Портреты в стиле модерн: Ахмерова Э.Р. Портретное искусство стиля модерн в России и Европе
Ахмерова Э.Р. Портретное искусство стиля модерн в России и Европе
Page 1 of 2
Э.Р. Ахмерова (МГУ имени М.В. Ломоносова, ГТГ)
Портретное искусство стиля модерн в России и Европе
Стиль модерн на рубеже XIX-XX веков охватил всю Европу. В рамках этого стиля искусство в каждой стране имело свои особенности, и портрет обрёл местные, национальные черты, однако основополагающие принципы формообразования и иконографические мотивы модерна остались общими для всех стран1. Д.В. Сарабьянов утверждает: «Наиболее последовательно иконография, присущая стилю модерн, выявилась в живописи и графике… именно применительно к живописи и графике мы можем совершенно законно, без натяжек говорить об определённых общностях сюжетов и мотивов»2. Под иконографией в данном случае мы понимаем некий условный набор образов, сюжетов, мотивов и художественных приёмов, свойственный искусству модерна.
Задача — рассмотреть и проследить, как иконография модерна проникает в портрет и влияет на него, а также определить особенности национального варианта портрета в стиле модерн, сравнивая, насколько это возможно, картины русских и зарубежных мастеров. Ранее разными исследователями предпринимались попытки сопоставления отдельных произведений, а актуальность данной работы — в стремлении обобщить все эти наблюдения и поставить русскую портретную живопись в единый контекст с европейской.
На стиль модерн в Европе и в России влияет академическое и салонное искусство. В поисках «большого» стиля мастера модерна стремились создавать подлинно монументальные парадные портреты. Тема парадного портрета является общей для стран, охваченных стилем модерн. Среди отечественных художников наибольший вклад в разработку парадного портрета внёс В.А. Серов. Его портрет княгини З.Н. Юсуповой мы попробуем сравнить с портретом Миссис Лайонел Филлипс итальянского художника Джованни Болдини, который был одним из самых востребованных портретистов своего времени. В своей живописи, в целом салонной, он использовал элементы модерна. Сопоставляя эти произведения мы наблюдаем ряд схожих черт, например, в построении композиции с размещением сидящей на диване фигуры в центре холста, с интересом к прямым вертикальным и волнообразным горизонтальным линиям, которые одновременно и членят и собирают в целое композицию. И у Серова, и у Болдини сказывается интерес стиля модерн к волнистой линии, к тонкому сложносочинённому колориту, к свободному, выразительному мазку, к декоративизму как принципу организации холста и к декоративной выразительности каждой детали изображения. Тем не менее, портрет Миссис Лайонел Филлипс — это образ светской дамы, богатой и роскошной, но не более. За этой показной пышностью мы не видим личности, характера. Портрет княгини З.Н. Юсуповой оказывается гораздо более сложным и глубоким. Серов всматривается в личность изображаемого им человека. Как подметил В.А. Леняшин, В.А. Серов хранит в искусстве портрета рубежа веков классическую верность лицу3. В этом лице, чрезвычайно индивидуальном, мы видим и доброту, и душевную мягкость, и открытость, и чувство собственного достоинства. Вместе с тем, перед нами не только, красивая женщина, но и аристократка из высшего общества, и модница, и гостеприимная хозяйка прекрасного дома. Эта многоаспектность образа и его глубина — черты русского национального искусства, и они поднимают портретную живопись (вообще, и в лице Серова в частности) на большую высоту.
Гораздо ярче отражают стилистику модерна не парадные портреты, а портреты представителей интеллектуальной и творческой элиты своего времени. И в Европе, и в России появляется новый тип человека: интеллектуального, делового и успешного, идущего в ногу со временем и интересующегося современной культурой. Именно такими предстают на портретах Серова и Болдини такие характерные личности конца века как В.О. Гиршман и Р. де Монтескью. Владимир Осипович Гиршман был русским купцом и меценатом, собирателем живописи и антиквариата, благотворителем Московского художественного театра. Граф Робер де Монтескью — французский писатель, денди, коллекционер, библиофил и покровитель искусств. В портретном искусстве стиль модерн ищет нестандартных решений, и на этих портретах каждая фигура показана в необычном динамичном повороте, с прямой спиной и гордо поднятой головой. Мужчины выглядят уверенными в себе, просвещенными, успешными и склонными к щегольству. В портрете Гиршмана у Серова это не очень очевидно, а вот в облике де Монтескью это свойство личности наглядно продемонстрировано: Болдини пишет блестящие, уложенные волнами волосы, лихо закрученные усы, модный костюм и белоснежные перчатки.
Эпоха конца XIX – начала XX века заново открывает и активно реализует в искусстве образ женщины-соблазнительницы, или женщины-вамп. На рубеже веков в Европе поднимаются и обсуждаются вопросы предоставления женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни, в том числе права женщины на образование, на участие в выборах, право на труд и т.п. Женщины начинают чувствовать себя свободнее, увереннее, и это, конечно, отражается в искусстве. Пожалуй, ярче всего образ роковой женщины в портретной живописи стиля модерн воплотился в творчестве Густава Климта4 (Серена Ледерер и Роза фон Росторн-Фридман). Первое, что сразу привлекает внимание в его портретах — это глаза, изображению глаз художник придает особое значение. Во взглядах его дам заключена и энергия человека современной эпохи, и магнетическое обаяние, свойственное только женщинам. Дамы эпохи модерн смело и прямо взирают на зрителя с портретов В.А. Серова и Д. Болдини. Обе женщины облачёны в чёрные платья и находятся в сумрачном интерьере, отчего их лица и особенно эффектные тёмные глаза с пронзительным взглядом «в упор» сразу привлекают внимание. Сознавая силу своей женской привлекательности, героини новой эпохи держатся очень уверенно. Запечатлённые Л.С. Бакстом в «Ужине» и Анри де Тулуз-Лотреком в рекламном плакате кафе «Divan Japonais», они проводят время в ночных кафе и ресторанах, развлекаются и чувствуют себя там абсолютно в своей стихии.
Прямую аналогию в живописи стиля модерн в России и в Европе дают нам два парных портрета — «Автопортрет с сестрой» кисти В.Э. Борисова-Мусатова и портрет Марты и Мориса Дени (который также имеет названия «Автопортрет с женой» и «Десерт в саду») кисти Мориса Дени. По мнению Д.В. Сарабьянова, «они близки не только по задаче и времени происхождения, но и по одинаковым принципам построения парного портрета на основе внутренней близости персонажей»5. В этих портретах мы отметим тенденцию изображать человека в естественной природной среде, определённую жанровую трактовку портрета, высветленный колорит в холодных тонах, а также дистанцированность от зрителя изображённых персонажей, что особенно заметно у В. Э. Борисова-Мусатова.
В портретном искусстве модерн стремится перенести человека из реального мира в мир фантастический, мир мечты. Для воплощения такой задачи художник может, во-первых, трансформировать саму фигуру изображенного человека, во-вторых, трансформировать пространство, в котором находится модель, и, в-третьих, он может трансформировать и то, и другое одновременно.
Для передачи в живописи эффекта «воздушной лёгкости» тела человека Головин и Климт изображают своих героинь6 в пышных, многослойных платьях из матовой, струящейся ткани. Светло-розовое платье Сони Книпс подчёркивает только её осиную талию, а ноги, бёдра, плечи, грудь будто растворяются в обилии драпировок. Еще успешнее с «нейтрализацией» форм тела справляется Головин в «Портрете М.В. Воейковой». Он использует не масляную краску, как Климт, а пастель, что позволяет ему растушевать контуры, благодаря чему фигура модели превращается в парящее белое облако.
Приём «искажения» пространства и свободное обращение с перспективой в портрете мы наблюдаем в работе А. Я. Головина «Портрет М.А. Кузмина» и у Анри де Тулуз-Лотрека в «Портрете Анри Самари». При построении пространства в этих портретах художники используют точку зрения «сверху» и высокую линию горизонта. Доски, выстилающие пол, на портрете М.А. Кузмина уходят рядами диагонально влево, устремляя взгляд зрителя к фигуре и лицу, фокусируя на них внимание. В портрете Анри Самари пространство трудно идентифицировать: мы видим и дощатый пол, и ковёр на нём, и изображение деревьев, веток, цветов. Это пространство не имеет определённой глубины, оно трактовано как несколько разнофактурных и разнонаправленных плоскостей. Известно, что портрет М.А. Кузмина был написан в мастерской художника7, а Анри Самари, брат знаменитой актрисы Жанны Самари, который тоже стал актёром, запечатлён, скорее всего, на сцене на фоне декораций, но фантазия художников превращает эти обычные помещения в ирреальные пространства, где голубая стена начинает походить на небеса, а деревья растут прямо из дощатого пола.
Деформацию объемной формы и пространства можно отметить в портретах крупнейших мастеров стиля модерн, например у М.А. Врубеля и Г. Климта. У Врубеля в «Портрете Н.И. Забелы-Врубель в кресле на фоне обоев» и у Климта в его «Портрете Адели Блох-Бауэр I» мы наблюдаем характерный для модерна приём сочетания фигуры с орнаментальным фоном. Оба портрета выдержаны в тёплой золотистой гамме и представляют дам сидящими в креслах. Их фигуры смещены вправо от центральной оси, и весь фон покрыт орнаментом. Орнамент модерна очень разнообразен. У Густава Климта мы видим: горох, полоски, волны, спирали, завитки, квадраты, расположенные в шахматном порядке, орнаменты с цветочными мотивами, а также экзотические орнаменты — египетские глаза в треугольниках-пирамидках. Поток орнамента уплощает фигуру, растворяет объём. Даже причёска модели, трактованная плоскостно, превращается в орнаментальный мотив. У М.А. Врубеля этого не происходит: чувствуются формы тела модели и мягкие локоны причёски. Пространство интерьера в работе Густава Климта совершенно упраздняется. Из помещения, наполненного предметами, оно превращается в абстрактный фон для фигуры, которая сразу притягивает к себе взгляд зрителя. Фигура Адели Блох-Бауэр кажется проявляющейся из фантастического, ирреального пространства. У М.А. Врубеля ощущение интерьера тоже упраздняется, правда орнамент не придумывается специально, а вводится в изображение как бы исподволь, в виде цветочного принта на обоях. Фигура Н.И. Забелы-Врубель получает неестественный S-образный изгиб, но всё же сохраняет объёмность. Удивительно сходными в этих портретах оказываются жесты. Кисть левой руки у Н.И. Забелы-Врубель и кисть правой руки у Адели Блох-Бауэр согнуты под прямым углом. Этот характерный «излом» формы, особенно в контрасте с расслабленной правой рукой модели, сообщает образам напряжённость и словно бы маньеристическую грацию, свойственную людям эпохи Серебряного века.
В творчестве русских художников рубежа XIX-XX вв. находится немало параллелей творчеству Густава Климта8. Например, приём сочетания фигуры и орнаментального фона мы встречаем у А. И. Савинова в работе «Арфистка. Портрет Т.С. Барцевой» и в «Портрете Адели Блох-Бауэр II» Густава Климта. Фигура женщины на этих парадных портретах изображена в центре. Орнаментальный фон состоит из плоскостей с разным орнаментом, будто это несколько отрезов разноцветных тканей, сшитых вместе.
Сочетание профильного изображения лица с орнаментальным фоном становится визитной карточкой стиля Альфонса Муха («Лавр» и «Плющ»), но и в русской живописи можно встретить такой приём, например у И.С. Горюшкина-Сорокопудова в работе «Листопад. Портрет В.В. Иссинской».
Мотив танца и тема танца очень востребованы в искусстве модерна. Через танец художники выражают динамику, характер, порыв души. В стихии танца раскрывается скрытая сущность человека. Танцовщики и танцовщицы были любимыми моделями как русских, так и европейских художников. Это и Анна Павлова, и Тамара Карсавина, и Ида Рубинштейн, и, конечно, Лои Фуллер со своим знаменитым «серпантинным танцем». В этом же ряду стоят темпераментная Каролина Отеро с холста М. А. Врубеля, французская певица и танцовщица испанского происхождения, звезда и символ «la Belle Époque», и испанская танцовщица Анита де ла Фери с портрета работы Джованни Болдини.
Стиль модерн придавал большое значение символике цвета в живописи. Выбор цвета платья модели в портретном искусстве модерна нельзя считать случайностью. Для эпохи, которая мыслила символами, это невозможно. И М.А. Врубель, и В.Э. Борисов-Мусатов тщательно продумывали, во что будут одеты их модели и часто сами создавали для них эскизы туалетов. Густав Климт, крупнейший представитель европейского модерна, характеристику пространства, фигуры и выбор цвета и дизайна одежд модели возвёл в художественный принцип. Через всё искусство модерна в Европе и России проходит образ женщины в белом платье. Белый цвет всегда ассоциировался с молодостью, нравственной чистотой, непорочностью, возвышенными стремлениями. В ряду европейских дам в белом совершенно органично выглядит Н.Ю. Станюкович, запечатлённая В.Э. Борисовым-Мусатовым. Дама в чёрном становится своеобразным лейтмотивом модерна. В облегающее блестящее чёрное платье одета климтовская Роза фон Росторн-Фридман, в чёрном платье-амазонке предстаёт перед нами грациозная О.М. Нестерова и величественная М.Н. Ермолова. Излюбленная гамма модерна — голубой, фиолетовый, лиловый — также проникает в портретное искусство. Эта гамма помогает художнику передать то самое потустороннее, мистическое, фантастическое, что ищет модерн в каждом предмете, явлении, природе и человеке. Лиловый цвет выбирает Климт для портрета Марии Хеннеберг и Муха для портрета своей сестры. Похожи на видения и фантастические миражи дамы в лиловом с холстов Врубеля и Борисова-Мусатова.
Подведем некоторые итоги. В произведениях М.А. Врубеля, А.Я. Головина, В.А. Серова, В.Э. Борисова-Мусатова и других русских художников эпохи модерн имеется ряд аналогий с европейской живописью. Это интерес к символике цвета, монументальным формам, а также целый ряд конкретных художественных приёмов, например, сочетание фигуры и орнамента, приём «искажения» пространства или фигуры модели и др. При сопоставлении с произведениями европейской живописи лучшими качествами русского портретного искусства остаются вдумчивый психологизм, особое внимание к «личному» и второстепенное значение «доличного», романтическая мечтательность и поэтизация образа.
Живопись в жанре портрет в стиле модерн
Модерн (произошло от фр. moderne — новейший, современный) — художественный cтиль в иcкyccтвe, в котором пepeocмыcливaются и cтилизуются чepты иcкyccтвa paзныx эпox при помощи xyдoжecтвeнных пpиeмов, ocнoвaнных нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
по датепо цене
все произведенияв наличиис эссе искусствоведа
- 1
- 2
- …
- 4
- »
- 16
- 32
- 64
Офелия
холст / масло / 100х50см
84 000 руб
купить
Русский танец
холст / масло / 90х80см
купить
Мечта полета
холст / смешанная техника / 120х60см
120 000 руб
купить
После спектакля
холст / смешанная техника / 70х120см
90 000 руб
купить
Возлюбленная
холст / смешанная техника / 40х30см
18 000 руб
купить
Полет
холст / смешанная техника / 40х30см
15 600 руб
купить
Ундина
холст / смешанная техника / 40х30см
15 600 рубкупить
Утренняя заря
холст / масло / 40х30см
15 600 руб
купить
Ее любовь
холст / масло / 60х50см
36 000 руб
купить
Первый выход
холст / смешанная техника / 90х90см
84 000 руб
купить
Joker
холст / масло / 50х50см
37 200 руб
нет в наличии
Подарок Ангелу
холст / масло / 40х40см
36 000 руб
на заказ
Аванти
холст / смешанная техника / 100х50см
84 000 руб
на заказ
Утро балерины
холст / смешанная техника / 100х50см
84 000 руб
на заказ
Балерина
холст / смешанная техника / 30х50см
21 600 руб
купить
Мерцание
холст / смешанная техника / 50х30см
21 600 руб
на заказ
Портрет в стиле модерн — Etsy.
deEtsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
Art Nouveau Portrait — изображения и стоковые фотографии
изображения
- изображения
- Фото
- Графика
- Вектор
- Видео
Городской пейзаж 584
Портрет в стиле модерн Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.Sortieren nach:
Am beliebtesten
jugendstil-portait der braut — портрет в стиле модерн stock-fotos und bilderМуха Возрождение
портрет молодой женщины с блик на более высоком уровне, югендстиль-искусство — портрет в стиле модерн сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ стиль деко — портрет в стиле ар-нуво, стоковая графика, клипарт, мультфильмы и символыГородской водный путь в стиле ар-деко
Портрет женщины-киберпанка в стиле ар-деко.
rechteckige ретро-рамен. югендстиль. а4, а3, пропорциональные. гранж-хинтергрунд. — портрет в стиле модерн, стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символRechteckige Retro-Rahmen. Югендстиль. A4, A3, Proportionen….
Rechteckige Retro-Frameworks. Югендстиль. А4, А3, пропорциональные. Гранж-Хинтергрунд.
Классическое собрание художников — фото и фотографии в стиле модернКлассическое собрание художников
Юная дама в зеленом саду — портрет в стиле модерн фото и изображенияZwei rechteckige schwarze Retro-Rahmen. Югендстиль. A4, A3,…
Zwei rechteckige schwarze Retro-Gerüste. Югендстиль. А4, А3, пропорциональные. Quer- und Hochformat.
der palast der schönen künste, auch bekannt als «palacio de bellas artes», ist ein knownes kulturzentrum in mexiko, das 1910 zum hundertsten jahretag des unabhängigkeitskrieges erbaut wurde. — портрет в стиле модерн фото и фотографииDer Palast der Schönen Künste, auch bekannt als «Palacio de…
frau, die dich mit schlangen anstarrt jugendstil 1897 — портрет в стиле ар-нуво, графика, клипарт, мультфильмы и символыЖена, женщина в стиле югендстиль 1897
rechteckiges schwarzes retro-gestell. югендстиль. цветочный элемент. а4, а3, хохформат. — портрет в стиле модерн, графика, клипарт, мультфильмы и символыRechteckiges schwarzes Retro-Gestell. Югендстиль. Цветочные…
Rechteckiges schwarzes Retro-Gerüst. Югендстиль. Цветочный элемент. А4, А3, Хохформат.
atemberaubend erfolgreicher europäer Elegant gekleidet in blauer freizeitkleidung, innenarchitekt, immobilienmakler, unternehmer mit handy, sms, просмотр веб-сайтов, auf einem jugendstil-sofa sitzend. — портрет в стиле модерн стоковые фото и изображенияAtemberauben erfolgreicher Europäer элегантный gekleidet в синем…
Atemberauben erfolgreicher Kaukasier, элегантная gekleidet в синем Freizeitkleid, Innenarchitekt, Immobilienmakler, Unternehmer mit Handy, SMS, Surfen auf Websites, auf einem Jugendstilsofa.
Geflügelige pflanzengöttin Schwarz -weiß Vektor -Art Nouveau Portrait Stock -Grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleSchönzengöttin Schwarz -weis ektor
SchönzErügelügelüglen -WeiS -WeiS -WeiS -WeiSr0003 Skulptur eines Vogels im Nest, der seinen nachwuchs füttert — портрет в стиле модерн, фото и фотографии Skulptur eines Vogels im Nest, der seine Nachkommen füttert
jugendstil-porträt der Frau hält rose im mund, jugend, deutsch — art nouveau портрет сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символJugendstil-Porträt der Frau hält Rose im Mund , Югенд, Дойч
Vintage-Illustration eines Jugendstilporträts einer Frau, die Rose im Mund hält, 1890er Jahre, 19. Jahrhundert
rothaarige frau mit fliegenden haaren im runden zierrahmen — портрет в стиле модерн, стоковая графика, клипарт, мультфильмы и символы Rothaarige 9000u2 mit fliegenden Haaren im runden ZierrahmenSchöne romantische junge rothaarige Frau mit langen welligen fliegenden Haaren und roten Lippen, die den Kopf in einem runden Rahmen mit dekorativem klassischem Muster und Palmblatt auf dem Hintergrund beugen, Jugendstil-Schönheits
weihnachtseinkauf in antwerpen schuhmarkt — art nouveau portrait stock-fotos und bilderWeihnachtseinkauf in Antwerpen Schuhmarkt
junge frau in viktorianischer szene bürstet haare bei verwunschener eitelkeit — art nouveau portrait stock-fotos und bilderjunge Frau in viktorianischer Szene bürstet Haare bei..
Dieses Bild zeigt eine junge Frau in einer unheimlichen viktorianischen Szene, die sich das Haar bürstet, während sie an ihrem Waschtisch sitzt, mit einer Spukfigur, die sie aus dem Spiegel beobachtet.
эмоциональный момент. — портрет в стиле модерн фото и фотографииDer эмоциональный момент.
Die Augen einer jungen Frau blicken seelenvoll auf den Betrachter.
портрет в стиле модерн. — портрет в стиле модерн, стоковая графика, клипарт, карикатуры и символыMaske.
Maske im Stil des Jugendstils.
черный силуэт профиля eines weiblichen kopfes mit einer bewusst nachlässig frisur. барокко фрисур. — портрет в стиле модерн, стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символSchwarze Silhouette Profil eines weiblichen Kopfes mit einer…
Lockiges Haar. Schwarzes Silhouettenprofil eines weiblichen Kopfes mit einer Absichtlich unvorsichtigen Frisur. Барок Фрисур.
Mann mit Bierkrug in Bayern jugendstilillustration — портрет в стиле модерн, графика, клипарт, мультфильмы и символы die in verschiedenen Sprachen unter verschiedenen Namen bekannt ist: Jugendstil auf Deutsch, Stile Liberty auf Italienisch, Modernisme català auf Katalanisch usw. Im Englischen ist es auch als Modern Style bekannt. Der Stil war am beliebtesten zwischen 1890 und 1910 während der Belle Époque, die mit dem Beginn des Ersten Weltkriegs im Jahr 1914 endete. Originalausgabe aus meinem eigenen Archiv Quelle : Stollwerck 1899 Sammelalbum 3 alesund reisende selfie in norwegen — портрет в стиле ар-нуво умереть вейблихкейт. — портрет в стиле модерн стоковые фотографии и фотографииDie Weiblichkeit.
set von postern,hintergründe mit blumen und laub von tulpen. Украшение силуэта фон frühlingsblumen. kränze, rahmen mit platz für text. elektrische mandarinen-farbvorlage. вектор — портрет в стиле модерн сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символыНабор фон Постерн, Hintergründe mit Blumen und Laub von Tulpen….
Набор фон Postern, Hintergründe mit Blumen und Tulpenlaub. Ornamente aus Silhouetten von Frühlingsblumen. Kränze, Rahmen mit Platz für Text. Elektrische Mandarine Farbvorlage. Вектор-иллюстрация
schöne frau mit langen haaren und pferd jugendstil vektor-design — art nouveau portrait stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Pferd innen rundes Medaillon — Jugendstil Schönheit Porträt Vector Design handgezeichnete vignette im alten stil mit einer katze, die darauf sitzt.