Разное

Рококо элементы: Стиль рококо. Черты стиля рококо в архитектуре, интерьере, в одежде, живописи, фото стиля рококо

Архитектурный стиль рококо

Келуш (Queluz) — жемчужина архитектурного стиля рококо. Португалия. Округ Лиссабон. Строительство дворца началось в 1747 г. Проект архитектора Матеуша Винсенте де Оливейра (Mateus de Oliveira).

Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715—1723 гг.) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Этот стиль стал отражением светской культуры королевского двора, образа мышления французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения, изысканность, утонченность. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Стиль рококо в архитектуре стал более легким, игривым, чем предшествующее барокко. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Декорирование строилось на асимметрии, вариативности членений плоскостей, перегруженности деталями. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий.

Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г

Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.

Амалиенбург под Мюнхеном. «Охотничий домик» курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>

В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. В те времена очень популярными были художники — квадратуристы, которые специализировались на создании подобных изображений. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Стены дворцов украшали также городскими пейзажами, особенно популярными были виды Венеции, изображенные реалистически точно. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля, изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.

Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).

Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.

Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.

Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в основном использовался для оформления интерьеров и достиг своей вершины при Людовике XV. В Германии стиль рококо называли также «Perückenstil», это название произошло от напудренных париков — характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг.) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.

Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.

В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко — Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии — Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.

Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) — летняя резиденция для прусских королей. Был построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом I для своей супруги Софии Шарлоты. Здание подвергалось перестройке: в 1701-1707 гг. (архитектор Э. фон Гёте), в 1740-1743 гг. (архитектор Т.В. фон Кнобельсдорф). Дворец был отреставрирован после войны.

Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.

Автор текста: Марина Калабухова

Стиль рококо в архитектуре, интерьере

Искусство с древнейших времен до наших дней является зеркалом, в котором отражается история развития человечества. Каждый народ в отдельные периоды налагает отпечаток на особенности культуры, быта, искусства не только на территории своего государства, но и за его пределами. Италия, ассоциируется с классическим искусством античности, Германию называют центром романского стиля, а Франция, подарила миру rococo.

Истоки стиля
Архитектура и живопись
Фарфоровые фантазии
Серебряная эстетика
Ювелирные изыски
Бронзовая магия

Истоки стиля

История термина берет название от французского слова рокайль (rocaille). Именно так называли декоративные элементы из грубовато обработанных камней и раковин, украшавших малые архитектурные формы. Постепенно произошла трансформация слова, им стали обозначать затейливые, нарочито вычурные элементы декора. Термин закрепился за художественным стилем в искусстве и нашел отражение в архитектуре, одежде, аксессуарах, мебели и посуде.

Рококо́ пришел на смену барокко в XVIII веке. Устав от высокопарности, скучности и ограниченности форм, светское общество, возглавляемое регентом Филиппом Орлеанским, жаждало нового – легкого и парящего. На смену многолюдным торжественным приемам пришли приватные встречи в салонах, которые несли некоторую интимность и требовали такой же утонченно-укромной обстановки. Потакая прихотям регента, появились миниатюрные диванчики на двоих с закругленными ножками и завитушками в орнаменте. Интерьер сменился на удобный, со множеством зеркал, с резными амурчиками, ажурными гирляндами на стенах и потолках, создающими настроение вечного праздника. Светское общество обратилось к предметам, не носившим смысловой нагрузки. Рококо характеризуется таким понятием, как «bagatelle» («пустяк»). У милых безделушек была одна цель – радовать глаз. Вся эпоха рококо характеризуется некой театральностью, легкомысленностью, иллюзией праздника.

Смещение идеала

Новый стиль постепенно закрепился и в моде, зародился иной эстетический идеал. На смену женской фигуре с несколько выступающим животиком, пришел новый силуэт – талия, которую утягивали корсетом. Женский образ стал загадочным и эротически привлекательным благодаря открытым плечикам, глубокому декольте, огромному количеству декорирующих элементов на костюме: бантиков, завязочек, рюшек. После тридцатилетнего господства общество навсегда распрощалось с прической «фонтаж», более походившей на замысловатое сооружение достигавшее, порой, 35 см. в высоту. Женскую головку стала украшать «простая» аккуратная прическа с локонами, с изящным кружевным бантом.

Надо сказать, что мужской гардероб не отставал в наличии украшающих элементов. Мужской и женский образы были похожи и напоминали изнеженных фарфоровых куколок. Молодые и зрелые аристократы, пренебрегая возрастом, носили одинаковую одежду с вышивкой, украшенную тесьмой, отделанную бахромой и кружевными оборками. Они не скупились на косметику, предаваясь увеселительным развлечениям.

Архитектура и живопись

Изысканность и декоративность, некая игривость и воздушность легли в основу нового стиля и отразились в архитектуре. Начиная с XVIII века, при украшении зданий господствуют мыслимые и не мыслимые воображаемые формы. В этот период вы не встретите геометрически четких линий, тяжелых колонн, гнетущих выступов. Арки, окна, крыши затейливо орнаментируются закруглениями, завитками, стилизованными цветочными гирляндами. Потолки и стены украшаются масками, раковинами, фигурками в игривых позах. Человек всегда стремился к новизне, поэтому набирая популярность, рококо постепенно проник в каждый уголок страны, жаждущий превратить обывательскую скуку в праздник.

Художественный стиль здесь идет в ногу с политической обстановкой Франции, поэтому отличается свободным и легким отношением к жизни.

Художники ищут новые формы, чтобы передать светлый взгляд в настоящем, его красоту, мимолетность. Вместо монументальных кариатид появляются миниатюрные скульптуры, подобно «Речной нимфе» Клода Мишеля, «Мальчик с клеткой» Жан Батиста Пигаля. Полотна украшают любовные сцены, соблазнения в романтической обстановке, пикники на поляне с музыкантами и танцорами: «Любовная записка» Жан Оноре Фрагонар (Fragonard), «Аллегория музыки» Франсуа Буше, «Арлекин и Коломбина» Антуан Ватто. В живопись приходит легкость, естественность, пластичность линий тела. Колорит картин максимально естественен, мягкий, передается цветовыми контрастами максимально реалистично. Композиция динамична, общий фон художественных произведений позитивен и не перегружен смысловыми ассоциациями.

Фарфоровые фантазии

Германия

Трудно заранее определить будет ли художественный стиль популярен или канет в небытие. Только истинное способно пройти сквозь столетия, оставаясь вечно прекрасным и в настоящем. Рококо удалось не только покорить Европу, но и оставить после себя фарфоровые шедевры.

Стиль рококо господствовал на протяжении столетия. Поэтому он логично проник во многие сферы жизни, не обойдя стороной декоративно-прикладное искусство. Фарфоровые изделия XVIII века – уникальные раритетные вещи, в полной мере отражающие модные тенденции. Выпущенная посуда в стиле рококо невероятно изящна по форме: ручки с завитушками, элегантно изогнутый носик кувшина, витиеватые ножки-основания. Фабрика в г. Мейсене (Германия) в восемнадцатом столетии являлась законодателем фарфорового мастерства. В 30-х годах модельной мастерской задавал тон Иоганн Иоахим Кендлер, а чуть позднее – И.Ф. Эберлейн. В этот период выпускаются знаменитые многопредметные сервизы в стиле рококо, появляются новые виды отделки в плоском рельефе. Кендлер считался энтузиастом своего дела и тщательно подходил к любой работе.

Ему были заказаны очень дорогие сервизы – для графа Александра Зулковского (1735-1737) и “Лебединый сервиз” (1737-1741) – для саксонского министра Генриха Брюля.


Сегодня сервизы признаны шедеврами. Супница представляет собой изящный сосуд на гнутых ножках, с необычными ручками в виде обнаженных красавиц и живописными украшениями. Широкий верх венчает фигурная куполообразная крышка с нимфой. Сосуд украшен волнообразным узором и покрыт позолотой. Несмотря на внушительный размер, супница кажется изящной и легкой.

Сервиз с лебедями считается идеальным воплощением мастерства фарфорового искусства. Все предметы объединены единой темой, каждый из них – это эпизод, миг сближения человека с птицей. Белизна фарфора дает возможность увидеть рельефность рисунка, а неброская, даже скромная роспись лишь подчеркивает трогательные сюжеты. Сервиз действительно похож на лебединую песню, материализовавшуюся в фарфоре. Она чиста, скромна, совершенна и благородна.

Завод выпускал большой ассортимент посуды и статуэток в период господства рококо.



Мэйсенский фарфор, период рококо (около1745-1774)

Франция

Во Франции, близ Парижа в 1756 году был открыт Севрский фарфоровый завод. Мануфактуре несказанно повезло. Опекаемая Людовиком XV и влиятельными патронессами, фабрика была обеспечена королевскими заказами и имела монопольное право на выпуск фарфоровых изделий. Сюда стремились лучшие художники и дизайнеры, благодаря их стараниям сегодня мы можем любоваться воздушными статуэтками из неглазурованного (чистого, не расписанного красками) фарфора в стиле рококо.

Статуэтка Enfants jouant а-ля loterie,1757. Севр.


Купание Дианы, Луи Симон Буазо, 1790

Фарфоровые заводы в XVIII веке открывались в Италии и России. Однако, учитывая позднее появление технологии, качество сырья, национальные особенности, стиль рококо не стал лидирующим в вышеназванных странах, хотя собрания раритетной фарфоровой посуды многолики и представлены как в частных, так и государственных коллекциях.

Серебряная эстетика

Во Франции рококо продержался до конца 80-х годов XVIII века, в отличие от Англии, Северной Америки, где он совершенно не прижился. Хотя нападки на стиль стали появляться с самого зарождения: трудно было удержать эстетическое равновесие. То, что в начале считалось легким, радостным и изящным, с годами стало вычурным, манерным и легкомысленным. Однако истинным художникам за несколько десятков лет удалось создать дорогостоящие коллекции посуды, в том числе, из серебра.

Европа переживала период некой театральности, появилась страсть к столовому этикету, соответственно и посуда приобрела не только утилитарную функцию. Столовые приборы стали не просто предметом для еды, а неким декоративным элементом, сопровождающим действо.

Даже обычная ложка стала выпускаться разной формы и размера: для супа, чая, сахара, клубники. Ее форма была причудливо изогнута, а ручка украшалась воздушными раковинками и драгоценными камнями. Изменились и чайные/кофейные сервизы.

Германия, Ханау, мастерская — Storck & Sinsheimer, 1874-1893


Франция, Париж, мастерская — Leon Lapar, 1878-1897


Франция, Париж, мастерская — Etienne-Auguste Courtois, 1819-1838

Стиль рококо узнаваем по пузатеньким сосудам с гнутыми ножкам, изощренно выгнутым носикам, витиеватым узорам, косым граням, характерным ракушным элементам, создающих впечатление движения. Можно бесконечно любоваться филигранной резьбой чайника и дивиться мастерству ювелиров.

Серебряная посуда до последних десятков лет была привилегией знати. Лечебные свойства в совокупи с декоративной орнаментальностью отличали ее высокой стоимостью. Столовые предметы изготавливали на заказ.

Аристократы могли пользоваться ею ежедневно, зажиточный класс довольствовался только по праздникам, либо ограничивался созерцанием на выставках и в магазинах.


Традиционные блюда отличались исключительным качествам, серебряная поверхность была настолько чиста и гладка, что в нее можно было смотреться. Облегченный орнамент, словно кружась, лишь слегка украшает край. На дорогих разносах запечатлевали традиционные сцены быта, доставшиеся по наследству от барокко, разбавляя массивность завитушками и ажурной резьбой с элементами рокайля.

Ювелирные изыски

Не обошел стороной новый стиль и ювелирные украшения. На смену тяжелым цепям барокко, грузным брошам пришли легкие, витиеватые заколки для волос, изящные серьги, браслеты. В средние века ювелирные украшения являлись символом власти, богатства, эталоном стиля. Королевский двор был подвержен модным веяниям и быстро сменил массивные кулоны на более простые ювелирные украшения.


Украшения любили женщины и мужчины. Последние, следуя моде, декорировали одежду кружевным жабо и прикалывали к нему броши, руки были украшены перстнями. У дам популярностью пользовались серги-жирондоли, эдакие многоярусные украшения, напоминающие каскадные фонтаны. Драгоценные камни были изощренно укутаны ажурным серебром и на свету переливались безумно красивым светом.

Бронзовая магия

Bronze – древнейший сплав, выплавленный человеком, который использовали не только в практических целях, но и декоративно-прикладном искусстве. К XVIII в. бронза становится важным элементом убранства дворцовых и парковых ансамблей. Ее можно встретить в тяжеловесных рамах для зеркал, отделке мебели, люстрах, бра, подсвечниках. Элементы нового стиля рококо широко представлены в отделке декоративных предметов: курильницы, вазоны, часы. Сплав материала пластичен, а богато разработанный рельеф позволял использовать его не только как основу предмета, но и для его украшения.


