Разное

Проект дизайн хрущевка: Дизайн маленькой хрущевки (59 фото)

Содержание

Дизайн хрущевки с фото, советы дизайнера

Экономия пространства

Не стоит использовать в такой квартире габаритную громоздкую мебель, устаревшие предметы интерьера (например, сплошные «стенки» вдоль комнаты), загромождать проходы.

В хрущёвке каждая вещь должна иметь своё место. Минимум мебели, больше решений экономии пространства: навесные полки, раздвижная мебель, трансформируемая мебель, угловые конструкции. Избегайте конструкций с крупными принтами или узорами, больших кроватей, обилия аксессуаров. Всё это – не для маленькой квартиры. Цвет мебели также предпочтителен светлых и пастельных тонов.

Не держите в квартире лишние вещи, сразу избавляйтесь от ненужного или устаревшего. Захламленность в хрущёвке, даже отремонтированной, сводит на нет уют и стильность.

Грамотная организация пространства

Эффективно организовать пространство хрущёвки поможет приём зонирования. Рабочее место, место отдыха и сна, игровую зону можно разделять разнообразными способами: перегородками, причём разных форм, ширмами, шторами, стеллажами, функциональными шкафами, разнонаправленным освещением, разной цветовой гаммой, разным напольным покрытием.

Главное здесь – не перегрузить зонируемые помещения излишними акцентами, иначе получится обратный эффект: ощущение тесноты и загромождённости.

В некоторых хрущёвках возможна перепланировка, и эту возможность также нужно максимально использовать. Можно объединить прихожую с комнатой или кухню с частью комнаты, разделить объединённый санузел, при этом сделать душевую кабину вместо ванной. Почти во всех хрущёвках есть кладовка, которую можно функционально использовать — как продолжение комнаты или прихожей, как гардеробную. Перепланировка квартиры должна быть обязательно согласована с соответствующими службами.

В некоторых хрущёвках есть маленький балкон – это пространство можно также использовать, как продолжение комнаты, обустроив здесь зону отдыха или рабочую зону.

Из плюсов хрущёвки: никаких сюрпризов в схемах коммуникаций – проект типовой; на площадке располагается обычно всего несколько квартир; коммунальные услуги из-за малогабаритности квартиры ниже; по этой же причине меньше будут расходы на ремонт.

Кроме того, типовые пятиэтажки с квартирами-хрущёвками строились обычно вместе с социальной инфраструктурой: школами, детсадами, поликлиниками поблизости. Озеленению также уделялось большое внимание. Поэтому хрущёвка обычно имеет выгодное расположение, а современный дизайн превратит такую квартиру просто в сокровище для её обитателей.

Однако, подчеркнём ещё раз: каждый квадратный метр пространства такой квартиры требует тщательного обдумывания и проектирования, чтобы в итоге получилось функциональное, удобное и красивое пространство, которое может конкурировать с современной квартирой-студией, возможно, это быстрее и проще сделает опытный дизайнер. Самые подходящие стили для хрущёвки — минимализм, скандинавский стиль, лофт.

 

Квартиры-хрущёвки — обычное пока для нас явление: настолько много этих типовых панельных и блочных домов было построено в советские годы, период 60-х – 80-х, во всех городах СССР.

В конце 1950-х годов в Советском Союзе развернулось масштабное строительство жилых домов по стандартным проектам, из железобетонных панелей. Советские граждане должны быть обеспечены отдельным благоустроенным жильём – такую задачу поставил председатель советского правительства Н. С. Хрущёв. Именно по его фамилии квартиры в этих типовых панельных пятиэтажках стали называть «хрущёвками». В те годы такое жильё считалось почти роскошным: полстраны ещё жило в коммуналках и бараках, и быстрое возведение простых стандартных домов для многих стало решением наболевшего жилищного вопроса.

По каким особенностям можно понять, что перед вами — хрущёвка?

  • квартира одно- или двухкомнатная, трёхкомнатные хрущёвки довольно редки;

  • низкие потолки

  • очень маленькая кухня

  • совмещённый санузел

  • смежные комнаты

  • узкая прихожая и комнаты малого метража.

Итак, основной минус и примета типичной хрущёвки — малогабаритность. Именно от этого надо отталкиваться, продумывая дизайн подобной квартиры. Сделать такое малое и специфичное пространство стильным, современным и максимально функциональным под силу только профессиональному дизайнеру. Однако несколько секретов преображения советской хрущёвки мы вам раскроем. 

Расширение пространства

Визуально увеличить площадь тесной хрущёвки помогают несколько простых приёмов.

  1. Для оформления стен и потолка предпочтительнее светлые оттенки. Тёмные цвета «уменьшат» и без того маленькое пространство квартиры. Яркости и сочности можно добавить цветовыми акцентами: картина, предмет мебели, какой-то аксессуар. Лучший вариант для потолков – крашеный или натяжной. Гипсокартонные конструкции «украдут» драгоценные сантиметры высоты потолка.

  2. Следует внимательно отнестись к выбору обоев: яркий мелкий принт сделает помещение «меньше».

    А вот обои в полоску добавят «высоты».

  3. В хрущёвке должно быть хорошее искусственное освещение. Предпочтительны точечные светильники по периметру помещения, некрупные настенные и напольные светильники. Не подойдут громоздкие люстры по центру потолка, большие торшеры, крупные светильники.

  4. Используйте, где возможно, зеркальные поверхности – обычные зеркала, перегородки, шкафы с зеркальными дверями. Это поможет визуально увеличить пространство.

  5. Если это реально – можно увеличить оконные и дверные проёмы. Сразу появится ощущение большего простора. При этом не используйте для окон слишком плотные и тяжёлые шторы.


*Все фото, представленные на странице, из реальных проектов дизайнера Веры Откидач.

Дизайн проект хрущевки

Содержание

  • 1 Недостатки и достоинства хрущевок
  • 2 Плюсы и минусы перепланировки
  • 3 Разные форматы перепланировки
    • 3. 1 Разделение смежных комнат
    • 3.2 Зал + кухня
    • 3.3 Кладовая превращается в гардеробную
    • 3.4 Формат «квартира-офис»
  • 4 Решаем основные проблемы
  • 5 Зонирование пространства
    • 5.1 Ширмы
    • 5.2 Шторы
    • 5.3 Гипсокартонные перегородки
    • 5.4 Стеллажи и шкафы
    • 5.5 Подиум
    • 5.6 Раздвижные перегородки
    • 5.7 Отделка
    • 5.8 Свет
  • 6 Как визуально расширить пространство?
  • 7 Заключение

Прочитано: 2 089

Создавая современный дизайн проект хрущевки, заказчик получает возможность исползовать передовые методы создания стильных интерьеров и провести ремонт, после которого неудачная в плане планировки квартира с ограниченным пространством станет комфортной для проживания. В данной статье мы предлагаем вам разобраться, на каких принципах разрабатывается грамотный дизайн комнат, которые помогут исправить плачевную для некоторых ситуацию с нехваткой места и отсутствием комфортабельности жилого пространства.

Недостатки и достоинства хрущевок

Как вы понимаете, недостатки хрущевок слишком очевидны и существенно преобладают над достоинствами, поэтому сразу давайте обозначим негативные моменты застройки старого формата:

  • узкие помещения;
  • небольшой объем комнат;
  • смежные комнаты;
  • тесный санузел;
  • ветхость застройки и коммуникаций;
  • наличие всевозможных ниш, кладовок и антресолей.

Однако все эти недостатки легко полностью или частично устранить, создав грамотный дизайн проект квартиры хрущевки, благодаря которому можно поменять планировку жилых помещений, расположение и качество всех инженерных коммуникаций, а также адаптировать каждую комнату под свои предпочтения.

А теперь немного о положительных моментах, которые играют на руку тем, кто планирует преобразить жилье до неузнаваемости в пользу комфорта. Все дело в том, что большинство внутренних перегородок не являются несущими. Как правило, они изготовлены из непрочного гипсокартона или волоконных плит, а иногда даже из деревянных брусков, обшитых необрезной доской и дранкой для удержания штукатурки. Такая конструкция легко демонтируется, что позволяет сделать перепланировку быстро и, что главное, дешево.

Плюсы и минусы перепланировки

Если разобраться в ситуации, то плюсы перепланировки чаще всего очевидны в том случае, когда в квартире будут проживать один-два, максимум три человека. При таких условиях можно говорить о действительно комфортном жилище, выбрав соответствующий вариант реконструкции. Однако существуют и другие достоинства у хрущевок в плане реконструкции:

  • низкая цена;
  • развитая инфраструктура давно обжитого района.

Основная проблема при перепланировке заключается в получении необходимых разрешений, но это актуально в тех случаях, если запланирована полная реконструкция, затрагивающая капитальные стены. Как правило, снос обычных перегородок не нуждается в тщательной инспекции со стороны соответствующих органов, которые быстро дают свое согласие.

А вот если речь идет также о сносе основных стен, тогда оформление бумаг может длиться несколько месяцев. При этом за составление документов и создание проекта придется платить со своего кармана. Еще один минус перепланировки при необходимости создать больше комнат, чем изначально было в стандартной планировке – их малая площадь, а в ряде случаев — отсутствие естественного освещения. Также не стоит забывать, что капитальный ремонт подразумевает услуги опытных мастеров, которые также не будут работать бесплатно. Исходя из всего вышесказанного, многие предпочитают не трогать первоначальную планировку, но при этом ничего не мешает изменить интерьер и придать жилищу более современный вид.

Разные форматы перепланировки

Давайте рассмотрим самые успешные дизайн проекты хрущевки фото, по которым будет просто определиться, какие именно форматы планировок сегодня можно получить из стандартного варианта квартиры. На самом деле все указанные ниже форматы перепланировок будут актуальны не только к хрущевкам, а ко многим домам старой застройки, так как их принцип основан на совмещении нескольких помещений в единое пространство.

Разделение смежных комнат

После сноса перегородок из проходного помещения можно обустроить спальню и гостиную. Минус — зал останется без естественного освещения, поэтому между ним и зоной сна монтируется прозрачная перегородка, при этом стены и потолок рекомендуется выкрасить в светлые тона, что пространство казалось визуально шире.

Прихожую и гостиную можно разделить стеллажом со сквозными полками, поскольку в этом случае глухую стену делать нецелесообразно. На полках можно разместить книги, различные мелкие вещицы или даже оформить нишу для телевизора. Если в спальне поставить еще одну перегородку, то можно получить полузакрытую гардеробную, куда потребуется провести отдельное освещение.

Зал + кухня

Это один из самых распространенных вариантов перепланировки. Попутно актуально будет расширить оконный проем и отделать большую комнату материалами со светлым оттенком. Все это зрительно увеличит объем пространства.

Перепланировку можно осуществить одним из следующих способов:

  • демонтировать половину стены, оборудовав на оставшейся части барную стойку;
  • сделать в перегородке арку;
  • полностью демонтировать стену, поменяв ее на колонны или перегородку с раздвижными створками.

При отделке избегайте использования отделки с рисунками, а также с яркими и контрастными цветами. Для зрительного увеличения площади лучше всего подходит однотипный монохромный оттенок.

Кладовая превращается в гардеробную

Эти маленькие, темные и порой никому ненужные помещения в хрущевках имеют площадь примерно в 3 квадрата. Для обустройства гардеробной рекомендуется немного позаимствовать площади, перенеся перегородку на примерно 30-40 см в соседнюю комнату.

Далее необходимо сделать:

  • план, который покажет, где будет находиться зеркало, шкаф и полки, а также места расположения осветительных приборов;
  • отделку пола, стен и потолка;
  • вентиляцию, но если это технически невозможно, тогда можно обойтись вентилятором, вмонтированным в стену;
  • новую проводку, соответствующую общему плану.

В переделанную кладовку разместите угловой шкаф-купе небольших габаритов, который лучше сделать на заказ, чтобы он идеально встал в угол. Стеллажи можно купить либо изготовить самостоятельно, сделав каркас из круглой или профилированной трубы.

Формат «квартира-офис»

В этом случае самая большая комната в квартире объединяется со столовой и прихожей. Во втором помещении, которое увеличивается благодаря переносу перегородки примерно на 15-20 см, оборудуются зона спальни и гардеробная. Основная задача такой реорганизации – обустройство небольшого кабинета, который от наибольшей площади должен быть отделен прозрачной и желательно раздвижной перегородкой, не доходящей до потолка. Раскрытые створки при таком расположении кабинета объединяют все зоны в общее пространство, что легко будет делать простым движением руки.

Решаем основные проблемы

Основные проблемы, которые решают готовые дизайн проекты хрущевок – это низкие потолки, нехватка свободной площади и смежные комнаты, с которыми перепланировка иногда справляется только частично. Чаще всего все упирается в дефицит пространства, поэтому чтобы решить этот задачу, можно прибегнуть к следующим эффективным хитростям:

  1. Цветовая гамма. Классический вариант для небоьших помещений – светлые тона. Если по вашему мнению для спальни больше подойдут более теплые цвета, то для гостиной можно взять более прохладные оттенки, например, светлые оттенки зеленого или голубого. Это поможет избежать однообразия, а если хочется еще больше динамики, тогда можно сделать одну стену акцентированной или добавить пару ярких элементов в интерьер, но главное не перенасытить его яркими неуместными пятнами.
  2. Мебель. Опять-таки, она должна быть не очень темная и низкая. Для примера, различные кресла, пуфы, диваны и журнальные столики зрительно сделают стены и, соответственно, пространство выше. Используйте угловой диван или угловую стенку, коорые помогут сэкономить пространство, задействовав проблемное место – малоиспользуемый угол.
  3. Минимум аксессуаров. Это нужно, чтобы не захламлять пространство. Допустим, это может быть яркая стеклянная ваза, необычной формы торшер или несколько фотографий на стенах.
  4. Освещение. Тут важно его качество, обилие и возможность регулирования. Жилое пространство смотрится просторнее при хорошем и ярком освещении. Однако при современной стилистике важно избегать свисающих люстр, вместо которых лучше использовать современные диодные светильники, так как они плоские и легко монтируются в потолок.
  5. Зеркальные поверхности. Это проверенный дизайнерский прием, позволяющий в небольших помещениях визуально увеличить пространство. Используйте зеркала, особенно друг напротив друга, глянцевые и зеркальные поверхности фасадов мебели и все, что может отражать свет.
  6. Обои. Используйте обои с вертикальным мелким рисунком, так как они визуално помогут добавить пространству несколько лишних квадратов. Также поможет освободить немного свободной площади замена распашных дверей на раздвижные.

Зонирование пространства

Зонирование – неотъемлемый дизайнерский прием, с помощью которого можно разделить пространство на функциональные зоны под конкретные требования жильцов. Делая гармотное деление жилой зоны, можно не только изолировать функциональные участки друг от друга, но и сделать это без визуального уменьшения их площади, которые в таких квартирах ценятся больше всего. Произвести зонирование можно квартире с любым размещением, будь то угловым или при наличии стандартной площади. Главная задача — грамотно подобрать способы разделения пространства, длячего можно использовать нижеперечисленные предметы.

Ширмы

Данную деталь можно применять для зонирования однокомнатной квартиры, маленькой студии или малогабаритной квартиры. Наличие ширмы позволяет поделить одно пространство на равные или неравные участки, при этом сделать это очень быстро.

Главные преимущества этих изделий:

  • мобильность;
  • простота установки;
  • превосходный внешний вид;
  • разные виды конструкций;
  • доступная цена.

Шторы

Это тот случай, когда вы не хотите, чтобы в помещении были слишком четкое и заметное разделение. Шторы чаще всего используются для ограждения спален. С помощью таких аксессуаров можно сформировать в зоне отдыха особую интимную атмосферу, которая будет способствовать полному расслаблению и быстрому засыпанию.

Однако важно принять во внимание, что достижение такого эффекта во многом зависит от качества материала, из которого изготовлены шторы. Допустим, воздушный и светлый тюль разделит зоны от остального пространства лишь визуально, когда плотные и тяжелые полотна будут выглядеть надежнее и выполнять роль полноценной перегородки.

Гипсокартонные перегородки

Сегодня многие владельцы квартир в панельных домах обращаются к такому способу зонирования, поскольку гипсокартон:

  • аккуратно выглядит;
  • легко монтируется;
  • поддается любой отделке;
  • имеет хорошие звукоизоляционные свойства;
  • может спрятать в себе различные коммуникации;
  • сложно отличить от стандартных стен к квартире.

Гипсокартонные перегородки позволяют органично вписать разграничитель в пространство и дополнительно решить другие задачи, поэтому на сегодняшний день считается самым универсальным решением.

Стеллажи и шкафы

Это отличный вариант для квартир-студий, но иногда также это отличная идея для зонирования и для маленьких хрущевок. Для этого идеально подойдут конструкции, имеющие сквозные полки. Если вы в наличии есть только закрытая мебель, то в ней заднюю стенку можно сделать зеркальной. Также допустимо использовать ее в качестве грифельной доски, обработав специализированной краской.

Лучший вариант – это сквозной стеллаж любой удобной формы, который не так визуально загромождает пространство, дает дополнительное место для хранения вещей, превосходно вписывается в интерьер любого стиля и достаточно прост в установке.

Подиум

Подиум – продуктивное и современное решение зонирования пространства с помощью высоты пола. Однако обращаться к нему рекомендуется только в том случае, если это позволяет высота потолка в помещении. Чаще всего на подиумах располагают различную мебель или организовывают отдельные зоны, допустим, спальное место или столовую.

Если же в квартире низкий потолок, с такой конструкцией стоит быть аккуратнее, поскольку она визуально и реально «съест» полезное пространство. В подобных случаях ее можно отвести только для отделения небольшой спальной зоны буквально на одно спальное место.

Раздвижные перегородки

Подобные конструкции похожи на раздвижные межкомнатные двери. Из-за мобильности и простоты монтажа х можно без труда зафиксировать в открытом или закрытом состоянии в любой части помещения. Современные открытые варианты занимают минимум свободного места в квартире, выглядят весьма эстетично и свежо. При этом одним движением руки позволяют быстро разграничить площадь, а если выбрать полупрозрачные модели, то они еще будут пропускать свет, что не стеснит пространство вокруг.

Отделка

Если ширмы и мобильные перегородки – это не ваше, тогда можно использовать и другой способ зонирования, который заключается в разделении пространства с помощью разных отделочных материалов. Для примера, зал малогабаритной квартиры можно украсить роскошной паркетной доской, когда кухню или коридор выделить мягким ковролином. Таким способом вы ненавязчиво отделите друг от друга перечисленные зоны. Указанный способ касается напольных, настенных и даже потолочных покрытий. Различия между ними должны заключаться не только в составе и материале, но и цвете. Поверхности спокойно могут контрастировать друг с другом или отличаться на всего лишь пару тонов.

Свет

Сегодня все чаще в зонировании пространства используют направленное освещение. Используя теплый или прохладный луч света, можно визуально разделить пространство и сосредоточить внимание на конкретных участках. Для этого идеально подойдут точечные светильники, высокие красивые торшеры, трековые осветительные системы и компактные настенные бра.

Как визуально расширить пространство?

Многие владельцы хрущевок, где нельзя или просто не хочется произвести перепланировку, задаются логичным вопросом, как визуально расширить жилое пространство и сделать его более просторным. Для этого можно обратиться к следующим дизайнерским приемам:

  • соорудить конструкции из гипсокартона в виде декоративных ниш, которые могут подойти для организации систем хранения вещей;
  • увеличить дверные и оконные проемы;
  • сделать красивые арочные проемы вместо дверей;
  • использовать больше зеркальных и отражающих поверхностей в интерьере;
  • использовать больше светлых оттенков в отделке и в оформлении мебели;
  • избавиться от ненужной мебели и вещей для освобождения пространства;
  • приобрести негабаритные, но вместительные системы хранения;
  • обставить квартиру многофункциональной мебелью и встраиваемой техникой;
  • использовать более лаконичные стили в оформлении, допустим, минимализм.

Заключение

Хрущевка – это не вердикт, свидетельствующий о том, что придется жить в тесноте и дискомфорте. Это повод заказать у специалиста разработку продуманного дизайн-проекта, который в большинстве случае решает многие проблемы, связанные с нехваткой свободного пространства. С помощью опытного дизайнера можно до неузнаваемости преобразить любое жилье, используя те советы, которые были озвучены в этой статье. А с помощью опыта, квалификации и дизайнерских навыков специалиста получиться добиться максимального эффекта, где квартира будет полностью адаптирована под желания заказчика.

Страница не найдена « balticworlds.com

    • Начинать
    • Подчинение
    • О
      • Редколлегия
      • Научно-консультативный совет
      • Фонд балтийских и восточноевропейских исследований
      • Центр балтийских и восточноевропейских исследований
    • Страны
    • Рецензируемые статьи
    • Эссе
    • Лекции
    • Отзывы о книге
    • Функции
    • Интервью
    • Выборы
    • Конференции
    • Авторы
    • Предыдущие выпуски
    • Подписаться
    • Ссылки
  • Скачать предыдущий выпуск Baltic Worlds

    Выпуск 2022, 3-4: Скачать.

  • Хотите внести свой вклад в Baltic Worlds?
    Нажмите здесь!

  • Присоединяйтесь к нам на Facebook!

    • Изобразительное искусство
    • Коммунизм
    • демократия
    • выборы
    • Эстония
    • Пол
    • Латвия
    • Литва
    • Польша
    • Россия
    • советский
    • Швеция
    • Украина
    • все теги

Вернуться на главную страницу

  • обложки Балтийских миров; регион Балтийского моря, Восточная Европа, Россия, Кавказ и Балканский регион.
    Статьи, перечисленные по странам, вы найдете здесь.>>

  • Прием докладов «Гражданственность, гендер и классическое музыкальное образование».
    Baltic Worlds опубликует специальный раздел о классической музыке и музыкальном образовании в регионе Балтийского моря и Центральной Европы в 2023/2024 гг.

  • Украинские ученые пишут о войне.
    Читать голоса из Украины!>>

    1. Автономия Аландских островов. Автономия Аландских островов. История успеха и частный случай

      Будущие условия для автономии Аландских островов, Бьярне Линдстрем и Йоран Линдхольм (Фонд Улофа М. Янссона для содействия историческим исследованиям на Аландских островах, 2021 г.), 95 страниц

    2. Таргетинг на украинцев, восхваляющих вооруженное сопротивление СССР. Авторитарный поворот Путина, оправданный прошлым

      Будущее советского прошлого: политика истории в путинской России Антон Вайс-Вендт и Нэнси Адлер, ред., Блумингтон, издательство Индианского университета, 2021. 258 страниц.

    3. Определение будущего для людей. Определение будущего для людей. Изучение предполагаемой связи между культурным наследием и будущим

      Культурное наследие и будущее, Корнелиус Холторф и Андерс Хёгберг, ред. (Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2021), 256 страниц.

    4. Многогранная картина процессов памяти в Восточной Европе.

      В поисках примирения

      Годовой отчет CBEES за 2020 год: Конструкции и инструментализация прошлого. Сравнительное исследование управления памятью в регионе, ред. Нинна Мёрнер и др. (Университет Сёдерторн: Стокгольм, 2021 г.). 186 страниц

    5. Внутри России. Финское измерение

      Кивинен, Маркку и Хамфрис, Брендан (ред.). (Лондон и Нью-Йорк: Routledge 2021). xxv ​​и 368 страниц.

    6. Все отзывы

Когда архитекторы Баухауса переехали работать в ранний Советский Союз, они оставили интересное наследие — и заплатили высокую цену — Meduza

Здание Центросоюза по проекту Ле Корбюзье, Пьера Жаннере и Николая Колли. Проспект Сахарова, Москва

Василий Бабуров

25 апреля исполнилось 100 лет со дня основания Баухауза. Школа дизайна, основанная Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году, изменила наши представления о том, как должно выглядеть современное здание внутри и снаружи, и, что более важно, какие принципы должны лежать в основе его строительства. Мы попросили Дмитрия Хмельницкого, архитектора и историка архитектуры, объяснить, как не только Баухаус, но и западная архитектура в целом стали фирменным стилем Советской России в XIX веке.20 с. Он также писал о том, как дизайнеры из-за рубежа способствовали расцвету современной архитектуры при раннем большевистском режиме, прежде чем те же самые дизайнеры столкнулись с политическим крахом в сталинские 1930-е годы.

Век современной архитектуры в Советском Союзе был в конечном итоге очень коротким — шесть-семь лет максимум. Она началась в начале 1920-х годов, а к 1932 году уже была разрушена по приказу правительства и заменена имперскими структурами сталинизма.

Конструктивизм, как современная архитектура той эпохи была известна в СССР и до сих пор известна в России, исчез из общественного сознания еще в XIX в.30-х годов, а уцелевшие памятники ему были восприняты следующим поколением горожан как странные порождения исчезнувшей цивилизации, что-то вроде статуй на острове Пасхи.

Когда после двух десятилетий сталинской архитектуры Никита Хрущев встал у руля и ликвидировал и этот стиль, он позволил более открытой коллективной памяти о 1920-х годах создать новый миф о советском архитектурном авангарде. Этот миф вскоре вошел в советские учебники и в профессиональное сознание советских архитекторов. Постановил, что в 1920-х годов в СССР произошел невероятный всплеск новой архитектуры, и в советских границах появился оригинальный стиль, намного опередивший западные аналоги и обусловленный самой большевистской революцией.

Этот взрыв действительно произошел, и это было действительно невероятно. Россия еще никогда не видела такого количества блестящих талантливых архитекторов и такой массы великолепных проектов, возникших вместе за такой короткий промежуток времени, и вряд ли нам еще так повезет в будущем.

Раннюю советскую архитектуру можно мифологизировать как самую прогрессивную в мире вопреки, а не благодаря советскому правительству.

Тот факт, что советская архитектура не была в авангарде своей области в 1920-е годы, бесспорен. Хронологически советские конструктивисты следовали за своими западными коллегами. Например, 25 апреля 2019 года исполнилось столетие Баухауза: эта школа, основанная в немецком городе Веймаре, изменила лицо современного европейского искусства и архитектуры и стала примером для СССР.

Архитектор Вальтер Гропиус, основавший школу Баухаус, и спроектированное им в 1925 году здание школы в Дессау, которое считается образцом движения Баухаус.

Луи Хелд; Claudio Divizia / Shutterstock.com

Вальтер Гропиус, директор-основатель Баухауза, к 1919 году уже был зрелым архитектором, у которого было несколько известных проектов на его имя, и он был не единственным. Между тем СССР оставалось ждать несколько лет, прежде чем появятся первые признаки собственной современной архитектуры. Технически можно было бы считать 19 лет братьев Весниных23 план Дворца Труда, который так и не был построен, как первый современный советский архитектурный проект. Первым таким реализованным проектом стал Махорский павильон Константина Мельникова, построенный в том же 1923 году для Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Вскоре последовал еще один проект Мельникова — советский павильон на Международной выставке современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже. Оба сооружения были временными и не сохранились.

Что касается большевистской революции, то она просто совпала с революцией в профессиональной архитектурной мысли, которая уже бурлила и в России, и на Западе. Нельзя сказать, что сама революция пошла на пользу архитектуре. Экономическая катастрофа, антиобщественная политика большевиков, государственная монополия на заказы новых проектов резко сузили творческие возможности, имевшиеся в стране.

Другое дело, что высшие имена в архитектурной иерархии России при большевиках позже стали ведущими конструктивистами, особенно когда речь шла о таких новаторах, как братья Васнины и Алексей Щусев. Это стечение обстоятельств позволило советскому архитектурному модернистскому движению середины XIX в. 20-х годов стать чем-то вроде официального государственного стиля, к большому шоку и восхищению западных коллег архитекторов. Для многих это преклонение перед советской властью в конечном итоге оказалось роковым.

Западные архитекторы хотели построить города будущего, но советское правительство попросило их построить казармы.

Первым западным архитектором, получившим заказ от советского правительства, был Эрих Мендельсон в 1925 году. В отличие от многих архитекторов, впоследствии переехавших из Германии в СССР, он совершенно не симпатизировал советскому правительству.

В то время Мендельсон был известен производством шляпной фабрики Луккенвальде. Советское правительство предложило ему спроектировать полностью современную текстильную фабрику под названием «Красное знамя» в Ленинграде. Две поездки в СССР в 1925 и 1926 годах только усилили неприязнь Мендельсона к советской власти. Необоснованные придирки к проекту и личные нападки в прессе, включая обвинения в непрофессионализме, вынудили Мендельсона покинуть проект в 1927 г.

Тем не менее работы Мендельсона оказали заметное влияние на советских архитекторов. Например, построенное Алексеем Щусевым здание Наркомата земледелия, построенное в 1933 году, подозрительно похоже на универмаг Мендельсона, построенный в Штутгарте в 1928 году.

Электростанция текстильной фабрики Эриха Мендельсона «Красное знамя». Санкт-Петербург, фотография сделана в 2015 году

Алексей «Флорштейн» Федоров / Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

Здание Центросоюза Ле Корбюзье в 1954 году и в наши дни

П.В. Клепиков / А.В. Государственный музей архитектуры имени Щусева; Василий Бабуров

В 1928 году Ле Корбюзье выиграл конкурс на проектирование здания Центросоюза в Москве. Тот факт, что швейцарско-французский архитектор получил такой крупный заказ, еще больше убедил западных архитекторов в том, что будущее современной архитектуры лежит в СССР. Тем не менее проект здания Центросоюза был не таким простым, как казалось со стороны. Строение было завершено, но начиная с 1930 лет сам Ле Корбюзье остался за пределами Советского Союза, а после весны 1932 года его отношения с советскими клиентами испортились навсегда. Раскол произошел из-за разногласий по поводу того, какую форму должна принимать современная архитектура. В конечном итоге здание было закончено после того, как Сталин ввел «неоклассицизм» как новый, утвержденный государством стиль, и здание Ле Корбюзье на долгие годы стало объектом критики в советских архитектурных журналах.

Проекты Мендельсона и Ле Корбюзье были единственными, выполненными западными архитекторами на советской земле и обладавшими поистине выдающейся художественной ценностью. Единственный возможный пример — библиотека Алвара Аалто в Выборге, которая была захвачена вместе с самим городом во время советско-финляндской Зимней войны.

В 1927 году Иосиф Сталин пришел к власти в Политбюро, издал Новую экономическую политику (НЭП) и начал активно наращивать военную промышленность СССР за счет всех других сфер экономики, вызвав катастрофический спад качества жизни простых людей . В то же время формировался новый архитектурный стиль, хотя поначалу едва заметный, особенно из-за рубежа, где Советский Союз все еще казался самой современной строительной площадкой в ​​мире.

Попытки сталинской индустриализации, начавшиеся в 1928 включал массовые государственные закупки западных промышленных технологий и соответствующие усилия по найму иностранных специалистов, которые могли бы устанавливать и обслуживать это оборудование, одновременно обучая своих советских коллег делать то же самое. Основной целью проекта были инженеры и техники, но в нем также участвовало несколько архитекторов. Влияние их работ в конечном итоге было очень незначительным, особенно в области дизайна жилья. Первые пятилетки полностью уничтожили возможность финансирования строительства благоустроенного квартирного жилья для рабочих. Рабочие получили коммуналку, больше похожую на армейскую казарму. Для многих западных архитекторов, согласившихся работать в СССР в надежде спроектировать современные города для рабочего класса, такой поворот событий стал полной неожиданностью.

Европейские архитекторы проектировали социалистические города по всему СССР, но быстро вступили в конфликт с советским правительством.

В октябре 1930 года Эрнст Май, бывший городской советник Франкфурта по строительству, приехал в СССР на заработки. Он пришел не один; вместо этого он привел с собой тщательно подобранную группу архитекторов и инженеров с различными областями знаний. Сам Май специализировался на жилищном строительстве и отвечал за ряд вновь построенных немецких деревень. В отличие от Ле Корбюзье и Мендельсона, Мэй и его группа не сохраняли профессиональной независимости в Советском Союзе и не сопротивлялись своим клиентам из правительства. Они стали советскими военнослужащими, которые были обязаны подчиняться руководству страны.

Мэй не был коммунистом и подчеркивал свою идентичность политически нейтрального специалиста, но среди его сотрудников преобладали симпатии к коммунистическому режиму. В очень короткие сроки группа Мэя завершила девелоперские проекты в Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Щегловске, Новокузнецке (тогда Сталинске), Ленинске-Кузнецком и других советских городах. Каждая из этих застроек представляла собой море одинаковых кирпичных зданий, выстроенных ровными рядами. Целый квартал этих относительно примитивных построек был построен в Магнитогорске; несколько других были построены в другом месте.

В общем, результаты Мэя и его группы были профессиональной катастрофой. Суровые экономические решения сделали комфортное жилье для рабочих в Советском Союзе далекой мечтой, а выделяемые государством средства на новые жилищные проекты в промышленных городах составляли малую долю того, что было бы необходимо для строительства домов хотя бы сносного качества строительства. В конечном итоге СССР получил ветхие казарменные скопления там, где должны были быть промышленные городки, и изменить этот факт не могли ни западные, ни советские архитекторы.

Эрнст Май (пятый слева) и организованная им рабочая группа для строительства новостроек в Нижнем Тагиле. 1931

Wikimedia Commons

Жилой комплекс группы в Магнитогорске, как он выглядит сегодня.

Александр Зыков / Flickr (CC BY-SA 2.0)

Переход СССР в 1932 году к новому государственному архитектурному стилю также означал конец современного городского развития в стране, по крайней мере, в том виде, в каком его представляли такие архитекторы, как Эрнст Май. Их представление о насущных современных проблемах градостроительства совершенно не пересекалось с монументально оформленным, классически орнаментированным жильем и дворцовыми ансамблями зданий, которые советская власть теперь предписывала городским центрам.

В то время быстро разгорались не только архитектурные разногласия: любая благосклонность советского правительства к иностранцам также быстро шла на убыль. Их квартиры обыскали, пока они были вдали от дома, а один архитектор из группы Мэй, Вернер Хебебранд, подложил военные документы под кучу своих чертежей. Его доставили в Лубянку, где он провел год и был освобожден только после напряженных усилий со стороны своих сторонников.

Мэй уехал из СССР в Африку в 1934 году. Некоторые его сотрудники уже уехали из России, а другие продолжали работать в других организациях. Последние оставшиеся члены группы бежали из СССР в 1936 и 1937 годах, а после 1936 года иностранцам не разрешалось работать над градостроительными проектами из соображений государственной тайны.

Иностранных архитекторов, оставшихся в СССР, часто отправляли в ГУЛАГ, где многие из них погибли.

В конце 1930-х годов швейцарский архитектор Ханнес Мейер, недавно смещенный со своего поста директора Баухауза в Дессау (куда школа переехала в середине 19-го20-е годы) из-за своих крайне левых политических взглядов приехал в Москву. В отличие от политически нейтрального Мэя Ханнес Мейер был фанатичным коммунистом. В феврале 1931 года к Мейеру в советской столице присоединилась группа товарищей-коммунистов, которые также были его учениками в Баухаузе.

Почти сразу после приезда Мейер вступил во Всесоюзную организацию пролетарских архитекторов (ВОПРА), миссия которой была сугубо политической, а не художественной. Бригада Мейера работала в совершенно иных условиях, чем другие иностранные специалисты. Они отвергли привилегии, предоставленные квалифицированным рабочим из-за рубежа, и жили так же, как и их советские коллеги. Группа даже получала зарплату в рублях, а ее членам платили столько же, сколько их местным коллегам. Мейер руководил собственной бригадой в течение года и посвятил это время разработке Школы обучения иностранных политических деятелей, проекту, который в конечном итоге остался на стадии планирования.

Когда Коммунистическая партия изменила свой архитектурный курс, Мейер, как дисциплинированный коммунист, заявил о своей верности ее новым идеалам. В 1933 году он написал о своем изменении взглядов и приверженности классической архитектуре для журнала Архитектура СССР ( Архитектура СССР ). В следующем году Мейер написал в том же журнале в ответ на вопросы, опубликованные чешской газетой Левый фронт ( Левый фронт ), что ему противна современная западная архитектура. Тем не менее Мейер предусмотрительно уехал из Советского Союза в Швейцарию в 1919 г.36.

Четверть его команды также покинула СССР в период с 1933 по 1937 год. Трое приняли неосторожное решение стать советскими гражданами и стали жертвами сталинских репрессий. В 1942 году был расстрелян выпускник Баухауза Бела Шеффлер, входивший в группу дизайнеров рабочего городка Уралмашзавода в Свердловске (ныне Екатеринбург). Антонин Урбан был арестован в 1938 году и расстрелян как предполагаемый немецкий шпион. В его обвинительном заключении утверждалось, что он передавал секретные материалы по городскому планированию в Москве агентам немецкой разведки через жителя Германии по имени Ханнес Мейер.

Здание Уралмашзавода, построенное в 1935 году при содействии Белы Шеффлер, в современном Екатеринбурге.

Донат Сорокин / ТАСС

Филипп Тольцинер, еще один выпускник Баухауза, переехавший в СССР вместе с Мейером, был арестован в 1937 году и провел десять лет в ГУЛАГе. Его отправили на северную окраину нынешнего Пермского края для работы лесорубом, но руководство его лагеря быстро поняло, что архитектор может пригодиться для более технических работ. Вскоре ему пришлось строить дома для охранников лагеря и изготавливать мебель, в том числе специальные предметы, такие как стоматологическое кресло, чертежи которого сохранились до наших дней. Большую часть срока Тольцинер провел в мастерской в ​​Соликамске. После освобождения в 19В 47 году архитектор продолжил работу в том же городе Молотовской области, где стал главным архитектором города и реставрировал старинные русские храмы. В 1961 году переехал в Москву. В конце концов, Толстинер оказался единственным сотрудником Баухауза, который остался в СССР и прожил достаточно долго, чтобы его реабилитировали.

Как коммунистические архитекторы были захвачены сталинскими репрессиями, так и Маргарет Менгель, секретарь Ханнеса Мейера. Летом 1938 года расстреляна как подозреваемая в немецкой шпионке и похоронена на Бутовском полигоне. У них с Мейером родился сын, которого отдали в детский дом, потом он работал шахтером в Челябинской области, стал инженером-строителем и в 19-м веке переехал в Германию. 90-х, где он и умер в начале нового тысячелетия.

Швейцарскому архитектору Гансу Шмидту повезло больше. Он прибыл в Москву в составе бригады Эрнста Мая, но вскоре покинул группу. В 1933 году он был назначен на руководящую должность в Цех № 3 Госстроя, где работал в основном на благоустройстве степного города Орска. Вместе с ним в мастерской работали и другие бывшие члены бригад Мэя и Мейера. В 1936 году, когда все иностранные архитекторы были отстранены от градостроительных проектов, чтобы сохранить государственную тайну в руках СССР, Шмидт занялся разработкой типового оборудования для магазинов и кухонь. Его попросили выступить с докладом на первом съезде советских архитекторов, но в мае 1937 декабря, за месяц до начала съезда, Шмидт покинул Советский Союз. Вполне вероятно, что вся группа была заранее предупреждена об опасностях, с которыми они столкнулись: именно в июле 1937 года НКВД приступило к своей так называемой немецкой операции, которая была нацелена на граждан Германии, а затем расширилась на советских немцев.

На этом роман Шмидта с коммунизмом не закончился. Двадцать лет спустя, в 1956 году, он принял приглашение переехать в Восточную Германию и стал ведущим архитектором Института шрифтового дизайна в Восточном Берлине. Его помнят как основоположника немецкого панельного домостроения.

Один архитектор, работавший на нацистский режим, написал подробную книгу, в которой открыто критиковал ранний сталинский СССР.

Всего в эпоху первых пятилеток в Советском Союзе работало несколько десятков иностранных архитекторов. Некоторые из них, как Мендельсон и Ле Корбюзье, были хорошо известны и получали личные приглашения. Другие, менее известные архитекторы часто руководствовались любопытством и простой потребностью в работе. Рудольф Вольтерс был среди последних. Позже он помог разработать план нацистского режима по восстановлению Берлина под руководством ведущего архитектора Гитлера Альберта Шпеера, который познакомился с Вольтерсом, когда они оба были студентами Мюнхенской технической школы в 19-м веке. 20 с. Однако в начале 1930-х найти работу в Советской России было проще, чем в Германии, и в 1932 году молодые Вольтеры переехали в Новосибирск.

Будущий сторонник нацистов провел год в Советском Союзе, проектируя два рабочих поселка и несколько простых жилых домов, которые сохранились до наших дней. Вернувшись в Германию в 1933 году, Вольтерс опубликовал книгу под названием « Специалист по Сибири », одно из самых резких и подробных описаний жизни в раннесталинском СССР. Книга Уолтерса включает детали, которые очень немногие советские граждане той эпохи излагали на бумаге. Он применил дополнительную дозу сарказма, чтобы описать сталинские архитектурные реформы и абсурдную систему советского архитектурного развития, в которой он сам принимал участие.

Многоквартирные дома на проспекте Мира в Орске, являвшиеся частью жилищного проекта Ганса Шмидта.

Дмитрий Щукин / Фотобанк Лори

Строители строят жилой комплекс для железнодорожников и их семей. Новосибирск, 1934 г.

ТАСС

Уолтерс наблюдал, как современная архитектура уступает своей сталинской преемнице. Он отметил, что советское правительство оправдывало необходимость строительства роскошных дворцов, утверждая, что культурные запросы масс расширились при остановке работ по строительству государственного жилья для рабочих. Сам Уолтерс получил комнату в здании, построенном в соответствии с новыми нормами проектирования: он утверждал, что оно имеет размеры три на пять метров (около 10 на 16,5 футов), но высота потолков составляет 4,5 метра (около 15 футов). Отдельная комната считалась роскошной альтернативой гораздо более тесным условиям жизни советских коллег Уолтерса.

В начале 1930-х, утверждал Уолтерс, качественного жилья было мало, и оно было доступно только высокопоставленным лицам. Долгие годы другим советским гражданам приходилось обходиться бараками и землянками. В то же время Вольтерс описал строительство огромного нового театра в Новосибирске (оно было завершено в конце Великой Отечественной войны). Он писал: «[Старое] здание театра было маленьким, уродливым и редко полным. Это не помешало правительству начать строительство гигантского театра на 4000 мест. Это невероятное безумие горько отомстит за себя».

Автор Специалист по Сибири вскоре поддержит режим геноцида, военные которого убили миллионы советских граждан. Тем не менее, по прошествии года, проведенного там, архитектор написал, что ему удалось подружиться с рядом своих советских соседей. Уолтерс описал контраст между гостеприимством своих новых знакомых и бедностью, в которой они жили. Он утверждал, что даже самые простые предметы с родины Уолтерса удивили друзей, которых он пригласил в свой временный дом, написав, что многие из них просили оставить себе его пустые коробки из-под сигарет, покрытые фольгой. Вольтерс попросил родственников в Германии прислать ему еще пустых ящиков; как сообщается, они пригодились весной 1933, когда архитектор щедро раздавал их для согласования своих проектов незадолго до своего отъезда из СССР.

Автомобильный, танковый и авиационный заводы фирмы Кана оставили одно из самых впечатляющих наследий советской архитектуры.

Эрих Мендельсон, Ле Корбюзье, Эрнст Май, Ханнес Мейер и другие западные архитекторы, оставившие значительный след в советском градостроительстве, были людьми на виду. Они публиковали статьи в советской и западной прессе и читали лекции о советской архитектуре, когда путешествовали по Европе. Их советские проекты получили огласку как в СССР, так и на Западе. При этом практические результаты их работы в СССР были близки к нулю. Немногие из их проектов были воплощены в жизнь, и все, что было построено на самом деле, привлекло больше внимания с исторической точки зрения, чем с точки зрения искусства или архитектуры.

Однако была еще одна бригада иностранных архитекторов и инженеров, чья недолгая (1929-1932 гг.) карьера в СССР редко обсуждалась на Западе и почти не освещалась в самом Советском Союзе. Тем не менее результаты работы этого коллектива были замечательны.

Эта группа была частью известной фирмы, принадлежавшей американскому архитектору-промышленнику Альберту Кану, который был одним из основателей своей области. Кан получил известность как «архитектор Форда» и выполнил множество проектов для автомобильного магната. В апреле 1929 декабря компания Albert Kahn, Inc., базирующаяся в Детройте, получила заказ от советского правительства на проектирование Сталинградского тракторного завода (который на самом деле предназначался для производства танков). Фирма «Амторг», которая служила посреднической структурой и (тайным) механизмом сбора разведданных для СССР, вела переговоры между двумя сторонами. Завод был произведен в США, перевезен в Сталинград и перемонтирован на месте. После завершения проекта фирма Кана открыла в Москве собственный филиал, в котором работали 25 американских инженеров и тысячи советских служащих. Брат Кана, Мориц, руководил советским подразделением компании.

Фирма Кана разработала более 500 промышленных объектов в период с 1929 по 1932 год. Большинство из них были тракторными (то есть танковыми) заводами в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске. Фирма также проектировала авиационные заводы в Краматорске и Томске и автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Его работники также спроектировали массу промышленных зданий, не связанных с транспортом, в том числе ТЭЦ в Якутске.

Челябинский тракторный завод за тракторами С-65 («Сталинец») выпуска 1930s

Wikimedia Commons

Вид Челябинского тракторного завода в 1968 году.

Борис Клипиницер / ТАСС

Сталинградский тракторный завод на свежем снимке.

Наталья Илюхина / Фотобанк Лори

Особенно с учетом того, что в 1929 году в СССР практически не было отечественной автомобильной и авиастроительной промышленности, ясно, что Кан и его сотрудники производили львиную долю промышленной инфраструктуры страны.

До 1932 года Кан числился советником советского правительства по промышленному строительству. В 1931 и 1932 годах он вел переговоры с Москвой о получении контракта на технический проект самого печально известного нереализованного проекта в советской истории — Дворца Советов, который планировался как центр власти всей страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *