Разное

Корбюзье архитектор работы: Как Ле Корбюзье заставил всех ненавидеть современную архитектуру — Bird In Flight

Ле Корбюзье и средства архитектурной выразительности. Зигфрид Гидион | Ле Корбюзье | Le Corbusier

Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере Гри) родился в Ла-Шо-де-Фон (Швейцария) в 1887 г., где его предки поселились в XIV в., придя из Южной Франции. Многие поколения семьи Жаннере состояли из художников и граверов. Отец его был гравером циферблатов, а мать — пианисткой. Ле Корбюзье тоже обучался граверному искусству. В тринадцать с половиной лет он поступил в Школу прикладных искусств в Ла-Шо-де-Фон. Один из преподавателей школы Леплатенье открыл ему глаза на окружающий мир. Он научил Ле Корбюзье разбираться в шедеврах искусства, заинтересовал архитектурой, указал на необходимость непосредственного наблюдения жизни и привил привычку непрерывно делать эскизы.

Связь с историей.  Ле Корбюзье воспринимал не только современный мир, но и прошлое. Он не был ослеплен формами прошедших эпох. В музеях Корбюзье присматривался к искусству первобытных и ранних культур, зная точно, что он ищет.

В течение года Ле Корбюзье путешествовал. Он побывал на Балканах, в Малой Азии, Греции, Риме. К тому, что Корбюзье впитал от искусства прежних времен, добавилось взятое им от своего времени, все, что в нем жило явно или что еще должно было появиться.

Связь с предшественниками. В 1909—1910 гг. он работал в мастерской Перре в Париже, где учился, как использовать железобетон. В Берлине он недолго работал в мастерской Петера Беренса — сборном пункте многих молодых талантов своего времени. Первая опубликованная Ле Корбюзье книга явилась результатом этого опыта. Он посещал Вену и венские мастерские, но отказался от приглашения Йозефа Гофмана (известного ученика Отто Вагнера) работать вместе.

Связь с живописью. Следует упомянуть и о другом источнике влияния — о его контакте с современной живописью.

В наше время, в эпоху узкой специализации, редко встречаются живописец и архитектор в одном лице. Ле Корбюзье, талант которого напоминает универсализм Леонардо,— одно из редких исключений; в его режиме дня утро было отведено живописи, а послеобеденное время — архитектуре. Основой творчества Ле Корбюзье в обеих областях является его пространственная концепция. Архитектура и живопись — это только два различных инструмента, с помощью которых он выражает одну и ту же концепцию.

Дома, построенные Ле Корбюзье, проникнуты тем же духом, что и современная живопись.

В картинах самого Ле Корбюзье отражена изменчивая прозрачность, свойственная современным художникам. Он сознательно выбирал самые будничные предметы — бутылки, стаканы и т. п., чтобы содержание не отвлекало внимания от самой живописи. Исследователь не может, однако, считать этот выбор случайным. Он видит в нем предпочтение, отдаваемое изменчивым, просвечивающим предметам, масса которых и очертания переходят друг в друга, что ведет нас от картин Корбюзье к его архитектуре. Около 1910 г. Пикассо и Брак стремился показать в своих картинах одновременно внутренние и наружные части предметов, что являлось отражением новой пространственной концепции.  Ле Корбюзье по этому же принципу интерпретировал в архитектуре внешнее и внутреннее пространства. Мы уже наблюдали аналогичные тенденции в зданиях Франческо Борромини в XVII в. Но такая интерпретация пространства могла развиваться дальше только в такое время, когда наука и искусство рассматривают пространство как нечто по существу своему многостороннее и динамичное.

Железобетон как средство художественного выражения. Ле Корбюзье пользовался железобетоном как средством для выражения своих идей в архитектуре (Le Corbusier et Pierre Jeannerete. Oeuvre complete, Sechs Bande selt 1929. Girlsberger. Zurich. ). Он объединял в своем творчестве традиционные французские методы, развивая принципы Перре и Тони Гарнье. Только во Франции архитекторы могли неограниченно и беспрепятственно пользоваться железобетоном. Строительное законодательство Германии и Англии выражало недоверие к изящным железобетонным конструкциям и настаивало на неоправданно больших сечениях. Французы всегда стремились к легкости и точности в своих сооружениях, опираясь на соответствующие строительные нормы.

Фактически исходной позицией Ле Корбюзье можно считать чертеж, относящийся к 1915 г. На нем изображены лишь шесть железобетонных опор и три горизонтальные плиты, соединенные между собой легкой лестницей. Ле Корбюзье умел, как никто до него, превращать железобетонный каркас, разработанный инженером, в средство архитектурного выражения. Он знал, как выявить то общее, что существует между железобетонной конструкцией и новыми социальными требованиями к архитектуре, которые тогда впервые стали ощутимыми.

Для того чтобы создавать дома удивительной легкости и дальше развивать свободную планировку, начало которой положил Райт, Ле Корбюзье использовал такие свойства железобетонного каркаса, как возможность свободно изменять расположение внутренних стен. Новая интерпретация железобетонного каркаса — важный момент в творчестве Ле Корбюзье.

Проблема жилища находится в центре теоретической и практической деятельности Ле Корбюзье. Один из первых домов, построенных им в 1916 г. в Швейцарской Юре, снаружи имел обычную форму. Но в нем уже применен железобетонный каркас, который был использован во всех последующих сооружениях Ле Корбюзье. Характер каркаса менялся в зависимости от тех целей, которые ставил перед собой архитектор.

Пять принципов Ле Корбюзье. Корбюзье сформулировал пять принципов единства архитектуры и конструкции.

1. Колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища.

