Разное

Арты стрит: Street Art — Definition, History, Artists

Граффити и стрит-арт: разбираемся, в чем разница — Global City

Летом, как ни в какое другое время года, становятся актуальными стрит-арт фестивали. В городе появляется все больше «настенных рисунков». Горожане относятся к этим явлениям по-разному. Для кого-то – это бесполезные картинки, которые портят внешний вид Екатеринбурга. Кто-то же считает, что стрит-арт – это искусство, которое только украшает городские пространства.

Global City решил разобраться, где грань между тем, что можно назвать искусством, и тем, что лучше закрасить краской и никогда не видеть. Все очень просто, и в тоже время сложно: есть стрит-арт, а есть граффити.

Нашим гидом по стрит-арту Екатеринбурга станет @alexandr_yang. Исследователь стрит-арта, автор проекта Street Art Hunter и подкаста Росстритартнадзор.

Теги

Наверняка вы видели эти, на первый взгляд бессмысленные, надписи на стенах домов, заборах, фонарях. Вспомним только недавнюю ситуацию, когда новые фонари в сквере за Оперным театром расписали – это теги.

Теги оставляют граффити-художники, чтобы узнать друг друга в субкультурной среде, зачекинится и оставить свою метку.

Первым, кто стал оставлять теги, был Taki 183. Таки работал курьером в Нью-Йорке в 1971 году. Когда он разносил заказы, то на домах писал свое имя и номер своего района. Так он стал первым, чьи теги вошли в историю, а еще попал на страницы New York Times, как райтер Taki 183. Моду на теги подхватили подростки Америки, а на фасадах американских домов стало появляться бесчисленное количество имен и адресов.

Субкультура граффити – это целый мир, о котором многие могут даже не догадываться. Надписи, которые невозможно прочитать – это подписи райтеров, именно так внутри субкультуры называют тех, кто занимается граффити. И пишут теги не для горожан, их пишут для других райтеров.

При помощи тегов райтеры заявляют о себе в мире граффити и стрит-арта. При этом есть такая тенденция – там, где появился один тег, появится еще много тегов.

В мире граффити считается значимым заявить о себе там, где еще никто не заявлял, и чем экстремальнее и провокационнее место, тем круче выглядит райтер в глазах своих единомышленников. Ведь граффити – это все таки протест, выступление против законов, нарушение правил.

Именно поэтому теги появляются на фонарях, фасадах исторических зданий, там, где у другого возникнет вопрос «а как ты туда залез и написал?». В общем, эта часть субкультуры только для тех, кто входит в нее.

Найди кота

У некоторых райтеров есть свой собственный стиль, который также является тегом – нарисовать кота, морду бульдога, кудрявую голову, ангелочка. Эти символы становятся узнаваемыми. Если присмотреться к настенной живописи, то каждый горожанин сможет сыграть в игру «найди кота».

Лайфхаки райтеров

Современный мир не стоит на месте, поэтому у райтеров теперь есть наклейки, плакаты и трафареты. Это экономит время, ведь чтобы не быть замеченным полицией или бдительными горожанами, надо как можно быстрее оставлять свой тег в городском пространстве.

Но все-таки в Екатеринбурге еще остались олдскульные райтеры, рисующие теги по-старинке, баллончиком с краской.

Такие наклейки можно встретить на дорожных знаках, светофорах, столбах с объявлением.

Дак вот, граффити – это не стрит-арт, поэтому многим горожанам оно приходится не по душе. Стрит-арт – это полноценные, продуманные композиции. Обычно они появляются в городском пространстве законно, на фестивалях уличного искусства, на согласованных для этого площадках. Такие работы требуют много времени, использование техники, большего количества денег. Но и так происходит не всегда. Есть стрит-арт художники, которые реализуют свои работы спонтанно, без согласований, и они остаются на своем месте надолго.

Стрит-арт рисуют уличные художники. Граффити рисуют райтеры.

Масс-маркет

А тут стоит поговорить о «масс-маркете» стрит-арта, и работах в канонах уличного искусства. Белочка или енот, как будто вышедшие из красочного мультфильма, многим придутся по душе и вряд ли вызовут негодование горожан. А вот переход, разрисованный линиями, или «Супрематический крест» Покраса Лампаса – не у всех вызовут положительные эмоции.

Роспечать, как объект творчества и уважения

Кстати, среди стрит-арт художников есть свои звезды. В целом в сообществе не принято портить чужие работы. То есть на работе уличного художника не появятся теги, это неуважительно. И городские власти нашли, как это использовать во благо города.

Киоски «Роспечати» часто подвергаются нападению райтеров. Чтобы избавить их от нежеланных надписей, киоски попросили разрисовать и доверили это Максиму Реваншу. Прошло несколько месяцев, а разрисованные Реваншом киоски по-прежнему чисты.

Фото: Global City

© Интернет-журнал «Global City» Светлана Цыганова

Стрит-арт в России: инвестиция и инструмент власти

Стрит-арт зарождался как нелегальная бунтарская художественная практика. Сегодня работы в стилистике граффити продаются на аукционах и в галереях, переводятся в NFT и служат инструментом преобразования городской среды. Forbes Life рассказывает о том, что происходит с ценами на работы «уличной волны» и где их можно увидеть этим летом

Стрит-арт и паблик-арт 

Отдельные исследователи склонны видеть истоки стрит-арта в доисторической наскальной живописи, но большинство все же признает, что он зародился в Нью-Йорке в 1970–1980-х годах. Именно тогда на стенах заброшенных домов начали появляться стилизованные подписи отдельных смельчаков. Впоследствии эта практика получит название «теггинг». Жан-Мишель Баския прославился своими тегами SAMO за несколько лет до того, как его работы стали продавать в галереях.

Работа Миши Маркера на фестивале «Один за всех», 2020 (Фото Григория Шарова)

Коммерциализация стрит-арта началась в 2008 году, когда состоялись первые торги аукциона Bonhams, посвященные творчеству уличных художников. В прошлом году работа Бэнкси «Девочка с воздушным шаром», за три года до этого наполовину разрезанная шредером, спрятанным в раме картины, на торгах Sotheby’s и получившая новое название «Любовь в мусорном баке», была повторно продана на аукционе за $25,4 млн. Агентство Knight Frank сообщает, что уровень инвестиционной привлекательности стрит-арта за последние 10 лет вырос на 71%.

Материал по теме

В современной России уличное искусство продвигают и популяризируют как вид бизнеса и как способ преобразовать городское пространство. В нижегородской Выксе, поселке городского типа, где расположен металлургический завод, принадлежащий ОМК, более 10 лет проходит фестиваль «Арт-овраг» (с 2021 года — «Выкса / Арт-Овраг»), использующий стрит-арт и паблик-арт для развития городской среды. Идея пригласить в Выксу уличных художников пришла кураторам первого фестиваля Константину Гроуссу и Дмитрию Алексееву. В разные годы в городе работали японка Маюка Огава, француз Филипп Боделок, Мартин Шольт и EVOLT из Германии. На стенах пятиэтажек и заводских цехов оставили свои муралы Паша 183, Слава ПТРК, Миша Most и Эрик Булатов.

Работа Алекса Сенна на фестивале «Один за всех», 2021 (Фото Григория Шарова)

С 2003 года с уличным искусством работал Екатеринбург. Работы Славы ПТРК и Тимофея Ради стали неотъемлемой частью современного ландшафта города. В других крупных промышленных городах, вроде Красноярска и Томска, мэрия тоже часто «заигрывает» со стрит-артом. 

В стране вот уже несколько лет существует специальный Форум уличного искусства, который организует Институт исследования стрит-арта, основанный в Санкт-Петербурге в 2017 году. В 2022 году форум прошел уже в третий раз — 8 и 9 июля в Елагиноостровском дворце-музее Санкт-Петербурга собрались кураторы, галеристы и сами художники, чтобы обсудить вопросы, которые всех волнуют. Могут ли художники «завизировать» свои эскизы у городской администрации? Кто должен решать, оставлять или закрашивать работы, появляющиеся стихийно? Что является искусством, а что — вандализмом? Что логично, галереи и аукционы скорее обеспокоены продажами, а власти и крупный бизнес — смыслами. 

Дмитрий Аске. «Мать звезд», 2020 (Фото Ruarts Foundation)

На форуме обсудили и множество неочевидных для неспециалиста вещей. Например, различия между стрит-артом (по сути нелегальной практикой художественных интервенций) и паблик-артом (красочными, тяготеющими к реализму и социально одобряемыми настенными росписями) и необходимость использовать понятие «художник уличной волны». «В самих по себе общеупотребимых терминах «уличное искусство» и «стрит-арт» нет ничего плохого. Но есть много художников, которые не прошли обряда инициации улицей: будучи подростками, они не рисовали на стенах баллонами или маркерами, а просто оказались захвачены этим искусством, его энергией и свободой.

Тех, кто стилистически и идеологически близок граффити-райтерам, гораздо больше, чем самих райтеров», — объясняет участница форума Алина Зоря, заместитель директора по научно-просветительской деятельности санкт-петербургского музея «Невская Застава».

Работа «Фрукты Врукты» на фестивале «Один за всех», 2020 (Фото Григория Шарова)

«Цены уверенно растут»: «уличная волна» в России вышла на рынок

Среди российских институций, которые раньше других начали проявлять интерес к художникам «уличной волны», важное место занимают созданный в 2003 году Марианной Сардаровой фонд Ruarts и одноименная галерея. У фонда есть своя коллекция, основу которой составляет искусство нонконформистов 1960-х годов, московских концептуалистов, представителей «Новой академии» и их круга — в общей сложности порядка 2000 произведений. При этом в собрании также представлено свыше 270 работ 58 художников «уличной волны».

«На сегодняшний день мы работаем на постоянной основе с восемью авторами «уличной волны». Это 0331с, Дмитрий Аске, Миша Бурый, Гриша, Алексей Лука, Марат Морик и Иван Найнти. А представляем мы еще четверых, — говорит Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts. — При этом мы видим, как растет заинтересованность публики и коллекционеров, а вместе с ней и цены. Скажем, еще семь лет назад коллажи молодых художников стоили €100–200, теперь цены могут достигать €1000. С живописью динамика чуть другая, но цены уверенно растут: так, раньше работы Дмитрия Аске стоили €2500–3000, а сейчас такой же размер стоит вдвое больше».

Выставка «Как нарисовать пустоту» в Marina Gisich Gallery (Фото Ивана Сорокина)

Для Ruarts принципиально важно, чтобы художники, чьи работы покупают в коллекцию, работали как на улице, так и с институциями. Сотрудничество с художниками «уличной волны» идет с 2014 года — началось оно, по словам Катрин Борисов, спонтанно: «В 2014 году я познакомилась с Женей 0331c, который убеждал меня, что граффити невозможно «затащить» в арт-институции, тем более в галереи и музеи. Для нас это стало своего рода вызовом. В галерее XL на «Винзаводе» у него шла выставка «Забор». Я показала проект Марианне Сардаровой, и мы купили 16 работ из этой серии». Сардарова и Борисов поняли, что вокруг существует целая плеяда активных и энергичных художников. В 2015 году совместно с творческим объединением «Артмоссфера» Ruarts организовал первый аукцион художников «уличной волны», тогда он был еще международным. Работа Паши 183 «Пластиковый мир победил» была продана за €16 900.  

Есть и те, кто к искусству художников «уличной волны» пока что только присматривается. Например, петербургская Marina Gisich Gallery рассматривает свою выставку творческого объединения 10.203 под названием «Как нарисовать пустоту» как первый и исключительно экспериментальный опыт в этой области. Под него было выделено отдельное пространство Marina Gisich Projects, которое находится недалеко от основной площадки галереи на набережной Фонтанки, — выставка открыта до конца июля. Интерес к искусству «уличной волны» одной из ведущих российских галерей современного искусства, которая представляет как признанных классиков, так и сегодняшних звезд, таких как Иван Горшков, уже о многом говорит — даже если пока галерея интересуется «уличной волной» в порядке эксперимента.

Работа Андрея Тоже на фестивале «Один за всех», 2020 (Фото Григориия Шарова)

Кто поддерживает искусство «уличной волны»?

Все 15 лет своего существования развитием современного искусства, в том числе и уличного, занимается ЦСИ «Винзавод», который открылся с масштабного граффити-джема в 2006 году. «Джем объединил около 40 команд и авторов, став первой официальной репрезентацией уличного искусства; первым случаем, когда крупная институция обратила внимание на субкультуру. Сегодня я понимаю, что на «Винзаводе» не ставили задачи разрисовать стены и «навести красоту», — здесь просто всегда были искренне рады этому сообществу», — говорит Сабина Чагина, с июня этого года арт-директор ЦСИ «Винзавод», а также сооснователь Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». На «Винзаводе» работали мастерские Кирилла Кто, Миши Most, Валерия Чтака. Здесь же много лет проходил проект «Стена» — за 11 лет его существования художниками из разных стран было сделано порядка 40 слоев рисунков.

Материал по теме

С 2018 года художников «уличной волны» поддерживает и петербургский фонд InLoco. Его коллекция сейчас состоит примерно из 200 работ 20 художников. Планируется, что к концу следующего года собрание будет насчитывать 500 работ 90 авторов. Кроме того, фонд осуществляет выставочную, издательскую и образовательную деятельность, которая проводится в тесном сотрудничестве с Институтом исследования стрит-арта.

Саша Трун. «N» из серии «Шрифт», 2022 (Фото пресс-службы Форума уличного искусства)

Стрит-арт в музеях и на выставках

Один из самых болезненных вопросов, касающихся стрит-арта, связан с тем, как сильно меняется характер работ, созданных на улице или под ее влиянием, при перенесении их в музейное пространство. Способны ли они пережить утрату своего контекста, но при этом сохранить изначальный смысл и энергетический заряд? На этот вопрос должен отвечать зритель — причем случай каждой работы индивидуален. Что касается авторов, то среди них существует негласное правило: либо вы продолжаете работать на улице, даже когда начинаете выставляться в галереях или музеях, сочетая две ипостаси, либо просто перестаете считаться уличным художником. Если же говорить о музеях, то для них экспонирование стрит-арта всегда вызов и возможность переосмыслить собственные рамки.

Катрин Борисов рассказывает, как в 2017 году фонд организовал в Московском музее современного искусства выставку «Сажа», объединившую работы граффити-художников 0331с и Гриши: «Помимо самой экспозиции, мы закоптили сажей один из проходов и предложили всем желающим что-нибудь написать. Вы не представляете, какой разрыв шаблона был у людей! Ко мне подошла хранитель, испугавшаяся, что гости напишут какое-нибудь плохое слово, на что я ей ответила: «Будьте уверены, это будет первое слово, которое они напишут». Это был очень важный шаг по преодолению страха и осмыслению феномена вандализма. Люди впервые увидели работы, выполненные сажей, не у себя в подъезде, а в музейном пространстве».

Своеобразное решение проблемы сохранения уличного характера искусства в музейном окружении было найдено организаторами персональной выставки граффити-райтера Саши Труна «Знак сокрытия», которая проходит до 26 июля в зале Конюшенного корпуса на Елагином острове. Сама экспозиция состоит из 26 живописных холстов, которые совмещают стилистику райтинга с приемами абстрактной живописи. При этом логичным продолжением выставки служат разбросанные по парку паблик-арт-объекты — отсылающие к практике теггинга объемные буквы, которые складываются в творческий псевдоним автора (TRUN).

Работа Алекса Сенна на фестивале «Один за всех», 2021 (Фото Григория Шарова)

Региональные особенности: от Санкт-Петербурга до Владивостока

«Колыбелью» российского стрит-арта можно смело считать Санкт-Петербург, а Москву — его «второй столицей», но главный сегодняшний тренд — это децентрализация. Наиболее интересные примеры, обсуждавшиеся на Форуме уличного искусства, связаны совсем с другими городами.

Художник и куратор из Братска Григорий Шаров задумывал у себя фестиваль уличного искусства как инструмент репозиционирования города, известного криминальным прошлым и плохой экологией. Планам помешала пандемия: из-за того, что в Братск не смог приехать никто из заявленных участников, все эскизы пришлось реализовывать самому организатору. Фестиваль получил говорящее название «Один за всех» и может служить образцом того, как проект с минимальным бюджетом способен получить широкое освещение в СМИ — благодаря ярким работам с понятными смыслами.

Администрация Владивостока с 2009 года последовательно приглашает уличных художников к коммерческим проектам художественного благоустройства. Благодаря этому стрит-арт в городе практически полностью был заменен паблик-артом.

«Если, например, Екатеринбург сделал ставку на стрит-арт и сейчас он весь «убит» этими надписями, то Владивосток выглядит чисто и прикольно: везде цветные пятна муралов, — говорит Павел Шугуров, художник-монументалист, ставший начальником отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Владивостока. — Что мы для этого делаем? Проводим граффити-фестиваль, открываем стены свободного рисования, привозим знаменитостей. Например, Кирилл Кто говорил с молодежью о том, что то, что вы считаете независимостью, — всего лишь продукт коммерческого продвижения товаров, баллонов и так далее. Не надо думать, что это свобода. Это такой же продукт капитализма».

Street Artists Paisd Wolverhampton подземный переход, чтобы отпраздновать граффити 1980 -х годов

  • Опубликовано

изображение подпись изображений,

артисты собрались, чтобы нарисовать путь под Wolverhampton’s Ring Road

9 Уличные Артисты. книга, документирующая потерянные граффити 1980-х годов.

Около 15 художников легально собрались, чтобы окрасить стены подземного перехода на Пил-стрит, Вулверхэмптон.

В книге Old So Kool рассказывается о тайных творениях эпохи, когда многие художники работали по ночам.

«Большая часть этого сейчас в памяти людей, поэтому я думаю, что это возвращает многое из этого к жизни», — сказал издатель Пол Пилигрим о книге.

Image caption,

Издатель Пол Пилигрим связался с городским советом, чтобы найти законное место для граффити. Над книгой он работал с бирмингемским художником Стивом О’Хара.

Источник изображения, Dez

Подпись к изображению,

Произведение искусства, написанное художником и музыкантом из Уэст-Мидлендса Голди на стадионе «Александер» в Бирмингеме в конце 1980-х годов. широко принято, тогда как сегодня это часть сегодняшней культуры», — сказал г-н О’Хара.

«Когда у вас есть юридическое место, вы можете посвятить целый день его сборке. »

Image caption,

Стив О’Хара создал группу в Facebook, чтобы объединить художников граффити со всего мира

Г-н О’Хара, который начал рисовать граффити в 1985 году, сказал, что эта сцена началась в Лондоне и вскоре распространилась на Уэст-Мидлендс.

Его группа Old Skool Graffiti 80-х на Facebook объединила художников, которые предоставили фотографии для книги, пробуждая воспоминания о давно минувших днях.

Image caption,

Книга документирует эпоху, когда художники-граффити часто работали по ночам

«Даже люди, которые не занимались граффити, смотрят на нее и думают о том, где они жили раньше», — сказал г-н Пилигрим.

Поскольку уже продано 1000 экземпляров, создатели заявили, что уровень интереса означает, что они планируют выпустить еще 500 книг.

Источник изображения, Scram

Image caption,

Фотография граффити, нарисованная художником Scram в Уолсолл-Пит в 1989 году, появилась в книге

«Это превзошло наши самые смелые мечты», — сказал О’Хара. «Существует так много незамеченных художников и так много хороших работ, что на данный момент у меня их достаточно, чтобы я мог выпустить еще одну книгу».

Подписывайтесь на BBC West Midlands на Facebook , Twitter и Instagram . Присылайте свои идеи для историй по адресу: [email protected]

  • Граффити
  • Стрит-арт
  • Вулверхэмптон

BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.

Украина отмечает первый год войны маркой Бэнкси

Опубликовано вНовости

На марке также имеется сокращенная запись «FCK PTN!» на кириллице.

к Тейлор Майкл

Недавно выпущенная украинская почтовая марка представляет собой уличное искусство британского художника Бэнкси, на котором изображен ребенок, бросающий президента России Владимира Путина на землю. (фото Шона Гэллапа/Getty Images)

24 февраля, в первую годовщину продолжающейся войны России на Украине, украинская почтовая служба выпустила новую марку с изображением Бэнкси и стенографией «FCK PTN!» на кириллице. Мурал, который британский уличный художник нарисовал осенью 2022 года на разбомбленном здании к северо-западу от Киева, изображает мальчика в мантии дзюдоиста, который бьет пожилого мужчину. Многие предполагают, что Бэнкси изобразил Владимира Путина, которого бьют по телу, поскольку президент России , как сообщается, занимается дзюдо.

В заявлении для прессы национальная почта сообщила, что изображение является «аллегорическим» и представляет собой борьбу между Украиной и Россией. «Наша маленькая страна по сравнению с Россией мужественно вступила в неравный бой с врагом и, несмотря на все трудности, борется за Победу», — пишет Укрпошта.

Бэнкси выполнил семь росписей в Бородянке, в том числе картину гимнаста, выполняющего стойку на руках в 2022 году. Город был опустошен российскими войсками в начале войны и был ненадолго оккупирован, пока российские войска не ушли в апреле. Фрески намекают и прославляют дух и мужество украинцев во время войны.

Скриншот поста Бэнкси в Instagram с новой почтовой маркой (скриншот «Гипераллергия»)

Марки стали популярным символом в Украине за последний год. Подобно плакатам военного времени, они вселяют в граждан патриотизм и стойкость. В марте прошлого года украинский художник Борис Грох выиграл конкурс дизайна почтовой службы с маркой, посвященной солдатам, которые защищали Змеиный остров и сказали российскому военному кораблю: «Иди на хуй». Почтовые услуги стали предметом коллекционирования в течение месяца, и почтовая служба продала 700 000 марок. Сто тысяч были проданы на международном уровне через онлайн-рынки, такие как Amazon и eBay. София Кравчук, 11-летняя девочка, создала еще одно изображение, выпущенное почтовой службой, на котором изображена маленькая девочка, летящая на птичьих крыльях рядом с Мрией, массивным украинским самолетом, который российские ракеты уничтожили до того, как марка смогла быть выпущена. Компания Craftwork Handmade выставила одну из марок Мрии на eBay за 20 долларов.

20:55 в #Киев

Только что прочитал о выпуске новой марки. С самолетом Мрия на нем. Самолет нарисовала перед войной 11-летняя девочка для конкурса «Что для меня Украина?»
Интересно, снова будут сумасшедшие очереди?
Кстати, Мрия по-украински мечта. pic.twitter.com/tM513lejqp

— Ярослава Антипина (@strategywoman) 25 апреля 2022 г.

Ожидая такого же высокого энтузиазма в отношении марок с изображением Бэнкси, Укрпошта установила тираж почтового отправления в 1 500 000 экземпляров с лимитом 10 листов на онлайн-заказ. . Лист марок стоит 180 украинских гривен (~ 4,9 доллара США).0), и агентство сообщает, что 42 гривны (~ 1,14 доллара США) пойдут на текущие гуманитарные мероприятия в Украине, такие как восстановление школ.

Выпуск марки последовал за недавним визитом президента США Джо Байдена в Украину и выступлением в Польше, отметил в Твиттере генеральный директор Укрпошты Игорь Смелянский. Для Смелянского фреска Бэнки, как и визит Байдена, посылает мощный сигнал Путину: «Иди на хуй!»

Дом-сирота, в котором Раушенберг выставлял свои работы и устраивал вечеринки, теперь открыт по предварительной записи.

Элейн Вели

Джос Эйвери рассказал своим подписчикам, что использовал камеру Nikon D810, чтобы делать свои характерные черно-белые портреты.

Рея Найяр

На этой неделе художественные студии в Огайо, Калифорнии, Квинсе и Бруклине.

Лакшми Ривера Амин

Against the Tide исследует дрейф общины Коли в Мумбаи между традицией и прогрессом.

от Poulomi Das

Законопроект, получивший поддержку обеих партий, вернет мосту Марио М. Куомо его первоначальное название.

Тейлор Майкл

Штат только что принял закон, предусматривающий уголовную ответственность за публичные выступления с перетаскиванием, а также за частные представления, если на них может присутствовать несовершеннолетний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *