Фактура и текстура в композиции: Фактура и текстура — рабочая тетрадь изо
«Текстура. Фактура. Рельеф.» — Студопедия
Поделись
Текстура. Характеризуется декоративно-художественными свойствами, вытекающими из свойств самого материала, она обусловливается характером расположения его составных частей (кристаллов, зерен, элементов структуры). Текстура так же может быть имитацией того или иного материала (дерева, камня, ткани и т. д.), или создана фантазией дизайнера.
Фактура. Это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами применяемого материала и способом его обработки. В отличии от текстуры фактура занимает промежуточное место между такими состояниями формы, как гладкая поверхность и рельеф. Эмоционально — пластический характер фактуры выявляется тем сильнее, чем она сильнее приближается к рельефу. Фактура не может существовать без формы, созданной из конкретного материала.
К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Ассоциации, вызванные той или иной фактурой, могут долго оставаться в нашей памяти.
Рельеф. Характеризуется более крупным, чем фактура, пластическим строением формы, как и фактура он является одним из средств создания художественного образа. В дизайне, как и в скульптуре, принято деление рельефа на: контррельеф (заглубленный, вдавленный в поверхность), низкий, высокий и горельеф (изображение выступает более, чем на половину объёма изображаемых частей).
Урок 8: «Метр-ритм.»
Метр и Ритм в искусстве определяются как подчинённое определённой закономерности чередование соизмеримых между собой и эмоционально ощутимых элементов. Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление определённого чередования в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся форма должна содержать не менее трех составляющих (арифметическую, геометрическую, гармоническую).
Метр — простейший порядок, основанный на повторении подобных элементов. Повторы разбивают форму на части и эмоционально облегчают её восприятие, делают его четким и ясным. Однако при достаточно большой протяженности, простая метрическая композиция может выглядеть монотонной. При ритмическом изменении элементов, проектируемого объекта образуется сложное композиционное множество, которое может носить различный ассоциативно-эмоциональный характер — плавно или резко изменяющийся.
Ритм — более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он, как правило, характеризуется неравномерным изменением их свойств. Один из характерных приемов построения ритма — изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие по высоте и ширине ритмические ряды.
Такой порядок может стать средством создания динамичных композиций. Если же допустить полное отсутствие порядка, композиция распадётся. Рассмотрим основные приёмы построения ритмов в пространственной композиции.
Первый характерный приём построения ритма это — изменение величины элементов. Плавное увеличение величин, характеризующих ритмические ряды, ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое увеличение величин, характеризующих ритмические ряды, ведет к построению «напряженной» ритмической композиции.
Второй характерный прием построения ритма — изменение интервалов между компонуемыми элементами. Сужающиеся ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами композиции. Расширяющиеся ряды образуются за счет увеличения расстояний между элементами композиции. Замедление или ускорение ритма будет определять степень изменения интервалов. Постепенное увеличение размеров интервалов между элементами композиции и их размеров ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения. И наоборот, постепенное уменьшение размеров интервалов между элементами композиции и их размеров ведёт к ее зрительному облегчению в направлении этого уменьшения.
Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием в композиции нескольких метрических и ритмических рядов не только с различными интервалами и размерами, но и быть расположенными в разных координатных направлениях. Ритмическая направленность этих рядов относительно друг друга может быть разной: она во многом определяет основной характер композиции. Он становится либо подчеркнуто стремительным, динамичным, либо более спокойным, уравновешенным. Уравновешенность такой композиции основывается на пересечении «двигающихся» в разных направлениях ритмических рядов.
Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, тон, геометрическая форма, текстура, фактура и рельеф. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы определяют эмоционально-зрительную составляющую пространственной композиции.
Урок 9: «Свет. Тень».
Свет и тень — одно из средств создания художественного образа при проектировании элементов пространственно — предметной среды.
Свет создаёт впечатление от формы и фактуры. Прямое, яркое освещение максимально выявит объем, подчеркнёт все неровности поверхности, вызовет блики на гладких участках формы. Рассеянное освещение создаёт из той же формы другой образ: такое освещение смягчит форму, сгладит и ее угловатость, даст фактуре глубину. Тень в свою очередь то же может быть значительным композиционным инструментом. В процессе проектирования дизайнер должен учитывать, не только то как тени влияют на форму, цвет, фактуру самого объекта, но и то как они вписывают его в пространственно — предметную среду в целом.
Вдохновляемся природой: множество интересных текстур и фактур
Мне очень хотелось подать материал не только с точки зрения художника, но и обожателя всего того, чем богата наша Планета. Ведь все мы заинтересованы в том. Чтобы всё живое на Земле не исчезало как можно дольше.
Текстура в живописи — это внешний вид холста и ощущение от воспринимаемого качества поверхности произведения искусства. Она основана на краске, ее применении или добавлении материалов, таких как гипс, металл, дерево, кружево, кожа, песок и др.. Понятие «живописность» также имеет отношение к текстуре. Текстура стимулирует два различных чувства: зрение и осязание. Есть четыре вида текстур в искусстве: актуальные текстуры, текстуры моделирующие, абстрактные текстуры, и изобретённые текстуры.
Скульптор Огюст Роден. Данаида. 1885г..
Реальная поверхность этой скульптуры трудная, холодная. Она сделана из мрамора! Однако, в скульптуре телу Данаиды мастер придал гладкую поверхность, а поверхность камня уже шероховатая.
Художник Ван Гог. Подсолнухи. 1888г..
Структура этой картины маслом довольно грубая и неровная. При помощи порывистых мазков художник создаёт грубую текстуру (фактуру).
Лоби. Ёмкость с крышкой. ХХв..
Поверхность этого глиняного сосуда из африканской глины шишковатая. Так поверхность будет ощущаться в руках как неровная, грубая и немного колючая.
Произведения искусства создаются при помощи фактических текстур, по выбору художника, материалов и стиля.
**************************************
Т.к. текстуры (фактуры) бывают природными и искусственными. Хочу уточнить. Наш разговор пойдёт о том, что мы можем увидеть в природе. К качестве иллюстративного материала представлено более 130 фотографий!
Текстура (фактура) является поверхностью физической субстанции. Бывают: грубые, гладкие, скользкие. неровные, колючие, рассыпчатые, гладкие, шелковистые, мягкие… Можно продолжать бесконечно. Опыт обработки предметов быта люди связали с определенными выступлениями, с определенной текстурой.
Текстуры (фактуры) помогают чувствовать ощутимое. Многие текстуры (фактуры), если не все, обладают характеристикой. Поэтому можно сказать, что в реальном мире текстуры — это есть изменение размера, формы, цвета, блеск, отражение, прозрачность, плотность, глубина, контраст, расположение, соотношение элементарных частиц. Это могут быть горизонтальные и вертикальные линии. Но линии не всегда являются идеальными. Возможны небольшие отклонения в тоне и направлении. И рисунок, и структура полностью меняются. Неравномерность поверхности с оспинами, вкраплениями, полосами, пятнами, разрывами…Они не распределяются равномерно. Характер текстур (фактур) становится все более очевидным, если рассматривать большие площади поверхности. Большое значение имеет определённая точка зрения. Большую роль играет контрастность, скопления оттенков в одном месте или разбросанность таковых.
Каждая текстура (фактура) имеет определенные особенности. Например: каждый камень имеет образ и подобие. В целом это единая однородность и последовательность. Однако имеется некоторая отклонённость. Изменения всех этих характеристик делают текстуру (фактуру) особенной, отличной от всех остальных. Когда текстура (фактура) соответствует предмету, то это влияет на настроение. И мы понимаем. Нравится нам или нет. И мы принимаем реальный мир. Но если это мешает читабельности, то возникают проблемы в принятии и понимании текстур (фактур). Ведь у каждого человека лишь ему одному подвластное визуальное восприятие фактур.
Текстуры (фактуры) делятся на две категории: тактильные и визуальные. Тактильные текстуры (фактуры) относятся к непосредственному ощущению поверхности. Визуальность текстуры относится к визуальному впечатлению. Человек — наблюдатель остаётся под впечатлением местных пространственных раздражителей, таких как цвет, ориентация и интенсивность изображения. Мир текстур (фактур) многообразен и сложен. Но в наших силах увидеть и оценить всю природную красоту, не забывая о бережном к ней отношении.
Всё на нашей планете имеет текстуры (фактуры). Всё имеет свой характер. Всё впечатляет!!
Естественность, натуральность поверхности Земли, т.е всего того, что мы видим вокруг нас, поражает своей красотой: формами, цветом и многообразием текстур (фактур). Поэтому я предлагаю пробежаться по изображениям, где не задействована рука человека. Разве что благодаря чьим-то рукам и грамотному видению, мы тоже имеем возможность увидеть эти изображения.
ГАЛЕРЕЯ. Величие Земли!
Клетки человеческой крови.
Мшистые поля.
Кора дерева.
Кора дерева.
Кора эвкалипта.
Кора эвкалипта (близко).
Естественный поток лавы на спящем вулкане Пеле.
Волны.
Осень в Японии.
Океан.
Пещера Горной реки во Вьетнаме.
Спиралевидный айсберг.
Песчаные волны в Аризоне.
Море…
Вековые корни.
Слои пород в Юте.
Влажный лес.
Просвет между скалами…
Кислотное озеро в вулкане Малый Семячик. Камчатка.
Гора Ко Слайго в Ирландии.
Вулканический кратер.
Верёвчатая лава на Гавайях.
Блюз.
Река…
Ледниковые пещеры.
Красные поля в Китае.
Пещера в Шотландии.
Песчаный водопад.
Река Брахмапутра. Тибет.
Многовековые каменные слои.
Ледник в Исландии.
Морская галька.
Пинежские пещеры.
Ганьсу, Китай.
Мыс Столбчатый. Остров Кунашир.
Природные бассейны в Турции.
Северное сияние на Аляске.
Солнечный свет и камни на дне реки в Канаде.
Пустыня без дождя.
Водопад по мшистым террасам в конце весны. Орегон.
Рябь на воде.
Вековые ветви.
Серная кислота бассейнов в Эфиопии.
Тетраэдрит.
Вулканические породы в Н.Шотландии.
**************************
Галерея. Животный и растительный мир.
Гинкго билоба.
Щупальца кальмара.
Бутон цветка сорного растения.
Ястребиные цесарки.
Перья совы.
Лиловый кактус цветёт.
Микроскопические водоросли.
Морковь.
Ваниль.
Поверхность клубники.
Гребень венценосного голубя.
Инжир.
Черепашьий панцирь.
Крыло бабочки.
Удивительный цветок…
Шкура африканского слона.
Колеусы.
Раковины древесных улиток.
Шипы розы.
Глаз равнокрылой стрекозы.
Миграция.
Чешуя удава обыкновенного.
Созревающая черника.
Геккон.
Лишайник.
Полосы на шкуре зебры.
Морские звёзды.
Бирюзовая цикада.
Кораллы.
Перья павлина.
Пятна на шкуре ягуара.
Зелёная змея.
Плавник рыбы из оз. Байкал.
Голубая гортензия.
Улей.
Раковины улиток.
Чешуя скаровой рыбы.
Ядовитые грибы.
Пятна на шкуре жирафа.
Подсолнечник.
Жёлуди.
Морская звезда.
Коралл.
Голубой агат.
Морской ёж готов к защите!
Нога жука.
Листья гигантской лобелии в Танзании.
Медузы.
Ядовитая лягушка.
Овцы.
Мозг крысы.
Лотос.
Хамелеон.
Ядовитые грибы.
Сине-кольцевой осьминог.
Суккуленты.
Кораллы.
******************************
Интересное!
Это необычайно большая коллекция каменных сфер, сформированная капельным путем на протяжении веков. Это многовековые слои кристаллов кальцита, оставленные водой и зерён песка. Такие редкие жемчужины — пещеры заполнили высохшие бассейны террасы Пещеры горной реки во Вьетнаме.
Пещера Hang Son Doong (Пещера горной реки) во Вьетнаме, вероятно, самая большая система пещер в мире.
Она настолько велика, что в ней с лёгкостью мог бы поместиться небоскрёб или целый городской квартал.
Но что самое удивительное, такая огромная пещера была обнаружена всего лишь 20 лет назад, а вплотную к её изучению приступили только теперь.
Пещера горной реки находится во Вьетнаме, на территории национального парка Фонгня-Кебанг (Phong Nha-KeBang), что недалеко от границы с Лаосом. Она была впервые открыта местным жителем по имени Хо-Хан(Ho-Khanh) ещё в 1991 году, но никто из местных не отваживался в неё войти из-за сильного ветра на входе и шума реки.
Год спустя была предпринята вторая экспедиция с целью преодолеть стену и продолжить исследование.
Карстен Питер (Carsten Peter), 52-летний фотограф, один из участников этой экспедиции, проведший 2 недели в этих пещерах, говорит: «В течение моей 35-летней карьеры фотографа и исследователя, я побывал в таком количестве пещер, что сбился со счёта. Но эта пещера одна из самых необычных и уникальных, которые я видел.»
Текст составлен автором публикации. Все фотографии со страниц Google.
Текстурная композиция
Третий слой композиции — это цвет, который мы сохраним для другого раза. Итак, переходим к четвертому композиционному слою-фактуре. В этом контексте текстура относится к визуальным паттернам, а также к физической, тактильной текстуре поверхности объекта. Поле камней — это и визуальная, и тактильная текстура, тогда как небо, полное маленьких облаков, — это чисто визуальная текстура, поскольку облака просто ощущаются как воздух. Клетчатая скатерть — еще один пример чисто визуальной фактуры.
Использование текстуры в композиции требует баланса текстуры и отсутствия текстуры; степени текстурной сложности, как визуальной, так и физической; и узоры, передающие характер конкретных поверхностей, например, использование линий для травы, точек для гравия, ромбов для клетчатой скатерти.
Мы ищем интересные вариации форм текстурированных областей, их узоров и расположения в композиции. Участки сложной визуальной фактуры будут притягивать взгляд; чем сложнее текстура, тем сильнее притяжение. Однако размещение большей части текстуры в неудобной области композиции создает дисбаланс, который может отвлечь взгляд от изображения. Если вся текстура находится на одной стороне и вес негативного пространства не уравновешивает ее (обычно требуется много пустого негативного пространства, чтобы компенсировать сложную визуальную текстуру), взгляд зрителя будет уходить от изображения. Однако, как правило, текстура, расположенная внизу композиции, с меньшей вероятностью уведет зрителя за пределы изображения; например, склон холма, полный полевых цветов (сложная визуальная текстура), помещенный в нижней части композиции, легко уравновешивается безоблачным голубым небом над ним. Композиция со скалистым вертикальным обрывом с одной стороны и безоблачным небом с другой — более сложная ситуация.
Четвертый композиционный слой — текстура. В этом контексте текстура относится к визуальным образцам, а также к фактическим текстурам поверхности. Здесь камни — это и тактильная, и визуальная текстура, а облака — чисто визуальная текстура.
Сложные текстуры привлекают внимание дольше, чем простые текстуры. По этой причине в этой композиции мы проводим больше времени, глядя на камни, чем на воду.
Клетчатая скатерть — еще один пример визуальной текстуры.
В этом примере вся визуальная текстура находится на одной стороне изображения, что приводит к дисбалансу — наш взгляд обращен к левой стороне композиции, и нет причин возвращаться назад. Вы видите, как глаз заперт в углу?
Поверхность утеса с левой стороны этой композиции имеет сложную текстуру; правая часть композиции — пустое небо без текстуры. Равновесия в этой ситуации достичь труднее, чем в предыдущем примере. Сбалансирована ли эта композиция?
Обычно неудобно иметь афф текстуру в одной части композиции. Исключением является ситуация, когда текстура находится внизу. В этом случае сложная фактура цветов не отвлекает взгляд от картины, а удерживает внимание.
© Copyright Bill Martin 2007-2014 • PO Box 511, Albion, CA 95410 • info@guidetooilpainting. com
Как текстура в композиции фотографии добавляет интереса
Все, что мы видим, имеет текстуру, поэтому я думаю, что мы принимаем это как должное и не думать об этом достаточно в фотографии. Но это ошибка. Поскольку мы постоянно видим текстуру, нам нужно убедиться, что мы используем текстуру в фотографии, чтобы улучшить наши фотографии и впечатления зрителя.
Что такое текстура в фотографии?
Как и в жизни, на фотографиях разные поверхности имеют разную текстуру, что придает изображению глубину и создает разные ощущения. Очевидно, что вы не можете физически почувствовать текстуру на фотографии, но вы можете сфотографировать текстуру, чтобы усилить ее и сделать ее реальной.
Для визуального отображения текстуры на фотографии требуется контраст:
- Свет и тень и/или
- Различные цвета
Несмотря на то, что цвет может улучшить текстуру, иногда черно-белая фотография идеально подходит для фотографирования текстуры. Без отвлечения цвета текстура становится более очевидной.
Дополнительная литература: Советы по черно-белой фотографии для начинающих
Почему фотографы используют текстуры?
В произвольном порядке, вот 5 веских причин использовать текстуру в фотографии…
1. Текстура придает фотографии глубину более трехмерным и интересным. Это добавляет еще один слой глубины к фотографии.
2. Текстура воздействует на осязание
Несмотря на то, что вы не можете почувствовать текстуру на фотографии, если она сделана хорошо, вы можете представить, как она ощущается. Когда вы видите различные типы текстур, например гладкую текстуру, мягкую пушистую текстуру или жесткую шероховатую текстуру, которые вы можете себе представить, это притягивает вас и делает изображение более реальным и задействует осязание
3. Текстура как метод композиции
Текстура не только визуально привлекательна на фотографии, но и является удобным инструментом композиции. Можно: 9
4. Фотографии текстуры
Текстура настолько интересна, если рассматривать ее вблизи, что фотография текстуры — это отдельная вещь. Вам даже не нужен макрообъектив, чтобы запечатлеть потрясающие текстуры. Все, что вам нужно сделать, это:
- Убедитесь, что текстура максимально очевидна
- Заполните кадр текстурой
5. Текстура в постобработке
Есть еще одна причина сфотографировать текстуру! Хотя из текстурных фотографий можно сделать интересные отдельные фотографии, они также отлично подходят для комбинирования с другими фотографиями в Photoshop для добавления очень тонкого слоя текстуры. В этом случае слой текстуры будет почти прозрачным, так что зритель не заметит изображение.
Как создать текстуру в фотографии?
Наиболее важным фактором при создании текстуры в фотографии являются свет и тень. Когда есть свет, есть и контраст, а контраст света и тьмы показывает текстуру.
Но в создании текстуры важен сам свет, а именно:
- Качество света
- Направление света
Настройки камеры: Диафрагма – F8, фокусное расстояние – 70мм. Апельсин освещен поздним полуденным солнцем, проникающим через кухонное окно справа от камеры. На левой фотографии солнце было закрыто облаками, поэтому текстура стала намного мягче из-за мягкого света. Особенно это заметно на деревянной доске. Фотография справа была освещена прямым солнечным светом. Заметили разницу между тенями, отбрасываемыми апельсином? Справа тень имеет более жесткий край, а текстура доски более выражена из-за жесткого света.
1. Качество света
Когда мы говорим о качестве света, мы говорим о том, насколько свет жесткий или мягкий.
Чем жестче свет, тем жестче и глубже будут тени и, следовательно, тем четче будет текстура.
В пасмурный день фотографирование текстур при естественном освещении будет далеко не таким эффективным, как в яркий солнечный день. Иногда вы даже не можете видеть свою тень в пасмурные дни, поэтому имеет смысл, что текстура также не будет улучшена.
Дополнительная литература: Качество и количество света — важные знания
2. Направление света
Для четкой текстуры поверхности свет должен скользить по поверхности. По мере того, как свет выделяет выпуклости, а тени заполняют провалы, текстура улучшается.
Таким образом, хотя яркий солнечный день может отлично подойти для текстуры при естественном освещении, он не поможет вам в полдень, когда солнце находится прямо над головой. (Конечно, если текстура не является вертикальным узором, например, на стене здания.)
Это еще одна причина, почему золотой час — лучшее время для фотографий. Когда солнце находится низко в небе, оно скользит по земле, тени становятся длинными, а текстура усиливается.
Дополнительная литература: Направление света – как использовать боковое освещение
Эти фотографии были сделаны с разницей в несколько мгновений, но в немного разных частях пляжа. Фотография выше освещена низким солнцем в золотой час. Вы можете видеть, как свет скользит по песку, оставляя тени в провалах. На фотографии ниже солнце закрыто низкой стеной, поэтому песок не имеет такой же текстуры
Советы по передаче текстуры на фотографии
Недостаточно иметь правильный свет, падающий с правильного направления. Вам нужны правильные настройки камеры, чтобы текстура хорошо отображалась на фотографиях.
1. Глубина резкости и текстура
Фотосъемка с широкой диафрагмой и/или большим фокусным расстоянием для получения размытого фона — один из способов создания текстуры на фотографиях. На самом деле, полностью размывая фон, вы удаляете все детали. Это создает очень гладкий фон, отделяющий ваш объект в резком фокусе от фона.
Таким образом, стирание всех деталей фона — это один из способов приближения к текстуре на фотографиях. Что делать, если вам нужна детальная текстура на заднем плане?
Ну, вам нужно сделать наоборот:
- Не снимайте с самой широкой диафрагмой, вместо этого используйте F4 и уже
- Используйте более короткое фокусное расстояние, например, 50 мм или 35 мм (но следите за тем, чтобы объект находился в поле зрения). в центре кадра, чтобы они не искажались)
- Расположите объект ближе к фону и убедитесь, что расстояние между вами и объектом не превышает расстояние между объектом и фоном
Дополнительная литература: Использование глубины резкости для великолепной композиции фотографии
Эта фотография полностью посвящена текстуре. Мне хотелось противопоставить фактуру грубого гранитного валуна, зеркально отражающую поверхность воды и мягкое хлопковое платье модели. Использование диафрагмы F8 означало, что валун позади не потерял свою текстуру из-за того, что стал слишком размытым, как и ее отражение. Фокусное расстояние 66 м, я находился на расстоянии около 2 метров.
2. Правильная экспозиция для хорошей текстуры
Если вы либо переэкспонируете, либо недоэкспонируете изображение, эффект текстуры может быть потерян. Детали будут потеряны в пересветах, поэтому будьте осторожны с отражающими поверхностями.
Обратите внимание и на тени, чтобы они не были слишком темными.
Игра с текстурами на фотографиях
Как и все, что связано с композицией фотографии, существует несколько способов использования текстуры для улучшения изображения.
- Контрастные текстуры — отличный способ привлечь внимание к фокусу и сделать изображение интересным. Например, гладкая текстура будет лучше выделяться на фоне грубой текстуры, чем другая гладкая текстура.
- Текстура на фотографиях дополняет композицию и влияет на баланс изображения. Шероховатая текстура имеет больший визуальный вес, чем гладкая текстура
- Текстура тесно связана с узором в композиции фотографии, потому что, как и в случае с повторением, при повторении текстуры образуется узор
- Используйте текстуру как элемент принципа единства композиции для создания сильного, связного изображения
Дополнительная литература:
Как использовать единство в фотографии для создания хорошего дизайна
Важные советы по созданию баланса в композиции
Текстура в портретной фотографии
Поскольку я фотограф-портретист, меня больше всего интересует использование текстуры в сцене для улучшения объекта, а именно:
- Текстура фона на фотографиях
- Контрастные текстуры (кожа, одежда, фон) в кадре
Как видите, текстура в портретной фотографии так же связана с объектом и тем, что на нем надето, так и с фон и свет, усиливающий текстуру.