Разное

Рококо цвета: Три цвета рококо

Три цвета рококо

Заказчики этой петербургской квартиры хотели видеть интерьер в классическом стиле. Архитекторы Алина Лавренченко и Артем Рюганов предложили им барочно-рокайльный стиль в облегченной, осовремененной трактовке.

Перейти
в галерею

Дата публикации: 15.06.2009

Фото: Петр Лебедев

Текст: Анна Самойлова

Стилист: Юлия Коржова

Автор проекта: Алина Лавренченко, Артем Рюганов

Журнал: N3 (136) 2009

Эта квартира находится в новом современном жилом комплексе на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Заказчики — состоятельная супружеская пара — обратились к архитекторам, с которыми не раз работали, с предложением взяться за оформление их новых апартаментов. Выбор классики как основы будущего интерьера был неслучаен. У квартиры сугубо представительский характер: она предназначена для приема гостей. Поэтому стилистическая доминанта в оформлении — роскошный и элегантный стиль Людовика XV, ведь владельцы хотели, чтобы интерьер был парадным и уютным одновременно. Конечно, в тщательном воспроизведении стиля необходимости не было, тем более что хозяева хотели видеть его в более легкой, более современной трактовке, без излишней помпезности. Особой перепланировки квартира не требовала, и основное внимание архитекторы уделили оригинальным декоративным решениям, колористике, подбору предметов интерьера, тканей и аксессуаров.

По словам Алины Лавренченко, очень часто заказчики хотят видеть в оформлении комнат бежевый и кремовый, что вполне логично: эти цвета действительно к лицу классическим интерьерам. Тогда как более необычные оттенки используются редко. Но здесь все обстояло иначе заказчики сами предложили использовать контрастную и яркую цветовую гамму. В такой интерпретации барочно-рокайльный интерьер приобрел современное звучание и индивидуальность. Поэтому у каждого помещения своя цветовая концепция и свой характер. В холле царят светло-охристые и песочные тона, создающие теплую, гостеприимную атмосферу, что для помещения, в котором встречают гостей, немаловажно. Для общественной зоны подобрали холодную фисташково-зеленую и кремовую гамму с золотом, которым богато декорированы предметы интерьера, двери и порталы. Хозяйская спальня выдержана в мягких нежно-розовых оттенках, а коринфские колонны придают интерьеру торжественность. Классические решения использованы и в кабинете — сугубо мужском пространстве: на фоне темного дерева буазери и кессонированного потолка проставлены яркие акценты: золоченая рожковая люстра, кожаная викторианская мебель, камин с мраморным порталом и тяжелые бархатные шторы.

Классический интерьер немыслим без живописи. Для каждого полотна из коллекции хозяев архитекторы нашли свое, правильное место. И, конечно же, ключевые элементы отделки — лепнина и резные позолоченные детали, благодаря которым квартира выглядит роскошно и утонченно.

Алина Лавренченко:

«Для представительского характера квартиры как нельзя лучше подходил роскошный и элегантный стиль Людовика XV. Мы не стремились к его точному воспроизведению, как и не стали перегружать интерьер избыточным декором; более того, постарались адаптировать его к современному жизненному укладу хозяев. В итоге получился уютный и в то же время парадный интерьер, в котором хозяева с удовольствием отдыхают от суеты и принимают дорогих гостей и близких друзей»

Реклама на SALON.ru

Эти статьи могут вам понравиться:

Частые ошибки в текстильном декорировании окон: 5 мнений дизайнеров

Проверьте, правильно ли вы выбрали и повесили шторы?

#Интерьер

23 ноября состоится открытие проекта LIFESTYLE «Искусство интерьера»

​23 ноября 2022 года в Гостином дворе, в рамках 48 Российского Антикварного салона, откроется проект LIFESTYLE «Искусство интерьера», представляющий ведущих российских дизайнеров, а также эксклюзивные мебельные, интерьерные и текстильные бренды.

Самостоятельной частью выставки станет специальная экспозиция «Русский интерьер», в качестве куратора которого выступит дизайн-эксперт Евгения Микулина.

#Новости

Утонченный интерьер на стыке минимализма и классики

Студия Artimitro Interiors создала интерьер, соединив в нём свой фирменный минимализм и эстетику советского ампира.

#Интерьер #Квартиры #Современная классика #Москва

​Dandy Home: стиль, ориентированный на моду с изысканными и смелыми деталями

Известный итальянский дизайнер Джузеппе Вигано и его коллекция Dandy Home для бренда Gamma Arredamenti.

#Новости

Лепной декор на стенах и потолке- классический барочный орнамент. Он повторен в золоченом рельефе дверей, изготовленных по эскизам авторов проекта.

Вся мебель, Angelo Cappellini. Люстры, бра, de Majo. На обеденном столе Салфетка, Lene Bjerre Центральное место занимает столовая группа с овальным столом на12персон, за которым собираются гости по торжественным поводам.
Вся мебель, Angelo Cappellini. Люстры, бра, de Majo. На обеденном столе Салфетка, Lene Bjerre. Бокалы, IVV, бутик Vetro Гостиная выдержана в холодных и спокойных зеленовато-фисташковых тонах.
Вся мебель, Angelo Cappellini. Люстры, бра, de Majo. На обеденном столе Салфетка, Lene Bjerre. Бокалы, IVV, бутик Vetro Первое впечатление от интерьера самое важное, считают авторы проекта. Именно поэтому холл оформлен наиболее торжественно и парадно. Изящная барочная мебель (Angelo Cappellini), картины старых мастеров, роскошная мраморная розетка на полу, витиеватая люстра (Beby Group) и теплая цветовая гамма создают гостеприимную атмосферу Кухня декорирована столь же торжественно, что и гостиная.
Кухня, стол, стулья, Francesco Molon. Люстра, бра, Gallo. Плитка, Petra Antiqua, Petracer’s ceramics В отличие от легкой барочно-рокайльной гостиной в основу интерьера кабинета лег строгий викторианский стиль, что вполне логично для мужского по характеру помещения. Все стены и потолок отделаны деревянными буазери и кессонами. Завершающий штрих- основательный письменный стол и кожаные кресла от Provasi, темно-зеленые бархатные портьеры.
Потолок, библиотека, Arca. Люстра, настольная лампа, Chelini Интерьер кабинета оформлен в строгом викторианском стиле Спальня получилась женственной и утонченной: розовая гамма представлена здесь в избытке.
Вся мебель, Angelo Cappellini Будуарная зона отделена от спальной небольшим подиумом и классическими коринфскими колоннами. Вся мебель, Angelo Cappellini Ванная комната хозяев напоминает римскую купальню: стены и подиум со встроенной гидромассажной ванной, отделанные мрамором песочного оттенка, величественные дорические колонны, люстра и зеркала Классическое оформление создает в ванной комнате парадное настроение

Получайте самые популярные статьи на почту.

Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить. Отписаться можно в любой момент.

Email:

Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных.

2.68 Цветовые системы. История вопроса (часть 12)

Тема лекции: Европа 18 в. Рококо.

Источник — сайт Михалкевича на народ.ру

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

Стиль рококо

Длительная эпоха барокко завершается во второй половине XVIII столетия искусством стиля рококо. Название стиля произошло от французского слова «rocaille» ,что означает композиции из раковин и гротов, играющих большую роль в новом стиле. Стиль рококо, затрагивающий главным образом орнаментально-декоративный строй предметов украшения, мебели и интерьеров, ассоциируется, прежде всего, с причудливыми формами орнаментики, состоящей из раковин, коралловидных образований, завитков, цветочных гирлянд, прихотливо извивающихся стеблей и т. д.

Стиль рококо является стилем искусства двора и аристократии. Появляются новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. Стиль очень ярко и последовательно проявился в оформлении интерьеров. Зеркала, позолота, буйно стелющиеся по стенам и потолкам лепные узоры деформируют пространственную структуру интерьеров. Архитектоническое начало с его колоннами, пилястрами, карнизами сменяются откровенно декоративным; единственный элемент, служащий членению поверхностей стен и потолков, — капризно изогнутая рамка.

В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние. Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских абсолютистских дворах.

Особенно в большом количестве завозился фарфор, привлекавший европейцев экзотичностью, новизной материала и форм.

Характерной особенностью стиля является сочетание внешней сдержанности и внутренней роскоши, которая была предназначена для комфорта.

Помещения не всегда выдерживаются в одной цветовой гамме и обустраиваются с учетом наклонностей хозяина и его рода занятий.

По сравнению со сдержанностью и трезвостью барокко, интерьеры рококо перенасыщены предметами меблировки, но в целом — это эталон утонченности, элегантности, изнеженности. Нежные, пастельные тона преобладают и в колорите, наиболее частые цветовые решения — белое в сочетании с голубым, зеленым или розовым и непременное золото.

Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели и декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронза, золото.

Внутри дом всегда украшается настенной живописью, достаточно часто встречается и роспись потолков, продолжающая сюжетную линию стен.

Да и сама комната строится в форме вытянутого овала или круга, углы могут присутствовать только в кабинетных комнатах и в будуаре, хотя и это встречается достаточно редко.

Стены помещений украшаются не фресками, а шпалерными развесками— коврами с расшитыми диковинными узорами по шелку или атласу.

Только в стиле рококо используются настенные консоли, которые делаются из стукко или фарфора. Эти два материала позволяют вылепить невысокий рельеф, который очень быстро принимает нужную форму и схватывается.

4

В качестве основных орнаментов используются восточные мотивы с изображением пальм, заморских животных и птиц, картин из жизни туземцев.

В сторону большего удобства и элегантности изменяются и формы мебели для сидения. Контуры предметов становятся мягкими, волнистыми, изгиб ножки усиливается. Характерной для рококо становится изысканная и в изобилии украшенная мебель. Здесь присутствует целая смесь характерных для других стилей черт: богатая рокайная резьба барокко и раскраска пастельными тонами отдельных деталей мебели, простота конструкций средневековья, отделка ножек в виде лап животных и золотая отделка в духе римского стиля.

В отделке полов присутствуют и каменная мозаика, и паркет, которые всегда гармонируют с остальным витиеватым убранством комнат.

Для того чтобы стилизовать интерьер вашей квартиры под стиль рококо, можно воспользоваться несколькими деталями. Цветочные скатерти, занавески, обои и плитка наиболее подходят для этого стиля. При этом лучше выбирать мелкий рисунок на бледном голубоватом или сиреневатом фоне. Для стилизации комнат потребуется больше деталей. Это и изысканная обивка мебели, и подобранные в тон занавеси, роскошно спадающие на пол, многочисленные вазы с вылепленными цветами, от больших напольных до миниатюрных. Также комнату можно украсить лепниной с тонким слоем бронзовой или золотой краски. Что касается спальни, то здесь можно установить балдахин, с каркаса которого, как свадебная фата, будет, струится волна полупрозрачного шелка.

Дополнения из Википедии

Архитектура

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715-1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

Живопись

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.

Декоративно-прикладное искусство

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

3

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора и нашел подходящую для этого глину. В Майсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

Мода

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. (Некоторые исследователи даже называют XVIII век «веком женщин»). Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».

Женская причёска (см. подробно — Причёски XVIII века) претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. Чуть позже в моду вошли белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.

Подробнее о прическах 18 века почитать в Википедии.

Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.

В самом начале эпохи рококо (Регентство) в моде был стиль ноншаланс, то есть нарочитая небрежность.

Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.

Розовый! Цвет в стиле рококо

Во времена французского двора восемнадцатого века розовый был популярным цветом для картин, моды и декоративно-прикладного искусства. Самые богатые и влиятельные люди страны были одеты в оттенки розового, лососевого и кораллового цветов.

Цвет был принят членами королевской семьи и законодателями моды, мужчинами и женщинами. Розовый цвет был символом богатства, поскольку большинство населения и не мечтало позволить себе одеваться в розовое или есть булочки с розовой фарфоровой тарелки. Бизнес велся в розовом цвете, от заказа придворным художникам рисовать розовым цветом до основания фабрик для производства предметов роскоши в розовом цвете.

Розовый был силой. Его популярность распространилась из Франции — мирового центра моды того времени — по Западной Европе богатыми мужчинами и женщинами, которые предпочитали этот цвет для своих платьев и шелковых пальто с вышивкой. Розовый распространился на всех достаточно богатых, чтобы не остаться в стороне от тренда, в комнатах и ​​на одежде.

Сегодня мы можем ассоциировать розовый цвет с мягкостью и женственностью, но 300 лет назад отношение к цвету было другим. (На самом деле, если в то время и был «женский» цвет, то это был зеленый. ) Тогда розовый означал аристократию, а не женственность. Один из самых влиятельных людей середины восемнадцатого века, Людовик XV, король Франции, был рекламой повального увлечения. Ему нравились розовые украшения — эти роскошно декоративные музыкальные часы, инкрустированные шелком лососевого цвета, возможно, были сделаны для короля.

Музыкальные часы

ок. 1762 г., позолоченная бронза, шелк, стекло, латунь, эмаль и сталь, дизайн приписывается Жан-Клоду Шамбеллану Дюплесси старшему (ок. 1695–1774)

Этот цвет был любимым цветом мадам де Помпадур, любовницы Людовика XV и, возможно, самой влиятельной женщины в истории французского двора. Не жена короля, но все же пчелиная матка, мадам де Помпадур и власть были одним и тем же. С детства ее прозвали «Ренетт», что означает «маленькая королева».

Любовница и советник, она имела невероятную власть над Людовиком XV и большое влияние на политику — говорят, что Помпадур развязал войны и отправил в Бастилию больше людей, чем любой французский король. Помимо внешней политики и международных отношений, она владела замечательным контролем над визуальной культурой с безупречным эффектом. Ее любимый цвет, розовый Помпадур, стал одним из определяющих оттенков рококо.

Преднамеренное использование розового цвета в качестве основного цвета картины стало возможным благодаря открытию бразильского дерева в Южной Америке (тезка Бразилии) в восемнадцатом веке. Растение дало новый краситель, который давал более яркий и стойкий розовый цвет. До этого розовый считался бледным оттенком красного, а не самостоятельным цветом.

Помпадур заказала картины Франсуа Буше, в которых розовый использовался как центральный цвет. В «Восход …» и «Закат солнца » фигура Аполлона, который, как считается, представляет Людовика XV, задрапирована розовой тканью. Здесь розовый не относится к женскому полу, а вместо этого ассоциируется с той же божественной силой, которой наделили себя правители старого режима.

Живопись была не единственным искусством, процветавшим в эпоху рококо. Венсенская фарфоровая мануфактура была основана в 1740 году в заброшенном Венсенском замке к востоку от Парижа. В 1756 году мануфактура переехала в Севр, к юго-западу от города, на пути от французского двора Версаля к французской столице Парижу. С самого начала Людовик XV финансировал компанию и к 1759 г.полностью владел им. Мадам де Помпадур вложила все свое внимание в то, чтобы компания процветала, и следила за тем, чтобы версальские придворные и парижская буржуазия покупали у компании для ее финансового роста.

Кувшин и тазик с крышкой

1758 г., фарфор из мягкой пасты, окрашенный и позолоченный, с позолоченным серебряным наконечником производства Севрской мануфактуры

.

В соответствии со временем одним из самых популярных основных цветов севрского фарфора был Fond Rose. В то время розовый хвалили за его возвышающий эффект на мужчин и рекомендовали в качестве предпочтительного декоративного цвета для джентльмена. Поэтому цвет проник в интерьер и декоративное искусство наряду с модой и живописью.

Ваза и крышка Pot-pourri (ваза ‘pot pourri Hébert’)

ок. 1760 г., фарфор из мягкой пасты, роспись и позолота Севрской мануфактуры — Пьер-Жозеф Россе (1734–1799), авторство — Жан-Луи Морен (1732–1787)

Помпадур дарила венсенский фарфор в качестве международных дипломатических подарков и, очень проницательно, особенно полезным друзьям, таким как министр полиции, который действовал как ее шпион при дворе. Для личного пользования Людовик XV, как правило, покупал больше синего грунта, тогда как Помпадур предпочитал зеленый фон (а не розовый, что удивительно). У фарфора было много функций, от маленьких яйцеварок до щеток для одежды. Каждый предмет в руках состоятельных людей должен был быть восхитительным. Горшки для попурри неоднократно производились и жадно закупались на фабрике. Горшки были наполнены лепестками, чтобы аромат через маленькие отверстия придавал квартирам Версаля цветочно-розовый аромат.

Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур

1750 г. с более поздними дополнениями, холст, масло Франсуа Буше (1703–1770)

Одетая с ног до головы в розовое, с розовыми щеками, припудренными фарфоровым горшочком, мадам де Помпадур была готова целый день шептать идеи на ухо королю. Румянец на белой женщине одновременно предполагал невинность и сексуальность — он использовался и теперь ассоциируется как с придворными, так и с проститутками восемнадцатого века. Портреты мадам де Помпадур привлекали внимание к ее кокетливым щекам, которые изображались в угоду королю. На своих портретах она могла казаться краснеющей, но у мадам де Помпадур не было нежного темперамента, и она знала, как женщина может оказывать некоторую власть над мужчинами, которые пытались ее унизить. Фактически, даже скучный и неодобрительный член королевской партии, герцог де Люин, разрешил ей «форт Жоли». Красота была активом для воздействия.

Тем временем в Англии суперзвезда лондонского общества Мария Ковентри, графиня Ковентри, так полюбила популярную тенденцию макияжа с напудренной белой кожей и розовыми щеками, что заболела от отравления свинцом (ее портрет показан в крайнем левом углу этого изображения). складной веер XVIII века). Болезнь графини привела к тому, что она стала больше пользоваться косметикой, пока не наступила ее смерть. Бедная женщина умерла за красоту, моду и розовый цвет, потому что это, к сожалению, было необходимо, чтобы вызвать восхищение публики.

Качели 1767

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806)

Коллекция Уоллеса

Розовый может быть возмутительным. Знаменитая картина в стиле рококо Качели ( Les Hasards heureux de l’escarpolette ) Жана-Оноре Фрагонара представляет собой эротическое использование розового цвета. Под такие платья, как на картине, не надевали нижнего белья. Современные зрители поняли бы, что у человека внизу слева был бы шокирующий вид. Это произведение искусства недавно было отреставрировано, и теперь его цвет кажется более холодным, светлым и ярким розовым.

Можно провести сравнение между розовым платьем безымянного главного героя Качели и платьем мадам де Помпадур на известном портрете Буше около 8 лет назад, что подтверждается сходством пейзажа позади. Это наводит на мысль, что женщина на картине — умная хозяйка, которая точно знает, что делает, когда застенчиво сбрасывает туфлю в воздух.

Париж и французский двор были столицей моды в Европе, распространяя модные тенденции через маленьких модных кукол в миниатюрных платьях, рассылаемых по Европе примерно раз в месяц в качестве журналов. Силуэт платья почти не менялся на протяжении большей части века: моду определяли ткань, цвет и отделка. Роза Бертен , модистка (модистка или портниха) Марии-Антуанетты, была известна как министр моды, следя за тем, чтобы королева моды Людовика XVI была одета в самую современную отделку.

Джон Гальяно для Christian Dior осень/зима 2007 pic.twitter.com/CdbtWymTQ1

— Патриция (@faeryil) 31 июля 2021 г.

Розовое платье в стиле рококо по-прежнему вдохновляет современных дизайнеров моды своим незабываемым образом, который часто переосмысливают такие дизайнеры, как Вивьен Вествуд и Диор.

 

 

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация Флоры Юхнович (@flora_yukhnovich)

Флора Юхнович, известная своей современной интерпретацией живописного стиля рококо, щедро использует розовый цвет, чтобы оживить стиль и его сцены. Облака с розовым оттенком и персонажи, задрапированные в розовое, дают глоток воздуха двадцать первого века.

Несмотря на то, что розовый цвет очень похож на стиль рококо, эксперименты с этим оттенком подталкивают современного зрителя к различным интерпретациям. Сегодня розовый можно рассматривать как спорный цвет, любимый одними, но вызывающий тошнотворно-сладкий, молодой и девчачий для других. Способ, которым цветовые ассоциации могут препятствовать наслаждению искусством во многих его формах, может ограничивать. Тем не менее, в свете этого появляется новая свобода изменять эти нормы и восстанавливать нарративы посредством искусства и цвета. В то время как в восемнадцатом веке розовый олицетворял привилегию, в двадцать первом веке этот цвет может подорвать власть.

Теган Хаскинсон, помощник по работе с коллекциями Art UK

Вдохновленный исследованиями коллекции Уоллеса и доктором Валери Стил, директором и главным куратором Музея FIT.

Поделиться этой страницей

  • Тысячелетний розовый: художники, которые добрались до него первыми

  • Помимо охлаждения: искусство обращения со складным вентилятором

  • Тайна Жака Аведа и бабушки французского революционера

  • Элизабет Луиза Виже-Лебрен: от рококо к революции

  • Подкаст

    Art Matters: расшифровка моды в картинах

  • Екатерина Медичи: «Черная королева» Франции в центре внимания

  • Цвет в искусстве: краткая история золота

  • От Boucher до корсажей: поиск искусства в моде

  • Нетрадиционный викторианский брак: дома с Джейн и Уильямом Моррисом

  • Шарль Делорм: французский врач и изобретатель «костюма для предотвращения чумы»

  • Цвет в искусстве: краткая история синего пигмента

  • Что для меня значит искусство: коллекция музея и художественной галереи Харриса в Престоне

  • Немного истории искусства: художественные сети без границ, национальностей и полов

  • С холста на подиум: как история искусства вдохновляет современную моду

  • Генриетта Мария Французская, королева Карла I

  • Подкаст

    Art Matters: мода с холста на киноэкран

  • Реконструкция моды: платье на портрете Арнольфини Ван Эйка

  • Луи-Леопольд Буальи: французский художник рискованных, юмористических и повседневных

  • Мадам де Помпадур: икона стиля рококо

  • Переосмысление рококо: художница Флора Юхнович добавляет современный штрих

  • Рюши, оборки и горячие суфражистки: искусство эдвардианской моды

  • Пристальный взгляд на гульфикы: развязность и напористость мужской моды шестнадцатого века

  • Beyond Bridgerton: утонченность моды эпохи Регентства

  • Женская мода: друг или враг?

  • Фронтонные капюшоны и испанское кружево: путешествие в мир женской моды Tudor

  • Непреходящая тайна Уолтера Сикерта

  • Королевская мода: ганноверские короли

  • Художественная история бутиковой моды 1960-х годов

  • Открытие средневековых женщин: мода, пол и благочестие

  • От принцессы до королевы и до гильотины: трагическая судьба Марии-Антуанетты

Разгадка и понимание стиля рококо в искусстве

Известный своим беззаботным характером изобразительного и декоративного искусства, Стиль рококо процветал во Франции 18 века. Художники, работающие в этой легкомысленной эстетике, опирались на пышность периода барокко, адаптируя его внушающую благоговение эстетику для создания столь же экстравагантных, но отчетливо игривых произведений искусства.

Движение рококо преимущественно связано с двумя видами искусства: живописью и декоративными изделиями. Здесь мы раскрываем этот уникальный стиль, чтобы понять его значение в истории искусства.

Что такое период рококо?

Стиль рококо был в моде с 1730 по 1770 год. Хотя он зародился во Франции, со временем он распространился на другие части Европы, включая Великобританию, Австрию, Германию, Баварию и Россию.

Термин Рококо происходит от рокайль , особый метод украшения фонтанов и гротов, восходящий к итальянскому Возрождению. Используя эту технику, ремесленники смешивали морские ракушки, гальку и другие органические материалы с цементом, в результате чего получалась натуралистичная среда, вдохновленная подводным миром.

Вход в грот Буонталенти в садах Боболи Фото: DinoPh через Shutterstock Стоковая фотография без лицензионных платежей

Художники, работавшие в стиле рококо, разделяли это ренессансное увлечение водой, что проявляется как в плавности форм, так и в использовании морских мотивов в их работах.

Искусство рококо

Покраска

Причудливая природа рокайль оказала влияние на картины того периода, проявляясь в легкомысленной иконографии, внимании к витиеватым деталям и обилии пастельных тонов.

 

Игривый сюжет

Многие картины в стиле рококо отличаются утонченным, но веселым сюжетом — подход, популяризированный французским художником Антуаном Ватто . Как отец  fête   galante жанра живописи, в котором предпочтение отдается вечеринкам в саду, фестивалям и другим мероприятиям на открытом воздухе в качестве сюжета , Ватто создал причудливые сцены общения людей в пасторальных пейзажах. Эти изображения, часто изображающие порхающих амуров, греческих богинь и других мифологических фигур, смешивают фантазию с реальностью.

Антуан Ватто, «Посадка на Циферу» (1717 г.) (Фото из Викисклада)

Помимо декораций под открытым небом, многие картины в стиле рококо изображаются в роскошных интерьерах. Подобно fête galante картинам, эти произведения часто имеют забавную иконографию и влияние мифологии.

 

Внимание к деталям

Картины в стиле рококо демонстрируют изысканное внимание к деталям. Вдохновленный художниками эпохи Возрождения, французский художник  Франсуа Буше  известен своим стремлением подчеркнуть сложность сцены. Его подход к живописи, ориентированный на детали, материализуется в невероятно богато украшенных костюмах и «искусно декорированных» небесах (Музей Гетти).

Франсуа Буше, «Ринальдо и Армида» (1734 г.) (Фото: Джоконда из Wikimedia Commons Public Domain)

 

Палитра пастельных тонов

В то время как картины в стиле барокко ассоциируются с глубокими цветами и эмоциональными тенями, для работ в стиле рококо характерна воздушная пастельная палитра. Жан-Оноре Фрагонар   запечатлел соблазнительную беззаботность этой цветовой схемы в своей самой известной картине Качели . В наборе The Swing , окруженном завитками светло-зеленой листвы, изображена женщина, одетая в бледно-розовое платье, которая раскачивается на качелях и кокетливо сбрасывает туфли.

Жан-Оноре Фрагонар, «Качели» (1767–1768).

 

Декоративное искусство в стиле рококо

Помимо живописи, художники также изготавливали предметы декоративно-прикладного искусства в стиле рококо. Эти произведения демонстрируют интерес к асимметрии и театральному подходу к изображению природы.

 

Асимметричные кривые

Декоративное искусство в стиле рококо часто включает сложные асимметричные формы. Эти змеевидные силуэты по своей природе натуралистичны, но, несомненно, преувеличены, и их можно найти в ряде предметов, включая замысловатые столы и привлекательные канделябры.

Фрагмент гравюры Габриэля Хукье (Фото: Cooper Hewitt через Wikimedia Commons Public Domain)

 

Природные мотивы

Большинство этих органических, но богато украшенных дизайнов вдохновлены природой, особенно морскими ракушками, волнами и другими мотивами, связанными с морем. Однако в дополнение к этому фокусу рокайль многие художники рококо также использовали мотивы листьев в своих работах, включая позолоченные, похожие на виноградные лозы настенные и потолочные украшения и орнаменты со стилизованными акант   ветвь .

Интерьеры салона принцессы в Hôtel de Soubise, Париж (Фото: NonOmnisMoriar через Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0)

 

Наследие

Наряду с импрессионизмом рококо считается одним из самых влиятельных направлений французского искусства. Он известен как своими легкими и воздушными картинами, так и причудливым декоративным искусством, которые вместе демонстрируют элегантные, но яркие вкусы Франции 18-го века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *