыке, так и в изобразительном искусстве минимализм был попыткой исследовать основные элементы формы искусства. В минималистском изобразительном искусстве личные, жестовые элементы были убраны, чтобы выявить объективные, чисто визуальные элементы живописи и скульптуры. В минималистской музыке традиционная трактовка формы и развития была отвергнута в пользу исследования тембра и ритма — музыкальных элементов, в значительной степени незнакомых западным слушателям.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *