Разное

История мебели в россии: творцы и ремесленники 18 век — Офисная мебель и всё вокруг неё

творцы и ремесленники 18 век — Офисная мебель и всё вокруг неё

Сегодня я предлагаю окунуться в историю и узнать об истоках российского мебельного дела, тем самым продолжить тему наших обзорных постов. На этот раз я хочу рассказать Вам о талантливых мебельщиках 18-19 веков, которые дали начало оригинальным и узнаваемым стилям русской мебели. Среди тех, кто внес свою лепту в отечественное мебельное дело, есть и знаменитые архитекторы, и известные художники, и одаренные коммерсанты.

Первая мебель на Руси, если не считать тяжелых лавок, на которых и ели, и спали, а также кованых сундуков, на которых тоже, кстати, спали, появилась при Петре I. Мебель тогда была редкой и дорогой, как правило, заморской.

Иван Куликов. В крестьянской избе

До Екатерины II (правила с 1762 по 1796) даже дворцы обставлялись случайными, не сочетающимися между собой предметами мебели. И только Екатерина Великая ввела моду на роскошные мебельные ансамбли, не допускающие случайных вещей. Однако русское мебельное дело обязано своим рождением другому, менее знаменитому государю — Павлу I, который был у власти недолго – всего пять лет.

В конце 18 века он о равила с 1762 по 1796)запретил ввозить в страну популярную тогда французскую мебель и тем дал толчок развитию этого ремесла в России.

Голубая гостиная Екатерины II в Екатерининском дворце, создана архитектором Ч.Камероном в 1780-е

Опочивальня Большого двора в Царском селе, Ч.Камерон, 1781-1783

Мастера на все руки – архитекторы-дизайнеры-мебельщики Воронихин и Росси

Что интересно, первые русские мебельные шедевры создали… архитекторы. Талантливые архитекторы Андрей Никифорович Воронихин и Карл Иванович Росси, возводившие дворцы для российских правителей, по сложившейся тогда традиции, проектировали заодно и мебель, которая хорошо сочеталась с убранством залов и покоев. Так, между делом, они создали лучшие, новаторские образцы мебели того времени, более того — задали направление развитию российского мебельного дела на десятилетия вперед.

Интерьеры греческого зала и зала Мира Павловского дворца, Воронихин


Андрей Воронихин, автор Казанского собора в Петербурге, в самом начале 19 века восстанавливал после пожара интерьеры Павловского дворца и спроектировал великолепную мебель в стиле классицизма, как для парадных залов, так и для внутренних покоев дворца.

Павловский дворец, жилые покои императрицы Марии Федоровны, Воронихин


Воронихин задал тенденцию, которая потом поддерживалась другими дворцовыми архитекторами – создавать отдельно парадную мебель, которая отличалась роскошью и торжественностью, и мебель «для жизни», которая была более сдержанной, стильной и удобной (см. фото жилые покои императрицы Марии Федоровны).

Диван-кушет из красного дерева с резьбой и вышивкой, кресло-жардиньерка (то есть подставка под цветы) из массива березы с позолотой и вышивкой. Все – из личных покоев Марии Федоровны

Карл Росси, который с 1816 года являлся первым придворным архитектором, был настоящим новатором в области строительства и инженерных решений, а также непревзойденным мастером, как бы сейчас сказали, дизайна интерьеров. При возведении очередного дворца он лично контролировал все стадии проекта – начиная от общей архитектурной композиции и заканчивая мебелью и декором помещений.

Один из залов Аничкова дворца и Белый зал Михайловского дворца, Росси

Росси удалось создать свой неповторимый стиль мебели в стиле ампир. Он изобрел, например, особую форму дивана-ладьи, силуэты спинок, подлокотников, ножек диванов и особый рисунок декора в виде венков, веток плюща, бабочек. Все находки архитектора с течением времени повторялись, совершенствовались и развивались, позволяя говорить об узнаваемом  почерке мастера.

Диваны по проектам Росси. Береза, красное дерево, позолота, ткань


Он создавал мебель для Аничкова, Михайловского, Павловского, Елагиноостровского дворцов. Гостиные и кабинеты дворца на Елагином острове признаны одним из самых совершенных образцов интерьеров начала 19 века. Кстати, Росси первым в России стал использовать местные породы дерева – березу и клен.

Малиновая гостиная Елагиноостровского дворца, Росси

Ну что ж, я завершаю рассказ о мастерах 18-века. А следующая история расскажет о последователях мебельных мастеров эпохи таких великих правителей России, как Петр, Елизавета и Екатерина II.

Share and Enjoy:

Автор записи admin, опубликована 17.

08.2011 в 10:00, рубрика Из жизни мебели и тэги История мебели, Советы дизайнера. Постоянная ссылка. Узнайте новые комментарии подпишитесь на RSS этой записи. Комментарии и Trackbacks в настоящее время закрыты.

История мебельного производства в России

Главная / Традиционная мебель / История

Сегодня многие из нас не задумываются об истории отечественного мебельного производства. Среднестатистические российские граждане, покупая в магазинах готовые изделия, совершенно не интересуются, как мастера пришли к современным технологиям и методам обработки расходных материалов. Более того, для многих изделия отечественного производства не являются эталоном надежности и стиля. Потребитель обращает внимание на импортные товары, считая их более качественными и изысканными. При этом мало кто понимает, что российское производство мебели в своем развитии прошло те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель.

Древнерусское мебельное производство

В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами, передававшими свои умения из поколения в поколения вплоть до 19 века. Тогда мебель являлась неотъемлемой частью архитектуры помещений, поэтому лавки и столы встраивались в точно отведенное им место, ровным счетом, как и в ряде западных стран.

Дореволюционный период, начало развития фабричного производства

Первая крупная мебельная фабрика Фишера и Шмидта появилась в Москве, практически одновременно с фабрикой Мельцера в Санкт-Петербурге. Позже были открыты другие мебельные производства. Чаще всего он открывались вблизи с крупными городами (Киев, Рига). Но даже тогда мебель производилась ручным способом, оставаясь по-прежнему дорогостоящим товаром, доступным для купечества и буржуазии.

Готовые изделия, изготовленные из натуральных пород дерева и дорогих тканей, отличались своей громоздкостью и неуклюжесть. Только к концу 19 века в моду пришли стиль рококо и модерн, а также другие популярные мебельные стили, которые мастера умело, смешивали между собой, выпуская доброкачественную художественную мебель.

Эпоха советского мебельного производства, сталинский ампир

После революции, мебельная промышленность начала активно развиваться. На территории СССР стали открываться специализированные предприятия. В продаже появился большой выбор мебели, доступной для разных слоев населения. При этом все изделия по-прежнему производили исключительно из натурального дерева. Удешевление готовой продукции осуществлялось за счет внедрения производственных линий.

Самым запоминающимся стилем советского мебельного производства стал «Сталинский ампир», которому были свойственны черты помпезности и монументальности. Все это ушло в прошлое, после подписания в конце 1955 года Постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», что положило начало моде стилю минимализма.

Рост частного производства

С конца 90-х, после распада СССР, в России наблюдается стремительный рост частных мебельных предприятий. Многие из них устанавливают партнерство с иностранными фирмами. Это привело к появлению различных дизайнерских решений, внедрению новых материалов, расширению предложения в разных ценовых категориях.

Таким образом говорить об исключительном качестве импортной мебельной продукции наряду с ее российскими аналогами вряд ли возможно, так как многие современные товары в этом сегменте ничуть им не уступают, если только в цене.

Советский мебельный дизайн: от модернизма к конструктивизму

История стилей

Анна Ковальченко

Недавно я посетил очень интересную мебельную выставку «Советский дизайн: от модернизма к конструктивизму». На нем были представлены очень интересные образцы русской советской мебели двух десятилетий: 1920-х и 1930-х годов, а также некоторые предметы, созданные в 1950-х годах. Вот некоторые из фотографий, которые я сделал.

Стул-трансформер из древесины тополя.

Очень редкий образец мебели русского авангарда – деревянное кресло, спроектированное архитектором Борисом Иофаном в 1920-е годы.

Изящные минималистичные формы, жесткая конструкция, полное отсутствие каких-либо украшений — все это было достаточно революционно для того времени. Этот стул еще более захватывающий, потому что он один из очень немногих, представляющих этот стиль, который сохранился во время Второй мировой войны.

Настольная лампа дизайн 1930s:

И некоторые другие предметы из той же коллекции:

Стол из красного дерева и бронзы с выдвижным ящиком и часами является частью набора мебели, предназначенного для образцовой квартиры в Москве в 1960-х годах.

Подобный шкаф был в доме моих родителей в детстве (сейчас очень ностальгирую):

Эти стулья и стол когда-то были частью обстановки одного грузинского ресторана в Тбилиси. Нравится дизайн, но они такие крошечные — не мог понять, предназначены ли они для детей или для очень маленьких людей.

Винтажное радио:

Темно-синий диван в стиле советского ампира:

Это кресло было разработано Постоянной выставкой в ​​Москве (то есть, как вы понимаете, предназначалось для использования настоящими советскими людьми) автором архитекторы Козулин, Манучарова и Савченко в 1957 году.

Хотите узнать больше о различных стилях интерьера? Проверьте мою книгу «ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ»:

[ebook_store ebook_id=»15760″]

Почтовые теги: #Конструктивизм#дизайн мебели#история стилей#Модерн#Советский дизайн мебели#Сталинский ампир

Анна Ковальченко

Дизайнер интерьеров, ювелирный дизайнер и блогер. Увлекается дизайном и искусством, путешествиями и едой.

Тренды

Основной тренд: граффити в дизайне интерьера

Взгляните на этот номер в отеле Au Vieux Panier в Марселе, Франция: поразительно, не правда ли? Как вы уже, наверное, догадались, этот пост будет об использовании граффити в дизайне интерьера. У многих оно ассоциируется только со стрит-артом, однако граффити можно использовать и в помещении, превращая обычное помещение в провокационное, дерзкое…

Подробнее Основной тренд: граффити в дизайне интерьераПродолжить

История стилей

Взгляд на стиль: шинуазри

Давненько я ничего не писал в своей папке «История стилей». Мой последний пост был посвящен рококо, и я подумал, что было бы неплохо углубиться и изучить стиль, который тесно связан с ним — шинуазри. Как обычно, немного истории… В конце…

Читать далее Взгляд на стиль: шинуазриПродолжить

По следам РУССКОГО АНТИКВАРИАТА

Антуан Шеневьер, молодой лондонский торговец, обыскал западный мир в поисках лучших образцов русского императорского краснодеревщика. Он называет русскую антикварную мебель «необъяснимой, элегантной, грандиозной и полной мистики». Мебель и знания, которые они несут с собой, создают своего рода сюжетные сложности, которые обычно ассоциируются с русской историей.

Хотя Шеневьер только что вернулся из Москвы, он говорит, что ему никогда не позволят вывезти из России ни одного антиквариата. «Если бы я даже попытался, я бы провел пять лет в тюрьме», — иронично комментирует он.

В то время как некоторая мебель была вывезена из России в 19 веке, Шеневьер говорит, что большая часть русского антиквариата, находящегося в настоящее время в обращении, состоит из семейного имущества, которому было разрешено покинуть страну во время русской революции, и предметов, проданных с аукциона российским правительством.

С 1915 по 1925 г., как до, так и после революции 1917 г., многие люди уезжали со всем своим имуществом, иногда арендовали поезда, чтобы вывезти из страны свое домашнее имущество. В 1928, а в 1930 году, когда советские коммунисты нуждались в деньгах, они спонсировали аукционные торги в Ленинграде и Берлине, чтобы продать различные имперские предметы.

Примерно в 1978 году компания Chenevi`er осознала, что возникает международный спрос на имперскую русскую мебель и предметы декоративно-прикладного искусства. Из-за этого изменения вкусов прекрасный русский антиквариат стал продаваться на аукционах по удивительно высоким ценам и вызывать больший интерес у дилеров.

Вскоре, говорит Шеневьер, международные законодатели стиля начали приобретать дорогие российские вещи. Дизайнер Оскар де ла Рента, дизайнеры интерьеров Марк Хэмптон и Paris-Hadley Associates в Нью-Йорке, а также меценаты Энн и Гордон Гетти в Калифорнии начали использовать такие предметы, чтобы оживить как современные, так и традиционные комнаты.

Пропорции русского антиквариата другие, объясняет г-н Шеневьер в своем магазине на Довер-стрит под названием Tzigany Fine Arts.

«Общий вид стал солиднее, и, конечно, стулья кажутся солиднее. И хотя во многих произведениях присутствует строгий классицизм, обычно в них есть и что-то немного нетрадиционное — немного безумия, что добавляет им очарования».

Шеневьер, который исследует и пишет книгу Русская мебель с 1780 по 1850 год, говорит, что это «были золотые годы, когда Россия впитывала культурные и дизайнерские идеи из Западной Европы, а также какое-то время производила мебель с ярко выраженным русским характером».0003

Он говорит, что из всех европейских краснодеревщиков, работавших на русский двор во второй половине XVIII века, Давид Рентген (1743-1807) был, пожалуй, самым важным. Его работа и влияние распространились из Германии в Россию примерно в 1783 году, когда он был рекомендован Екатерине Великой как «без сомнения величайший краснодеревщик этого века».

Она ответила письмом, что немецкий краснодеревщик и мастер-механик пожалуйста, «потому что мы сейчас строим больше, чем когда-либо». Отношения между ними были непростыми, но она купила у него два важных стола, а представители русской аристократии купили остальные 300 предметов, которые он привез с собой.

Позднее он поставлял большое количество мебели в императорские дворцы в Санкт-Петербурге — мебель типичного немецкого и французского дизайна, но с русским вкусом. Он работал как с красным деревом, так и с березой.

Мастерские, созданные в России учениками Рентгена, сначала копировали его работы, но позже развили узнаваемый русский стиль.

Другие немецкие мастера также передавали свои навыки русским, и какое-то время несколько русских дизайнеров и краснодеревщиков выпускали уникальные изделия, которые сейчас стоят по одним из самых высоких цен.

К 1850 году, по словам Шеневьера, этот творческий период закончился, и последовали рутинные копии французских стилей. Большая часть русской мебели не подписана, потому что мастера обычно не были независимыми ремесленниками, а нанимались аристократическими семьями в составе домашнего персонала. Это чрезвычайно затрудняет установление происхождения и атрибуции производителя.

После революции 1917 года, объясняет Шеневьер, мастерские исчезли.

«Много было сожжено и много людей убито. Все было изменено. Сбыта хороших вещей уже не было, и русские мастера были поглощены промышленностью.

Сегодня существует группа мастеров, но только для реставрации дворцов и музеев».

В будущем Шеневьер надеется сотрудничать с Министерством культуры Советского Союза для организации дальнейших исследований в библиотеке и архивах министерства, где он хочет изучить завещания, описи, списки приданого и, возможно, даже оригинальные купчие аристократических семей.

Хотя он получает некоторую документацию из советских источников, он также работает с частными коллекционерами и ведущими музеями, владеющими русскими произведениями.

Как автор, торговец говорит, что был поражен отсутствием справочников и тем фактом, что любая литература по теме русской мебели почти не издается, ее трудно найти и она печатается только на русском языке.

Шеневьер вносит свой вклад в выставку в Сан-Франциско под названием «Окно на Запад. Выставка русского декоративного искусства, 1775-1825 гг.», 14 ноября. На выставке будет представлена ​​мебель от царствования Екатерины Великой до царствования Павла I и Александра I.

Выставка предоставит одну из редких за пределами Советского Союза возможностей увидеть такую ​​обширную коллекцию русского декоративно-прикладного искусства.

В прошлом году и снова в январе на элегантной зимней выставке антиквариата в Нью-Йорке будут представлены великолепные образцы русского антиквариата, в том числе выставленные нью-йоркским дилером Джином Тайсоном.

Однако лучшие произведения искусства до сих пор находятся в Советском Союзе, где их можно увидеть в отреставрированных дворцах и музеях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *