Разное

Перриан шарлотта: органика и модернизм • Интерьер+Дизайн

органика и модернизм • Интерьер+Дизайн

Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand, 24. 10. 1903 – 27.10.1999) — французская модернистка, архитектор, дизайнер, фотограф, коллажист и автор увлекательных мемуаров. Она прожила 96 лет и, по праву, считалась участницей важнейших баталий, смен парадигм и ключевых событий, связанных со становлением и развитием европейского модернизма. 

Шарлотта Перриан, Ле Корбюзье и Пьер Жаннере — cоздатели шезлонга LC4.

Шарлотте Перриан было 24 года, когда она присоединилась к архитектурной студии Ле Корбюзье. В том самом помещении старинного монастыря на рю дю Севр, 35. По легенде Корбюзье посмотрел на ее эскизы и сказал, что они не занимаются вышивкой подушек. Перриан ушла, а на следующий день Ле Корбюзье увидел выставку ее проектов и сам попросил вернуться. Все это было в 1927 году, после чего они вторем (Ле Корбюзье, его кузен Пьер Жаннере, который стал любовником Шарлотты, и она сама) плодотворно работали вместе в течение десяти лет.

Втроем они спроектировали культовую мебель ХХ века — предметы из гнутых стальных трубок — минималистичные и невероятно авангардные.

Фотография Перриан, лежащей на знаменитом шезлонге стала настоящим символом машинного века. 1928.

Cади Мурдох (Sadie Murdoch). Modelling Charlotte Perriand. 2006.

Даже те, кто никогда не слышал ее имени, точно знают мебель, спроектированную на рю дю Севр. Хотя Шарлотта Перриан вошла в историю дизайна ХХ века не только как соратница Корбюзье, но и благодаря своей нетривиальной трактовке природных мотивов и очевидному вниманию к социальным проблемам. Ее стиль — стриженные волосы, короткая юбка и бусы из стальных шариков для подшипников, со временем начали копировать девушки далекие от проектной культуры.

Шарлотта Перриан и Альфред Рот. Париж, 1927.

Интересы это дамы действительно были чрезвычайно широки. C одной стороны, Перриан, конечно, одна из ключевых фигур модернизма, человек полностью разделявший эстетические и формальные поиски Ле Корбюзье 1920-х годов. Именно она по-началу была яростной защитницей мебели из металла. «Металл играет ту же роль в мебели, что и бетон в архитектуре, —  говорила Шарлотта Перриан. Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера».

Шарлотта Перриан. Индокитайский стул Swivel. Современное переиздание Cassina.

С другой стороны, она был очень чувствительна к деревенской жизни и природным формам. Любовь к природе у Шарлоты Перриан сформировалась в детстве. Часть времени она проводила в Париже, где родители работали в области коммерческой моды, а часть в деревнях — ее мать была родом из Бургундии, отец из Савойи. В возрасте 90 лет Перриан написала мемуары. В самом начале повествования она описала женщин-савоярок, которые стирали белье печной золой в конце каждой зимы и сушили его на полях.

Пол Гутманн (Paul Gutmann), Archives Charlotte Perriand. © Cassina.

Все, что знал ее глаз, все наблюдения над деревьями, травами, рекой, лугами, полями, все это нашло отражение в дизайне мебели, соединяясь с технологиями  и концепциями модернизма.

Слева: Шарлотта Перриан в Савойе. 1935. Справа: В своей парижской студии в 1927.

Перриан отличалась крепким здоровьем, любила спорт. Даже в ее «блестящем» периоде в конце 1920-х годов, она практиковала долгие пешие походы, увлекалась альпинизмом, каталась в Альпах на лыжах. И привлекала к своим спортивным досугам друзей из студии Ле Корбюзье.

Шарлотта Перриан. Ок. 1935 © Charlotte Perriand, ADAGP Paris 2012

Шарлотта Перриан. Ок. 1935 © Charlotte Perriand, ADAGP Paris 2012

Шарлотта Перриан. Ок. 1935 © Charlotte Perriand, ADAGP Paris 2012

Шарлотта Перриан. Ок. 1935 © Charlotte Perriand, ADAGP Paris 2012

В начале 1930-х годов Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере регулярно совершали прогулки на побережье в окрестности Дьеппа и в лесах вокруг Фонтенбло. Там они собирали камни, ветки, кости, ракушки, из которых потом выкладывали композиции и фотографировали. Этот приятный и одновременно экспериментальный вид творчества они называли Art Brut («сырым искусством»).

«Человек ХХ века— злоумышленник? Да, если он окружает себя антикварной мебелью. Нет, если он живет в контексте нового интерьера».

Шарлотта Перрриан. La Maison au Bord de l’Eau. Экспонат выставки Louis Vuitton на Art Basel 2014.

Шарлотта Перрриан. La Maison au Bord de l’Eau. Экспонат выставки Louis Vuitton на Art Basel 2014.

Эти композиции очень повлияли на ее видение мебели и она начала вводить органику  — и силуэты и материалы на протяжении всех 1930-х годов. Она с удвольствием подхватила вернувшуюся моду на использования дерева и очень полюбила маркетири из соломы. Нравились ей и прочие материалы традиционной деревенской мебели.

Шарлотта Перрриан. Шезлонг Tokyo Outdoor. Сassina.

«Я любила точность металла, его блеск и цвет металлической поверхности,  покрытой лаком. Но мне нравилась и ласковость дерева». Шарлотта Перриан даже описывала свою мебель очень чувственно — кресла у нее «обнимают»,  «очаровывают», «ласкают».   

Шарлотта Перриан. Столик Forme Libre, ок 1956. Дерево. Cassina.

Ее страсть к органике усилилась в начале 1940-х годов, когда она начала изучать работу японских мастеров-деревянщиков. Шарлотта Перриан приехала в Токио по приглашению японского правительства для изучения работы местных ремеслеников. Началась Вторая мировая война, Перриан не смогла вернуться во Францию и на несколько лет осталась в Юго-Восточной Азии. 

Шарлотта Перрриан. Стул. Дерево. Ок. 1947. Jousse Entreprise.

Ей удалось пребраться во Вьетнам. Там она вышла замуж за французского дипломата Жака Мартена и там же родилась ее дочь Пернетт. Ее любовь к японской архитектуре XVI века, интерес к философии чайной церемонии, увлечение вьетнамскими традиционными ремеслами  все это развивалось в течение  нескольких лет. Перриан пришла к выводу, что традиционное ремесло не только должно сохраняться как национальное достояние, но его можно соединить с модернизмом.

Шарлотта Перриан и Фернан Леже. Сельскохозяйственная Франция. Фотоколлаж. 1937.

Кроме того, Перриан совсем не была инертной в общественно-политическом плане. Скорее наоборот. И это тоже стало важной частью ее  дизайнерской работы. Как многие художники и интеллектуалы в 1930-е годы Перриан была встревожена повсеместным распространением фашистской идеологии и страдала от экономической депрессии.

Шарлотта Перриан и Жан Пруве. Книжный стеллаж для «Мексиканского дома», 1953.

В 1930-е годов она делала крупномасштабные фотоколлажи. Часто Перриан работала над ними в соавторстве с известными художниками, такими, например как Френан Леже. В одном коллаже сочетались фотографии, слоганы и цирфы статистики. Коллажи эти всегда обличали какую-то острую социальную проблему, вроде «убожества парижских трущоб и сельской местности».

Шарлотта Перриан и Жан Пруве. Nuage Bibliothèque, 1953. Jousse Entreprise.

Вернувшись во Францию Перриан продолжила эксперименты с деревом. Созданные в студии Ле Корбюзье элитные образы мебели вскоре начали ее раздражать, поскольку были трудоемкими в исполнении и себестоимость модернистких опусов была высокой. Все кресла и лежанки были доступны только богатой богеме. С этой точки зрения, по призанию самой Перриан, деревянная мебель была дешевле, доступнее и честнее.

Шарлотта Перриан. Лежанка, ок 1959. Дерево. Edition Steph Simon. Galerie Patrick Seguin.

Шарлотта Перриан. Столик Forme Libre, ок 1956. Сталь, дерево. Galerie Patrick Seguin.

Шарлотта Перриан. Cкамейка с полкой, 1958. Металл, дерево, ламинат. Cité Cansado, Mauritania, Africa. Galerie Patrick Seguin.

Шарлотта Перриан. Шкаф, 1958. Металл, дерево, пластик. Galerie Patrick Seguin.

Вернувшись во Фарнцию, она сотрудничала с Ле Корбюзье и не менее выдающимся французским модернистом Жаном Пруве, но также вела и собственные проекты. Среди самых масштабных — горнолыжный курорт во Французских Альпах.

Корпус горнолыжного курорта Les Arcs, проект Шарлотты Перриан, 1968-1999.

Самым большим источником аутентичной мебели поздней Перриан считается Les Arcs, курорт над которым она работала с 1968 года практически до самой смерти, до 1999 года. В Les Arcs объединен рустикальный савойский стиль с японским минимализмом. Когда на Рождество 1969 года открывалась первая очередь курортного комплекса Шарлотта Перриан сама помогала горничным застилать кровати. Она видела как гости приезжают и уезжают, в том числе видела, как одна семья, уезжая, загружала в машину большую часть мебели из своего номера.

Charlotte Perriand Livre de bord. Мемуары Шарлотты Перриан впервые изданы в Париже в 1998.

Большинство ее послевоенных проектов нацелено на массовое потребеление. Вплоть до того, что Перриан мечтала спроектировать что-то для магазина IKEA. Cегодня объекты, сделанные изначально для школ, клиник и заводов, продаются на аукционах за десятки тысяч евро. И в этом парадокс творчества Шарлотты Перриан.

Дизайн в лицах: Шарлотта Перриан

История дизайнаДизайнеры

Шарлотта Перриан на шезлонге B306, 1928-1929.

Фото
© F.L.C. / ADAGP, Paris 2019 © ADAGP, Paris 2019 © AChP

Дизайнер Шарлотта Перриан.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND

В первой половине XX века само словосочетание «женщина-архитектор» или «женщина-проектировщик мебели» звучало как нонсенс. Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) стала исключением из правила. Вдохновившись идеями Ле Корбюзье (Le Corbusier), она хотела обустраивать эргономичные и функциональные дома-машины.

В 1927 Шарлотта пришла устраиваться на работу в студию к Ле Корбюзье и его кузену Пьеру Жаннере (Pierre Andre Jeanneret), но потерпела неудачу. «Мы здесь не подушки вышиваем», — отрезал ее кумир.

Но Шарлотта не собиралась сдаваться. Она спроектировала интерьер бара с мебелью из стальных трубок и алюминия и показала его на парижском Осеннем салоне.

Сборный домик для горнолыжников Refuge Tonneau («Убежище-бочка»), проект Перриан и Пьера Жаннере, 1938 год, реконструкция 2011 года).

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

Шарлотта Перриан в своей мастерской. Январь 1991.

Идеи Перриан очень понравились Жаннере, и он все-таки уговорил кузена взять ее на работу. До появления Шарлотты Ле Корбюзье для презентаций своих архитектурных проектов использовал традиционную мебель от Thonet, но теперь все изменилось. На стендах студии появились культовые модели: кресла LC2 Grand Confort и В301, стул В302 и шезлонг B306. Хотя они и подписаны тремя фамилиями: Ле Корбюзье, Жаннере, Перриан, на самом деле их автором была Шарлотта.

Жаннере, ставший ее возлюбленным, помогал, а Корбюзье в основном одобрял и ставил свою подпись. В 1937 году Шарлотта уходит из студии Ле Корбюзье, но расстаются они друзьями. С Жаном Пруве (Jean Prouvé) она проектирует легкосборные дома для рабочих. А вместе с художником Фернаном Леже (Ferdand Leger) по заказу Минсельхозпрома Франции оформляет сельскохозяйственный павильон на Всемирной выставке 1937 года.

Гостиная в парижской квартире Перриан, 1928 год.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

Ее стиль в дизайне меняется: она теперь увлечена деревом, а не металлическими трубками, ее предметы обретают органические формы. В 1940 году японское правительство приглашает ее в Токио поработать полгода «послом французского дизайна». Но Япония вступает в войну и оказывается в изоляции. Перриан пыталась прорваться в Европу, но смогла добраться только до Вьетнама, где ей пришлось остаться до 1946 года.

Табуреты Berger и Méribel сейчас перевыпускаются фабрикой Cassina (коллекция I Maestri).

Фото
CASSINA

Комод Nuage, дизайн Шарлотты Перриан, сейчас выпускается фабрикой Cassina (коллекция I Maestri).

Фото
CASSINA

Чтобы не терять времени, Шарлотта принялась изучать местные ремесленные техники. Традиции Востока серьезно повлияли на ее творчество. Столики Ventaglio напоминают веера, стул Ombra Tokyo — оригами, а скользящие панели стеллажей Tunisie и Mexique похожи на раздвижные перегородки-сёдзи.

Столики Petalo. Сейчас выпускаются компанией Cassina (коллекция I Maestri).

Фото
CASSINA

После войны Перриан работает в тандеме с Жаном Пруве. Вместе они делают мебель для зданий Парижского университета. В рамках этого проекта Шарлотта спроектировала семь столов со встроенными светильниками, предназначенных для читального зала библиотеки. Сегодня они — самые дорогие из подлинников Перриан: один такой стол был продан в 2010 году за 812 000 долларов.

Фрагмент 16-метрового фотоколлажа Перриан «Великая нищета Парижа», сделанного для выставки домашней утвари в Гран-Пале в 1936 году.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

Современная версия шезлонга, выпущенная Cassina совместно с Louis Vuitton, 2013 год.

Фото
CASSINA

Шарлотта в шезлонге LC4, 1929 год.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND

В конце 1950-х и в 1960-х годах Шарлотта реализует престижные проекты: оформляет помещения во Дворце ООН в Женеве, зарубежные офисы Air France, начинает проектировать горнолыжные курорты в Савойе. В возрасте 90 лет она строит чайный павильон для Фестиваля японской культуры в Париже. Мебель по ее чертежам сейчас выпускает фабрика Cassina.

Проект Work and Sport, 1927-1929.

Лондонский офис Air France, 1957 год.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

В музеях по всему миру то и дело проходят ретроспективные выставки. В 2012 году на Миланском мебельном салоне та же Cassina воссоздала сборный дом для горнолыжников, который Перриан и Жаннере придумали в 1938 году, но так и не построили. А в декабре 2013-го на выставке Design Miami компания Louis Vuitton реализовала другой неосуществленный проект — пляжный домик La Maison au bord de l’eau («Дом у воды»). Задуманный в 1934 году, он смотрится удивительно современно. Впрочем, как и все, что делала Шарлотта Перриан.

Авторский эскиз интерьера «Дома у воды». Реконструкция дома была осуществлена в 2013 году компанией Louis Vuitton и представлена на выставке Design Maiami.

Фото
PIERRE JEANNERET/ARCHIVE CHARLOTTE PERRIAND ©ACHP/ADAGP, PARIS 2013

Сборный «Дом у воды», дизайн Шарлотты Перриан, 1934 год. Реконструирован компанией Louis Vuitton в рамках выставки Design Maiami.

Фото
LOUIS VUITTON

В 2019 году в Fondation Louis Vuitton в Париже прошла масштабная ретроспективная выставка, посвященная жизни и творчеству Перриан, приуроченная к двадцатилетию со дня смерти дизайнера. Она показал весь масштаб личности Шарлотты во взаимосвязи с искусством, архитектурой и дизайном того времени.

В Москве аутентичную мебель работы Шарлотты Перриан можно приобрести в галерее «Тираж 1/1» (Tirage Unique). В том числе редкий комод 1960-х гг, спроектированный для проекта Кансадо — города в Африке, который был специально выстроен для сотрудников горнодобывающей компании Miferma. Для них с нуля была создана вся инфраструктура — от медицинских и образовательных учреждений до развлекательных центров. Шарлотта занималась разработкой обстановки квартир. Для Кансадо она создала секционные системы хранения с раздвижными дверцами, которые должна была выпускать фирма Steph Simon (Galerie Steph Simon). В 1963 году была сдана первая очередь строительства и около 5000 сотрудников заселились в новый город, а в середине 1970-х Кансадо был национализирован и постепенно пришел в запустение.

Комод, спроектированный для города Кансадо, ок. 1960-х гг. Галерея «Тираж 1/1».

Плахина Антонина

Шарлотта Перриан | Биография, дизайн интерьера, мебель, стул, Япония, книга и факты

 Шарлотта Перриан: столовая 1928 года

Смотреть все медиа

Дата рождения:
24 октября 1903 г. Париж Франция
Умер:
27 октября 1999 г. (96 лет) Париж Франция

Просмотреть весь связанный контент →

Шарлотта Перриан (род. 24 октября 1903 г., Париж, Франция — умерла 27 октября 1999 г., Париж), французский дизайнер, известный благодаря культовой мебели 20-го века, такой как набор модернистской гостиной LC «Fauteuil Grand Confort». — мебель для комнаты, включающая стул, диваны двух размеров и оттоманку, одна из многих коллабораций с Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере.

Молодость и карьера

Перриан выросла в Париже, где ее отец работал портным, а мать была швеей. В детстве она путешествовала по отдаленным горным районам Савойи, Франция, где проживали ее бабушка и дедушка по отцовской линии. Позже в жизни, несмотря на то, что она жила и работала и была вдохновлена ​​энергией города, она вернется во французские Альпы, чтобы расслабиться, покататься на лыжах и насладиться природной красотой региона.

Невероятные способности Перриан к рисованию привлекли внимание ее учителя рисования в средней школе. По настоянию матери Перриан посещала École de l’Union Centrale des Arts Décoratifs с 1920 по 1925 год. Там, под опекой художественного руководителя школы Анри Рапена (талантливого и практикующего дизайнера интерьеров), она процветала и ее работа подавала большие надежды. Спустя годы она вспоминала о практическом педагогическом подходе Рапина и о том, как он дисциплинировал ее и помогал ей воплотить идею с чертежной доски в реальность. Помимо посещения курсов, Перриан дополняла свое образование и удовлетворяла свое любопытство, записываясь на курсы, доступные в крупных универмагах, в которых располагались собственные дизайнерские мастерские. Она посещала лекции Мориса Дюфрена, директора мастерской La Maîtrise, расположенной в универмаге Galeries Lafayette в Париже. Из-за своей связи с магазином Дюфрен предложил студентам прагматичные применимые проекты, результаты которых могли бы быть использованы Galeries Lafayette. Учеба Перриан показала, что она искусный дизайнер, и ее проекты были отобраны и выставлены на выставке 19-го века.25 Международная выставка декоративного и промышленного искусства. Дюфрен также выбрала свои настенные украшения для выставки в Galeries Lafayette; позже эта работа будет изготовлена ​​​​машиной в большем масштабе и использована в других интерьерах, спроектированных Дюфреном.

После выпуска, воодушевленная Дюфрен и Рапен, которые посоветовали ей «должна показать, чтобы стать известной», Перриан представила свои работы для демонстрации на многочисленных выставках. Ее самая известная запись была в 19 году.27 в Осеннем салоне с ее дизайном Bar sous le toit («Бар на чердаке»), установкой мебели, отделкой и встроенным баром. Благодаря использованию таких материалов, как никель, наряду со смелым дизайном, Bar sous le toit продемонстрировал предпочтение Перриан эстетики, отражающей возраст машин, и разрыв с предпочтением Школы в отношении предметов ручной работы из экзотических и редких пород дерева. . С блестящими поверхностями, отражающими металлами и грубыми геометрическими формами дизайн обивки был лишен узоров и теплых материалов, таких как дерево или мягкий текстиль. Этот проект стал переломным моментом в ее карьере, поскольку Перриан искренне восприняла использование стали — материала, ранее использовавшегося только мужчинами — в качестве предпочтительного материала для передачи новых выражений современного дизайна.

Сотрудничество с Ле Корбюзье

На фоне внезапного признания и успеха ее работы она выразила своему другу, ювелирному дизайнеру Жану Фуке некоторую обеспокоенность по поводу следующего проекта, на который у нее не было планов. По предложению Фуке Перриан прочитал книги Ле Корбюзье Vers une Architecture (1923; К архитектуре ) и L’Art decoratif d’aujourd’hui (1925; Декоративное искусство сегодняшнего дня ), приведя их в движение. ее следующее стремление: работать с автором, архитектором-новатором и революционером. Она была «ослеплена» его сочинениями; последняя книга, которая выхолостила декоративное искусство и, как следствие, ее образование, соответствовала новому способу, которым она занималась. По словам Перриана, когда она пришла в его ателье со своим портфелем в руках в поисках работы, он пренебрежительно сказал ей: «Мы не вышиваем подушки в моей мастерской». Не обескураженная его унизительным комментарием, она пригласила его в Осенний салон, чтобы посмотреть ее работы. Ле Корбюзье — узнавая родственную душу, увидев ее Bar sous le toit дизайн — нанял ее.

С 1927 по 1937 год она работала в ателье, позже назвав этот опыт «привилегией». Ее внимание и внимание было сосредоточено на l’équipement intérieur de l’habitation («оборудование современного жилища») или мебели, разработанной ателье, включая изготовление прототипов и их окончательное производство. Она участвовала в разработке трех культовых предметов мебели: siege à dossier basculant (1928 г.; «кресло с откидной спинкой»; также обозначено как LC1), мягкого кресла Fauteuil Grand Confort (1928; LC2 и LC3), и шезлонг (1928; LC4). Из-за высокой репутации Ле Корбюзье ему часто приписывают концепцию и дизайн стульев. Однако, как и в случае любого тесного сотрудничества, отдать должное какому-либо отдельному человеку проблематично. Перриан признал, что он определил основу общих форм стульев и дал указания по дизайну, но заявил, что она конкретизировала детали, конструкцию и фактический дизайн с Пьером Жаннере. В 21 веке эти предметы по-прежнему продает итальянская мебельная компания Cassina, которая считает всех троих дизайнерами. Влияние Перриана в ателье не ограничивалось мебелью и исполнением прототипов. В 1929 она сыграла важную роль в разработке видения трио современной роскоши «Оборудование для дома» для Осеннего салона; он включал в себя целую квартиру с блестящей кухней и ванной комнатой.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Сотрудничество с Жаном Пруве, визиты в Японию и Лез-Арк

Вскоре после ухода из ателье Ле Корбюзье она начала работать с Жаном Пруве — дизайнером, который нашел свою нишу в изготовлении и проектировании металлических предметов, таких как экраны и лестницы. перила с использованием геометрических узоров, излюбленных архитекторами-авангардистами. Пруве был увлечен выражением своего мастерства с помощью современных средств и материалов; Перриан полностью разделял это убеждение. Поскольку ателье Пруве было наводнено проектами для французской армии во время войны, Перриан спроектировал военные казармы и мебель для временного жилья. Когда Франция капитулировала в 1940 команда распалась, но воссоединилась весной 1951 года. Позже она с большой нежностью вспоминала о своем глубоком уважении и дружбе с Пруве, отмечая его смерть как «ужасную утрату» для нее.

В день, когда немцы заняли Париж, Перриан уехал из Франции в Японию. Примерно за пять недель до своего отъезда она получила заманчивое приглашение от посольства Японии в Париже, в котором просила ее знания в области промышленного дизайна для Департамента содействия торговле при поддержке Имперского министерства торговли и промышленности. Стремясь увеличить поток японских товаров на Запад, министерство стремилось поручить эту задачу иностранцу. Якобы она была там, чтобы бросить вызов статусу-кво среди японских ремесленников, дизайнеров и архитекторов. Тем не менее, ее собственная работа была очень вдохновлена ​​бесчисленным опытом, с которым она столкнулась. Примерно через семь месяцев после прибытия в Японию она запросила (и получила) выставку, которая стала кульминацией ее неустанных и страстных исследований, в ходе которых она взаимодействовала с ремесленниками, от традиционных мастеров до современных дизайнеров. На протяжении всего показа широко использовались натуральные материалы, такие как дерево и бамбук, что полностью отличалось от эстетики, которую она оттачивала в ателье Ле Корбюзье. Некоторые японцы, желающие выйти за рамки этих материалов, сочли выставку несколько примитивной и непрогрессивной, поскольку многие предметы не подходили для массового производства. Негативная реакция не помешала ей вернуться в Японию в 1919 году.55 для второй выставки «Proposition d’une synthese des arts» («Предложение синтеза искусств»).

Перриан продолжал работать с бывшими коллегами, такими как Пруве, Ле Корбюзье и Жаннере, устанавливая новые связи с другими, такими как Фернан Леже, бразильский архитектор Лусио Коста и венгерский архитектор Эрно Голдфингер. Проекты были разными, как и места: дизайн неприкрашенных деревенских домиков во французских Альпах (1938 г.), прототипы кухонь для Unité d’Habitation в Марселе (1950) и Токио (1959 г.), а также коммерческие интерьеры Air France в Лондоне (1958 г.). Ее последний и самый крупный проект — горнолыжный курорт Лез-Арк в Савойе (1967–85) — объединил ее работу и пейзаж, который она так нежно помнила с юности. Эти дизайны демонстрируют масштаб, ценность и долговечность богатого вклада Perriand в профессию.

Поздняя жизнь

В 1985 году в Музее декоративного искусства в Париже была выставлена ​​масштабная ретроспектива ее выдающихся работ «Шарлотта Перриан: Искусство жизни». Когда ее спросили о выставке, она пожаловалась, что ей приходится оглядываться назад и обнаруживать «вещи, которые [она] оставила давным-давно…». Она предпочитала смотреть вперед. Переосмысление ее философии дизайна, принятие изменений и желание экспериментировать сделали ее работу актуальной и подходящей для тесного сотрудничества и продуктивного обмена мнениями. В 1998, за год до своей смерти, она опубликовала автобиографию Une Vie de creation ( Шарлотта Перриан: Жизнь творения ).

Кэтрин Андерсон

Шарлотта Перриан: провидец дизайна, переживший критику Ле Корбюзье | Дизайн

В 1927 году молодой парижский дизайнер Шарлотта Перриан подала заявку на работу в знаменитую мастерскую великого архитектора Ле Корбюзье. Ответ, который она получила, был краток. «Здесь мы не вышиваем подушки», — сказали Перриану. Какую роль, в конце концов, могла сыграть эта 24-летняя женщина-дизайнер мебели в благородном плане Ле Корбюзье революционизировать современный мир?

Однако месяц спустя, на ежегодном Осеннем салоне, гроссмейстер оказалась в баре Perriand’s Bar Sous le Toit, или Баре под крышей, который воссоздал часть ее собственной квартиры. Ле Корбюзье был очарован; это был опьяняющий гимн веку машин, о котором он мечтал. Никелированные медные стулья были сгруппированы вокруг коктейль-бара из анодированного алюминия, а хромированный стол располагался рядом с кожаной банкеткой и встроенным граммофонным шкафом.

Такое богатство, но все продумано так, чтобы поместиться на маленьком чердаке Перриана. Это произвело фурор. Как позже вспоминал Перриан: «Честный Салон не ожидал, что его галереи будут кипеть такой наглой молодежью». Корбюзье тут же нанял ее.

Японофил … модель позирует с шерстяным ковриком и журнальным столиком из дерева кипариса хиноки, изготовленным Perriand в 50-х годах. Фотография: © ADAGP

Спустя двадцать лет после ее смерти наглый, индивидуалистичный и юношеский дух Перриан снова волнует Париж, когда в Фонде Louis Vuitton открывается грандиозная выставка ее жизни и творчества. Есть комнаты с трапециевидными перекладинами, металлическая альпийская кабина, которая больше похожа на лунный посадочный модуль, и стулья ярких цветов, которые могут быть прямо с миланской мебельной ярмарки. Мы думаем о 19Модернизм 20-х годов как трезвое, статичное черно-белое дело, запечатленное на зернистых архивных фотографиях. Но это показывает, что мир Перриана ярок, как радуга, и полон идей.

В одной из комнат глянцево-коричневая ПВХ-занавеска висит в прохладной ванной, отделанной синей плиткой, ее облегающие складки свисают рядом с футуристической алюминиевой душевой кабиной, которая выглядит так, будто может перенести купающихся в другое измерение. За хромированным шкафом находится гостиная, где обеденный стол из зеленого стекла окружен стульями из горчично-желтой и кобальтово-синей кожи. Рядом находится компактная кухня, организованная с точностью операционной.

Это радикальное домашнее видение появилось на Осеннем салоне 1929 года, через два года после того, как бар Perriand на чердаке произвел такое впечатление. Однако новое творение приписали мастерской Ле Корбюзье. Он был создан, чтобы возглавить появление его «Оборудования для жизни», которое с тех пор должно было заменить всю традиционную домашнюю обстановку. Многие предметы стали классикой ХХ века: кубическое кресло Grand Confort, шезлонг из кожи пони («машина для отдыха»), кожаное вращающееся кресло. Они были отмечены прозвищем LC Collection, но их истинным автором был Перриан, которому было поручено спроектировать мебель, учитывая, что у Ле Корбюзье не было времени на такие детали. Он отверг их как « ле бла, бла, бла ».

L’esprit nouveau … Перриан с Ле Корбюзье в 1928 году. Фото: © Pierre Jeanneret/AChP

Как сказал Перриан в 1984 году: «Я думаю, Ле Корбюзье взял меня на работу потому, что считал, что я могу воплощать идеи. Я был знаком с современными технологиями, знал, как их использовать, и, более того, у меня были идеи о том, как их можно использовать». Новая выставка проливает свет на женщину, которая изобрела мебель и многое другое, выводя ее из-за вздутых подушек, чтобы показать ее как новаторского творца современного мира.

Спортивная фигура с короткой стрижкой и склонностью к гимнастике на открытом воздухе, Перриан воплотил l’esprit nouveau . Ее часто изображали с самодельным ожерельем из шарикоподшипников, что придавало ей вид гибкого компонента, извлеченного из точно настроенной машины. Фотография во всю стену в вестибюле показывает, как она стоит топлесс в Альпах, спиной к камере, с поднятыми руками. Она, кажется, воздает должное раздутым стеклянным панцирям, которые Фрэнк Гери создал для Фонда и патриархата дизайна в целом. Это вкус озорного духа, который пронизывает все четыре этажа выставки, отмечая ее семь десятилетий в авангарде мебели, фотографии и архитектуры — с ее 19от интерьеров 20-х годов до мастер-планов обширного горнолыжного курорта, а также чайного домика, который она построила для ЮНЕСКО в 1993 году в возрасте 90 лет. валяться на шезлонгах и вертеться в репликах стульев, погружаясь в материально богатую вселенную Перриана. Одним из самых ярких воссозданий является ее Дом для молодого человека, построенный для Международной выставки в Брюсселе в 1919 году.35.

Мебель Perriand в 1956 году в Galerie Steph Simon. Фотография: © ADAGP/Gaston Karquel/AChP

Арена для тренировки тела и ума, с одной стороны есть кольца для подтягиваний и трапеция; по другую сторону сетчатой ​​перегородки находится рабочая зона, где полки украшены предметами интерьера, а рядом с острым современным письменным столом стоит кресло из ротанга в деревенском стиле. Для Перриан не было предписанного метода или стиля: ни металл, ни дерево, ни промышленность, ни ремесло, по ее словам, не должны доминировать, потому что «мы используем каждый на своем практическом месте».

С течением времени ее проекты становятся все более органичными и чувственными, эволюция сопровождается на выставке крупными репродукциями ее черно-белых фотографий пляжных находок, пней деревьев и костей животных. Она прочесывала пляжи Нормандии с близким другом Фернаном Леже (чьи огромные картины украшают выставку) и любовником Пьером Жаннере (двоюродным братом Корбюзье), собирая «камешки, обломки обуви, куски дерева, пронизанные дырами, щетки из конского волоса — все сглаженные и облагороженный морем… Мы назвали это нашим арт-брют».

В изогнутых деревянных столах, которые она сделала для себя и друзей, есть отголоски коряги, а более поздний кофейный столик имеет форму куска необработанного мрамора, как будто только что вытесанного из карьера.

Я не думаю, что было бы интересно, писал Корбюзье, теперь вы мать, обязать вас присутствовать в мастерской

Этот кофейный столик был сделан во время ее пребывания в Японии по приглашению страны путешествовать там в 1940 году и посоветуйте, как можно улучшить традиционные японские поделки для экспорта. Кажется, что японское мастерство оказало на нее большее влияние, чем она на него. В шоу представлена ​​​​версия ее знаменитого шезлонга, переделанного из бамбука, а принцип организации татами повлиял на ее подход к модульным интерьерам. Изюминкой более поздней поездки в Японию является замечательное двойное кресло Перриана, обитое ярко-красной и фиолетовой тканью, на котором пара может лежать лицом друг к другу, подняв ноги. К сожалению, это единичный экземпляр, переделанный для выставки.

Восторженный коммунист, Перриан становился все более радикальным в 1930-х и 40-х годах. По возвращении во Францию ​​после войны она была полна решимости заняться недорогой мебелью для массового производства. Она снова обратилась к Ле Корбюзье, который работал над жилищным проектом Unité d’Habitation в Марселе, и ответ был таким же покровительственным, как и раньше.

Успокойтесь… Перриан в своем шезлонге, 1928 год. Фото: FLC/ADAGP, Париж, 2019 г. © ADAGP, Париж, 2019 г./АЧП

«Не думаю, что было бы интересно теперь, когда ты стала матерью… обязывать тебя присутствовать в ателье», — писал он. «С другой стороны, я был бы очень рад, если бы вы могли внести свой вклад в практические структурные аспекты настроек, которые находятся в вашей области, то есть умение практичной женщины, талантливой и доброй одновременно». В конечном итоге он поручил Perriand разработать компактные модульные кухни для знаменитого проекта Marseille и заявить о единоличном авторстве результата.

Но сериал ясно дает понять, что ей не нужна была помощь Ле Корбюзье, чтобы преуспеть. Одна комната посвящена Лез Арк, горнолыжному курорту 1960-х годов, мастерски спроектированному группой архитекторов под руководством Перриан, которой к тому времени было за 60. В то время как в предыдущем плане предполагалось несколько башен, ее идея заключалась в том, чтобы приютить здания в складках горы, расположив квартиры в виде ряда расположенных в шахматном порядке террас, спускающихся каскадом вниз по склону, что делает их почти невидимыми после снегопада.

Здания идеально приспособлены к окружающей среде. На юге уклон уровней обеспечивает каждому дому просторную террасу, где можно ловить солнце, а на севере наклонный фасад защищает квартиры от снега. Несмотря на то, что в нем проживало более 1000 жителей, комплекс не нуждался в лифтах и ​​адаптировался к контурам склона с минимальным воздействием на территорию. Обтекаемая душевая кабина на выставке демонстрирует внимание, уделяемое каждой детали, и ее раннее пристрастие к сборным конструкциям.

Трапециевидный номер… комната в Доме для молодого человека на Международной выставке в Брюсселе в 1935 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *