Разное

Гаэтано пеше: 8 ноября родился итальянский дизайнер Гаэтано Пеше

8 ноября родился итальянский дизайнер Гаэтано Пеше

ДизайнерыИстория дизайна

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) сегодня исполняется 83 года, но он не собирается уходить на покой. Прославившись еще в 1970-х, он продолжает будоражить общественность. Достаточно вспомнить его эпатажную инсталляцию на миланской Недели дизайна-2019 в честь 50-летнего юбилея легендарного кресла UP5. На центральной площади Милана, аккурат напротив Дуомо, была установлена гигантская копия кресла, испещренная воткнутыми в нее иголками. Фотографии восьмиметрового, ощерившегося монстра взорвали соцсети. Пеше засыпали вопросами, а он лишь усмехался, говоря, что решил тряхнуть стариной.

Инсталляция Гаэтано Пеше на площади Duomo в Милане в Миланского мебельного салона 2019.

Фото
Маттео Пьяцца

Творческий путь дизайнера был гладким. Выпускник венецианского Архитектурного Университета и, кстати, ученик Карло Скарпы (Carlo Scarpa), он сразу нашел заказчиков, в числе которых, например, оказался Чезаре Кассина (Cesare Cassina), владелец фабрики Cassina, с которой Пеше сотрудничал впоследствии многие годы. Гаэтано вступил в группу «Радикальный дизайн» (или, как они себя еще называли Gruppo N), проигнорировав ее главного конкурента — дизайн-объединение «Мемфис». «„Мемфис“ — это перепевка ар-деко» — пренебрежительно говорил он.

Основатели архитектурного объединения Gruppo Enne Альберто Биази, Эннио Киджо, Тони Коста, Эдоардо Ланди и Манфредо Массирони.

Практически сразу он прославился. Вещи 1960-70-х для C&B Italia (предшественницы B&B Italia) и Cassina мгновенно перенесли его на дизайнерский Олимп. Впоследствии каждое десятилетие Пеше выдавал по иконической модели и стабильно пополнял музейные собрания. За право устроить его персональные выставки соревновались Помпиду и MAXXI (римский Музей современного искусства). В 2016-м главным событием Недели дизайна стала выставка Altra Belezza в Palazzo Morando, посвященная нестандартному понимаю красоты, проходящему красной нитью через все творчество Пеше.

Шон Коннери отдыхает в кресле Up Гаэтано Пеше в перерыве между съемками бондианы «Бриллианты навсегда» (1971) в знаменитом особняке Elrod House Палм-Спрингс.

Фото
Getty Images

«Нет уродливых вещей, — считает мэтр. — Как нет и совершенства. Любой, даже признанный мастер, даже гений, может допустить ошибку. Нужно полюбить ошибки». В 2002 году он выпустил коллекцию стульев Nobody’s perfect («Никто несовершенен»), чтобы проиллюстрировать свою идею. Неказистые на вид стулья похожей формы были сделаны из синтетических смол и получались разной окраски, с неаккуратными подтеками и разводами разноцветной краски.

Кресла Nobody’s perfect, синтетические смолы.

Кресла Nobody’s perfect, синтетические смолы.

Пластик — любимый материал дизайнера. Наряду с резиной, эпоксидной смолой и пенополиуретаном. Дизайнер утверждает, что будущее — за гибкостью, податливостью. В отношении материала, а если брать шире, сознания, восприятия. В 1990-х, чтобы наглядно это продемонстрировать, он создал серию эластичных ваз и украшений под маркой Fish Design, сделанных из цветных синтетических смол. «Если такую вазу сбросить с небоскреба, — смеялся Пеше. — Она не сломается, а просто спружинит. Мир новых возможностей! В будущем у предметов будет другая клеточная структура, что позволит им трансформироваться, быстро меняться».

Ваза, Fish Design.

Более того Пеше, не только дизайнер, но и архитектор, считает, что нужно строить из… резины и смол. Многие проекты остались на бумаге, а что-то и вовсе обрушилось. Как, например, стена из резиновых блоков на вилле Пеше в Бразилии. (Справедливости ради, стоит сказать, что дом уже многие годы строят местные). Но архитектор нисколько не унывает, говоря, что еще не пришло время, и продолжая внедрять свои принципы студентам (Пеше преподает в нескольких архитектурных вузах).

А в Авиньоне и вовсе открыли ресторан Pavillon Gourmand авторства семидесятилетнего мэтра, сделанный в виде силиконовых (!) хижин, наподобие эскимосских. Архитектор говорит, что любит тактильность эластичных материалов, ведь они мягкие на ощупь. Их приятно касаться, и ты чувствуешь отдачу. «Нам нужно контактировать, — утверждает Пеше. — Мы живем искусственной жизнью, нужно быть эмоциональнее, нужна ответная реакция».

Casa do Artista /Bahia House. Вилла Гаэтано Пеше в Бразилии. Построена в 1998.

Пеше одним из первых начал говорить о поведенческом дизайне, подкрепляя слово делом. Его произведения Пеше — от первых до последних — провоцируют. Яркие, задорные, необычные, они вызывают живой эмоциональный отклик. Пеше нападает на комфорт и функционализм, настаивая на том, что дизайн должен прежде всего делать людей счастливыми. Чтобы, глядя на кресло, человек улыбался. Смелая, будоражащая мебель Пеше призвана дарить радость. В 2000-х он много работал для марки Meritalia, создавая диваны в виде горной гряды (диван Montanara) и облаков (Nubola) , почти всамделишных клумб (модель La Fiorita) и шутовских колпаков (диван Il Guillare).

Диван Il Guillare, Meritalia.

Пеше считает, что дизайн должен стать панацеей от плохого настроения. Скажем, если вам худо, можно вспомнить о любимом кресле Feltri (легендарная модель 1987 года, до сих пор выпускается маркой Cassina), сделанном из гибкого войлока (фабрика получила патент на эту технологию): высокую спинку можно использовать вместо одеяла, уютно завернувшись в нее.

Кресла Feltri, Cassina.

Да, дизайнер-Пеше любит провокации. Вспомнить хотя бы его «Московскую комнату», интерьер номера в воображаемом отеле в центре столицы, созданный для проекта в рамках миланской Недели дизайна 2002 года. Пеше говорил, что Москва, где он впервые побывал в конце 1950-х, чтобы «посмотреть коммунизм», произвела на него неизгладимое впечатление. В дизайне интерьера те, давние, режимные memories наложились на излет бурных 1990-х. Как следствие, получилась помесь мемориала с борделем. Стоит ли удивляться, что проект наделал шуму. Пеше-архитектор так же непредсказуем. Так, самое известная постройка в его портфолио — офисное здание в Осаке с фасадом из сотен кашпо. Такая гипертрофированная живая стена. Казалось бы, что в этом необычного, если не учитывать, что проект датируется началом 1990-х.

Офисное здание Organic Building в Осаке, 1993.

Фото
wikipedia. org

Офисное здание Organic Building в Осаке, фрагмент фасада.

Фото
wikipedia.org

Второй конек Пеше — манифесты на злобу дня. Так в 2012-м он создал для нью-йоркской галереи David Gill серию столов Waterscape, изображающих различные акватории буквально с высоты птичьего полета. Дизайнер основывался на снимках, сделанных с 10000 метров над землей. Модели выпущены лимитированным тиражом и сделаны из пенополиуретана, винила и эпоксидной смолы. Такие проекты составили Пеше славу апологета арт-дизайна. Серией Waterscape он хотел привлечь внимание к загрязнению морей и океанов.

Стол из коллекции Waterscape.

Кресло UP5, вновь привлекшее внимание к патриарху, также из разряда манифестов. В 1969-м году оно произвело настоящий фурор. Начать с технологии: дизайнер использовал полиуретановую пену, сжатую в вакууме. Так что к заказчику модель приходила в виде компактного брикета. Когда же упаковка открывалась, кресло буквально вырастало на глазах. Затем — подтекст. Округлая форма живо напоминала женское тело. Не зря модель как только не называли: и Donna, и Mamma. Дизайнер апеллировал к образу богини плодородия. Кресло рекламировали в окружении прекрасных «жриц» под гигантской мужской пятой, которая того и гляди их раздавит (кстати, декоративная пята — тоже модель Пеше и до сих пор в арсенале B&B Italia).

Рекламная кампания кресла Up 1970-х гг.

UP5 сразу называли манифестом широко шагавшего по миру феминизма, увидев в нем образ пленницы. Ведь кресло снабжалось пуфом–мячиком, прикрепленным к нему на тросе и персонифицировавшим собой оковы. Пеше, однако, задумывался не столько о сексизме и доминировании мужчины, сколько о том, что каждая женщина находится в плену у самое себя: своих страхов и предрассудков, непомерных и часто противоречивых желаний. Инсталляцией-2019 у Дуомо, где «Донну» (для полноты эффекта модель выкрасили в телесный цвет) искололи булавками, он снова поднял животрепещущий вопрос: в плену у кого и чего живет современная женщина?

Пробковая версия кресла и пуфы Up, представленная на Supersalone в Милане в сентябре 2021 года, поднимает актуальные для XXI века проблемы устойчивого развития, разумного потребления и вторичной переработки материалов.

В России реализован один проект Пеше-архитектора. Три года назад под Санкт-Петербургом а поселке Медное открылся клубный дом Waves (тренажерный зал, бассейн, сауна, игровая зона), обслуживающий местный коттеджный поселок. Проект разработал Гаэтано Пеше. Контур здания напоминает волну (отсюда название объекта), а вход сделан в виде гигантской стеклянной капли — ироничное восприятие итальянцем северной погоды.

Клубный дом Waves в поселке Медовое.

Надо сказать, что изначально постройка предполагалась более бесшабашной. Здание должны были венчать гигантские купола в виде языков пламени из цветного стекла. Но под кризис инвестор был вынужден пересмотреть финансовую составляющую, чтобы таки поднять проект. Свою идею Пеше объяснял так: «Знакомые рассказали мне, что слепящее золото куполов русских церквей родилось из идеи пламени. Я решил обратиться, что называется, к первооснове!»

Гаэтано Пеше со сланцами, разработанными им для Melissa.

Куприна Надя


Теги

  • Группа Memphis

Нонконформист Гаэтано Пеше • Интерьер+Дизайн

Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce, р. 8 ноября 1939 г.) — живой классик итальянского дизайна. Cегодня ему есть, что вспомнить. Более того, он полон идей. То фраппирует публику художественными выставками, то становится героем аукционных торгов.

Пеше не только архитектор, дизайнер, но и художник. Начинал в 1960-х. Выпускник Венецианского университета архитектуры. В разные годы выпускал коллекции для B&B Italia, De Padova, Vitra, Cassina, Meritalia. Хиты Пеше — кресло Up5 (1969), напольная лампа Moloch (1970), диван NewYork Sunset (1965), Crosby Chair (1999).

Гаэтано Пеше. Проект для Allouche Gallery. Нью-Йорк.

Он часто скучает, раздражается и критикует. Например, ему категорически не нравится, что в западном обществе принято использовать мужскую половину мозга, ту, что позволяет нам мыслить взвешенно, рационально и холодно.

Ваза Fuoco, полиуретан, 2007.

«Мы живем не во времена ответов, но во времена вопросов. Пока творцы метались в поисках прекрасного, люди мучились от войн и эпидемий. С красотой покончено, и надо это признать». Эту горячую речь Гаэтано Пеше произносил на открытии собственной выставки в Центре Помпиду в 1996 году. Однако мир узнал о творчестве Гаэтано раньше. В 1972 году дальновидные кураторы Музея современного искусства в Нью-Йорке включили его работы в выставку Italy: the new domestic landscape. Полосатое надувное кресло Up5 и огромная металлическая лампа вошли во все хрестоматии дизайна.

Объекты Г. Пеше во дворе музея MAXXI  в Риме. Часть его персональной выставки 2014 года «Гаэтано Пеше. Время разнообразия».

Кресло Up5, B&B Italia. Переиздание в дереве.

Светильники Portrait, 2016

Стол Austria, Mourmans Gallery. 1996. Полиуретан, металл.

Casa do Artista, проект собственного дома Г. Пеше в Бахии, Бразилия.

 Кресло Up7, B&B Italia.

Ботинки, колл. Fontessa, Melissa. Коллекция названа в честь младшей дочери Гаэтано Пеше.

Парные браслеты, колл. Pezzi per il corpo. 2013.

Диван La Fiorita, 2015. Meritalia.

 Ваза Tutti Frutti, колл. Fish Design.

Cтол Puddle, полиуретан, ПВХ, эпоксидная смола, резина, 2012, David Gill Gallery. Тираж — 7 экз. + 2 прототипа + 2 авторские копии.

Чтобы окончательно не впасть в мизантропию, Пеше надо перемещаться по миру. Пожил в Венеции, Падуе, Марселе, Хельсинки, Париже, Лондоне. Было время, когда три недели в месяц он проводил в Нью-Йорке. Признается, что там он осознал: хоть бизнес и часть современной культуры, он лично не может думать о деньгах 24 часа в сутки. В Москве Пеше только гостил, но посвятил ей целую инсталляцию. В 2002 году на миланской выставке был такой проект — 10 маэстро делали 10 гостиничных номеров, каждый о каком-то городе. Пеше досталась Москва. Итальянец сдерживать себя не стал, а выложил все, что думал: были там и подушки — луковичные купола, и пол с орнаментом из серпа и молота, и покрывало с картой Москвы, на которое проступали лики Сталина и Путина.

Жилой комплекс Organic Building в Осаке, проект 1989. Построен в 1993.

Ключевое событие в жизни Гаэтано Пеше состоялось в 1965-м, когда он встретился с Чезаре Кассиной, директором одноименной фабрики. Чезаре стал основным заказчиком Пеше.  

Модульный диван Notturno, Cassina. 2010. 200 экз.

Одно из их совместных усилий было посвящено 150-летию объединения Италии. 30 июня 2010 года в Турине на торгах аукционного дома Phillips de Pury продались пять столов из юбилейной коллекции Sessantuna. Пеше придумал 61 стол неправильной формы. Если их составить вместе, то получится карта Италии. Все они трехцветные — бело-красно-зеленые, как итальянский флаг. И все это — перепевы стола Sansone, который Пеше нарисовал для Cassina в 1980-м. В том же году он сделал проект офиса Chicago Tribune в Нью-Йорке — на фасаде из мутного стекла угадываются фрагменты человеческого тела.

Диван Montanara, полиуретан, обивка — хлопок, принт, Meritalia, 2009.

Выставку Гаэтано Пеше «Другая красота» в 2016 году  курировал его друг, итальянский политик, искусствовед и коллекционер Витторио Сгарби. Видно, что оба получали удовольствия от подготовки публичного зрелища. Старик остался верен себе — залы старинного дома были залиты красным, синим, зеленым и желтым полиуретаном; чуть-чуть секса и агрессии, громкий натужный хохот, цитаты итальянской классики. ..

Светильник Friend, Edizioni del Pesce, Meritalia, 2014

Браслет Double Coil, Fish Design. 2004.

Ваза Medusa XXL, Fisch Design. 2004.

Его объекты — и красавцы, и уроды, однако рука мастера узнается всегда. А это главное, ведь больше всего Пеше не любит конформизма. Просто на дух не переносит.  

Gaetano Pesce — 198 работ, биографии и шоу на Artsy

895 подписчиков

Bio

«Мне нравится красота, полная ошибок, потому что мы люди. Совершенство — для машин, оно устарело, ушло», — сказал итальянский дизайнер Гаэтано Пеше. На протяжении всей своей карьеры Пеше активно экспериментировал с цветом и промышленными материалами, такими как …

Посмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

Обзор

Работы на продажу (79)

Результаты аукциона

Избранные работы

  • Название художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название искусства

    Партнер

  • Название художника

    Название выставки и еще 10

    Групповая выставка в крупном учреждении

    Museum of Sample Art (Example) и еще 33

    Собраны крупным учреждением

    Пример, и еще 5

    достижения

    Активный вторичный рынок

    Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price

    Высокий аукционный рекорд

    US 85,0 млн. , Phillip

    Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

    Отправить сейчас

    Iconic Collections

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • 10003

      Из 500 долл. США

    • Works On Paper

      из 500 долл. США

    • Works On Paper

      из 500 долл. США

    Работа для продажи

      артист.

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название искусства

      Партнер

    • Название художника

      Имя художника

      Название работы

      Партнер

    Статьи

    • Какой-то художник

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Местоположение

    • Некоторые художники

      Расположение

    • . Исполнитель

      Местоположение

    • Некоторый исполнитель

      Местоположение

    Похожие исполнители

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    Gaetano Pesce — 523 Продажа на 1stdibs

    Итальянский, b. 1939

    Гаэтано Пеше принадлежит к поколению итальянских архитекторов, которые в начале 1960-х годов восстали против промышленного совершенства модернизма, создав новую мебель и предметы, одновременно выразительные и эксцентричные по форме; или вы могли бы сказать, что они были больше похожи на искусство, чем на функционалистский дизайн.

    Родился в живописном прибрежном итальянском городе Ла Специя в 19В 39 лет Пеше был не по годам развитым талантом, который мог бы сделать карьеру художника, но вместо этого решил поехать в Венецию, чтобы изучать архитектуру, потому что, как он сказал, это было «самое сложное из всех искусств».

    Однако вместо того, чтобы открыть для себя новые миры в школе дизайна, рационалистическая учебная программа показалась ему угнетающей из-за ее настойчивости на стандартизации и предписанных материалах и технологиях.

    Песке хотел исследовать новейшие материалы и технологии для создания объектов и зданий, о которых раньше нельзя было и мечтать, с тем, что он называл «личностями», которые говорили о проблемах дня. Он стремился изучить способы диверсификации массового производства, чтобы каждое произведенное изделие могло быть уникальным.

    В 1964 году Пеше познакомился с Чезаре Кассина из дальновидной мебельной компании C&B Italia в Милане (теперь известной как B&B Italia), для которой он создал множество важных проектов, начиная с коллекции того, что он называл «трансформирующейся мебелью». — два кресла и двухместный диван — полностью изготовлены из пенополиуретана высокой плотности. Чтобы упростить доставку и снизить затраты, он предложил, чтобы после того, как они были покрыты эластичным трикотажем, они помещались в вакуум, а затем термосваривались между виниловыми листами.

    Как только пена была удалена из упаковки, изделие вернулось к своей первоначальной форме — отсюда и название Up для серии, дебютировавшей в 1919 году.69.

    В дополнение к этим предметам Пеше предложил для коллекции то, что он назвал «антикреслом», которое приняло форму лежащей богини плодородия, культовой Донны. Изготовление его сложной формы оказалось технической задачей. Компания Bayer, производитель пенопласта, сочла это невозможным. Пеше упорствовал и придумал новую процедуру, демонстрирующую не только ключевую роль дизайнера в исследовании природы и потенциала новых материалов, но и его жизненно важную роль в «правилах сомнения». Так родились стул Up и сопровождающий его пуф, и они были революционными во многих отношениях.

    В начале 1970-х Пеше начал исследовать одну из своих ключевых концепций — идею промышленных оригиналов. Используя форму без отверстий для воздуха и добавив в полиуретан кроваво-красный краситель, он отлил книжный шкаф, который напоминал разрушенную стену, неровные края полок и столбов образовались из-за трещин в материале, образовавшихся из-за захваченного воздуха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *