Композиции про осень: Осенний плейлист
Осенний плейлист
Публикации раздела Музыка
Осень — прекрасная или унылая пора? Время, когда краски природы пылают ярче всего — или угасают? Противоречивость осени вдохновляла многих людей искусства. «Культура.РФ» подобрала музыкальные композиции, которые помогают прочувствовать романтику этого времени года.
Петр Чайковский. «Времена года. Осень»
Василий Поленов. Золотая осень (фрагмент). 1983. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова, село Страхово, Тульская область
Знаменитый русский композитор «до страсти любил» осень. В одном из своих писем меценату Надежде фон Мекк он писал: «Любите ли Вы такие серенькие деньки, как сегодня? Я их люблю ужасно. Да и вообще начало осени по прелести можно сравнить только с весной. Мне кажется, что сентябрь с его нежно-меланхолической окраской природы имеет преимущественное свойство наполнять мою душу тихими и радостными ощущениями». Свой фортепианный цикл Чайковский начал писать на заказ в 1875 году, а его заказчик Николай Бернард издавал пьесы в своем журнале «Нувеллист». Композитор представил музыкально не только каждое время года, но и поделил его на месяцы, а к каждой из 12 пьес добавил эпиграф. Часть «Сентябрь. Охота» сопровождалась строками Александра Пушкина «Пора, пора! Рога трубят…»; «Октябрь. Осенняя песня» — Алексея Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; «Ноябрь. На тройке» — Николая Некрасова «Не гляди же с тоской на дорогу…».
Александр Глазунов. «Времена года: Осень»
Станислав Жуковский. Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода) (фрагмент). 1912. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
В балете отразил природный годовой цикл Александр Глазунов. Представитель «новой русской школы» начала ХХ века, продолжавшей музыкальные традиции «Могучей кучки», написал свое произведение в 1900 году. Над аллегорическим балетом, напоминавшим представления при дворе европейских правителей XVII–XVIII веков, он работал совместно с балетмейстером Мариусом Петипа. Осень в исполнении композитора получилась оптимистически лиричной: среди виноградников разворачивался танец вакханок, сатиров и фавнов. Известный музыковед Борис Астафьев писал об «Осени» Глазунова: «Это пир осеннего довольства — праздник жатвы и созревания, сытости и спелости. В музыке как бы совместились и южная солнечная искренность, и пенистость виноградного сока, и восточно-русская залихватская гульба».
Александр Глазунов. «Времена года. Осень»
Николай Римский-Корсаков. «Осенняя сказочка»
Алексей Степанов. Осень (фрагмент). 1900. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
Под таким названием скрывается одноактная опера «Кащей Бессмертный». Николай Римский-Корсаков дал ей такой заголовок, так как хотел провести аналогию с «весенней сказкой» — оперой «Снегурочка. Свое «осеннее» произведение композитор создавал в 1901–1902 годах, либретто к нему помогала писать дочь Римского-Корсакова Соня. Если премьера оперы в Москве прошла успешно и спокойно, то в Петербурге она совпала с революционными событиями. Ученики консерватории, в которой работал композитор, приняли участие в волнениях 9 января 1905 года, а когда Римский-Корсаков поддержал студентов, его уволили. Саму постановку, проходившую в Театре Веры Комиссаржевской 27 марта, прервали, когда в зале послышались лозунги «Долой самодержавие!». Премьера превратилась в политическую демонстрацию. Современники увидели в образе «Кащеева царства» и самом Кащее Российскую империю и самодержавие, а позднюю глухую осень, наполненную унылостью и мраком, проассоциировали с царством зла, которое свергает Иван-Королевич победой над Кащеем.
Сергей Прокофьев. «Вариация Феи осени»
Архип Куинджи. Осень (фрагмент). 1890–1895. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Осенняя вариация — отрывок из балета «Золушка» Сергея Прокофьева по мотивам известной сказки Шарля Перро. Композитор хотел написать балет специально для Галины Улановой: балерина впечатлила его своей ролью в «Ромео и Джульетте». Писал музыку композитор в военные годы, с 1940-го по 1944-й. Звуки осени раскрываются в первом акте балета, когда феи времен года приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.
На основе постановки в 1960 году режиссер Александр Роу и балетмейстер Ростислав Захаров сняли фильм-балет «Хрустальный башмачок».
Фрагмент фильма-балета «Хрустальный башмачок». Танец фей времен года
Читайте также:
- Что слушать в осеннюю хандру
- Весенний плейлист
- Что слушать, когда влюблен
Дмитрий Шостакович. «Октябрь»
Борис Кустодиев. Октябрь в Петрограде (фрагмент). 1927. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В советскую эпоху осень ассоциировалась с одним из главных исторических событий — «Великим Октябрем 1917 года». Впервые за осенне-революционную тематику Дмитрий Шостакович взялся в 1927 году. Тогда он получил заказ к первому крупному юбилею от Государственного издательства и написал Октябрьскую сонату. Затем появилась симфония «Посвящению Октябрю», и к 50-летию революции — симфоническая поэма «Октябрь», в которой тревога, ожидание перемен и, наконец, триумф были связаны с осенью.
Георгий Свиридов. «Весна и осень»
О. Черных. Болдинская осень (фрагмент). 1998. Многофункциональный социокультурный комплекс, Стрежевой, Томская область
Композиция «Весна и осень» — часть «Музыкальных иллюстраций к повести Александра Пушкина «Метель» Георгия Свиридова. Литературный первоисточник и сам относится к осени — Болдинской, золотой поре творчества русского поэта. Композитор приступил к написанию музыкальных картин в 1964 году по просьбе кинорежиссера и актера Владимира Басова. Он снимал кинофильм «Метель» с Олегом Видовым и Валентиной Титовой в главных ролях. В 1973 году Свиридов на основе этих картин написал сюиту из девяти номеров, которая стала самостоятельным произведением. «Весна и осень» — третий номер сюиты, построенный на контрасте: лиричная влюбленность Марьи Гавриловны сменяется сожалением о былых чувствах и печалью.
Георгий Свиридов. «Метель. Весна и осень»
Осенние мотивы Григория Пономаренко
Исаак Бродский. Осень (фрагмент). 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Осени посвящали не только симфонические произведения, но и песни. Композитор Григорий Пономаренко написал музыку к композициям «Осень в окошко стучится» на слова Виктора Дюнина и «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина. Обе песни вошли в народный репертуар и до сих пор любимы слушателями.
«Осень в окошко стучится». Музыка Григория Пономаренко, слова Виктора Дюнина. Исполняет Александра Стрельченко, 1972 год
«Отговорила роща золотая». Музыка Григория Пономаренко, слова Сергея Есенина. Исполняет Любовь Бажина, 1976 год
Исаак Шварц. «Дождик осенний»
Евгений Столица. Осень (фрагмент). 1905. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого, Пенза
Романс автора музыки ко множеству фильмов Исаака Шварца появился в 1984 году. Композитор написал его для кинофильма Владимира Савельева «Капитан Фракасс» по одноименному роману французского писателя Теофиля Готье. Песню «Дождик осенний» на слова Булата Окуджавы исполнила советская певица Елена Камбурова.
«Дождик осенний». Музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы. Исполняет Елена Камбурова
Сергей Курёхин. «Воробьиная оратория. Осень»
Станислав Жуковский. Осень. Веранда (фрагмент). 1911. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Необычным образом показал смену времен года советский музыкант-авангардист Сергей Курёхин. Он решил создать цикл, подобный произведениям Вивальди и Чайковского. Подтолкнуло Курёхина к работе с такой темой обращение норвежской фирмы, которая была обеспокоена экологическими проблемами в своей стране, в частности вымиранием воробьев. Автор придумал специальный «воробьиный» язык, а саму музыку написал всего за одну ночь. Так в 1993 году появилась «Воробьиная оратория», представленная в четырех сезонных вариациях. Премьера симфонической оратории прошла в Осло и в Санкт-Петербурге.
Автор: Татьяна Григорьева
Теги:
ПлейлистКомпозиторыКлассическая музыкаПубликации раздела Музыка
Альбом «Песни про осень» (Современные детские песни) в Apple Music
- Algeria
- Angola
- Armenia
- Azerbaijan
- Bahrain
- Benin
- Botswana
- Cameroun
- Cape Verde
- Chad
- Côte d’Ivoire
- Congo, The Democratic Republic Of The
- Egypt
- Eswatini
- Gabon
- Gambia
- Ghana
- Guinea-Bissau
- India
- Iraq
- Israel
- Jordan
- Kenya
- Kuwait
- Lebanon
- Liberia
- Libya
- Madagascar
- Malawi
- Mali
- Mauritania
- Mauritius
- Morocco
- Mozambique
- Namibia
- Niger (English)
- Nigeria
- Oman
- Qatar
- Congo, Republic of
- Rwanda
- Saudi Arabia
- Senegal
- Seychelles
- Sierra Leone
- South Africa
- Sri Lanka
- Tajikistan
- Tanzania, United Republic Of
- Tunisia
- Turkmenistan
- United Arab Emirates
- Uganda
- Yemen
- Zambia
- Zimbabwe
- Australia
- Bhutan
- Cambodia
- 中国大陆
- Fiji
- 香港
- Indonesia (English)
- 日本
- Kazakhstan
- 대한민국
- Kyrgyzstan
- Lao People’s Democratic Republic
- 澳門
- Malaysia (English)
- Maldives
- Micronesia, Federated States of
- Mongolia
- Myanmar
- Nepal
- New Zealand
- Papua New Guinea
- Philippines
- Singapore
- Solomon Islands
- 台灣
- Thailand
- Tonga
- Turkmenistan
- Uzbekistan
- Vanuatu
- Vietnam
- Armenia
- Österreich
- Belarus
- Belgium
- Bosnia and Herzegovina
- Bulgaria
- Croatia
- Cyprus
- Czech Republic
- Denmark
- Estonia
- Finland
- France (Français)
- Georgia
- Deutschland
- Greece
- Hungary
- Iceland
- Ireland
- Italia
- Kosovo
- Latvia
- Lithuania
- Luxembourg (English)
- Malta
- Moldova, Republic Of
- Montenegro
- Nederland
- North Macedonia
- Norway
- Poland
- Portugal (Português)
- Romania
- Россия
- Serbia
- Slovakia
- Slovenia
- España
- Sverige
- Schweiz
- Turkey
- Ukraine
- United Kingdom
- Anguilla
- Antigua and Barbuda
- Argentina (Español)
- Bahamas
- Barbados
- Belize
- Bermuda
- Bolivia (Español)
- Brasil
- Virgin Islands, British
- Cayman Islands
- Chile (Español)
- Colombia (Español)
- Costa Rica (Español)
- Dominica
- República Dominicana
- Ecuador (Español)
- El Salvador (Español)
- Grenada
- Guatemala (Español)
- Guyana
- Honduras (Español)
- Jamaica
- México
- Montserrat
- Nicaragua (Español)
- Panamá
- Paraguay (Español)
- Perú
- St. Kitts and Nevis
- Saint Lucia
- St. Vincent and The Grenadines
- Suriname
- Trinidad and Tobago
- Turks and Caicos
- Uruguay (English)
- Venezuela (Español)
- Canada (English)
- Canada (Français)
- United States
- Estados Unidos (Español México)
- الولايات المتحدة
- США
- 美国 (简体中文)
- États-Unis (Français France)
- 미국
- Estados Unidos (Português Brasil)
- Hoa Kỳ
- 美國 (繁體中文台灣)
Классическая фортепианная музыка, вдохновленная осенью
На смене сезона некоторые композиторы фортепианной музыки пребывают в размышлении, в то время как другие изображают метеорологические условия – туманное утро и осенние ветры, которые сдувают с деревьев золотые и красные листья и разбрасывают их по воздуху. большие всплески активности. Осень — это также время подготовки к зиме, пылающих костров и домашнего тепла.
Вот шесть фортепианных пьес, которые контрастно отражают осень:
Затуманенная осень
Эта атмосферная фортепианная миниатюра, написанная в 1987 году американским композитором Джозефом Швантнером, начинается с восходящего жеста, взволнованных трелей и драматической динамики, предполагающей переменчивость осенней погоды, а затем переходит в более задумчивую часть с вздыхающая мелодия с оттенком задумчивости.
Les Soirs illuminés par l’ardeur du charbon (Вечера, освещенные горящими углями)
Отправляйтесь в зарево огня с этой фортепианной пьесой Дебюсси, написанной во время Первой мировой войны и подаренной торговцу углем Дебюсси в благодарность за то, что он нашел для него топливо. Произведение было неизвестно до его открытия в 2001 году. Менее чем за три минуты оно обладает сияющим, успокаивающим теплом, а его средняя часть окрашена мягкими мелодичными аккордами.
Клод Дебюсси: Les soirs illuminés par l’ardeur du charbon (Ален Планес, фортепиано)
Осень, Концертные этюды, соч. 35
Самая известная фортепианная пьеса Сесиль Шаминад во многом обязана романтическим этюдам Шопена и Листа, сочетая в себе как технические, так и художественные задачи для исполнителя. Его певучая основная мелодия сопровождается нежными текстурами, отражающими умиротворение и меланхолию осеннего сезона, а con fuoco средняя часть вызывает драматическую бурю, прежде чем снова погрузиться в спокойствие.
Осенняя песня
В этой миниатюре Чайковского из сюиты «Времена года» настроение отчетливо унылое в меланхолии ре минор. Помеченная как doloroso , вздыхающая мелодия предполагает самоанализ, но с оттенком надежды, когда музыка переходит в мажорную тональность.
Петр Ильич Чайковский: Les Saisons (Времена года), Op. 37b – X. Октябрь: Осенняя песня (Олли Мустонен, фортепиано)
Brouillards (Туман/Туманы)
В этой пьесе из своей второй книги Прелюдий для фортепиано Дебюсси изображает кружащиеся туманы через полумикваверные фигуры в правой руке, в основном на черных клавишах, которые создают дымку звука, сквозь который едва различимы аккорды левой руки. Время от времени текстура проясняется, выделяя басовые аккорды или другие текстуры, как будто туман слегка рассеивается, открывая более четкие детали фигур или деревьев.
Клод Дебюсси: Прелюдии, том 2 – № 1: Brouillards (Франсуа-Жоэль Тиолье, фортепиано)
Кровавый корень из «Книги листьев» Произведение американского композитора Рэйчел Граймс обладает задумчивой осенней атмосферой, а его вступительный жест — размашистый импровизационный пассаж — напоминает листья, кружащиеся на ветру. Основная часть музыки напоминает прелюдию Баха-Зилоти си минор. После каскадов полукваверов последняя часть представляет собой серию задумчивых гимноподобных аккордов.
Чтобы узнать больше о лучших произведениях классической музыки, читайте наш электронный информационный бюллетень
5 произведений классической музыки об осени
, доктор Джастин Уайлдридж
Классическая музыка об осени1. Осень из «Времен года»; Соч. 67; Александр Глазунов
Имя Глазунова сегодня не часто слышишь в концертных залах и в радиопередачах. Он был композитором, который был очень популярен в последние годы 19-го века.-й -й век России и учился у великого Римского-Корсакова.
Глазунов родился в Санкт-Петербурге, Россия, в 1865 г. и умер в Париже в 1936 г. Его впечатляющий каталог произведений включает концерты для фортепиано и скрипки, восемь симфоний, музыку для эпизодов и произведения для балета. Глазунов написал значительное количество камерной музыки, которая сейчас, пожалуй, более популярна, чем его симфонические произведения.
Глазунов продолжает дело Чайковского, отвергая более современный подход соотечественников, Прокофьева и Стравинского. «Времена года» не исключение и тесно связаны с балетами Чайковского. Он был написан для Русского Императорского балета, и его премьера состоялась в Санкт-Петербурге в первые месяцы 19 века.00.
Балет – это действительно непрерывный музыкальный гобелен времен года, который начинается с ледяной зимы; цветочные феи весной, теплое сияние солнца в сопровождении флейты сатиров летом и осенний танец. Последняя кода называется «Соболиное небо» и изображает мерцающие звезды в балдахине наверху.
2. Ноябрьский лес Арнольда Бакса
https://youtu. be/dWooGjw28Wg
Бакс, родившийся в Лондоне в 1883 году, часто считается одним из последних британских композиторов-неоромантиков наряду с Финци и Элгаром. . Его работы заключают в себе романтические идеалы, столь распространенные в большей части кельтской поэзии, которой он восхищался, и в произведениях У. Б. Йейтса.
Бакс учился в Королевской музыкальной академии и, как говорят, был блестящим пианистом. С 1942 по 1953 год он был мастером музыки королевы. Его каталог произведений включает в себя замечательную камерную музыку, а также семь высокооплачиваемых симфоний.
Ноябрь Вудс был написан в 1917 году, в очень неспокойное время в истории Европы, когда на континенте бушевала война. Произведение представляет собой тональную поэму, цель которой не только передать чувства темного и бурного осеннего леса, но и выражение собственной скорби композитора по поводу прохождения более счастливых времен. «Ноябрьский лес» — это сильно вызывающая воспоминания и задумчивая оркестровая пьеса, которая бегло показывает, что Бакс — непревзойденный оркестровщик и очень выразительный композитор.
3. Времена года Йозефа Гайдна
Название оратории Гайдна «Сотворение» пользовалось огромным успехом как в его родной Австрии, так и в Лондоне. Воодушевленный этим, Гайдна призвали подумать о написании другого произведения в том же духе. Ему представили длинное стихотворение с таким же названием Джеймса Томсона, и он должным образом принялся за работу с помощью своего давнего друга и соавтора творения ван Свитена.
Совет Свитена по поводу написания этого текста заключался в том, чтобы он не был таким же надежным, как их предыдущая совместная работа, и композиция «Времен года» сказалась на стареющем композиторе. Хотя премьера оратории в Австрии была встречена положительно, этого нельзя было сказать о ее восприятии в Англии, где критики сочли гайдновское изображение времен года несколько старомодным.
Времена года, как и следовало ожидать, делятся на четыре части: Весна, Лето, Осень и Зима. Осень вызывает в воображении образы охоты и тяжелого труда крестьянской общины и завершается тем, что австрийцы хорошо справляются; застольный хор.
4. Народные песни четырех времен года Ральфа Вона-Уильямса
Во-Уильямс был одним из самых выдающихся английских композиторов своего времени. Его симфонические произведения стоят среди величайших его достижений, как и его любовь к английским народным традициям и их музыке. Эти песни были написаны в 1950 только для хора женских голосов и относятся к кантате.
Кантата похожа на короткую ораторию, но в данном случае на светские темы.
Каждое время года занимает свою очередь в композиции после короткой прелюдии, и каждое из них использует свой набор народных песен, которые адаптированы, развиты и прекрасно аранжированы для женского хора. Вон-Уильямс любил сочинять для музыкантов-любителей и использовал таланты этих певцов, разделив их на три группы, причем наиболее технически способным были даны секции без аккомпанемента.
Осень — третья часть произведения, состоящая из следующих песен; Джон Берликорн, «Беспокойная могила» и «Акр земли». Они оцениваются для полного припева и полуприпева; три голоса без сопровождения и все голоса соответственно. Работа безошибочно принадлежит Вон-Уильямсу с ее обилием цветов и бархатистой текстурой.
5. L’autunno (Осень) из оперы «Времена года» Антонио Вивальди
youtube.com/embed/Z21_VpNipfg?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>«Времена года», написанная Вивальди где-то между 1720 и 1723 годами во время работы в Оспедале делла Пьета в Венеции. Позже они были опубликованы в Амстердаме и десятилетиями возглавляли список популярных произведений барокко.
Находясь в Венеции, Вивальди научил нескольких чрезвычайно талантливых девушек петь, сочинять музыку и играть на скрипке. Из качества и сложности этой музыки видно, насколько способными были эти ученики. Эти четыре скрипичных концерта под названием «Времена года» ярко изображают чувства, приписываемые каждому времени года.
Мастерство Вивальди как композитора и скрипача проявляется в этих концертах. Каждый тонкий нюанс времен года наполняет музыкальную канву. «Осень» — третий концерт и, как и другие, состоит из трех частей. Это Аллегро; Adagio molto и Allegro, излюбленный композитором паттерн «быстро-медленно».