Boudoir table clock of Vernis Martin, French,1880

Потрясающие настольные часы в стиле рококо, отделанные золоченой бронзой. Это типичная форма для часов того времени, напоминающая женскую фигурку: покатые плечики, талия. Сочный цвет лака с золотыми чешуйками добавляет часам королевской феерии. Часы украшены цветочными фестонами, а на основании любовная сцена в загородном пейзаже. Два бронзовых херувимчика украшают циферблат. Сверху, полусферу венчает орел.


Clock with Dolphin by A. D. Mougin, French,1880

Оригинальные старинные часы из позолоченной бронзы с дельфином у основания. Красивый и изысканный стиль рококо выражен и форме, и в декоре. Часы украшены сложными завитками, листьями, цветочными гирляндами. В верхней части находится сосуд с характерными фигурными ручками и цветочным навершием. Дельфин расположен, словно в раковине, у основания и является самым необычным и привлекательным элементом. Часы превосходны, их высота 47 см.

XVIII век жаждал света и зрелищ, поэтому одним из популярнейших будуарных предметов были подсвечники.


До наших дней дошли искусно смоделированные из бронзы подставки с разветвлениями на 2, 5 или 7 свечей с резным основанием, украшенные всевозможными скрученными элементами, фигурками ангелочков. Мастера рококо любили украшать изделия растительным орнаментом, особенно часто используя для этого листья аканта, стилизованные или передающие красоту растения с природной точностью. Изогнутые линии канделябров в изобилии украшались виноградными лозами, купидонами, что придавало эпохе аромат утонченной роскоши, пресыщения и мечтательности.

Нельзя не упомянуть и бронзовые скульптуры XVIII века, которыми украшали не только парковые зоны, но и, в зависимости от размера, гостиные, столы, ниши. Бронзовая миниатюра и сегодня удерживает первенство по популярности среди раритетных подарков: мадмуазели в пышных юбках-панье с мудреными прическами, амурчики, играющие на музыкальных инструментах, влюбленные парочки, веселящиеся на балу – бесценный подарок для дома или офиса.

Несмотря на то, что к концу века стиль рококо был низвергнут из-за привязанности к излишней помпезности, он не канул навсегда. Притаившись на сотню лет, рококо во второй половине XIX века потерпел перерождение и вновь вернулся, радуя причудливыми изгибами и нескучными формами.

Рококо и неоклассицизм – введение в искусство

Рококо во французском декоре

Салоны в стиле рококо известны своей проработанностью деталей, змеевидным дизайном, асимметрией и предрасположенностью к более светлым, пастельным или золотым цветовым палитрам.

  • После правления Людовика XIV богатые и аристократы вернулись в Париж из Версаля и начали украшать свои дома в новом стиле рококо, который ассоциировался с королем Людовиком XV.
  • Идея салона — это идеал эпохи Просвещения, превративший салон или гостиную в центральное пространство, где аристократия могла развлекать гостей и вести интеллектуальные беседы.
  • Интерьеры в стиле рококо в высшей степени унифицированы по своей природе и представляют собой слияние ряда декоративных искусств.
  • Как и в других формах искусства рококо, цветовая палитра светлее, линии изогнуты (S-образная кривая), а украшения чрезмерны.
  • Мебель поднялась на новую высоту в этот период и подчеркивала беззаботную легкомысленность.
  • Мебель, фризы, скульптура, металлоконструкции, отделка стен и потолка стилистически сплетены воедино в салоне рококо.
  • асимметрия : Отсутствие общей меры между двумя объектами или величинами; несоизмеримость.
  • змеевидный : Извилистый; изгибаясь в разные стороны.
  • красное дерево : Любое из различных тропических американских вечнозеленых деревьев рода Swietenia, имеющее ценную твердую красно-коричневую древесину.
  • палитра : Диапазон цветов в данной работе или группе работ.

В Европе 18 века стиль рококо стал преобладать в дизайне интерьеров, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Реакция на жесткость стиля барокко, легкомысленное и игривое рококо впервые проявилось в дизайне интерьера и декоративных работах. Во французском языке слово салон означает просто гостиную или гостиную, а салоны в стиле рококо относятся к центральным комнатам, оформленным в стиле рококо. Кроме того, понятие «салон» — это идеал эпохи Просвещения, превративший гостиную в центральное пространство, где аристократия могла развлекать гостей и вести интеллектуальные беседы. Идея о том, что архитектурное окружение должно поощрять образ жизни или отражать ценности, была философией того времени.

Интерьер в стиле рококо достиг своего апогея в общем творчестве салона. Салоны в стиле рококо характеризуются тщательно продуманными деталями, замысловатыми узорами, змеевидной конструкцией, асимметрией и предрасположенностью к более светлым, пастельным и золотым цветовым палитрам.

Bureau Danton de l’Hôtel de Bourvallais: этот пример салона в стиле рококо иллюстрирует змеевидную дизайнерскую работу и интенсивное использование золота, которые были типичны для стиля рококо. периода, подчеркивая беззаботную легкомысленность, которая ценилась в стиле. Впервые конструкция мебели стала физически легче и мягкой; важным вопросом стал комфорт, а также отдельно стоящая мебель, позволяющая легко перемещать ее для собраний. Мебель в эпоху рококо отодвигалась от стены, чтобы подчеркнуть беззаботную и разностороннюю атмосферу, к которой стремилась аристократия. Красное дерево стало наиболее широко используемым материалом благодаря своей прочности, и зеркала также становились все более популярными.

В салонах в стиле рококо часто использовалась асимметрия в дизайне, получившая название контраст . Орнамент интерьера включал использование скульптурных форм на потолках и стенах, часто несколько абстрактных или с использованием лиственных или ракушечных текстур. Двумя прекрасными примерами французского рококо являются Салон де месье ле Принца в Малом замке в Шантийи, украшенный Жаном Обером; и салоны в отеле Soubise в Париже Жермена Боффрана. Оба этих салона демонстрируют типичный стиль рококо со стенами, потолками и лепниной, украшенными тонким переплетением кривых, основанных на основных формах буквы «S», а также с формами ракушек и другими естественными формами.

Salon de la Princesse: интерьер в стиле рококо в отеле de Soubise в Париже, демонстрирующий очень сложную потолочную работу

Во Франции этот стиль начал приходить в упадок к 1750-м годам. Критикуемый за его тривиальность и чрезмерность в орнаменте, стиль рококо уже стал более строгим к 1760-м годам, когда неоклассицизм стал доминирующим стилем во Франции и остальной Европе.

Стиль рококо стал популярным во всей Европе, но особенно ярко он проявился в интерьерах Германии и Австрии. Здесь Франсуа Кювильес Старший спроектировал комнату в пастельных тонах с позолоченной лепниной, которая, кажется, сползает по стене и на потолок. Обратите внимание на зеркала, которые умножают и усиливают накопление деталей.

Франсуа Кювилье Старший, Зеркальная комната, Амалиенбург, 1734-39. Парк Нимфенбург, Мюнхен

Рококо в живописи и скульптуре

Стиль рококо в живописи перекликается с качествами, очевидными в других проявлениях стиля, включая извилистые линии, интенсивное использование орнамента, а также темы, вращающиеся вокруг игривости, любви и природы.

  • Стиль рококо возник сначала в декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьеров, а позже его влияние распространилось на архитектуру, скульптуру, театральное оформление, живопись и музыку.
  • Стиль рококо характеризуется сложным орнаментом, асимметричными значениями, пастельной цветовой палитрой и изогнутыми или змеевидными линиями.
  • Произведения искусства в стиле рококо часто изображают темы любви, классических мифов, юности и игривости.
  • Антуан Ватто считается первым великим художником рококо, оказавшим влияние на более поздних мастеров рококо, таких как Буше и Фрагонар.
  • В скульптуре в стиле рококо вместо мрамора или другого тяжелого материала используется очень тонкий фарфор.
  • Рококо : стиль барокко в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Франции 18 века, отличающийся сложным орнаментом.
  • пастель : Любой из нескольких приглушенных оттенков цветов, обычно связанных с розовым, персиковым, желтым, зеленым, голубым и лавандовым.
  • змеевидный : Извилистый; изгибаясь в разные стороны.

Живопись в стиле рококо

Живопись периода рококо во многом похожа на другие формы искусства рококо, такие как интенсивное использование орнамента, изогнутые линии и использование палитры на основе золота и пастели. Кроме того, формы часто асимметричны, а темы игривы, даже остроумны, а не политизированы, как в случае с искусством барокко. Темы, связанные с мифами о любви, а также портреты и идиллические пейзажи, типичны для живописи рококо.

Антуан Ватто

Антуан Ватто считается первым великим художником в стиле рококо. Его влияние заметно в работах более поздних художников рококо, таких как Франсуа Буше и Оноре Фрагонар. Ватто известен своим мягким нанесением краски, мечтательной атмосферой и изображением классических тем, которые часто вращаются вокруг юности и любви, примером чего является картина «Паломничество на Киферу ».

«Паломничество на Китеру» Антуана Ватто: характерное для Ватто мягкое нанесение краски, мечтательная атмосфера и изображение классических тем, которые часто вращаются вокруг юности и любви, очевидны в его работе «Паломничество на Киферу». Однако, в отличие от более поздних художников рококо, некоторые историки искусства видят в Ватто серьезность, которая показывает осознание остроты мимолетного качества любви. Поверхностность сексуальной любви и прославление ее эфемерности очевидны в работах таких художников, как Буше и Фрагонар 9.0088 Жан-Оноре Фрагонар

Фрагонар был последним из трех художников рококо, пользующихся покровительством двора. Он написал эту работу, «Погоня », как часть серии из четырех картин, предназначенных для украшения частного салона мадам дю Барри, любовницы Людовика XV. К тому времени, когда Фрагонар завершил заказ, поверхностность и хитрые сексуальные намеки стиля рококо вышли из моды, и дю Барри нанял другого художника для украшения комнат. Сексуальная иконография была частью той работы, которая была популярна в разгар периода рококо. Венеры и Купидоны были заметны, особенно в качестве садовых украшений на сценах тайных свиданий. Фонтан предполагает женский пол и текущую воду, семенную жидкость. Корзины, шляпы, грабли и другие, казалось бы, обычные предметы воспринимались как символы частей тела и половых актов. «Скрытость» этих признаков — или, по крайней мере, представление о том, что в шутку вовлечена только богатая, знатная элита, — было характерно для поверхностности всего движения.

Жан-Оноре Фрагонар, Погоня, из «Прогресса любви», 1771-73, холст, масло, 1790-91

Период, последовавший за рококо, был вдохновлен как событиями в мире, так и стремлением к большему содержанию и серьезной цели как в жизни, так и в искусстве. Политический момент во Франции был моментом, который увидел самые серьезные и кровавые последствия неправильного управления государственными делами и отразился во все более политическом и моральном искусстве того периода.

Неоклассицизм

Неоклассицизм относится к течениям в искусстве, черпающим вдохновение в «классическом» искусстве и культуре Древней Греции и Рима.

  • Расцвет неоклассицизма совпал с эпохой Просвещения 18 века и продолжился в начале 19 века.
  • Повторное открытие и археологическое обнаружение римских артефактов в Помпеях и Геркуланеуме подстегнуло бы стремление ко всему греко-римскому в остальной части Европы.
  • С ростом популярности Гранд-тура стало модным собирать предметы старины в качестве сувениров, которые распространили неоклассический стиль по Европе и Америке.
  • Неоклассицизм охватывал все виды искусства, включая живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театр, литературу, музыку и архитектуру.
  • Вообще говоря, неоклассицизм стилистически определяется использованием прямых линий, минимальным использованием цвета, простотой формы и, конечно же, приверженностью классическим ценностям и приемам.
  • Рококо с его акцентом на асимметрию, яркие цвета и орнаменты обычно считается прямой противоположностью неоклассическому стилю.
  • Grand Tour : Традиционный тур по Европе, предпринятый в основном состоятельными европейскими молодыми людьми из высшего сословия. Этот обычай процветал примерно с 1660 года до появления крупномасштабного железнодорожного транспорта в 1840-х годах.
  • Просветление : Концепция в духовности, философии и психологии, связанная с достижением ясности восприятия, разума и знания.
  • Рококо : стиль барокко в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Франции 18 века, отличающийся сложным орнаментом.

Классическое возрождение, также известное как неоклассицизм, относится к движениям в искусстве, черпающим вдохновение в «классическом» искусстве и культуре Древней Греции и Рима. Повторное открытие и археологические находки римских артефактов в Помпеях и Геркулануме подстегнет стремление ко всему греко-римскому в остальной части Европы. Расцвет неоклассицизма совпал с эпохой Просвещения 18 века и продолжался до начала 19 века.век. Доминирующими стилями в 18 веке были барокко и рококо. Последний, с его акцентом на асимметрию, яркие цвета и орнамент, обычно считается прямой противоположностью неоклассическому стилю, основанному на порядке, симметрии и простоте. С ростом популярности Гранд-тура стало модным собирать предметы старины в качестве сувениров. Эта традиция коллекционирования заложила основу для многих великих коллекций произведений искусства и распространила классическое возрождение по всей Европе и Америке.

Неоклассицизм распространился на все виды искусства, включая живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театр, литературу, музыку и архитектуру. Стиль в целом можно определить по использованию прямых линий, минимальному использованию цвета, простоте формы и, конечно же, приверженности классическим ценностям и методам.

В музыке период расцвета классической музыки и живописи, работы Жака-Луи Давида стали синонимом классического возрождения. Однако наиболее сильно неоклассицизм ощущался в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, где классические образцы в той же среде были достаточно многочисленны и доступны. В частности, в скульптуре было множество древних моделей, по которым можно было учиться, однако большинство из них были римскими копиями греческих оригиналов.

Неоклассическая архитектура создавалась по образцу классического стиля и, как и другие формы искусства, во многом была реакцией на буйный стиль рококо. Архитектура итальянского архитектора Андреа Палладио стала очень популярной в середине 18 века. Кроме того, археологические руины, найденные в Помпеях и Геркулануме, повлияли на многие стилистические ценности неоклассического дизайна интерьера, основанного на повторных открытиях древних римлян.

Вилла Годи Вальмарана, Лонедо-ди-Луго, Венето, Италия: Вилла Годи была одной из первых работ Палладио. Его строгий фасад, арочные дверные проемы и минимальная симметрия отражают его приверженность классическим стилистическим ценностям

Неоклассическая живопись

Неоклассическая живопись, созданная мужчинами и женщинами, черпала вдохновение в классическом искусстве и культуре Древней Греции и Рима.

  • Неоклассическая тематика основана на истории и общей культуре Древней Греции и Древнего Рима. Его часто описывают как реакцию на беззаботную и «легкомысленную» тематику рококо.
  • Неоклассическая живопись характеризуется использованием прямых линий, гладкой поверхностью краски, изображением света, минимальным использованием цвета и четким, четким определением форм.
  • Работы Жака-Луи Давида обычно называют воплощением неоклассической живописи.
  • Дэвид привлек в свою студию более 300 студентов, в том числе Жана-Огюста-Доминика Энгра, Мари-Гийемин Бенуа и Анжелику Монже, последняя из которых пыталась расширить неоклассическую традицию после смерти своего учителя. Элизабет Виже-Лебрен стала придворной художницей королевы.
  • Просвещение : философское движение в Европе 17 и 18 веков. Также известная как эпоха разума, это была эпоха, в которой упор делался на рационализм.

Предыстория и характеристики

Французский неоклассический стиль в значительной степени способствовал монументализму Французской революции с упором на добродетель и патриотизм.

Неоклассическая живопись характеризуется использованием прямых линий, гладкой поверхностью краски, скрывающей работу кисти, изображением света, минимальным использованием цвета и ясным, четким определением форм. Его предмет обычно относится либо к греко-римской истории, либо к другим атрибутам культуры, таким как аллегория и добродетель. Мягкость нанесения краски, беззаботность и «фривольность» сюжета, характерные для живописи рококо, признаются противоположностью неоклассическому стилю. Работы Жака-Луи Давида широко считаются воплощением неоклассической живописи. До успеха Давида многие художники сочетали аспекты романтизма с неоклассическим стилем, но эти работы не нашли отклика у публики. Как правило, предмет неоклассической живописи состоял из изображения исторических событий, мифологических сцен, архитектуры и руин древнего Рима.

Школа Давида

Неоклассическая живопись получила новый импульс благодаря большому успеху картины Давида Клятва Горация в Парижском салоне 1785 года. французского населения в их гражданском долге перед своей страной. К сожалению для Луи, это имело противоположный эффект. Дэвид дважды был в Италии и был погружен в исторический стиль живописи старых мастеров. Он создал эту работу в стиле, который представлял собой идеальное сочетание идеализированной структуры и драматического эффекта. Картина вызвала бурю негодования, и было объявлено, что Дэвид прекрасно определил неоклассический вкус в своем стиле живописи. Таким образом, он стал типичным художником движения. В Клятва Гораций , перспектива перпендикулярна картинной плоскости. Он определяется темной аркадой за несколькими классическими героическими фигурами. Есть элемент театра или постановки, который вызывает величие оперы. Давид стал ведущим французским художником и пользовался большим покровительством правительства. За свою долгую карьеру он привлек в свою студию более 300 учеников.

Давид будет становиться все более политизированным и с началом революции в 1789 г.он стал летописцем тех событий, а также создателем множества парадов и театрализованных представлений, которые должны были поддерживать энтузиазм французов в отношении революции, даже когда она стала более кровавой. Давид будет протеже якобинцев во главе с Робеспьером. Когда сам Робеспьер стал жертвой мании Царства Террора, в последние дни революции перед Людовиком XVI, Мария-Антуанетта и их семья были отправлены на смерть, Давид был арестован и заключен в тюрьму. Возможно, благодаря вмешательству своей бывшей жены Давид дожил до того, чтобы изобразить следующего правителя, который возглавит Францию ​​после революции, — Наполеона Бонапарта.

Жак-Луи Давид. Клятва Горация (1784 г.): холст, масло. Музей Лувра, ПарижДавид, Смерть Марата, 1793. Холст, масло, 5’5” x 4’2 ½”, Брюссель

Марат был одним из организаторов Царства террора. Он страдал кожным заболеванием, из-за которого ему приходилось много времени проводить в ванне; Шарлотта Корде, деревенская девушка, напуганная кровавыми событиями, происходящими в Париже, приехала в город, проникла в комнаты Марата и зарезала его. Она была немедленно арестована и гильотинирована, но Давид рисует Марата сразу после его казни как мученика Революции.

В то время как традиции и правила, регулирующие Французскую академию, запрещали женщинам учиться у обнаженной модели (необходимость для создания эффективной неоклассической живописи), Дэвид считал, что женщины способны создавать успешное искусство этого стиля, и приветствовал многих как своих учеников. Среди самых успешных были Мари-Гийемин Бенуа, которая в конечном итоге получила заказы от семьи Бонапартов, и Анжелик Монже, получившая покровителей даже из России.

Элизабет Виже Лебрен, Мария-Антуанетта де Лотарингия-Габсбург, королева Франции и ее дети, 1787 г., холст, масло, 76,8 x 106,7”, Версаль. ПД-США RQE3s9ANo6GnTg в Google Cultural Institute

Неоклассическая скульптура

Реакция на «фривольность» рококо, неоклассическая скульптура изображает серьезные предметы под влиянием древнегреческого и римского прошлого.

  • Объясните, какие мотивы характерны для неоклассической скульптуры.

Key Takeaways

  • Неоклассицизм возник во второй половине 18 века после раскопок руин Помпеи, которые вызвали новый интерес к греко-римскому миру.
  • Неоклассическая скульптура отличается своей симметрией, масштабом от натурального до монументального, а также серьезной тематикой.
  • Сюжеты неоклассической скульптуры варьировались от мифологических фигур до героев прошлого и крупных современных персонажей.
  • Неоклассическая скульптура могла запечатлеть свой предмет либо в идеализированной, либо в более реалистичной манере.
  • Веризм : Древнеримская техника, при которой предмет изображается с повышенной реалистичностью, в том числе преклонного возраста.

Как и в живописи, неоклассицизм проник в скульптуру во второй половине 18 века. В дополнение к идеалам Просвещения, раскопки руин в Помпеях начали пробуждать новый интерес к классической культуре. В то время как скульптура рококо состояла из небольших асимметричных объектов, посвященных темам любви и веселья, неоклассическая скульптура принимала в натуральную величину монументальный масштаб и сосредоточивалась на темах героизма, патриотизма и добродетели.

Неоклассические скульпторы извлекли выгоду из множества древних моделей, хотя в большинстве случаев это были римские копии греческих изделий из бронзы. Ведущие неоклассические скульпторы пользовались большим признанием при жизни. Одним из них был Жан-Антуан Гудон, чьи работы были в основном портретами, очень часто в виде бюстов, которые не жертвовали сильным впечатлением от личности натурщика ради идеализма. Его стиль стал более классическим по мере того, как продолжалась его долгая карьера, и представляет собой довольно плавный переход от очарования рококо к классическому достоинству. В отличие от некоторых неоклассических скульпторов, он не настаивал на том, чтобы его натурщики были одеты в римские платья или были раздеты. Он изобразил большинство великих деятелей эпохи Просвещения и отправился в Америку, чтобы изготовить статую Джорджа Вашингтона, а также бюсты Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина и других светил новой республики. Его портретный бюст Вашингтона изображает первого президента Соединенных Штатов как сурового, но компетентного лидера, с влиянием римского веризма, очевидным в его морщинистом лбу, залысинах и двойном подбородке.

Бюст Джорджа Вашингтона работы Жана-Антуана Гудона (ок. 1786 г.) Национальная портретная галерея, Вашингтон, округ Колумбия

Французский неоклассицизм продолжал оставаться главной силой в академическом искусстве на протяжении 19 века и далее — постоянная противоположность романтизму или возрождению готики.

Американское искусство

Последняя четверть 18 века была эпохой революции. Американская, Французская и Промышленная революции стали историческими вехами и были представлены в искусстве того времени. Кто-то может возразить, что Французская революция была вызвана отчасти финансовой помощью Людовика XVI американским революционерам в их войне за независимость против наследственного врага Франции, Англии. Во всяком случае, героев той войны стали часто воспроизводить как в живописи, так и в скульптуре как в Европе, так и в Америке.

В 18 веке многие американские художники, разочарованные отсутствием доступа к образованию и образцов великого искусства в музеях и коллекциях, уехали в Европу – часто в Англию – где они приложили все усилия, чтобы научиться рисовать в академическом стиле. Одним из самых выдающихся американских художников раннего периода был Джон Синглтон Копли. Копли был родом из Бостона и получил художественное образование от своего отчима, успешного лондонского гравера-меццо-тинта, эмигрировавшего в колонии. Копли усваивал уроки, которые мог, но его работы в этот период сохраняли особую линейность, на которую Барбара Новак указала как на отличительную черту американских художников, которые пытались копировать единственные модели, которые у них были, — гравюры, присланные из Англии.

Джон Синглтон Копли, Пол Ревир, 1768-70, холст, масло, 35-281/2”. Бостон. PD-US

На этом портрете земляка-бостонца, которому суждено было стать героем Революции, вы видите зоркий, но застывший во времени взгляд американцев. Копли отправился в Англию и учился у Бенджамина Уэста и Джошуа Рейнольдса, но некоторые предполагают, что его чисто американская работа на самом деле лучше.

Искусство рококо (1700 – 1760) – ART

Живопись в стиле рококо, зародившаяся в Париже начала 18 века, характеризуется мягкими цветами и изогнутыми линиями, изображает сцены любви, природы, любовных встреч, беззаботных развлечений и юности. . Слово «рококо» происходит от rocaille , что по-французски означает щебень или камень. Rocaille  относится к изделиям из ракушек в садовых гротах и ​​используется в качестве описательного слова для змеевидных узоров, которые можно увидеть в декоративном искусстве периода рококо.

За несколько столетий до того, как для обозначения демонстраций роскоши был изобретен термин «побрякушки», рококо наполнил мир искусства и дизайна интерьеров аристократическим идеализмом, отдававшим предпочтение сложным орнаментам и замысловатым деталям. Картины, ставшие визитной карточкой эпохи, были созданы во славу грандиозных идеалов рококо и страсти к аристократическому образу жизни и развлечениям. Движение, зародившееся во Франции в начале 1700-х годов, превратилось в новый, непревзойденный союз декоративного и изобразительного искусства, который стал визуальным лексиконом, проникшим в континентальную Европу 18-го века. Основанный во Франции, рококо был декоративным стилем, который чаще всего использовался в дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Обычно связанное с правлением короля Людовика XV, движение фактически началось в 17 веке.

Франсуа Буше, «Фонтан любви» 1748

Рококо явилось результатом этой новой эры мысли, когда общество отказалось от формальностей прежних лет и начало преследовать личные развлечения и счастье. Одним из первых художников рококо был Жан-Антуан Ватто, чьи работы стали олицетворением движения с его идиллическим и очаровательным подходом. Еще одним художником, представлявшим период рококо, был Франсуа Буше, который создавал картины и оформлял гобелены для французской королевской семьи и знати.

Термин рококо происходит от французского слова rocaille, означающего украшение сада из камней и ракушек. Стиль обращался к чувствам, а не к интеллекту, подчеркивая красоту над глубиной. Движение изображало жизнь аристократии, предпочитая темы романтики, мифологии, фэнтези, повседневной жизни историческим или религиозным сюжетам. Рококо был легким, орнаментальным и сложным стилем искусства, отличающимся элегантным и подробным орнаментом и использованием изогнутых асимметричных форм. Другие элементы стиля включали изящные движения, игривое использование линий и нежную окраску. Преобладающий женский вкус и влияние, живые цвета и игривый сюжет сделали его подходящим для украшения интерьера. Стиль рококо также использовался в портретной живописи, дизайне мебели и гобеленов.

Стиль рококо иногда считается концом периода барокко и был заменен неоклассицизмом во время Американской и Французской революций в конце восемнадцатого века. Некоторые произведения искусства рокко, сформировавшие это движение, упомянуты ниже.

Здесь приведены биографии художников, и я чувствую, что работа требует большего внимания, чем данные о художниках.

ЖАН АНТУАН ВАТТО (1684-1721

ПРОЧИТАТЬ БИОГРАФИЮ

Посадка на Киферу-1717 Жан-Антуан Ватто

На этой картине изображено несколько влюбленных пар в элегантных аристократических одеждах в идеализированной пасторальной обстановке на Китере, мифическом острове, где Венера, богиня любви, родилась из моря.

Жесты и язык тела вызывают воспоминания, поскольку мужчина, стоящий внизу в центре, обнимающий за талию женщину рядом с ним, кажется, искренне умоляет ее, в то время как она оборачивается и задумчиво смотрит на другие пары. Обнаженная статуя богини возвышается с пьедестала, украшенного цветами справа, как будто руководит празднеством. Слева она дважды изображена в золотой статуе, которая помещает ее на нос лодки. На протяжении всей сцены появляются обнаженные путти, парящие в небе слева,

Другие картины Джин Антонин

Франсуа Баучер (1703 — 1770) Rinaldo and Armida 1734 — François Bouche R

, когда Париж Тол Помпадур горячо поддерживал представления Буше об идеалистическом мире. Его прославление благородной грации и элегантности, а также его кокетливые и эротизированные исследования красоты украшали изысканные пространства аристократической жизни. В то же время его чувственные портреты запечатлели появление философии Просвещения и аристократических Салонов, взрастивших этих мыслителей. Работа Буше — яркий пример более сложного стиля рококо , полного противоречий, в котором традиции и красота сочетаются с инновациями…….

ДРУГИЕ КАРТИНЫ БУШЕ. набор из четырех картин для любовницы короля Людовика XV, графини дю Барри. Вместе эти панели «Прогресс любви» иллюстрируют развитие романтических отношений. Второй в наборе, Встреча , показывает сцену, которая происходит после того, как молодая женщина приняла предложение руки и сердца своего возлюбленного; любовник взобрался на ограду сада, чтобы украсть частную минуту со своей невестой. Работа раскрывает обучение Фрагонара исторической живописи, поскольку он наполняет интимную любовную сцену величием и драматизмом. Как и Франсуа Буше, в мастерской которого он когда-то работал, Фрагонар также находился под влиянием как итальянского барокко, так и голландской пейзажной живописи. Однако быстрые, живописные мазки, которыми прославился Фрагонар, представляют эволюцию поколений в рококо, а в Встреча , художник продемонстрировал свое мастерство в работе с различными текстурами, от вздымающихся облаков до пятнистых листьев и цветов, а также тщательно сложенных тканей одежды пары. Вероятно, из-за того, что они не были достаточно неоклассическими, графиня вернула картины Фрагонару, который создал еще семь работ из этой серии.

Морис Квентин де Латур 1704-1788

прочитать биографию здесь

Portrait en pied de la marquise de Pompadour (Портрет маркизы де Помпадур)

Безмятежно глядя в сторону рамы, маркиза де Помпадур держит партитуру и сидит за столом, на котором лежит пьеса, энциклопедия, тексты Вольтера и Монтескье, глобус и гравюра. Блестяще выполненный пастелью — фирменной техникой Мориса-Кантена де Латура — этот портрет маркизы в полный рост демонстрирует мирские таланты, ум и любовь модели к искусству.

Подруга и бывшая любовница Людовика XV, маркиза покровительствовала таким великим мыслителям, как Дени Дидро и Жан-Жак Руссо. Она стремилась убедить короля отстаивать идеи Просвещения, которые пронизывали парижское общество. Несмотря на серьезность картины в продвижении этой цели и ее относительную сдержанность, что проявляется в отсутствии у маркизы украшений и простой прическе, она, тем не менее, демонстрирует некоторую прихоть рококо в голубых оттенках и цветочных мотивах, которые переплетаются по всей композиции, визуально объединяя модный стиль маркизы. , роскошное платье с ее окружением. Это свидетельство выдающихся навыков де Латура в этой области, которые он использовал, чтобы перенести традиционно формальную портретную живопись в более личную, психологическую сферу.

Луис Парет-и-Алькасар (1746-1779)

Прочитать биографию

Карл III  Обедание перед судом 1775 

Известный как «Испанский Ватто» из-за искусного воспроизведения французского стиля рококо, Аль-Луис Паркарти начал и закончил свою жизнь в Мадриде, где сегодня в Национальном музее Прадо висит его картина «Карл III, обедающий перед судом» (ок. 1775 г.). Картина, написанная маслом на доске, компенсирует свои скромные размеры роскошным, негабаритным интерьером, который он изображает с замечательными деталями. На картине изображен король Испании Карл III, обедающий в Королевском дворце в Мадриде в сопровождении гончих, послов, министров и слуг, включая того, кто подает ему воду и вино, преклонив колено.

В реальном аналоге этой церемонии представители общественности наблюдали бы, как королевская семья ест в своих покоях. Художник вставил в картину мифологические сцены, представляющие такие темы, как любовь, патриотизм и охота, что, по сути, усилило зрелищность, окружающую то, что является необычным предметом королевской портретной живописи. Считается, что эти виньетки с юмором намекают на внутренние мысли короля. Добавляет шутливости и загадочности произведению то, что его покровитель неизвестен (скорее всего, это был , а не по заказу Карла III), и художник подписал свое творение греческими буквами: «Сделал это Луис Парет, сын своих отца и матери».

Giambattista Tiepolo,(1696-1770)

ПРОЧИТАТЬ БИОГРАФИЮ

Бракосочетание императора Фридриха и Беатриче Бургундской, фреска в Kaisersaal (Imperial Hall), Residenz , 1751-1752 — Giamstaeptiwa, урождённый художник Giamstaeptiwa ученик Великого Манера, стиля, обязанного Высокому Возрождению. Таким образом, его использование цвета и его возвышенные сцены на ярких открытых пространствах демонстрируют сходство с мастером венецианского Возрождения Паоло Веронезе.

Тем не менее, Тьеполо также хвалят за его вклад в итальянское рококо, основанное как на французском аналоге, так и на более воздушной итерации предшествующего барокко. Его фрески в Вюрцбургской резиденции, спроектированной Бальтазаром Нейманом в Германии, являются одними из самых известных его работ, олицетворяющих его использование точной перспективы и ярких цветов.

В Бракосочетание императора Фридриха и Беатриче Бургундских (1751–1752 гг.) Тьеполо увековечивает фрагмент местной истории 1156 года, добавляя ему причудливости. Действие происходит в богатом архитектурном пространстве, изобилующем арками, колоннами и балконом, с которого играют музыканты. Путти держит золотой занавес по обеим сторонам богато украшенной авансцены, как будто открывая театральную декорацию. Обрамленный внутри, епископ Вюрцбургский председательствует над коленопреклоненной парой, королевской семьей и отцом невесты; в юмористическом ключе придворный шут распластывается по ступеням алтаря, спиной к зрителю. Среди темно-красных, ржавых и золотых оттенков роскошное платье Беатрис — квинтэссенция рококо в бледно-голубых и кремовых тонах — венчает беззаботную композицию.

Жан-Франсуа де Труа (1659-1672)

ПРОЧИТАТЬ БИОГРАФИЮ

Признание в любви  (1731)

Жан-Франсуа де Труа  выучился на художника-историка сначала у своего отца-художника, а затем в Риме, где , в 1738 году он стал директором Французской академии этого города. Но его новшеством был жанр tableau de mode : прямолинейные, детализированные сцены досуга зажиточных слоев общества. Часто сравнивают с более общим и вневременным творчеством Жана-Антуана Ватто galante сцен, tableaux de mode сознательно документируют определенный период времени и социальную среду.

«Признание в любви» (1731) — яркий пример жанра. На этой веселой картине маслом группа аристократичных дам и джентльменов останавливается возле сада, а один из молодых людей становится на колени и преподносит своей возлюбленной букет цветов. Три джентльмена, расположенные по обеим сторонам от дам, почти сливаются с окружающей средой, поскольку их серо-коричневые наряды сочетаются как с землей, так и с классической садовой стеной. Дамы, однако, появляются в скоординированных причудливых платьях с цветочными точками розового, синего и белого цветов, которые, наряду с наружной обстановкой и романтической темой, создают визуальный праздник рококо.

Элизабет Луиза Виже-Ле Брюн (1755-1842)
ПРОЧИТАТЬ БИОГРАФИЮ
Элизабет Луиза Виже-Ле Брюн Мария Антонит в придворном платье 1778

Элизабет Луиза Виже-Ле Брюн нарушила свои традиции и не только зубастой улыбкой. Она родилась в Париже в то время, когда женщинам отказывали в формальном художественном образовании. Она получила образование у своего отца, хотя в основном была самоучкой, и к 15 годам стала успешным профессиональным художником. В 28 лет благодаря заступничеству Людовика XVI и Марии. Антуанетта, она получила место в Королевской академии живописи и скульптуры, присоединившись к трем другим женщинам.

Драпировка, замысловатые узоры и цветочные элементы здесь соответствуют эстетике рококо, но, хотя Виже-Ле Брен придерживалась колорита и сюжета рококо, ее творчество колеблется между этим стилем и неоклассицизмом, который его вытеснил. Покинув страну, когда началась Французская революция, она продолжила плодотворную карьеру в Италии, Австрии, Германии и России, прежде чем в конце концов вернуться во Францию. Всего Виже-Ле Брен написала более 600 портретов, подавляющее большинство из которых изображают женщин.

Уильям Хогарт (1697-1764)
 ПРОЧИТАТЬ БИОГРАФИЮ
Уильям Хогарт,  Поселение  (из «Женитьбы по-модному») (1742–1744)

Уильям Хогарт известен своими революционными, морально-поучительными работами , которые полагаются на карикатуры, чтобы с юмором указать на недуги британского общества 18-го века. Известные серии лондонского гравера и художника, такие как «Прогресс повесы» и «Женитьба по-модному», также демонстрируют отчетливо выраженную склонность к рококо, хотя и в британской вариации, поскольку Хогарт высмеивает en-vogue tableaux de mode  картины таких художников, как Жан-Франсуа де Троя.

«Женитьба по-модному» (1742–1745), например, рассказывает историю вымышленного графа Сквандера, который планирует женить своего сына на дочери купца. Первая работа в серии, Поселение (1742–1744 гг.), намекает на моральные недостатки и притязания участников брака: граф величественно сидит рядом со свитком, в котором подробно описывается его генеалогическое древо, а торговец пытается купить социальный статус. через матч; тем временем молодая пара игнорирует друг друга. Она выглядит удрученной, потому что он вернулся из континентальной Европы не только в своем модном парижском наряде, но и с сифилисом, о чем свидетельствует черная метка на шее. Две собаки, прикованные к их ногам, символизируют их злополучную пару. Используя сатирический потенциал рококо в отчетливую, мощную форму, Хогарт обнажил неприглядную изнанку под очаровательной беззаботной поверхностью.

Томас Гейнсборо (1727-1788)
Читать биографию Голубой мальчик 1770

Рококо закрепилось в Англии во многом благодаря французскому художнику Юберу Франсуа Гравело, который жил в Лондоне, когда Уильям Хогарт основал Академию Святого Мартина Лейн в 1735 году. Школа стала резиденцией английского рококо, поскольку Гравело, сам бывший ученик Франсуа Буше, распространял рисунки и гравюры в стиле рококо в качестве учителя. Одним из самых известных его учеников был Томас Гейнсборо.

. Знаменитый портретист, настоящей любовью Гейнсборо был пейзаж, и его портреты уместно исследуют динамику между человеческими фигурами и окружающей их средой, напоминая об интересе рококо к модно одетым людям на открытом воздухе.

«Голубой мальчик»    (ок. 1770 г.) — одна из самых узнаваемых работ Гейнсборо — изображает розовощекого мальчика в элегантном, детализированном наряде на более живописном фоне, создавая контраст между изящной фигурой и деревенским окружением. Созданный под влиянием фламандского художника XVII века Энтони ван Дейка, лазурный костюм мальчика стал одной из первых попыток Гейнсборо нарисовать наряд в стиле ван Дейка. Возможно, это также было возражением художника своему сопернику Джошуа Рейнольдсу, который утверждал, что холодные цвета, такие как синий и зеленый, не должны занимать видное место в произведении искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *