Разное

Гравюра в цвете: Старинные цветные гравюры

Содержание

Современная гравюра: основные виды техник

Термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки дере­вянных, металлических или каменных поверхностей для печатания от­тисков. В соответствии с тем, какая часть доски покрывается краской при печати, то есть оказывается печатающей, различают три вида гра­вюры: выпуклая гравюра (гравюра на дереве, или ксилография, гравю­ра на линолеуме и рельефная гравюра на металле), углубленная гравю­ра (все другие разновидности гравюры на металле) и плоская гравюра (литография и ее разновидности).

Выпуклая гравюра

Ксилография. Самая древняя тех­ника гравюры появилась на Востоке, наибо­лее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе появляется на рубеже XIV — XV ве­ков, первая датированная ксило­графия относится к 1418 году. До конца XVIII века существовала лишь обрезная, или продольная, ксило­графия. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, ябло­ни), непременно продольного рас­пила, вдоль волокон дерева, за­грунтовывается, поверх грунта пе­ром наносится рисунок, затем ли­нии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается осо­бым долотом на глубину г — 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампона­ми, впоследствии — валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномер­но придавливается — прессом или вручную, таким способом изобра­жение с доски переходит на бума­гу. При обрезной гравюре компо­зиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

В последней четверти XVIII века ан­гличанином Т. Бьюиком был вве­ден в употребление способ торцо­вой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно по­верхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут спе­циальным резцом — штихелем, след которого в оттиске дает бе­лую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насы­щенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 — 2000 хороших отти­сков.

Рельефная гравюра на металле. Употреблялась лишь до начала XV пека. Пластина из меди, лату­ни, олова или свинца обрабатыва­ется специальными резцами так, что в результате гравирования она становится аналогичной доске об­резной ксилографии; печатается как последняя.

Гравюра на линолеуме. Возникла на рубеже XIX — XX веков. Линоле­ум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогну­тых стамесок, так же как и в об­резной ксилографии. Краска нака­тывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хоро­ших оттисков.

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механиче­скими или химическими способа­ми углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влаж­ной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углуб­ленной гравюры на металле:

Резцовая гравюра. Появилась в первой четверти XV века. Первая датированная гравюра резцом от­носится к 1446 году. Рисунок вре­зается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

 

Офорт. Возник в начале XVI века. Первая датированная гравюра от­носится к 1513 году. Доска покры­вается кислотоупорным лаком, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность метал­ла. После погружения доски в кис­лоту, в металле протравливается рисунок. Офорт дает около 500 от тисков.
 

Гравюра сухой иглой. Медная дос­ка процарапывается непосред­ственно офортной иглой, без по­крытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусеницах («барбах»). Гравюра сухой иглой дает до 100 оттисков.


Пунктирная манера. Как само­стоятельная техника появилась в Англии во второй половине XVIII века. Рисунок, состоящий из ком­бинации сгущенных или разрежен­ных точек, наносится на покры­тую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается.

Иногда лак и травление не используются: рису­нок выбивается специальными пунсонами.
Особым видом пунктирной мане­ры является карандашная манера, изобретенная в середине XVIII века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след ме­лового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Мягкий лак. Техника возникла в XVIII веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и нано­сят рисунок, затем бумага снима­ется вместе с приставшими кусоч­ками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Акватинта. Изобретена во Фран­ции в середине XVIII века для воспро­изведения в гравюре тонового ри­сунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно по­крывается смолистым порошком, отдельные зерна которого приста­ют к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных то­чечных углублений.

Те места, ко­торые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 10оо оттисков.

Лавис. Металлической кистью сильной кислотой рисуют непо­средственно по доске, которая из-за зернистости металла протрав­ливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает не­сколько десятков оттисков.

Меццо-тинто, или черная манера. В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Спе­циальным инструментом — «ка­чалкой» на доску наносятся мно­гочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получа­ется густой, бархатистый тон. Ри­сунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем чем сильнее выглаживает­ся доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти мест а оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 от­тисков.

Плоская гравюра

Техника литографии изобретена в 1796 голу в Германии А. Зенефель­дером. В литографии используется способность некоторых пород из­вестняка не принимать на себя краску после протравливания сла­бой кислотой. Процесс работы нал литографией заключается в следующем: пластина из известня­ка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн», или «корешок»). На под­готовленном таким образом кам­не рисуют специальным каранда­шом или пером и кистью, упо­требляя литографскую тушь. Ка­мень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гум­миарабика. В результате протрав­ливания покрытые рисунком ме­ст легко принимают печатающую краску; чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска по­крывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используют специально подготовленные пластины из цин­ка или алюминия. Часто рисуют литографским карандашом или тушью не на камне, а на особой, так называемой автографской, или переводной, бумаге, после чего рисунок передавливается на камень. Весь последующий про­цесс такой же, как и в классиче­ской литографии. Литография даст несколько тысяч оттисков.

Цветная гравюра

Цветная гравюра получается дву­мя различными способами. В пер­вом случае на одну доску накла­дывается тампонами краска раз­ного цвета, после чего доска печатается. При таком способе цвет в гравюре оказывается приблизи­тельным и каждый оттиск отли­чается от другого.

Другой способ — для каждого цвета или тона используют от­дельную доску, которая обрабаты­вается лишь в соответствующих местах. Эти доски, покрытые каждая своей краской, последова­тельно печатаются на одном листе бумаги.

Одна из разновидностей цветной гравюры — кьяроскуро — техни­ка ксилографии, развивавшаяся главным образом в XVI веке. Каж­дая доска отличается от другой не только цветом, но и оттенком тона, причем чаще всего на каж­дой доске вырезается лишь часть композиции: целиком последняя появляется на оттиске лишь в ре­зультате печатания со всех досок.

Состояние. Фиксированная в от­тиске стадия работы гравера над доской называется «состоянием».У некоторых художников, особен­но офортистов, известно до двад­цати состояний одной гравюры.

Статья взята из книги «Очерки по истории и технике гравюры», Москва, «Изобразительное искусство» 1987 г.

 

Регистрация на лекцию и мастер-класс

Ваше имя
Ваш e-mail


Оставьте Ваш емейл или телефон

Ваш телефон
Хотели бы Вы получать рассылку-расписание наших лекций?
Сообщение*

Какой мастер класс Вы бы хотели посетить? Обязательно сообщите дату предполагаемого посещения.

Отправить

* Пожалуйста укажите в сообщении Название лекции, которую вы хотите посетить.

* Если вы планируете прийти на лекцию с кем-то, то пожалуйста укажите имя человека, с которым вы хотели бы посетить данную лекцию.

* Пожалуйста зарегистрируйтесь на наш предложенный мастер-класс или напишите пожелания — какая тема лекции была бы Вам интересна.

Мы стараемся готовить лекции интересные для Вас! 

 

Если есть вопросы, не стесняйтесь их задать! Мы будем рады на них ответить!

Цветной офорт

Цветной офорт

Цветной офорт

Как самостоятельный вид углубленной гравюры, сочетающей в себе все многообразие манер глубокой печати, в искусстве графики существует цветной офорт, технически сложный и своеобразный по своей художественной выразительности.

Цвет в гравюре делает очевидным ее принадлежность к цветному эстампу, и если оттиск не сопровождается пояснительными надписями, возникает необходимость распознать, в какой манере (или в сочетании каких манер) выполнена гравюра и какое количество гравировальных досок использовалось при печати.

Характерные признаки различных манер углубленной гравюры приведены выше, и нет необходимости их повторять. Обратим внимание на детали, которые указывают, какое число досок было использовано в создании цветной гравюры. Как правило, она или печатается с одной гравированной доски, различными способами передающей краски на оттиск, или печатается с нескольких печатных форм, подогнанных друг к другу с большой точностью.

Оттиск с одной доски является простейшим способом решения цветовых задач; такой оттиск характеризуется внешним изменением теплохолодности цвета по всей поверхности гравюры. Добавление в черную краску небольшого количества синей или красной краски изменяет рисующий цвет в сторону соответственно холодного или теплого состояния. На одной доске эти переходы очень мягкие, почти незаметные. На стыке двух цветов, в результате их механического смешивания, появляется дополнительный, соединяющий цвет, который очень органично присутствует в гравюре. Возможны варианты печати одним цветом, если это совпадает с художественными задачами, поставленными автором. В этом случае одна доска гравируется в нескольких манерах, в которых краска одного цвета создает различные (в зависимости от глубины травления штрихов) цветовые нюансы, обогащая гравюру широким диапазоном цветовых колебаний.

Например, черная краска теплого тона в глубоком травлении дает черный цвет, а в мелком светло-коричневый.

Существует способ подкрашивания оттиска с одной доски водяными красками, преимущественно акварелью. Этот способ требует от автора особенно безупречного художественного вкуса и применяется профессиональными графиками крайне редко.

Придание гравюре определенного цветового напряжения достигается применением в процессе печати цветных подкладок (плашек), которые вклеиваются и пропечатываются одновременно на офортном станке. Цветную вклеенную плашку можно обнаружить на границе оттиска, на фасках при помощи сильной лупы. Следует отметить, что плашка вырезается из увлажненной бумаги, смазывается клеем и точно кладется на набитую краской гравировальную доску, после чего накрывается листом бумаги; далее следует процесс собственно печати. Скромные цветовые оттенки подкладной плашки объединяют рисунок гравюры и очень хорошо вписываются в общий лист белой бумаги.

Существует также способ монотипной раскраски гравировальной доски. Различными способами доска, предназначенная для черно-белого офорта, раскрашивается как монотипия. В этом случае рисующие элементы глубокой печати просматриваются слабо, только на светлых местах гравюры.

Иной характер цветной офорт с одной доски приобретает в том случае, когда рисующие углубления набиваются черной краской, доска тщательно вытирается и только потом расписывается как монотипия. Чаще всего применение такого метода создает в результате впечатление раскрашенного фона для одноцветного оттиска и очень легко распознается для этого необходимо убедиться, что гравюра отпечатана не с нескольких досок, а с одной.

Внешне более эффектен и чист способ набивки одной доски разными по цвету офортными красками. При таком методе каждый цвет отдельно набивается в углубления на металле, поверхность которого затем тщательно вытирается, после чего набивается следующий цвет и т. д. Оттиск, полученный в результате печати с такой доски, представляет собой отгравированный рисунок, напечатанный разными красками в один прогон. Одна линия на своем протяжении может быть окрашена в несколько разных цветов. Это наиболее характерный признак такого, не самого сложного из способом печати.

Гораздо сложнее различить цветные оттиски гравюр, выполненных в несколько прогонов с одной печатной формы. Прогон это прокатывание формы вместе с увлажненной бумагой между валами офортного станка. Когда печатная форма лишь выходит из-под вала, то под ним остается край бумаги будущей гравюры. Отвернув эту бумагу (но не высвобождая её зажатый валом край), можно убрать печатную форму, предварительно отметив ее местоположение на талере. Гравированную доску следует хорошо промыть и затем набить другой рисующей краской. Положив доску на прежнее место согласно отметкам на талере, ее накрывают прежней зажатой бумагой и осуществляют очередной прогон. Такой способ несколько сложнее предыдущих и по внешним признакам напоминает подкрашенную репродукционную гравюру. Он приводит к хорошим результатам при скромном и сдержанном цветовом решении.

Определить количество досок в цветной гравюре довольно точно можно в том случае, когда при ее создании для каждого цвета гравировалась отдельная доска. Принципиальное отличие гравюры, напечатанной с одной доски, от гравюры с нескольких досок состоит в том, что сложные дополнительные цвета на одной гравировальной форме получаются от механического смешения краски, как на живописной палитре. Печать с разных досок чистым цветом предполагает оптическое смешение цвета, и полученные таким способом дополнительные цветовые сочетания несут в себе настоящие графические качества цветной гравюры. В этом случае происходит имитация живописного полотна, а цветовые нюансы возникают в результате наложения одних цветных штрихов на другие.

Если вооружиться лупой и внимательно рассмотреть цветной оттиск гравюры, созданной несколькими печатными формами, то можно определить количество досок по количеству чистого цвета в сочетании штрихов. Как правило, цветная печать осуществляется путем совмещения трех цветов: красного, желтого и синего. Возможны иные варианты создания цветовой триады, к примеру, охра красная, охра золотистая и холодный черный. Каждый художник создает эту триаду в соответствии со своим вкусом и темпераментом, но в ее основе всегда лежат три основных цвета. Каждый цвет требует отдельной гравировальной доски. Внимательно рассматривая оттиск, можно заметить, что зеленые тона получаются от совмещения синих и желтых штрихов или точек, оранжевый цвет создают красные и желтые пересечения, а если к ним прибавляется рисующий черный цвет, то в результате получается коричневое пятно. Таким образом, определив количестве чистых цветов, пересекающих друг друга, можно точно установить число гравировальных досок, использовавшихся в создании данной цветной гравюры.

Дополнительное подтверждение того, что гравюра опечатана с нескольких досок, можно получить, отыскав на краях оттиска следы от технологических совмещений гравировальных досок. В редких случаях таких следов нет. Как правило, хорошо подогнанные по размеру доски при печати слегка сдвигаются относительно друг друга, и на бумаге оттискиваются не совпадающие фаски. Число несовпадений указывает на число досок, использованных при печати.

Существует довольно точный способ совмещения гравировальных досок, изобретенный автором этих строк. На талере офортного станка высверливаются два углубления, в которые вставляются два штифта, соединенных общим стержнем. Офортные доски выравниваются по нижней стороне и в сборе запиливаются одним треугольным запилом. При печати этот запил с одной стороны упирается в штифт и фиксирует доску, в то время как ее край свободно упирается в стержень. Это довольно точный способ совмещения печатных форм, и следы, говорящие о количестве досок, получаются лишь в результате неодинаковости размеров совмещаемых досок, как правило, в верхнем правом и левом углах гравюры.

Возникшая в Европе в XVII в. репродукционная цветная гравюра постоянно совершенствовалась, и с возникновением других технических средств репродуцирования она утвердилась как самостоятельный вид творческой цветной углубленной гравюры.

Гравюра с цветной основой Lori «Грациозный павлин»

Корзина пуста0

  • Летние товары для детей

  • Товары для шитья и вязания