Разное

Марио ботта проекты: Архитектор Марио Ботта | Эффектные работы Марио Ботты. Архитектура и строительство. Статьи о недвижимости, строительстве и ремонте. СИБДОМ

Марио Ботта — биография и творчество

Марио Ботта — один из самых интересных европейских архитекторов нашего времени, который воспевает красоту традиции в ее непрерывном развитии. Его постройки удивительно современны, и в то же время в них чувствуется дух подлинной и вечной истории. Ученик таких великих модернистов и революционеров в искусстве архитектуры, как Ле Корбюзье и Луис Кан, Ботта необыкновенно деликатен в работе с окружением своих творений. Ему одинаково удаются проекты музеев и библиотек, офисов и жилых домов, спа-комплексов и виноделен, даже редких в современной типологии часовен и храмов.

Как талантливый дизайнер, он регулярно придумывает новые формы привычной мебели и интерьерного декора. Лауреат многочисленных премий и наград, швейцарский мастер вдохновенно делится опытом с молодыми коллегами, десятилетиями совмещая проектную работу с преподаванием.

Марио Ботта родился 1 апреля 1943 года в небольшом городе Мендризио, расположенном в итальянском кантоне Тичино в Швейцарии. Особенности окружения, в котором слились разные культуры, определили внимание и феноменальную чуткость архитектора к традициям, которые он вплетает в ткань современности.

Для Ботты-мастера совершенно естественна эта «любовь к собственной среде обитания в конструктивной традиции, которая является очень строгой и близко подогнанной к минимальным условиям и требованиям проживания». Будущий архитектор очень рано определился с выбором профессии. Он не был прилежным учеником в общеобразовательной школе, но в отличие от других 15-летних подростков, которые хотят доказать свою независимость от взрослых через нарушение установленных норм и правил, Марио пошел работать чертежником в архитектурную студию «Карлони и Камениш» в Лугано.

Содержание

  1. Первые шаги
  2. Самостоятельная карьера
  3. Авторский стиль Марио Ботты

Первые шаги

Мальчик быстро понял, что для успешной реализации в профессии ему необходимо учиться дальше, прежде всего хорошо рисовать. Трудясь над своим первым ответственным заказом — новым общественным зданием в поселке Дженестерио, он ощутил особый трепет и волнение и испытывал их впоследствии в работе над каждым проектом. Именно волнение и определило для Ботты тот неослабевающий интерес к профессии архитектора, результатом которого стали впечатляющие и выразительные постройки, разбросанные по разным континентам.

Собор Воскресения в Эври. Франция

Поскольку малая родина Марио Ботты располагается в невероятно живописной части страны, отделенной Альпами от остальной Швейцарии, то все творчество мастера проникнуто возвышенной созерцательностью и внутренним спокойствием, по-разному отражающимся в авторских решениях для банков и библиотек, частных вилл и спа-отелей, музеев и часовен. Молодой швейцарец продолжил образование в Италии. С 1961 года он посещал художественный колледж в Милане, а с 1964 по 1969 год учился в Архитектурном институте Венецианского университета, где и получил первую профессиональную степень. Кроме уже упомянутых великих модернистов — Ле Корбюзье и Луиса Кана исключительно важной фигурой для профессионального становления Марио Ботты в эти годы был Карло Скарпа — признанный мастер итальянской архитектуры ХХ века.

Из общения с Корбюзье Ботта усвоил основополагающий тезис, что «архитектура должна помогать обществу». Идеи мэтра начинающий архитектор применял в первых проектах частных вилл, где пытался найти оптимальный баланс между контрастами природы и рукотворным жилищем человека. По мнению Ботты, он пытался отразить воспринятое от Корбюзье представление в использовании света, в пространственной организации, в конкретной структуре здания. В 1969 году Ботта встретился с Луисом Каном: Марио помогал мэтру готовиться к выставке и работать над одним из его итальянских проектов. Способность Кана приводить любую архитектурную проблему к ее сущности, ясно определять цель и глубину задачи произвела неизгладимое впечатление на молодого швейцарца.

Наиболее продолжительным оказалось общение с Карло Скарпой, поскольку тот был постоянным преподавателем в Венеции и регулярно знакомил Марио Ботту с «новшествами современной архитектуры, представленной неорационалистическим движением». Скарпе удалось привить талантливому студенту любовь к работе с материалами, понимание их структуры и уважительное отношение к деталям, что в свою очередь, очень помогло Ботте стать ярким и небанальным архитектором.

Новое казино в Кампионе. Италия

Самостоятельная карьера

После окончания обучения в Венеции Марио Ботта вернулся в Лугано уже как профессиональный архитектор. Первой реализованной постройкой стал семейный дом в Каденаццо (кантон Тичино; 1969–1970), где Ботта старался применить знания, полученные в сотрудничестве с Луисом Каном. «Огромное значение в создании образа для меня имеют свет, тишина и память, введенные как структурные и существенные элементы архитектуры… Архитектура, вне фантастических изображений и как мессианское призвание, предлагает себя каждый день как система жизни, как профессия, рабочая сила, плывущий корабль. И в то же время, архитектура — это система для проживания, используемая ежедневно и многократно. Помня об этом постоянном вызове для архитектора, каждая тема, каждый случай работы становятся новым и приводящим в восторг приключением, фантастическим столкновением и конфронтацией в борьбе за преобразование действительности».

Несколько последующих лет талантливый архитектор в основном посвятил проектированию частных жилых домов в родной Швейцарии. В 1970 году Ботта открыл собственное архитектурное бюро, также преимущественно строившее виллы. К началу 1980-х мастер наработал достаточно опыта и авторитет, что позволило получать более масштабные общественные заказы. Любимым форматом мастера стали относительно камерные административные и культовые постройки, в которых выкристаллизовались его авторские приемы.

Музей Бехтлера в Шарлотте. США

До конца ХХ века бюро возвело более десятка зданий — музеев, капелл и часовен, принесших зодчему мировое признание. К рубежу веков Ботта подошел уже в статусе звезды мировой архитектуры, создав проекты для разных стран на нескольких континентах. В 1976 году Марио Ботта начал работать в качестве приглашенного профессора в Государственном политехническом институте в Лозанне, а в 1988 году — в архитектурной школе Йельского университета, одном из самых престижных университетов США.

В 1996 году в Мендризио была вновь создана Академия архитектуры Швейцарско-Итальянского университета, где Марио Ботта стал одной из ключевых фигур. Он составил программы и организовал учебный процесс. Излюбленным пространственным мотивом Марио Ботты, одинаково успешно используемым мастером и в культовых, и в общественных зданиях, является форма срезанного наклонного цилиндра. Она применялась для возведения главного объема Музея современного искусства в Сан-Франциско, для собора Воскресения в Эври и для капелл в Моньо и Монте-Тамаро.

Использование зенитных фонарей с их эффектной игрой света в изначально монументальном объеме решает проблему излишней тяжеловесности подобных форм, а умелая работа с фактурой и цветом материалов внешней отделки сооружений наталкивает на мысль о продолжении традиций средневековых построек Италии. В итоге получаются удивительно гармоничные и запоминающиеся здания, лаконичные и современные в своей образной геометрии.

В конце ХХ века творчество Ботты достигло подлинного расцвета. Цилиндрические объемы со срезанной наклонной кровлей, чередование горизонтальных полос и глубокие порталы, как в итальянских храмах Тосканы (Лукка, Пиза и т. д.), световые купола в форме лепестков цветка — эти авторские приемы стали узнаваемы и уместны в самых разных объектах. Сочетание элементов переосмысленной традиции и новых технологий заслужили признание.

Дом в Бреганцоне. Италия

Среди наиболее известных построек, созданных по проектам Ботты, важное место занимают музеи в Роверето (1988–2002), Базеле (1993–1996) и Сан-Франциско (1990–1994), культовые сооружения — церкви и часовни в Моньо (1986–1998) и Монте-Тамаро (1990–1996), синагога в Тель-Авиве (1996–1998), библиотеки — в Дортмунде (1995–1999) и Бергамо (2004). В новом веке Ботта еще более активно развивает идеи, сформированные в лоне европейской культурной традиции и отработанные в прошлых проектах, распространив свое видение современной архитектуры в страны Юго-Восточной Азии. Также вновь поработал в США.

Первой постройкой Ботты в жанре религиозного сооружения стала небольшая капелла Cвятого Иоанна Крестителя (Сан-Джованни) в Моньо, Швейцария. Новое здание нужно было возвести на участке, где с 1626 года стояла небольшая церковь, в одночасье снесенная внезапной лавиной в 1986 году. Проектирование длилось целых четыре года, а определенные поправки вносились архитектором уже в процессе строительства. Поэтому церковь, задуманная еще в 1986 году, была окончена только спустя 12 лет. За это время Ботта успел спроектировать и построить гораздо более масштабную версию темы «культового усеченного цилиндра» — собор Воскресения в Эври (1988–1995) и капеллу в Монте-Тамаро (1990–1996), которые пластически взаимодействовали с природой вокруг. Однако капелла Сан-Джованни в идейном смысле является первичным объектом. Она выполнена из местного камня, облицованного белым мрамором и серым гранитом, что вызывает прямые ассоциации со средневековой архитектурой тосканских храмов. В этой постройке мастер впервые использовал форму срезанного цилиндра со стеклянным куполом для основного объема здания, позднее ставшей его визитной карточкой.

Капелла Cвятого Иоанна Крестителя (Сан-Джованни) в Моньо. Швейцария

Авторский стиль Марио Ботты

Впечатление традиционности часовни усиливает развитый, почти готический портал, необычно расположенный внутри камерного сооружения. И если внешний облик капеллы издалека может казаться излишне резким и вообще восприниматься как выступ скалы или даже элемент промышленной конструкции, то внутри нее невольно проникаешься подлинной сакральностью небольшого пространства. Чувство близости Бога и возможности обращения к нему редко возникает в любом культовом объекте современности.

Марио Ботте удалось передать его в архитектуре своими авторскими приемами. Именно благодаря этой находке в игре ритма света, цвета и пространства архитектор смог развить выбранную тему в других часовнях и храмах, созданных позднее. Восприятие искусства почти как сакральной ценности современного мира убедило Ботту в том в том, что найденный художественный прием уместно использовать и в архитектуре музейного здания.

Проект Музея современного искусства в Сан-Франциско перевел уже применявшийся мастером творческий алгоритм в новый пространственный масштаб и обеспечил распространение идей швейцарского архитектора миру за океаном. Музей стал вторым жанром общественных зданий, особенно разрабатываемым мастером за долгую профессиональную карьеру. Третьим плодотворным для Ботты типом общественных построек стали библиотеки и медиацентры. Первым реализованным опытом в этой категории была медиатека во французском Виллербане (1984–1988), за ней последовала немецкая версия библиотеки в Дортмунде (1995–1999), еще чуть позднее — Библиотека Вернера Экслина в Айнзидельне, Швейцария (1996–2006) и почти одновременно в Италии — библиотека в Бергамо (2004). Сооружения этого вида для азиатской части мира Ботта проектировал уже в XXI веке (Новая библиотека Университета Циньхуа в Пекине, КНР; 2011–2012). Во всех своих произведениях Ботта уделяет большое внимание различным аспектам исторического контекста среды.

Музей Жана Тэнгли в Базеле. Швейцария

Архитектор часто применяет локальные материалы и традиционные для конкретного региона строительные технологии, мастерски учитывает особенности ландшафта и повседневной культуры. Его любимой типологией являются все же общественные и преимущественно культурные объекты. Кроме уже упомянутых работ значительными общественными постройками Ботты считаются культурный центр Мальро в Чембери (1982–1987), банк Готтардо в Тичино (1982–1988), музей Жана Тэнгли в Базеле (1993–1996), Центр Фридриха Дюрренматта в Невшателе (Швейцария; 1992, 1997–2000) реконструкция театра Ла Скала в Милане (Италия; 2002–2004). Азиатскими работами архитектора являются художественная галерея Ватари-Ум в Токио (1985–1990) и музей «Лиум» в Сеуле (1995–2004). Еще в послужном списке именитого швейцарца есть виадуки и винодельни, штаб-квартиры винных и прочих компаний. Питая интерес к работе со средой, Ботта мастерски справляется с задачами создания красивого и комфортного отдыха на природе — спаотели и гостиницы в его исполнении пользуются неизменной популярностью. Кроме того, зодчий успешно занимается проектированием жилых кварталов и общественных пространств отдельных городов Европы.

Постмодернизм в противовес традиционному модернизму, опиравшемуся на универсальность и интернационализм, уделяет особое внимание вернакуляру — непрофессиональной строительной практике конкретной местности. Постмодернистское переосмысление вернакуляра и локальных традиций в творчестве Марио Ботты гармонично сочетается с приемами модернизма и даже хай-тека. В его исполнении воедино сливаются ажурное стекло и грубый тесаный камень — массивность и излишняя простота природных материалов не вступают в конфликт с изысканностью металлической отделки. Получается новый швейцарский вернакуляр, успешно передаваемый в другие страны. Приверженность красотам родной Швейцарии никогда не мешала мэтру строить и преподавать в других странах.

Регулярно выступая с лекциями в Европе, Азии, Северной и Латинской Америке, Ботта получил заслуженную известность и как практикующий архитектор, и как прекрасный лектор и преподаватель, и как теоретик. Знакомство с модернизмом из первых рук привело Ботту к плодотворной полемике и переосмыслению базовых позиций архитектурной теории современности. В итоге, сам Ботта настаивает, что является выразителем принципов исторического детерминизма, стараясь наиболее полно отразить текущую эпоху. «Все, что не сущностно, должно быть устранено» — один из любимых тезисов мастера. Однако критики находят в выразительных постройках Ботты помимо собственно модернизма черты архитектурного постмодернизма и неорационалистические элементы. Такое суждение более чем справедливо, поскольку теоретические работы архитектора в числе первых европейских манифестов эпохи постмодернизма, и Ботта выдвинулся в ряд важных идеологов нового направления. При этом наследие великих мастеров предшествующего этапа развития архитектуры неизменно остается важной составляющей творческого метода архитектора.

Банк Готтардо в Тичино. Швейцария

На стыке разнородных традиций следует рассматривать и такие работы архитектора, как синагога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве (1998). Опробовав свои идеи в христианских постройках, Ботта отважился войти в рамки отличного от христианского понимания ритуала. Традиционная еврейская архитектура, опираясь на геометрию каббалы, отличается тягой к некоторой приземистости и напряженности объемов. Потенциальная необходимость защиты от внешнего враждебного мира и противостояния ему присуща любым традиционным еврейским постройкам — жилым домам и крепостям, средневековым кварталам и сохранившимся дворцовым комплексам. Интерес к брутальной и лаконичной архитектуре подобного рода у самого Ботты вылился в проект новой синагоги. Архитектору в очередной раз удалось создать подчеркнуто современное здание, проникнутое уважением к традиции и градостроительному контексту.

При проектировании таких практически технических сооружений, как винодельни, где основу построения объемов диктует жесткая функциональность процессов, Ботта создает не менее выразительные образы, чем для созерцательных музеев и храмов. Новая винодельня «Шато Фожер» (Сент-Эмильон, Франция) по существу — это небольшой современный завод по производству вина с административным блоком. Проект 2005 года учитывал все передовые технологические новинки, требовавшиеся производителю для поддержания уровня конкурентоспособности и соответствия строгим требованиям Евросоюза. Винодельня, сооруженная в 2007–2009 годах в традиционном винодельческом регионе Бордо, включает хранилище, лаборатории и офисы компании.

В протяженной горизонтальной части Ботта расположил основные технологические помещения, а лабораторию и администрацию поместил в трехэтажной башне со световым фонарем, являющейся осью симметрии комплекса и вертикальным акцентом ландшафта. Гармонию с окружением поддерживает и логичный для Ботты выбор местных природных материалов отделки фасадов, а выразительность образу придают характерный геометризм и лаконичность линий. Другой похожий объект в его же исполнении — Винодельня Петра в Суверенто, Италия (1999–2003) — сочетает в себе излюбленную мастером форму усеченного цилиндра и четкость симметричной композиции с выделенным пандусом — пространственной осью, и функциональное наполнение технической постройки. Степень слияния с окружением столь высока, что объект кажется совершенным плодом или фантастическим цветком, выросшим в зеленых садах и виноградниках солнечной Италии.

Синанога Цимбалиста и Центр еврейского наследия в Тель-Авиве. Израиль

Отдельного упоминания заслуживает работа архитектора в России. В 2003 году Марио Ботта наряду со многими другими именитыми архитекторами принимал участие в конкурсе на новое здание Мариинского театра. Особенностью его проекта были фрагменты прозрачных стеклянных стен с покрытием, обеспечивающим аккумулирование солнечной энергии, то есть возвращающих свет городу в ночное время. Тем самым Ботта предлагал очередной «местный» вариант темы светового фонаря, так часто им применяемый. Однако на этом этапе предпочтение отдали проекту Доменика Перро, а реализован в итоге оказался вообще совсем иной проект, не участвовавший в первоначальном конкурсе.

Не испугавшись неудач, в 2008 году Ботта снова предложил свое видение архитектуры Петербурга. В 2008 году он выполнил градостроительный конкурсный проект «Набережная Европы», в котором предложил структурное развитие набережной с сохранением ансамблевого принципа застройки. Помимо архитектурных проектов Марио Ботта известен своими идеями в области дизайна интерьеров и мебельных коллекций. Еще в 1980-х он создал для фирмы «Алиас» элегантные металлические стулья. Их конструкция подразумевала металлический каркас с укрепленными на нем спинкой и сиденьем. Стулья казались прозрачными и легкими, обладая подчеркнуто оригинальным современным дизайном.

Разработанный в 1982 году стул «Секонда» представлял собой диагональную консоль, где вместо привычной стальной трубки использовалась алюминиевая лента, а вместо плоской спинки — вращающийся металлический валик. Стул «Квинта» (1985) был выполнен в виде стальной рамы, на которую крепились металлические детали с отверстиями в качестве сиденья и спинки. Понятная геометрия и удобство мебели принесли Ботте еще и славу успешного дизайнера и грамотного инженера. Почти за полвека профессиональной деятельности Ботта реализовал более 120 проектов, декоративноприкладных и малых архитектурных форм в разных странах, с равным мастерством выступая и как архитектор, и как дизайнер часов и предметов мебели, и как оформитель спектаклей. В определенном смысле, следуя идее Микеланджело о необходимости просто отсечь от замысла все лишнее, Ботта также стремится убрать все вторичное и не относящееся к сути замысла напрямую.

Башня Кебо Тауэр в Сеуле. Южная Корея

Говоря о творчестве Марио Ботты, нужно отметить, что независимо от назначения постройки, его архитектура отличается продуманным использованием естественного света, одинаково эффектно подчеркивающего и акценты внутренних пространств, и пластику внешних форм здания. Такой уровень мастерства в работе со светом можно встретить, прежде всего, у зодчих европейской готической традиции, в которой мощь конструктивного решения спрятана за обилием света витражных окон и высотой пространства. Общее впечатление от построек Ботты — удивительное эмоциональное богатство без излишнего драматизма, присущего, например, деконструктивизму или другим направлениям новейшей архитектуры. Признание архитектурных заслуг мастера началось из-за океана: Американский институт архитекторов (AIA) присудил почетное членство Марио Ботте в 1984 году, в 1989 и 1993 годах зодчий дважды удостоился премии CICA Award.

Повсеместное европейское признание пришло к швейцарцу уже в 1990-е годы: в 1995 году Ботта стал лауреатом Европейской премии в области культуры и получил награду Международного комитета архитектурных критиков, в 1995–1997 годах его избрали почетным членом Королевского института британских архитекторов (RIBA), а в 1999 году Ботта удостоился высшей французской награды — Ордена Почетного легиона. И только в январе 2006 года архитектор получил награду Grand Officer award от Президента Итальянской Республики Карло Адзелио Чампи. В 1996 году Ботта организовал Архитектурную академию в Мендризио, где с тех пор преподает, а с 2008 года стал президентом комитета Швейцарской архитектурной премии (BSI Swiss Architectural Award), которая присуждается раз в два года за оригинальные идеи и индивидуальный подход к архитектуре. Сегодня архитектор много работает в Азии, в частности проектирует комплекс Академии художеств в Шэньяне, к северу от Пекина.

Новая библиотека Университета Циньхуа в Пекине. КНР

За последние годы построено несколько его объектов в Нью-Дели, Пекине и других азиатских городах. Ботта видит в этом регионе сильный дух возрождения, частично утраченный в современной Европе, поэтому решать творческие задачи в Азии ему чрезвычайно интересно. Однако являясь в первую очередь порождением европейской культуры, мастер испытывает подлинное наслаждение, работая в русле привычных традиций.

Что сказал в архитектуре швейцарский архитектор с итальянским сердцем Марио Ботта

Архитектурный почерк и проекты одного из главных «кирпичных архитекторов» современности.

Он без стеснения признается, что главным его учителем был другой великий швейцарец Ле Корбюзье. Однако эстетику модернизма в своих проектах Ботта мастерски смешивает с европейской архитектурной классикой. Как результат — порой странные и часто не одобряемые общественностью, но всегда эффектные здания.

Биография. Коротко

Родился 1 апреля 1943 года в Мендризио (Швейцария). По образованию — технический чертежник. Окончил миланский Художественный лицей и Архитектурный институт Венецианского университета. Работал в мастерских Ле Корбюзье и Луиса Кана. Собственное бюро основал в 1970 году в Лугано (Швейцария). В 1976-м в качестве профессора приглашен в Государственный политехнический институт в Лозанне, а в 1988-м — в архитектурную школу Йельского университета в США. В 1996-м разработал программу для вновь созданной Академии архитектуры Швейцарско-Итальянского университета в Мендризио, где с того времени руководит учебным процессом. Реализовал около сотни проектов, включая дизайн мебели, часов, декоративно-прикладных и малых архитектурных форм.

Фото: prweb.com

Архитектурный почерк. Проекты

«Фундаментом» своего творчества Марио Ботта называет Ле Корбюзье, Луиса Кана и Карло Скарпа — всех своих реальных учителей, в мастерских у которых он стажировался и имена которых не требуют представления. Причем, если уж до конца начистоту, то и Луис Кан, и тем более Карло Скарпа сами были большими поклонниками Ле Корбюзье. Поэтому, по-хорошему, с этого легендарного французского архитектора швейцарского происхождения и стоит начинать. Однако в творчестве Марио Ботта не так уж и сложно проследить влияние всех троих.

Начнем с того, что здания Ботта явственно напоминают простые геометрические фигуры. «Круги» и «полоски» в качестве архитектурных деталей есть в проекте каждого из трех маститых архитекторов. Сравните детали во внешнем образе, к примеру, церкви Святого Иоанна Крестителя Марио Ботта (Моньо, Швейцария) и здание Национальной Ассамблеи Луиса Кана (Дакка, Бангладеш). Гробница рода Брион в Сан Вито д’Ативоле Карло Скарпа — в ту же тему.

Марио Ботта: «Длительность архитектуры, которую видно в Валле Маджиа, показательна. Она вне стиля или моды, даже вне местной культуры. Она архетип».

Церковь Святого Иоанна Крестителя (Моньо, Валле Маджиа, Тичино, Швейцария) 1986/92 – 1998

Проект в Моньо, в принципе, был вдохновлен светотеневой архитектурой Кана. «План здания должен быть прочитан как гармония выхваченных светом мест», — считал Кан. — «Даже если внутреннее пространство задумано темным, необходимо впустить в него немного света из скрытого источника, чтобы обнаружить степень, глубину темноты. Каждое пространство должно быть определено его структурой и характером его естественного освещения». Согласно этому принципу, глухие кирпичные стены в духе построек Ле Корбюзье у Ботта то прорезаны световыми щелями на манер бойниц, как в Винодельне Петра в итальянском городе Суверето или здании казино в Кампионе.

То разорваны масштабными стеклянными порталами, как в «апельсиновых дольках»-зданиях спа-центра Tschuggen Bergoase в Швейцарии.

Или, например, центральный световой «фонарь» Музея современного искусства в Сан-Франциско в форме усеченного цилиндра — излюбленный прием Ботты, который встречается во многих его проектах, — обеспечивает 5 этажей здания естественным светом.

Однако, несмотря на всю свою любовь к модернизму, в большинстве своих проектов (частных и общественных) Ботта отдает дань традициям европейской архитектурной классики. Отсюда композиционная симметрия построек в духе древнеримского атриума, жилые помещения которого группировались вокруг внутреннего двора, открытого небу в центральной части. В проекты частных жилых домов Ботта часто закладывает атриумы, зенитные фонари под высокими потолками и почти лишенные дверей, плавно перетекающие друг в друга внутренние пространства.

Из «пяти пунктов новой архитектуры», сформированных Ле Корбюзье в книгах «К архитектуре» и «Урбанизм», Марио Ботта позаимствовал почти все: свободную композицию фасада, ленточные окна, плоскую крышу с терассой-садом и свободную внутреннюю планировку. Пятым у Корбюзье было построение здания на свободно стоящих опорах — этого Ботта в своих проектах избегал. Хотя с лихвой перевыполнил тем же, что и у Ле Корбюзье, стремлением к гармонии здания с окружающей средой, и, конечно, используемыми материалами: бетонными блоками, каменной плиткой, металлом, стеклом. А вот любимый Марио Ботта кирпич — от Луиса Кана. На фото ниже — штаб-квартира компании Campari в Милане.

В 2003-м Марио Ботта принимал участие в конкурсе проектов нового здания Мариинского театра. По проекту, большое входное пространство под высокой кровлей было связано с окружением театра остекленным пешеходным мостом, ведущим в историческое здание. Прозрачные стены параллелепипеда должны были выполнить из стекла, покрытого специальным составом, который позволил бы видеть снаружи происходящее внутри и при этом аккумулировал солнечный свет. Однако победителем конкурса стал француз Доминик Перро. Впоследствии в его проекте обнаружили около 400 инженерных просчетов, и строительство приостановили. Достроить здание перепоручили московскому архитектору Алексею Денисову.

Ниже мы публикуем ещё 6 проектов Марио Ботта.

Реконструкция зоны фабрики Appiani в Тревизо

Библиотека Университета Цинхуа в Пекине

Велнес-центр Rigi в Швейцарии

Отель Twelve в Шанхае

«Винный собор» во Франции

Часовня Garnet в Австрии

Марио Ботта Архитектор | Биография, Здания, Проекты и Факты

Марио Ботта — известный современный швейцарский архитектор, наиболее известный тем, что манипулирует культурными и природными элементами ландшафта для создания захватывающего дух вида. Большая часть его работ была расположена в районе Лугано в Швейцарии, но в значительной степени под влиянием итальянской культуры. Природные условия этого региона вдохновили Ботту на эстетическое чувство и творчество. Он утверждает, что этот регион вдохновил его на «любовь к своей среде обитания в конструктивной традиции, которая чрезвычайно строга и точно соответствует минимальным условиям и требованиям жизни».

Марио Ботта родился 1 апреля 1943 года в Мендризио, Швейцария. Он получил начальное образование в Дженестрерио, а затем поступил в Мендризио для получения среднего образования. В детстве Ботта ненавидел ходить в школу, и в возрасте 15 лет он решил бросить школу и работать чертежником в архитектурной студии Карлони и Камениша в Лугано, Швейцария. Работа на этих известных архитекторов усилила и развила художественные способности Ботты, и он усовершенствовал свой природный талант к рисованию. По завершении трех лет работы чертежником Ботта получил свое первое крупное дизайнерское задание. Ему было поручено разработать новый комплекс, который должен был заменить приходской дом Дженестрерио.

В 1965 году Ботта поступил в Istituto Universitario di Architecttura в Венеции и получил диплом архитектора. В этот период он познакомился с уважаемыми архитекторами Ле Корбюзье и Луи Каном и начал с ними работать. Эти два мастера оказали глубокое влияние на его эстетическое чувство и определили его художественную ориентацию. Его архитектурный словарный запас повзрослел, и он начал проектировать чистые геометрические формы.

В 1970 году он вернулся на родину и открыл собственную практику в Лугано. Он начал прибыльную карьеру, проектируя высоко оцененные, замечательные архитектурные произведения, которые отражали глубокое выражение человеческой памяти. Кирпич стал важнейшим материалом в его работах, который использовался для покрытия остаточной строгости его замыслов. Каждый проект Ботты отмечен плащом священной духовности, который служит прославлению святости архитектурного искусства. Некоторые из его высоко оцененных и высоко оцененных проектов включают монастырь капуцинов в Лугано, Центр ремесел в Балерне, административное здание Государственного банка во Фрибурге и Музей современного искусства в Сан-Франциско, Калифорния 9. 0003

Когда его слава начала распространяться, Ботта начал много путешествовать по Италии и за границу, чтобы проводить исследования, читать лекции, семинары, курсы и конференции. Он работал приглашенным профессором в Федеральной политехнической школе EPFL в Лозанне и Йельской школе архитектуры в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Он также работал председателем Швейцарского федерального технологического института (EPFL) в Лозанне.

В 1996 году он начал преподавать в недавно открывшемся Universita della Svizzera Italiana в Лугано. Позже он работал деканом этого учреждения, а также отвечал за инициирование программы новой Академии архитектуры ди Мендризио-Тичино. Ботта является уважаемым и видным членом многочисленных архитектурных академий и институтов, включая BDA-Bund Deutscher Architekten, AIA-Американский институт архитекторов, Accademia di Belle Arti di Brera в Милане, RIBA (Королевский институт британских архитекторов) в Лондоне и Международная академия архитектуры в Софии среди многих других.

Марио Ботта был удостоен многочисленных наград и похвал, в том числе Чикагской архитектурной премии, Международного комитета архитектурных критиков CICA, Международной биеннале архитектуры в Буэнос-Айресе, Европейской премии в области культуры в Карлсруэ и Premio Letterario Internazionale. Алессандро Манцони награжден городом Лекко в Италии за «достижений на протяжении всей жизни».

Здания Марио Ботта

Марио Ботта считает, что память и история должны быть главными источниками вдохновения архитекторов

Общение с архитекторами один на один и изучение их зданий и пространств в незабываемых местах по всему миру может доставить огромное удовольствие. Эта практика была приостановлена ​​​​из-за продолжающейся пандемии коронавируса, которая внезапно и фундаментально сжала, сгладила и, по сути, свела такие увлекательные встречи к бесконтактным, безвкусным, не говоря уже о часто искаженных онлайн-коммуникациях. К счастью, эта полуторалетняя рутина была прервана возможностью поехать в Европу, чтобы посетить XVII Венецианскую архитектурную биеннале в дни ее открытия в конце мая.

Этот случай побудил меня совершить несколько поездок, одна из которых привела меня в Мендризио, крошечный городок недалеко от Лугано в Тичино, италоязычном районе Швейцарии, где жил всемирно известный архитектор Марио Ботта (р. 19).43) живет и творит.

  • Дом на одну семью, Рива-Сан-Витале, Швейцария, 1971-73 гг. Изображение: Ало Занетта
  • Частный дом (Ротонда), Стабио, Швейцария, 1980-81 гг. Изображение: Альберто Фламмер

За то, что вы приехали сюда, есть бонус, так как в этом горном регионе можно посетить обширную коллекцию его уникальных зданий — от дома на склоне, к которому ведет ферменный мост в Рива-Сан-Витале (1973 г.) и компактный цилиндр Casa Rotonda (1982 г.) в Стабио, великолепные часовни Сан-Джованни Баттиста (1996 г.

) в Моньо и Санта-Мария-дельи-Анджели (1996 г.) у вершины горы Тамаро и внушительный Кассино (2006 г.), колоссальное сооружение, похожее на замок, в Кампионе д’Италия. , спрятанный у подножия холма и отражающийся в озере Лугано. Еще одна изюминка, в основном сплошной цилиндр, — Театр архитектуры. Построенный в 2018 году, он принимает выставки в Академии архитектуры Università della Svizzera Italiana. Эта архитектурная школа мирового класса была основана Марио Ботта в Мендризио в 1996. Здесь есть много других характерных зданий, спроектированных Боттой: виллы, церкви, винодельни, рестораны, библиотеки, театры, музеи, жилые дома, офисные здания, банки и штаб-квартиры компаний. Увидев один из них, вы захотите увидеть их все. В течение двух дней, что я был в Тичино, я безостановочно следовал GPS моей машины от одной Ботты к другой.

  • Часовня Санта-Мария-дельи-Анджели, гора Тамаро, Швейцария, 1990-96 Изображение: Энрико Кано
  • Церковь Сан-Джованни Баттиста, Моньо, Швейцария, 1986–1996 гг. Изображение: Пино Муси

Будучи очень разными, эти здания имеют любопытные черты родственных существ – черно-белые или красно-белые горизонтальные полосы в виде зебры; стены из кирпича красного, коричневого и светло-желто-коричневого цвета прямые и криволинейные; основные геометрические и преимущественно симметричные формы, имеющие прочную основу; глубокие разрезы на кажущиеся цельными кубики и цилиндры; круглые глазкообразные отверстия; двускатные или односкатные световые люки; открытые лестницы и мосты в виде контрфорсов; игра сплошных, перфорированных и срезанных углов; и пористые, залитые солнечным светом интерьеры. Каждое здание — это целый мир, каждая деталь которого разработана главным архитектором. Фактически, проекты Ботты выходят за рамки зданий, начиная от городских площадей, фонтанов и скульптур и заканчивая стульями, светильниками, вазами, часами и карандашами. Многие из этих объектов очень архитектурны, и даже стулья имеют тенденцию выглядеть как миниатюрные здания.

Building Fuoriporta (офис архитектора), Мендризио, Швейцария, 2005-11 гг. Изображение: Enrico Cano

78-летний Ботта пригласил меня в свою студию, которую он перенес десять лет назад из Лугано в Мендризио, место своего рождения. Практика занимает большое пространство двойной высоты на первом этаже спроектированного архитектором здания Fuoriporta (2011 г.). Он выходит окнами на небольшой железнодорожный вокзал города, в нем также есть мебельный салон, офисы и медицинский центр. Оживленная практика заполнена деревянными и картонными моделями и прототипами мебели. Текущие проекты включают заказы по всему миру, в том числе строящийся кампус площадью миллион квадратных метров для Академии изящных искусств Luxun в Шэньяне, Китай. Ниже приводится сжатая версия нашего разговора, который был проведен с помощью Томмазо Ботты, среднего сына архитектора; все трое детей Марио Ботта – двое сыновей и дочь – архитекторы и работают в офисе отца.

Владимир Белоголовский (В.Б.): Мне нравится ваша цитата: «Мне интересна минималистская архитектура, даже если я сам максималист». Что вы имеете в виду, называя себя максималистом?

Марио Ботта (MB): Минималистский подход сводит проблемы к минимуму. Но архитектура — это эмоциональное усилие. Так что нужно нечто большее, чем минимум. В любом случае эти два понятия не противоречат друг другу. Посмотрите, например, на работы Тадао Андо. Его архитектура одновременно минималистична по выразительным средствам и максималистична по глубине выразительности. Это может показаться парадоксом, но минимум не исключает максимума.

В.Б.: Будучи студентом Университета IUAV в Венеции, вы некоторое время работали с такими мастерами модернизма, как Ле Корбюзье и Луи Кан. Тем не менее, это был Карло Скарпа, у которого вы учились и поддерживали тесные контакты. Не могли бы вы рассказать о его влиянии на вас?

MB: Ну, на мою работу сильно повлияли все три.

Таким образом, было бы невозможно отделить одно от других и сосредоточиться только на Скарпе. Тем не менее, говоря о Скарпе, у него была очень острая чувствительность к материалам. Он был лучшим, чтобы выразить чувства материалов. Он был способен свести форму или форму к ее сущности. Он находил свои идеи в философии, религии или природе и выражал их очень существенными и осязаемыми способами через материалы. Я бы даже сказал, что он был последним гуманистическим архитектором эпохи Возрождения.

Вазы, Терракота: терракота с черной матовой эмалью, 1999-2001 гг. Изображение: Marco D’Anna

В.Б.: Говоря о своих работах, Вы часто используете такие термины, как вес, гравитация, рациональность, математика, геометрия. Какие другие слова вы бы использовали, чтобы описать свою работу и тип архитектуры, которую вы пытаетесь создать?

MB: Конечно, самые важные качества вы уже упомянули. Выражение гравитации имеет решающее значение.

Это противоположность легкости. Если бы я хотел добиться легкости, я бы сделал воздушный шар или построил самолет, а не дом. Но дом должен овладеть местностью. Архитектура начинается с гравитации. И что вы обязательно должны добавить к этому списку, так это важность света. Это свет, который создает пространство. Если нет света, нет места.

В.Б.: Ваши здания часто украшены горизонтальными полосами, похожими на зебру. Правда, приезжая сюда, в Тичино, постоянно видишь этот узор на фасадах многих исторических зданий. И эта закономерность присутствует в творчестве Скарпы, особенно в его предметах мебели. Все-таки интересно, пытаетесь ли вы высказать что-то значимое лично для вас?

MB: Эти горизонтальные полосы предназначены для того, чтобы заявить о физическом присутствии материалов, использованных в конструкции, и выразить их значение. Конечно, это то, что исходит от Скарпы — идея выражения структуры каждой композиции путем подчеркивания сил и линий как по горизонтали, так и по вертикали.

Важно все – и цвет, и структура, и материал. Важно выразить природу каждого материала. Я никогда не пытаюсь преуменьшить или скрыть чувство гравитации. Здания рассказывают истории — вы можете увидеть, сколько работы было сделано, например, слой определенного материала в день. Эти слои показывают процесс, что важно.

Стул «Кварта», 1984 г. Изображение: Альдо Балло

В.Б.: Я заметил, что эти уникальные средства выразительности вы вводили с самого начала, как только у вас появилась возможность построить свои первые проекты. Не было долгих поисков твоей личности, верно?

МБ: Это правда, потому что то, что я делаю, не придумано на пустом месте. Моя работа связана с историей. Как вы упомянули, вы видите, например, полосы, выраженные в том, как раньше здесь, в регионе, строились наши соборы. И идея гравитации — наложение одного слоя материала на другой слой — древняя идея. Я впитал то, что было здесь до меня, и включил это в свою работу.

Аксонометрия: Дом на одну семью (Ротонда), Стабио, Швейцария, 1980-81 гг. Изображение: Предоставлено Марио Ботта Архитетти

В.Б.: Мне нравится постоянство вашей работы, и мне также нравится опора на основы, основные материалы и технологии. Ваши проекты могут быть построены давно, и они могут быть построены в будущем. Здесь нет непосредственной уверенности в нынешних временах и инновациях в строительной отрасли. Как вы сказали, «вам не нужна технология посадки на Луну, чтобы построить дом».

MB: В настоящее время много говорят о технологиях – новых материалах и новых методах строительства. Но по большей части я не понимаю, почему дома и некоторые другие проекты нельзя строить более-менее так, как они строились веками? Даже если современные технологии позволяют нам достичь Луны, почему в то же время мы не можем жить в очень простом доме без лишней изысканности? Я пытаюсь добиться ощущения вневременности, а не отражать изощренность только нашего времени. Наше тело такое же, как и в прошлом, наши потребности в основном такие же, как и раньше. Я думаю, что современная архитектура часто преувеличивает важность технологий, как в отношении форм зданий, так и в отношении облицовки. Но если вы когда-нибудь жили в традиционных домах в Венеции или Флоренции с толстыми стенами, высокими потолками и маленькими окнами, вы согласились бы, что эти места предлагают очень высокий уровень жизни, и качество жизни там может быть очень удовлетворительным. Вы спрашиваете меня, должны ли новейшие технологии быть частью архитектуры, но я как архитектор работаю на территории памяти. Сегодня мы часто забываем прошлое, но прошлое вдохновляет меня больше, чем что-либо другое. Сегодня критики говорят об экологии, технике, биологии… Но многие забывают о собственном прошлом.

В.Б.: Это означает, что когда я попросил вас назвать ключевые слова, описывающие вашу работу, помимо гравитации и света, нам нужно добавить память.

MB: На самом деле память и история должны быть абсолютными приоритетами для архитекторов как источник вдохновения для новой архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *