Сад наслаждений босха: The garden of earthly delights, 1501, 390×220 cm by Hieronymus Bosch: History, Analysis & Facts
10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»
Истории
Если бы об этом догадались современники Босха, его наверняка отправили бы на костер.
«Сад земных наслаждений», 1490–1500 (1500–1510), Иеронимус Босх
Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.
Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.
Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.
1. Христос. Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.
2. Кошка с мышью. Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.
3. Сова. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.
4. Фонтан духовной смерти. Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера — символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.
5. Люди. Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.
6. Жемчужина. В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.
7. Музыкальные инструменты. Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.
8. Клубника. Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов — все они означают земные соблазны.
9. Хоровод всадников. Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.
10. Древо смерти. Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.
- Фото
- Wikimedia Commons
Художник
Иеронимус Босх
Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* — написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 — женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 — вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 — создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 — умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2016
Семен Мартынов
Теги
- Культурный код
- живопись
- искусство
Путеводитель по картине Босха «Сад земных наслаждений».
Когда вы впервые смотрите на одну из самых загадочных картин Босха, вы скорее испытываете смешанные чувства: она притягивает и завораживает скоплением большого количества необычных деталей. В то же время понять смысл этого скопления деталей как в совокупности, так и по отдельности никак не удается.
В таком впечатлении нет ничего удивительного: большинство деталей насыщенны символами, которые современному человеку не известны. Только современники Босха могли разгадывать этот художественный ребус.
Попробуем и мы разобраться. Начнем с общего смысла картины. Она состоит из четырех частей.
Закрытые створки триптиха. Сотворение мира
Иероним Босх. Закрытые створки триптиха “Сотворение мира”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.Первая часть (закрытые створки триптиха). По первой версии – изображение третьего дня сотворения мира. На земле еще нет человека и животных, из воды только появились скалы и деревья. Вторая версия – это конец нашего мира, после вселенского потопа. В верхнем левом углу – Бог, созерцающий свое творение.
Левая створка триптиха. Рай
Иероним Босх. Рай (левая створка триптиха “Сад земных наслаждений”). 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.Вторая часть (левая створка триптиха). Изображение сцены в Рае. Бог показывает удивленному Адаму только что созданную из его ребра Еву. Вокруг – недавно созданные Богом животные. На заднем плане – Фонтан и озеро жизни, из которого выходят первые создания нашего мира.
Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений
Центральная часть триптиха.Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:
Босх. Фрагмент “Сада земных наслаждений”. ХороводЛюди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.
Правая створка триптиха. Ад
Правая створка триптиха “Ад”.Четвертая часть (правая створка триптиха). Изображение ада, в котором грешники испытывают вечные муки. В середине картины – странное существо из полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с человеческим лицом – предположительно это проводник по Аду, главный демон. О том, за мучение каких грешников он отвечает читайте в статье “Главные монстры картины Босха”.
Таков общий смысл картины-предостережения. Худодник показывает нам, насколько легко впасть в грех и попасть в Ад, несмотря на то, что когда-то человечество зародилось в Раю.
Символы картины Босха
Почему же на картине такое множество персонажей и символов?
Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.
Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.
Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.
Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.
Грехи Средневековья
Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.
Фрагмент музыкального адаЧасть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.
На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.
Продолжение следует
Как вы думаете, что символизируют птицы на картине Босха?
Ответ вы можете найти в продолжении – статье “Сад земных наслаждений Босха. 7 самых невероятных загадок картины”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Иероним Босх, Сад земных наслаждений — Smarthistory
— Но я не хочу идти к сумасшедшим, — заметила Алиса.
«Ах, чего не поделаешь, — сказал Кот, — мы все здесь сумасшедшие. Я псих. Вы безумец.»
«Откуда ты знаешь, что я сумасшедший?» сказала Алиса.
«Должно быть», — сказал Кот, иначе ты бы не пришел сюда.— Льюис Кэрролл, Алиса в стране чудес
Иероним Босх, Сад земных наслаждений, c. 1480-1505, панель, масло, 220 х 390 см (Прадо, Мадрид)
Расшифровка не поддающегося расшифровке
Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как Сад земных наслаждений , значит попытаться описать неописуемое и расшифровать неподдающееся расшифровке — упражнение. в безумии. Тем не менее, есть несколько моментов, которые можно сделать с уверенностью, прежде чем все это распутается.
Картина была впервые описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, увидевшим ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Поэтому его можно считать заказной работой. Тот факт, что графы были влиятельными политическими игроками в Бургундских Нидерландах, сделал дворец сценой для важных дипломатических приемов, и работа, должно быть, произвела некоторую сенсацию среди зрителей, поскольку она была скопирована как в живописи, так и в гобелене после картины Босха. смерть в 1516 году.
Иероним Босх, Сад земных наслаждений (внешние панели), ок. 1480–1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо, Мадрид)
Таким образом, мы можем предположить, что причудливая лексика Босха о человеческом конгрессе должна была иметь какое-то обращение или какое-то значение для современной аудитории. В период, отмеченный религиозным упадком в Европе и первым расцветом капитализма в Нидерландах после упразднения гильдий, работа часто интерпретировалась как предостережение против плотских и мирских потворств, но это кажется довольно прозаической целью. назначьте очень своеобразный и выразительно детализированный тур-де-форс. И действительно, очень мало согласия относительно точного смысла произведения. Это триптих сотворения и проклятия, начинающийся с Адама и Евы и заканчивающийся очень образным адом из зазеркалья. Никто на самом деле не знает, почему Босх представлял мир именно таким образом.
Вот что я думаю. Что беспокоило Босха в его триптихе о творении, человеческой тщетности и проклятии ( «Сад земных наслаждений» — современное неправильное название произведения), так это по существу комическая эфемерность человеческой жизни. Позвольте мне объяснить.
Внешние панели
Бог (деталь внешних панелей), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 х 390 см (Прадо)
Когда триптих находится в закрытом положении (вверху), внешние панели, окрашенные в гризайль (монохромный), соединяются, образуя идеальную сферу — видение прозрачный стеклянный сосуд в форме планеты, наполовину заполненный водой, который интерпретируется либо как изображение Потопа, либо как третий день сотворения мира Богом (который связан с появлением цветов, растений и деревьев, в котором случае он виновен в неосторожном чрезмерном поливе).
Крошечная фигурка Бога, держащего раскрытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели, а надпись, идущая вдоль верхней части обеих панелей, может быть переведена как «Ибо Он сказал, и было быть; повелел, и явилось», — из Псалма 33:9. Если рассматривать наружные панели как конец всего живописного цикла, а не как его начало, то этот образ вполне может быть изображением Всемирного потопа, посланного Богом для очищения земли после того, как она была поглощена пороком.
Внешние панели (фрагмент), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 х 390 см (Прадо)
Этот путь к пороку изображен на внутренних панелях триптиха. Таким образом, внешние панели предназначены для медитативного очищения ума. Следует отметить, что это произведение, как и триптих Bosch Hay Wain (тоже обрамленный сценой сотворения и проклятия), является триптихом только по форме; ни один из них не изображает обычное расположение трехчастного алтаря, потому что на их центральных панелях нет религиозных фигур или даже религиозных сцен. Похоже, что Босх изобрел совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как комплект домашнего кинотеатра эпохи Возрождения для богатых покровителей.
Первая панель: Бог представляет Еву Адаму (и начинается ад)
Фрагмент, Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480–1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо)
На первой панели изображен Бог, похожий на безумного ученого в пейзаже, оживляемом смутно алхимическими сосудами и мензурками, который руководит представлением Евы Адаму (которое, сам по себе является довольно редким предметом). Хотя они точно расположены в центре переднего плана, по масштабу Адам и Ева — так же, как и Бог — точно так же важны, как и другие существа в этом райском саду, включая слона, жирафа (прямо из Пьеро де Козимо) и единорог и другие более гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, другие водные создания, змеи и насекомые.
Представление женщины мужчине в этом сеттинге явно предназначено для того, чтобы подчеркнуть не только творческое начало Бога, но и человеческую репродуктивную способность. В иерархии рук Божьих Адам и Ева представляют его самое смелое достижение, как будто после того, как он сделал все остальное, он считал нужным оставить в мире свою подпись, в которой он мог бы узнать себя. Когда переходишь к центральной панели, возникает вопрос предположения, говорит ли Босх, что сотворение человека, которому Бог даровал свободную волю, могло быть божественной ошибкой.
Центральная панель: Люди обнаженно резвятся (и начинается ад)
Это панель, от которой произошло название Сад земных наслаждений . Здесь люди Босха, потомки Адама и Евы, свободно резвятся в сюрреалистическом райском саду, представляя собой безумные проявления причудливого творца — чувственные винтики природы, живущие в более крупной, одушевленной машине. Мнения по поводу того, что именно люди на самом деле делают в этом восхитительном, плотном и бессмысленном ландшафте, наполненном головокружительным множеством самых восхитительных существ Босха и усеянным его перегонной архитектурой, расходятся. Это почти как если бы он представлял себе мир творения как потрясающую серию машин Вилли Вонки, продуктом которых являются люди.
Деталь, Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо)
Учитывая акцент Босха на обнаженных фигурах, некоторые из которых заняты любовными делами — хотя ни одной in flagrante — эта центральная сцена часто интерпретируется как предупреждение против похоти, особенно в сочетании с третьей панелью, изображающей ад (фактически испанские Габсбурги называли произведение « La Lujuria » — похоть). Хотя мне интересно. Изображение Босхом людей, резвящихся в стихийном мире Божьего творения, кажется мне менее невиновным, чем просто комментарий к тому факту, что мало что отличает человека от животных и растений.
Центральная панель (фрагмент), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 х 390 см (Прадо)
Многие фигуры появляются во всевозможных состояниях куколки, внутри яиц или скорлупы, и птицы или странные гибридные существа кормят их спелыми ягодами; на среднем плане какая-то процессия мужчин верхом на различных животных и в сопровождении птиц кружит вокруг небольшого озера купающихся девушек. Это правда, что некоторые маловероятные человеческие отверстия набиты цветами, но на этой панели нет явного секса — просто ненасытное потребление различных ягод, которые некоторые связывают с всепроникающей галлюциногенной атмосферой (волшебные ягоды вместо волшебных грибов). ). В конце концов, есть глупость и много внутреннего, но нет настоящего порока.
Деталь, Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо)
Вместо этого Босх, кажется, размышляет о месте человека в великой божественной машине природы. Может быть, он говорит, как это делал Лукреций, что вся материя состоит из атомов, которые на время объединяются, чтобы сформировать чувственную вещь, а когда эта вещь умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в какую-то другую форму. Это разрушение и становление есть природа природы, и человек по своей природе ничем не отличается, кроме своей свободной воли, своей заботы о своем поведении. Наша причина — наша погибель. Ад для каждого человека — это только то, что он может вообразить, а у Босха было больше воображения, чем у большинства. У него был в высшей степени своеобразный и своеобразный талант, и Босх действительно был продуктом своего времени не больше, чем продуктом любого другого времени. Однако его способность визуализировать галлюцинаторные пейзажи сделала его чрезвычайно популярным три столетия спустя среди таких сюрреалистов, как Сальвадор Дали, который также был виртуозным воображателем кошмарных потусторонних миров. Рискну предположить, что Льюис Кэрролл тоже был фанатом.
Третье панно: Наконец-то ад вырывается на свободу
Панно ада (фрагмент), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Prado)
Bosch оставляет лучшее напоследок. Более ранние видения ада, если Босх действительно имел в виду это, довольно скучны по сравнению с этим. На фоне черноты тюремные городские стены вычерчиваются чернильным силуэтом на фоне областей пламени, и повсюду человеческие тела сбиваются в группы, сбиваются в армии или подвергаются странным пыткам от рук странно одетых палачей и животных-демонов.
Панель ада (фрагмент), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Prado)
Вокруг разбросаны более сумасшедшие машиноподобные конструкции, которые, кажется, предназначены для обработки человеческой плоти. Некоторые из них поразительно тревожны. Ближе к центру птицеподобное существо, сидящее в кресле от уборной, как король на троне, поглощает людей и снова выделяет их наружу; поблизости несчастного человека побуждают вырвать в колодец, в котором другие человеческие лица кружатся под водой.
Обычно тела очищаются или очищаются от демонов, черных птиц, рвотных масс, крови; как и в любом хорошем босхианском мире, низы продолжают щупать различными инструментами. Но общий упор делается на очищение.
В целом акцент делается на музыкальных инструментах как символах злобного отвлечения внимания, зов сирены потворства своим желаниям и большие уши, которые бегают по земле, хотя и пронзены ножом, являются мощным намеком на обманчивую приманку. чувств. На самом деле, многие из символов и пыток здесь довольно стандартны в каталоге семи смертных грехов, в которых наши чувства обманывают наши мысли в потворствующем своим желаниям чрезмерном потреблении.
Панель ада (фрагмент), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо)
Один ключевой элемент здесь, однако, требует некоторого пояснения — центральная фигура, похожая на Шалтая-Болтая, которая смотрит из-за сцены, его тело с треснувшей скорлупой пронзено на ветках мертвого дерева. Историк искусства Ганс Белтинг подумал, что это автопортрет Босха, и многие люди в это верят, но проверить это невозможно. Тем не менее, это довольно ярко иллюстрирует присутствие контролирующего человеческого сознания в центре всего этого мучительного воображения. И здесь моя интерпретация расходится с теми, что были раньше.
Панель ада (фрагмент), Иероним Босх, Сад земных наслаждений , c. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо)
Фрагмент, Иероним Босх, Сад земных наслаждений , ок. 1480-1505, панель, масло, 220 x 390 см (Прадо)
Потому что, в то время как разум «Босха» (если это автопортрет) может быть отвлечен мыслями о похоти, символизируемой инструментом, похожим на волынку, балансирующим на его голова (стандартная фаллическая замена), в ложбинке его тела, крошечная тройка фигур сидит за столом, как будто обедая. Мне эти три фигуры напоминают Бытие 18.2, в котором Бог приходит к двери Авраама в сопровождении двух ангелов (все в облике обычных людей), и Авраам, без вопросов, предлагает им свое смиренное гостеприимство. В награду Бог дарует престарелым Аврааму и Сарре чудесную беременность, объявляя, что благодаря этому поступку Авраам станет отцом избранного Богом племени на земле. Это также согласуется с Псалмом 33:12: «Благословен народ, чей Бог есть Господь, народ, которого Он избрал в наследие Свое». Затем Бог посылает своих ангелов (которые являются своего рода ранними воплощениями агентов ФБР) для расследования дел в Содоме и Гоморре, и Авраам использует эту возможность, чтобы вмешаться перед Богом от имени нечестия людей там: со злыми?» он спрашивает.
Мне кажется, что этим вопросом задается весь триптих — не уничтожит ли Бог, сотворив мир и даровав человеку как благословение, так и проклятие свободы воли, все свое творение перед лицом человеческого несовершенства . Это фундаментальная связь между этими внутренними панелями и разрушительным наводнением, изображенным на внешних крыльях. Урок Босха, если он есть, кажется, состоит в том, что мы можем выбрать добро вместо зла, или мы можем быть сметены прочь. Человек предполагает, а Бог располагает.
Цитируйте эту страницу как: Д-р Салли Хиксон, «Иероним Босх, Сад земных наслаждений «, в Smarthistory , 9 августа 2015 г., по состоянию на 7 марта 2023 г., https://smarthistory.org /бош-сад-земных-наслаждений/.
Hieronymus Bosch’s «Сад земных удовольствий», объяснил
Art
Alexxa Gotthardt
18 октября 2019 г., 18:23
Hieronymus Bosch
. Сад Земли.0-1500
Museo del Prado, Madrid
Немногие произведения искусства резюмируют дикий экстаз и причудливость похоти лучше, чем знаменитый триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений » (1490–1500). Доминантный сюжет картины – плотское наслаждение. В одной области группа обнаженных фигур переплетается, грызя гигантскую сочную клубнику. Другие восторженно раскачиваются из дворцов, построенных из форм, напоминающих набухшие репродуктивные органы, мерцающие кристаллы и семенные коробочки, готовые лопнуть. Фонтаны чистой голубой воды текут прямо в рты; плоды срывают; и дуэты ласкают внутри блестящие пузыри, приоткрытые раковины моллюсков и пухлые нектарины.
На картине в основном изображена необузданная, богатая воображением возня. Но всеобъемлющее послание Босха здесь — и запутанный, подлый символизм, который его поддерживает, — явно сложнее. Темы греха, наказания и ада также пронизывают шедевр. На протяжении веков радикальное творчество художника и творческая иконография вызывали бурные научные споры и провокационные побочные эффекты.
Фрагмент центральной панели Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
Реклама
История Сада земных наслаждений начинается, конечно же, с его загадочного создателя. Хотя биографические данные Босха трудно установить, историки знают, что он родился как Йерун ван Акен около 1450 года в семье художников, живших в некогда шумном городе Хертогенбос, ныне находящемся в Нидерландах. Никаких произведений искусства, приписываемых его родственникам, не сохранилось (его дед, отец, дядя и братья тоже были художниками), но Босх почти наверняка учился в семейной мастерской, как указывали ученые Маттейс Ильсинк и Йос Колдевей в книге 9.0009 Иероним Босх: Видения гения (2016).
Как и большинство профессиональных художников Средневековья, мастерство Босха не ограничивалось одним средством. Он также проектировал витражи и медные изделия и даже вышивал. Но он преуспел в живописи, и нигде его превосходное мастерство и новаторское воображение не проявляются так ярко, как в
Иероним Босх
Вагон для сена , 1500-1502
«Бош. Выставка 5-го столетия» в Национальном музее Прадо, Мадрид
Босх уже стал любимым художником, к тому времени, как он начал поездку представителей европейской знати, которые обычно заказывали произведения искусства на религиозные темы — единственно приемлемое художественное содержание того времени, учитывая всеобъемлющую христианскую ортодоксальность западных королевств в Средние века. Католический дворянин Габсбургов Генрих III Нассауский или его племянник Энглеберт II, вероятно, обвинили Босха в создании Сад земных наслаждений . Позже он принадлежал глубоко религиозному королю Испании Филиппу II в 16 веке. Сам Босх был верующим, хотя некоторые ученые предполагали обратное; Вильгельм Френгер, например, в 1947 году утверждал, что художник был еретиком и мистиком, и с тех пор эта теория была опровергнута.
Все сохранившиеся работы Босха имеют религиозную тематику и изобилуют библейскими (то есть морализирующими) аллюзиями. Тем не менее, он также демонстрировал причудливую странность, которая ранее была неслыханной в религиозном искусстве, которое обычно представляло собой довольно механические изображения добра и зла, добродетели и греха, а также рая и ада, как объяснила писательница Бекка Ротфельд. С
Наружные двери Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
Внешние двери Сад земных наслаждений тонко создают основу для шумных внутренних панелей. В закрытом состоянии картина изображает «третий день творения», библейскую веху, когда Бог выковал земной рай. Окрашенный в гризайль, он изображает мир в виде прозрачного шара, наполненного монохромным царством, которое подчеркивает ярко-красочный мир, находящийся внутри.
При открытии левая панель триптиха продолжает библейское повествование, но с босхианским воображением. Здесь Босх передает общую тему: Адам и Ева в раю, намекая на любовь и похоть. Вместо того, чтобы изображать грехопадение Евы (этот роковой укус яблока), он показывает, как Бог представляет Еву Адаму. Это можно интерпретировать, как указал ученый Пауль Ванденбрук, как ссылку на брак и, в свою очередь, ветхозаветные наставления Бога «плодиться и размножаться» — проще говоря, производить потомство. Вокруг фигур мы видим бьющие фонтаны, плодовитые фруктовые деревья и множество существ, намекающих на грядущие удовольствия и хаос.
Деталь левой панели Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
Центральная панель является самой большой на картине и изображает сад удовольствий, наполненный в основном обнаженными красивыми молодыми существами, занимающимися всевозможными любовными акробатическими трюками. Цвета яркие и радостные, как и выражения лиц фигурок и занятия, которыми они наслаждаются. Они пируют изо рта гигантских птиц и оргиастически ютятся в цветочных лепестках и прудах. Одна фигура кладет ветку красивых цветов в задницу другой — все становится определенно странным. Как предполагают такие ученые, как Дирк Бакс и Уолтер С. Гибсон, средневековая символика, указывающая на секс, повсюду.
Сама обстановка — пышный сад — у современников Босха вызывала бы вожделение. «Веками сад служил местом для влюбленных и занятий любовью», — объяснил Гибсон в статье «Сад земных наслаждений Иеронима Босха: иконография центральной панели». Босх и его коллеги, вероятно, знали о самом известном в то время саде любви в западной литературе, описанном во французской поэме XIII века «Роман о розе» , которая была переведена на множество языков, включая голландский.
Точно так же сбор плодов, который происходит на всей этой панели, символизировал совокупление; а плавающие фигурки Босха, вероятно, были отсылкой к голландскому выражению 16-го века «плавать в ванне Венеры», что означало влюбленность.Центральная панель Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
Животные, покрывающие центральную панель, также пробуждают плотские побуждения. Мы знаем, что рыба, которая появляется здесь несколько раз, ссылалась на фаллос в старых нидерландских пословицах. Орды фигур, едущих на спинах быков, лошадей и фантастических существ, также намекают на животные аппетиты и сам половой акт. Но в то время как эти фигуры, безусловно, развлекаются, Босх также указывает на эфемерность плотских удовольствий — и на судьбу, которая последует за ними.
Гигантские пучеглазые совы, расположенные по обеим сторонам центральной панели, намекали на зло во времена Босха, и, как предположили Бакс и Гибсон, полые плоды, усеивающие пейзаж, «означали что-то бесполезное, что, конечно, было способом, которым средневековые морализаторы рассматривали плотское действие».
Фрагмент центральной панели Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
Фрагмент центральной панели Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
Одно из самых ранних сохранившихся письменных описаний произведения, написанное историком и теологом Фраем Хосе Сигуэнсой в 1605 году, разделяет эту точку зрения. Сигуэнса назвал картину «Клубничное растение», сюжетом которой были «тщеславие, слава и преходящее состояние клубники» — другими словами, мимолетная природа удовольствия.
Сегодня многие ученые называют мир, созданный Босхом в «Сад земных наслаждений» , ложным раем, ведущим к наказанию — последняя панель изображает сумрачный, смешно причудливый адский пейзаж. Связь между миром наслаждений и адом (и его общим знаменателем, грехом) подчеркивается непрерывной линией горизонта, разделяемой всеми тремя панелями.
Фрагмент правой панели Иеронима Босха,
Фрагмент правой панели Иеронима Босха, Сад земных наслаждений , 1490-1500. Изображение с Викисклада.
В то время как похоть является доминирующей темой на центральной панели, ад Босха представляет собой множество пороков, от похоти до жадности и тщеславия. Тех, кого наказывают за исполнение светской музыки, пытают инструментами; один мужчина распластался на арфе, другой смирился с жизнью с нотами, написанными на его заднице (в 2015 году эта партитура была расшифрована и воплощена в жизнь как «500-летняя песня из ада» студенткой университета Амелией Хэмрик). Другие подробности более кровавые. Скупых пожирает птичий жук, который испражняет их в бездну страдающих душ. Обжоры гноятся внутри полости тела высокого древесного человека и питаются целым рядом дьявольских гадов.