Фостер архитектор проекты: 10 лучших проектов в России и мире
10 лучших проектов в России и мире
Нормана Фостера называют гуру хай-тека. Геометрическая сложность, многофункциональность, обилие света и воздуха — то, что отличает его проекты. Рассказываем о десяти знаковых работах архитектора
- Биография
- Лучшие проекты
- Комментарии архитекторов
Норман Фостер — один из основоположников стиля хай-тек, автор множества высокотехнологичных зданий, обладатель Притцкеровской премии, которую называют аналогом «нобелевки» для архитекторов, и учрежденной в Японии Императорской премии. В свои 85 лет этот архитектор полон оригинальных и новаторских идей.
Работы Нормана Фостера можно увидеть в Сингапуре, Германии, США, Китае, Франции, Канаде. Они поражают своей масштабностью и геометрической сложностью — будь то небоскреб, оранжерея, станция метро, спортивный стадион, музей, штаб-квартира крупной корпорации или космопорт. Рассказываем о десяти самых впечатляющих работах британского архитектора.
www.adv.rbc.ru
Краткая биография Нормана Фостера
Норман Фостер родился в небогатой семье в британском Манчестере. Его отец был маляром на железнодорожном заводе, а мать работала в местной пекарне. Чтобы помогать родителям, будущий архитектор рано бросил школу.
Путь к архитектурной славе был непростым. До службы в армии он успел поработать в городском казначействе, а после демобилизации из ВВС — в пекарне, на заводе и в магазине мебели. Некоторое время Норман Фостер развозил мороженое.
Изучать архитектуру он начал в 21 год, когда стал студентом Манчестерского университета. А после его окончания в 1961 году талантливый выпускник смог выиграть стипендию, которая позволила ему поступить в Йельский университет.
Именно там Норман Фостер впервые встретился со своим деловым партнером Ричардом Роджерсом. Вместе с женами они основали архитектурную студию Team 4 и сформулировали новое направление в архитектуре — хай-тек. А после ее распада Норман Фостер создал свое всемирно известное бюро Foster + Partners.
Норман Фостер и его архитектурное бюро не раз пытались строить в России (Фото: 360b/Shutterstock)
Нескольких следующих лет он сотрудничал с американцем Ричардом Фуллером. Благодаря этой коллаборации архитектор начал придерживаться экологичного подхода в дизайне. В 1979 году его студия выиграла международный конкурс на проектирование новой штаб-квартиры корпорации HSBC в Гонконге — к тому моменту самого дорогого здания в мире.
С тех пор на Foster + Partners посыпались десятки крупных заказов. К началу 2000-х годов в копилке архитектора уже имелись золотая медаль RIBA, награда AIA и звание лауреата Притцкеровской премии. А британская королева присвоила ему баронский титул.
Излюбленные материалы Нормана Фостера — стекло и сталь. Его проекты сочетают в себе достижения технологического прогресса, экологически эффективный дизайн и эстетическую выразительность.
Здание Рейхстага, Германия
В 1993 году Норман Фостер взялся за восстановление Рейхстага. Обновленное здание немецкого парламента должно было символизировать воссоединение Германии.
Архитектор решил сохранить исторический облик фасада, достроив большой стеклянный купол. Получилось не только красиво, но и экономично. В центре купола находится колонна с сотнями зеркальных панелей. Они меняют угол наклона в зависимости от погодных условий и направляют солнечный свет во внутренние помещения. В этой же колонне спрятана вентиляционная шахта. Воздух пропускается через специальную систему теплообмена, что позволяет снизить потребление энергии.
Кроме того, прямо под куполом находятся ресторан и смотровая площадка, откуда полюбоваться видом на Берлин может любой желающий.
Здание Рейхстага (Фото: fosterandpartners. com)
«Фостер деликатно работает с существующими объектами. Он создает новую архитектуру, гармонично сочетающуюся с историческими зданиями. Находит компромиссы и смелые решения, которые украшают, а не портят», — говорит генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.
Здание Рейхстага (Фото: fosterandpartners.com)
Башня «Мэри-Экс, 30», Великобритания
Одна из самых узнаваемых работ Нормана Фостера. Небоскреб «Мэри-Экс, 30» стал современным символом Лондона. «Ему посвящен целый документальный фильм, рассказывающий о том, что строительство подобных объектов — сложный процесс, который требует культуры в организации труда, слаженной работы команды и профессионализма на всех этапах», — рассказывает генеральный директор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.
Башня «Мэри-Экс, 30» (Фото: fosterandpartners. com)
Из-за необычной формы и зеленоватого оттенка стекла англичане прозвали здание «огурцом», The Gherkin. Это не просто оригинальный дизайнерский ход. Как всегда, при проектировании Норман Фостер заботился об энергоэффективности будущего творения.
Башня «Мэри-Экс, 30» (Фото: fosterandpartners.com)
«Башня «Мэри-Экс, 30» — не его изобретение по форме. Жан Нувель сделал похожую башню «Агбар» в Барселоне раньше. Но у Фостера решения и реализация элегантнее. Причем не только внешне, но и технически», — объясняет основатель архитектурной практики «Северин Проект» Александр Балабин.
Башня «Мэри-Экс, 30» (Фото: fosterandpartners.com)
Интересная конструкция 41-этажной башни и использование солнечных батарей дали впечатляющий результат. «Мэри-Экс, 30» потребляет вдвое меньше энергии, чем другие небоскребы аналогичного размера. А благодаря специальным фасадным панелям воздух проникает внутрь здания и обеспечивает естественную вентиляцию офисных помещений.
7 архитектурных чудес современности
Мост Миллениум, Великобритания
Миллениум — горизонтальный висячий мост, переброшенный через Темзу. Его строительство приурочили к наступлению третьего тысячелетия. Сегодня это единственный пешеходный мост в Лондоне.
Мост Миллениум (Фото: fosterandpartners.com)
Перед Норманом Фостером стояла задача построить переправу с минимальным влиянием на городской пейзаж. Он решил протянуть через реку 320-метровую «стальную ленту». Этот мост сложно спутать с каким-то другим. Он состоит из двух Y-образных речных опор, между верхушками которых проходят натянутые стальные канаты. Благодаря такой конструкции пешеходы могут беспрепятственно любоваться живописным панорамным видом.
Мост Миллениум (Фото: fosterandpartners.com)
Кстати, именно этот мост показан в начале фильма «Гарри Поттер и Принц-полукровка». По сюжету на него нападают Пожиратели Смерти.
10 мест, где снимали «Гарри Поттера»
Штаб-квартира Apple, США
Новая штаб-квартира компьютерного гиганта напоминает огромный пончик. Желающим обойти его по периметру придется преодолеть более 1,7 км.
Штаб-квартира Apple (Фото: fosterandpartners.com)
Этот инновационный офис Норман Фостер стал проектировать еще при жизни Стива Джобса — здесь все отвечает пожеланиям основателя корпорации. На крыше установлены солнечные панели, кампус на 100% обеспечивается энергией из возобновляемых источников.
Штаб-квартира Apple (Фото: fosterandpartners.
Кроме того, комплекс оснащен сложной системой естественной вентиляции. Благодаря ей большую часть года можно обходиться без кондиционеров и отопления.
Штаб-квартира Apple (Фото: fosterandpartners.com)
Стив Джобс мечтал, чтобы новый офис был похож на природный заказник, поэтому 80% территории занимают деревья. Строительство офиса обошлось в $5 млрд.
10 домов с необычными фасадами со всего мира
Торговый центр «Хан Шатыр», Казахстан
Экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев хотел, чтобы «Хан Шатыр» стал не только всесезонным местом встреч, но и новым инженерным символом столицы Казахстана.
Торговый центр «Хан Шатыр» (Фото: fosterandpartners.com)
Торгово-развлекательный центр в исполнении Нормана Фостера получился впечатляющим. Это 150-метровый футуристичный шатер, состоящий из стальных вант и прозрачной трехслойной оболочки из полимеров.
Торговый центр «Хан Шатыр» (Фото: fosterandpartners.com)
Последняя защищает 127 тыс. кв. м внутреннего пространства от перепадов температур и обеспечивает комфортный микроклимат во время суровых зим и засушливого лета.
Торговый центр «Хан Шатыр» (Фото: fosterandpartners.com)
Кроме магазинов, здесь расположены рестораны, городской парк, офисы, фитнес-центры, кинотеатр и аквапарк с искусственно созданным тропическим климатом, водными горками и белоснежным мальдивским песком.
Небоскребы в степи: зачем туристу ехать в столицу Казахстана
Стадион «Уэмбли», Великобритания
В 2003 году был снесен легендарный футбольный стадион «Уэмбли». Тогда же Норман Фостер взялся за проектирование новой арены. Она получилась почти в четыре раза выше и вдвое больше своего предшественника. Теперь «Уэмбли» вмещает 90 тыс. зрителей.
Стадион «Уэмбли» (Фото: fosterandpartners.com)
Здесь сделано все для максимального удобства и комфорта болельщиков — появилось больше пространства для ног, лестницы заменены на эскалаторы, а благодаря 315-метровой стальной опорной арке с любого места на трибунах обеспечивается беспрепятственный обзор.
Стадион «Уэмбли» (Фото: fosterandpartners.com)
Одна из особенностей новой арены — раздвижная крыша в форме двух полумесяцев, которая защищает зрителей от солнца и дождя. Кроме того, при необходимости «Уэмбли» быстро трансформируется в атлетический стадион и концертный зал.
Виадук Мийо, Франция
Виадук Мийо связывает Южную Францию с Испанией. Многие местные жители выступали против его строительства. Они считали, что в провинции такой мост никому не нужен — он опустошит государственную казну и вряд ли окупится.
Виадук Мийо (Фото: fosterandpartners.com)
И все же его появление пришлось как нельзя кстати. Во-первых, вантовый мост помог забыть о многочасовой пробке, возникающей на национальной трассе. Во-вторых, он стал пользоваться популярностью у фотохудожников и туристов. Сегодня эта конструкция считается одной из сложнейших в мире. Длина моста равна 2,46 км, а высота самой большой опоры — 343 м. Даже Эйфелева башня немного ниже. Внешне виадук кажется очень «воздушным», как паутина. Но это впечатление обманчиво. Одно только его дорожное полотно весит 36 тыс. тонн.
Виадук Мийо (Фото: fosterandpartners. com)
«Виадук Мийо — самый поразительный объект, который спроектировал Фостер, я считаю. Это главная особенность его проектов — изящные инженерно-конструктивные решения. Все его работы исключительны благодаря этой элегантности», — отметил Александр Балабин.
Между двух стран: 8 мостов, связывающих государства
Арочные, вантовые и подвесные: как выглядят самые длинные мосты в России
Небоскреб «Херст-тауэр», США
В 1920-х медиамагнат Уильям Херст решил построить новый офис для своего издательства. Согласно уцелевшим наброскам, он мечтал о высотной башне, но из-за экономического кризиса смог закончить только шестиэтажный цоколь.
Небоскреб «Херст-тауэр» (Фото: fosterandpartners.com)
Спустя 70 лет Норман Фостер осуществил этот замысел. Сложнее всего было объединить оба здания — старый цоколь и новый 46-этажный небоскреб. Но он смог этого добиться, не нарушив исторических фасадов.
Небоскреб «Херст-тауэр» (Фото: fosterandpartners.com)
Как всегда, здесь не обошлось без «зеленых» технологий. Специальная сетчатая оболочка со срезанными углами позволила сэкономить 21% стали. Кстати, почти вся она — вторично переработанная. Кроме того, небоскреб собирает дождевую воду и потребляет на 25% меньше электроэнергии, чем классическое офисное здание.
10 самых дождливых мест на планете
«Сити-Холл», Великобритания
Здание мэрии Лондона отдаленно напоминает современный купол Рейхстага. Оно тоже выполнено из стекла и имеет выпуклую форму. Кроме того, Норман Фостер повторил идею спиральной лестницы — она пронизывает все десять этажей.
«Сити-Холл» (Фото: fosterandpartners.com)
«Сити-Холл» известен, прежде всего, своей необычной искривленной формой. Она пришлась не по вкусу многим критикам, бывший мэр Лондона Кен Ливингстон даже называл здание «стеклянным яичком».
«Сити-Холл» (Фото: fosterandpartners.com)
По словам архитектора, такой оригинальный дизайн был выбран для того, чтобы уменьшить поверхность постройки и таким образом снизить расход потребляемой энергии. Кроме того, поскольку верхние этажи получились более узкими, нижние получают больше естественного света.
Проекты Фостера в России
Россия
Норман Фостер и его архитектурное бюро не раз пытались строить в России, но пока удалось реализовать только два проекта. Сначала архитектор разработал концепцию 612-метровой башни «Россия», которая должна была стать самым высоким зданием в Европе. Строители успели вырыть котлован и сделать некоторые подземные конструкции, но вскоре работы пришлось свернуть из-за нехватки средств. Потом Норман Фостер взялся за реконструкцию острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. Пушкина в Москве. А еще позже представил проекты многофункционального комплекса «Апельсин» на Крымском Валу и экологического небоскреба-кристалла в Ханты-Мансийске. Но по разным причинам ни один из этих замыслов так и не был воплощен в жизнь.
«Хрустальный остров»
Особого внимания заслуживает его «Хрустальный остров». Это 450-метровый небоскреб гиперболоидной формы, который мог появиться в Нагатинской пойме. Теперь на его месте находится тематический парк развлечений «Остров мечты». Внутренняя площадь здания превышала 2,5 млн кв. м, что делало его самым вместительным в мире. Внутри «Хрустального острова» планировалось разместить квартиры, гостиничные номера, магазины, офисы, спортивные комплексы, международную школу и смотровую площадку. Как и в случае с башней «Россия», этот проект был отменен из-за проблем с финансированием.
«Хрустальный остров» (Фото: fosterandpartners. com)
Отель «Mriya Resort & Spa»
Первый реализованный проект Нормана Фостера в России. Пятизвездочный отель «Mriya Resort & Spa» расположен на южном побережье Крыма — в 28 км от Ялты. Создавая его, архитектор постарался максимально использовать возможности и преимущества окружающего горно-водного ландшафта.
Всего в отеле 425 номеров и 17 вилл. Здание выполнено в виде цветка лотоса с пятью раскинувшимися лепестками — четырьмя корпусами и бассейном. Благодаря такой необычной форме Норман Фостер смог сохранить приватность каждого номера и обеспечить всем постояльцам комплекса живописный вид на море и горы.
Здесь есть все для отличного отдыха: рестораны, кинотеатры, подогреваемые бассейны, пляж с водными аттракционами, банный комплекс, спа-салон, медицинский центр, семейный парк развлечений, площадки для волейбола и тенниса. Комплекс открыли в конце 2014 года. С тех пор он не раз признавался лучшим европейским курортом и сегодня по праву считается одной из визитных карточек полуострова.
Отель «Mriya Resort & Spa» (Фото: Mriya Resort & Spa)
Штаб-квартира «Русской медной компании»
Строительство главного офиса «Русской медной компании» началось в 2012 году и было завершено прошлым летом. Это 15-этажное здание в центре Екатеринбурга, которое жители города ласково называют «ананасом» — за его необычный фактурный фасад медного цвета.
Специалисты Foster + Partners отвечали не только за архитектуру и интерьеры, но и за рассадку сотрудников РМК. Для этого им пришлось тщательно изучить то, как люди коммуницируют друг с другом и между отделами. Всего здание вмещает 450 сотрудников. Интересно, что после окончания рабочего дня и в праздники оно автоматически переключается в режим энергосбережения.
Фото: Олег Ковалюк/РМК
«Здание построено в стиле Фостера,п но сам архитектор в проекте не участвовал. Его автор — старший партнер бюро Foster + Partners австралиец Люк Фокс», — уточняет Александр Балабин.
5 московских проектов, которые не построили при Лужкове
Комментарии архитекторов
Амир Идиатулин, генеральный директор и основатель архитектурной студии IND architects:
— Фостер — один из моих любимых архитекторов. Вдохновлялся им, еще учась в университете. Я глубоко погрузился в его творчество, посещал объекты, многое для себя почерпнул. А несколько лет назад встретился с Норманом Фостером лично на премии World Architecture Festival.
Он внес большой вклад в мировую архитектуру. Например, современные здания аэропортов появились благодаря Фостеру. Раньше они строились по одному типу — малоэтажными, без окон, инженерия располагалась наверху. Норман Фостер убрал инженерное оборудование вниз, сделал парящие кровли, стал использовать зенитные фонари. Он не только думает об архитектурном и визуальном образе здания, но и тщательно прорабатывает узлы, детали. Его объекты чисты в решениях. Особенно это заметно, когда смотришь на здания вблизи.
Норман Фостер одним из первых стал использовать переработанные материалы, естественную вентиляцию в офисных помещениях и альтернативные источники энергии. Причем архитектор начал делать это еще тогда, когда технологии только появлялись. Почти каждый его проект получает статус одного из самых экологичных зданий в мире. Норман Фостер много лет предлагает создавать многофункциональные комплексы, которые совместят в себе офисы, жилье, ретейл и досуг. А главное — снизят городской трафик, что положительно скажется на экологии.
Александр Балабин, архитектор, основатель архитектурной практики «Северин Проект»:
— Норман Фостер работает с открытыми конструкциями и со сложносочиненными конструктивными узлами. Поэтому он и называет своим предтечей русского инженера Владимира Шухова, который использовал в качестве опор для инженерно-строительных сооружений бетонные и каменные конструкции.
Архитектура Фостера — хай-тек в своем лучшем проявлении. Открытые конструкции фостеровских зданий крайне точны, аккуратны и являются архитектурно-художественными элементами фасада. Основные материалы, с которыми он работает, — алюминий, высококачественная сталь и стекло. Поскольку для проектов Нормана Фостера характерно почти стопроцентное наружное остекление — им требуется защита от солнечного света и решения, которые позволяют избежать тепловых потерь.
В солнечные дни у зданий теплоизбытки, а в холодное время — теплопотери. Поэтому архитектору важно найти способ поддерживать ровный климат внутри помещений и уменьшить потребление электроэнергии.
Норман Фостер старается использовать естественную вентиляцию и стекло со специальными свойствами, которое имеет более низкую теплопроводность и защищает от ультрафиолета. Однако естественная вентиляция не может в полной мере гарантировать качественный воздухообмен. Для обеспечения работы инженерных систем архитектор предлагает своим заказчикам альтернативные источники энергии.
Здания Нормана Фостера насыщены высокотехнологичным оборудованием и управляются компьютерами. Но чтобы их построить, нужно потратить огромное количество энергии — и ее вырабатывают совсем не ветряки. Например, на создание генерирующего устройства (той же солнечной батареи) тратится столько средств и энергии, сколько само оно за срок службы выработать не может. Экологизация архитектуры — гуманная идея. Но сегодня она используется, скорее, как маркетинговый ход. С экономической точки зрения это пока себя не оправдывает.
Архитектура Нормана Фостера и его бюро качественная, но дорогая в проектировании, строительстве и обслуживании. Ее могут позволить себе только богатые покупатели.
Здания, сделанные Фостером от начала и до конца, — это Bentley в мире архитектуры.
Лучше они или хуже, чем результаты других архитекторов — вопрос дискуссионный. На мой взгляд они «холодноваты» — монотонны с точки зрения подбора материалов и цвета. Его проекты не предполагают человеческих слабостей. В них все настолько идеально, словно ими должны пользоваться механизмы, а не живые люди. Но это дело вкуса.
Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»:
— Хочу выделить один из проектов Нормана Фостера — частный космодром «Америка» в США. В большинстве своих работ архитектор представляет качественные, выверенные и тонкие решения. Но без поиска новых средств выразительности. Космодром — иной проект. В нем прослеживается новая эстетика, несвойственная Фостеру. Интересная и актуальная.
А вот в проекте штаб-квартиры Русской медной компании новаторства и художественности не так много. Да, здание интересно пластикой фасада — он выверен и эстетичен. Но в целом здесь преобладают, скорее, механистические решения. Я слышал, что среди западных коллег у Нормана Фостера сложился примерно такой же образ, как в России у Зураба Церетели — в его работах преобладает грубоватость. Я отчасти соглашусь. Но бюро Нормана Фостера коммерчески успешно. А это говорит о его востребованности у заказчиков.
Работы Владимира Шухова были на грани инженерии и архитектуры. Даже по сегодняшним меркам его решения новаторские. Поэтому любой архитектор, ответственно относящийся к своей работе и желающий сделать проект интересным с инженерной, конструктивной и эстетической сторон, непременно обращается в творчеству Шухова. Норман Фостер не исключение.
Его работы ассоциируются с энергоэффективными решениями, высоким качеством стекла и алюминиевых конструкций. Архитектура Фостера изобилует «зелеными» технологиями. Например, он использует солнцезащитные ламели — подвижные части каркаса здания, снижающие уровень солнечного воздействия. В стиле хай-тек форма вторична — первичен функционал, а также коммерческая и технологическая эффективность зданий.
Норман Фостер: проекты и биография архитектора
Архитектура
1 июня отмечает день рождения баронет и пэр, лауреат Императорской и Притцкеровской премий, почётный член Российской академии художеств, самый успешной архитектор современности и глава целой архитектурной «фабрики» — Норман Фостер.
1 июня отмечает день рождения баронет и пэр, лауреат Императорской и Притцкеровской премий, почётный член Российской академии художеств, самый успешный архитектор современности и глава целой архитектурной «фабрики» — Норман Фостер.
Норман Фостер
Кажется, ничего не предвещало такой головокружительной карьеры. Норман Роберт Фостер родился в предместье Манчестера. По его словам, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов попасть в университет, сколько стать папой римским”. Его отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers, финансовое положение было безрадостным, поэтому путь к архитектурной славе был долгим. Норман Фостер поступил в Архитектурную школу при Манчестерском университете только в 21 год, но учился отлично, так что после её окончания выиграл стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он познакомился с Ричардом Роджерсом, с которым позднее основал мастерскую Team 4 и сформулировал новое направление в архитектуре – хай-тек.
В детстве Норман увлекался паровозами и самолетами. В юности был радистом в Королевских ВВС. Сегодня, имея лицензию пилота, Фостер самостоятельно летает на личном реактивном самолете. Союз техники и архитектуры лег в основу философии проектирования Фостера. Каждый новый проект – это в немалой степени блестящее инженерное решение, которое влечет за собой эстетику и форму здания. Каждый новый проект бюро Foster and Partners – это обязательно новый рекорд: масштаба, технологичности, высоты или бюджета.
С тех пор как в 1967 году Фостер открыл свою архитектурную фирму, ему удалось реализовать более ста проектов, многие из которых стали знаковыми объектами своего времени. Сегодня в бюро работает около 1000 человек, это целая фабрика современной архитектуры. Сегодня заказывать проект в мастерской Нормана Фостера престижно, так как это автоматически подчеркивает статус и финансовую мощь заказчика, будь то компания, город или целое государство. Мы вспомнили самые значительные творения архитектора и его фабрики.
1. Банк Гонконга и Шанхая
Гонконг, 1979–1986
Перед Норманом Фостером стояла задача построить лучшее в мире здание банка, учитывая особенности местной культуры фэншуй. Великий изобретатель, Фостер придумал атриумы внутри здания: воздух начал циркулировать не только снизу вверх, но и по горизонтали, перепад давления внутри и снаружи стал меньше. Поскольку на участке уже располагался старый функционирующий офис банка, требовалось надстроить сверху новое здание, а внизу реорганизовать старый офис.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Для решения этой задачи сначала были сконструированы стальные мачты в трех местах стройплощадки. Таким образом, наметились объемы трёх башен высотой в 29, 36 и 44 этажа. Архитектор применил новый метод возведения небоскрёбов без центральной оси, с использованием только наружного скелета, что позволило добиться невероятной высоты конструкции. Мачтовая структура позволила применить и другой радикальный ход – вынести конструкции и коммуникации к периметру здания, расположив офисные пространства со свободной планировкой вокруг 10-этажного атриума.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
2. Коммерцбанк-Тауэр
Франкфурт, Германия, 1994–1997
Трехгранный небоскреб “Коммерцбанк-Тауэр” – главный символ Франкфурта-на-Майне и один из первых экологичных небоскрёбов в Европе. В плане здание представляет собой треугольник, который состоит из трёх сегментов – офисных пространств – и центрального атриума, пронзающего все этажи высотки.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
С каждой стороны башни на разных уровнях, окружая ее по спирали, располагаются четырехэтажные сады. Каждый сад олицетворяет собой флору определенного региона: средиземноморскую, североамериканскую, азиатскую. Эти сады играют роль естественных фильтров, очищающих воздух в центральном атриуме, который является аналогом дымохода-вентиляции для расположенных по его периметру офисов. Также в этих садах сотрудники офисов могут передохнуть во время перерыва. Частицы природы придают офисам качество гуманных пространств – главная идея Фостера, культивируемая им во всех проектах и поставленная, благодаря гениальному менеджменту, на поток.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
3. Рейхстаг, Новый германский парламент
Берлин, Германия, 1992–1999
В 1992 году бюро Фостера победило в конкурсе на восстановление Рейхстага. Архитектурной команде необходимо было подчеркнуть значения бундестага как демократического форума, организовать легкую общественную доступность и учесть статус исторического здания и строгое соответствие окружающей городской среде.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Здание Рейхстага сильно пострадало во время войны. Фостер решил заново открыть главный вход для посетителей и оставить фрагменты исторического здания с “отпечатками” истории, сделав из Рейхстага музей немецкой истории. Новый облик историческому фасаду придал огромный стеклянный купол. Как и в других проектах Фостера, этот элемент является не столько архитектурным, сколько инженерно и технически необходимым. Купол состоит из 360 зеркал, которые способны пропускать свет. Панели купола оснащены регулируемым отражателем, который в зависимости от времени суток направляет свет внутрь здания, освещая интерьерное пространство, или отражает свет вовне, подсвечивая купол ночью изнутри. В куполе установлены винтовые пандусы, которые ведут на смотровую площадку с захватывающим панорамным видом. Есть мнение, что архитектор таким образом символически поднял обычных горожан над избранными ими представителями парламента, заседающими этажами ниже. Купол также является частью экологичной автономной энергосистемы, позволяющей зданию снижать расходы энергии.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
4. Британский музей, внутренний двор
Лондон, Англия, 1994–2000
Фостер называет своими учителями В. Г. Шухова и Р. Б. Фуллера. Сетчатые инженерные конструкции этих великих мастеров действительно просматриваются во многих проектах Нормана Фостера. Одним из лучших его творений на эту тему является перекрытие внутреннего двора Британского музея.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
В отличие от купола Рейхстага, здесь не было никакой особой идеологии. В центре крытого двора – великолепно восстановленное пространство читального зала, который опоясывают широкие лестницы, ведущие наверх к галереям временных экспозиций и ресторану. Летящее перекрытие, связывающее исторические фасады музея с объемом читального зала, выглядит просто и изящно. С появление ажурного перекрытия во внутреннем дворе музея появился новый общественный центр, объединяющий все окружающие его галереи и основные уровни музея.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
5. Сити-холл
Лондон, Великобритания, 1998–2002
Сити-холл — здание в Лондоне, служащее резиденцией Администрации Большого Лондона. Внутри Сити-холла находится громадная винтовая лестница, которая пронизывает здание, поднимаясь до десятого этажа. В проекте Сити-холла звучит уже знакомая тема прозрачности, энергоэффективности и аэродинамических форм. Транспорантные фасады символически указывают на открытость и демократичность городского управления. Офисы вентилируются естественным путем, помещения не перегреваются, и здание потребляет всего лишь четвертую часть энергии, достаточной обычному офисному зданию с системой кондиционирования.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Несмотря на обоснование такой причудливой формы и позиционирование здания как энергоэффективного, бюро Фостера столкнулось с критикой. Энергосберегающие свойства строения были подвергнуты сомнению, критики произвели необходимые исследования, доказывающие, что экономии нет.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
6. Башня Мэри-Экс, штаб-квартира Swiss Re
Лондон, Англия, 1997–2004
Эта башня, в народе прозванная “огурцом”, – первое в Лондоне экологичное высотное здание, построенное по инновационному проекту, который развивает идеи климатического офиса. Фостер сделал этот небоскреб именно такой формы, чтобы снизить ветровые нагрузки на поверхность, создать комфортные условия на уровне пешеходного уровня и обеспечить разницу внешнего и внутреннего давления, необходимую для функционирования уникальной системы естественной вентиляции. В проекте башни Мэри-Экс воплотилась идея архитектора, которую он развивал более тридцати лет: идея гуманизации рабочего места и сохранения энергии, демократизации структуры здания благодаря созданию внутренних пространственных связей и объединения природы и рабочего пространства.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
7. Виадук Мийо
Франция, 2004
Один из самых длинных и высоких мостов в мире, виадук Мийо стал символом объединённой Европы, помещенный даже на банкноту в 500 евро. Он также является символом красоты инженерной конструкции и выражает идею возможностей индустрии. Соавтором проекта выступил французский инженер Мишель Вирложо, известный по проекту вантового моста в Нормандии. Архитектурные детали у виадука Мийо отсутствуют, что характерно для стиля хай-тек.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Проект вантового моста с семью высоченными опорами изначально поражал своей амбициозностью. Считалось, что строительство этого гиганта во французской глуши опустошит государственную казну и не окупится в дальнейшем. Однако кроме того, что мост решил транспортную проблему, он стал еще и достопримечательностью, к которой сегодня стекаются толпы туристов.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
8. Башня Хёрста
Нью-Йорк, США, 2000–2006
Башня Хёрста – это возрождение мечты начала XX века. В 1928 году Вильям Рандолф Хёрст для своего издательства построил на Пятой авеню 6-этажное здание в стиле ар-деко. Он полагал, что оно станет основанием грандиозной башни, но её строительство было прервано из-за Великой депрессии. Спустя 70 лет Норман Фостер “достроил” небоскрёб, создав диалог между старым и новым. Новое здание “выросло” из постройки 20-х годов, не нарушая исторические фасады. Без инноваций не обошлось: дождевая вода, скапливающаяся в резервуарах на крыше, используется для полива растений и работы кондиционеров. Форма фасадного остекления – треугольники – выбрана Фостером благодаря высокой эффективности. Такое решение позволяет использовать на 20 % меньше стали, чем сооружение прямоугольных конструкций.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
9. Стадион «Уэмбли»
Лондон, Великобритания, 2003–2007
Новый стадион был открыт в 2007 году на месте старой легендарной арены и стал одним из самых дорогих стадионов в мире: затраты на его строительство составили 798 миллионов фунтов стерлингов. В основу дизайна нового 90-тысячного «Уэмбли» легла форма “чаши” с раздвижной крышей. Также он может использоваться как атлетический стадион, для этого проектом предусмотрена возможность возведения временной платформы на нижних ярусах.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Отличительной чертой стадиона является решётчатая арка с круглым сечением диаметром 7 метров и протяжённостью 315 метров, возвышающаяся на высоте 133 метров. Арка поддерживает весь вес северной крыши и 60 % веса выдвижной крыши на южной стороне. Арка стадиона является самой длинной незакреплённой структурой крыши в мире.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
10. «Хан-Шатыр»
Астана, Казахстан, 2006–2010
Торговый центр в столице Казахстана в виде крупнейшего шатра вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style. Ажурная крыша «Хан-Шатыр», сконструированная из сети стальных вант, покрывает гигантскую территорию площадью 127 тысяч квадратных метров. Внутри шатра находятся сотни магазинов, супермаркеты, рестораны, большой парк и даже спа-центр с песком, привезенным с Мальдив. У торгового центра помимо развлекательной функции есть важная градостроительная роль — “Хан Шатыр” замыкает с севера центральную ось плана Астаны и на сегодняшний день является самой высокой постройкой города. Оболочка здания покрыта прозрачным полимерным покрытием. Благодаря особому химическому составу оно защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
11. Музей изящных искусств
Бостон, США, 1999–2012
Когда сотни тысяч экспонатов перестали умещаться на площадях Бостонского музея искусств, стало очевидно, что необходимо делать пристройку. Кроме того, количество посетителей с каждым годом росло, поэтому было решено организовать пространства, рассчитанные на большой поток.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Проект Нормана Фостера предложил новую структуру расположения галерей, исследовательских и образовательных центров, которые смогли вместить вдвое больше желающих. В этом проекте архитектор продолжает тему архитектурного диалога эпох, дополнив историческое здание музея современным объемом и расположив их симметрично. Таким образом Фостеру удалось восстановить логику оригинального плана, заложенного американским архитектором Гаем Лоуэллом еще в 1907 году.
архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
Текст: Марина Савельева
Фото: архивы пресс-служб; FOSTER AND PARTNERS; Ian Lambot; Jens Willebrand; Rudi Meisel; Reinhard Gorner; Nigel Young; JEAN-PHILIPPE ARLES Reuters Corbis; Chuck Choi;
ТегиАрхитектураНорман ФостерРейтинг AD
10 зданий от Нормана Фостера
Лондонская ратуша от Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Вот 10 самых узнаваемых зданий Нормана Фостера, широко известного как один из ведущих архитекторов Великобритании
Сэр Норман Фостер — один из ведущих мировых архитекторов высоких технологий. Он основал Foster + Partners в 1970-х годах и более пяти десятилетий отвечал за радикальные проекты разного масштаба. Благодаря острому пониманию легкости конструкций и их экологического воздействия общественные здания Фостера были особенно инновационными с точки зрения благополучия пользователей и устойчивого развития.
Наряду со множеством разнообразных строительных проектов, реализованных студией, Фостер также известен своими концептуальными проектами. К ним относятся продуманная и дальновидная Sky Cycleway в Лондоне, которая предлагает серию эстакадных велосипедных мостов вокруг города, руандийский порт для дронов, который в настоящее время находится в стадии строительства и предлагает медицинскую помощь с помощью дронов для Африки, и Lunar Habitation, который был частью исследовательского проекта Европейского космического агентства.
Вот 10 самых узнаваемых его зданий.
Лондонская ратуша от Foster + Partners
Лондонская ратуша, 2002
Лондонская ратуша была спроектирована Фостером как символ прозрачности демократии. Здание состоит из зала Ассамблеи, помещений для комитетов, общественных помещений и офисов мэра, членов Ассамблеи, кабинета мэра и вспомогательного персонала. Зал Ассамблеи обращен через Темзу к Лондонскому Тауэру, что позволяет лондонцам наблюдать за работой Ассамблеи через стеклянный фасад. Лондонцев также приглашают использовать и делить здание: верхний этаж называется «Лондонская гостиная», здесь проходят выставки или мероприятия, а с террасы на крыше открывается невероятный вид на город. Сферическое здание не имеет ни задней, ни передней части, а его форма была разработана с использованием методов компьютерного моделирования.
The Gherkin by Foster + Partners
The Gherkin, 2003
Здание Gherkhin, которое официально называется 30 St Mary Axe, стало мгновенно узнаваемой частью лондонского городского горизонта. Форма башни с узкой вершиной и сужающимся корпусом была спроектирована таким образом, чтобы уменьшить отклонение от ветра по сравнению с прямолинейной башней. Шестиугольники на фасаде также были спроектированы с учетом энергосбережения. Фасады имеют панели, которые действуют как «легкие» и пропускают свежий воздух в здание, резко снижая зависимость от кондиционирования воздуха. Огурец высотой 41 этаж очень энергоемкий и социально ориентированный, поэтому на каждом этаже есть открытые пространства для встреч.
Здание HSBC от Foster + Partners
HSBC Гонконг, 1986
Штаб-квартира Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации представляет собой футуристическое офисное здание из стали и стекла со ступенчатым профилем, возвышающееся на 50 этажей над площадью на уровне земли. . Это монументальное здание, ознаменовавшее собой шаг в эволюции небоскребов. Лифты были перемещены за пределы здания, где их можно было легко обслуживать, и это также освободило пространство в центре здания для более открытой планировки. Там, где должны были сидеть лифты, теперь центральное открытое пространство. В верхней части здания есть две цементные пушки, которые направлены на здание Банка Китая, они направлены на балансировку фэн-шуй.
Подобные здания и Центр визуальных искусств Сейнсбери сделали Фостера лидером в области высокотехнологичного дизайна.
Подробнее: Интервью с Норманом Фостером
Рейхстаг Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Рейхстаг, 1999 г.
Полная реконструкция Рейхстага была проведена после воссоединения Германии в 1990 году. Компания Fosters + Partners добавила к задней части здания округлый купол, символизирующий возрождение страны; его изогнутая стеклянная крыша предназначена для того, чтобы показать, как свет может проникать в затемненный экстерьер. Свет и воздух, которые теперь входят в здание, улучшают самочувствие пользователей и открывают здание для города.
Проект должен был учитывать историческое значение здания, быть доступным для всех и быть образцом устойчивого развития. Различные аспекты ткани здания, в том числе следы русского граффити, были оставлены, чтобы сохранить здание как «живой музей». Во многих других отношениях здание было радикально изменено.
Торре-дель-Коллсерола компании Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Торре-дель-Коллсерола, 1991 г.
Башня Торре-де-Коллсерола была построена для обеспечения связи во время Олимпийских игр в Барселоне в 1992 и улучшить возможности вещания в этом районе. Архитекторы столкнулись со сложным участком на склоне горы и предложили гибрид бетона и стальной трубы диаметром 4,5 метра. Фирма проявила внимание как к потребностям здания, так и к последствиям вмешательства в ландшафт.
Лук от Foster + Partners. Фото Найджела Янга
The Bow, 2012
58-этажный Bow в Калгари, Канада, является самым высоким небоскребом города. Как и многие другие проекты Фостера, Bow был спроектирован так, чтобы свести к минимуму воздействие на окружающую среду, а солнечная южная сторона имеет вогнутый фасад с выпуклой поверхностью, защищающей от ветра, обращенной в другую сторону. В здании используется меньше стали, чем в обычных небоскребах того же размера, и оно хорошо изолировано для снижения энергопотребления. Треугольный дизайн охватывает фасад, чтобы визуально разбить массу здания. Лук соединен с городом серией закрытых переходов, которые защищают жителей от холодных зимних ветров.
В здании есть три небесных сада с взрослыми деревьями, конференц-залами и кафе, а также пространство для общения персонала. Здание также выходит на просторную площадь на уровне улицы.
Мост Тысячелетия от Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Мост Миллениум, 2000 г.
Мост Миллениум в Лондоне соединяет Северный берег с Южным берегом между собором Святого Павла и театром «Глобус» и является первым специализированным пешеходным мостом в городе. Дизайн включает в себя искусство, архитектуру и инженерию, чтобы создать «стальную ленту», пересекающую реку с минимальным вмешательством. Пешеходы наслаждаются панорамным видом на город с реки, которую не загораживает сам мост.
Королева Елизавета II открыла мост в июне 2000 года, и его быстро пришлось закрыть, так как количество людей, проходящих по нему, заставило его шататься. Палуба была укреплена, и мост снова открылся; прозвище «шаткий мост» сохранилось.
Британский музей Большого двора от Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Большой двор Британского музея, 2000 г.
Большой двор королевы Елизаветы II в лондонском Британском музее. Раньше в Британском музее не было центрального пространства для посетителей, а его главный двор практически не использовался. Большой двор в настоящее время является самой большой крытой площадью в Европе и представляет собой пространство с магазинами, кафе и выставочным пространством в самом сердце музея.
Hearst Tower компании Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Башня Херста, 2006 г.
Башня Херста — это вмешательство Фостера в историческое сооружение. Первоначальная башня представляла собой шестиэтажное здание, построенное по заказу Уильяма Рэндольфа Херста и спроектированное Джозефом Урбаном в 1928 году. Первоначально предполагалось, что она станет основой гораздо более крупного небоскреба, но эти планы были остановлены во время Великой депрессии. Первоначальный подиум с фасадом из литого камня и декоративными рифлеными колоннами был сохранен, когда Фостер добавил свои ультрасовременные стеклянные небоскребы. Две структуры полностью контрастируют друг с другом, но вместе они передают гармонию старого и нового. Новая башня имеет высоту 46 этажей.
Hearst Tower стало первым зданием в Нью-Йорке, получившим Золотой стандарт LEED за экологичный дизайн. Дождевая вода собирается и используется в системах колледжа, датчики дневного света контролируют освещение здания, и почти все внутренние помещения освещены естественным светом. Диарешетчатая структура здания также позволила сократить потребность в стали на 20 процентов по сравнению с обычным зданием той же высоты.
Блумберг Билдинг от Foster + Partners
Bloomberg Building, 2017
Штаб-квартира Foster + Partners Bloomberg в Европе, по утверждению архитекторов, является самым экологичным офисным зданием в мире. Штаб-квартира Bloomberg расположена в центре Лондона и состоит из двух зданий, соединенных мостом. Он занимает целый квартал и имеет величественный фасад высотой в 10 этажей, украшенный патинированной вручную японской бронзой и большими плитами из песчаника.
Пешеходная дорожка проходит через здание Блумберга по старой римской дороге. Проект здания был направлен на то, чтобы освободить пространство в здании и в городе, чтобы улучшить опыт работы в нем для персонала и прохожих. Главный вход украшен зеркальным произведением искусства Олафура Элиассона, а три новые площади открыты для публики.
Блумберг-билдинг впечатляет своими инновациями и целостным подходом к дизайну. Например, дождевая и серая вода из бассейнов и душевых используется для смыва туалетов. В 2018 году здание Bloomberg Building было удостоено премии RIBA Stirling Prize.
Виадук Мийо от Foster + Partners. Фото Найджела Янга
Виадук Мийо
Виадук Мийо широко известен как одно из величайших достижений инженерной мысли и расположен на юге Франции.