В начале XIX в. Джон Нэш уже применял такие колонны. В 1843 г. Лабруст в одной из комнат библиотеки св. Женевьевы установил свободно стоящие чугунные колонны. Однако Ле Корбюзье использовал свободно стоящую колонну иначе: совместно с армированными балками каркаса она принимала на себя всю нагрузку, а стены становились ненесущими. (В механическом цехе, построенном Гропиусом на заводе «Фагус» в 1914 г., стальные колонны тоже поставлены за наружной стеной.)

2. Функциональная независимость каркаса и стены не только в отношении наружных стен, но и внутренних членений. Уильям ле Барон Дженни в первой каркасной конструкции — Лейтер-билдинг в Чикаго (1889) тоже использовал тип каркасного здания, допускающего свободу расположения ненесущих внутренних стен. Виктор Орта в доме на ул. де Турин (1893) и Перре в доме на ул. Франклина (1930) дали толчок гибкой трактовке плана, что обеспечивало независимость отдельных этажей друг от друга.

3. Свободный план. Ле Корбюзье превратил железобетонный каркас из технического средства в фактор эстетического воздействия. Он пользовался перегородками, чтобы моделировать внутреннее пространство дома самым различным образом, используя криволинейные лестницы и изогнутые или плоские перегородки. Эти средства давали возможность гибко формировать внутреннее пространство и осуществлять взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространств, что было необычным и смелым. Так, в Карпентер-центре (1962) пандус с одной стороны здания поднимается, а с другой — опускается.

Такая трактовка здания в целом — совершенно свободное и индивидуализированное моделирование пространства в пределах каждого этажа — все это в сумме составляет то, что он подразумевал под термином «свободный план». К этому времени разница между свободной планировкой Райта и методом европейских архитекторов стала очевидной. Работа последних основана на новой пространственной концепции, выросшей из кубизма.

4. Свободный фасад как непосредственное следствие каркасной конструкции.

5. Сад на крыше. Чтобы понять структуру домов Райта, их нужно обойти кругом. В творчестве Корбюзье плоская крыша является актом дополнительного пространственного раскрытия дома «кверху». Плоскую крышу Ле Корбюзье применял уже в 20-х и 30-х годах для односемейных домов. В дальнейшем своем развитии планировка крыши была сильно изменена и привела к тончайшему моделированию, характерному для Жилой единицы в Марселе.

 

Вилла Савой, 1928—1930

Начиная с 1922 г., когда Ле Корбюзье стал строить регулярно, он применял и развивал названные пять принципов (Giedion S. Le Corbusier et I’architecture contemporaine. «Cahiers d’art», V. Paris, 1930, n. 205—215.). Опыт, приобретенный в результате строительства жилых домов, дал ему возможность пользоваться своими творческими установками во все более ясной форме. Пожалуй, в самом чистом виде они выражены в вилле Савой, построенной в Пуасси в 1928—1930 гг.

Во всех домах, построенных Ле Корбюзье, зодчий решает одну и ту же проблему. Всегда он пытается раскрыть дом, создать новые возможности для связей между интерьером и экстерьером и внутри самого интерьера. Мы и сейчас стремимся к организации пространства, которое может быть по желанию раскрыто в любом направлении.

Дома, которые до этого строил Ле Корбюзье, были обычно расположены на небольших участках. Участок для виллы Савой был совершенно изолированный. Заказчик требовал такого расположения дома, чтобы раскрывался беспрепятственный вид на окрестности.

Дом представляет собой кубический объем, установленный на столбах. Это не сплошной массив; с юго-восточной и юго-западной сторон часть объема «вырезана» так, что, когда встает солнце, свет заливает все внутреннее пространство.

Входной холл расположен на северо-западной стороне, но, чтобы попасть в него с дороги, нужно обойти дом с южной стороны. Фактически дом не имеет главного фасада, переднего или заднего фронтона, поскольку он открыт со всех сторон. В двух стенах жилой комнаты окна горизонтальные раздвижные. Третья стена, выходящая на террасу, застеклена на две трети своей длины снизу доверху. Половина этой стеклянной перегородки отодвигается назад с помощью легкоуправляемого рычага — и тогда комната мгновенно изменяется, возникает непосредственная связь между интерьером и наружным миром. Однако окружающий ландшафт виден только отдельными участками, как бы в рамках.

Со времени постройки дома Ла Рош в Отейле (1923—1924) Ле Корбюзье занимался проблемой устройства пандуса внутри дома. Если помещение достаточно велико, отказ от лестницы позволяет осуществить почти незаметный переход с одного этажа на другой. Пандус в вилле Савой состоит из двух секций. Одно крыло находится внутри, другое проходит вдоль внешней стены до сада на крыше. Кроме пандуса имеется винтовая лестница, которая идет от земли до крыши.

Невозможно охватить виллу Савой взглядом с одной точки; эта композиция осуществлена в буквальном соответствии с пространственно-временной концепцией.

В массиве здания сделаны вырезы во всех направлениях: сверху и снизу, внутри и снаружи. На поперечном сечении в любой точке видно, что наружное и внутреннее пространства образуют сложное сочетание, проникая друг в друга. Вилла Савой была сильно повреждена во время войны.

Применение пандуса. В творчестве Ле Корбюзье применение пандуса в качестве элемента, связывающего расположенные на разной высоте горизонтальные плоскости внешнего и внутреннего пространств, можно проследить вплоть до самых последних его сооружений: пандус ведет в здание Капитолия в Чандигархе, проходит сквозь здание Центра по изучению изобразительного искусства Гарвардского университета (1962, Visual Art Center of Harvard University).

Борромини в свое время был близок к осуществлению взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространств в некоторых из своих церквей. Впервые, однако, взаимопроникновение внешнего и внутреннего пространств в современном понимании было осуществлено в Эйфелевой башне в 1889 г.

В конце 20-х годов благодаря Корбюзье это стало возможным осуществить и в жилище.

Эта возможность потенциально была заложена в каркасной системе конструкции, но для ее выявления каркас должен был быть использован так, как это делал Ле Корбюзье для выражения новой пространственной концепции. Именно это он имеет в виду, когда определяет архитектуру как «одухотворенную, осмысленную конструкцию».

 

Конкурс на здание Дворца Лиги Наций, 1927

В 1927 г. Международный конкурс на здание Дворца Лиги Наций в Женеве стал одним из самых значительных этапов в истории современной архитектуры. Впервые архитекторы бросили вызов рутине академии в этой области, в которой она господствовала на протяжении ряда поколений,— проектировании монументальных административных зданий. Хотя академия выиграла это сражение, но победа поколебала ее престиж; это была действительно пиррова победа.

Уже с самого начала было ясно, что из 337 представленных проектов особенно значительной и интересной была работа Ле Корбюзье и Пьера Жаннере, что подтвердилось впоследствии. В чем заключалось достоинство проекта, заставившего жюри серьезно отнестись к новой архитектуре, которую ранее эти видные профессионалы считали эстетической бессмыслицей? В течение десятилетий существовал установившийся стиль для официальных правительственных зданий, который был почти одинаков в различных странах. И когда встал вопрос о здании в Женеве, официальные лица автоматически обратились к этому установившемуся стилю. В проекте Корбюзье вопросы стилевой направленности были второстепенными; главное внимание мастер уделил целесообразной функциональной организации комплекса.

Создание Дворца Лиги Наций с ее сложной организацией и разнообразными функциями потребовало разделения ее штаб-квартиры на три главные части: секретариат — для повседневной работы ее администрации; место для собраний различных комитетов, сессии которых созывались время от времени, и зал для ежегодных собраний Ассамблеи. Кроме того, требовалось большое помещение для библиотеки.

Проект Ле Корбюзье. В проекте, представленном Ле Корбюзье и Жаннере (Le Corbusier. Une Maison, un palais. Paris, 1928.), было найдено наиболее компактное и рациональное решение всех этих проблем * (По предложению друзей современной архитектуры, планы Дворца Лиги Наций Ле Корбюзье были куплены Цюрихским университетом в 1939 г. Общий вид Дворца хранится там же. Остальные 17 листов проекта хранятся в архивах.).

Секретариату, большому административному зданию, близ входа в комплекс отводилось стройное крыло, располагаемое параллельно озеру. Ряды горизонтально-раздвижных окон открывают беспрепятственный вид на озеро и горы. На крыше имеется сад. Здание с железобетонным каркасом как будто парит над площадкой, опираясь на колонны. Колонны каркаса установлены с отступом от ненесущих стен. В данном случае Ле Корбюзье воспользовался той же трактовкой, которую незадолго до этого и в меньшем масштабе он применил при строительстве виллы Кука (1927) в Булони-на-Сене.

Большое здание Ассамблеи выходило на озеро. Две боковые стены остеклены. При проектировании Большого зала для ассамблей, рассчитанного на 2600 человек, были учтены все требования, предъявляемые к большой аудитории. Требовалось спроектировать Зал заседаний так, чтобы с любого места все было прекрасно видно и слышно. Для того чтобы обеспечить выполнение этого требования, потолку была придана почти параболическая кривизна. Это было сделано по совету специалиста Густава Лиона . Но такая форма покрытия была использована не только для улучшения акустики. Техническое средство, предложенное для получения акустического эффекта, Ле Корбюзье превратил в фактор эстетики. Позднее в проекте здания ООН (1947) в Нью-Йорке Ле Корбюзье пошел еще дальше. Все ограждающие конструкции внутреннего объема здания ООН должны были восприниматься как единое целое благодаря тому, что им была придана общая кривизна. Будь этот гениальный замысел осуществлен, интерьер здания ООН стал бы самым выдающимся примером решения внутреннего пространства того времени.

В решении потолка Ле Корбюзье бессознательно следовал примерам прошлого. Так, в 1870-х годах Давиуд (Davioud) использовал параболический потолок в проекте театра на 5 тыс. человек. Адлер и Салливен в 1887 г. при проектировании театра «Аудиториум» в Чикаго, учитывая требования акустики, тоже исходили из этих соображений * (К тому времени Лион уже сконструировал зал Плейель в Париже. Зал Ле Корбюзье был спроектирован до того, как стали пользоваться громкоговорителями).

В планах Ле Корбюзье тщательно разработана проблема транспорта. Во время сессий Генеральной Ассамблеи она становилась особенно острой, и проект должен был предусмотреть возможность обеспечения быстрого движения больших потоков автомобильного транспорта. Для выхода со стороны заднего фасада здания Ассамблеи использовано решение, принятое в повседневной практике: крытая платформа, подобная железнодорожной, помещена между двумя транзитными линиями. И в данном случае чисто утилитарное решение превращено в средство художественного выражения.

Недостатки академических проектов. Функциональные требования, выдвинутые для здания секретариата, Большого зала и решения проблемы транспорта, которые стимулировали творческую фантазию Ле Корбюзье и Жаннере, для архитекторов, пошедших по пути традиционных решений, оказались камнем преткновения. Архитектурно-пространственное решение комплекса нового социального организма, подобного Лиге Наций, не могло быть удовлетворено схемами, в которых общие очертания были заранее определены необходимостью создать фасад-декорацию, производящий ложное впечатление торжественности и мощи.

Академические проекты монументальных зданий были неудачны и в другом отношении. В Версале, где большой ансамбль был впервые размещен в связи с природой, имелось неограниченное пространство. В Женеве участок строительства был строго ограничен. Кроме того, в наше время мы стремимся к сохранению природы в неприкосновенном виде, с тем чтобы здания и окружающая среда образовали гармоничное единое целое. Авторы академических проектов не были в состоянии ответить этому условию и не смогли избежать значительного объема земляных работ, что нарушило естественные контуры рельефа. Поэтому огромный дворец был нелепо расположен на крайне небольшом участке.

В проекте Ле Корбюзье — Жаннере все три основных здания и соединяющие их надземные переходы были расположены на ненарушенном рельефе в органичной связи с природой.

На основании рассмотрения проектов, поданных на международный конкурс в 1927 г., можно сделать обширный обзор состояния архитектуры того времени. В них были представлены все архитектурные течения конца XIX в., а также все экспериментальные направления современной архитектуры.

Раскол среди членов жюри. Среди членов жюри были представители стран, в которых велась борьба за новую архитектуру. Голландию представлял Г. П. Берлаге, Австрию — Йозеф Гоффманн, Бельгию — Виктор Орта; Швейцарию — Карл Мозер, оказавший большое влияние на подготовку швейцарских архитекторов.

Оппозицию не только среди членов жюри, но и в политических кругах составляли представители стран, которых едва коснулась тридцатилетняя борьба за новую архитектуру, таких как Англия и Франция, в которых новые направления не оказали никакого влияния на вкусы общественности или ответственных государственных чиновников. В состав жюри от Англии входил сэр Джон Бернетт, от Франции — Лемарескье, один из лидеров Школы изящных искусств. Он был самым активным и влиятельным членом академической партии.

Берлаге, Гоффманн и Мозер составляли группу, выступающую за выбор проекта в современном духе. При поддержке Орта они составили бы явное большинство. Но Орта, несмотря на то, что в молодости был одним из лидеров нового направления в архитектуре, теперь присоединился к сторонникам академического направления, что определило выбор традиционного проекта. Окончательное решение перешло к дипломатам, например к премьер- министру Франции Бриану, всеми фибрами души ненавидевшему новую архитектуру.

«Пиррова победа» академии. Наконец, жюри приняло решение, чтобы создатели четырех премированных проектов совместно разработали окончательный вариант в традиционно монументальном стиле. * (Дальнейшие осложнения возникли в связи с предоставлением новой, больших размеров строительной площадки. Было создано несколько планов Дворца Лиги Наций. Наконец пришли к заключению, что нужно следовать общему плану Ле Корбюзье. Но этот общий план архитектуры переработали в духе установившейся практики. В 1937 г. состоялось открытие здания. И все — от туристов до дипломатов — признали, что оно неудачно.)

Мы уделили особенное внимание Дворцу Лиги Наций потому, что на этом примере впервые широкая общественность ознакомилась с современной архитектурой.

В 1927 г. Мис ван дер Роэ было поручено строительство поселка Вейссенхоф в Штутгарте. Он привлек к проектированию домов передовых архитекторов Европы, принимавших активное участие в новом движении в архитектуре. Отклонение проекта Ле Корбюзье послужило также толчком к основанию в 1928 г. содружества CIAM, где были сформулированы многие новые принципы архитектуры и градостроительства.

Здание Центросоюза, Москва. Проект Дворца Лиги Наций Ле Корбюзье остался нереализованным, но заложенные в нем принципы частично были осуществлены в здании Центросоюза в 1928—1934 гг. Это было одно из подлинно современных зданий, построенных (правда с искажениями) в то время в СССР. Проект Дворца Советов (1931) с потолком в Большом зале, подвешенным на тросах, укрепленных на параболической железобетонной арке, представлял собой самую смелую по замыслу работу Ле Корбюзье.

 

Большие сооружения и цели архитектуры

Приблизительно в тот же период в Париже появились два больших сооружения Ле Корбюзье: убежище Армии Спасения (1929—1933) и общежитие для швейцарских студентов в Университетском городке (1931—1933). В обоих зданиях виден новый подход Ле Корбюзье к использованию эстетических средств. Здание швейцарского студенческого общежития — одно из самых изящных и впечатляющих созданий Ле Корбюзье. Все здание опирается на мощные железобетонные колонны, закрепленные в скальном грунте. Одна сторона здания образована стеклянной несущей стеной; другая выступающая часть второй изогнутой стены тщательно оформлена бутовым камнем.

Прежде всего в этом здании поражает необычное моделирование объемов и пространства в вестибюле. Хотя это помещение было сравнительно ограниченным по размерам, воображение архитектора создало в нем живое, свободное и обширное пространство. Это было достигнуто сравнительно простыми методами: точное расположение лестницы, неожиданная криволинейность стен, принцип свободного плана (Le Corbusier et Pierre Jeanneret. Oeuvre complete, 1929—1934, v. II. Zurich, 1934.).

Совершенно иные проблемы были поставлены и решены при проектировании убежища Армии Спасения. Это было самое крупное здание из числа построенных Ле Корбюзье и его партнером. Хотя бюджет был очень ограниченным и строительное оборудование довольно примитивным, здание убежища представляет собой поистине смелое достижение. Это одно из первых многоэтажных зданий в Европе, в котором попытались применить упрощенный способ кондиционирования воздуха. Здесь поражает впечатление грандиозности, достигнутое соотношением между объемами здания и окружающим пространством.

Ле Корбюзье как теоретик. Труды Ле Корбюзье во всех областях от живописи до градостроительства имели такое же большое влияние, как и построенные им здания не только в Европе и США, но и в Латинской Америке. Литературные интересы Ле Корбюзье не ограничивались искусством. Статьи в периодическом журнале «L’Esprit Nouveau», который Ле Корбюзье, Озанфан и Поль Дермэ выпускали в 1919—1925 гг., касались самых различных областей, оказавших влияние на формирование интеллектуальной атмосферы.

Ле Корбюзье умел как никто иной свести сложную проблему к простым основным элементам и синтезировать эти результаты в виде чрезвычайно ясных формул, не упуская из виду основные творческие концепции и принципы. При любом исследовании, посвященном современной эпохе, нельзя пройти мимо первых трех глав работы Ле Корбюзье «Vers une architecture» (К архитектуре), первоначально напечатанной в «L’Esprit Nouveau» в 1920 г.

Обращая «глаза, которые не видят» на красоту «автомобилей, самолетов, пароходов», он указывает на существенные связи между инженером и архитектором, создавая своеобразный мост между красотой Парфенона и эстетикой техники XX в.

На чем основаны достижения Ле Корбюзье?

Ле Корбюзье подходит к решению проблемы здания с сейсмографической чувствительностью восприятия. Он освобождает здание от унаследованной от прошлого тяжеловесности и замкнутости.

Таким образом, Ле Корбюзье ставил перед собой те же самые задачи, которые инженеры XIX в. решили, пользуясь абстрактным языком металлических каркасов. Он научил нас моделировать все ограждения объема: стены главного и дворового фасадов, торцовые стены и крышу.

Аналогию элементам, которыми пользовался Ле Корбюзье, часто можно легко найти в промышленных зданиях. Столбы (Piloti), на которые оперты его здания, встречаются во многих товарных складах; горизонтальное ленточное остекление обычно встречается в цехах; платформа, которую он включает в комплекс Дворца Лиги Наций, и пандус, применяемый для обеспечения взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства, используют на многих железнодорожных сооружениях во Франции (например, на вокзале в Монпарнасе). Он извлекает эти элементы из обычной для них среды и на основе новой пространственной концепции придает им новое архитектурное звучание.


Зигфрид Гидион. Пространство, время, архитектура (Sigfried Giedion. «Raum, Zeit, Architektur»). Стройиздат. Москва. 1984

Архитектурное наследие Ле Корбюзье (ЮНЕСКО)

Одно из творений великого Ле Корбюзье в центре Токио

Промышленная революция XIX века открыла новый мир прочных материалов, которые можно было использовать в строительстве. Когда стали доступны бетон и арматура, архитекторы получили широкое поле для экспериментов. Развилось новое направление — модернизм, с массивными симметричными формами, функциональностью и минимализмом. Оно повлияло на живопись, скульптуру, музыку и другие виды искусства.

Знаменитый швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри, 1887–1965) стал родоначальником этого движения. Он проектировал здания в Европе, Америке, Японии и Индии. Массивные, гладкие, симметричные бетонные постройки — пример для целого поколения современных архитекторов-бруталистов. Ле Корбюзье предложил принципиально новый взгляд на функциональность зданий и городское планирование.

Среди многочисленных работ архитектора — 17 зданий в семи странах, которые вошли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них — единственное сооружение, построенное архитектором в Японии: Национальный музей западного искусства в Токио.

 

Национальный музей западного искусства в Токио

  • Прогуляться по территории музея, где стоят статуи Родена
  • Изучить современные работы архитекторов Тадао Андо и Дзюндзо Сакакуры

Архитектурный шедевр в парке Уэно

Национальный музей западного искусства расположен в районе Уэно в Токио. Здесь выставлены 4500 скульптур и картин западных мастеров последних пяти веков. В экспозиции музея есть работы Ван Гога, Сезанна и Моне. Посетителей неизменно впечатляют внешний вид и интерьеры здания, построенного Ле Корбюзье в 1959 году. Музей — прямоугольное бетонное сооружение. Основные функционально-декоративные элементы интерьера — световые люки, балки и пандусы.

Когда коллекция музея стала увеличиваться, Ле Корбюзье нанял помощников — японских архитекторов Кунио Маэкаву, Дзюндзо Сакакуру и Такамасу Ёсидзаку, чтобы расширить территорию. В результате были построены лекционный зал (1964), флигель (1979) и билетная касса (1984).

 

Вокруг здания музея — сад скульптур, где стоят копии работ Родена — в том числе «Мыслитель» и «Врата ада».

Японский ученик Ле Корбюзье

Музей современного искусства в соседнем курортном городе Камакура спроектирован учеником Ле Корбюзье — архитектором Дзюндзо Сакакурой. Здание и прилегающая территория — сочетание стиля учителя с эстетическими представлениями ученика-японца. Музей, где переплетены традиции и современность, — недалеко от самого уважаемого святилища Камакуры, Цуругаока Хатимангу. Любопытно, что здание построили раньше, чем Национальный музей западного искусства, хотя они очень похожи. Сейчас музей закрыт для посетителей, но постройка и сама по себе — памятник современной японской архитектуры.

 

Сакакура семь лет работал под началом Ле Корбюзье и был шеф-архитектором его студии. Потом ученик великого мастера вернулся в Японию, где спроектировал многие известные здания — например, Международный дом Японии и Франко-японский институт. Все они расположены в разных частях страны, так что любители архитектуры могут отправиться в путешествие, чтобы познакомиться со всеми шедеврами.

