Разное

Картина свеча: Что видят художники в свете свечи | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Содержание

Что видят художники в свете свечи | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Горящая свеча сопровождает нас все зимние праздники. Теплым светом свечи озаряется комната и наполняется запахом воска, играют блики на стенах, воцаряются уют и покой, а потом свеча догорает, напомнив нам о бренности всего земного…

«Свеча» Герхарда Рихтера

От физического свойства дарить нам свет и тепло вплоть до духовного, трансцендентного значения — символика свечи многозначна. А потому свеча является одним из излюбленных мотивов в живописи и искусстве вообще. Об этом напоминает выставка «Свеча», которая проходит в Музее Фридера Бурды (Frieder Burda) в Баден-Бадене (Baden-Baden) до конца января.

В центре выставки  — полотно «Свеча» Герхарда Рихтера (Gerhard Richter), одного из известнейших немецких художников современности. На этой картине мы видим горящую свечу, которая кажется как бы парящей в воздухе, потому что ее основания, подсвечника, не видно. Темная, почти черная полоса справа обрамляет светло-зеленое полотно, придавая картине глубины.

«Свеча» Герхарда Рихтера

Минималистское полотно подталкивает на размышления, вызывает различные ассоциации. Свет свечи дарит надежду, успокаивает, убаюкивает, в то время как черный край картины кажется устрашающим, беспокоит и будоражит.

Символ знаний и потухшей любви

Эта картина Герхарда Рихтера послужила отправной точкой для концепции экспозиции, которая показывает художественные произведения, посвященные свече или связанным с ней ассоциациям или настроениям. «Мотив свечи очаровывает зрителя, которому известны жизнь, любовь и смерть, ассоциирующиеся в нашем восприятии со свечей», — говорит куратор выставки Хельмут Фридель (Helmut Friedel).

Свеча сопровождает нас всю жизнь, с момента рождения. Она горит на новогодней елке и на праздничном торте по случаю дня рожденья, в церкви, во время политических пикетов или романтического вечера вдвоем.

Еще художники позднего Средневековья использовали мотив свечи в религиозных картинах, изображающих сцены из жизни Иисуса Христа или Богоматери. У Караваджо и его последователей свет свечи придает картинам драматизма и содержит намек на многозначительный подтекст. В натюрмортах голландских мастеров свеча напоминает о бренности жизни. В эпоху Просвещения она ассоциируется с научным познанием, в то время как у романтиков свет свечи символизирует страстное желание. И экспрессионистам она служит выразительным мотивом: так, Пабло Пикассо использует многообразную символику свечи в своих натюрмортах, вкладывая в нее порой очень личные переживания. Одна из его картин, изображающих свечу, символизирует потухшую любовь художника к Франсуазе Жило.

Счастье с закрытыми глазами 

Все эти разнообразные подтексты были известны, конечно же, Герхарду Рихтеру, когда в 1982 году он обратился к мотиву свечи. С тех пор художник написал 29 картин на эту тему. На выставке представлено еще одно его полотно —  «Череп со свечой».

Здесь можно увидеть и интерпретации на тему свечи таких именитых мастеров, как Йорг Иммендорф (Jorg Immendorf) и Георг Базелиц (Georg Baselitz). Всего в экспозиции более 50 картин, скульптур, инсталляций, видео и фотографий. В работе Георга Базелица с названием «Kerzenfriedenfreud», что можно перевести как «Свеча-мир-удовлетворение», этот предмет является синонимом подавленного сексуального влечения.

Автопортрет Марины Абрамович

На картине известного американского художника Джеффа Кунса (на заглавном снимке) мы видим купальник и пряди волос, обнаженную кожу и ландшафты с горами и озерами, которые объединяются в перенасыщенный формами и красками коллаж. Все это товары, которые сексуализирует рекламная индустрия, превращая даже невинные объекты желания в предметы массового потребления.                                                                   

Совсем другое впечатление производит фотография сербской художницы, мастера перформанса Марины Абрамович.

Ее автопортрет под названием «Портрет художника со свечой» из серии «С закрытыми глазами я вижу счастье» побуждает зрителя к тому, чтобы, смотря на горящую свечу, достичь состояния внутреннего спокойствия.

Смотрите также:

  • Идущая через крайности

    Границы возможного

    «У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твое искусство. Если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение», — призналась Марина Абрамович в одном из интервью. Знаменитая гранд-дама современного искусства активно занимается творчеством уже пятое десятилетие, исследуя отношения художника и аудитории, пределы физических и психических возможностей.

  • Идущая через крайности

    Искусство процесса

    «Бабушка перформанса», как прозвали Марину Абрамович, родилась 30 ноября 1946 года в Белграде. Ее родители были югославскими партизанами, а после Второй мировой войны, по ее собственным словам, стали «карьеристами», у которых не было времени заниматься ребенком. Девочка росла у бабушки и еще в юности усвоила, что в искусстве процесс важнее результата.

  • Идущая через крайности

    За гранью боли

    Марина Абрамович приобрела легендарную известность благодаря своим перформансам, в которых она подвергала экстремальным испытаниям свое собственное тело. Абрамович кричала до потери голоса, танцевала до полного изнеможения, резала бритвой себе живот, хлестала себя плеткой, лежала голой на льду, часами и днями сидела неподвижно на стуле.

  • Идущая через крайности

    Исследование границ

    Искусство Абрамович провоцирует и шокирует. Какие смыслы вкладывает она в свое бескомпромиссное творчество? Ответы предлагает опубликованная к 70-летию художницы автобиография «Walk Through Walls». «Я хотела исследовать границы, узнать, как далеко готов идти зритель, — пишет она в мемуарах. — Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить».

  • Идущая через крайности

    Пределы контроля

    Перформанс «Смерть себя» исследовал способность индивидуума поглощать жизнь другой личности, возможность взаимообмена в отношениях. Марина Абрамович делала перформанс со своим тогдашним партнером и возлюбленным, немецким художником Улаем. Они вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород и оба не упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.

  • Идущая через крайности

    Полный симбиоз

    За 12 лет совместных жизни и творчества Абрамович и Улай создали коллективное существо, двухголовое тело: они не имели друг от друга секретов и не скрывали свою страсть от других. В одном перформансе с Улаем Марина Абрамович держала лук, а Улай — стрелу в натянутой тетиве, направленную в ее сердце. В инсталляции «Отношения во времени» (1977) они показали неразрывную связь.

  • Идущая через крайности

    Трудный выбор

    В перформансе «Imponderabilia» (1977) Марина и Улай стояли раздетыми в узком дверном проеме, позволяя любому желающему пройти, протискиваясь между ними: «Идеей для перформанса был художник как дверь в музей. Заходя в музей между нами, зрители должны были выбрать, кому из нас смотреть в глаза, потому что вход был таким узким, что пройти можно было только боком».

  • Идущая через крайности

    Горькая правда

    В 1988 году Абрамович и Улай провели последний совместный перформанс, который окончил их творческую и любовную связь. Они отправились в путь с противоположных концов Великой китайской стены и встретились посередине, чтобы проститься навсегда. Для Марины Абрамович расставание стало тяжелой личной драмой.

  • Идущая через крайности

    Настоящая кровь

    Надпись свиной кровью на стене отсылает к легендарным перформансам художницы. Марина Абрамович играла в «русскую рулетку» с ножами: как только она резала себе пальцы, брала следующий из двадцати ножей в ряду. В другом своем знаменитом перформансе она вырезала у себя на животе пятиконечную звезду и ложилась на ледяной крест.

  • Идущая через крайности

    В присутствии художника

    На своей первой ретроспективной выставке в музее МоМа в 2010 году художница молча сидела и позволяла каждому желающему сесть напротив и посмотреть на нее. Перформанс длился по семь часов в день. В очереди были замечены обычные ньюйоркцы, туристы, а также знаменитости: Бьорк, Леди Гага и Изабелла Росселлини. Пришел на публичное рандеву и Улай. При виде его Марина не смогла сдержать слез…

    Автор: Элла Володина


Картина Свеча — Натюрморт — Ярошевич Анастасия (живопись)

Картина Свеча — Натюрморт — Ярошевич Анастасия (живопись)