Босх сад земных: The garden of earthly delights, 1501, 390×220 cm by Hieronymus Bosch: History, Analysis & Facts
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений»: Рай и Эдемский сад
Триптих «Сад земных наслаждений» — самое таинственное произведение Босха. Поговорим об истории картины и рассмотрим ее левую створку: Рай и Эдемский сад.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «Искусство ХХ века. Ключи к пониманию» и «История искусства. Просто о важном», более 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина.
Иероним Босх
1. Триптих «Сад земных наслаждений», 1490–1510
2. Левая створка «Сотворение мира»
3. Центральная часть «Сад земных наслаждений»
5. Внешние створки
Начинаем разговор о самом загадочном произведении Босха — «Саде земных наслаждений». Существует много интерпретаций того, что имел в виду автор. Мы об этом еще поговорим, а пока посмотрим, что известно о картине.
Известно немного 👇
🖼 «Сад земных наслаждений» — триптих. Закрытые крайние створки образуют картину третьего дня сотворения мира. Раскрытый триптих показывает завершение сотворения мира, сам Сад земных наслаждений и Ад. Высота триптиха — 2 метра, ширина в развернутом виде — почти 4 метра.
🎨 Триптих написан между 1490 и 1510 годами. В это время Босху было от 40 до 60 лет.
🔞 Скорее всего, работа создана не для церкви. Обычно на наружных створках изображались Благовещение или святые. Неканоничное исполнение центральной и правой частей триптиха тоже намекают, что заказчиком был мирянин — мы не знаем его имени.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Изучим наружные створки. Это пролог к тому, что происходит внутри.
О чем он говорит 👇
🌊 Показан Мир на третий день после сотворения. Земля уже освещена солнцем, покрыта зеленью и окружена водой, но еще нет людей, птиц и животных.
📖 Сверху — цитаты из Библии. На левой створке написано: «Он сказал, и сделалось» (Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 148:5).
◼️ Картина написана в хмурых тонах. Ничего не говорит о том, какое богатство красок ждет зрителя за закрытыми ставнями.
Теперь посмотрим, что внутри триптиха. Левая створка — Рай и Эдемский сад. Она рассказывает о последних днях сотворения мира, когда Бог создал животных и человека.
Вот как это видит Босх 👇
👤 На переднем плане Бог — не старец, а молодой человек, который держит за руку Еву. Это похоже на традиционный обряд обручения, Бог благословляет союз Адама и Евы.
💦 В центре композиции — источник жизни. Это изящное высокое сооружение розового цвета. Его форма напоминает готический табернакль — богато украшенный саркофаг для хранения религиозных святынь.
⛰ На фоне — фантастические скалы. Возможно, Босх хочет показать райский сад как непривычное место из другого мира.
🦒 По саду гуляют мифические и реальные животные. Единорог, райские птицы и трехглавые химеры соседствуют с жирафом, слоном и львом. Жителю Нидерландов все эти создания казались волшебными. Считается, что Босх вдохновлялся популярными рукописями о путешествиях в дальние страны с рисунками экзотических животных.
🐾 Животные ведут себя жестоко. Считается, что райский сад — мир без насилия. Однако на картине постоянно кто-то на кого-то охотится, птица ест лягушку, кошка несет в зубах мышь. Босха интересует вопрос, откуда взялось зло — от дьявола или от Бога как неотъемлемая часть мира. Такие проблемы очень волновали средневековое богословие.
В следующей части мы продолжим изучать «Сад земных наслаждений». А пока предлагаем вам самостоятельно разгадать символы, которые спрятаны в картине.
Выберите любой фрагмент триптиха и предположите, что могут означать эти фантазийные существа и животные, бесчисленные рыбы, птицы и ягоды? Подумайте, что Босх хотел сказать этими странными конструкциями — трубками, прозрачными колпаками и разноцветными шарами?
Иероним Босх. Триптих «Сад земных наслаждений», 1490–1510
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
анализ и символика фантасмагорического мира И.
БосхаИСКУССТВО. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Образец ссылки на эту статью: Беспалова Д.О. Сад земных наслаждений: анализ и символика фантасмагорического мира И. Босха // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 3 (19). С. 4.
УДК 7.033
САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ: АНАЛИЗ И СИМВОЛИКА ФАНТАСМАГОРИЧЕСКОГО МИРА И. БОСХА
Беспалова Диана Олеговна
АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), студентка факультета Дизайна и моды, superdiana[email protected], +7(925)824-64-46.
Аннотация. В данной статье проведен анализ работы Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», выявлены образы фантастических существ, разобраны источники их происхождения. Рассмотрены исторические факты, повлиявшие на зарождение многих вымышленных видов существ. Огромное влияние на И. Босха оказала религия, его жизнь совпала с периодом активной деятельности испанской инквизиции во второй половине XV в. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма, изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): живописец запечатлел любой образ, возникший в его сознании. Большинство фантастических существ Иеронима Босха были рождены под эмоциональным и религиозным влиянием, бессознательно.
Ключевые слова: искусство; ад; фантастические существа; религия; автоматизм; триптих.
GARDEN OF EARTHLY DELIGHTS: ANALYSIS AND SYMBOLISM OF THE FANTASMAGORIC WORLD OF H. BOSCH
Bespalova Diana Olegovna
ANO VO «Institute of Business and Design», Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovsky lane, 9), student of the faculty of design and fashion, direction of preparation «Illustration». superdiana2000@mail. ru, +7 (925) 824-64-46.
Abstract. This article analyzes the work of Jerome Bosch “The Garden of Earthly Delights”, identifies images of fantastic creatures, and analyzes the sources of their origin. The historical facts affecting the origin of many fictional species of creatures are considered. Religion had a great influence on I. Bosch, his life coincided with the period of active activity of the Spanish Inquisition in the second half of the 15th century. Bosch’s phantasmagoric world is fully consistent with the theory of automatism set forth by Andre Breton in the first manifesto of the surrealists (1924): the painter captured any image that arose in his mind. Most of the fantastic creatures of Jerome Bosch were born under emotional and religious influence, unconsciously.
Key words: art; hell; fantastic creatures; religion; automatism; triptych.
Введение
Мифические существа были частью человеческой культуры на протяжении веков и во всех частях мира, они включались в геральдику и архитектурное оформление.
Цель исследования: выявление истоков происхождения символики и фантасмагорического мира Иеронима Босха.
Методы исследования
Был использован метод визуального анализа картины «Сад земных наслаждений».
В основе исследования лежит принцип историзма и объективности, также использовались синтез и сравнительный методы.Результаты исследования и их обсуждение
Ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха «Сад земных наслаждений» не признано единственно верным. Все, что мы знаем об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей. Название триптиху дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений. Картина представляется настоящей книгой, в которой зашифровано некое послание, творческое видение художника. Через множество деталей, которые можно рассматривать часами, художник выражает несколько основных идей – суть греха, ловушка греха и расплата за грех, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни [7, с. 6].
Из-за некоторых неточностей перевода библии с греческого на латынь, многие значения менялись. Например, в библии было слово «источник», которое Святой Иероним перевел как «фонтан». Босх жил в Средневековье и понятия не имел, как выглядят фонтаны. Поэтому на картине «Сад земных наслаждений» художник дал свою интерпретацию слова «фонтан».
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем Средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Её адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах. Пожары, символизируя Ад, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков. Герметичный сосуд или плавильный горн — это эмблемы чёрной магии и дьявола.
Левую часть картины Босх посвятил раю. На горке из гравия гордо возвышается розовый фонтан. Его богато украшенные детали напоминают нам коралл, но он также включает в себя широкий спектр листьев, семян и ветвей. Этот райский источник является источником всей жизни: источником текущей воды, из которой пьют растения, животные и люди. Фонтан представляет собой вечную творческую силу природы. Символ духовной жизни, плодородия, размножения и спасения. Также фонтан является одним из атрибутов Девы Марии. Важно отметить, что само сооружение напоминает нечто живое, цветущее. Его также можно считать фантастическим существом, придуманным Босхом. В центре фонтана Босх рисует бдительную сову, наблюдающую за сценой, изображенной внизу панели. Сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху [3]. Поэтому принято считать, что сова, будучи ночной птицей и хищником, служит злу и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного. Символом мудрости она была только в античности, в Средневековье же сова — символ ночи, опасности, смерти. Сова как контрапункт к источнику жизни, представленному фонтаном. Она встречается в каждой части триптиха.
В раю Босха в изображении первых людей ощущается эротический элемент, который был недопустим по идее их божественного происхождения: Адам с восхищенным изумлением смотрит на потупившуюся Еву [4, с. 14]. Чуть ниже Адама и Евы мы можем заметить и трехголовую птицу, где количество голов символизирует сакральное для христианской религии число три. Сатана искушал Иисуса три раза. На третий день была сотворена Земля. В Библии упоминаются три ангела: Михаил, Гавриил и Люцифер. Иисусу было 33 года на момент смерти. Он воскрес из мертвых на третий день.
В райском саду встречаются единороги, символ чистоты и невинности: единорога не мог поймать ни один охотник, но он сам выходил к девственнице, клал ей голову на колени и засыпал — аллегория Благовещения, потому часто изображается рядом с Девой Марией.
Среди всего многообразия мы можем обнаружить сцены, представляющие темные стороны природы: лев, пожирающий молодого оленя, и животные, сцепившиеся в борьбе. Мы являемся свидетелями актов насилия и убийств в раю. Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается очередью птиц, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей Бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.
На фоне райского пейзажа Босха можно различить множество других животных [6, с. 165]. Некоторые из них были знакомы современным зрителям, такие как кабан и его детеныши, которые, по-видимому, входят в картину справа. Однако такие животные, как слон и жираф, не встречались в Европе. Босх мог видеть слонов на ярмарке, где их время от времени выставляли.
В позднем Средневековье были также опубликованы различные так называемые «бестиарии», показывающие изображения существующих животных, а также легендарных животных, таких как единорог.
В правой части рая Босха, рядом с каменным нагромождением мы видим, как всевозможные рептилии покидают воду, чтобы выползти на берег. На скале сидит поразительного вида животное со множеством маленьких лап, раковиной и длинным синим хвостом. Раковина часто является символом паломничества. В воде, среди лягушек, наше внимание особенно привлекает странное трехголовое существо, скорее всего изобретенное самим Босхом. Это мифическое существо также имеет три головы, как и птица, о которой мы говорили ранее. Справа от него еще одно животное с яйцевидным брюшком уже на земле. Сегодня, глядя на эти изображения, мы склонны думать о дарвиновской теории эволюции.
Центральная часть триптиха — земная. Вакханалия, оргии, хаос, веселье — таким является наш мир в глазах автора. Первое, что мы замечаем — обнаженных девиц, купающихся в водоеме. В Средневековье могущество женщины подчеркивали, помещая ее в круг поклонников, но у Босха мужчины не танцуют, а скачут верхом, причем они оседлали зверей, символизирующих плодовитость, похотливость и грубую жизненную силу, традиционно воплощающих низменные, животные побуждения, свойственные человеку, да и само словосочетание «верховая езда» было расхожей метафорой совокупления [1, с. 54]. На их головах яблоки — очевидный намек Босха на библейский мотив искушения Евы, ее греха Ягоды — символ пустых удовольствий в Средневековье, иллюзий, несбыточных надежд. Ягода считалась плодом, в которой нет никакого вкуса, и она не дает никакого насыщения. Вишни, ежевика и клубника нереально велики по сравнению с размерами людей на картине. В Средние века каждый из этих плодов имел свои специфические коннотации. Вишня символизировала плодородие и эротизм, а ежевика обычно ассоциировалась с любовью. Клубника олицетворяла искушение и смерть. Хороший христианин не должен потакать своим желаниям или похоти. Эти фигуры как будто одержимы плодами. Они просто празднуют жизнь в мимолетном удовольствии. Частью такого плода является и фантастическое существо, с головой дятла. Его тело и есть ягода, на голове расположился человек, стоящий на руках, а ноги животного раздвинуты, толпа людей несет мифическое существо ближе к водоему. Считается, что дятел – пророческая птица, символ неведомой магической силы.
Хотя большинство фигур на центральной панели белые, среди них есть пара темнокожих людей. В Средневековой Европе чернокожие были редким зрелищем. Жители Нидерландов мало что знали о странах за пределами Европы. Люди с темным цветом кожи ассоциировались с развратом, отсутствием цивилизации и распущенной моралью — все экзотическое отождествлялось с сексуальным.
Сова — не единственная птица, которая выполняет ключевую роль в триптихе. Здесь мы видим собрание огромных птиц с людьми, сидящими на них. Мы узнаем такие виды птиц, как зеленый дятел, удод, малиновка и утка. По средневековым представлениям, утка — символ разврата, поскольку погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями — он более греховен, нежели сам дьявол [4, с. 21].
Само слово «птицы» тоже имеет несколько значений. Помимо устаревшей формы множественного числа, голландское слово «vogel» (vogel — птица) может относиться к половому акту.
В средневековом мире грифон символизировал господство над землей и небом. Лев считался царем животного царства, а орел — высшей из всех птиц. На спине грифа сидит человек, размахивая большой веткой, как копьем. Похожий на странно одетого рыцаря на рыцарском турнире, он бросается на своего противника, морского рыцаря с телом человека и хвостом рыбы. Морского рыцаря несет вверх крылатая рыба, можно предположить, что Босх так изображал русалок. Бестиарии раннего Средневековья включали сирену, а не русалку. Как эти два существа смешались в народных верованиях и культурах, так и авторы бестиариев смешали их.
Оружие рыцарей тоже символично. Копье — символ победы, мужского начала, фаллической мощи и плодородия земли. В религиозном сознании копье могло ассоциироваться с легендарным копьем сотника Лонгина, которым проткнули Иисуса на кресте.
Странный поединок между двумя фигурами в небе может быть по поводу рыцарской чести или частью дуэли для развлечения публики в саду. Однако никто, кажется, не обращает внимания на эту странную сцену.
На центральной части триптиха «Сад земных наслаждений» мы видим одну очень незаметную, но ценную деталь полотна — жемчужины. Они как символ человеческой души. Только разбросаны жемчужины на картине в грязи, наполовину затоптанные и забытые.
Правая сторона триптиха — ад. Босх не любил полифоническую музыку. Поэтому на картине «Сад земных наслаждений всех музыкантов он отправил в ад. Музыкальные инструменты и сами по себе вызывают эротические ассоциации — волынка воспринималась как эмблема мужских половых органов, а «игра на лютне» подразумевала совокупление [1, с. 60]. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера — вернее, это человек-дерево (считается, что Босх изобразил самого себя), наблюдающий за распадом собственной оболочки [4, с. 16]. Символично он описал свой грех — пристрастие к алкоголю. Внутри тела мы наблюдаем кабак, считавшийся источником возбуждения, ссор, агрессии и разврата; чертей, сидящих на жабе. Одиозности всей сцене добавляет евангельский сюжет, часто изображавшийся в нидерландской и итальянской живописи XV–XVI вв. , он рассказывает о римских воинах, разыгравших хитон Христа жребием [Ин. 19:23–24; Пс. 21:19] [3]. Жаба — символ дьявола, на картине означает омерзительность греха. Нечисть пирует, чтобы заново родиться в голове художника, пройти караваном, и выплеснуться на полотно. Безжалостный к людям Босх и к себе был безжалостен. Поместил себя прямо в центр картины, в центр ада.
Небольшой демон в рыцарских доспехах, хвостом чем-то напоминающий инструмент и хвост ящерицы, головой птицы держит чернильницу. Отрезанная нога, свисающая со шлема нечисти, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха напоминает нам историю заражения эрготизмом, в Средневековье называемую огнем Святого Антония. Люди верили, что это состояние было делом рук дьявола. Позже стало известно, что к болезни приводило отравление спорыньей (грибок, поражающий пшеницу). Здесь же мы видим и стрелу, проткнувшую ногу созданию тьмы, она символизирует зло. Иногда ее изображали торчащей поперёк шляпы, иногда пронзающей тела, порой даже втыкали в анус полуголой персоны (что также означает намёк на испорченность и отсутствие целомудрия).
Человек в бледно-красном одеянии и свинья, переодетая монахиней, пытаются убедить душу подписать документ. Они хотят, чтобы человек подписал договор с дьяволом и продал ему свою душу. Чтобы выглядеть более убедительно трое нарядились рыцарем, монахиней и клерком соответственно. Обнаженный мужчина, похоже, следит за ними, бросая тревожные взгляды на зрителя, словно умоляя о помощи. В то же время он, кажется, предупреждает нас об уловках дьявола.
В аду снова появляется сова, теперь она ведет себя как демон из кошмара. С горшком на голове и кувшинами для обуви она сидит на гигантском стуле. Пустые горшки, или вазы на ногах мифического существа —символизируют тело, от которого отделилась душа. По-видимому, сатана, приняв облик ночной птицы, безжалостно расправился с когда-то находившимися в этих сосудах душами грешников. Человеческие тела потребляются и выводятся одновременно. Прямо в канализацию. Грешника пожирает создание ада. Ягодицы несчастного горят адским пламенем, вылетает стая черных птиц. И неспроста Босх снова обращает наше внимание на них. Чёрные птицы — символ греха. Босх проводит параллели между канализацией, куда попадают души грешников, и реальной рекой, протекавшей через сердце Хертогенбоса, которая представляла собой открытую сточную канаву. Ее зловоние распространилось по улицам города. Только очень богатые могли позволить себе «чулан» над рекой, где они могли облегчиться в одиночестве. Обычные люди испражнялись прямо в реку.
Изящное кресло-горшок, нарисованное Босхом, можно было найти только в самых богатых домах города. На краю канализации мы видим три фигуры. Богач испражняется монетами. Фигуру рядом с ним тошнит. Босх написал картину на тему семи грехов. Возможно, он изображает здесь чревоугодие и жадность [5, с. 146]. Чуть левее самого Босха мы можем заметить лошадиный череп. Здесь он служит крышей, как бы предостерегая средневекового зрителя о смерти. Это была центральная тема для всех, кто жил в Средние века: Memento mori (с лат. «Помни о смерти»). Смерть была повсюду, принимая форму чумы («черной смерти»), разрушительных городских пожаров, голода или сожжения на костре. Средневековый человек верил, что в загробной жизни он будет призван к ответу за свои грехи. Характер совершенных грехов определяет сколько времени его душа пробудет в чистилище. Жизнь коротка, но страдания для грешников будут длиться вечно. Чуть выше самого черепа мы замечаем мифическое существо в одеянии палача, которое мучает грешника. С палки свисает гигантский ключ. Ключ-традиционный атрибут Святого Петра. Иисус сказал ему: «Ты Петр, и на этой скале я построю Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И я дам тебе ключи Царства Небесного» [Мф.16:18].
По этой причине в изобразительном искусстве Святой Петр неизменно изображается с одним или двумя ключами, как на левой панели «Поклонения волхвов» Босха в Мадриде. Здесь, однако, ключ появляется в аду и используется как инструмент страдания. И если это действительно ключ Святого Петра, то это означает, что «царство мертвых», упомянутое в Библии, действительно превалировало над церковью и царством Христа. С другой стороны, это может быть и ключ к самому аду. Непосредственно над ним, новые души направляются в ад, ключ, возможно, служит напоминанием всем, что врата ада были открыты. Человека привязали к шее гигантской лютни, и на него собирается напасть змееподобное чудовище. Тело другой фигуры пронзают струны огромной арфы. На шарманке сидит слепой нищий. Еще один поворот ручки, и дама, играющая в треугольник, потеряет голову. Зловещего вида сказочное животное бьет в барабан, в то время как внутри человек в ловушке кричит от страха.
Церковь одобряла только религиозную музыку. Разрешение спонтанного музицирования приведет лишь к светским танцам и разврату. Эти музыкальные инструменты больше не являются источником развлечений и удовольствия, они превратились в орудия пыток. Грешника наказывают и пытают теми самыми предметами, которые ведут к развратному и похотливому поведению.
Ниже «адского оркестра» демон с головой мыши мучает грешника. Левой рукой он хватает несчастного за горло, а правой вонзает ему в грудь меч. На спине монстра мы видим щит с ножом, пронзающим руку. Рука поднята в благословении, повторяя жест Бога на левой панели. На верхней части руки человека мы видим кости. Игральные кости и хитон —
символ страстей Христовых. Воины, распявшие его, поделили одежды Христа на четыре части, а хитон решили разыграть, бросив кости. Азартные игры рассматривались как коварное и злое времяпрепровождение, превращающее щит с рукой в дьявольскую пародию на божественное благословение, о котором говорилось выше. Этот демон пыток использует его как свое собственное оружие.
Вывод
Проанализировав «Сад земных наслаждений», выделив самых необычных мифических существ и разобравшись в их символике, можно с уверенностью сказать, что многие символы на картине неразрывно связаны с историческими событиями и религиозным влиянием. Они выявляют общий образ мысли Средневекового человека и эмоциональное состояние автора. Как писал Я. Гуревич, «нарушение всех границ между телом и миром, текучесть переходов между ними — характерная черта средневековой народной культуры и, следовательно, народного сознания» [2, с. 55]. На протяжении всей истории человечеству интересно тематика фантастического и необъяснимого, изучение сознания, доказательства существования или отсутствие Божественного.
Список литературы
- Бозинг В. Босх [пер. с нем.]. М.: Арт-Родник, 2008. 96 с.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984. 350 с.
- Косякова В. Код Средневековья. Иероним Босх. М.: АСТ, 2020. 439 с. URL: http://www2.e-reading.life/book.php?book=1072724 (Дата обращения 24.02.2020).
- Морозова О.В. Босх. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 128 с.
- Подгорная И.А. Грех чревоугодия в художественной картине мира: образы винопития в картинах Иеронима Босха // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-1 (58). С. 146-150.
- Федосова И.В. Семиотика животных в творчестве Иеронима Босха // XX региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. Тезисы докладов. Комитет молодежной политики Волгоградской области; Совет ректоров вузов Волгоградской области. Волгоград: Волгоградский государственный университет. 2016. С. 165-167.
- Чудов И. Босх. Дюрер. Брейгель. М.: АСТ, 2017. 159 с.
References
- Bozing V. Boskh (Boskh) [per. s nem.]. M.: Art-Rodnik, 2008. 96 p.
- Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoy kultury (Categories of medieval culture). 2-e izd., ispr. i dop. M.: Iskusstvo, 1984. 350 p.
- Kosyakova V. Kod Srednevekovya. Ieronim Boskh (Code Of The Middle Ages. Hieronymus Bosch). M.: AST, 2020. 439 s. URL: http://www2.e-reading.life/book.php?book=1072724 (Data obrascheniya 24.02.2020).
- Morozova O.V. Boskh (Boskh). M.: OLMA Media Grupp, 2008. 128 p.
- Podgornaya I.A. Grekh chrevougodiya v khudozhestvennoy kartine mira: obrazy vinopitiya v kartinakh Ieronima Boskha (The sin of gluttony in the artistic picture of the world: images of wine drinking in the paintings of Hieronymus Bosch), Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, 2015, No 8-1 (58), p. 146-150.
- Fedosova I.V. Semiotika zhivotnykh v tvorchestve Ieronima Boskha (Animal semiotics in the works of Hieronymus Bosch), XX regionalnaya konferentsiya molodykh issledovateley Volgogradskoy oblasti. Tezisy dokladov. Komitet molodezhnoy politiki Volgogradskoy oblasti; Sovet rektorov vuzov Volgogradskoy oblasti. Volgograd: Volgogradskiy gosudarstvennyy universitet, 2016, p. 165-167.
- Chudov I. Boskh. Dyurer. Breygel (Bosch. Durer. Brueghel). M.: AST, 2017. 159 p.
Рецензент:
Рымшина Татьяна Алексеевна — АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», Москва, Россия (129090, г. Москва, Протопоповский переулок, 9), кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой изобразительных искусств, член ВТО ОО «Союз художников России», [email protected], +7-926-440-57-96.
Rymshina Tatyana Alekseevna — Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129090, Moscow, Protopopovskiy lane, 9), candidate of study of art, associate professor, manager of department of fine arts, member of WTO OO «Union of artists of Russia» of trymshina@mail. ru, +7-926-440-57-96.
Работа поступила в редакцию: 16.05.2020 г.
17 фактов о «Саде земных наслаждений» Иеронима Босха
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.
Фантастически сюрреалистический мир, который варьируется от оргиастического удовольствия до ужасающего ужаса, Иероним Босх Сад земных наслаждений очаровывал публику на протяжении веков. Трудно поверить, что эта причудливая картина, на которой изображены машины Вилли Вонка и гибридные существа, застигнутые в странных деяниях, сейчас находится в мадридском музее Прадо, и была написана более 500 лет назад.
В информационный век поразительно, как много еще остается открытым для интерпретации, когда дело доходит до Сад земных наслаждений . Босх известен как мастер искусства раннего нидерландского Возрождения, и большая часть его работ имеет мрачный оттенок.
Несмотря на то, что он был очень индивидуалистичным художником эпохи Возрождения, сохранилось всего 25 работ, которые историки приписывают мастеру. То немногое, что мы знаем о Босхе, не оставившем после себя ни письменных записей, ни дневников, исходит от его имени. Иероним является производным от его места рождения, Хертогенбос или «Ден Бош», что переводится как «лес». Босх происходил из семьи художников, в которую входили его дед, отец и дяди — все они зарегистрированы как работающие в этом районе. Хотя мы не можем быть уверены, считается, что эти члены семьи передали ремесло Bosch.
И хотя его фантастические, мрачные картины сегодня могут показаться болезненными, они пользовались немедленным успехом даже при его жизни. Многие художники копировали его стиль, самым известным из которых был Питер Брейгель. Что такого особенного в Bosch и «Сад земных наслаждений» , что продолжает захватывать воображение публики? Давайте взглянем на эту знаменитую картину и проанализируем безумие, которое пленяло и приводило в замешательство историков.
Узнайте 17 фактов о картине Иеронима Босха
Сад земных наслаждений.Центральная панель «Сада земных наслаждений», между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Происхождение Иеронима Босха остается загадкой.
На удивление мало что известно о влиятельном художнике . Мы не знаем ни даты его рождения, ни уровня образования, ни даже того, кто был его покровителем. Что касается художников эпохи Возрождения, историки в значительной степени полагаются на письменные источники, но поскольку ни одно из сочинений Босха не сохранилось, это ставит их в затруднительное положение. Это также оставило его работы для оживленных дебатов, поскольку искусствоведы пытаются интерпретировать символы в его работах.
Босх не датировал свои картины.
Поскольку о Босхе мало что известно, и он не датировал свои работы, искусствоведы сделали наилучшую оценку, приняв во внимание ряд факторов, в том числе возраст деревянных панелей и наличие ананаса — фрукта Нового Света. значит, он должен быть написан после путешествия Колумба в Америку. В настоящее время считается, что это , нарисованный где-то между 1490 и 1510 годами .
Это больше, чем вы можете себе представить.
В открытом состоянии это масштабное произведение искусства имеет высоту чуть более 7 футов и длину почти 13 футов . Одна только центральная панель имеет ширину 6,5 футов.
Фрагмент «Сада земных наслаждений» между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Масляная краска была еще довольно новым средством, когда триптих был написан.
Bosch окрашенный Сад земных наслаждений с использованием масляной краски на дубовых панелях. В то время масляной краске было еще меньше 100 лет . Согласно Джорджио Вазари в «Жизнеописания художников» , фламандский художник Ян Ван Эйк создал эту технику примерно в 1410 году. Ван Эйк не был первым, кто изготовил масляную краску, но он добавил стабилизаторы, которые позволили лучше связать пигмент.
Есть основания полагать, что работа Босха сразу же стала хитом.
Первое упоминание о Сад земных наслаждений относится к 1517 году, через год после смерти Босха. В то время она выставлялась в городском дворце графов Дома Нассау в Брюсселе. Это было видное место из-за визитов глав государств и придворных деятелей, что позволяет нам узнать, что работа уже высоко ценилась в то время . Другими показателями его успеха были гобелены и раскрашенные копии работ, сделанные после его смерти.
Фрагмент «Сада земных наслаждений» между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Мы не знаем, для кого он был сделан, но это определенно не был запрестольный образ.
С кучей обнаженных резвящихся фигур на центральной панели очень маловероятно, что эта работа могла быть церковным алтарем. Хотя фигуры не участвуют в каких-либо явных сексуальных актах, галлюциногенная сцена была бы немного чрезмерной в церковной обстановке.
Вместо этого, вероятно, заказал работу частный покровитель . Доктор Салли Хиксон, профессор истории искусств в Университете Гвельфа, описывает произведение Босха как «действующее как домашний кинотеатр эпохи Возрождения для богатых посетителей».
Сад земных наслаждений — это современное неправильное название.
Общее название произведения — это то, что современные зрители поместили на триптих. Сад земных наслаждений — это то, что описывает центральную панель произведения и стало современным названием всего произведения.
Левая и правая панели «Сада земных наслаждений», между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Цвета имеют
Картина должна читаться как книга.
Триптих, скорее всего, предназначался для чтения слева направо , поскольку значение каждой панели взаимосвязано. На внешней левой панели изображен Бог, представляющий Еву Адаму, а на правой панели изображены пытки проклятия. Центральная и самая известная панель — это то, в честь чего произведение получило свое название. Этот сад показывает сюрреалистические и причудливые искушения на Земле. Таким образом, читая слева направо, мы можем увидеть, как человек был создан, жил, а затем потерпел неудачу из-за собственного поведения.
Закрытые панели «Сада земных наслаждений», между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Закройте внешние жалюзи, и вас ждет сюрприз.
Когда левая и правая панели закрыты, можно увидеть внешнюю сторону триптиха , написанного Босхом в стиле гризайль. Гризайль используется для описания картины, полностью выполненной в тонах серого или нейтрального цвета. Для нидерландских алтарей того времени было обычным делом использовать гризайль на внешних панелях, чтобы контрастировать с красочным интерьером.
Работа показывает мир в потрясающих деталях, заключенный в четкий глобус. В верхнем левом углу можно разглядеть крошечную фигурку Бога в папской тиаре. Рядом с ним надпись из Псалма 33:9 гласит: «Ибо Он сказал, и стало; он повелел, и оно устояло».
Картина также интерпретировалась как изображение Третьего Дня Сотворения, после создания растительной жизни, но до людей и животных, или Потопа из-за того, что земной шар был наполовину заполнен водой.
Фрагмент «Человека-дерева» в «Саду земных наслаждений» между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Босх, возможно, нарисовал себя на картине.
Хотя это невозможно проверить, некоторые считают, что художник включил автопортрет в панель ада . Теория была впервые предложена историком искусства Гансом Белтингом в его книге о живописи.
Любопытная фигура, известная как «Человек-дерево», стоит в центре правой панели, изображающей проклятых. У него человеческая голова, но пещеристое туловище, где за столом сидят трое обнаженных людей, сидящих на животном.
Фрагмент клубники в «Саду земных наслаждений» между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
В 17 веке его называли «картиной клубники».
Описание связано с выдающимся клубничным деревом на центральной панели . Фактически, клубника разбросана по всей работе, что делает ее повторяющейся темой. В одной сцене пара кормит друг друга клубникой, в другой люди собирают яблоки с дерева, а мужчина предлагает женщине клубнику.
Как и в случае со всеми аспектами картины, за всеми этими клубниками существуют разные интерпретации смысла. С их обилием семян, они являются ссылкой на распущенность? Или они следуют католической традиции символизировать возрождение и праведность?
Один персонаж получил прозвище «Принц Ада».
На левой панели изображен необычный персонаж с головой птицы, сидящий на золотом троне, напоминающем унитаз 16 века. Похоже, он поглощает тело женщины, в то время как других людей пытают внизу. На голове синего персонажа находится котел, который, возможно, указывает на корону. По этой причине , его называют «Принцем Ада».
Фрагмент «Сада земных наслаждений» между 1480 и 1505 годами (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Это произведение искусства не поддавалось интерпретации на протяжении поколений.
Так что же все это значит? Это вопрос, который веками ускользал от внимания ученых, в основном из-за проблем, связанных с отсутствием у нас знаний о самом Босхе. Великий немецкий искусствовед Эрвин Панофски однажды писал: «Несмотря на все гениальные, эрудированные и отчасти чрезвычайно полезные исследования, посвященные задаче «расшифровки Иеронима Босха», я не могу отделаться от ощущения, что подлинная тайна его великолепных кошмаров и грез наяву еще предстоит раскрыть. Мы просверлили несколько отверстий в двери запертой комнаты; но почему-то кажется, что мы не нашли ключ.
Многие читают его как историю грехопадения человека, в то время как другие считают его утопией. Существует даже целый веб-сайт, посвященный рассмотрению Сад земных наслаждений через эзотерическую призму. Возможно, мы никогда полностью не узнаем, что это значит , но поиск символов в таинственном произведении — часть веселья.
Тициан, Фрагмент картины «Филипп II в доспехах», ок. 1550-е годы (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Произведение могло вдохновить известного художника эпохи Возрождения.
Джузеппе Арчимбольдо, наиболее известный своими портретами, составленными из фруктов, вероятно, был вдохновлен творческими гибридными формами Босха, такими как «Человек-дерево», которые отклонились от традиции реалистического изображения природы.
Гражданская война в Испании послужила причиной помещения картины в музей Прадо.
Сад земных наслаждений прибыл в Испанию после того, как король Филипп II купил его на аукционе в 1591 году. Затем он выставил его в своем доме, Эскориале. С 1939 года картина является знаковым экспонатом коллекции Прадо. Он был перевезен сюда из Эскориала правительством f или на хранение во время гражданской войны в Испании и с тех пор остается частью коллекции. Спор в 2014 году угрожал перенести его из Прадо, но с тех пор было подписано соглашение, по которому популярная работа остается в музее.
Работа оказала огромное влияние на художников-сюрреалистов 1920-х годов.
Если странный, дурацкий мир Босха напоминает вам Сальвадора Дали и других сюрреалистов, на то есть веская причина. Дали и Жоан Миро лично ознакомились с работой в Prado и создали картины, отдающие дань уважения творчеству Босха. Изображая чрезмерно сексуализированных персонажей и животных-гибридов, они косвенно цитируют нидерландского мастера.
Изображение интерактивной выставки Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»
Не можете добраться до Мадрида? Вы все еще можете увидеть триптих благодаря интерактивной онлайн-выставке.
Благодаря современным технологиям вам не нужно лететь в Мадрид, чтобы увидеть Сад земных наслаждений . В рамках празднования 500-летия со дня смерти Босха группа кинематографистов и искусствоведов 9В 2016 году компания 0006 собрала фантастическую интерактивную выставку , которая позволяет подробно рассмотреть работу и прослушать аудиорепортажи о произведении.
Эта статья была отредактирована и обновлена.
Статьи по теме:
Интерактивная онлайн-выставка исследует сложные детали знаменитой картины Bosch
450-летняя картина содержит более 100 пословиц, которые мы используем до сих пор
сюрреалистических существа из «Сада земных наслаждений» Босха оживают в виде праздничных пиньят
7 самых ужасающих шедевров истории искусства
Сад земных наслаждений — Иероним Босх
В чем смысл триптиха Иеронима Босха Сад земных наслаждений ?
- Христианство, Средневековье и террор
- Гордые вишни
- Божий славный затвор
Щелкните здесь, чтобы просмотреть версию этого поста в подкасте.
Сад земных наслаждений представляет собой яркий пример острого искусства эпохи Возрождения. Иероним Босх писал этот шедевр в течение двадцати лет между 1490 и 1510 годами. Даже при всех этих усилиях он не мог знать, какое огромное влияние окажет этот проект. Она и сегодня вдохновляет и озадачивает как искусствоведов, так и любителей искусства. Тем не менее, есть также основы, с которыми мы все можем согласиться. Например, этот триптих рассказывает христианскую сказку. Он начинается слева от нас с началом человечества в Эдемском саду. Середина показывает жизнь на Земле во всем ее снисходительном чуде и изобилии. В то время как последний фрагмент справа от нас завершает вечеринку в мучительном аду.
Мы можем увидеть этот контраст, только взглянув на изделие благодаря его цвету. Bosch дарит Земле великолепное голубое небо и пышные зеленые пастбища. Бледно-розовые здания и белые как кость тела наполняют пространство мягким, сладким сиянием играющих людей. Если вы не заглянете глубже, эта сцена может быть сладкой страной или, по крайней мере, безопасной для детей. Но с Иеронимом Босхом преступно не смотреть глубже. Он мастер сюрреалистичных деталей. Кроме того, черный фон сцены в аду справа от нас намекает на взрослые темы в картине. На самом деле, крайняя правая часть триптиха истощает цвет произведения. Есть запасные оттенки желчно-желтого, темно-синего и розового. В то время как свежий и доминирующий зеленый цвет двух других сцен превратился в мрачно-серый.
Это один из способов, которым Босх говорит нам, что эта сцена следует за смертью. Зеленый представляет жизнь. Итак, садовая и праздничная Земля расцвела зелеными пароксизмами. Это сферы жизни. Босх представляет здесь смерть как наказание. В «Сад земных наслаждений» нет рая — — только ад. В противном случае это христианская картина. Но взгляды Босха были более карательными, чем Библия. Он не предлагает человечеству никакого искупления. Любители искусства и философы любят спорить об этом. Задумывался ли художник изобразить, что «жизнь коротка»? Итак, мы должны жить Дикий и свободный, пока у нас есть шанс? Или можно встретить и противоположное толкование: Надо жить нравственной жизнью а то их история только этим адским концом.
Иероним Босх, Сад земных наслаждений
В этом шедевре также присутствует присутствие Бога. Мы видим фигуру, представляющую Всемогущего на левой панели, которая изображает Эдемский сад. Но на средней панели нет Бога. В этом центре картины изображены люди, резвящиеся по своей воле. Они предоставлены сами себе и любят каждую миллисекунду. Конечно, Эдемский сад тоже кажется приятным. Однако это не повышает частоту сердечных сокращений. Все волнение выливается в середину. Этот триптих также складывается. Две внешние части работают как ставни, чтобы защитить вечеринку в центре.
Босх также изображает Бога на этом закрытом фасаде. Он показывает Землю среди творения. Листва маячит в туманном котле Божьей магии. Мало кто видит эту часть произведения. Итак, я включаю его изображение здесь для справки. Маленькая плавающая фигура в левом верхнем углу — это Бог Босха. Здесь он изображен как создатель Земли. Эта сцена восходит к более раннему времени, чем внутренние сцены. Это напоминает нам, что христианский Бог часто кажется одиноким. Его сингулярность, хотя и могущественная, изолировала Бога до того, как он создал людей. Это указывает на человеческий нарциссизм. Так часто в наших изображениях Бога нам нужно быть «всем смыслом» или, по крайней мере, необходимыми.
Иероним Босх. Это страна чудес человеческих крайностей. Даже в крайнем левом Эдемском саду мы видим глубокие стремления Адама и Евы. Адам жаждет быть ближе к Богу. Босх изображает это в том, как он прикасается к Иисусу. Адам вытягивает ноги как можно дальше вперед. Итак, его пальцы ног касаются края одежды Бога. Ева стоит с другой стороны, когда Иисус представляет ее Адаму. Он сжимает ее запястье. Итак, трое образуют замкнутый круг с Богом в центре. Адам смотрит на Иисуса с благоговением в глазах. Ева смотрит вниз. Она волочит ноги, но все еще выглядит послушной. Так Босх придает ей детский характер. Этими наивными изображениями он подчеркивает невиновность первых мужчины и женщины.
Многие искусствоведы не согласны с этим мнением. Они верят, что Адам смотрит на Еву с вожделением. Другие также видят, что Ева предстает в соблазнительной позе. Но споры типичны, когда речь заходит о Сад земных наслаждений . Нет единого мнения о том, что лежит в этих трех рамках. Зрители восхищаются экстравагантной любовью Босха к деталям и преднамеренной манере письма. Однако, что он имел в виду под всем этим, остается неясным. Вот что делает эту картину веселой. Чем глубже смотришь, тем спорнее становится.
Адам и Ева в Сад земных наслаждений Иеронима Босха
Средняя сцена изобилует множеством людей и гибридных существ, которые не совсем люди. Но Босх создает этот доморальный мир без детей и стариков. Это имеет смысл, учитывая, что он изображает жизнь в данный момент без оглядки на результаты. Дети и старость представляют собой последствия. Он также игнорирует любую перспективу в своих изображениях фруктов и животных. Утки затмевают людей. Клубника соответствует размеру человеческой головы. Как будто этот мир, где у людей есть свобода воли, не имеет смысла. Сюрреалистичные здания вырастают из воды. Пары резвятся внутри ракушек. Bosch воплощает невообразимое в Сад земных наслаждений . Так что это не только шедевр 15 века. Этот триптих предвосхитил сюрреализм более чем на 400 лет раньше времени.
Семь грехов придают центральному квадрату цвет и вызывают скандал. Некоторые кажутся безобидными. Например, вишенки размером с теннисный мяч украшают женский лоб. Для наших глаз сегодня они могли бы представлять собой красочные аксессуары. Но в 1500-х годах вишня была символом гордости. Конечно же, фаворит фанатов — это джентльмен, у которого из зада вылетают монеты. Он олицетворяет как безрассудство жадности, так и непостоянство богатства. Этим дурацким изображением Bosch напоминает нам проверенную и верную фразу нельзя брать с собой. В то время как последняя панель справа от нас показывает темную сторону смерти.
Все чрезмерные прелести центральной панели находят свое отражение в последней сцене. Босх изображает этот адский пейзаж ночью. Этот резкий контраст между днем и ночью ясно показывает одно — место изменилось. Эти фигуры не имеют отличительных черт. Bosch придает им такое сходство, что они кажутся взаимозаменяемыми.
Эта анонимность окупается в аду. В этой сцене также могут присутствовать персонажи со средней панели. Итак, когда зрители просматривают картину слева направо, она рассказывает линейную историю. Все начинается с того, что высший Отец создает человечество. Это введение Адама и Евы на левой панели. Центр демонстрирует продукт их союза — ущербное, но прекрасное человечество. Они наслаждаются свободой воли. Затем эти люди сталкиваются с последствиями своего выбора на правой панели. Обжоры, которые пировали, теперь блюют через вечность. Это жалкая, отталкивающая сцена. Праздник жизни здесь закончился.
Босх предоставляет это нам, так же как его христианский Бог дал этим фигуркам свободную волю. Зрители могут сами решить, что означает Сад земных наслаждений . Некоторые видят в этом приглашение жить настоящим моментом. Они предпочитают развлекаться, пока это длится. Другие, кто принимает последнюю панель близко к сердцу, возможно, проявляют больше осторожности, помня о последствиях для загробной жизни.
Сад земных наслаждений – Часто задаваемые вопросы
Какой символизм в
Сад земных наслаждений ?Иероним Босх обрамляет историю в Сад земных наслаждений христианской символикой. Шедевр триптиха иллюстрирует Эдемский сад, грех на Земле и Ад. Босх изображает наиболее звучные средневековые страхи по поводу скоротечности мирских потворств.
Он представляет каждый из семи грехов и даже некоторые дополнительные услуги с сюрреалистичным и конкретным весом. Например, в символизме эпохи Возрождения вишни символизировали гордость. Bosch надувает вишенки до размеров теннисного мяча и украшает ими фигурки.
Что сделало Иеронима Босха известным художником?
Босх был голландским художником и загадочным человеком раннего Возрождения. В его жизни мало записей. Но его картины рассказывают яркие и незабываемые истории, которые популярны и по сей день. Он изображал сюрреалистические образы в христианских рамках. Основополагающая работа Босха «Сад земных наслаждений » хранится в Музее Прадо. Это его шедевр, и он до сих пор довольно известен и популярен.
Этот триптих подчеркивает фантастические особенности, которые отличают картины Босха. Он был хорошо известен как своими интенсивными изображениями ада, так и мельчайшими деталями. Итак, эта невероятная картина является высшим примером его мастерства. Мы никогда не узнаем этого человека, Иеронима Босха. Но его дикие фантазии, написанные маслом на дереве, заставляют нас гадать о нем на протяжении веков.
ПОНРАВИЛОСЬ
Сад земных наслаждений АНАЛИЗ?Ознакомьтесь с другими эссе о голландской живописи.
Щелкните здесь, чтобы увидеть выдающуюся выставку Bosch в Музее Прадо
Кернер, Йозеф Лео. «Босх и Брейгель: от вражеской живописи к повседневной жизни». Princeton University Press, 2016.
Strickland, D.H., The Epiphany of Hieronymys Bosch. Воображая Антихриста и других от Средневековья до Реформации ( Исследования по истории искусства Средневековья и раннего Возрождения ), Турнхаут: Харви Миллер, 2016,
Рут, Анна Биргитта. В поисках сада наслаждений: Очерки картин Босха и средневековая ментальная культура .