Разное

Архитектор ф л райт: биография и 5 лучших домов архитектора

Содержание

биография и 5 лучших домов архитектора

Множество реализованных проектов, популяризация органичной архитектуры и собственная философия стиля — именно за это Фрэнка Ллойда Райта называют величайшим американским архитектором

Фото: Shutterstock

О жизни, принципах и главных архитектурных проектах мастера рассказываем в нашей статье.

  • Кто такой
  • Краткая биография
  • Основные принципы
  • Знаменитые здания
  • Комментарий эксперта

Эксперт в этом материале:

  • Айрат Багаутдинов, историк инженерии, руководитель проекта «Москвы глазами инженера»

adv.rbc.ru

Кто такой Фрэнк Ллойд Райт

Фрэнк Ллойд Райт (Фото: Wikimedia Commons)

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) был последователем и популяризатором органической архитектуры: он считал, что любые здания должны максимально вписываться в ландшафт и гармонировать как с его обитателями, так и с окружающей средой.

Его стиль прерий стал основой дизайна гражданской архитектуры XX века в США: он построил около 50 домов с 1900 по 1910 год [1]. Здания отличались плоскими крышами, сплошным ленточным остеклением и искусной мимикрией под пейзаж вокруг. Для строительства Райт также подбирал природные материалы, которые характерны для конкретной местности, и считал, что любое сооружение должно быть целесообразным, а форма отвечать назначению.

Дом Фрэнка Ллойда Райта в Си-Клиффе (Фото: Wikimedia Commons)

Фрэнк Ллойд Райт спроектировал около 800 зданий, из которых 380 были построены. В 2019 году ЮНЕСКО включила восемь из них в список объектов Всемирного наследия. Он известен как главный практикующий архитектор Школы прерий, среди его знаменитых работ — собственная летняя резиденция Талиесин, отель «Империал», Дом над водопадом, Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Краткая биография Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт с японскими учениками (Фото: Wikimedia Commons)

Фрэнк Ллойд Райт родился в Ричленд-центре, штат Висконсин, 8 июня 1867 года в семье проповедника и музыканта Уильяма Кэри Райта и учительницы Анны Ллойд Джонс. Из-за работы отца семья много переезжала, а в 1885 году после развода родителей 18-летний Фрэнк совмещал работу с учебой в университете. В итоге так и не получив профильного образования, спустя два года он переехал в Чикаго и начал трудиться под руководством известного архитектора Луиса Салливана. Оценив потенциал юного коллеги, Салливан отдавал ему в работу множество проектов по жилой недвижимости. Но из-за того что брал заказы со стороны, Ллойд был уволен. В 1939 году архитектор открыл собственную компанию.

Сотрудничество с родоначальником американского модернизма и основателем Школы прерий Луисом Салливаном очень сильно повлияло на Ллойда. После промышленной революции у архитекторов появилось множество новых материалов, но не было навыков работы с ними. Облику построек того времени не хватало индивидуальных черт, присущих именно США, они так или иначе принадлежали к уже сложившимся до этого архитектурным стилям. Фактически благодаря проектам Ллойда, который стал продолжателем и главным идеологом органической архитектуры, в Америке ярко проявился собственный стиль. Дома прерий, построенные по проектам Фрэнка с 1900 по 1917 год, максимально отражали его взгляды на архитектуру. Они идеально вписывались в окружающий пейзаж и не нарушали его целостность. В этом же формате архитектор построил собственную резиденцию Талиесин, которая стала своеобразным манифестом его архитектурных принципов. Увы, именно здесь произошла одна из главных трагедий его жизни: слуга, который работал у Ллойда, убил его супругу Марту Чейни и ее двоих детей, а затем поджег дом.

Чтобы пережить трагедию, Райт активно взялся за новый проект в Японии: он приехал в страну в 1916 году и остался там на пять лет. Построенный по его чертежам отель «Империал» причислили к достопримечательностям Токио. Но во время Второй мировой войны бомбежки повредили здание, а перестраивать его, в отличие от Талиесина, Фрэнк не стал.

К 30-м годам XX века популярность архитектора пошла на спад, необходимы были новые заказы. В Талиесине он открыл творческую мастерскую, и одним из его учеников стал сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Благодаря этому знакомству Фрэнк Ллойд Райт получил предложение построить для Кауфманов семейную резиденцию. Проект стал инновационным: часть утеса, на котором стоял дом, была вписана в интерьер, водопад на участке также оказался структурным элементом постройки. Он получил название «Дом над водопадом» и стал одной из визитных карточек архитектора. Знаковым проектом для Райта оказался и музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке. Проектирование и возведение необычного здания заняли около 16 лет. В итоге для посетителей здание открылось уже после смерти архитектора в 1959 году.

Основные архитектурные принципы Фрэнка Ллойда Райта

Модель Дома с водопадом, 1935 (Фото: Wikimedia Commons)

Райт написал много трудов, в которых подробно рассказывал о взглядах на архитектуру и делился собственными концепциями. Фрэнк считал, что ни один вид искусства не может существовать без собственной философии, в том числе архитектура [2].

1. Встроенность в ландшафт

Любая постройка, будь то частный жилой дом или общественное здание, должна быть максимально вписана в ландшафт. Это стало основополагающим принципом в органической архитектуре: каждый проект Райт рассматривал как часть окружающего мира. Дома лучше всего смотрятся, когда они буквально сливаются с местным пейзажем. Поэтому все его проекты уникальны и существуют в контексте, в который их поместил архитектор.

2. Натуральные материалы

По той же причине Фрэнк Ллойд Райт всегда старался использовать материалы, которые характерны для местности, где происходит строительство. Так, по мнению архитектора, он нивелировал вмешательство в природный пейзаж и делал постройку частью ландшафта. При этом Райт избегал слишком большого количества разных фактур.

3. Единообразие внутри и снаружи

Дом Розенбаума в Алабаме (Фото: Amanderson2/Flickr)

По мнению Райта, по-настоящему органичное здание начиналось с дизайна интерьера и распространялось дальше, на экстерьер. Оно должно находиться в гармонии со временем, местом и обитателями. И рассматривать любую постройку с точки зрения органичности можно, учитывая все эти параметры. Поэтому Фрэнк разрабатывал не только внешнюю часть здания, но и выступал дизайнером мебели, ковров, тканей, художественного стекла, освещения, графики. При этом мебель он часто старался сделать частью самой постройки.

4. Свободная планировка

Дом Гордона в Орегоне (Фото: Wikimedia Commons)

В частных жилых домах Райт отказывался от деления помещения на разные комнаты. Он считал, что людям необходимо свободное пространство, в котором можно беспрепятственно перемещаться, а отдельные комнаты в его понимании больше походили на клетки, чем на жилые помещения. Разные функциональные зоны он выделял визуально, избегая лишних дверей и перегородок.

5. Человеческий масштаб

Также архитектор был против несоразмерных человеку площадей как в длину, так и в высоту, поэтому, например, избегал высоких потолков. Он считал, что жилище должно соответствовать размеру его обитателей, быть уютным. По мнению Райта, это помогало ценить пространство в архитектуре.

Знаменитые здания архитектора Фрэнка Ллойда Райта

Многие здания Райта вошли в историю и навсегда изменили американскую стилистику архитектуры.

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908 (Фото: Eden, Janine and Jim/Flickr)

В 1905 году, после того как Церковь унитарной общины сгорела в результате удара молнии, начался поиск архитектора, который построил бы новое здание. Из многих кандидатур выбрали Райта. В строительстве нужно было использовать только один материал, поскольку бюджет проекта составлял всего $45 тыс. Самым дешевым был бетон, и архитектор остановил свой выбор на нем.

Церковь Единения в Оак-Парке, штат Иллинойс, 1908 (Фото: Wikimedia Commons)

Визуально храм выглядит как массивный и монолитный бетонный куб с небольшим орнаментом на колоннах, укрытый широкой плоской крышей. Внутри он разделен на два пространства: в одном проходят службы, в другом — общественные мероприятия. Друг с другом их соединяет небольшая лоджия. Для того чтобы шум с улицы проникал в помещение как можно меньше, архитектор расположил окна и витражи под крышей. Цветные стекла разных естественных оттенков создают внутри помещения естественное освещение и напоминают о натуральных природных оттенках.

Работа над этим проектом повлияла не только на историю архитектуры, но и на мировоззрение Райта: теперь, по его мнению, сердцем здания должно быть пространство, а не стены. Церковь Единения стала одним из первых памятников модернизма в XX веке.

Дом Роби в Чикаго, 1909

Дом Роби в Чикаго, 1909 (Фото: Wikimedia Commons)

Это один из лучших примеров раннего периода творчества архитектора  в концепции Школы прерий. Райт спроектировал его полностью — начиная от дома и заканчивая интерьером, освещением и мебелью.

Дом Роби сливается с окружающим его ландшафтом: в нем преобладают горизонтальные линии, а само здание составляет сложную композицию — несколько прямоугольных форм, наложенных друг на друга, которые покрывает плоская крыша. Дом ассоциируется с бескрайними просторами прерий благодаря силуэту здания и цвету стен. Они сделаны из красно-оранжевого кирпича, а для того чтобы подчеркнуть горизонтальность каждого в отдельности, швы заполнены раствором кремового и кирпичного цветов.

Внутри дома много свободного пространства, одно помещение перетекает в другое, а центром всей композиции становится камин в гостиной. Узор на окнах-витражах перекликается с узорами на гобеленах внутри дома, а также с воротами и оградой вокруг него. Дом Роби объявлен Национальным историческим памятником, а также внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния, 1923

Дом «Миниатюра» в Пасадене, штат Калифорния (Фото: Jeremy Levine/Flickr)

Это творение стало предвестником юсонианского периода Фрэнка Ллойда Райта: спустя 13 лет, в 1936 году, он спроектировал и построил в этом стиле более 50 домов, и все они были похожи друг на друга.

Достаточно компактные, в один этаж, они строились для американцев со средним достатком. Именно такие дома архитектор планировал возвести в Бродакр-сити, городе будущего, который он описал в книге «Исчезающий город».

А во время строительства La Miniatura Райт озаботился судьбой бетонного блока — дешевым, но некрасивым материалом, чью репутацию надо было реанимировать. И тогда Фрэнк предложил новый вариант использования: отливать блоки нестандартной кубической формы. Внутри они должны быть полыми, чтобы нанизывать их на арматурные стержни. Позже Райт станет называть их «текстильными»: то ли из-за сходства конструкции с плетеной тканью, то ли благодаря нанесенным на них узорам, похожим на орнаменты индейцев майя, — так архитектор совместил функциональность с эстетизмом. Одной из задач Райта было максимально вписать дом в окружающий ландшафт. Поэтому он выбрал для строительства необычное место в овраге, окруженное эвкалиптами. А в бетонные блоки добавил песок, гравий и минералы, найденные на участке.

Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939

Дом над водопадом в Пенсильвании, 1939 (Фото: Shutterstock)

Дом над водопадом расположен в живописном месте Медвежий ручей, и журнал Time назвал его самым красивым проектом Фрэнка Ллойда Райта [3]. Несмотря на многочисленные разногласия с заказчиком, архитектору удалось настоять на своем и вписать сооружение в окружающий ландшафт, разместив его над природным водопадом. Он аргументировал это тем, что владельцы должны жить с водопадом, а не просто смотреть на него. В доме реализовались два важных аспекта творчества Райта: максимальная гармония строений с природой и его увлечение японской архитектурой.

И снова при строительстве архитектор использовал местные материалы с ближайших каменоломен: очаг камина сделан из валунов, выступающих из пола в гостиной, полом послужили отполированные камни. Консольные террасы напоминают выступы скал, дом украшает беспрерывное остекление, а вода поступает из природного источника. Лестница из гостиной ведет на смотровую площадку непосредственно к водопаду. Сама постройка смотрится полностью горизонтальной, в доме достаточно низкие потолки и небольшие изолированные комнаты-спальни — такой интерьер, считал Райт, побуждает людей чаще выходить в общие зоны и проводить больше времени на террасах, любуясь природой. Многие детали интерьера архитектор разрабатывал сам, чтобы все было выполнено в едином стиле. 11 мая 1976 года Дом был объявлен Национальным историческим памятником США.

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959

Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1959 (Фото: Wikimedia Commons)

Хилла фон Ребай, первый директор музея Соломона Гуггенхайма, обратилась к Райту в 1943 году, вдохновившись его книгами. Больших заказов в Нью-Йорке у архитектора еще не было, поэтому он быстро согласился построить необычное здание, в котором будут размещены шедевры современного искусства. Спустя 16 лет работы, более 700 эскизов проекта, смерти заказчицы и самого архитектора музей был построен. И это стало одним из его главных архитектурных манифестов.

По задумке Фрэнка Ллойда Райта, здание, в котором расположена коллекция, должно стать такой же ее частью и продолжением, а не просто местом для хранения. Райт считал, что после завершения строительства соседний «Метрополитен» по сравнению с его проектом будет смотреться как «старый амбар» [4]. Он отказался от традиционного для того времени классического музейного здания. Вместо этого недалеко от Центрального парка появилось белоснежная постройка цилиндрической формы из армированного бетона, устремленная к небу. Она также напоминает ленту, которая расширяется по мере того, как в форме спирали поднимается к стеклянному потолку. Райт хотел добиться ощущения единого музейного пространства, бесконечного этажа: винтовой пандус плавно поднимается от земли к стеклянному куполу наверху, а вдоль него расположены произведения искусства. Такое решение вызвало много критики: его называли «стиральной машиной», «имитацией улья» и даже «гигантским унитазом», а некоторые художники-авангардисты считали, что такая архитектура конкурирует с экспонатами и отнимает у них внимание посетителей [5]. Но, несмотря на это, здание музея было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также считается одним из величайших творений архитектора.

Комментарий эксперта

Айрат Багаутдинов, историк инженерии, руководитель проекта «Москвы глазами инженера»:

— Фрэнк Ллойд Райт — человек-эпоха, его творческий путь продлился более 60 лет: начался еще в 90-е годы XIX века, а закончился вместе с его смертью в конце 1950-х. За эти годы он создал не 10, не 15, а сотни произведений в разных стилях. Он стал во многом родоначальником ар-деко и очень сильным модернистом. Конечно, в Америке были масштабные архитекторы и прежде, но они часто повторяли европейские тенденции или находили собственный почерк в этих рамках. А Райт стал первым американцем, который действительно создал не просто свой стиль, а несколько разных стилей. Они очень сильно повлияли на то, что происходило после него. Поэтому он не просто великий архитектор, а именно великий американский архитектор, первый грандиозный уроженец своей земли, работавший в сфере архитектуры. Кроме того, в своем творчестве он стремился отразить именно американский пейзаж, культуру, менталитет. Это была одна из главных его забот, начиная с идеи домов-прерий, которые появились еще в нулевые годы, на заре его творчества. У него все крутилось вокруг поиска специфического американского стиля и органичной архитектуры. В целом, если говорить про Райта, я бы все-таки использовал понятие «органичная архитектура». Райт специально поясняет в одной из своих статей, что он имеет в виду архитектуру, которая органична какому-то региону, стране в целом, вмещает в себя ее традиции, оптимальна для ее климата, воплощает строительные традиции, характерные материалы, откликается на рельеф.

Дом в Висконсине (Фото: Wikimedia Commons)

Первый наиболее выдающийся проект, когда еще господствовал модерн, — штаб-квартира компании «Ларкин», сейчас к сожалению утраченная. Можно сказать, что весь XX век вышел из этого здания. Там и предчувствие будущего ар-деко, модернизма, кирпичного экспрессионизма. Потом, конечно, стоит вспомнить дома прерий, особенно в зрелый период, например дом Фредерика Робби 1908–1909 годов, где он нашел квинтэссенцию своего почерка. Это сложная композиция, текучее внутреннее пространство, элементы дизайна в духе ар-деко.

Затем тоже, к сожалению, не сохранившийся отель «Империал» 1915–1920 годов в Токио. Это была крайне фантазийная, совершенно невероятная постройка. Во многом открывающая ар-деко с его любовью к Японии, с фантазийными деталями интерьера. Нужно просто один раз увидеть это здание хотя бы на фото, чтобы понять: оно действительно одно из самых необычных и ярких за весь XX век. Дом Эннисов в Лос-Анджелесе 1923–1924 годов, в котором очень классно воплощаются идеи использования мезоамериканских стилей. Само здание имеет пирамидальную форму, были изобретены очень интересные керамические панели, напоминающие какие-то мезоамериканские орнаменты. Получилось что-то совершенно самобытное, яркое, новая страница в его творчестве, хотя, казалось бы, сколько он уже всего создал до этого.

Конечно, стоит вспомнить Дом над водопадом, это одна из самых известных его построек, такой манифест органичной архитектуры. Опять что-то совершенно новое, непохожее на предыдущие его творения. По форме — модернистское, по философии — восходящее к модерну с его восхищением природой. Музей Гуггенхайма, безусловно, очень трюковая вещь, которая вроде бы считается ярким памятником модернизма, но на самом деле, если посмотреть проектные чертежи, можно увидеть и фирменные черты его стиля ар-деко, бронзовые необычные геометрические рельефы, которые не были в итоге созданы. Конечно, есть более раскрученные здания, есть менее.

Гражданский центр округа Марин в Калифорнии (Фото: Sswj/Flickr)

Еще бы я хотел обратить внимание на одно менее известное, на мой взгляд, но очень эффектное и важное творение Райта: гражданский центр округа Марин в Калифорнии. Это такая его лебединая песня. Он спроектировал эту вещь и умер через пару лет, достраивали уже без него. Здесь тоже потрясающе сплавились его модернистские и органические взгляды. У здания лаконичные, текучие, аэродинамические формы, в то же самое время есть элементы ар-деко, мезоамериканского стиля в том числе. Очень стильное здание, воспетое совершенно прекрасно в фильме Эндрю Николя «Гата», где оно является одним из главных героев наряду с персонажами.

Еще одна черта гения — он практически не был понят при жизни. И вот эта его известность, которую мы сегодня наблюдаем, скорее всего, посмертная. Прямой быстрой популяризации его органичной архитектуры долгое время не было, это влияние случилось, скорее всего, в постмодернистскую эпоху. Принципы наследования традиций, внимание к локальному, историческому контексту, интерес к вернакуляру, народной архитектуре — это все будет непонятно в модернистскую эпоху с ее преклонением перед прогрессом, движением к будущему. Поэтому он повлиял, скорее, на постмодернистскую архитектуру своими принципами. Не столько даже стилистически, поскольку не будет буквально чего-то похожего, например, на Дом-водопад, но принципы, которые он описывает, действительно будут поняты уже в 1970-е годы, через пару десятилетий после его смерти».

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Ар-деко в творчестве Фрэнка Ллойда Райта 1910-1920-х

0 8 июня 1867 родился великий американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Слава его стиля давно перешагнула круг научных публикаций и даже в России переросла в настоящую народную любовь к «дому в стиле Райта». Кто не видел под Москвой или даже не проектировал сам особняки в таком стиле? Однако почти никто из нас не видел этих его домов в натуре. Все они, разбросанные в километрах от центра Чикаго и пережившие уже столетие со дня своего возведения, образуют круг построек, объединенных волей этого гениального мастера, которому буквально с нуля удалось создать свой собственный, радикальный стиль. И именно с биографии Райта, как кажется, списан ставший каноничным образ архитектора-новатора, рисующего все – от дверной ручки до небоскреба. Однако была ли архитектурная карьера Райта счастливой?

Выстроив в общей сложности более 350 особняков, Райт оказался зажат в рамки выбранного им самим жанра – загородного дома, свободно распластанного по территории, одновременно и «укорененного в земле», и потустороннего, левитирующего. Как кажется, дома Райта всегда решены невысокими этажами с сильно вынесенными карнизами, аккуратно нарисованными редкими деталями и изысканными витражами. Но что это было, проявление роскоши или экономии? В контексте возведения в Нью-Йорке и Чикаго десятков богато украшенных высотных зданий 1900-30-х – скорее второе.

Известные нам сегодня как «дома в стиле Райта», особняки эти были, в значительной мере, продиктованы японской культурой, знакомство с которой состоялось еще на Всемирной выставке в Чикаго (1893). Именно там выполненный в традиционном стиле японский павильон поразил воображение молодого архитектора – и жесткой геометрией форм, и контрастным сочетанием цветов. Райт увидел в этом не экзотику, но стиль будущего.[1] Не получив классического архитектурного образования, Райт первые годы работал в мастерской Луиса Салливена. Однако соприкосновение этих двух гениев – фигура Салливена заслуживает отдельного повествования – дало искру. Они не могли работать вместе, один родившийся с циркулем руке, другой – с угольником. Все, что у Салливена было нарисовано криволинейно, уРайта получилось ортогонально.[2] И потому, начиная с дома Уинслоу в Оак парке (1893), Райт ищет путь к самостоятельной архитектурной работе.[3]

Дом Уинслоу, Ф.Л. Райт, 1893

Bilyan Belchev / CC BY-SA 4.0

Роби хаус в Чикаго Ф.Л. Райт 1908

Lykantrop / free use


Подчеркнем, в 1900-е годы Райт закладывает основы и авангарда, и ар-деко. Собственно, как пионера ар-деко можно рассматривать и его «учителя» Салливена. [4] Оба они, такие разные, стали основоположниками этого нового стиля. И только через много лет американские архитекторы, наконец, «увидят» и оценят революционную красоту и новацию работ Салливена и Райта.[5] Удаленные окраины Чикаго и малые соседние городки известны теперь только благодаря этим постройкам. В Чикаго автору этих строк посчастливилось увидеть лишь две постройки великого мастера – это знаменитый особняк Роби хаус (1908) и монументальную церковь Юнити темпл (1906), выстроенную Райтом в Оак парке. Но и этого было достаточно, чтобы оценить мощную силу этого сложного, новаторского искусства.

Роби хаус в Чикаго Ф.Л. Райт 1908

Фотография: Андрей Бархин

Вестибюль станции метро «Сокольники», 1935

Фотография: 1935 / Pastvu


Роби хаус, скромный по размерам особняк, стал известнейшим примером американского авангарда и т. н. «стиля прерий».[6] Однако он стал объединением самых разных эстетических идей – его интерьеры стали воплощением ориентализма, а горизонтали карнизов, как представляется, уже предвещают эстетику стримлайна, одного из течений в архитектуре и дизайне 1920-30-х. Редким в СССР подражанием стилю чикагского мастера стал наземный вестибюль станции метро «Сокольники» (1935). На это указывают и общие пропорции, и упрощенные профиля, а также окна и цоколя, увенчанные характерными вазами. Косвенное влияние Райта ощущается вработах Э. Мендельсона и О. Перре.[7] Отметим, что в архитектуре примеры «ребристого стиля» и стримлайна возникают на 10-20 лет раньше аналогичных форм в автомобильном дизайне.

Роби хаус в Чикаго, Ф.Л. Райт, 1908

Фотография: Андрей Бархин


Наиболее заметное влияние стиль Райта оказал на становление архитектуры амстердамской школы.[8] Ратуша в Хильверсуме (В. Дудок, 1928) предстает крупнейшим образцом европейского авангарда, но его формы почти дословно цитируют чикагский первоисточник. В Хильверсуме перед зрителем предстает укрупненный до размеров ратуши образ Роби хауса, сохранивший все детали прототипа – монументальные подоконные тумбы, горизонтали карнизов и клетчатые полоски заглубленных окон. Печная труба вросшего в землю особняка превратилась в колокольню, парящую над водоемом.

Ратуша в Хильверсуме, В. Дудок, 1928

Фотография: Андрей Бархин

Ратуша в Хильверсуме, В. Дудок, 1928

Фотография: Андрей Бархин

Юнититемпл в Оак парке, Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906

Фотография: Андрей Бархин


В архитектуре Юнити темпл очевидно и увлечение Райта японской культурой (особенно, как и в Роби хаус, в интерьере), и открытие мастером новых стилевых форм – фантазийной геометризации ар-деко и абстракции авангарда. [9] Причем пластика этой церкви сочетает в себе и неоархаические, ацтекские образы, и технократические, машинные. Юнити темпл – это редчайший, реализованный образец из целой серии проектов Райта, созданных в формах раннего ар-деко в 1900-10-е. Но даже один этот памятник говорит о его создателе, как о великом мастере, проложившем новый путь, по которому можно было бы совершать все новые шаги.

Юнититемпл в Оак парке, Чикаго, Ф.Л. Райт, 1906

Фотография: Андрей Бархин

Синагога в Амстердаме, Г. Элте, 1927

Фотография: Андрей Бархин

ПроектКолл пресс билдинг, Сан Франциско, Ф.Л. Райт, 1912

Слева: Фрэнк Ллойд Райт рядом с макетом проекта в Сан-Франциско / фотография Bill Ray. Справа: ПроектКолл пресс билдинг, проект, Ф. Л. Райт, 1912


Период 1910-1920-х стал для Европы и США эпохой обмена архитектурными новациями, и после выставки 1925 года в Париже мода на новый стиль, ар-деко уже полновластно захватит города Америки. Однако еще в 1910 г. в Берлине выходит двухтомное издание проектов и построек Ф. Л. Райта, и оно оказало значительное влияние на развитие в Европе и авангарда, иар-деко. Ответом Юнити Темпл стали, выстроенные в Амстердаме и повторяющие ее формы, здания – Синагоги (Г. Элте, 1927) и Иерусалимской церкви (Ф. Б. Янтсен, 1929).

Холлихок хаус в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1919-22

Teemu008 from Palatine, Illinois / CC BY-SA 2.0


В эстетике раннего ар-деко Ф. Л. Райт был готов создавать не только особняки. Одним из первых примеров «ребристого стиля» мог бы стать небоскреб Колл билдинг, спроектированный для Сан Франциско в 1912 г.. Шедевром мастера стал проект высотного здания Нэшнл Лайф Иншуранс билдинг для Чикаго (1924). Однако сообщество архитекторов и заказчиков в те годы фактически отвергло мастера. Райта не воспринимали, как архитектора годного для работы с высотными зданиями. И это в 1920-е, то есть годы массового строительства высотных зданий и расцвета их стиля – ар-деко.

Еннис хаус в Лос-Анджелесе, Ф.Л. Райт, 1924

Mike Dillon / CC BY-SA 3.0

«Дом над водопадом», Ф.Л. Райт, 1936

Фотография: Carol M. Highsmith / Библиотека Когресса США / public domain


В те годы Райт работает в Японии, а затем в Лос-Анджелесе, где возводит великолепную серию частных вилл, особняков.[10] Это Холлихок хаус (1919-1922), Миллард хаус (1923), Сторер хаус (1923), Фриман хаус (1923), Еннис хаус (1924), выстроенные из бетона в архитектуре т.н. «текстильных блоков».[11] И их пластика воплотила в себе парадоксальный синтез неоархаических и технократических мотивов, однако это дало здесь сильнейший художественный результат. Таким образом, эволюция стиля Ф. Л. Райта в 1910-20-е состояла в усложнении архитектурной декорации и приближении к эстетике ар-деко.

Творчество Райта было крайне разнообразно, это было последовательное движение от одной концепции к другой – от «стиля прерий» к «текстильным блокам» и «юсоновским домам».[12] Однако если на рубеже 1900-10х работы мастера действительно опередили время – и по архитектурной графике, и по пластике и композиции объемов, то на рубеже 1920-30-х, когда архитектура ар-деко достигла своего расцвета, Райт оказался не востребован.[13] Более того, в то время как на рубеже 1910-20-х в работах мастера заметно некое сближение фантазийно-геометризованной пластики его особняков с откровенной неоархаической, мезоамериканской стилизацией, в Европе и СССР уже зарождается эстетика авангарда.[14] И в 1920-30-е гг. архитектура Райта, парадоксальным образом, оказалась уже не актуальна ни в возводимых в классике столицах – Вашингтоне и Москве, ни в творческих лабораториях ВХУТЕМАСа и Баухауза. [15]

Наиболее радикальным жестом в творчестве Райта 1920-30-х стал знаменитый «Дом над водопадом» (1936). Это был, по выражению мастера, образец т.н. «органической архитектуры».[16] Подобная терминология сперва может несколько сбить столку, ведь железобетонные консоли «Дома над водопадом» столь же «органичны» в пропитанном влагой лесу Пенсильвании, как и неоклассические портики. Однако принципы «органической архитектуры», «organic architecture» Ф. Л. Райта были эволюцией идей Луиса Салливена (1856-1924), его тезиса «Форма следует функции». Несмотря на разногласия, Райт навсегда сохранил уважение к своему старшему коллеге, называя его «Lieber Meister», «Дорогой учитель».[17]

«Дом над водопадом» стал манифестом авангардной абстракции. Не многие, кто бывал в США, видел этот объект.[18] Расположенный в сотнях километров от Нью-Йорка и Чикаго, и затерявшийся в лесах под Питтсбургом, он остается одним из самых труднодоступных и притягательных для поклонников наследия Райта. Однако созданный во второй половине 1930-х, то есть спустя годы после расцвета советского авангарда этот памятник кажется запоздалым откликом на новации Европы и СССР. [19]

По удивительной симметрии истории, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) и советский архитектор И. В. Жолтовский (1867-1959) прошли свой жизненный путь в одни годы.[20] Такие разные – Жолтовский проработавший больше 30 лет на государство и осуществивший в Москве десяток неоренессансных зданий, и Райт, новатор, работавший исключительно для частного заказчика. В этой параллели, как кажется, нет ничего общего кроме сходства цифр, дат рождения и смерти. Однако в этом видится характерная иллюстрация двух творческих стратегий – одни сочиняют язык, другие на нем умело говорят. В. А. Моцарт был рожден создавать новую гармонию, С. Т. Рихтер – эту гармонию исполнять. И творчество Фрэнка Ллойда Райта с блеском демонстрирует нам торжество первого принципа.

Материал подготовлен для Архи.ру и Isolationmag.ru

 


[1] В 1905 г. Райт предпринимает путешествие в Японию (первое из целой серии) и начинает коллекционировать японские гравюры. В 1919-23 он проектирует в Токио отель «Империал» (не сохр.) и виллу Т. Ямамура (1918-1924).
[2] Архитектурная фирма «Адлер и Салливен» была на рубеже 1880-1890-х среди лидеров в строительстве первых небоскребов. Однако сотрудничество Данкмара Адлера и Луиса Салливена было прервано крахом на биржах в 1893 г. и последовавшей за этим экономической депрессией. В том же году фирму покидает и Ф. Л. Райт. Формальным поводом для увольнения Райта была его работа над частными заказами на стороне. После разрыва отношений Салливен и Райт не разговаривали 12 лет.
[3] В 1893 г. Райт начинает свою самостоятельную архитектурную практику. К ранее возведенному в Оак парке своему дому (1889), он пристраивает мастерскую.
[4] Отметим, что тезис Салливена «Форма должна соответствовать функции» учитель и ученик понимали совершенно по-разному. Салливен понимал под «соответствием» предельно усложненную флористичную пластику, Райт – фантазийно-геометризованный, упрощенный декор и даже аскезу.
[5] Отметим, что архитекторы ар-деко 1920-30-х были уже увлечены идеей аутентичного воспроизведения архаических мотивов. И в то же время они восприняли и были готовы применять приемы фантазийной геометризации Райта.
[6] По проекту основным этажом был второй (с гостиной и столовой). Это стало реализацией задачи, поставленной заказчиком, Фредериком Роби – «видеть своих соседей, не будучи увиденным».
[7] Выстроенный в середине 1930-х, Даниловский универмаг (Г.К. Олтаржевский, 1936) стал одним из самых интересных и ярких примеров стиля стримлайн в Москве, и в тоже время, это был ответ Мосс хаус в Берлине, 1923. Грандиозное здание Наркомзема (А. В. Щусев, 1933), решенное горизонталями карнизов и рамок стало ответом и Э. Мендельсону (универмаг Шокен в Штутгарте, 1928, не сохр.), и Дж. Терраньи (дому Новокомум в Комо, 1928).
[8] Подробнее о раннем ар-деко Амстердама см. статью автора https://archi.ru/lib/publication.html?id=1850570051&fl=5&sl=1
[9] В подобном стиле было решены Ларкин билдинг в Буффало (1904, не сохр.), Бок хаус в Милуоки (1916) и Холлихок хаус в Лос-Анджелесе (1919-1922).
[10]Этим событиям в судьбе архитектора предшествовала непоправимая трагедия. 15 августа 1914 году Дж. Карлтон, работавший у Райта слугой, сжигает виллу Талиесин и убивает всех сотрудников мастерской и домочадцев, в том числе возлюбленную мастера Марту Бортвик-Чини. В тот день Райт был по работе в Чикаго.
[11] Первыми объектами с т.н. текстильными блоками были – Мидвей Гарденс (Чикаго, 1914, не сохр.) и складские помещения А. Д. Германа (Ричленд Сентр, 1915).
[12] Райт стремился находить все новые источники вдохновения и архитектурные приемы, «не подражая даже самому себе». В 1930-е Райт создает новую концепцию своих особняков – т.н. «усониевские дома», название которых происходит от USONA, акронима United States of North America (так в XIX веке именовали США).
[13] Отметим, что успеху своих работ, изданных в т.н. портфолио Э. Васмута (1910), Райт, в значительной мере, был обязан графической манере своей сотрудницы Марион Махони, подготовившей, как считается, более половины листов. Однако в 1914 г. Марион уезжает в Австралию, где ее супруг Уолтер Гриффин в выиграл конкурс на проект новой столицы – Канберры.

[14] Райт не хотел расставаться с декоративными средствами своего стиля и потому не мог принять пуризм авангардной архитектуры 1920-х. «Дома не должны быть сверкающими на солнце коробками» – говорил Райт. См. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973. – С. 38, 50, 54
[15] Отметим, что в эти годы амбиции Райта нельзя назвать скромными. «Я не только полностью намереваюсь стать величайшим из ныне живущих архитекторов, но величайшим из тех, которые когда-либо будут жить. Да, я намереваюсь быть величайшим архитектором всех времен» – заявлял Райт в 1930-м году. См. Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена», 2003. – С. 269

[16] По мнению А. Ф. Гольдштейна перевод «органичная архитектура» более точно передает идею Райта, исключая биоморфные, растительные коннотации и подчеркивая рациональное начало. Подробнее о семантике термина см. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973. – С. 131 и Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена», 2003. – С. 269-270

[17] Интервью с Ф. Л. Райтом (1953), см. https://www.youtube.com/watch?v=W8EABJrMplY&t=778s

[18] Фоторепортаж архитектора Михаила Лина см. https://carmelist.livejournal.com/229906.html

[19] В 1937 г. Райт был приглашен на I Съезд советских архитекторов и посетил СССР.

[20] Ф. Л. Райт одно время указывал в качестве года своего рождения 1869 (год, когда на самом деле родилась его сестра Мери Джейн). Он хотел казаться младше, чтобы еще сильнее поразить собеседника, тем насколько рано он начал свою самостоятельную архитектурную практику. В действительности Райт уходит от Салливена и начинает работать в своей мастерской в Оак парке в 1893 году, тогда ему было около 26 лет.
 

Библиография

  1. Гольдштейн А. Ф. Фрэнк Ллойд Райт. – Москва, 1973.
  2. Иконников А. В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Том I – М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  3. Овсянникова Е. Б. Влияние экспрессионизма на архитектуру 1930-х годов. / Овсянникова Е. Б., Туканов М. А./ Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / Под ред. Г. Ф. Коваленко. – М.: Наука, 2003. С. 387-406
  4. Хайт В. Л. «Фрэнк Ллойд Райт – архитектор и человек на все времена» // Об архитектуре, её истории и проблемах. Сборник научных статей/Предисл. А. П. Кудрявцева. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С. 261-274.
  5. Frank Lloyd Wright on Architecture Selected: Selected writings. 1894-1940 / Ed. by Frederick Gutheim. New York: Duell, Sloan and Pearce, 1941
  6. Hess A. Frank Lloyd Wright Prairie Houses / Hess A., Weintraub A. – NY.: Rizzoli, 2006.
  7. Pfeiffer B. B. Frank Lloyd Wright. – Koln: Benedikt Taschen, 2001.
  8. Bayer P. Art Deco Architecture. London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
  9. Sandoval H. M. People that Changed the Course of History: The Story of Frank Lloyd Wright 150 Years After His Birth. – Atlantic Publishing Group Inc, 2017
  10. Secrest M. Frank Lloyd Wright: A Biography – University of Chicago Press, 1998

Электронные источники

  1. Броновицкая А. Ю. «Фрэнк Ллойд Райт». [Электронный ресурс] // Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1» – Режим доступа: URL. – https://www.youtube.com/watch?v=9GA__NJtNGE (дата обращения: 10.06.2020).
  2. Горбутович Т. Два дома Фрэнка Ллойда Райта из текстильных блоков сумму [Электронный ресурс] URL: https://gorbutovich.livejournal.com/103205.html (дата обращения: 10.06.2020).
  3. «Дом над водопадом» Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] // AD Russia – URL: https://www.admagazine.ru/interior/dom-nad-vodopadom-frenka-llojda-rajta (дата обращения: 10.06.2020).
  4. «Дом Эннисов» Фрэнка Ллойда Райта продан за рекордную сумму [Электронный ресурс] URL: https://www.elledecoration.ru/news/architecture/dom-ennisov-frenka-lloida-raita-vystavlen-na-prodazhu-id6786081/ (дата обращения: 10. 06.2020).
  5. Измайлова А. Гиперреалистические рендеры ныне не существующих построек Фрэнка Ллойда Райта [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/news/72984/ispanskii-arkhitektor-vossozdaot-v-realistichnykh-renderakh-nesuschestvuyuschie-postroiki-frenka-lloida-raita (дата обращения: 10.06.2020).
  6. Лин М. Fallingwater. Дом над водопадом. [Электронный ресурс] // Живой Журнал. Архитакты и прочие изобразия. – URL: https://carmelist.livejournal.com/229906.html (дата обращения: 10.06.2020).
  7. Новиков К. Строитель прерий [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ Деньги» №21 от 04.06.2007, стр. 73 – URL: https://www.kommersant.ru/doc/771111 (дата обращения: 10.06.2020).
  8. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright): Frederick C. Robie House [Электронный ресурс] // Архитектура и Проектирование | Справочник – URL: http://arx.novosibdom.ru/node/2052 (дата обращения: 10.06.2020).
  9. AD Classics: Frederick C. Robie House / Frank Lloyd Wright [Электронный ресурс] URL: https://www. archdaily.com/60246/ad-classics-frederick-c-robie-house-frank-lloyd-wright/ (дата обращения: 10.06.2020).

Fallingwater — Фонд Фрэнка Ллойда Райта

Fallingwater — Фонд Фрэнка Ллойда Райта

ПожертвоватьКупить билеты

Поиск

Fallingwater — это главное достижение Райта в области органической архитектуры и «лучшая работа американской архитектуры за все время» Американского института архитекторов. Его владельцы, Эдгар и Лилиан Кауфманн, были известной парой из Питтсбурга, известной своим особым чувством стиля и вкуса.

Построен

1935

Клиент

Эдгар Дж. Кауфманн и его жена Лилиан

Адрес

Маршрут 381 Юг

Статус

Национальный исторический памятник. Открыт для публики с доступными экскурсиями.

Веб-сайт

fallwater.org

Они познакомились с Райтом в 1934 году, когда их сын Эдгар-младший провел шесть месяцев в стипендии Талиесин. Зная, что Райт разделяет их любовь к природе, они поручили ему построить летний дом для семейного отдыха на выходных в Беар-Ран, штат Пенсильвания. Райт понял, что его клиенты хотели чего-то, что новаторски отпраздновало бы пейзаж их любимого загородного убежища. Будучи преисполнен решимости построить над ручьем, который прерывал участок, Райт заметил, что вместо того, чтобы просто смотреть на него, он хотел, чтобы Кауфманны «жили с водопадом… как с неотъемлемой частью [их] жизни».

В Фоллингуотере Райт прикрепил ряд железобетонных «лотков» к природной скале. Консольные террасы из местного песчаника гармонично сочетаются со скальными образованиями, словно паря над течением внизу. Вход на первом этаже, гостиная и столовая сливаются в единое пространство, а люк в гостиной открывается на подвесную лестницу, которая спускается к ручью внизу. Стеклянные стены еще больше открывают комнаты для окружающего ландшафта. В 1938 году Райт спроектировал дополнительные помещения для гостей, расположенные на склоне холма прямо над главным домом и соединенные крытым переходом. Fallingwater оставался любимым домом семьи на выходные в течение 26 лет. В 1963 Кауфманны пожертвовали собственность заповеднику Западной Пенсильвании вместе с 1543 акрами прилегающей земли. Он открыл свои двери как музей в 1964 году и с тех пор принял более пяти миллионов посетителей.

«Великая архитектура, как и любое великое искусство, в конечном счете приводит вас туда, куда слова вообще не могут привести. Fallingwater делает это так же, как Шартрский собор. Есть какой-то опыт, который задевает вас за живое, и вы просто чувствуете его, но даже не можете сказать об этом. Вся моя жизнь связана с архитектурой и словами, и, в конце концов, есть кое-что, чего я не могу полностью сказать, когда дело доходит до того, что чувствует Фоллингуотер». — Пол Голдбергер, архитектурный критик, лауреат Пулитцеровской премии

The Whirling Arrow

Новости и обновления от Фонда Фрэнка Ллойда Райта

Будьте в курсе… Присоединяйтесь к нашему списку рассылки по электронной почте

Фонд Фрэнка Ллойда Райта — ваш источник новостей и информации о:

  • культурных мероприятиях и программах в Taliesin и Taliesin West
  • последние продукты, вдохновленные Райтом, доступны в нашем магазине
  • обновлений информации об усилиях Фонда Фрэнка Ллойда Райта по сохранению
  • новости о других сайтах Райта

Поделитесь с нами своим адресом электронной почты, чтобы начать получать наш ежемесячный электронный информационный бюллетень!

ИмяФамилияАдрес электронной почтыПожалуйста, оставьте это поле пустым

Фрэнк Ллойд Райт | Биография, Архитектура, Дома, Здания, Стиль, Водопад, Талиесин, Жена и Факты

Фрэнк Ллойд Райт

См. все СМИ

Дата рождения:
8 июня 1867 г. Висконсин
Умер:
9 апреля 1959 г. (91 год) Феникс Аризона
Известные работы:
Водопад Музей Гуггенхайма Роби Хаус Талиесин и Талиесин Вест
Механизм/стиль:
Международный стиль Новый брутализм Стиль прерий органическая архитектура
Предметы изучения:
органическая архитектура архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Какой была молодость Фрэнка Ллойда Райта?

Чем известен Фрэнк Ллойд Райт?

Фрэнк Ллойд Райт был великим изобретателем и очень продуктивным архитектором. Он спроектировал около 800 зданий, из которых 380 были построены. В 2019 году ЮНЕСКО включила восемь из них, в том числе Фоллингуотер, Музей Гуггенхайма и Храм Единства, в список объектов Всемирного наследия. . Он известен как главный практик архитектурной школы прерий.

Как Фрэнк Ллойд Райт прославился?

Фрэнк Ллойд Райт прославился как создатель и пропагандист «органической архитектуры» — его фраза обозначает здания, которые гармонируют со своими обитателями и окружающей средой. Смелость и плодотворность его изобретения и его владение космосом, вероятно, являются его величайшими достижениями. На протяжении всей своей карьеры Райт подчеркивал декоративные детали, землистые цвета и богатые текстурные эффекты.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Фрэнк Ллойд Райт , настоящее имя Фрэнк Райт (родился 8 июня 1867, Ричленд-центр, Висконсин, США — умер 9 апреля 1959, Феникс, Аризона), архитектор и писатель, широко творческий мастер американского архитектура. Его «стиль прерий» стал основой дизайна жилых домов 20-го века в Соединенных Штатах.

Молодость

Мать Райта, Анна Ллойд-Джонс, была школьной учительницей в возрасте 24 лет, когда она вышла замуж за вдовца Уильяма С. Райта, странствующего 41-летнего музыканта и проповедника. (Существует неопределенность в отношении того, было ли Фрэнку дано второе имя Линкольн при рождении. Однако позже он принял Ллойд в качестве своего второго имени.) Райты переехали со своим маленьким сыном в Айову в 1869 году.а затем жил последовательно в Род-Айленде и Уэймуте, штат Массачусетс, прежде чем в конце концов вернуться в родной штат матери Райта, Висконсин. Молодой Райт учился в Висконсинском университете в Мэдисоне в течение нескольких семестров в 1885–1886 годах в качестве специального студента, но, поскольку не было обучения архитектуре, он пошел на инженерные курсы. Чтобы пополнить семейный доход, Райт работал деканом инженерного факультета, но ему не нравилось ни его положение, ни обыденная архитектура вокруг него. Он мечтал о Чикаго, где возвышались огромные здания беспрецедентной конструктивной изобретательности.

Первые годы в Чикаго

В начале 1887 года Райт уехал из Мэдисона в Чикаго, где нашел работу у Дж. Л. Силсби, занимаясь архитектурными деталями. Силсби, великолепный рисовальщик, вдохновил Райта на достижение мастерства пластичных линий и выразительного акцента. Со временем Райт нашел более полезную работу в крупной архитектурной фирме Данкмара Адлера и Луи Салливана. Вскоре Райт стал главным помощником Салливана, а в июне 1889 года женился на Кэтрин Тобин. Он работал под началом Салливана до 189 г.3, в это же время он открыл собственную архитектурную практику. Его семья выросла до шести детей, а его фирма выросла до 10 помощников.

Первая работа из нового офиса, дома для В.Х. Уинслоу, был достаточно сенсационным и умелым, чтобы привлечь внимание самого влиятельного архитектора Чикаго Дэниела Бернхема, который предложил субсидировать Райта на несколько лет, если Райт будет учиться в Европе, чтобы стать главным дизайнером в фирме Бернхема. Это был солидный комплимент, но Райт отказался, и это трудное решение укрепило его решимость искать новую и подходящую архитектуру Среднего Запада.

Таким же образом искали и другие молодые архитекторы; это направление стало известно как «прерийная школа» архитектуры. К 1900 году архитектура прерий была зрелой, и Фрэнк Ллойд Райт, 33 года, в основном самоучка, был ее главным практиком. Школа прерий вскоре получила широкое признание за свой радикальный подход к строительству современных домов. Используя материалы и оборудование массового производства, в основном разработанные для коммерческих зданий, архитекторы Prairie отказались от тщательно продуманного разделения и детализации для ярких, простых стен, просторных семейных жилых помещений и обогрева по периметру под широкими застекленными площадями. Комфорт, удобство и вместительность были достигнуты экономически. Один только Райт построил около 50 домов в прериях 19 века.00 по 1910 год. Типичная резиденция, спроектированная Райтом этого периода, имела широкую низкую крышу над непрерывными оконными полосами, которые поворачивали углы, бросая вызов обычной коробчатой ​​​​структуре большинства домов, а главные комнаты дома сливались в непрерывное пространство.

В этот период Райт неоднократно читал лекции; его самая известная лекция «Искусство и ремесло машины» была впервые напечатана в 1901 году. Его работы экспонировались на местных выставках с 1894 по 1902 год. В том же году он построил дом В.В. Willitses, первый шедевр школы прерий. В 1905 он отправился в Японию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

К настоящему времени практика Райта охватывала многоквартирные дома, групповые поселения и базы отдыха. Самыми замечательными были его работы для бизнеса и церкви. Административный блок Larkin Company, фирмы по доставке по почте в Буффало, штат Нью-Йорк, был построен в 1904 году (снесен в 1950 году). Примыкавший к железным дорогам, он был герметичным и пожаробезопасным, с фильтрующей, кондиционированной, механической вентиляцией; металлические столы, стулья и файлы; широкие звукопоглощающие поверхности; и превосходно сбалансированный свет, как естественный, так и искусственный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *