Эйлин грей дизайнер: (Eileen Gray) — . — ScottHoward.ru
Эйлин Грей: женщина-дизайнер, опередившая Ле Корбюзье
T
КУЛЬТУРА•ЛИЧНОСТЬ
50
оттенков
Грей
ТЕКСТ:
ОЛЬГА МАМАЕВА
9 августа — день рождения великой Эйлин Грей, одной из немногих женщин в истории мирового дизайна, которая изменила его навсегда. The Blueprint признается в любви аристократке, бунтарке и моднице.
Жизнь Эйлин Грей — пожалуй, самый наглядный и увлекательный учебник по женской истории ХХ века. Во всяком случае, весь ее драматизм и парадоксальность она передает как нельзя лучше. Будущая икона мирового дизайна родилась в 1878 году в Ирландии в богатой аристократической семье. С самого детства Эйлин тяготела к традиционно «мужским» увлечениям — рисованию, архитектуре, черчению. Впрочем, быть художником она не собиралась, ее интересовал земной, вещественный мир, но архитектурное образование женщинам тогда еще было недоступно. Выбор оказался невелик, но Грей и здесь проявила неординарность, поступив в лондонскую художественную школу Slade, славившуюся не столько знаменитыми выпускниками, сколько царившими там свободолюбивыми нравами.
Уже во время учебы девушка увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки мебели, которую прекрасно освоила и в дальнейшем многократно использовала в работе над своими знаменитыми стульями. В 24 года Грей перебралась в Париж, чтобы продолжить художественное образование, и осталась здесь навсегда. Наследница огромного состояния, она не нуждалась в деньгах и постоянной работе, поэтому могла полностью посвятить себя светской жизни и творческим поискам. А они оказались нетривиальными: Грей увлеклась производством мебели на пару со своим новым знакомым, японским мастером-лаковщиком Сейзо Сугаварой. В 1922 году она открыла собственную галерею под мужским именем Jean Désert, где выставила все, что успела создать к этому времени. Предметы, которые она придумывала, были чрезвычайно радикальными и неожиданными для утонченной английской аристократки: подчеркнуто утилитарные, простые, будто сделанные для бедняков, местами даже грубые. Чего только стоят столики из стекла и хромированных трубок (Е.
галерея Jean Désert
Среди других знаковых изобретений Грей, например, черное кожаное кресло Bibendum — один из главных объектов мебельного дизайна ХХ века. Оно, наряду с другими предметами, было сделано в 1926 году для парижского бутика шляпок Матье Леви (первый крупный заказ дизайнера). Его полукруглая форма напоминает автомобильные шины Michelin — именно они вдохновили дизайнера, а необычное название кресло получило в честь надувного человечка Бибендума — символа компании. Стать обладателем Bibendum можно и сегодня — лицензированные копии легендарной модели производит компания ClassiCon, они украшают лучшие отели мира и частные дома. А на их цену с уважением посмотрела бы даже никогда не нуждавшаяся в деньгах Эйлин Грей. Не менее авангардной выглядит ширма Brick Screen, спроектированная дизайнером в 1922–1925 годах. Источником вдохновения вновь послужила промышленность, на этот раз не автомобильная, а строительная — ширма повторяет рисунок кирпичной кладки.
Кресло Bibendum
ширма brick screen
Однако главное творение Эйлин Грей не связано с дизайном. Не имея архитектурного образования, она самостоятельно спроектировала дом — знаменитый Е.1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен на Французской Ривьере, который называют иконой модернистской архитектуры. Грей построила его в 1926–1929 годах для своего молодого возлюбленного, румынского архитектора и критика Жана Бадовичи. Пятнадцатилетняя разница в возрасте не помешала их бурному роману, хотя в глазах светского Парижа союз выглядел откровенным мезальянсом: богатая и знаменитая Грей, всегда безупречно одетая, слишком уж оттеняла своего скромного спутника. Но саму Эйлин это нисколько не смущало, напротив, она воздвигла над Средиземным морем гигантский памятник своей любви. В названии дома Е.1027 зашифрованы их имена: Е — Эйлин (Eileen), 10 — номер буквы J (Jean) в английском алфавите, 2 — номер буквы B (Badovici), 7 — номер буквы G (Gray).
жан бадовичи
вилла е-1027
Белоснежная вилла с идеальной геометрией, продуманной планировкой и эргономикой во многом предвосхитила новаторскую архитектуру Ле Корбюзье, которого сама Грей откровенно недолюбливала. И было за что! Вскоре после завершения строительства Е.1027 пара рассталась, и дом оказался в собственности Жана Бадовичи (для себя Грей построила виллу Tempe à Pailla в Ментоне). В 1930-м здесь гостил его друг и коллега Ле Корбюзье — и, не спрося разрешения у бывшей хозяйки, расписал в доме семь стен (как внутри, так и снаружи). Эйлин Грей сочла это личным оскорблением и до конца жизни называла своенравного швейцарца вандалом. В 2015 году историю любви Грей и Бадовичи и их удивительного дома экранизировала ирландская режиссер и сценарист Мэри Макгакиан. Свой фильм «Цена желания» она снимала в подлинных интерьерах Е.1027, чем отчасти помогла его многолетней реставрации — работы велись в том числе на добровольные пожертвования. Она завершилась только в прошлом году усилиями фонда Cap Moderne Association и ассоциации Conservatoire du Littoral.
Вилла Tempe à Pailla
фильм «цена желания»
Вилла Tempe à Pailla
Еще один фильм — документальная картина Марко Орсини «Грей имеет значение» — рассказывает о творчестве Эйлин Грей и ее влиянии на мировой дизайн ХХ века. Несмотря на то что оно было огромным, и сегодня едва ли кому-то придет в голову с этим спорить, имя великой ирландки по-прежнему мало известно. Авторство Е.1027 нередко приписывают Ле Корбюзье, как и само звание первопроходца модернизма; копии знаменитых кресел и столов бесконечно тиражируют, забывая оригиналы. Отчасти это связано с общей проблемой вымывания женских имен из истории мирового искусства — этому посвящено знаменитое эссе Линды Нохлин 1971 года. Отчасти — с личностью самой Эйлин Грей, которая вызывала полярные оценки у современников. Она не боялась шокировать публику ни радикальным дизайном, ни вызывающим поведением. Например, разъезжала по Парижу на кабриолете вместе со своей любовницей певицей Дамиа и их домашней пантерой.
ПЕВИЦА ДАМИА И ПАНТЕРА
документальная картина Марко Орсини «Грей имеет значение»
ЭССЕ ЛИНДЫ НЮХЛИН
Несмотря на европейскую славу, после войны она мало работала, полностью уйдя в частную жизнь. Уже в 1950-е казалось, что звезда Эйлин Грей окончательно зашла. Лишь в 1972 году в авторитетном журнале Architectural Review вышла большая статья историка архитектуры Джозефа Рикверта, посвященная наследию дизайнера. Тогда на нее вновь обратили внимание, а предметы интерьера, созданные Грей почти полвека назад, вновь стали модными во всем мире. В 1973 году в Лондоне и Дублине прошли ее первые персональные выставки, а через три года Эйлин Грей умерла, не дожив до ста всего двух лет.
Сегодня мебель Эйлин Грей можно найти не только в музеях и частных коллекциях. Лицензированные копии ее столов, стульев и кресел выпускает компания ClassiCon. Приобрести оригинал тоже можно: так, в 2009 году на торгах Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). В числе самых дорогих лотов было кожаное кресло с деревянными подлокотниками Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло с молотка за рекордные 28 млн долларов — так высоко дизайнерскую мебель еще никогда не оценивали. Однако едва ли это последний рекорд, связанный с наследием Эйлин Грей: в частных коллекциях по всему миру хранится множество оригинальных образцов, к которым она приложила руку. Можно не сомневаться, что когда-нибудь и они возьмут свои многомиллионные высоты. Стоит только подождать — дочь баронессы не привыкла спешить.
КРЕСЛО GRAGONS
{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».
Лучшие материалы The Blueprint — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
//= $articleUrl; ?>
теги: ЛИЧНОСТЬ
читайте также
Эйлин Грей — женщина, опередившая время
|
|
Эйлин Грей | Дезин
Результаты поиска:
Уточните параметры поиска:
Вилла E-1027 Эйлин Грей вновь открывается на Лазурном берегу после обширной реставрации
Модернистский дом E-1027 Эйлин Грей на юге Франции и дом отдыха Ле Корбюзье Cabanon рядом с ним вновь открылись после пятилетней реконструкции.
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийПодробнее
На ретроспективе Эйлин Грей в Нью-Йорке представлены работы, «никогда не показанные ранее»
Ретроспектива ирландского модерниста Эйлин Грей в Нью-Йорке включает в себя мебель, которая никогда не была представлена ранее. Подробнее
Бриджит Когли | | Оставить комментарийМодернистская вилла E-1027 Эйлин Грей на фотографиях Мануэля Буго
На этих фотографиях Мануэля Буго запечатлена вилла в стиле модерн на южном побережье Франции, спроектированная Эйлин Грей и в которой жил Ле Корбюзье. Подробнее
Том Рейвенскрофт | | Оставить комментарийДизайн современных женщин 1890–1990 в MoMA
Выставка о том, как женщины формировали дизайн двадцатого века, представлена в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
Роуз Этерингтон | | 1 КомментарийПодробнее
Фильм Эйлин Грей, посвященный спору о фресках Ле Корбюзье
News: История о том, как архитектор Ле Корбюзье испортил интерьер E.1027, оригинального дома, спроектированного коллегой-модернистом Эйлин Грей, нарисовав на его стенах фрески с сексуальной графикой, должна стать сюжетом фильма. Еще
Маркус Фэйрс | | 2 комментарияЭйлин Грей была «разочарована тем, что о ней забыли» — Зеев Арам
Интервью: Спустя сорок лет после первой встречи с ней лондонский дизайнер Зеев Арам запустил веб-сайт, посвященный творчеству его покойного друга, дизайнера-модерниста Эйлин Грей. В этом интервью Арам описывает свои рабочие отношения с пожилым дизайнером, который, несмотря на то, что был хилым и почти забытым, мог «видеть одним глазом то, что многие архитекторы не могли видеть двумя глазами» (+ слайд-шоу).
Элин Гриффитс | | 1 КомментарийЕще
Саудовская Аравия представляет гигантский сверхвысокий небоскреб в форме куба в центре Эр-Рияда
Фаррелл Уильямс назначен креативным директором отдела мужской одежды Louis Vuitton
Все, что вам нужно знать о саудовском мегапроекте Neom
Британский политик нападает на 15-минутную концепцию города в парламенте
Architektura использует «детскую непосредственность» для детского сада Ветрник в Чешской Республике
Десять зданий, втянутых в судебные баталии
Автомобильный лифт позволяет жильцам въезжать во все квартиры небоскреба Bentley в Майами-Бич
«Землетрясения не убивают людей, убивают плохие здания»
Руководство по мероприятиям Dezeen
Дезин Джобс
{{категория}}
{{carousel_title}}
Эйлин Грей, архитектор, опередивший свое время, снова в центре внимания
Опубликовано вИскусство По всем меркам Эйлин Грей должна быть так же известна, как и ее современники-модернисты-мужчины. Выставка в Bard’s Graduate Center предлагает умную поправку к историческим записям.
к Лидия Пайн
Беренис Эбботт, «Портрет Эйлин Грей» (1926), серебряно-желатиновая печать (изображение предоставлено Национальным музеем
Ирландии)
Между 1926-1929 гг.Ирландский архитектор и модернист Эйлин Грей спроектировала и построила E 1027 — белую угловатую виллу во французском Рокбрюн-Кап-Мартен на Лазурном берегу. Вилла была первой крупной архитектурной работой Грей, и она спроектировала ее как жилое пространство, которое объединило ее художественное видение как внутри, так и снаружи — от ее характерного дизайна мебели до окон от пола до потолка и утопленного солярия. Дизайн E 1027 ценится за движение, легкость и эффективность; каждая часть каждой комнаты служила Грею определенной цели. Не было «пустого» места. Уже будучи известным дизайнером мебели, Грей был одним из первых архитекторов-дизайнеров того, что впоследствии стало известно как интернациональный стиль.
Грей учился в Школе изящных искусств Слэйда в Лондоне с 1900 по 1902 год. Очарованная L’Exposition Universelle 1900 года, она переехала в Париж в 1903 году, чтобы посещать курсы в Académie Julian и Académie Colarossi, где лакирование стало ее любимым ремеслом как в профессиональном, так и в личном плане. (По сообщениям, Грей, которая была бисексуалкой, ездила по Парижу в кабриолете с одним из своих любовников, певицей из ночного клуба Дамией, с домашней пантерой Дамии на заднем сиденье. Богатство семьи Грея также обеспечило ей образование и независимость.) Она и художник Сейзо Сугавара открыл лаковую мастерскую в 1910, в дополнение к ткацкой мастерской, которую она открыла вместе с другой художницей, Эвелин Уайлд. В 1914 году Грей даже стала одной из первых женщин в Париже, получивших водительские права, и водила машину скорой помощи во время Первой мировой войны. любезно предоставлено Galerie Vallois, Париж; фото Арно Капентье) Эйлин Грей, «Будуар Монте-Карло, представленный на 14-м Салоне художников-декораторов», из Intérieurs Français , 1923 (изображение любезно предоставлено архивом Galerie Gilles Peyroulet, Париж)
Грей предприняла свой первый проект интерьера в 1919 году — квартира для знатока общества Жюльетт Леви — полная лакированных ширм, экзотических светильников и знаменитого (хотя и немного фетишизирующего) кресла «Драконы». Фотографии, схемы и зарисовки из журналов, представленные в Эйлин Грей , многие из которых никогда ранее не выставлялись публично, демонстрируют, как ее стиль и опыт формировались на протяжении десятилетий начала двадцатого века. Под мужским псевдонимом Жан Дезер Грей открыла собственную галерею в 1922, клиентура которого быстро включала Эзру Паунда, Джеймса Джойса и Ротшильдов. Ее работа с E 1027 ознаменовала ее первый набег на архитектуру (завершенный, когда ей был 51 год) при поддержке ее тогдашнего любовника, архитектора румынского происхождения и редактора L’Architecture Vivante Жана Бадовичи.
Загадочное название виллы является нумерологической ссылкой на Грея и Бадовича, а его символика стала важной частью современных мифов о вилле. (E означает Эйлин; 10, 2 и 7 соответствуют инициалам Бадовичи и Грея, переплетающимся друг с другом.) Два особенно знаковых предмета мебели Грея из дома включают легкий трубчатый столик (сконструированный так, чтобы ее сестра могла завтракать в кровать) и шезлонги Transat. Когда вилла была завершена, L’Architecture Vivante посвятил ей целый выпуск. «Даже мебель должна потерять свою индивидуальность, сливаясь с архитектурным ансамблем», — писал Грей в номере 1929 года, и по изображениям становится ясно, что E 1027 воплощает этот дух.
Когда Бадовичи и Грей расстались в 1932 году, она оставила ему E 1027 и начала строительство новой виллы («Tempe à Pailla») в соседнем французском городе Ментон. В начале 1930-х годов Е 1027 привлек внимание известного швейцарско-французского архитектора и художника Ле Корбюзье, друга и частого гостя Бадовича, и в последующие десятилетия стало невозможно разобраться в заслугах Е 1027 как мужчины начали неявно и явно выписывать Грея из истории E 1027.
Часто описывается как завидующая Благодаря таланту Грея и нежеланию признать, что женщина может создать что-то столь же блестящее и заставляющее задуматься, как E 1027, Ле Корбюзье нарисовал восемь кубистских фресок на стенах виллы в конце 1930-х годов, гарантируя, что его имя неизменно связано с историей виллы. . Кроме того, он нарисовал их обнаженными, что Грей и многие более поздние историки восприняли как нападение на виллу. Как описывает Майкл Уоттс в The Economist , «Дом сыграл большую роль в истории Грея благодаря эпизоду, который стал темой книг, эссе, документальных фильмов, романа и даже курса по сексуальной политике архитектуры». E 1027 — блестящий пример новаторской архитектуры, и очень жаль, что биография Грея неизбежно определяется Ле Корбюзье. Удачно, Бард Эйлин Грей отодвигает Ле Корбюзье на историческую сноску.
Хотя галерея Барда в настоящее время закрыта из-за COVID-19пандемии, он предлагает фантастическую онлайн-подборку тем выставки и, следовательно, карьеры Грея. Онлайн-версия, включающая более 200 работ, в том числе мебель, лак, архитектурные чертежи, фотографии, заметки, портфолио и архивные материалы, также содержит подробные обсуждения подмножества этих предметов, помещая их в контекст творчества Грея. Кресло Transat, лампа-ракета, лакированные экраны и вешалка для полотенец на ступеньках (и это лишь некоторые из них) — все это становится предметом обсуждения кураторов, преподавателей галерей и ученых-подростков.
Эйлин Грей, «Fauteuil transat (Кресло Transat)» (1926-29), лакированный платан, трубчатая сталь, синтетическая кожа (изображение предоставлено Центром Помпиду, Национальный музей современного искусства, Париж; © Центр Помпиду, Mnam-CCI, Dist. RMN-GP: Jean-Claude Planchet) От ее раннего текстиля и лаков до ее кресел и архитектуры, общая эстетика дизайна Грей подчеркивает геометрию и непрерывность формы и материалов. Объектно-ориентированные истории — и подход Барда в целом — подчеркивают более целостный подход Грея к дизайну. Спустя почти столетие после их первоначального дизайна ее акцент на содействии гармонии между людьми и объектами остается вне времени.
Эйлин Грей остается онлайн на неопределенный срок через галерею Bard Graduate Center. Физическую выставку (18 West 86th Street, Upper East Side, Manhattan) курировала Cloé Pitiot и она временно закрыта из-за продолжающейся пандемии COVID-19. После открытия выставка будет открыта до 28 октября, хотя посетители должны следить за обновлениями на веб-сайте галереи.
Последний
Искусство в начале 2000-х Китайский бум
Дневник жестокой юности: Китайская фотография и видео встречает нас с головокружением, подобающим периоду быстрого экономического роста и социальных перемен.
от AX Mina
Можем ли мы найти сострадание в гротеске?
Чудовищные лица и карикатуры приглашает зрителей противостоять уродству и поднимает вопросы о том, как мы к нему относимся.
Аведис Хаджян
Новый законопроект позволит гражданским лицам подавать в суд на сумму, в три раза превышающую стоимость ремонта или замены статуи, и ограничит добавление контекстуализирующих материалов, таких как мемориальные доски.
Элейн Вели
Какое оправдание взимать с людей плату за то, что было бесплатным в течение 1900 лет?
Кристофер Сивицки
Художественная галерея за пределами кампуса Университета Флориды подверглась вандализму после того, как школа попросила своего куратора убрать плакаты с критикой местного полицейского управления.
Каролина Дрейк
По сравнению с предшественниками, такими как «Девушки из галереи» Браво 2012 года, реалити-шоу мира искусства рухнуло.
Рея Найяр
Кубинский художник Луис Мануэль Отеро Алькантара, остающийся за решеткой в тюрьме строгого режима в Гуанахае, беседует с Клаудией Дженлуи Идальго о своем последнем — и нетрадиционном — проекте.
Клаудиа Дженлуи Идальго
Критики говорят, что продюсер Джада Пинкетт Смит и потоковая платформа должны сосредоточиться на историях исторических чернокожих женщин, а не переписывать историю.