Разное

Фостер норман астана: Архитектурные проекты Нормана Фостера в столице Казахстана Астане

Архитектурные проекты Нормана Фостера в столице Казахстана Астане

Норман Фостер – современный английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек, суперзвезда мировой архитектуры. В 1967 г. основал в Лондоне собственное агентство «Фостер и партнеры», которое сейчас имеет офисы в 20 странах. В 2010 г. отметил 75-летний юбилей. Первым сооружением по эскизам Фостера в СНГ стал Байтерек (монумент) в столице Казахстана Астане, построенный в 2002 г. Затем коллекция архитектурных шедевров Астаны пополнилась еще тремя проектами лорда Фостера. Наша рубрика в этом номере журнала будет полностью посвящена этим оригинальным сооружениям.

 

          Байтерек. Астана стала полигоном идей для знаменитого британского архитектора Нормана Фостера, который создал эскиз Байтерека. Монумент представляет собой высокую металлическую конструкцию весом свыше 1000 т на 500 сваях с огромным шаром на вершине. Высота сооружения составляет 97 м и знаменует собой перенос столицы из Алматы в Астану в 1997 г. Диаметр позолоченного шара — 22 м, а вес — 300 т, шар выполнен из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнца. Нижний уровень «тополя» (байтерек по-казахски) уходит на четыре с половиной метра под землю, где расположены кафе, аквариумы и минигалерея. Оттуда же можно подняться на лифте на самый верхний уровень — шар, внутри которого располагаются бар и панорамный зал. Крупные парковые площади вокруг монумента в сердце города регулярно используются для проведения необычных мероприятий. «Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию.

  

 Дворец мира и согласия — пирамида, созданная архитектором сэром Норманом Фостером в Астане специально для проведения «Конгресса лидеров мировых и традиционных религий», строительство которой завершилось в 2006 г. Сталь, алюминий, множество специальных стеклянных конструкций, уникальные технические идеи, архитектурное новаторство – сооружение на самом деле походит на чудо. Площадь пирамиды 28 тыс. м2, высота 62 м, основание 62х62 м2. Внутри расположены оснащенные современным оборудованием конференц-залы и выставочные павильоны, художественные галереи, презентационные комплексы, там разместились Музей культуры, Университет цивилизаций, Оперный театр на 1500 мест. К вершине пирамиды ведут волнистые лестницы сквозь «Зимний сад», восхищающий разнообразием мировой растительности, его уже сейчас называют «висячие сады Астаны». Ночью вершина сооружения светится изнутри. Пирамида стала символом единения различных религий, этносов и культур, открытости народа и государства всему миру.

 

 

 «Хан-Шатыр» (Хан-шатер) — крупный торгово-развлекательный центр в Астане — был открыт в 2010 г. Здание по проекту Фостера представляет собой гигантский прозрачный шатер высотой 150 м (шпиль), сконструированный из сети стальных вант, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие ETFE, которое создает комфортный микроклимат внутри комплекса. Общая площадь Хан-Шатыра — 127 тыс. м2. В помещении размещены рознично-торговые и развлекательные комплексы (супермаркет, семейный парк, кафе и рестораны, кинотеатры, спортивные залы, аквапарк с искусственным пляжем и бассейны с эффектом волн, служебные и офисные помещения, паркинг на 700 мест и др.). Это шатер Нормана Фостера вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style, став единственным зданием в СНГ, которое журнал включил в свой хит-парад.

 

 

Новый проект Нормана Фостера в Астане на сайте архитекторского бюро называется «Центральный базар», или Abu Dhabi Plaza, — это поражающая воображение матрица зданий, в которых разместятся развлекательный центр, торговые площадки как воплощение традиционного восточного базара, гостиница, а также множество офисов. К Abu Dhabi Plaza будет подведена ветка легкого метро, а внутри будут разбиты вечнозеленые сады и пешеходные маршруты. Располагаться будет это грандиозное сооружение в 88 этажей рядом с «Байтереком», на куске земли, который президент Казахстана подарил президенту ОАЭ, шейху Халифе бен Заиду. Строительство будет вести компания Aldar, строящая объект с таким же названием в самой столице Эмиратов.

 

   

Обзор подготовила Елена Михаленко

О других проектах архитектора можно прочитать Здесь

Норман Фостер взялся за Казахстан

Все публикации по теме

«Башня Федерация» – финалист премии Всемирного фестиваля архитектуры
11.12.18
«Башня Федерация» вошла в шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры (WAF) – одного из самых значимых и престижных событий в области архитектуры. Подробнее…

Сергей Чобан удостоен Европейской премии в области архитектуры European Prize for Architecture 2018
13.09.18
Российско-немецкий архитектор Сергей Чобан удостоен Европейской премии в области архитектуры European Prize for Architecture 2018, учрежденной Европейским центром архитектуры, искусства и дизайна совместно с Чикагским музеем «Атенеум». Подробнее…

Дом для Лего
04.10.17
В датском городе Биллунд, где в 1932 году была основана компания Лего, и с 1968 года работает тематический парк Леголенд, открыт новый центр LEGO. Спроектировало здание бюро Бьярке Ингельса (Bjarke Ingels), одного из самых известных архитекторов нового поколения. Подробнее…

Норман Фостер взялся за Казахстан

Предыдущая новостьСледующая новость

В сентябре в Астане будет открыт Дворец мира и согласия, строящийся по проекту известного британского архитектора сэра Нормана Фостера.

«Открытие будет приурочено ко II Конгрессу лидеров мировых и традиционных религий», — заявил главный архитектор столицы Казахстана Шохай Матайбеков.

Он рассказал, что Дворец высотой 77 метров будет иметь форму пирамиды. Комплекс строится в административном центре Астаны в непосредственной близости от резиденции президента Казахстана.

Главный архитектор сообщил, что заказчиком строительства является Управление делами президента. Генеральным подрядчиком — турецкая фирма «Сембол Иншаат». Общая площадь здания — 25,5 тыс. кв.метров, предварительный объем инвестиций $30 млн.

Говоря о деталях проекта, Матайбеков сообщил, что во Дворце мира и согласия планируется разместить оперный театр на 1500 мест, музей национальной культуры Казахстана, Университет цивилизаций, выставочные и концертные залы, библиотеку, а также исследовательский центр мировых религий и офисы духовных конфессий.

«Под вершиной пирамиды, оформленной витражами в цветах национального флага Казахстана, будет устроен зал для проведения заседаний конгресса религиозных лидеров», — сообщил Шохай Матайбеков, отметив, что «при проектировании за образец был взят зал заседаний Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке».

Поскольку религиозный конгресс в Астане проходит с периодичностью раз в три года, в остальное время, по словам Матайбекова, главный конференц-зал Дворца мира и согласия будет использоваться для проведения различных заседаний, совещаний и съездов.

Шохай Матайбеков добавил, что пирамида — не единственный проект Фостера в казахстанской столице.

«Он представил в акимат свои предложения по новому университету, а также проект строительства «крытого города», — сообщил он. Главный архитектор столицы пояснил, что на проектирование нового здания университета был объявлен конкурс, в котором, помимо Фостера, участвуют английское, американское и казахское проектные бюро. Победитель будет объявлен в ближайшее время.

«Проект «крытого города» — это личная инициатива Фостера. Он предлагает накрыть целый микрорайон стеклянной крышей, которая летом открывается, а зимой позволяет создать внутри квартала комфортный для жителей микроклимат», — пояснил Ш. Матайбеков, отметив, что «Астана — идеальное место для подобных экспериментов, поскольку город строится с «нуля». «Кроме того, для нас это актуально из-за сурового климата», — добавил он.

Также достигнута договоренность с частными инвесторами о строительстве по проекту Нормана Фостера крупного торгово-развлекательного комплекса «Ханский шатер».

«Фостер предложил построить из светопрозрачных материалов сооружение шатровой формы 200 метров высотой и 200 метров в диаметре, под крышей которого разместятся гипермаркет, 4 больших магазина, бутики, 6-зальный кинотеатр, фитнес-клуб, спа-центр, площадка для мини-гольфа, бассейн с пляжем, а также больше десятка ресторанов и кафе», — уточнил Ш. Матайбеков. Инвестором строительства, по его словам, выступает ТОО «Хан Шатыры».

В пул инвесторов входят турецкие компании, в частности Rixos Hotels, владеющая сетью гостиниц. Цикл строительства составит 1,5 года. Общий объем инвестиций — $140 млн.

Источник: Interfax

Предыдущая новостьСледующая новость

‘Норман сказал, что президент хочет пирамиду’: как звездные архитекторы строили Астану | Города

Если бы вы могли видеть сквозь лес селфи-палок, вид с вершины центрального павильона «Астана Экспо» был бы бесподобным. Было достаточно странно стоять на стеклянном пешеходном мосту на вершине самого высокого сферического здания в мире по прозвищу «Звезда Смерти» со стеклянными пузырьковыми лифтами, взлетающими вверх по центральному неоновому атриуму позади вас, и обрывистой пустотой, ныряющей под ваши ноги. . Не хватало только Люка Скайуокера, свисающего с мостика.

Но затем вы взглянули на горизонт и увидели разномастную коллекцию пирамид, золотых конусов и выпуклых зеркальных башен, выстроившихся в линию, как ряд наград в особенно безвкусном шкафу с трофеями, резко останавливающимися, чтобы уступить место холмистым лугам Евразийская степь. Выставочные площадки всегда представляют собой сюрреалистические объекты, такие как навороченные ярмарочные площади националистической гордыни, где павильоны новинок соревнуются за внимание с мультикультурными буфетами, марширующими оркестрами и резвящимися талисманами. Но странность, представленная здесь, была не Экспо. Главной новинкой стал сам город Астана.

Газеты закрыты, критиков заперты, а протестующих пытают, но вы только посмотрите на этот параметрический клякс

На одном конце монументальной оси стоит самый большой шатер в мире, торговый центр Хан Шатыр, спроектированный британским архитектором Норман Фостер в виде надувной пластиковой юрты, которая ночью светится розовым и зеленым. Состоящие из уловок, американских горок и искусственного пляжа (с песком, привезенным с Мальдивских островов), это безвкусный купол для удовольствий, о котором Хубилай-хан мог только мечтать.

На другом конце бульвара возвышается загадочная серебряная пирамида, также работы Фостера, Дворец мира и согласия, задуманный как место встречи мировых религий, увенчанный витражным фонарем с голубями. Он стоит на травянистой возвышенности, как почтенная гробница, на оси с озером в виде летящей птицы.

Пирамида Дворца Мира и Согласия Фостера, за которой находится город Астана. Фотография: JTB Photo/UIG через Getty Images

Между этими тотемами священного и профанного находятся механизмы государства. Есть президентский дворец, созданный по образцу Белого дома, но в восемь раз больше и увенчанный большим голубым куполом; ворота конических золотых зеркально-стеклянных башен для государственного банка и страхового фонда; полированное серое яйцо для национального архива. В центре всего этого возвышается смотровая башня, золотой шар на вершине распростертого белого стального дерева, словно шоколад Ferrero Rocher, укрывшийся в перевернутом волане.

Q&A
Секретные станы: где станы?
Шоу

Хранитель Cities глубоко исследует часто игнорируемые – и чрезвычайно сложно сообщить из – городов пятерки среднеазиатских «станов»: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан спустя четверть века после обретения независимости от бывшего Советского Союза.

От причудливая архитектура «трофейных городов» к радостям и борьба повседневной городской жизни в некоторых очень неравных обществах, наши цель состоит в том, чтобы взаимодействовать с людьми, которые на самом деле живут в Stans городах, публикуя некоторые из наших репортажей на языках, на которых говорят там: не только русский, часто считающийся языком элиты, но туркмен, казах, узбек, киргиз и таджик.

Вы Вы можете прочитать остальную часть серии Secret Stans здесь.

Было ли это полезно?

Эта необузданная архитектурная фантазия – уникальное видение Нурсултана Назарбаева, первого и единственного президента Казахстана, бессменного лидера нации с 1989 года и главного архитектора столицы, посвятившего последние 20 лет возведению памятника себя посреди азиатской степи.

«Как и у людей, у городов есть судьбы», — написал Назарбаев в «Сердце Евразии», своем трактате об архитектуре и градостроительстве, который немного напоминает брошюру архитектора, готовящегося к будущей работе. «У каждого есть имя и собственная биография, характер, который невозможно спутать с характером любого другого места на земле».

Президентский дворец Назарбаева — по образцу Белого дома, но в восемь раз больше. Фотография: Джейн Суини/Getty Images/AWL Images

ринггитов Гуляя по улицам Астаны, вы чувствуете отголоски других мест. В нем есть нефтедолларовый блеск Персидского залива и монументальная осевая планировка Пхеньяна, но каждый зеркально-стеклянный фасад пропитан более явным желанием вернуться к воображаемому прошлому, поискам закономерности в формах древних цивилизаций и казахских народных мотивах. .

«Ни один другой современный лидер не использовал мифотворческую силу архитектуры для создания чувства национальной идентичности так, как Назарбаев», — говорит Фрэнк Альбо, автор новой книги о столице Казахстана «Астана: архитектура, миф и судьба». «То, что вы видите здесь, — это смесь постмодернизма, среднеазиатского искусства, исламского декора, русского барокко, неоклассицизма, ориентализма, и все это слилось во что-то похожее на то, как Лас-Вегас встречается с Диснейлендом на националистических стероидах». Стремясь сбросить оковы советской эпохи, президент взялся практически за все остальное.

Назарбаев провел последние 20 лет, строя себе памятник размером с город в глуши

Архитекторы, как правило, любят сильных мужчин, а с приходом большой интерес к архитектуре, немногим крупным практикам удалось устоять перед дверью Назарбаева. Самый гордый экспортер Японии, Кишо Курокава, был первым, кого наняли, создав космический генеральный план для города, который в основном игнорировался. Итальянский архитектор Манфреди Николетти спроектировал городской концертный зал, представляющий собой беспорядок из бирюзовых стеклянных крыльев, который корчится, как потерпевший крушение зимородок, возле президентского дворца. Calatrava Grace, компания, которой управляет сын Сантьяго Калатравы Микаэль, ведет переговоры с президентом о строительстве сложного навеса по всей длине главного бульвара.

Конкурс на место проведения выставки выиграли Адриан Смит и Гордон Гилл — давние любимцы авторитарных режимов, авторы самой высокой башни Дубая, а второе место заняли Заха Хадид, Моше Сафди, UN Studio, Snøhetta, Mecanoo и другие.

Газеты закрывают, критиков сажают в тюрьмы, а протестующих пытают, но вы только посмотрите на эту параметрическую каплю.

В 2006 году началось строительство развлекательного центра «Хан Шатыры» в Астане по проекту Нормана Фостера. Фотография: Антуан Дьори/Corbis через Getty Images

Новый хан

Назарбаев решил перенести столицу в начале 1990-х, вскоре после вступления в должность. С тех пор его рассуждения стали предметом серьезных спекуляций, особенно среди государственных служащих, вынужденных переехать сюда. Родина города Акмола («белое кладбище») с 1830-х годов, эта открытая равнина, температура которой колеблется от -40°C зимой до +40°C летом, была неожиданным выбором, в тысяче километров к северу от благоухающей бывшей столицы Алматы. .

Некоторые говорят, что это должно было сместить центр тяжести от границы с Китаем, в то время как другие утверждают, что это должно было закрепить казахское присутствие в районе, который был преимущественно этнически русским. В любом случае, это была прежде всего возможность начать с нуля, предоставив чистый лист, на котором новый лидер мог написать свой новый мир, следуя по стопам Дария Великого и Персеполя.

Словно сомневаясь в собственной самооценке, Назарбаев на инаугурации Астаны в 1997 году совершил «аластау» — древний монгольский ритуал очищения огнем, кульминацией которого стала процессия хождения по белому ковру, такого же типа, возвысить великих ханов до их власти.

Ночная Астана, слева освещена самая большая палатка Фостера Хан Шатыр в мире. Фото: Оливер Уэйнрайт

История происхождения города довольно подробно рассказывается в Назарбаев Центре, гигантской каменной чаше, увенчанной выпуклой стеклянной линзой, наклоненной к президентскому дворцу, как всевидящее око, и окруженной строго охраняемой территорией. забор по периметру патрулируется солдатами. Еще один продукт офиса Фостера, в нем находится выставка личных вещей президента, от костюма, который он носил в день инаугурации, до золотой авторучки, с помощью которой он стал соавтором государственного гимна, каждая из которых благоговейно освещена в своем собственном стеклянном футляре.

Подарки от обожающих наций заполняют все больше витрин на каскадных этажах здания – серебряная модель нефтепровода из Китая, украшенный драгоценностями вагон поезда из Туркменистана – наряду с трехмерной голографической презентацией медалей, которые Назарбаев получил от мировых лидеров. Мой юный проводник особо указывал на подписанную фотографию Маргарет Тэтчер, написавшую предисловие к другому произведению президента «Казахстанский путь», и очень хотел показать мне личную коллекцию лидера из 4000 книг, хранящуюся в специальном стеклянный храм. — Он прочитал их все, — прилежно добавил он. — Он очень ученый человек.

Центральным элементом этого жуткого мавзолея является выставка архитектурных моделей, выполненных из серебра, золота и полудрагоценных камней, которые показаны рядом с некоторыми из первоначальных набросков на салфетках, нарисованных самим Назарбаевым. Есть его набросок Башни Байтерек в форме волана, призванный представить волшебное древо жизни, где Самрук, мифическая казахская птица счастья, отложила свое золотое яйцо. Существует также оригинальная модель генерального плана Курокавы, разработанная в соответствии с его принципами «метаболизма и симбиоза». Он предложил органичную модель развития, которая объединила бы существующий город советских времен на правом берегу реки с новым городом на левом, окружив столицу густым поясом деревьев, защищающим ее от ледяных ветров. Их никогда не сажали.

Отклонение предложения Захи Хадид по площадке «Астана Экспо». Фотография: Zaha Hadid Architects

Сегодня, прогуливаясь по зияющим бульварам новой Астаны, становится ясно, что план Курокавы был отвергнут с самого начала. Новый город представляет собой отчуждающее место с шестиполосными дорогами, перемежающимися огромными объектными зданиями, задуманными с полным отсутствием человеческого масштаба, по сравнению с которым бывший советский центр за рекой кажется уютной деревней. Это место помешано на размерах: Назарбаев даже расширил реку Ишим, чтобы она имела величие рек других столиц, таких как Темза, Дунай или Сена. Если вы посмотрите на карту, водоток сужается по обе стороны от Астаны, выпячиваясь только в центре города, как змея, переваривающая свой обед.

Адиль Нурмаков, политолог и соучредитель Urban Forum Almaty, недавно переехавший в Астану по работе жены с маленьким ребенком, до сих пор не оправился от переезда. «Честно говоря, мне так неловко за нашу столицу, — говорит он. «Я не понимаю, как можно построить город с нуля и сделать его таким недружелюбным к людям. Он слишком монументальный и автомобильный, не чувствителен к суровому климату. Здания находятся так далеко друг от друга, что на улицах не может быть жизни. Зимой нужно просто добраться от одной подземной парковки до другой, а летом на этих бесплодных просторах нет тени».

Теплым августовским вечером в центре города мало признаков жизни. Группы подростков бродят по набережной вдоль старого правого берега реки, а через воду несколько семей прогуливаются по центральному бульвару Нуржол, любуясь освещенными зданиями, которые мерцают, как игрушки на батарейках, которые продают. несколько одиноких уличных торговцев. Лицо Назарбаева вырисовывается на видеоэкране высотой в пять этажей, перемежающееся аляповатыми кадрами странных городских зданий, сливающих памятники и их создателя в один конфетно-красочный монтаж.

Сын Сантьяго Калатравы Микаэль, со-генеральный директор девелоперской компании Calatrava Grace, на переговорах с Президентом Назарбаевым. Фотография: ADG

«Все это место представляет собой сочетание Кафки и Оруэлла», — говорит Евгений Жовтис, директор казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, НПО, базирующейся в Алматы. «Строительство этого тщеславного проекта стоило десятки миллиардов долларов, но в нескольких километрах от него есть города и деревни, в которых нет надлежащих дорог, электричества или основных коммунальных услуг. Все деньги, которые тратятся на отопление этих огромных зданий зимой и их охлаждение летом, можно было бы использовать для финансирования достойных услуг и инфраструктуры для остальной части страны».

Общеизвестно, что выставка стоимостью 3 миллиарда долларов стала мощным центром внимания, как болезненный символ расточительности, когда почти половина населения все еще живет на 70 долларов в месяц. Проект с самого начала был погряз в скандале, его обвиняли в отвлечении денег из национального пенсионного фонда и подвергались искам государственных служащих, которых заставляли покупать билеты для увеличения числа посетителей. Три высокопоставленных чиновника Экспо были арестованы за растрату.

Не понимаю, как можно построить город с нуля и сделать его таким недружелюбным к людям
Адиль Нурмаков

«Казахстанцы сейчас очень рассержены», — говорит одна учительница начальных классов, приехавшая на выставку со своим классом детей из города Есиль, что в шести часах езды. «Мы гордимся тем, что выставка проходит здесь, но лидеры нашей страны потратили на нее слишком много денег, пытаясь похвастаться перед миром».

Выбранная тема «Энергия будущего» также вызвала недовольство мероприятием, которое в основном спонсируется нефтяными компаниями в стране, где нефть и газ составляют 70% экспорта. Меня приветствовали в павильоне Shell и предложили генерировать собственную кинетическую энергию, бегая внутри Zorb. Меня пригласили поразмышлять над последствиями глобального потепления во французском павильоне с логотипом Total Oil, возвышающимся над сияющей Землей.

После объявления об ЭКСПО, знаменующего переход страны к «зеленой» энергетике, президент Назарбаев сказал: «Лично я не верю в альтернативные источники энергии, такие как ветер и солнечная энергия», добавив, что «нефть и газ — наша главная лошадь, и мы не должны бояться, что это ископаемое топливо».

Теперь баннеры и талисманы убраны, а участок площадью 174 гектара превращается в новый Международный финансовый центр, предназначенный для привлечения иностранных компаний обещаниями английского законодательства, налоговых льгот и независимого финансового суда. Это обычная модель свободной зоны, которой отдают предпочтение диктатуры по всему миру, создающая тонкий пузырь демократии, который испаряется, как только вы покидаете территорию.

Назарбаев на большом экране в Астане. Фотография: Оливер Уэйнрайт

PR окупается?

Дружественный к Западу мираж – это то, что Назарбаев изо всех сил старался культивировать на протяжении многих лет, укрепляя свою позицию лучшего из плохой группы деспотов, управляющих бывшими советскими государствами Центральной Азии. Следуя по стопам Тэтчер, Джонатан Эйткен написал прекрасную агиографию президента в 2009 году, а Тони Блэр, как известно, получил контракт на 5 миллионов фунтов стерлингов в год, консультируя Назарбаева по таким вопросам, как то, как бороться с резней бастующих рабочих в нефтяном городе Жанаозен в 2011 г. («Эти события, какими бы трагичными они ни были, — писал Блэр в 2012 г., рекомендуя выступить с речью в Кембриджском университете, — не должны заслонять огромный прогресс, которого добился Казахстан»).0003

Часть пиара окупается. В период с 2016 по 2017 год Казахстан переместился с 51-го на 35-е место в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса. Тем не менее, в мировом индексе свободы прессы она занимает 157-е место из 180 стран и 131-е место в индексе восприятия коррупции. Сейчас, в возрасте 77 лет, Назарбаев суровее, чем когда-либо прежде, заставляя замолчать критиков и сокрушая оппозицию, его преклонный возраст усиливает его паранойю и стремление к контролю.

Дизайн Бьярке Ингельса для Национальной библиотеки Астаны. Фотография: БОЛЬШАЯ

По данным Хьюман Райтс Вотч, за 25 лет правления Назайбаева в Казахстане не было выборов, которые независимые наблюдатели могли бы признать свободными и справедливыми. Президент освободился от законов, ограничивающих президентские сроки, и на последних выборах получил 97,7% голосов. Все основные оппозиционные газеты были запрещены в 2013 году, а Интернет сейчас находится под жестким контролем. Мирные протесты против предложенной правительством земельной реформы в 2016 году закончились тем, что двое организаторов были приговорены к пяти годам тюремного заключения. В мае этого года известный правительственный критик и журналист получил ножевые ранения от двух неизвестных во время ночной поездки на поезде в Астану, где он планировал проинформировать европейских дипломатов о находящихся в заключении активистах и ​​журналистах.

«Наша недемократичность чувствуется на улицах Астаны, — говорит Нурмаков. «Когда президент по-прежнему председательствует на телевизионных совещаниях по планированию и имеет последнее слово по каждому проекту, не может быть никаких дискуссий о том, что нужно городу и на что тратятся государственные деньги».

Назарбаев, со своей стороны, не претендует на демократическое планирование. «Что касается дизайна и общего вида нашей столицы, — писал он в «Сердце Евразии», — я считаю, что это должно исходить, в первую очередь, от центральных органов власти».

Дворец мира и согласия Нормана Фостера. Фотография: Оливер Уэйнрайт

«Мы никогда не работали напрямую ни с кем в Казахстане»


В западном лондонском офисе Foster and Partners, за большим круглым столом для совещаний с видом на Темзу, великая пирамида мира Астаны мерцает на большом экран. Рядом на столе стоит модель Apple Campus, ее первоначальная геометрия и огромный масштаб придают ей назарбаевский вид.

Нашим клиентом всегда был турецкий подрядчик
Найджел Дэнси из Foster and Partners

«Летом 2004 года нам позвонил Норман, который в то время был в отпуске на Кап Ферра», — вспоминает старший партнер Найджел Дэнси. «Он сказал, что президент Казахстана хочет пирамиду. Он должен быть завершен за 21 месяц. Дайте волю своему воображению».

Они прилетели в Астану, чтобы представить свой первый проект размером с Великую пирамиду в Гизе, 227 метров в диаметре, что оказалось слишком большим даже для амбиций Назарбаева. Его спешно переделали в вестибюле отеля, уменьшили почти в четверть размера и дали благословение президента. После рассказов о том, как они целый день ездили по Астане в поисках единственной типографии в городе, я спрашиваю, как офис может оправдывать работу на такой режим?

«Мы никогда не работали напрямую ни с кем в Казахстане», — холодно говорит Дэнси. «Нашим клиентом всегда был турецкий подрядчик Sembol, который очень хорошо платит своим работникам».

Внутри выставочного центра «Астана», спроектированного Адрианом Смитом и Гордоном Гиллом из Чикаго. Фото: Oliver Wainwright/The Guardian

Дэвид Нельсон, руководитель отдела дизайна компании, уточняет: «Когда нам впервые позвонили, Казахстан был на полпути в списке Amnesty International, — говорит он. «Это было где-то посреди множества других стран, в которых мы и многие другие люди тоже работаем. Мы, конечно же, не заинтересованы в поощрении чего-либо, что вредит людям или ставит их в трудные условия».

Я предполагаю, что «мы работаем и на других плохих людей, а некоторые из них еще хуже» не является большой защитой, что это памятники Назарбаеву, а не объекты общественного блага, и что «Фостер и партнеры» замешаны в укрепление режима.

Гид на ступенях, ведущих в зал для церемоний на вершине Дворца мира и согласия Фостера. Фотография: Оливер Уэйнрайт

«Когда на бумаге вы проектируете дворец для поощрения мира между мировыми религиями, — говорит Дэнси, — это звучит довольно благородно. Это очень хорошая вещь. И Хан Шатыр — если вы можете спроектировать устойчивое здание, куда миллионы людей могут приходить и хорошо проводить время в суровом климате, это тоже неплохо». Он менее склонен говорить о достоинствах Назарбаев Центра.

Взглянув на его беспокойную эволюцию, можно понять, почему. В 2009 году модная датская фирма BIG во главе с Бьярке Ингельсом опередила Фостера и Заху Хадид в разработке новой национальной библиотеки для Астаны, задуманной как бросающая вызов гравитации лента Мёбиуса, «бесконечная петля» знаний. Но, похоже, мировоззрение Ингельса не совсем соответствовало тому, как обстоят дела в Казахстане. Как он рассказал в интервью журналу New Yorker, его клиент требовал спешки, откладывал подписание реалистичного контракта и не проявлял никакого интереса к внутреннему устройству библиотеки. Он также сказал, что в Казахстане его просили давать взятки. BIG дошел до строительства фундамента и четырех ядер лифта, прежде чем выйти из проекта и быть замененным Фостером.

Схему переработали наспех, поместив конструктивное кольцо над четырьмя жилами и накрыв его большим стеклянным куполом. Точно отражая точку зрения президента на доступ общественности к информации, запланированная национальная библиотека была перерождена в Назарбаев-центр, а книжные полки заменены стеклянными витринами президентских реликвий. Ингельс, со своей стороны, советует всем работающим в Казахстане архитекторам назначать руководителя проекта весом в триста фунтов «и с огромными руками».

«Как подросток, пытающийся выпендриться»

В то время как жители урбанистического космополитичного Алматы с пренебрежением относятся к своему дерзкому северному коллеге, для многих столичных молодых людей, переехавших сюда из более отдаленных регионов, жизнь в Астане доставляет удовольствие вкус будущего.

«Когда я впервые приехала сюда, меня это оттолкнуло», — говорит Айгерим Кагарманова, студентка местного Назарбаев Университета, выросшая в Усть-Каменогорске на востоке Казахстана и сейчас живущая рядом с новым торговым центром Mega Silk Way, построенным как часть развития Экспо. «Но теперь я чувствую, что это дает надежду, показывая, какой может быть остальная часть страны в будущем. Людям нравятся странные здания, потому что они придают городу индивидуальность. Без них не было бы ничего, кроме ветра зимой и комаров летом». Для нее проблемы с прорезыванием зубов Астаны — просто симптом ее новизны. «Это похоже на подростка или человека в возрасте 20 лет, который изо всех сил пытается быть больше, чем он есть, чтобы показать себя миру».

Строительство Абу-Даби Плаза. Поднявшись на высоту более 380 метров, это будет самое высокое здание в Центральной Азии, когда оно будет завершено. Фото: Alamy

Есть признаки надежды в виде относительно прогрессивного нового мэра Асета Исекешева, бывшего министра торговли и промышленности с репутацией новатора. В качестве одного из своих первых действий он создал новый Центр урбанизма, чтобы вдохнуть новую жизнь в Астангенплан, градостроительное управление, в котором до сих пор чувствуется запах советской эпохи. Центр возглавляет молодой архитектор Асхат Садуов, хорошо разбирающийся в прогрессивных планировочных идеях и надеющийся на улучшение ситуации.

«Столица всегда планировалась сверху вниз и, как видите, это не совсем работает», — говорит он, стоя над большой моделью города, где большое количество еще не построенных объектов. построенные сферы, башни и обелиски простираются наружу вдоль постоянно растущих осей. «Мы хотим сделать его более удобным для пешеходов, сосредоточив внимание на общественных местах человеческого масштаба и городе без пригородов. Мэр считает, что эпоха «звездных архитекторов» и высотных зданий закончилась; ему нужны творческие молодые архитекторы, а не дорогие звезды».

Садуов искренен, но трудно поверить, что его маленькая команда окажет большое влияние на градостроительную машину, которой по-прежнему управляют сверху. Звездные архитекторы и их высокие здания продолжают развиваться. Abu Dhabi Plaza стоимостью в миллиард долларов в настоящее время возвышается из-под земли в центре города и вскоре достигнет своей полной высоты в 382 метра. Этот эмиратский обелиск станет самым высоким зданием в Центральной Азии, затмевая башню Байтерек, как бы показывая, какое нефтегосударство на самом деле у руля. Глянцевая модель волнистого белого навеса U-образной формы стоит в кабинете планирования, вздымаясь вверх в виде острого шпиля, как сиденье унитаза, готовое преподнести вам неприятный сюрприз. Это «мемориальный комплекс» для острова на реке, снова спроектированный Foster and Partners, ожидающий зеленого света сверху.

«Астана — город в процессе становления, — говорит Нурмаков, — но он не строится сам по себе. Может быть, это проблема. Ему не дают развиваться, потому что всем руководит один-единственный архитектор Астаны».

Мы будем рады услышать ваши мысли и опыт. Вы живете в одном из городов Стэна или проводили там время? Подписывайтесь на нас в Facebook и делитесь историями и фотографиями с помощью #SecretStans в Twitter и Instagram

Норман Фостер Фотографии Казахстана и фотографии премиум-класса в высоком разрешении

  • Creative
  • Редакция
  • Видео

Лучший матч

Новейшие

Самый популярный

Любое дат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *