Разное

Гусиная лапка цвет: «Гусиная лапка» — история и вечная актуальность элегантного узора

Содержание

«Гусиная лапка» — история и вечная актуальность элегантного узора

Классический и универсальный узор «гусиная лапка» — это паттерн, который никогда не выходит из моды. Узор создается из пересечения вертикальных и горизонтальных нитей, традиционно черно-белых. Он может похвастаться не только множеством названий (в том числе «собачий клык» и «ломаная клетка»), но и интересной историей. Более того, «гусиная лапка» — это один из старейших известных ныне узоров. Несмотря на своё давнее существование, это стильный и яркий паттерн, который по-прежнему может сделать образ настоящим модным заявлением. Сегодня его используют как в одежде, так и в интерьере и декоре. Давайте вместе познакомимся с историей классического принта.

История узора «гусиная лапка»

  • Появление «гусиных лапок»
  • «Гусиная лапка» в моде
  • Популярность ломаной клетки
  • «Гусиная лапка» сегодня

Появление «гусиных лапок»

Русское название «гусиная лапка» произошло от французского pied-de-poule — вот только французам узор напоминал не гусиные, а куриные лапки.

В англоязычных странах распространено название «собачий клык», происходящее от сходства с острыми зубами собак (более мелкий паттерн, кстати, иногда называют «щенячьим клыком»). А в Польше паттерн называют словом «pepita», что происходит от испанского обозначения семян. 

«Гусиная лапка» является одним из древнейших узоров, известных человечеству. Самый первый пример использования похожего паттерна встречается на накидке Герума — предмете одежды, найденном в Швеции в 1920 году. Точное происхождение плаща не установлено, однако известно, что он использовался где-то между 360 и 100 годами до нашей эры.

Накидка Герума, 360-100 до н.э.

«Прародитель» «гусиных лапок», пастушья клетка, принадлежит к семейству традиционных шотландских клетчатых тканей. В 1800-е годы узор был в основном распространен на юге Шотландии, недалеко от англосаксонской границы, благодаря чему на английском языке его также часто называют «пограничным тартаном» (border tartan). Как следует из названия, пастушья клетка — это сельский узор, первоначально используемый шотландскими пастухами.

Согласно книге Джона Телфера Данбара «Костюмы Шотландии», пастухи носили одежду с этим паттерном с защитной целью, поскольку на расстоянии цвета рисунка сливались, и казалось, что силуэт находится дальше, чем на самом деле.

Наиболее узнаваемым предметом одежды с пастушьей клеткой является плед из начесной ткани, ставший популярным в 1820-е годы среди модных шотландцев, в том числе поэтов Вальтера Скотта, Роберта Бернса и Джеймса Хогга.

Шотландский пастух 1800-х годов. Художник: Эдвин Ландсир

Пастушья клетка обычно отличается наличием одного цвета на белом фоне. Ученые полагают, что гусиная лапка, скорее всего, произошла именно от этого узора. Еще одним ответвлением от простого паттерна является похожая «охотничья клетка» (Gun Club Check) — стоит упомянуть о различиях между двумя видами клетки. Несмотря на то, что в исследовательском сообществе нет точного согласия относительно того, какой из узоров появился первым, общеизвестно, что они оба родом с севера Шотландии.

«Охотничья клетка» была типичной для определенного региона в Западном нагорье. Большинство источников утверждают, что известное нам сегодня название было дано узору гораздо позже, после того, как в 1874 году американский оружейный клуб стал украшать охотничьей клеткой свои куртки и пальто. Тонкая разноцветная клетка оказалась довольно хорошим камуфляжем и помогала замаскироваться охотникам на природе. Первоначально в палитру охотничьей клетки входило четыре цвета — черный, темно-оранжевый, золотой и зеленый — что было данью уважения оттенкам ландшафта Шотландского нагорья. Однако в наши дни можно встретить паттерн и в двух тонах, чаще всего в коричнево-синих. Линии в охотничьей клетке ровные и довольно широкие, и на ткани можно рассмотреть диагональный рисунок из саржи. Гусиную лапку же от других похожих видов узоров можно отличить по зазубренным краям, которые образованы касательными линиями саржи, расходящимися по сторонам квадратов.

В 1920-е годы шотландские кланы присвоили пастушью клетку себе. И хотя кланы враждебно относились к чужакам, носящим одежду с их узорами, «гусиная лапка «оставалась нейтральным выбором. Паттерн не был официально зарегистрирован ни одним кланом. Поэтому считается, что ломаная клетка была популярна среди людей, которые не участвовали в клановых войнах.

Охотничья клетка (слева) и гусиная лапка (справа)

Термин «собачий клык» (houndstooth) был придуман гораздо позже: первое упоминание словосочетания встречается в 1925 году в австралийской газете. А в словаре Уэбстера и вовсе говорится о том, что впервые понятие использовалось только в 1936 году.

По прошествии многих веков «гусиная лапка» утратила свою утилитарную функцию и обрела популярность среди высшего класса, стремящегося обновить свой имидж. Паттерн стал классикой среди портных с улицы Сэвил Роу, создающих одежду для досуга для своих клиентов. В те времена, как известно, спортом называли охоту и другие виды активного отдыха, и многие куртки «норфолк» производились из ткани с рисунком гусиных лапок. Этому примеру последовали многие компании, выпускающие одежду Ready-to-Wear, например, Brooks Brothers, начав создавать изделия с тем же паттерном.

«Гусиная лапка» в моде

Несмотря на то, что узор существовал уже более века, популярность в мире моды пришла к нему лишь в 1920-х, когда светское общество начало использовать его в качестве символа статуса. Всемирную известность pied-de-poule принесла Коко Шанель, которая в двадцатые годы представила костюмы с классическим паттерном. Дизайнер даже называла «гусиную лапку» своим любимым узором. С тех пор рисунок начал ассоциироваться с роскошью и исключительной элегантностью.

Статья об узоре «гусиная лапка» в Vogue, январь 1934 года

В январе 1934 года монохромный узор появился в статье журнала Vogue под названием «Всё началось с Его Королевского Высочества». В издании говорилось о том, что Эдуард VIII часто носил «гусиную лапку», что способствовало повышению ее узнаваемости и популярности. Биограф герцогини Виндзорской Энн Себба также писала о том, что этот узор сыграл определенную роль в отношениях тогда еще замужней Уоллис Симпсон и принца Уэльского. После того, как муж Симпсон восхитился твидовым пальто Эдуарда VIII в «гусиную лапку», королевский портной подарил ему такое же. «Позже это породило насмешку о том, что Эрнест Симпсон был человеком, который продал свою жену за кусок ткани», — отмечалось в книге «Та женщина: жизнь Уоллис Симпсон, герцогини Виндзорской».

Одним из первых модельеров, включившим «гусиную лапку» в свои творения, также стал Кристиан Диор. Дизайнер представил паттерн в своей культовой коллекции «New Look» 1948 года, а еще через два года использовал его в дизайне флакона и упаковки духов Miss Dior. Двухцветный рисунок подчеркивал дуализм «женщины Диор». Впоследствии бренд широко использовал «собачий клык» в ассортименте своей продукции на протяжении многих лет и продолжает выпускать изделия с паттерном и по сей день.

Коко Шанель и костюм Chanel, 1960-еПарфюм Miss Dior и эскизы дизайна флаконаШелковый платок Elsa Schiaparelli, 1960-е