Примеры эклектики: Эклектика в архитектуре простыми словами
Эклектика в архитектуре простыми словами
Эклектика в архитектуре в конце 19 и начале 20 веков очень сильно повлияла на архитектурные стили. Вид искусства, который регулируется строгими правилами, вступил в период исключений. В этой статье мы рассмотрим как понимают и используют это явление в архитектуре Европы, Америки и Азии. А так же рассмотрим фото наиболее типичных примеров течения.
Что такое эклектизм?
Представьте, что вам нужно подобрать наряд для свидания. У Вас есть полный шкаф одежды и можно идеально одеться в одном стиле. Но, может возникнуть желание совместить носки Emo с «nerd chic fashion» нарядом. А ещё добавить несколько аксессуаров хипстеров. И если удалось справиться с задачей, то — это и есть эклектизм!
Дело в том, что не все стили определяются строго сформулированными правилами. Иногда хочется сочетать одно с другим. Академический термин – эклектика — произошёл от греческого слова eklektikos, что означает селективность или выбор лучшего.
На самом деле это не плохая база для создания собственного стиля. Явление имеет место быть в моде, работает в искусстве, и, как оказалось, стало главной тенденцией в архитектуре на рубеже 19-20 веков.
Эклектика в архитектуре — это плагиат?
На протяжении 19-го века Европа и Соединенные Штаты переживали крупные промышленные революции, в результате которых появились новые строительные материалы. Практично стало использовать чугун, кованое железо, сталь и пластинчатое стекло. Строгих правил в применении не существовало. Архитекторы стали искать вдохновение в далёком прошлом.
XIX век характеризуется возродившейся античностью — неоклассицизмом. Англичане в добавок к этому оживили готический стиль, создав неоготику, выросшую из могущественного средневекового наследия.
Этот интерес так распространился в западном мире, что архитекторы столкнулись с серьезным академическим вопросом: создаем ли мы оригинальные произведения или просто копируем древних мастеров?
После долгих дискуссий, в конце концов, пришли к заключению, что в новых условиях используются только некоторые элементы древних стилей. В действительности архитекторы не копировали, а выбирали лучшее и включали это в новые структуры с новыми целями.
Например, римский храм строили из камня для поклонения богам. Неоклассическое здание Капитолия США спроектировано по типу греческих и римских храмов. Но интерьер включает в себя современную сантехнику и электропроводку, ковры и другие удобства. Кроме того, никто не использует его, чтобы поклоняться Юпитеру. Таким образом, архитекторы взяли лучшие составляющие классицизма, но придали им новый смысл.
Здание Капитолия США в ВашингтонеТак эклектика была введена в архитектуру. Изменяя строгие правила архитектурных традиций, отдавая предпочтение определённым элементам стиля, эклектика стала широко распространенной.
Некоторые искусствоведы называют этот период в развитии архитектуры историзмом, чтобы отделить его от другого направления эклектической архитектуры, определяемого как экспериментальная эстетика.
Творческая свобода: почему это плохо?
Особняк Карсона, Эврика, Калифорния в американском эклектическом стиле под названием Queen Anne Revival. By Photo by Cory Maylett — Own work, CC BY-SA 3.0, LinkКак стиль, экспериментальная эстетика предлагала много творческой свободы. При этом никаких ограничивающих правил. Риск неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто был против движения).
Примеры эклектической архитектуры
Церковь Сент-Винсент-де-Поль (Париж)
Эклектическая архитектура. Церковь Сент-Винсент-де-Поль в Париже.Начнем с Франции, с церкви Сент-Винсент-де-Поль в Париже, спроектированной Жаном-Батистом Лепером в начале 19 века. Нижняя половина этой структуры выглядит очень классически. Мы видим ионические колонны, увенчанные треугольным фронтоном, как в греческом храме. Даже включение статуй во фронтон очень классическое. Конечно, не греческие боги, а католический святой Винсент (Викентий).
Однако, если мы поднимем взгляд, мы заметим две большие башни над фронтоном. Это прямо из готической архитектуры средневековой Европы (как Нотр-Дам в Париже). Два совершенно разных стиля (классический и готический), объединенные во что-то совершенно новое.
Саграда Фамилия (Искупительный храм Святого Семейства) в Барселоне
Фасад Рождества и деталиБарселонский собор Саграда Фамилия (церковь Святого Семейства) был начат в пиковый период развития смешения стилей (1883-1926). Проект разработан Антонио Гауди. В нём можно видеть элементы готического стиля, объединённые с восточными мотивами и дополненные формами природного мира. В результате — создан характерный, оригинальный и узнаваемый стиль, имеющий множество поклонников — каталонский модерн или стиль Гауди. Строительство собора ещё не окончено.
Университет в Черновцах (Украина)
Резиденция, в зданиях которого сейчас располагается Черновицкий университет, была объявлена объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2011 году. By Unknown — http://ridersontheglobe.com/stages/270, FAL, LinkРезиденция буковинских и далматинских митрополитов в Черновцах, Украина, была построена между 1864-1882 гг. По проекту чешского архитектора Йозефа Хлавки.
При подготовке своих проектов Хлавка исследовал строительные традиции региона и, в результате работа сочетает византийский и мавританский стили.
Бирмингемский университет (Великобритания)
Работа архитектора Сэра Астона Уэбба, английского архитектора, разработавшего главный фасад Букингемского дворца и главного здания Музея Виктории и Альберта.Здание Бирмингемского университета (1900-12) в Великобритании построено в квази-византийском стиле архитектором Астоном Уеббом (Aston Webb).
Распространение эклектизма
Европа
Эклектическая архитектура впервые появилась в континентальной Европе в таких странах, как
- Франция — архитектура боз арт (Beaux-Arts ),
- Англия — викторианская архитектура и
- Германия — Gründerzeit.
Позже перешла в Италию, Испанию, Нидерланды, Скандинавские страны, Португалию, Грецию и Балканы.
Америка
В американской архитектуре глубокий сдвиг произошел в конце XIX века. Архитекторы США Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим получали образование в École des Beaux-Arts в Париже. Они привезли из Европы новый подход к искусству, который стал краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке.
Это было время повышения благосостояния и стиль процветал. Исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствовали более богатому чувству местной культуры и истории. Гибкий подход к заказчикам определял стилистику вкусом клиента. Популярность эклектики развязывала руки архитекторам.
Дворец Индустрии (The Palácio das Indústrias) в Сан Пауло, Бразилия был разработан Доминициано Росси совместно с Рамосом де Азеведо и Рикардо Северо (1917). Эклектичный стиль. By The Photographer — Own work, CC BY-SA 4.0, LinkАзия
В меньшей степени эклектизм проявился в Азии. Японские и китайские архитекторы, прошедшие подготовку в американских учебных заведениях, оказали влияние на традиционные школы. Эклектичные проекты в Азии: Банк Японии (1895 г.) Гинго Татсуно.
Эклектика в архитектуре Японии. Нео-барочное строение штаб-квартиры Банка Японии в Токио. Public Domain, LinkЭто было первое здание такого типа, разработанное японским человеком. Получив заказ, Татсуно немедленно отправился на год в Европу, чтобы изучить архитектуру Национального Банка в Брюсселе (Бейаер и Янссен).
Железнодорожная станция Куала-Лумпур в Малайзии (1910). Смесь восточных и западных стилей. Английский архитектор Артур Бенисон Хаббак (Arthur Benison Hubback) By Photo: Marcin Konsek / Wikimedia Commons, CC BY-SA 4.0, LinkТак называемая архитектура индо-сарацинского возрождения, в которой добавлены детали традиционной индийской архитектуры (в основном архитектура Моголов), была по своей природе эклектичной. Западные формы общественных зданий и дворцов в большинстве случаев спроектированы английскими архитекторами.
Эклектика умерла — да здравствует эклектика?
Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах. Эклектика уступала место новому стилю. Переход к модернизму был активным, поскольку многие рассматривали его как авангард. Новые технологии и материалы, создаваемые в то время, создали новые формы. Несмотря на отход от эклектики в архитектуре, эпоха остается исторически значимой.
В современном обществе стили, которые смешивают разные культуры и исторические направления, обычно не описываются как «эклектичные». В литературе и средствах массовой информации ссылки на эклектическую архитектуру обычно представляют здания, построенные в период конца XIX — начала XX века.
В российских же трудах часто используют этот термин, указывая на любое смешение стилей: например, в искусстве древнего Рима встречаются элементы из древнегреческих, египетских и азиатских направлений. Поэтому, когда заходит речь об эклектике в архитектуре, для корректности стоит выяснить, что имеется в виду:
- историзм,
- экспериментальная эстетика или
- просто совмещение стилей.
А как Вы считаете, какое понимание термина «эклектики» в архитектуре наиболее близкое к истине? Напишите в комментарии, интересно узнать Ваше мнение. Так же интересно будет увидеть фото эклектических зданий, которые находятся рядом с Вами.
Оцените, пожалуйста, статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Поделитесь в социальных сетях с друзьями, расскажите, что вас интересует.
Эклектика — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Термин «эклектика» означает смешение, сочетание различных стилей, форм и методов. Стиль эклектика существует в архитектуре, дизайне и моде уже на протяжении многих лет. В широком смысле понятие также применяется в философии, психологии и изобразительном искусстве. С середины XIX века это явление стало активно проникать практически во все сферы деятельности, и в настоящее время это одно из наиболее значимых и популярных направлений в искусстве, дизайне и архитектуре.
Эклектика в архитектуре
В Европе и в России расцвет эклектики как направления в архитектуре пришёлся на 1830-1890-е годы. В зарубежной терминологии это явление называется романтизмом, так как именно романтические тенденции в искусстве легли в основу нового стиля. Также применяются понятия «beaux-art» (боз-ар) и «историзм». В первом случае название берет свои истоки от школы прикладных искусств во Франции, которая придерживалась греческих и римских традиций. Второе же название употребляется, поскольку смешиваются так называемые «исторические» стили. К таковым относятся многие неостили (неоренессанс, неоготика, необарокко и пр.), которые часто сочетаются с элементами барокко, ампира и классицизма.
Так или иначе, склонность к эклектичности существовала всегда, поскольку смешение стилей часто присутствовало и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Однако самостоятельным течением её признали лишь в XIX веке, когда появилась необходимость в обобщении уже существующих стилей и вместе с тем – в создании новых.
Изначально архитектурная эклектика воспринималась как явление отрицательное и несколько гротескное, так как она нарушала традиционные законы гармонии пространства и стиля. Это явление считалось показателем отсутствия стилистических норм.
Однако позже, примерно в середине XX века, популярность эклектики как стиля начала возрастать, ее стали рассматривать как альтернативу типичной и однообразной архитектуре. К числу наиболее влиятельных сторонников этого направления в России относятся Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н., Шретер В.А и многие другие.
В настоящее время эклектика допускает любые комбинации. Вместе с этим объекты, выполненные в духе эклектичности, обладают определённой стилевой и композиционной структуру, которая имеет название «архитектурный ордер». Внешний вид и архитектурные особенности зданий в стиле эклектика зачастую зависят от их функций и назначения. Так что, допуская самые неожиданные комбинации, эклектическое направление всё же придерживается ряда определённых формальных правил, и всё же при этом все проекты отличаются друг от друга.
С появлением эклектики архитектурный ордер перестал быть главным (и фактически единственным) критерием для оценки архитектуры.
Таким образом, эклектика имела существенное значение с точки зрения расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Фактически она позволила не только эксплуатировать уже имеющиеся образы, но и создавать новые. В настоящее время эклектика – явление даже более распространённое, чем в период своего расцвета. Она имеет отношение не только к архитектуре, но и к дизайну – как интерьеров, так и одежды.
Примеры эклектики в архитектуре
И в России, и за рубежом было создано большое количество проектов: от храмов и музеев до жилых домов. Архитектурные объекты в стиле эклектика встречаются по всему миру и существенно отличаются друг от друга, несмотря на принадлежность к одному стилю. Это ещё раз доказывает, что с появлением эклектики у архитекторов стало больше возможностей для выражения своих замыслов.
Эталоном может считаться здание оперы Гарнье, которое является примером стиля боз-ар. Внимания заслуживает не только роскошный зрительный зал необычной формы, украшенный бархатом и позолотой, но и фойе, выполненное в виде галереи с окнами.
Также в здании оперы есть библиотека-музей, где хранятся архивы и проводятся выставки.
Ещё один архитектурный объект – здание Рейхстага в Берлине.
Его купол выполнен из стекла и стали, на вершине находится смотровая площадка. Конструкция здания – это не только сочетание оригинальных архитектурных элементов, но и экологичная энергосистема.
В архитектуре Скандинавии к эклектичным зданиям можно отнести театр оперный театр в Осло. Эта современная постройка из камня и металла органично вписывается в норвежский пейзаж и сочетается с морским портом. Характерным элементом здания является наклонная крыша.
В американской архитектуре одним из символов эклектики может служить здание небоскреба «Вулворт» в Нью-Йорке. Здание разделено на вертикальные секции, наверху расположены башни – ярусная башня с пирамидой, а также боковые башенки. Оно было построено в начале XX века и до сих пор остаётся одним из наиболее примечательных объектов.
Одним из наиболее ярких примеров эклектики в архитектуре России может служить храм Христа Спасителя, построенного в Русско-византийском стиле К.А. Тоном. Это здание с 36 внешними колоннами, 20 арками, 60 окнами и 12 наружными дверями. Позолоченные купола сужаются кверху, главы оформлены в виде 8-угольных башен. Внутренняя конструкция здания поддерживается 4 столбами; вокруг всего храма проходит внутренний коридор.
Существуют и здания, которые стали относить к стилю эклектика лишь в результате постепенных изменений. Так, например, Дворец связи, расположенный в центре Мадрида, изначально был построен в стиле модерн. Однако он претерпел множество модификаций и реконструкций. В связи с разным видением архитекторов его стиль стал довольно неоднозначным. В настоящее время в его облике присутствуют элементы неоплатереско, барокко и сецессиона. В здании появилась галерея и стеклянный купол.
История эклектики как стиля
Стиль эклектика развился в XIX веке в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Именно поэтому появилась необходимость в том, чтобы обобщить все тенденции и привнести в привычную обстановку нечто новое.
Во Франции эклектика впервые нашла своё выражение в стиле Второй Ампир во времена правления короля Луи-Филиппа (1830-1848). Она появилась в противовес барокко и рококо, поэтому концепция интерьера в этот период кардинально поменялась. Наиболее популярными материалами стали «тяжелые» ткани (бархат, плюш) тёмных насыщенных цветов, а также натуральная кожа. Позолота и прочие элементы роскоши стали использоваться реже, хотя не исчезли совсем. Акцент стали делать на тяжёлых рамах, вазах, часах и прочих элементах.
Что касается предметов мебели, то порой они были не очень удобными, так как целью было привлечение внимания, эпатаж. Тенденция нашла своё продолжение и в период правления Наполеона III (1871- 1940).
В Великобритании расцвет эклектики пришёлся на период с 1840 по 1900 гг., когда царил Викторианский стиль. Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы.
Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса, без каких-либо негативных ассоциаций; до сих пор он считается образцом английского интерьера. Монументальная и в то же время изящная мебель, камин, абажуры, мягкие кресла и ковры были неотъемлемыми атрибутами традиционного и в то же время эклектичного интерьера. Приглушённые тёплые тона, тёмное дерево и кованые предметы декора – всё это создавало атмосферу уюта и надёжности.
В современных интерьерах чаще всего сочетают прованс и шебби-шик. Оформить помещение в этих стилях гораздо проще, и они могут считаться максимально близкими к Викторианскому.
В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике, Русско-византийском и Русском стилях.
Неоготика (её также называли псевдоготикой) была распространена по всему миру. Для неё было характерно выборочное использование элементов готического стиля, которые сочетались с элементами Барокко. Примерами могут служить Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба.
Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами, в числе которых храм Христа Спасителя и Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля.
Новый виток развития начался в послевоенные годы, когда появилась потребность в поиске новых архитектурных форм.
Эклектика в интерьере
По сути, практически любой интерьер – это смешение стилей, однако далеко не каждый из них эклектичен. При создании интерьера в стиле эклектика стоит помнить о том, что нельзя просто соединить элементы разных стилей в произвольном порядке, в эклектике тоже есть своя система и определённые правила.
Сочетаемость
Эклектика – это контраст, но он основан на том, что противоположные вещи тоже могут сочетаться.
Так, схожие текстуры или формы разных предметов мебели вполне могут служить основанием для их соседства. Ведь различные стили появлялись в ответ на предшествующие, так что, если постараться, всегда можно найти общие черты. В правильно оформленном интерьере должно присутствовать ощущение единства всех деталей. Например, классический стиль и кантри могут прекрасно дополнять друг друга за счёт того, что для обеих тенденций характерны мягкие тона, деревянная мебель и ненавязчивые формы.
Повторяющиеся элементы
Ничто так не объединяет разноплановые предметы интерьера, как повторяющиеся цвета, формы и рисунки. Так, например, узор столика, повторяющий узор дивана или штор, создаст ощущение единства стиля. Это не обязательно должен быть какой-то сложный орнамент, могут быть и геометрические фигуры. Важно отметить, что геометричность и чёткость линий являются характерными для такого стиля. Это же правило касается и цветов: общие элементы необходимы в эклектичном интерьере.
Композиция
Очень важно правильно разделить помещение на зоны. Нужно группировать мебель и декор так, чтобы не создавалось ощущения загромождённости и беспорядка. Предметы, которые лучше всего сочетаются, стоит расположить рядом, и их не обязательно должно быть много. Довольно удобно, что при желании любые элементы можно заменять, не нарушая при этом единства стиля.
При этом важно создать какой-либо центральный элемент, на котором будет концентрироваться внимание. Например, если в помещении висят оригинальные, бросающиеся в глаза настенные часы квадратной формы, постарайтесь повторить квадратный узор в текстиле или поставить в центре квадратный кофейный столик.
Акцент может быть сделан абсолютно на любом предмете, будь то ковёр или самурайский меч. Главное – гармонично сочетать такие вещи с обстановкой помещения в целом, по этой причине вполне возможно руководствоваться правилами тех стилей, которые соединяются в интерьере. Профессиональные дизайнеры советуют выбирать 2 или 3, чтобы было проще справиться с компоновкой, да и выглядеть это будет гораздо элегантней.
Порой центром композиции становится предмет декора, совершенно не похожий на остальные. Однако сделать это может быть довольно сложно, поэтому чаще всего выбираются предметы, которые обладают более-менее схожими чертами и одинаково удачно вписываются в интерьер.
Многослойность
Эклектика подразумевает глубину, а это означает, что пространство должно быть объёмным.
По этой причине для такого стиля характерно обилие диванных подушек, ковров, сложных драпировок. Кроме того, можно удачно сыграть на текстурах: сочетание матовых и глянцевых поверхностей даёт возможность разделить помещение на секции.
Сами поверхности могут быть рельефными, переходящими из одного вида в другой. Например, в стену, обклеенную обоями, может быть встроена декоративная 3D панель, делающая интерьер более многомерным и современным. Также довольно популярны многоуровневые натяжные потолки.
Цветовая гамма
Прежде всего, очень важно выбрать универсальный нейтральный фон, который позволит использовать любые цвета в интерьере. Это не обязательно должен быть белый – бежевый, светлый жёлтый или серый цвета также отлично подойдут в качестве базовых цветов. Такой ход позволит сделать акцент на ярких картинах, постерах или занавесках. Это позволит избежать аляповатости и разбавить интенсивные расцветки, чтобы глаза не уставали и интерьер не надоедал.
Можно пойти и другим путём: нейтральный фон может переходить в более насыщенные цвета той же гаммы либо контрастировать с мебелью. Такой вариант подойдёт для более элегантного оформления помещений. Всё зависит от того, какие стили вы намерены сочетать, и от ваших собственных предпочтений.
Декор
Стиль эклектика при любой неординарный декор: это могут быть пуфы ярких расцветок, картины любого жанра, винтажные вещи, экстравагантные статуэтки, массивные часы и зеркала в тяжелой оправе – подойдут любые элементы, которые можно сочетать с интерьером и с другими вещами.
Любые детали имеют значение: текстиль, лампы, сувениры – каждая вещь призвана играть свою роль, ведь она будет не сливаться с обликом помещения, а создавать его. Довольно часто дизайнеры обращаются к африканским мотивам и расцветкам: «зебра» и «леопард» нередко встречаются на фото интерьеров в стиле эклектика. В то же время эклектика – это не всегда экстравагантность, так что вполне можно обойтись и без броских элементов, однако интерьеры с чётко расставленными акцентами выглядят более завершёнными.
Как создать эклектичный дизайн
Эклектика в дизайне стала популярной примерно в одно время с эклектикой в архитектуре. Придерживаясь тенденций данного направления, можно усовершенствовать любое помещение. Эклектичные гостиные – довольно частое явление, теперь становятся востребованными даже кухни в стиле эклектика, ведь это возможность сочетать практичность с оригинальностью.
Одно из основных преимуществ – это возможность выбирать любые материалы и архитектурные формы. Стоимость декора не важна, главное – наличие идеи и художественного вкуса.
Для создания современного интерьера в стиле эклектика подойдёт массивная мебель из стеганой кожи, кресла с резными ножками, а также гармонично впишутся в интерьер крупные элементы декора. Главное – верно сочетать цвета и фактуры. Предпочтительней всего будут насыщенные оттенки, не обязательно яркие, но и не тусклые. При этом в качестве фона желательно использовать какой-либо нейтральный цвет.
Для отделки пола часто приобретается плитка с восточным орнаментом или паркет. Ковёр также будет уместен в таком интерьере. На стены лучше поклеить шелковые обои (также с орнаментом) либо нанести ручную роспись. Однако узор не всегда является неотъемлемой частью стиля, зачастую достаточно правильно сочетать текстуры и материалы.
Важно обращать внимание на предметы декора. Так, в эклектичный интерьер прекрасно впишутся винтажные предметы, особенно эффектно будет смотреться, например, граммофон. Вообще же украсить помещение можно чем угодно: рамками, массивными лампами, зеркалами. Элементы декора совершенно не обязательно должны выделяться из всего облика – они могут гармонировать с общим стилем помещения, ведь эклектичный декор не всегда бывает эпатажным, главная цель – удачно комбинировать различные стили.
Данный стиль актуален для любых помещений: от квартир до офисов и частных домов. Площадь не имеет никакого значения: сочетая минимализм с элементами любого другого стиля, можно получить большое количество самых разнообразных комбинаций, при этом вполне возможно сочетать неординарный внешний вид с функциональностью и удобством. Зачастую эклектика в дизайне – один из самых удачных способов выразить свою индивидуальность.
Современная эклектика
Сейчас главные критерии при создании любых проектов – это удобство и комфорт. Сочетая опыт прошлых лет и современную эстетику, вполне возможно создавать интерьеры, отвечающие любым вкусам и требованиям. Творения прошлых веков соседствуют с произведениями 21 века, пережившие реставрацию предметы мебели оттеняют плазменные экраны и аудиосистемы в стиле хай-тек. Так что у любого обитателя дома есть возможность выразить свои вкусы, не нарушая при этом композиционного единства. Актуально это и для тех, кто часто путешествует или просто коллекционирует предметы старины или вещи из разных стран.
Теперь даже стало использоваться сочетание «современная эклектика», а также появился стиль «фьюжн», который является логическим продолжением и синонимом эклектики. Он точно так же подразумевает смешение не только стилей, но и культур. Чаще всего выбираются такие стили как этно, поп-арт и кантри, которые сочетаются с классикой. В последнее время предпочтение отдаётся свободным пространствам и если не минималистичным, то хотя бы более лаконичным интерьерам. Обилию декора порой предпочитают более оригинальную мебель, крупные постеры либо рисунки или вещи ручной работы, которые не только придают индивидуальности пространству, но и создают дополнительный комфорт.
Эклектика – стиль гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время он позволяет весьма необычным образом комбинировать стили и создавать уникальные проекты. Главное – помнить о тонкой грани между эклектичностью и китчем, не стоит перегружать пространство деталями и орнаментами; по этой причине рекомендуется выбирать не более 2-3 стилей. Эклектика – это не просто смесь всего, а сочетание определённых идей и элементов, поэтому так важно соблюдать баланс между выбранными направлениями.
как это определить и объяснить?
В архитектуре и интерьере существует множество стилей: барокко, классицизм, готика, ренессанс и т.д. Но что будет, если их смешать?
Термин эклектика касается не только архитектуры или дизайна. Его корни лежат в древнегреческой философии. По-гречески eklektikós означает выбирать то, что кажется лучшим. После Платона и Аристотеля греческие философы пытались объединить разные идеи для построения своих философских систем. Хотя назвать кого-то эклектичным не было комплиментом, возникла традиция интеллектуального смешения.
В 19 веке он вновь появился как художественный стиль, когда все моностили исчерпали себя.
Музей Боде в БерлинеМногие известные здания в Европе эклектичны. Биг-Бен в Лондоне — это n eo-gothic ( neo часто является ключом к определению эклектичного стиля). Гран-Пале и Опера Гарнье в Париже — это необарокко или изящное искусство . Музей Боде в Берлине — еще один подвид эстетики барокко — возрождение барокко.
В XIX веке комбинирование стилей представлялось чем-то новым. Стандарты и особенности известных стилей устарели, а покупатели хотели совсем другого.
Есть две точки зрения на эклектику. Некоторые теоретики искусства считают, что эклектика возникает в переходные периоды. Это время, когда творчество имеет значение и становятся возможными новые дизайны. Другие утверждают, что эклектика тормозит прогресс, сдерживает приход новых стилей, ничего нового в эстетику не вносит.
Давайте рассмотрим несколько примеров эклектичной архитектуры и дизайна интерьера и выясним, какая из двух точек зрения верна.
Здание венгерского парламента в неоготическом стиле было возведено в 1885-1904 гг.Есть разные эклектики. Как их обнаружить?
В конце 18 века архитекторы и их заказчики устали от ограничений классического стиля. Они решили объединить элементы из разных стилей прошлого с учетом цели строящегося здания.
Этот новый тип архитектурного мышления проявил себя в театрах, многоквартирных домах, банках, магазинах и рыночных пассажах, правительственных зданиях, школах, университетах и т.д.
Архитекторы предпочли назвать свой подход возрождение , потому что они не просто брали случайным образом некоторые из своих любимых стилей, а скорее выбирали элементы в соответствии с назначением здания, его окружением и контекстом. Они дали этим старым элементам новую жизнь.
Как вы, возможно, уже знаете, дизайн — это мышление, которое всегда учитывает контекст. Это именно то, что эти архитекторы стремились сделать 200 лет назад.
В архитектуре существует множество неоклассических стилей возрождения. Рассмотрим подробнее некоторые из них и их отличительные особенности.
Neo-Grec, или греческое возрождение
В начале XIX века произошло «повторное открытие Греции», и оно отразилось на архитектуре. Стиль был очень популярен в Великобритании, Северной Америке, Германии, но не во Франции.
Как мы можем увидеть, что здание перед нами — Нео-Грек?
- имеет колонны и пилястры (колонны, встроенные в стены)
- симметричный и формальный
- имеет сложные двери, плоские стены и остроконечную крышу.
Неоготика или готическое возрождение
Это движение началось в 1740 году и достигло своего расцвета в 19 веке, проявляясь в основном в церквях, а также в школах и жилых домах.
Как узнать неоготическую церковь, увидев ее?
Все украшения есть: стрельчатых арок, фасадные фронтоны с декоративной резной отделкой, декоративные венцы над окнами и дверями, замковые башни с парапетами, скатная крыша. Однако основа современная: архитекторы 19 века не применяли принципы своих готических предшественников. Например, меньше или просто нет контрфорсов снаружи здания.
Вестминстерский дворец, построенный в 1840 году, является одним из самых известных неоготических зданий.Неоренессанс или Возрождение Возрождения
Это группа стилей, вдохновленных итальянской и французской архитектурой 14-16 веков. Тот факт, что неоренессанс также был популярен в тех же самых странах, затрудняет отличить его от оригинала. Однако попробуем.
Что похоже? Украшения: круглые арки, аркады, балюстрады в стиле ранней готики.
Что нового? Большие и многочисленные окна, замысловатая кладка, больший масштаб по сравнению с оригинальным Ренессансом, шатры или плоские крыши.
Hôtel de Ville или парижская ратуша, безусловно, принадлежит стилю неоренессанса.Нео-барокко, или изящное искусство
Это чисто французский стиль, преподаваемый в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) в Париже с 1830-х до конца 19-го века.
Он сочетал в себе черты французского неоклассицизма (строгого и формального), который развивался 60 лет назад, а также романский и готический стили с современными архитектурными материалами, такими как стекло и железо.
Как отличить здание в стиле боз-арт? Снаружи он стройно симметричен, сделан из камня или камнеподобного материала, выглядит торжественно и грандиозно, имеет колонны и искусно украшен. Внутри он отполирован и богато украшен, с величественными лестницами и роскошными бальными залами.
Опера Гарнье или Дворец Гарнье открылся в 1875 году в Париже и считается выдающимся образцом архитектуры и дизайна изящных искусств. Его стиль заимствован из многих исторических источников, включая элементы барокко, ренессанса и классицизма архитектуры Палладио. Они сочетались с осевой симметрией, современными методами и материалами, а также с использованием железного каркаса.
Опера Гарнье снаружи с ее колоннами, статуями и арками. Опера Гарнье внутри с люстрами, искусными рельефами и потолочными росписями.А как насчет эклектики в интерьере?
Что касается эклектики в дизайне, то она немного хаотична. Люди склонны называть эклектичным любой дизайн, сочетающий в себе самые разные элементы.
Дизайнеры используют термин для описания надлежащего эклектичного дизайна: сплоченный . Мы можем найти массу советов по дизайну, который будет выглядеть одновременно эклектично и гармонично.
Самый простой способ достичь гармонии — сочетать не более трех стилей, учитывать масштабы предметов и их окружения, не использовать яркие цвета.
Тем не менее, эклектичные дизайны — это что-то из современных журналов по дизайну интерьера. Как и в архитектуре, эклектика в мебели и интерьере возникла в XIX веке по тем же причинам — усталости от классических стилей.
Эклектика — Энциклопедия Нового Света
Эклектика (от греческого eklektikos, «выборочный» или «выбор лучшего») — это концептуальный подход, который не придерживается строго какой-то одной парадигмы или набора предположений, а вместо этого опирается на несколько теорий, стилей или идей для достижения взаимодополняющих целей. понимание предмета или применение различных теорий в конкретных случаях. В философии и богословии эклектика — это практика выбора и компиляции доктрин из разных систем мысли без принятия всей исходной системы для каждой доктрины. Он отличается от синкретизма, попытки примирить или объединить системы, тем, что не пытается разрешить противоречия между ними.
Содержание
- 1 Древняя эклектика
- 2 Эклектика современной философии
- 3 Критика эклектики
- 4 Архитектура и искусство
- 5 Психология
- 6 Боевые искусства
- 7 Музыка
- 8 Каталожные номера
- 9 Внешние ссылки
- 9.1 Общие источники философии
- 10 кредитов
Термин «эклектика» впервые был использован в первом веке г. до н. э. для обозначения группы древних философов, включая стоиков Панетия (150 до н. э.), Посидония (75 до н. э.) и новых академиков Карнеада (155 до н.
э.) и Филона из Лариссы (75 до н. э.) , которые не привязывались ни к какой реальной системе, а выбирали из существующих философских верований те доктрины, которые казались им наиболее разумными. Среди римлян эклектичными были Цицерон, Марк Теренций Варрон и Сенека. Многие современные философы были эклектиками. В течение девятнадцатого века термин «эклектик» стал применяться, в частности, к ряду французских философов, которые значительно отличались друг от друга. Их позицию олицетворял Виктор Кузен (179 г.2-1867), который определил четыре великие системы, которые, по его мнению, выражали и обобщали все развитие человеческого умозрения: чувственность, идеализм, скептицизм и мистицизм; и пришел к выводу, что каждый из них содержал часть истины, но ни один из них не обладал исключительно всей истиной.Древняя эклектика
Во втором веке г. до н.э. стала проявляться замечательная тенденция к эклектике. Желание прийти к единому объяснению всех вещей, которое вдохновляло старых философов, стало менее важным; философы начали сомневаться в том, что любое такое объяснение вполне достижимо.
Термин «эклектика» происходит от греческого eklektikos : «выбор лучшего». Впервые он был использован в первом веке г. до н.э. для обозначения группы древних философов, которые не придерживались никакой реальной системы, но выбирали из существующих философских верований те доктрины, которые казались им наиболее разумными. Из этого собранного материала они построили свою новую философскую систему. (см. Диоген Лаэртский, 21). Одним из первых эклектиков был стоик Панетий (150–1509 гг.).0137 г. до н. э.
г.), за которым последовали Посидоний (75 г. до н. э. г.), а также новые академики Карнеад (155 г. до н. э. г.) и Филон из Лариссы (75 г. до н. э. г.). Среди римлян Цицерон был насквозь эклектичным, объединяя перипатетическую, стоическую и новоакадемическую доктрины. Другими римскими эклектиками были Марк Теренций Варрон и Сенека.В поздний период греческой философии возникла эклектическая система, состоящая из компромисса между неопифагорейцами и различными платоническими сектами. Другой эклектической школой была школа Филона Иудея в Александрии в I в.0137 г. н.э.
По мере усложнения естественных наук и отказа современных философов от возможности единой философской системы, которая могла бы объяснить всю истину, эклектизм стал скорее нормой, чем исключением.
В течение девятнадцатого века термин «эклектик» стал применяться, в частности, к ряду французских философов, которые значительно отличались друг от друга. Самыми ранними из них были Пьер Поль Руайе-Коллар, который в основном был последователем Томаса Рида, и Мэн де Биран. Самыми выдающимися представителями этой школы были Виктор Кузен, Теодор Жоффруа, Ж. П. Дамирон, Бартелеми Сент-Илер, К. Ф. М. де Ремюза, Адольф Гамие и Равессон-Мольен. Их позицию олицетворял Виктор Кузен (179 г.2-1867) и его школа, которую иногда называют Спиритуалистической школой. Начав как сенсуалист, Кузен был привлечен учением Ройера Коллара к поиску основы для метафизической, моральной и религиозной истины в шотландской школе.
Когда это ему не удалось, он начал исследовать современные философские идеи под влиянием Мена де Бирана, которого он назвал «величайшим метафизиком нашего времени», сочинениями Канта и личным общением с Шеллингом и Гегелем. Наконец, он обратился к трудам Платона, Плотина и Прокла, затем вернулся к Декарту и Лейбницу. Наконец, он пришел к заключению, что последовательные философские системы, разработанные на протяжении веков истории, представляют собой полное развитие человеческой мысли и что полную истину можно найти в системе, которая использует здравый смысл для сопоставления фрагментарных мыслей, выраженных различными мыслители и школы всех времен. Он выделил четыре великие системы, которые, по его мнению, выражали и резюмировали все развитие человеческого мышления: сенситивизм, идеализм, скептицизм и мистицизм. Каждая из них содержала часть истины, но ни одна из них не обладала исключительно всей истиной. «Каждая система, — утверждал он, — не ложна, а неполна, и при воссоединении всех неполных систем мы должны были бы иметь законченную философию, адекватную совокупности сознания».Многие итальянские философы были эклектиками, а среди немецких эклектиков были Вольф и его последователи, а также Моисей Мендельсон, Дж. А. Эберхард и Эрнст Платнер.
Критика эклектики
В сфере абстрактного мышления эклектика открыта для возражения, что, поскольку каждая философская система предполагается как единое целое, составными частями которого являются различные ее учения, произвольное сочетание учений из разных систем недопустимо. может привести к фундаментальной несогласованности. Однако в практических делах эклектизм эффективен, потому что он использует любую политику или доктрину, приводящую к желаемому результату, без поиска более глубокой согласованности.
К эклектике иногда относятся с презрением как к нелогичной и произвольной, возможно, потому, что многие эклектики были интеллектуальными дилетантами или скептиками.
Эклектика может быть неэлегантной, и эклектики иногда критикуют за непоследовательность в их мышлении, но это распространено во многих областях науки. Например, большинство психологов принимают некоторые части бихевиоризма, но не пытаются использовать теорию для объяснения всех аспектов человеческого поведения. Статистик может использовать частотные методы в одном случае и байесовские в другом. Примером эклектики в экономике является 9-е исследование Джона Даннинга.0155 эклектическая теория международного производства
.Архитектура и искусство
Эклектика в архитектуре
Нью-Йоркский дворец, Будапешт (Венгрия)
В искусстве термин «эклектика» используется для описания сочетания в одном произведении элементов различных исторических стилей, главным образом в архитектуре и, как следствие, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Когда-то его применяли к художникам семьи Карраччи, которые вобрали в себя элементы эпохи Возрождения и классических традиций. Среди наиболее влиятельных сторонников эклектики были сэр Джошуа Рейнольдс и Джон Раскин. Этот термин иногда также широко применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры девятнадцатого века после неоклассицизма (ок. 1820 г.), хотя возрождение стилей в этот период, начиная с 19 в.70-х годов, как правило, называют аспектами историзма.
Эклектика играет важную роль в критических дискуссиях и оценках, но она как-то далека от реальных форм артефактов, к которым она применяется, и поэтому ее значение довольно расплывчато. Самое простое определение этого термина, согласно которому каждое произведение искусства представляет собой сочетание разнообразных влияний, является настолько простым, что от него мало толку. Эклектика никогда не сводилась к движению или определенному стилю: она характеризуется именно тем, что она не была особым стилем.
Психология
Эклектика признается в подходах к психологии, которые видят множество факторов, влияющих на поведение и психику, и среди тех, кто рассматривает все точки зрения при определении, изменении, объяснении и определении поведения.
Боевые искусства
Некоторые боевые искусства можно охарактеризовать как эклектичные в том смысле, что они заимствуют приемы из множества других искусств. Система боевых искусств, разработанная Брюсом Ли под названием Джит Кун До, классифицируется как эклектическая система. Как и в случае с другими дисциплинами, включающими эклектизм, философия Джит Кун До не придерживается жестко какой-то одной парадигмы или набора предположений или выводов, а поощряет ученика изучать то, что полезно для него самого.
Музыка
Эклектика также известна как новое направление популярной музыки в хаус-сцене. Голландские ди-джеи, такие как Don Diablo, Gregor Salto и Erick E, активно занимаются этой музыкой. Эклектика популярна среди исполнителей экспериментальной музыки, таких как Алекс Росс-Айвер, Том Уэйтс и Лес Клейпул.
Робин Холлоуэй цитирует композиторов Бенджамина Бриттена, Дмитрия Шостаковича, Копленда, Пуленка и Типпета как эклектичных композиторов, «согласно линиям, впервые смело изложенным Игорем Стравинским; они делают свой язык из очень разных источников, ассимилируя и превращая их в самих себя».
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Брюэр, Уолтер Вэнс. 1971. Виктор Кузен как специалист по сравнительному обучению . Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
- Диллон, Джон М. и А.А. Длинная. 1988. Вопрос об «эклектике»: исследования по поздней греческой философии . Эллинистическая культура и общество, 3. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 0520060083
- Маннс, Джеймс В. 1994. Рид и его французские ученики: эстетика и метафизика. Исследования Брилса по интеллектуальной истории, т. 45 . Лейден: Э.Дж. Брилл. ISBN
99425 ISBN 978
99425
- Рипли, Джордж, Виктор Кузен, Теодор Саймон Жоффруа и Бенджамин Констант. 1838. Философские сборники, перевод с французского Кузена, Жуффруа и Б. Константа. Бостон: Хиллиард, Грей и Ко
- Зеллер, Эдуард и Сара Фрэнсис Аллейн. 1883. История эклектики в греческой философии. Лондон: Longmans, Green, and Co.
Внешние ссылки
Все ссылки получены 25 сентября 2017 г.
- Эклектика Интернет-энциклопедия философии.
- Католическая энциклопедия эклектики.
Общие источники философии
- Стэнфордская энциклопедия философии
- Интернет-энциклопедия философии
- Проект Пайдейя Онлайн
- Проект Гутенберг
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии с Энциклопедия Нового Света стандартов. Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.