 

Ле Корбюзье и Тадао Андо

Идеи Ле Корбюзье оказали значительное влияние на архитекторов всего мира, как и идеи других известных зодчих — Фрэнка Ллойда Райта и Людвига Мис ван дер Роэ. Одним из последователей Ле Корбюзье считается современный японский архитектор Тадао Андо. По его проектам построили отель Benesse House на острове Наосима и Церковь Света в Осаке. У Андо нет официального архитектурного образования: он учился всему на практике и много изучал чертежи Ле Корбюзье.

 

Проекты Тадао Андо: Художественный музей префектуры Хёго и Музей дизайна 21_21

Как добраться

Поезжайте от станции Tokyo по линии Yamanote до станции Ueno. Парк Уэно — совсем недалеко.

Архитектурная работа Ле Корбюзье, выдающийся вклад в современное движение

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Выбрано из работ архитектора Ле Корбюзье, которые сохранились в одиннадцати странах на четырех континентах, памятники в семи странах на трех континентах, реализованные за полвека, впервые в истории архитектуры свидетельствуют об интернационализации архитектурной практики на всей планете.

Семнадцать объектов вместе представляют собой выдающийся ответ на некоторые из фундаментальных проблем архитектуры и общества в 20-м веке. Все они были новаторскими в том, как они отражали новые концепции, все они оказали значительное влияние на обширные географические области, и вместе они распространяли идеи Современного движения по всему миру. Несмотря на свое разнообразие, Модерн был крупным и существенным социокультурным и историческим образованием 20-го века, который в значительной степени остался основой архитектурной культуры 21-го века. С 19С 10-х по 1960-е годы Современное движение, отвечая на вызовы современного общества, стремилось создать уникальный форум идей на мировом уровне, изобрести новый архитектурный язык, модернизировать архитектурные методы и удовлетворить социальные и человеческие потребности современного человека. Серия обеспечивает выдающийся ответ на все эти вызовы.

Некоторые из составных сайтов сразу же приобрели культовый статус и имели всемирное влияние. К ним относятся Вилла Савойя, символ современного движения; Unité d’habitation в Марселе как главный прототип новой модели жилья, основанной на балансе между личностью и коллективом; Chapelle Notre-Dame-du-Haut за революционный подход к религиозной архитектуре; Cabanon de Le Corbusier как архетипическая минимальная ячейка, основанная на эргономических и функционалистских подходах; и Maisons de la Weissenhof-Siedlung, которые стали известны во всем мире как часть выставки Werkbund.

Другие сайты выступали в качестве катализаторов распространения идей в своих регионах, например Maison Guiette, который стимулировал развитие современного движения в Бельгии и Нидерландах; Maison du Docteur Curutchet, оказавший фундаментальное влияние в Южной Америке; Национальный музей изящных искусств Запада как прототип глобально перемещаемого Музея неограниченного роста, который закрепил идеи современного движения в Японии; и комплекс Капитолия, который оказал значительное влияние на Индийский субконтинент, где он символизировал присоединение Индии к современности.

Многие сайты отражают новые архитектурные концепции, принципы и технические особенности. Маленькая вилла в Борд-дю-Леман является ранним выражением минималистских потребностей, которые также кристаллизуются в Кабаноне де Ле Корбюзье. Пять пунктов новой архитектуры Ле Корбюзье символически переписаны на вилле Savoye. Immeuble locatif à la Porte Molitor является примером применения этих точек к жилому кварталу, в то время как они также применялись к домам, таким как Cité Frugès, и были переосмыслены в Maison du Docteur Curutchet в Couvent Sainte-Marie. -де-ла-Туретт и в Национальном музее изящных искусств Запада. Прототип многоквартирного дома со стеклянными стенами появился в Immeuble locatif à la Porte Molitor.

Несколько мест вдохновили основные тенденции в современном движении, пуризме, брутализме и движении к скульптурной форме архитектуры. Первое использование пуризма можно увидеть в Maisons La Roche et Jeanneret, Cité Frugès и Maison Guiette; Unité d’Habitation сыграла новаторскую роль в продвижении тенденции брутализма, в то время как Chapelle Notre-Dame-du-Haut и комплекс Capitol продвигали скульптурные формы.

Инновации и эксперименты нашли отражение в независимой конструкции бетонных балок Maisons de la Weissenhof-Siedlung, а в Couvent de La Tourette был использован предварительно напряженный железобетон. В комплексе Capitol забота о естественном кондиционировании воздуха и энергосбережении привела к использованию солнцезащитных кремов, двустенных крыш и отражающих бассейнов для сбора дождевой воды и охлаждения воздуха.

Стандартизация наблюдается в Unité d’Habitation de Marseille, прототипе, предназначенном для массового производства, в то время как Petite villa au bord du Lac Léman устанавливает стандарт для однопролетного минимального дома, а Cabanon de Le Corbusier представляет стандарт , минимальная единица для проживания. Модульор, гармоническая система, основанная на человеческом масштабе, была использована для внешних пространств Комплекса дю Капитолия, которые отражают силуэт человека с поднятой рукой.

Идея зданий, спроектированных с учетом новых потребностей «современного человека в эпоху машин», воплощена в светлых новых рабочих помещениях Manufacture à Saint-Dié, а также в авангардном жилье в Cité Frugès и низкой арендной плате. Maisons de la Weissenhof-Siedlung демонстрируют, что новые подходы были предназначены не для крошечной части общества, а для населения в целом. Напротив, Immeuble Clarté был призван произвести революцию в жилищном строительстве среднего класса. Афинская хартия, пересмотренная Ле Корбюзье, продвигала концепцию баланса между коллективом и личностью и имела прототип в жилом комплексе, в то время как комплекс Капитолия, центральный пункт плана города Чандигарх, рассматривается как наиболее полный вклад в ее принципы и идею Лучезарного города.

Критерий (i): Архитектурная работа Ле Корбюзье представляет собой шедевр человеческого творческого гения, обеспечивающий выдающийся ответ на некоторые фундаментальные архитектурные и социальные вызовы 20-го века.

Критерий (ii): Архитектурная работа Ле Корбюзье демонстрирует беспрецедентный обмен человеческими ценностями в мировом масштабе за полвека в связи с зарождением и развитием современного движения.

Архитектурная работа Ле Корбюзье произвела революцию в архитектуре, продемонстрировав в исключительной и новаторской манере изобретение нового архитектурного языка, порвавшего с прошлым.

Архитектурная работа Ле Корбюзье знаменует собой рождение трех основных направлений в современной архитектуре: пуризма, брутализма и скульптурной архитектуры.

Глобальное влияние, достигнутое «Архитектурной работой Ле Корбюзье» на четырех континентах, является новым явлением в истории архитектуры и демонстрирует беспрецедентное влияние.

Критерий (vi): Архитектурная работа Ле Корбюзье прямо и материально связана с идеями современного движения, теории и работы которого имели выдающееся универсальное значение в двадцатом веке. Серия представляет собой «Новый дух», отражающий синтез архитектуры, живописи и скульптуры.

Архитектурная работа Ле Корбюзье воплощает в жизнь идеи Ле Корбюзье, которые были широко представлены Международным конгрессом современной архитектуры (CIAM) с 1928 года.

Архитектурная работа Ле Корбюзье является выдающимся отражением попыток современного движения изобретать новый архитектурный язык, модернизировать архитектурные методы и отвечать социальным и человеческим потребностям современного человека.

Вклад, внесенный архитектурной работой Ле Корбюзье, является не только результатом образцового достижения в данный момент, но и выдающейся суммой построенных и письменных предложений, постоянно распространяемых по всему миру на протяжении полувека.

Честность

Целостность серии в целом достаточна, чтобы продемонстрировать, как здания Ле Корбюзье отражают не только развитие и влияние современного движения, но и то, как они были частью его распространения по всему миру.

Целостность большинства сайтов-компонентов хорошая. В Cité Frugès, на территории собственности, новые здания на трех участках участка, один из которых включал типовой дом Ле Корбюзье, разрушенный во время войны, не соответствуют концепции архитектора. На вилле Savoye и соседнем доме садовника целостность частично нарушена лицеем и спортивными площадками, построенными с трех сторон первоначального луга, окружавшего виллу в 19 веке.50-е годы. Настройка этого сайта хрупкая. В Maisons de la Weissenhof-Siedlung разрушение во время войны и послевоенная реконструкция привели к тому, что коллективная целостность модельного поселения пострадала из-за потери десяти домов из двадцати одного.

В часовне Нотр-Дам-дю-О, где строение Ле Корбюзье было построено на многовековом месте паломничества, целостность этого места была частично нарушена новым центром для посетителей и женским монастырем рядом с часовней, которая пересекала Ле Структура Корбюзье из созерцательной обстановки на склоне холма.

В Immeuble locatif à La Porte Molitor прямо перед стеклянным фасадом многоквартирного дома построен новый стадион для регби.

Подлинность

Эта серия наглядно демонстрирует, что в сумме получается нечто большее, чем просто сумма составных частей.

Для большинства отдельных составных сайтов аутентичность является хорошей по отношению к тому, насколько хорошо можно сказать, что атрибуты сайта отражают общую выдающуюся универсальную ценность серии. В Cité Frugès на трех участках были построены традиционные дома, заменяющие постройки Корбюза, в то время как в других частях городского ландшафта наблюдается частичная утрата аутентичности из-за пренебрежения и внутренних изменений. В l’Unité d’habitation пожар 2012 года уничтожил небольшую часть здания. В настоящее время он полностью реконструирован в соответствии с первоначальным дизайном, но с некоторым снижением аутентичности. Подлинность существующего комплекса Капитолия может быть нарушена, если будут построены один или оба из дворца губернатора или музея знаний, что, по-видимому, обсуждалось.

В Национальном музее изящных искусств Запада первоначальный замысел перед входом в музей представлял собой широкое открытое пространство. Озеленение переднего двора в 1999 году имеет тенденцию отвлекать внимание от внешнего вида здания, его основных видов и обстановки.

Недавние события в часовне Нотр-Дам-дю-О частично поставили под угрозу подлинность этого места с точки зрения его способности передавать идеи Ле Корбюзье. В Immeuble locatif à La Porte Molitor новый стадион умаляет способность стеклянных стен этого места передавать его ценность, хотя и не умаляет его подлинности.

Что касается материалов, то некоторые памятники были восстановлены и частично реконструированы в последние годы после запустения или обезображивания. В целом изменения можно считать разумными и соразмерными.

Требования к защите и управлению

Многие компоненты получили раннюю защиту, в основном в течение двух десятилетий после смерти Ле Корбюзье. Некоторые из них, такие как Maisons de la Weissenhof-Siedlung в Штутгарте и Unité d’habitation в Марселе, получили защиту еще при жизни Ле Корбюзье. В номинационном досье для каждого компонента устанавливаются соответствующие формы законодательной охраны. Все составляющие территории охраняются на национальном/федеральном уровне, а их буферные зоны надлежащим образом защищены либо законодательством, либо механизмами планирования. Учитывая важность деталей и обстановки для этих зданий 20-го века, крайне важно, чтобы их защита была достаточно всеобъемлющей и чувствительной, чтобы обеспечить защиту интерьеров, экстерьеров, контекста и обстановки.

В большинстве мест меры по сохранению являются подходящими и основаны на многолетнем опыте и методологии сохранения. Работы по консервации запрограммированы и поручены специалистам с высоким уровнем квалификации и опыта. Реставрация сочетается с регулярным уходом, в том числе с привлечением жителей, местных сообществ и общественных объединений. В часовне Нотр-Дам-дю-О есть проблемы с сохранением. В настоящее время существует настоятельная необходимость в реализации согласованной программы сохранения. Также необходимо срочно подготовить план консервации Капитолийского комплекса.

Для всей серии была создана Постоянная конференция, которая будет координировать управление объектом, консультировать государства-участники и осуществлять действия по продвижению и улучшению объекта. Создана Ассоциация объектов Ле Корбюзье, объединяющая все местные органы власти, на территории которых были номинированы объекты. Его основными задачами являются координация, повышение осведомленности общественности, обмен опытом сохранения, общая координация и управление серией, а также реализация планов управления для каждого из составляющих участков. Привлечение специалистов Фонда Ле Корбюзье, обладающего неимущественными правами на произведения Ле Корбюзье, имеет решающее значение для надлежащего управления и сохранения серии, особенно в тех случаях, когда объекты находятся в частных руках, а не в руках Фонда. Во Франции, Швейцарии и Аргентине были созданы координационные комитеты для надзора за управлением сайтами в этих странах.

Что остается неясным, так это то, как осуществляется диалог между странами в отношении деликатных проектов развития. Государствам-участникам, предоставившим материалы, потребуется знать и иметь возможность прокомментировать предлагаемую разработку на компонентном участке, которая может поставить под угрозу ценность всего ряда.

Планы местного управления были составлены для каждой составляющей участка. Они были реализованы на основе партнерства между владельцами и отделами культуры, наследия и планирования местных властей, в районе которых они расположены. В часовне Нотр-Дам-дю-О необходимо усилить систему управления, чтобы обеспечить безопасность объекта. В Maison du Docteur Curutchet был санкционирован муниципальный указ о расширении буферной зоны и активной защите окружающей среды.

Учитывая особые проблемы, связанные с сохранением архитектуры 20-го века, также необходимо постоянное привлечение (международных) национальных специалистов по сохранению современного архитектурного наследия. В Швейцарии федеральная администрация может обращаться к таким экспертам за советом для поддержки местных защитников природы (и уже сделала это). Подобный подход настоятельно рекомендуется для других стран.

Текущий уровень укомплектования персоналом, уровень знаний и подготовки высок во всех зонах, и были введены в действие механизмы, обеспечивающие связь между зонами. Тем не менее, представляется необходимым наращивание потенциала процессов оценки воздействия, а также необходимость формализовать и четко определить подходы и процедуры сохранения во всех сериях.

Модель индикаторов мониторинга, разработанная для двух объектов недвижимости в Швейцарии, будет разработана для остальных объектов к концу 2016 года.

Архитектурная работа Ле Корбюзье, выдающийся вклад в современное движение — карты

Ваш браузер не поддерживает джаваскрипт.

настроить фильтр

Список Архитектурная работа Ле Корбюзье,…

  • Описание
  • Карты
  • Документы
  • Галерея
  • Индикаторы
Несколько локаций (17)

ID Имя и местонахождение Государство-участник Координаты Собственность Буферная зона
1321rev-001
Дома Ла Рош и Жаннере
Франция N48 51 6,69
Е2 15 55,26
0,097 га 13,644 га
1321rev-002 Маленькая вилла в Бор-дю-Лак Леман Швейцария N46 28 6,29
E6 49 45,6
0,04 га
5,8 га
1321rev-003 Сите Фружес Франция N44 47 56
E0 38 52,36
2,179 га 26,475 га
1321rev-004 Maison Guiete Бельгия N51 11 1,2
E4 23 35,7
0,0103 га 6,7531 га
1321rev-005 Maisons de la Weissenhof-Зидлунг Германия N48 47 59,44
Е9 10 39. 59
0,1165 га
33,6213 га
1321rev-006 Вилла Savoye et loge du jardiner Франция N48 55 27,92
Е2 1 42,03
1,036 га 155,585 га
1321rev-007
Незабываемая Кларте
Швейцария N46 12 0,57
Е6 9 23,07
0,15 га 1,8 га
1321rev-008 Immeuble locatif а-ля Porte Molitor Франция N48 50 36,2
E2 15 4,64
0,032
га
57,113 га
1321rev-009 Unité d’habitation Marseille Франция N43 15 40,93
E5 23 46,24
3,648 га 119,833 га
1321rev-010 La Manufacture à Saint-Dié Франция N48 17 26,95
Е6 57 0,89
0,762 га 64,912 га
1321rev-011 Дом доктора Кюрутше Аргентина S34 54 40,83
W57 56 30,57
0,027 га 6,965 га
1321rev-012 Часовня Нотр-Дам-дю-О-де-Роншан Франция N47 42 16,16
Е6 37 14,8
2,734 га 239,661 га
1321rev-013 Кабаньон де Ле Корбюзье Франция N43 45 34,99
E7 27 48,23
0,198 га 176,172 га
1321rev-014 Комплекс Капитолия Индия N30 45 27
E76 48 20
66 га 195 га
1321rev-015 Куван-Сент-Мари-де-ла-Туретт Франция N45 49 9,82
Е4 37 20,99
17,923 га 99,872 га
1321rev-016 Национальный музей изящных искусств Запада Япония N35 42 55
E139 46 32,99
0,93 га 116,17 га
1321rev-017 Maison de la Culture de Firminy Франция N45 22 59,48
Е4 17 20,64
2,601 га 90.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«ISaloni» © 2024 Все права защищены.