Разное

Архитектура корбюзье: Постройки | Архитектура | Ле Корбюзье

Содержание

Великий и ужасный Ле Корбюзье

6 октября 1887 гда родился Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, известный миру как Ле Корбюзье (Le Corbusier), — один из величайших архитекторов 20 века, пионер модернизма и представитель архитектуры интернационального стиля, художник, дизайнер, публицист.

Ле Корбюзье отличала последовательность разработки проблем новой архитектуры на основе технократической утопии. Взаимодействие реального и утопического определяло целостность творческой личности архитектора и его популярность как провозвестника новых идей.

Ле Корбюзье внес принципиально важные решения как функциональные, так и формально-эстетические, под знаком которых архитектура развивалась в течение многих десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день.

Основная идея новой архитектуры была сформулирована архитектором в известном постулате «дом — машина для жилья», который был поддержан представителями функционализма всего мира, среди которых были и советские конструктивисты.

Ле Корбюзье вывел и «пять отправных точек» новейшей архитектуры:

1 — столбы-опоры, дом поднимается над землей на стойках каркаса;
2 — плоские крыши-террасы: геометрический объем дома завершается плоской кровлей, где устраивается сад;
3 — свободная планировка: применение каркаса позволяет свободно планировать интерьер;
4 — свободный фасад: опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала — легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы;
5 — ленточные окна, отвечающие конструкции дома, играют функциональную и эстетическую роль.

Идеальным воплощением пяти принципов, сформулированных Ле Корбюзье, стала Вилла Савой (Villa Savoye) в Пуасси, построенная архитектором в период с 1928 по 1931. Вилла Савой стала высшим достижением эстетики пуризма, устремленной к рациональной математической организованности и уравновешенности формы.

В своих работах Ле Корбюзье поднимал серьезные социальные проблемы. В частности, он считал, что новая типовая архитектура поможет преодолеть социальные противоречия. Так же архитектор полагал, что решить их поможет устранение лишних затрат времени, вызванных нерациональным устройством городов.

Архитектор создал ряд утопических градостроительных проектов для разных стран. Но они, как правило, носили радикальный характер и предполагали снос исторической застройки города.


Реконструкция Парижа «Pla Voisin»

Один из подобных проектов был предложен и для перепланировки Москвы, он к счастью не был реализован, так как предполагал снести всю Москву, кроме небольшого островка вокруг Кремля. Нереализованная концепция легла в основу знаменитого проекта «

Лучезарный город», который архитектор потом стремился внедрить по всему миру.

Эту концепцию архитектор реализовал в проекте 17-этажного комплекса «Жилая единица» (Unité d’Habitation), построенного в Марселе в 1945-1952 годах. Дом с 337 двухуровневыми квартирами спроектирован согласно разработанной Ле Корбюзье системе пропорций Modulor, а также в соответствии с его пятью принципами архитектуры.

Как и в советских коммунах здесь все было нацелено на освобождение жильцов от бытовых проблем. Дом построен на ножках, внутри дома, посередине его высоты находится т.н. «внутренняя улица» — два этажа торговых коридоров, в которых были различные магазины, прачечная, парикмахерские, рестораны, кинотеатр и даже небольшая гостиница, на последнем этаже дома находятся ясли, на крыше дома расположены комнаты отдыха, бассейн и несколько детских игровых площадок.

Будучи построенным из бетона, ныне дом потерял свою презентабельность и стал походить на множество подобных «коробок», построенных в модернистскую эпоху по всей Европе.

В Москве же был воплощен другой проект Ле Корбюзье – офисное здание Центросоюза (1928-1935 г.), которое представляет собой образец европейского модернизма конца 20-х годов XX века.

Ле Корбюзье известен и как дизайнер мебели: два предмета мебели, созданные им в 1928-29 годах в соавторстве с Шарлоттой Перриан и Пьером Женере, стали классикой дизайна 20 века и популярны по сей день. Это кресло LC2 и шезлонг LC4. Изготовленные из металлических трубок предметы стали абсолютным новшеством в дизайне, и не были по достоинству оценены современниками. Широкую популярность они стали приобретать с 1965 года, когда компания Cassina приобрела эксклюзивные права на их производство. Именно тогда предметы LC коллекции из дизайнерского эксперимента превратились в продукты массового производства.

Помимо архитектурных и дизайнерских проектов наследие Ле Корбюзье насчитывает множество теоретических трудов: книг, манифестов, статей.

www.designstory.ru/news/view/4409
www.designstory.ru/designers/corbusier

Художники по направлению: Кубизм — WikiArt.org

направление

Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Английский искусствовед Эрнст Гомбрих выводит истоки кубизма из творчества французского художника Поля Сезанна, приводя как пример его работы «Гора Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе», а также его ответ на письмо молодого Пабло Пикассо: «В одном из писем Сезанн рекомендует молодому художнику рассматривать натуру как совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров. Он имел в виду, что эти базисные формы необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Однако Пикассо и его друзья восприняли совет буквально».

Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс увидев пейзажи Дома в Эстаке, написанные Ж. Браком в 1908 воскликнул «Что за кубики» (фр. bizarreries cubiques).

Начиная с 1912 года в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом». Простую формулировку основных целей и принципов кубизма дать довольно трудно; в живописи можно выделить три фазы этого направления, отражающие разные эстетические концепции, и рассмотреть каждую в отдельности: сезанновский (1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914).

Наиболее известными кубистическими произведениями начала XX века стали картины Пикассо «Авиньонские девицы», «Гитара», работы таких художников, как Хуан Грис, Фернан Леже, Марсель Дюшан, скульптуры Александра Архипенко и др. Кубизм развивался и за пределами Франции; особенно плодотворно — в Чехословакии.

В России кубизм соединился с элементами итальянского футуризма (кубофутуризм).

В «кристаллической» манере письма М. А. Врубеля часто находят предчувствия кубизма.

Подлинным первооткрывателем кубизма является предприниматель и коллекционер С. И. Щукин, привёзший в Москву ранние кубистские опыты Пикассо.

В целом же русский кубизм был сугубо переходным явлением, своего рода «школой авангарда». Большинство мастеров, составивших ядро «Бубнового валета» (в том числе П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков, Р. Р. Фальк), не пошло дальше раннего, «сезаннистского» этапа, самобытно и красочно его обогатив. Художники же настроенные более радикально (К. С. Малевич, В. Е. Татлин и др.) быстро перешли к кубофутуризму, честолюбиво выдвигая его в противовес кубизму в качестве более передового и уже свободного от французских влияний метода.

Однако и позднее, в свой витебский период (1919—1922) Малевич утверждал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».

Художница Наталья Гончарова в 1912 году отмечала, что «кубизм — вещь хорошая, но не совсем новая». По её словам, в этом же стиле выполнены и скифские каменные бабы, и крашеные деревянные куклы, продаваемые на ярмарках.

К кубистам позднего периода примыкал некоторое время и скульптор А. Архипенко. Он пытался, и иногда достаточно успешно, решать в пластике задачи, поставленные кубистами-живописцами. При этом объёмность и иная материальная фактура, использование реального света и тени на скульптурных объёмах, пространств, сдвиги плоскостей, форм, объёмов, варьирование пустотами и наполненностями открыли перед ним и новые, чисто пластические перспективы, в результате чего он достаточно скоро отошёл от кубизма и двинулся своим путём в искусстве.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубизм

Ле Корбюзье — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь

Биография

Шарль-Эдуар Жаннере-Гри родился 6 октября 1887 года в швейцарском городке Ла-Шо-де-Фон в семье часовщика-эмальера. 

С детства молодого Шарля привлекали изобразительные искусства и он поступил в Школу искусств в Шо-де-Фоне на курс Шарля Леплатенье, его преподавателем архитектуры был Рене Шапалла, который сильно повлиял на раннее творчество. С момента поступления в школу он начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом, создает эмали и гравирует монограммы на крышках часов.

В юности он старался покидать провинциальную атмосферу родного города и путешествовал по Европе. В сентябре 1907 он предпринял первую поездку в Италию, затем через Будапешт в Вену, где он остался на четыре месяца и познакомился с Густавом Климтом и Йозефом Хоффманом. Затем в 1908 году он едет в Париж, где находит работу в офисе Августа Перре, французского пионера в области армированного бетона. Все эти поездки повлияли на него и начал вырабатываться собственный архитектурный стиль. Между октябрем 1910 и мартом 1911 он работал под Берлином на известного архитектора Питера Беренса, где возможно встречался с Людвигом Мис ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. В то время он посетил Дом престарелых и монастырь при нем в долине Эма и это сильно сказалось на его жизненной позиции. Отныне он стал считать, что все люди должны иметь возможность жить тихо и спокойно, как монахи в своей обители. 

Позже, в 1911 он совершил поездку на Балканы и посетил Сербию, Болгарию, Турцию и Грецию, вернулся он с примерно 80 блокнотами, полными набросков того, что он видел, в частности Парфенона. Его формы он затем будет восхвалять в своей книге «К архитектуре».

Во время Первой мировой войны Ле Корбюзье преподавал в своей родной школе искусств в Швейцарии и вернулся в Париж лишь когда война была окончена. За эти четыре года в Швейцарии он работал в области теоретической архитектуры, используя современные техники. Среди прочего был проект Дом-ино Хаус – модель, предлагающая открытый план, состоящий из бетонных плит, поддерживаемых минимальным количеством железобетонных колонн по краям. Этот дизайн стал основой для большинства его сооружений на ближайшие 10 лет. 

Вскоре он начал свою собственную архитектурную практику, вместе со своим кузеном Пьером Жаннере. Это сотрудничество продлилось до 1950-х, с перерывом на годы Второй мировой войны.

В 1918 году Ле Корбюзье познакомился с художником-кубистом Амеде Озанфаном, в котором нашел родственную душу. Озанфан сподвиг его на живопись и они начали сотрудничать. Отбросив кубизм как иррациональный и «романтический» они опубликовали свой манифест «После кубизма» и основали новое художественное движение, пуризм. Озанфан и и Ле Корбюзье учредили журнал L’Esprit nouveau (Новый дух).  

В первом выпуске журнала в 1920 году Шарль-Эдуард Жаннере взял псевдоним Ле Корбюзье (слегка измененная фамилия его деда), под эгидой мысли о том, что каждый может создать нового себя. 

В период с 1918 по 1922 Ле Корбюзье не строил зданий, полностью сосредоточившись на теории пуризма и живописи. А в 1922 году он вместе с кузеном Пьером открыли в Париже архитектурную студию. В 20-е годы Ле Корбюзье спроектировал несколько вилл,которые принесли ему известность. Почти все они расположены в окрестностях Парижа. Все они являются постройками в модернистском стиле. О Корбюзье заговорили, новая эстетика вилл будоражила умы европейской публики. Наиболее заметные работы — вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), вилла Савой в Пуасси (1929). Все они отличаются простыми геометрическими формами, белыми гладкими фасадами, горизонтальными окнами, использованием железобетонного каркаса. В этих сооружениях Корбюзье применял свой кодекс архитектора — «Пять отправных точек архитектуры».

В 1925 году Корбюзье с Пьером представили «План Вуазен» — предложение по перестройке Парижа. План предусматривал снесение около 240 гектаров старых построек и возведение на их месте восемнадцати одинаковых небоскребов в 50 этажей. В этом и последующих планах Ле Корбюзье предлагал новые планировочные методы, позволяющие повысить комфорт проживания в городах, создать в них зеленые зоны и сеть транспортых магистралей.  

В 1940 году Ле Корбюзье закрыл парижскую мастерскую и перебрался на ферму в Пиренеях. В это время он занимался теоретическими разработками, в частности системы пропорций Модулор, которую затем активно применял в постройках. 

После окончания Второй мировой войны во Франции начались восстановительные работы и Ле Корбюзье участвовал в них по приглашению властей. В частности, им были выполнены планы реконструкции городов Сен-Дьё (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. 

Для Сен-Дьё Ле Корбюзье спроектировал здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946—1951) — четырёхэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов.  При строительстве мануфактуры Дюваль были применены так называемые «солнцерезы» (фр. brise-soleil) — изобретённые Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остеклённый фасад от прямых солнечных лучей. Впоследствии «солнцерезы» стали своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1947 году было начало строительство знаменитой «Марсельской жилой единицы» – многоквартирного дома с полной инфраструктурой, расположенной внутри одного здания. 

В 1950 году Корбюзье начал осуществление самого масштабного своего проекта – новой столицы штата Пенджаб, города Чандигарх. Корбюзье разработал административный центр, жилые кварталы с инфраструктурой, школами, гостиницами. Город строился в течение примерно 10 лет. Непосредственно сам Корбюзье спроектировал Капитолий, административный центр города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается яркой характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени.

В 50-х и 60-х годах Ле Корбюзье уже пользовался признанной славой архитектурного гения. Он был завален заказами, его имя гремело по всему миру. В это время он построил  несколько сооружений,  которые закрепили его звание европейского архитектора-авангардиста номер один. Это капелла Роншан во Франции (1955), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957—1960), здание Музея западного искусства в Токио (1959). 

Одна из последних крупных работ Корбюзье — построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959—1962). 

Могла ли современная архитектура возникнуть из-за ментальных расстройств — Bird In Flight

Читайте также: Как нацист Филип Джонсон стал самой важной фигурой американской архитектуры и почему его наследие пора пересмотреть

Как новые знания про мозг помогают архитектуре


Почему вообще имеет значение, что у людей, подаривших нам современную архитектуру, могли быть ментальные расстройства? Прежде всего данная информация меняет наше представление о том, почему эта архитектура оказалась именно такой. Мы теперь лучше понимаем, по крайней мере отчасти, почему новая архитектура настолько сильно отличается от старой: люди с проблемами в сфере коммуникации, с атипичной «зацикленностью» и эмоциональной нестабильностью предложили свой подход, который поддержал израненный мир, стремившийся скорее похоронить свое прошлое.

Ученые-когнитивисты любят повторять: «навязчивые идеи — движущая сила исследований». Так, именно работа нашего мозга определяет, как мы смотрим на рекламу или архитектурные сооружения. Более того: на что мы смотрим неосознанно (и фиксируемся на этом), на то же мы преимущественно обратим внимание и на сознательном уровне. А биометрика показывает, что люди с аутизмом или ПТСР не воспринимают мир так, как привыкли делать это люди без таких расстройств. И скорее всего, архитекторы, страдающие этими расстройствами, при всем желании не смогли бы создать такие «дома будущего», которые удовлетворяли бы все потребности людей и в которых они чувствовали бы себя комфортно.

Ученые-когнитивисты любят повторять: «навязчивые идеи — движущая сила исследований».

Можно предположить, что отстраненность и отчуждение, которые зачастую чувствуются возле построенных в этом стиле домов или в урбанистических пространствах, в какой-то мере отражают то, что испытывает человек с РАС или ПТСР по отношению ко всему миру. Получается, что специалисты с коммуникативными проблемами не способны создать архитектуру, которая будет способствовать общению между людьми.

Однако у нейробиологов есть и хорошая новость: все вышеизложенное может помочь проложить тропинку к новейшей архитектуре — архитектуре XXI века. Это новое направление выкристаллизовывается из понимания, что наш мозг — это артефакт, сформировавшийся в течение 3,6 миллиарда лет эволюции, и из принятия, например, того, что наше осознанное поведение определяется подсознанием. Если мы признаем, что человеческое восприятие относительно, как и должно быть у социального вида, то постепенно сумеем нащупать очертания новых архитектурных форм, которые будут способствовать здоровью и социальному благополучию людей.

Материал является переводом статьи The Mental Disorders that Gave Us Modern Architecture и публикуется на Bird in Flight с разрешения автора Ann Sussman.

Неповторимая архитектура Ле Корбюзье — День за днём, книга за книгой — ЖЖ

Автор: Марина Резник


Моя задача, мое стремление — вытащить современного человека из хаоса и катастроф,
поместив его в счастливую атмосферу и гармонию
Ле Корбюзье

Шарль-Эдуард Жаннере-Гри, творивший под псевдонимом Ле Корбюзье (1887–1965) – один из ведущих архитекторов XX века. Ле Корбюзье создал множество прекрасных сооружений и даже городов. Здания по его проектам построены в разных странах мира — в Швейцарии, Франции, Германии, США, Аргентине, Японии, России, Индии, Бразилии.

Ле Корбюзье родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла-Шо-де-Фон. В 13 лет поступил в Школу искусств, где учился у преподавателя Шарля Леплатенье. Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере предпринял в неполные 18 лет. Это был жилой дом для гравера Луи Фалле («дом Фалле»), члена совета Школы искусств.

Когда строительство было закончено, на заработанные деньги Жаннере совершил свою первую образовательную поездку — по Италии и странам Австро-Венгрии. Около полугода Жаннере находился в Вене, где изучал архитектуру и встречался с художниками и архитекторами. Путешествие завершилось в Париже, где он провел более двух лет, работая в бюро архитекторов братьев Огюста и Густава Перре. Позже Жаннере предпринял еще одно путешествие, на Восток — по Греции, Балканам и Малой Азии, где имел возможность изучать древние памятники, фольклор и традиционное народное строительство Средиземноморья. Эти путешествия стали его университетами и сформировали его взгляды на искусство и архитектуру.


Ле Корбюзье. «Путешествие на Восток»

Книгу, написанную на основе впечатлений путешествия в Сербию, Румынию, Болгарию, Турцию и другие страны Восточной Европы, Ле Корбюзье считал важным свидетельством своего становления как художника и архитектора. Отправившись в 1911 г. вместе со своим другом Огюстом Клинстейном в путешествие, Шарль-Эдуард Жаннере открывает для себя архитектуру: великолепную игру форм и света. Пятьдесят четыре года спустя после своего путешествия Ле Корбюзье решает опубликовать эту книгу. По письмам и наброскам мы можем проследить за их путешествием. Эта книга отражает начало становления Ле Корбюзье как художника и архитектора, который сумел понять, что красота – это прежде всего гармония, а не длина, ширина и высота.

Вернувшись на родину, Жаннере стал работать преподавателем в Школе искусств и вскоре открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Ла-Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном жилые дома, в частности, построенная для родителей «вилла Жаннере-Перре» и заказ местного часового магната «вилла Швоб» (или «Турецкая вилла»).

В начале 1917 года Эдуард Жаннере покидает Швейцарию, чтобы обосноваться в Париже. Он открывает архитектурное бюро и берет двоюродного брата Пьера в компаньоны. Ле Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Основная цель — посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них зеленые зоны и современную сеть транспортных магистралей. Ле Корбюзье сформулировал свой кодекс архитектора — «Пять отправных точек современной архитектуры», где были определены основные принципы нового стиля.

1. Столбы-опоры;
2. Плоские крыши-террасы, на которых можно разбить сад;
3. Свободная планировка;
4. Ленточные окна;
5. Свободный фасад из самых разнообразных материалов.
Пять принципов проектирования Ле Корбюзье успешно используются и сегодня.


Ренато Де Фуско. «Ле Корбюзье — дизайнер. Мебель, 1929»

Книга рассказывает о проектировании мебели — кратковременном периоде в творчестве Ле Корбюзье. Исторически архитектор был всегда занят оформлением интерьеров. Известно, что великий Микеланджело не только строил библиотеку Медичи, но и проектировал для нее лавки-пюпитры. Также и Корбюзье работал в дизайне – по его проектам были сделаны кресла и модули шкафов и другой мебели. Согласно его теории декоративного искусства: «утилитарные предметы требуют усовершенствованного оборудования во всем, поскольку в промышленности уже обозначился известный уровень совершенства. Теперь великая задача встает перед декоративным искусством».

Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна — картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им вилле Ла Роша-Жаннере, в Париже. Диваны, кресла, кушетки и светильники, спроектированные Ле Корбюзье, выпускают до сих пор.

В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Центросоюза в Москве. Центросоюз явился совершенно новым примером решения современного делового здания.

В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву — в 1928, 1929, 1930 годах. Во второй половине 1920-х годов Ле Корбюзье являлся членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура». Встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда — братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы, для которого сделал чрезвычайно смелый, новаторский по замыслу проект.


Жан-Луи Коэн. «Ле Корбюзье и мистика СССР: теории и проекты для Москвы. 1928-1936 гг.»

Книга посвящена теме взаимоотношений Ле Корбюзье с СССР. Издание содержит исторические сведения, архивные фотографии и иллюстрации, ранее не публиковавшиеся. Эпиграфом к книге могла бы послужить фраза самого архитектора, посетившего СССР: «Здесь отстраивается новый мир, созидаемый как мистика, придающая чистоту технике». Ле Корбюзье очень интересовался принципами советского градостроения рубежа 20-х — 30-х годов.

В Советском Союзе творчество архитектора находило горячих поклонников. Все это привело к тому, что Ле Корбюзье создал целый ряд проектов для советской столицы. Известно, что лучшие архитекторы мира работали в СССР над строительством разных объектов. Ле Корбюзье разрабатывал теории и проекты для Москвы в 1928-1936 гг. Так, строительство здания Центросоюза в Москве началось в 1928 году и завершилось спустя восемь лет. Центросоюз считается образцом европейского модернизма начала минувшего века и относится к числу московских архитектурных раритетов. Также это один из первых комплексов, имеющих сплошное остекление.

Становление молодой сильной державы привлекало Ле Корбюзье. Ему захотелось принять участие в огромной стройке, которая развернулась на территории всего СССР. Интересно, что еще в 1903 году в Брюсселе, на II съезде РСДРП, он спросил:

« — Что означает слово «больше»?
— Это означает «большой».
— В таком случае «большевизм»?
— «Большевизм означает: самый-самый большой, самое большое учение, самое крупное предприятие. Максимум. Дойти до сути всех вопросов. Увидеть целое. Размах».

Именно такого размаха и желал достичь в архитектуре Ле Корбюзье. Параллельно с доработкой проекта для Центросоюза архитектор обсуждал и другие заказы. Так, он консультировал проект строительства ТЭЦ в селе Бобрики (ныне Новомосковск). Идея «лучезарного» и «зеленого» города тоже родилась в Москве. В современном городе СССР он видел три необходимых аспекта:
1. Работа: деловой квартал, сити;
2. Жилье;
3. Зеленый город.

Архитектор считал обязательным сохранить природу и растительный мир, парковые зоны для отдыха горожан и гигиены. Суживаясь, современные большие города должны были превратиться в то, что можно назвать «зелеными городами», то есть в города, обладающие могучими легкими, с помощью которых можно обеспечить необходимое санитарное и гигиеническое благополучие.

На протяжении тридцатых годов творчество Ле Корбюзье открывалось советской аудитории в двух аспектах: с точки зрения его теоретических позиций и публикаций и с точки зрения его проектов. Его стиль изучали и пытались подражать в духе советского авангарда. Отношения, сложившиеся у Ле Корбюзье в 1928-1932 гг., сохраняли свою силу, несмотря на временное их охлаждение как в Москве, так и в Париже. 15 октября 2015 года на Мясницкой улице в Москве был открыт памятник Ле Корбюзье (авторы — скульптор А. В. Тыртышников и архитектор А. И. Воскресенский).

В 1935 году Ле Корбюзье посещает США, с лекциями совершает турне по городам страны — Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия. В 1936 году он вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку.


Ле Корбюзье. «Когда соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей»

Книга, впервые опубликованная в 1937 году, объединяет в себе документально-художественное повествование о первом посещении автором Америки и размышления о судьбах зодчества в эру технологического прогресса и урбанизма. В 1935 году Ле Корбюзье впервые посетил США по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке. Своеобразный отчет об этой поездке лег в основу данной книги.

Великий новатор не мог не восхититься небоскребами Нью-Йорка и бурным индустриальным развитием Америки в XX веке. Лифты, вертикали и горизонтали Манхэттена вызывают его жгучий интерес. Ле Корбюзье вдохновлен ритмом Нью-Йорка, его новой музыкой и новой социальностью. В своем поэтическом отчете он впервые формулирует идею вертикального города. Америка напоминает Ле Корбюзье эпоху становления Европы, время, когда технологический и социальный прогресс были неразделимы, когда соборы были новыми и белыми.

Его единственный упрек «нации атлетов» состоит в том, что американцы — нерешительные люди, не поспевающие в своих стремлениях за технологическими скачками, ведь небоскребы могли бы быть и повыше. Для Корбюзье архитектура — это не просто технологии строительства домов, а философия, неразрывно связанная с жизнью общества, с жизнью отдельного человека, с антропологией, социологией, психологией. Архитектура воплощает свое предназначение: приведение в порядок настоящего времени.

В 1940 году мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа. В 1942 году Корбюзье совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, он занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора» — изобретенной Ле Корбюзье системы гармонических пропорций, которую он применил в первых же больших послевоенных проектах.


Ле Корбюзье. «Модулор»

Ле Корбюзье разработал систему пропорционирования в архитектуре «Модулор», основанную на золотом сечении и пропорциях человеческого тела. При разработке системы он взял три анатомические точки: макушку, солнечное сплетение и верхнюю точку поднятой руки человека.

«Модулор» — это опыт соразмерной масштабу человека всеобщей гармоничной системы мер, применимой как в архитектуре, так и в механике. О том, как применять на практике эту пропорциональную систему, автор рассказывает в своей книге. Корбюзье многократно подчеркивал, что необходимая высота помещений для человека равняется 2,26 м. От этой исходной величины и должно вестись строительство объектов.

Математические основы Модулора Ле Корбюзье разработал согласно древней традиции Витрувия, Витрувианского человека Леонардо да Винчи, работ Леона Баттисты Альберти и других исторических попыток выявить математические пропорции человеческого тела для последующего использования этих знаний в совершенствовании внешнего вида и функций архитектуры.

В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни — проекта новой столицы штата, города Чандигарх. Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр., строился в течение примерно десяти лет (1951—1960, достраивался на протяжении 1960-х гг.).

Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере. С ними работала большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма. Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию, административному центру города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. В самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов.

Одна из последних работ Корбюзье — Карпентер-центр визуальных искусств при Гарвардском университете, США. В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье.

Ле Корбюзье был крупнейшей фигурой современной урбанистики. Он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошел сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире, чем раньше. Подробно о жизни и творчестве архитектора и о самых известных его творениях можно узнать из книги Жана-Луи Коэна. «Ле Корбюзье (1887-1965). Лирика архитектуры в эпоху машин».

Творческое наследие Ле Корбюзье огромно – если рассматривать труд, которому была посвящена вся его жизнь на протяжении шестидесяти лет, — начиная с виллы Фалле 1907 года и до проектов, завершенных уже после его смерти, — можно лишь поражаться изобилию продуктивности мастера.

Ле Корбюзье построил 75 отдельных сооружений в 12 странах и разработал 42 значительных градостроительных плана. Он оставил 8000 рисунков, более 400 живописных работ, 44 скульптуры и 27 эскизов гобеленов. Наряду с этим он написал 34 книги общей сложностью в 7000 страниц, сотни статей и тысячи писем. Ле Корбюзье стал одним из первых архитекторов, строивших одновременно на разных континентах, приобретя всемирную славу передового зодчего.

Приятного чтения!

Выставка Ле Корбюзье. Тайны творчества. Между живописью и архитектурой

Иосиф Бродский, 1973 год, «Роттердамский дневник»: «Вокруг — громады новых корпусов. У Корбюзье то общее с Люфтваффе, что оба потрудились от души над переменой облика Европы. Что позабудут в ярости циклопы, то трезво завершат карандаши».

Знать Корбюзье – вероятно, самого крупного архитектора XX века – нужно обязательно, но вот любить его, восхваляемого, – задача уже посложнее.

С ней-то и пытаются справиться некоторые посетители ГМИИ им. Пушкина: передвигаются по трем залам выставки с напряженными лицами, искоса подглядывают на тех, кому урожденный Шарль-Эдуард Жаннере действительно по вкусу, и мрачнеют еще больше, в противовес ярким полотнам на стенах.

Наибольший ажиотаж возникает в том из пяти отделов выставки, что посвящен сотрудничеству Корбюзье и СССР – патриотизм дает о себе знать. 🙂 Ракушки в Белом зале и фотографии самых известных проектов тоже находят любопытствующих. А вот площадь, отведенная под чертежи, напоминает кучку просящих подаяние: «вжжжжих» — стараются максимально корректно проскользнуть ее поскорее посетители, «вжжжжих», «вжжжжих».

Да, Корбюзье был несомненно многогранен – и архитектор, и живописец, и график, и талантливый публицист. Да, он был пионером модернизма – смело чертил проекты бетонных социально-ориентированных форм, зависающих над непропорционально легкими колоннами, удалил из своего творчества классические портики, не найдя в них практического смысла, искал новые содержание и воплощение, которые подошли бы к круто меняющемуся миру, и т.д, и т.д., и.п.. Брошенный им всему предыдущему опыту архитектуры дерзкий вызов, пожалуй, и стал главный козырем Корбюзье, так удачно разыгранным им в истории мирового искусства.

Вечное величие бунтаря, что-то из этой сферы.

Но, знаете, проходя по проспектам и улицам наших дней, и видя вдоль дорог обильно разбросанные тут и там не творения самого Корбюзье, но наследие его — старающиеся воплотить провозглашенный им принцип «Дом – машина для жилья» многогранники, бесчисленные детища функциональной эстетики XX века, волей-неволей, а взгрустнешь об архитектурной гармоничности додвадцатья, прошипишь что-то недоброе в адрес конструктивистов.

Нет, совсем не обязательно любить Корбюзье.

Архитектурное наследие Ле Корбюзье (ЮНЕСКО)

Одно из творений великого Ле Корбюзье в центре Токио

Промышленная революция XIX века открыла новый мир прочных материалов, которые можно было использовать в строительстве. Когда стали доступны бетон и арматура, архитекторы получили широкое поле для экспериментов. Развилось новое направление — модернизм, с массивными симметричными формами, функциональностью и минимализмом. Оно повлияло на живопись, скульптуру, музыку и другие виды искусства.

Знаменитый швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, 1887–1965) стал родоначальником этого движения. Он проектировал здания в Европе, Америке, Японии и Индии. Массивные, гладкие, симметричные бетонные постройки — пример для целого поколения современных архитекторов-бруталистов. Ле Корбюзье предложил принципиально новый взгляд на функциональность зданий и городское планирование.

Среди многочисленных работ архитектора — 17 зданий в семи странах, которые вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них — единственное сооружение, построенное архитектором в Японии: Национальный музей западного искусства в Токио.

 

Национальный музей западного искусства в Токио

  • Прогуляться по территории музея, где стоят статуи Родена
  • Изучить современные работы архитекторов Тадао Андо и Дзюндзо Сакакуры

Архитектурный шедевр в парке Уэно

Национальный музей западного искусства расположен в районе Уэно в Токио. Здесь выставлены 4500 скульптур и картин западных мастеров последних пяти веков. В экспозиции музея есть работы Ван Гога, Сезанна и Моне. Посетителей неизменно впечатляют внешний вид и интерьеры здания, построенного Ле Корбюзье в 1959 году. Музей — прямоугольное бетонное сооружение. Основные функционально-декоративные элементы интерьера — световые люки, балки и пандусы.

Когда коллекция музея стала увеличиваться, Ле Корбюзье нанял помощников — японских архитекторов Кунио Маэкаву, Дзюндзо Сакакуру и Такамасу Ёсидзаку, чтобы расширить территорию. В результате были построены лекционный зал (1964), флигель (1979) и билетная касса (1984).

 

Вокруг здания музея — сад скульптур, где стоят копии работ Родена — в том числе «Мыслитель» и «Врата ада».

Японский ученик Ле Корбюзье

Музей современного искусства в соседнем курортном городе Камакура спроектирован учеником Ле Корбюзье — архитектором Дзюндзо Сакакурой. Здание и прилегающая территория — сочетание стиля учителя с эстетическими представлениями ученика-японца. Музей, где переплетены традиции и современность, — недалеко от самого уважаемого святилища Камакуры, Цуругаока Хатимангу. Любопытно, что здание построили раньше, чем Национальный музей западного искусства, хотя они очень похожи. Сейчас музей закрыт для посетителей, но постройка и сама по себе — памятник современной японской архитектуры.

 

Сакакура семь лет работал под началом Ле Корбюзье и был шеф-архитектором его студии. Потом ученик великого мастера вернулся в Японию, где спроектировал многие известные здания — например, Международный дом Японии и Франко-японский институт. Все они расположены в разных частях страны, так что любители архитектуры могут отправиться в путешествие, чтобы познакомиться со всеми шедеврами.

 

Ле Корбюзье и Тадао Андо

Идеи Ле Корбюзье оказали значительное влияние на архитекторов всего мира, как и идеи других известных зодчих — Фрэнка Ллойда Райта и Людвига Мис ван дер Роэ. Одним из последователей Ле Корбюзье считается современный японский архитектор Тадао Андо. По его проектам построили отель Benesse House на острове Наосима и Церковь Света в Осаке. У Андо нет официального архитектурного образования: он учился всему на практике и много изучал чертежи Ле Корбюзье.

 

Проекты Тадао Андо: Художественный музей префектуры Хёго и Музей дизайна 21_21

Как добраться

Поезжайте от станции Tokyo по линии Yamanote до станции Ueno. Парк Уэно — совсем недалеко.

6 жемчужин архитектуры Ле Корбюзье

Один из самых важных архитекторов в истории, Ле Корбюзье был ключевой фигурой в понимании современности 20 века и современной жизни. Швейцарско-французский модернист, внесший значительный вклад в архитектуру , городское планирование , , визуальное искусство и дизайн , также был плодовитым художником, и многие из его архитектурных идей фактически родились в его мастерской. В 1948 году Ле Корбюзье писал:

Не бывает «чистого» скульптора, «чистого» художника или «чистого» архитектора.Трехмерное событие находит свое воплощение в художественном целом на службе поэзии … Если вы хотите придать какое-либо значение моей архитектуре, вам нужно найти источники в моих живописных работах, моем тайном поиске эстетического совершенства, к которому я стремился вся моя жизнь.

Вилла Савойя, Виа Жан-Пьера Дальбера

Архитектура Ле Корбюзье

Когда кто-то думает об «Архитектура Ле Корбюзье» , сразу приходят на ум образы монументальных бетонных высоток и уроки его пяти знаковых принципов.Эти пять знаковых архитектурных принципов были разработаны еще в 1920 году, резюмируя их следующим образом: здание должно быть поднят на «pilotis» , чтобы освободить стены от их структурной функции; со стенами, освобожденными от их структурной роли, следует использовать свободную планировку ; фасад должен быть спроектирован свободно ; горизонтальное окно, прорезающее фасад по всей длине , должно использоваться для равномерного освещения помещений ; крыша должна быть плоской и на ней должен быть сад .

Великий пионер модернизма в архитектуре, Ле Корбюзье провозгласил дом «машиной для жизни», определив фундаментальную позицию архитектурного движения. Отдавая предпочтение открытому бетону и монументальному размеру в своих проектах, Ле Корбюзье также вдохновил брутализм, названный так в честь французского «Béton Brut», что означает «сырой бетон». Невероятно опередив время, его работы помогли сформировать основу почти всей модернистской архитектуры и городского планирования, установив тот самый способ, которым архитектура сегодня практикуется.

Ле Корбюзье создал впечатляющие архитектурные чудеса по всему миру. Вот шесть жемчужин архитектурного дизайна Ле Корбюзье, которые вам обязательно стоит знать.

Совет редакции: Ле Корбюзье Ле Гран

Спустя десять лет после первой публикации самая продаваемая монография «Ле Корбюзье Ле Гран» наконец-то доступна в новом издании в мягкой обложке. Документируя жизнь и творчество одного из гигантов архитектуры и дизайна двадцатого века, книга представляет множество эскизов, фотографий и переписок, отражающих обширную и разнообразную работу Ле Корбюзье, художника, который продолжает очаровывать тех, кто находится внутри и вне архитектурного мира.

Показанное изображение: Ле Корбюзье — Unité d’habitation Marseille, через Creative Commons.

Дом La Roche et Jeanneret, Париж

Расположен по адресу Paris , France, Maison La Roche et Jeanneret был спроектирован Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере в период с 1923 по 1925 год по заказу Рауля Ла Роша, швейцарского банкира из Базеля и коллекционера авангарда. садовое искусство. Первоначально здание было построено как дом для Жаннере и отдельная резиденция и галерея, в которой разместилась бы коллекция произведений искусства Ла Рош, а сегодня это здание является домом для Фонда Ле Корбюзье.

Maison La Roche et Jeanneret, третий заказ Ле Корбюзье в Париже, состоит из пары двухквартирных домов , расположенных под острым углом друг к другу и предназначенных для просмотра с одной фиксированной точки. В то время как одно здание спроектировано для размещения семьи с детьми, с несколькими небольшими комнатами, другое спроектировано «для холостяка, владельца коллекции современной живописи и увлеченного искусством», , как пояснил архитектор в своей работе. 1935 г. монография.

Один из главных прецедентов очень влиятельной виллы Савойя Ле Корбюзье в Пуасси, этот дом является частью серии частных домов архитектора «белые виллы». В нем также есть все элементы, которые Ле Корбюзье позже назвал Пятью пунктами архитектуры , необходимыми для стиля модерн.

В 2016 году здание было внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Показанное изображение: Maison La Roche et Jeanneret, через Creative Commons.

Вилла Савой, Пуасси

Вилла, расположенная в Пуасси , на окраине Парижа, Вилла Савойя — еще одно сотрудничество Ле Корбюзье и Жаннере, построенное между 1928 и 1931 годами из железобетона. Прекрасный образец стиля, основанного на манифесте «пяти пунктов», он является одним из наиболее легко узнаваемых и известных образцов модернизма .

Первоначально построенный как загородный дом для семьи Савойя , дом был признан официальным французским историческим памятником в 1965 году и открыт для публики в 1997 году после тщательной реконструкции.Зарегистрированный как объект всемирного наследия ЮНЕСКО, он находится под опекой Национального центра памятников.

Архитектор спроектировал все четыре стороны здания с учетом вида и ориентации солнца . На первом этаже находится главный вестибюль, пандус и лестница, гараж и комнаты шофера и горничной, а на втором этаже находится главная спальня, гостевая спальня, кухня, салон, внешние террасы и ряд скульптурных пространств, которые образовали солярий.Сам план был составлен с использованием основных коэффициентов золотого сечения.

Featured image: Вилла Савойя, через Стива Сильвермана.

Unité d’habitation Marseille, Марсель

Модернистское жилое здание, The Unité d’habitation в Марсель, Франция было спроектировано в сотрудничестве с художником и архитектором Надиром Афонсу и завершено в 1952 году. Концепция, которая легла в основу нескольких жилых комплексов, спроектированных Ле Корбюзье. В Европе это, пожалуй, самое влиятельное здание бруталистов всех времен.

Построенный в цвете béton brut и текстурированный деревянными досками, он состоит из 337 квартир, расположенных на двенадцати этажах, все подвешены на больших пилотах. В нем также есть архитектурный книжный магазин, галерея на крыше, образовательные учреждения, гостиница, открытая для публики, и гастрономический ресторан Le Ventre de l’architecte. Сделанный в человеческом масштабе, с коренастыми пилотами и внутренними «улицами», он изменил определение жилья с высокой плотностью застройки. С этим зданием Ле Корбюзье стремился «обеспечить тишину и уединение перед солнцем, пространством и зеленью, жилище, которое станет идеальным вместилищем для семьи», и », созданное по доброй природе Бога, под небо и солнце, величайшее произведение архитектуры, продукт строгости, величия, благородства, счастья и элегантности «.

Он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и исторический памятник Министерством культуры Франции.

Показанное изображение: Unité d’habitation Marseille, через Creative Commons.

Chapelle Notre-Dame du Haut de Ronchamp, Роншан

Римско-католическая часовня в Ronchamp , France, Notre-Dame du Haut — это действующее религиозное здание, находящееся под опекой частного фонда Association de l’Œuvre de Notre-Dame du Haut.Построенный в 1955 году, он обычно считается более экстремальным сооружением позднего стиля Ле Корбюзье.

Архитектор создал за несколько дней асимметричный план часовни с изогнутыми стенами, увенчанными крышей в форме раковины краба. Простой дизайн включает два входа, главный алтарь и три часовни под башнями. Основная конструкция состоит из толстых каменных стен, изогнутых для повышения устойчивости и обеспечения структурной поддержки, в то время как монументальная изогнутая бетонная крыша поддерживается колоннами, скрытыми в стенах.Неправильное расположение окон, застекленных смесью прозрачного и цветного стекла, разбросано по стенам. В отличие от витражей, застекленные позволяют посетителям видеть облака, движение листвы и даже прохожих.

Показанное изображение: Chapelle Notre-Dame du Haut de Ronchamp, через Creative Commons.

Комплекс дю Капитоль, Чандигарх

Расположенный в секторе 1 города Чандигарх в Индии, Complexe du Capitole — это правительственный комплекс, занимающий территорию около 100 акров и являющийся ярким проявлением архитектуры города.Он состоит из трех зданий — Дворца собраний или Законодательного собрания, здания Секретариата и Высокого суда, а также четырех памятников и озера. Эти постройки разделены большими площадями, которые не выделяются на фоне возвышающихся построек.

Шедевр монументальной и скульптурной архитектуры, он был построен в честь независимости нации, одновременно открывающейся навстречу свободе и современности. В зданиях сочетаются основные формы пуристской геометрии с выражением брутализма, а также европейский модерн с местными технологиями и материалами.Внешний вид подчеркнут полихромией ярких цветов в яркой палитре Ле Корбюзье, контрастирующей с монохромным внешним видом необработанного бетона.

Показанное изображение: Complexe du Capitole, через Creative Commons.

Национальный музей изящных искусств л’Окцидент, Токио

Главная публичная художественная галерея в Японии, Национальный музей изящных искусств de l’Occident в Токио — это музейный объект, построенный в парке Уэно Онси Коэн и посвященный исключительно коллекции Мацуката.Это свидетельствует о давнем восприятии архитектуры Ле Корбюзье в Японии и универсализации современного движения. Построенный в 1959 году, он должен был стать символом возобновления дипломатических отношений между Японией и Францией после Второй мировой войны.

Здание из железобетона, состоит из цокольного этажа, антресоли, цокольного этажа и террасы на крыше. В его центре есть освещенный двор во всю высоту здания. Он отличается всеми чертами, характерными для архитектуры Ле Корбюзье — пилотами, пандусами и естественным освещением.Каждый элемент здания воплощает модульную концепцию архитектора. Как писал архитектор Фуджики Тадаёши, он основан на размере и пропорциях человеческого тела как «средство приспособления архитектуры к человеческому духу, упорядочивания бесконечного количества возможных пропорций таким образом, чтобы они соответствовали человеческий облик «.

Featured image: Национальный музей изящных искусств де л’Окцидент, через Creative Commons.

Стиль и философия дизайна Ле Корбюзье

Начало Ле Корбюзье

Чарльз-Эдуард Жаннере родился в семье часовщика и учителя музыки в Ла-Шо-де-Фон. Сначала он изучал декоративное искусство, а в архитектуру начал заниматься только благодаря руководству одного из своих наставников.После окончания учебы он путешествовал по Европе по маршруту , формат: и и маршрут . В Средиземноморье он принял классические пропорции архитектуры эпохи Возрождения. В Вене и Мюнхене он изучал растущую сцену декоративного искусства. Во Франции он узнал о строительстве из железобетона от пионера Огюста Перре. Затем, в 1920 году, после долгого ученичества, Жаннере переименовал себя в Ле Корбюзье и начал с всерьез внедрять свой стиль .

Философия дизайна Ле Корбюзье

Ле Корбюзье, наряду с Мисом ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом, сыграл важную роль в создании международного стиля. Это движение определялось прямолинейными формами, открытыми интерьерами и «невесомыми» конструкциями. Ле Корбюзье изложил эти принципы в своих пяти принципах новой архитектуры, опубликованных в 1927 году. Он выступал за:

  • Pilotis — сетка из колонн для замены несущих стен, позволяющая архитекторам более эффективно использовать площадь пола.

  • Свободная планировка этажей — гибкие жилые помещения, которые могут адаптироваться к меняющемуся образу жизни благодаря отсутствию несущих стен.

  • Сады на крыше — плоская крыша, покрытая растительностью, которая поддерживает постоянную влажность и регулирует температуру.

  • Горизонтальные окна — прорезанные сквозь ненесущие стены, эти планки обеспечивают ровный свет и панорамный вид.

  • Свободные фасады — открытые и закрытые секции, позволяющие фасаду активно соединять или разделять элементы интерьера и экстерьера.

Понятно, что философия Ле Корбюзье заключалась в функции и форме. Большая часть его работ была сосредоточена на том, как хорошая архитектура может влиять и на социальный ландшафт. Его принципы «Unité d’Habitation» изложили его видение: большие многоквартирные дома, предлагающие просторное жилье, затененные социальные пространства, сады на крышах, торговые улицы и другие удобства. Это были бы дома, в которых массы могли бы не просто поселиться, но и по-настоящему жить в них.

Работа и влияние Ле Корбюзье

Эти принципы дизайна были воплощены в потрясающих дизайнах, сочетающих форму и функциональность с истинной элегантностью.Например, его вилла Savoye 1931 года в Пуасси полностью соответствует его пяти принципам и определяет роскошную жизнь на протяжении большей части конца двадцатого века. Его более органичные более поздние работы, такие как Нотр-Дам-дю-О, продолжали влиять на архитекторов-авангардистов в двадцать первом веке, в том числе Заха Хадид .

Видение Ле Корбюзье о повышении качества социального жилья в значительной степени не было реализовано. Cité Radieuse в Марселе, построенный в 1952 году, является одним из немногих зданий, которые приблизились к его концепции unité d’habitation.Вместо этого социальное жилье превратилось в бетонные многоквартирные дома с маленькими интерьерами и без удобств — факт, который только подорвал репутацию Ле Корбюзье в некоторых кругах. Но нельзя отрицать одно: сила и масштаб видения Ле Корбюзье остаются непревзойденными, и лишь немногие архитекторы приблизились к его объединению дизайна, образа жизни и социальной функции.

Ле Корбюзье Искусство, Био, Идеи

1945-52

Unité d’Habitation

Unité d’Habitation в Марселе был первым крупномасштабным жилым кварталом, который Ле Корбюзье получил возможность построить.Его концепция создавалась долго, и ее можно проследить, по крайней мере, до многоквартирных домов, которые он разработал для своих жилищных схем 1930-х годов, в том числе для Алжира и Немура, Алжир. Он был задуман для строительства в нескольких итерациях в рамках гораздо более масштабной реконструкции города, такой как те, которые, как надеялся Ле Корбюзье, будут построены для полностью разрушенных районов, таких как Сен-Дье и Ла-Рошель, после Второй мировой войны. Однако единственный Unité был единственной частью этого видения, которое ему удалось осуществить, хотя и в нескольких разных местах в Европе.

Unité представляет собой наиболее полное воплощение идеи Ле Корбюзье о коммунальном жилье, которое часто называют «городом в городе». 337 квартир в доме разделены на 23 типа для размещения различных семей — от холостяка до семьи с восемью детьми. Большинство квартир двухуровневые и включают гостиную с потолком двойной высоты и большими окнами, из которых открывается полный вид на окружающий пейзаж. На полпути вверх по внутренней дороге на седьмом и восьмом этажах расположены основные услуги, такие как пекарня, мясная лавка, магазин морепродуктов, магазин фруктов и овощей, винный магазин, аптека, прачечная и уборка, парикмахерская, почта. , а также гостиница и ресторан.Кроме того, на 17 -м этаже жильцы могут найти детский сад и ясли. Там пандус ведет на крышу, где есть бассейн, крытые и открытые спортивные сооружения и снэк-бар.

Unité также показывает эволюцию работы Ле Корбюзье с béton brut (грубый бетон), в котором он оставил материал незаконченным, с отчетливо видимым на поверхности отпечатком дерева, использованного для его отливки. Этот аспект облицовки здания не только соединяет его с окружением, похожим на природный парк, усеянным деревьями, но и придает зданию, возможно, более прочный характер, во многом напоминающий громаду океанского парусного лайнера, с которым его часто сравнивают ( подходит для Марселя, ворот Франции в Средиземное море).Работа Ле Корбюзье с бетоном здесь повлияет на многих архитекторов в ближайшие десятилетия, достигнув высшей точки в области дизайна с материалом под названием Brutalism, который сформировался в 1970-х годах.

Бетон, стекло, сталь — Марсель, Франция

Машины для жизни: основные «Пять пунктов архитектуры» Ле Корбюзье

Ле Корбюзье был художником, писателем, архитектором и планировщиком, но он также был искусным пропагандистом новых дизайнов и теорий.Поэтому, когда он дебютировал в своем концептуальном доме Maison Dom-Ino, он отличался легкой и элегантной формой, но был также назван очень умно — его название отсылало к внешнему виду и модульности игровых «домино» (с точками, выдавленными в форме колонн), а также к « domus, латинское слово, обозначающее дом.

Maison Dom-Ino от Ле Корбюзье

В этом проекте Шарль-Эдуард Жаннере, более известный как Ле Корбюзье (или просто Корбу), синтезировал сборные конструкции, гибкость и минимализм. В конструкции использовались тонкие железобетонные перекрытия, поддерживаемые тонкими бетонными колоннами.Он описал свое решение как «сопоставимую систему строительства согласно бесконечному количеству комбинаций планов», позволяющую «построить разделительные стены в любой точке фасада или интерьера». В то время, когда несущие стены и кладка были нормой, это был необычный подход к проектированию конструкций. Это во многом повлияет на работу его жизни.

Корбу также имел радикальные идеи, когда дело касалось архитектурного орнамента, отвергая декоративные традиции как устаревшие в эпоху машин.Критикуя Выставку декоративного искусства 1925 года в Париже, он писал: «Религия красивых материалов находится в последней агонии … Почти истерический рывок последних лет к этой квазиоргии декора — это лишь последний приступ уже предсказуемой смерти ». Он считал, что современный мир вышел за рамки необходимости в декоративных излишествах — полезные, хорошо продуманные вещи заполнят пустоту не только в архитектуре, но и в мебели, мебели и приспособлениях.

Взгляды Корбу были сформированы другими школами мысли (такими как Баухаус) и другими модернистами, в том числе Адольфом Лоосом, который писал в Орнамент и Преступление : «Эволюция культуры идет с устранением орнамента из полезных предметов.Многие выдающиеся архитекторы отказались от орнаментов, отказавшись от традиционных стилей в пользу изящного минимализма, отчасти благодаря трудам Лооса и Корбу. В 1920-х годах Корбу опубликовал свою собственную влиятельную книгу « К архитектуре, », в которой он написал знаменитую статью «Une maison est une machine-à-cabiner» («Дом — это машина для жизни»). Это отражало его функционалистское видение будущего отечественного дизайна.

Ле Корбюзье сравнивает древние руины с изящными современными машинами.

Том также содержал критический манифест, Пять пунктов архитектуры. Эти пункты расширили идеи, которые он исследовал в Maison Dom-Ino, излагая план современных жилищ, свободных от структурных условностей и исторических прецедентов. Эти пять пунктов взаимосвязаны, и их можно резюмировать следующим образом:

  • «Pilotis» (колонны), используемые для подъема зданий и создания открытых пространств
  • Дизайн интерьера произвольной формы с использованием несущих колонн
  • Фасадные конструкции произвольной формы, освобожденные от несущих функций
  • Горизонтальные окна для равномерного дневного света в помещениях
  • Сады на плоских крышах для защиты бетона и создания пространства

Корбу тоже практиковал то, что проповедовал.К концу 1920-х он начал работу над тем, что сейчас является одним из самых известных его проектов: виллой Savoye. Это было физическое воплощение его пяти пунктов, и это видео отлично показывает, как именно:

Корбу поднял и поддержал конструкцию с помощью бетонных пилотов. В свою очередь, внутренние колонны позволили ему создавать открытые планы этажей и неструктурные фасады с длинными и узкими оконными планками (что было бы невозможно, если бы внешние стены были несущими).На крыше дома концептуально располагался сад на крыше: часть пейзажа вздымалась вверх, компенсируя след дома с возвышающимися зелеными насаждениями.

Вилла «Савой» Ле Корбюзье, изображение Валейю (CC BY-SA 3.0)

Для Корбу взаимодействие масс и света сделало резиденцию красивой — ее эстетика была продуктом функции и геометрии. «План чистый, — хвастался он, — он создан специально для нужд дома…». Это поэзия и лиризм, подкрепленные техникой ».

Дом Фарнсворта Мис ван дер Роэ, изображение Виктора Григаса (CC BY-SA 3.0)

От виллы Savoye происхождение дизайна Корбу можно проследить как назад (к Maison Dom-Ino), так и вперед, к другим ныне известным произведениям модернистской жилой архитектуры, включая Дом Фарнсворта Мис ван дер Роэ и Стеклянный дом Филиппа Джонсона.

Стеклянный дом Филипа Джонсона, изображение Стаиба (CC BY-SA 3.0)

Но пять пунктов Корбу и Вилла Савойе сделали больше, чем просто форму жилой архитектуры — они также повлияли на десятилетия городского дизайна и, в конечном итоге, на серию вертикальных городских деревень. в небе.

Выход на 99pi: планы функционалистов на будущее — новые города и вертикальные деревни как «машины для жизни в»

зданий Ле Корбюзье в Париже: пешеходная экскурсия по архитектуре

Немногие архитекторы оказали такое значительное влияние на модернизм, как Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, более известный как Ле Корбюзье. Он оставил свой след в начале двадцатого века своей новаторской работой, в которой использовались открытые планы этажей, запасные интерьеры и оконные стены — теперь все стилистические признаки изысканной городской жизни.И хотя лучшие работы Ле Корбюзье распространены по всему миру — от Нью-Йорка до Чандигарха, Индия, — в Париже можно найти концентрацию частных домов и общественных зданий.

Архитектор на протяжении десятилетий называл столицу Франции своим домом, а его парижские шедевры стоят целого дня осмотра достопримечательностей. Вот как провести целый день в Париже глазами великого Ле Корбюзье.

10.00
Вилла Ла Рош и Вилла Жаннере

Начните свой день в стиле Ле Корбюзье в тихом тупике в шикарном жилом районе 16-го округа, где находятся два самых известных частных дома Ле Корбюзье.Вилла Ла Рош (10 Square Du Docteur Blanche) была заказана швейцарским банкиром Раулем Ла Рошем в 1923 году в качестве галереи для демонстрации его коллекции картин.

Теперь он открыт для публики как музей. Прогуляйтесь по разным уровням дома, включая наполненный светом потрясающе красивый вестибюль в центре, где можно увидеть различные предметы искусства и мебель Ле Корбюзье, разбросанные повсюду. Не забудьте также провести некоторое время, любуясь культовым белоснежным фасадом дома.

По соседству с виллой Ла Рош находится вилла Жаннере, построенная по заказу брата Ле Корбюзье Альбертом Жаннере и его невестой, а теперь являющаяся домом для Фонда Ле Корбюзье.В нем хранятся архивы библиотеки Ле Корбюзье, в том числе все, от рисунков до этюдов, письменных работ и фотографий. Место открыто только по предварительному заказу, поэтому не забудьте позвонить заранее (33-1-42-88-75-72).

Фотографии предоставлены Фондом Ле Корбюзье.

12:00
Отель Молитор

Перерыв на обед в соседнем отеле Molitor (13 Rue Nungesser), где находится отреставрированный бассейн в стиле ар-деко, который оказался местом самой первой публичной демонстрации бикини, которое носила женщина.Займите место в современной столовой с хорошим обзором у бассейна и расслабьтесь, отведав блюда современного бистро из местных продуктов.

Фото предоставлено Hotel Molitor.

14:00
Апартаменты Atelier de le Corbusier

После обеда отправляйтесь в квартиру и студию (24 Rue Nungesser et Coli), которые Ле Корбюзье спроектировал и жил с 1934 года до своей смерти в 1965 году, которые теперь открыты для публики как музей. В этом залитом светом помещении, признанном исторической достопримечательностью в 1972 году, до сих пор хранятся личные вещи Ле Корбюзье.

Фото предоставлено Фондом Ле Корбюзье.

15:30
TEAthécha

Отправляйтесь в 13-й округ, чтобы провести полуденный перерыв в культовом чайном салоне TEAthécha (119 Rue de la Glacière, 33-1-53-80-48-29). Расслабьтесь за булочкой с домашним вареньем, потягивая чай из более чем 200 наименований, включая чистые чаи, смешанные чаи и ароматизированные чаи со всего мира, которые также можно купить.


16:30
Озенфант Хаус

После полуденного пребывания начните свою мини-пешеходную экскурсию по лучшим хитам Ле Корбюзье, которая начинается в Доме Озенфант (авеню Рейл, 53).Созданный как дом и студия для друга Ле Корбюзье, художника-кубиста Амеде Озенфан, он является одним из самых ранних образцов минималистской архитектуры и ранним прототипом того, что сейчас известно как Дом-ино.

Фото через Hansen-Hansen.

17:00
Швейцарский павильон

Затем отправляйтесь в Швейцарский павильон (7 Boulevard Jourdan), созданный в 1930 году Ле Корбюзье в Cité Internationale Universitaire в Париже как общежитие для швейцарских студентов.Состоящее из свободного фасада и открытой планировки, утопающее в зелени здание в строгом стиле остается одним из лучших выражений идей Ле Корбюзье о городской жизни.

Фото взято с сайта Cité Internationale Universitaire de Paris.

17:30
Maison Planeix

Затем прогуляйтесь до рядного дома Maison Planeix (бульвар Массена, 24), созданного в сотрудничестве Ле Корбюзье и его двоюродного брата Пьера Жаннере и построенного между 1924 и 1928 годами.При осмотре дома обратите внимание на несколько подписей Ле Корбюзье, включая типичный сад на крыше Ле Корбюзье, его фирменные ленточные окна и геометрический фасад дома.

Фото Tiresome Moi.

18:00
Fondation Armée du Salut

Завершите тур Ле Корбюзье в одном из его самых знаковых (и красочных) парижских зданий, Fondation Armée du Salut (12 Rue Cantagrel). Построенное для Армии Спасения в качестве массивного убежища в 1930 году, здание сразу же после постройки стало считаться радикальным из-за его красочного фасада и залитых светом открытых пространств.

Фото предоставлено Фондом Ле Корбюзье.

18:30
FanFan от la Tulipe

После насыщенного дня осмотра достопримечательностей Ле Корбюзье остановитесь на аперитив в FanFan by la Tulipe (Rue des cinq Diamants, 14, Fanfanbylatulipe.com), жемчужине района, известной своими коктейлями. В то время как острый мохито и огуречный мартини нравятся публике, настоящие завсегдатаи клянутся, когда опытные бармены готовят напиток на заказ.


8 стр.м.
L’Ourcine

Завершите свой день на ужин в местном бистро L’Ourcine (92 Rue Broca, Restaurant-lourcine.fr). Утенок au sang (в кровяном соусе) с пюре из корня сельдерея и crémeux au chocolat (шоколадный пудинг) — два из лучших блюд, которые вы будете есть в Париже.

(Сообщение проверено 23 октября 2021 г.)

Знаковая современная архитектура и дизайн Ле Корбюзье

Шарль-Эдуард Жаннере, более известный как Ле Корбюзье, был пионером современной архитектуры и лидером международного стиля.Архитектор-самоучка был также опытным художником и писателем.

Немногие дизайнеры были столь же восхищены, осмеяны и оказали огромное влияние, как Ле Корбюзье. В первую очередь архитектор, Ле Корбюзье считал, что правильное применение современных материалов и методов строительства может обеспечить лучшие условия жизни и, в конечном итоге, улучшить качество жизни жителей многолюдных городов.

Самые знаменитые здания Ле Корбюзье включают виллу Савой в окрестностях Парижа, Нотр-Дам-дю-О в Роншане, Франция, и жилой дом в Марселе.Среди его элегантных дизайнов мебели — стул LC2 и шезлонг LC5, которые производятся до сих пор и популярны сегодня.

Ле Корбюзье был очарован пропорциональными системами , такими как золотое сечение и серии Фибоначчи , обе из которых он интегрировал в свою собственную систему Modulor. Modulor основан на золотом сечении в том, что касается человеческого тела, и в результате получается архитектура и мебель, которые кажутся просто правильными .

Это отражено в описании Ле Корбюзье своей мебели как «продолжение наших конечностей и адаптированное к человеческим функциям ». Сядьте на его знаменитый шезлонг LC4, и вы быстро поймете, что он имеет в виду — кажется, будто он был создан специально для вашего тела .

Ле Корбюзье отметил, что технология положительной силы сыграла в жизни людей революционные изобретения, такие как автомобиль и телефон, и заявил, что дом должен быть «машиной для жизни».В своих проектах они использовали стекло, сталь и бетон, что дало им возможность создавать здания радикального дизайна, такие как небоскреб, которые не были бы правдоподобными, если бы не эти материалы. Подобные здания, без сомнения, даже сегодня изменили определение городского ландшафта. Он и другие архитекторы-модернисты считали, что для того, чтобы дом выполнял свои функции, он должен иметь чистоту формы хорошо спроектированной машины.

Он начал с Виллы Фалле в 1905 году.Эта вилла, расположенная в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии, оформлена в стиле национального романтизма. Он сочетает в себе швейцарское шале, местную архитектуру и рускинскую материальность. Это не то, что можно было бы назвать прогрессивным проектом. Затем он отправился в свой «Voyage D’Orient», заполнив блокноты эскизами, которые изменили его архитектурный стиль — средиземноморские дома, которые он любил, представляли собой простые геометрические объемы, залитые светом — четкую, точную геометрию. Он создает виллу Швоб в 1917 году.

Хотя вилла Швоб не является одним из самых известных зданий, она очень важна для карьеры Ле Корбюзье.Он спроектировал и построил в течение многих лет обучения в качестве архитектора, исследуя, как полностью принять цели пуристов в отношении порядка и математической точности в архитектуре. Вилла Швоб стала важным началом проблем, которые позже стали отличительными чертами Ле Корбюзье, как его планировочное пространство и сад на крыше. В «К новой архитектуре» он опубликовал фотографию Капитолия Микеланджело. Регулирующие линии, определяющие пропорции Капитолия, можно увидеть в регулирующих линиях, которые используются для определения фасада виллы Schwob

.

В письме к Риттеру от июня 1920 года он видит этот дом как отправную точку для новой программы, включающей воспоминания о путешествиях.«… Я предан серьезным работам, даже научным, то есть картинам, которые, по крайней мере, являются продолжением моего Дома Швоб… Но я смотрю в первую очередь на Парфенон и Микеланджело… надежное искусство. И темперамент победил: Новая модель; Парфенон, эта драма… »

3 из самых известных работ Ле Корбюзье

Вилла Savoye, пожалуй, самая известная работа Ле Корбюзье и яркий образец модернистской архитектуры. Изящная геометрия белого жилого пространства с его удлиненными ленточными окнами поддерживается серией узких колонн вокруг изогнутого застекленного входа и увенчана солярием.Построенное в 1931 году, это здание было революционным: использование железобетона потребовало меньшего количества несущих внутренних стен, что позволило создать дизайн с открытой планировкой. Движение автомобилей внутрь дома (концепция, которая вдохновляла Ле Корбюзье на протяжении многих лет) является спусковым крючком для дизайна здания. Основная часть дома (гостиная, кухня, спальни и ванные комнаты) расположена на первом этаже, а первый этаж занимает холл и служебные помещения с гаражом, способным вместить 3 автомобиля того времени, то, что было важной вехой в истории архитектуры и большим шагом вперед для своего времени.

Все внутри холла выкрашено в белый цвет, что отражает интересы Ле Корбюзье в области архитектуры, здоровья и гигиены (ныне известный как Салютогенный дизайн) в эпоху, когда город страдал от последствий перенаселенности в виде эпидемий, и отражает важные обнаружение микробной жизни повсюду, в том числе внутри домов. Этот момент также отражен в изобилии туалетов и раковин внутри виллы, что явно намного превышает потребности и использует проточную воду, на которую они рассчитывали.

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций, Нью-Йорк

К концу 1920-х годов Ле Корбюзье был сосредоточен на получении крупных заказов, которые он назвал «Les Grands Projets». Для конкурса, состоящего из двух частей, на проектирование группы зданий для штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве, он адаптировал свой революционный проект Five. Очки новой архитектуры »в значительно расширенном общественном масштабе. Однако« его проигрыш в соревновании и последовавшие за этим споры стали источником огромной личной горечи », — говорит Жан Луи Коэн в« Ле Корбюзье Ле Гран ».

, хотя «он также стал всемирно известным амбициозным архитектором».

Два десятилетия спустя слава и неудачи заставили Ле Корбюзье довольно решительно выдвинуть свои собственные планы, когда он был назначен в совет консультантов по дизайну, курирующих новую штаб-квартиру Организации Объединенных Наций на Манхэттене. С точки зрения амбиций и решимости, работа архитектора над штаб-квартирой ООН, безусловно, была одним из его грандиозных проектов, даже если его роль в создании готового здания остается туманной.

Место встречи мировых лидеров, штаб-квартира ООН — статусное здание. Впечатляющая прямоугольная башня доминирует, но все же величественно. Окруженное небоскребами Нью-Йорка, это здание должно было выделяться: синее стекло отражает воду внизу, а две бетонные стены без окон придают зданию изысканный статус солидарности и выносливости, которые являются ключевыми аспектами Организации Объединенных Наций.

Дворец правосудия, Чандигарх

Красочная структура Дворца правосудия является ярким примером работы Ле Корбюзье в Индии.С изогнутой крышей, похожей на Нотр-Дам-дю-О, регулярность аркады придает зданию серьезность и прочность. Геометрические проемы окон напоминают традиционную индийскую резьбу, создавая текстуру, контрастирующую с гладкими гранями и тактильными изгибами крыши. Красный, желтый и синий в сочетании с цветами индийского флага завершают это сбалансированное и гармоничное здание.

Внешний вид Чандигарха намеренно аналогичен человеческому телу, при этом различные области образуют части тела.«Голова» включает в себя Капитальный комплекс — основные правительственные учреждения, такие как Законодательное собрание, Высокий суд и Секретариат. Этот комплекс отделен от остальной части города парками и автомагистралями и построен таким образом, чтобы продемонстрировать мощь демократического государства.

Ле Корбюзье — Дизайн в пределах досягаемости

Ле Корбюзье (урожденный Шарль-Эдуард Жаннере-Гри), широко известный как один из самых влиятельных архитекторов 20-го века, изменил облик городской архитектуры, перенеся ее в технологическую эпоху.Связывая архитектуру с революцией, его наследие демонстрирует сильное, хотя и утопическое, стремление удовлетворить потребности демократического общества, в котором доминирует машина. «Современная жизнь требует и ждет нового плана как для дома, так и для города», — сказал он в 1923 году.

Ле Корбюзье родился в Швейцарии, и учитель вдохновил его заняться архитектурой. Он построил свой первый дом в возрасте 18 лет для преподавателя своей школы. В 1908 году он поехал в Париж и начал заниматься с Огюстом Перре, архитектором, известным своим новаторским использованием бетона и армированной стали.Переехав в Берлин, Ле Корбюзье работал с Петером Беренсом, который обучал его промышленным процессам и проектированию машин. В 1917 году он вернулся в Париж, где познакомился с посткубисткой Амеде Озенфан и разработал Пуризм, новую концепцию живописи. В 1920 году, еще находясь в Париже, он принял псевдоним Ле Корбюзье.

Парадоксально, но Ле Корбюзье сочетал в себе страсть к классической греческой архитектуре и тягу к современной машине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *