Серый красный белый: Шпаргалка по правильным сочетаниям цветов — Оди. О дизайне
Читать онлайн «Белый, красный, черный, серый», Ирина Батакова – ЛитРес
В оформлении обложки использована картина Натальи Залозной
© И. Батакова, текст, 2020
© Русский Гулливер, издание, 2020
© Центр современной литературы, 2020
1. Письмо
«Профессору Леднёву Д. А.
от следователя Отделения Духовной Безопасности
при Комитете Тайных Дел
Дурмана И. А.
Уважаемый Дмитрий Антонович!Обращение мое к Вам связано с делом вандализма и богоборчества, а именно – с поджогом храма св. Стилиана (приход ДГ-8 Энского уезда). По сему делу проходит у нас заключенная № 1097 (далее – зэка-1097), девица 16-ти лет, которая была включена в программу испытаний вашим РЕВ-препаратом и с 11 сентября сего года переведена в Тюрьму Секретного Режима г. Москвы, где и находится по сей день.
Результаты экспериментального нейродопроса под РЕВ-препаратом, проведенного 12 сентября с. г., были признаны Комитетом как чрезвычайно спорные.
Так, например, из расшифровки нейрограммы следует, будто бы зэка-1097 обладает даром вангования. Однако вся практика нашего ведомства отвергает чудеса. В связи с чем мы имеем непростительные сомнения в том, что Ваш РЕВ-препарат соответствует заявленным характеристикам.
Просим в кратчайшие сроки развеять их.
А до тех пор Комитет будет вынужден заморозить производство РЕВ-препарата и остановить работу Вашей Лаборатории Памяти.
С глубочайшим почтением и надеждой на понимание,всегда ВашДурман И. А.ОДБ КТДсреда 07:0518.09.2061».
Леднев с брезгливой поспешностью сворачивает экран. Как будто это может отсрочить катастрофу. Переключает линзу в режим обычного зрения. В комнату сквозь циновку падает косыми полосами солнечный свет. Прекрасное осеннее утро. Если бы не Дурман.
Какой-то приход ДГ-8… Детский Город? Энский уезд… Где это? Какая-нибудь тьмутаракань, медвежий угол, чипированные пейзане, которые отсчитывают дни по церковному календарю. Не дай бог, еще придется ехать туда, в зону светляков. Зона светляков… Он поморщился.
А все-таки надо что-то ответить. Чем раньше, тем лучше. Дмитрий Антонович развернул воздушный дисплей и снова открыл письмо. Так. Главное, не суетиться. Четко, кратко, по делу. Телеграфным стилем. Но и чтоб не очень сухо. Чуть сервильно и с душой.
«Всегда готов к сотрудничеству. Прошу выслать материалы дела. И расшифровку допроса в исполнении грамотного ретранскрибатора с научной степенью в области нейрокомпьютерной лингвистики. Уверен, что смогу разрешить недоразумение сразу же, как ознакомлюсь с деталями. Сердечно признателен за оказанное мне высокое доверие. Профессор Леднев Д. А.».
Подумал, удалил фразу про сердечную признательность и нажал «отправить».
– Глаша! Кофе подай! И что там у нас на завтрак… – крикнул по пути в ванную.
В коридоре его догнало еще одно письмо. Оно было написано стилосом от руки, изукрашено буквицами и пересыпано архаичными смайлами:
«Деда, здрав будь!:)) Муха ву хьо?[1]Выручи, а?))) Мне буквально двух сомов[2]на петар[3]не хватает ((((Кинь мне на счет, а лучше три, лады? Я у тебя в долгу!!!)))
лобзы,
твой првнкГлеб».
«Что за манера у молодежи все мешать в одну кучу: и эти допотопные двоеточия со скобками, и новомодный волапюк», – проворчал Дмитрий Антонович.
Он перевел деньги, встал под холодный душ – и на несколько минут, пока ледяные иглы жалили и прошивали его насквозь, обо всем забыл – только рычал, шипел и фыркал. Затем долго и жестко, до красноты, растирался полотенцем, с удовольствием и уважением разглядывая в зеркале свое длинное, крепкое, как доска, тело.
Ему нравилась собственная старость. И сухие жилистые ноги, и покрытый седой кудрявой шерстью пах, и безупречно лысый череп, сверкающий бликами под лампами ванной. Он не жалел о глупых нежных локонах, которые давно и быстро растерял. А уж тем более – о своем молодом лице. Треугольное, с узким подбородком и выпуклыми, широко расставленными глазами – так, что они казались приделанными по бокам, у самых висков, – оно выглядело безвольным и комичным, пока он был юн, курчав и круглощек. С возрастом оно высохло, затвердело, щеки благородно впали, скулы заострились, глаза приобрели металлический блеск – и теперь во всех его чертах появилась какая-то сила и хватка, что-то даже гипнотическое и опасное. В лаборатории его называли «наш Богомол». Наш Богомол сучит жвалами. Наш Богомол поймал крупную добычу. Наш Богомол оторвет тебе голову… Безграмотная аналогия, да что с них взять. Дети.– Иди, Глаша. Спасибо. Отдыхай.
Он съел завтрак, стоя у подоконника, отламывая пальцами от брикета маленькие кусочки. Смотрел немигающими глазами на город и чувствовал себя большим хищным насекомым. За окном, прошитая солнцем насквозь, шумела и неслась утренняя Москва – навесная, подземная, воздухорельсовая, шатровая, купольная… Город-гам. Будто по кольцу протянута турбина, и в ней безостановочно шугает и воет ветер.
Быстро просмотрел график приемов на сегодня, одновременно вслепую распахнул гардероб и длинными пальцами пробежался по плечикам костюмов, как по клавишам. На ощупь выбрал свой любимый, из шерсти перуанской викуньи, золотисто-песочного цвета. Так… А туфли? Сандаловые замшевые от Ли? Или кожаные цвета черного чая от Квинхао?.. Сегодня обещали дождь. Значит, Квинхао. Черный чай, кожа. Да.
– Глаша! – крикнул, выходя из квартиры. – Если прилетит Ворона, открой ей окно, пожалуйста! И покорми!
На автостоянке его догнало новое письмо. Дурман, чтоб его.
«Примите расшифровку нейрограммы и материалы дела. Дедлайн завтра в пять утра. Жду ответа, как соловей лета».
Издевается.
Леднев сел в машину и открыл файл. «Дело зэка-1097».
2. Луч Правды
Зима исходит. День с ночью равняются.
Сегодня пятый день масленицы, сырная седмица, мясопустная неделя.
Уроки закончились. Мы сидим в классе, окна зашторены, только подсвечен неоновой рамкой портрет Государя на стене, а под ним горит экран: в эфире Луч Правды. Пятница – значит, покажут казнь. Судят какого-то большого начальника, генерала, по фамилии Жижа – и сам до чего противный тип, слава богу, телевизор запахов не передает, – потому что по фактуре видно: зело вонюч гражданин. Обширный хряк, пудов на десять – отожрался на добре народном, краденом – весь жирным потом сочится, рубаха шелковая на нем, вишневая с кантом золотым, черная в подмышках и на пузе разъехалась, а пузо рыхлым валиком над брючным ремнем нависает, как тесто ползет из кадки, и колышется, и трясется, и пупом таращится… Тут еще, конечно, Луч Правды свойство такое имеет – иного так засветит, что вся мерзость нутряная наружу. А иной сидит, ручки сложил – и такой весь кроткий, ясный, прямо бестелесный – это уже, будьте-нате, враг поковарней, это духовный враг, вот как отец Всеволод Озерцов, раскольник, которого в другую пятницу судили.
И вот, значит, сидит этот Жижа-генерал – с брюхом своим, гадкий, опупевший. А над ним – голоса прокурора и судьи разносятся, державно-благостно и скорбно, будто звоны колокольные в Страстную неделю – и так на душе легко становится! Так покойно! Все правильно, все хорошо – так и надо, только так и надо, так всем нам и надо, думаешь. А что «так надо» – Бог весть, просто твердо знаешь: надо, и все. Никакой суеты в уме. Умиротворение.
«Следствием установлено, что подсудимый Жижа… Злоупотребляя служебным положением… Незаконное преследование подвластных чиновников и торговых людей… Вымогательства, коррупционные сделки…» – читает прокурор.
Рядом со мною Рита ерзает, мается. Украдкой зевает.
– Скорей бы казнь. Ноги затекли. Потом айда на речку? – шепчет. – Там наши с нохчами на кулачках сегодня биться будут. А мы – метелицу плясать.
Я киваю. Хотя – сколько можно плясать эту метелицу. Сказано: от звезды и до воды – а святки давно минули.
На парту шлепается самолетик, Рита разворачивает, толкает меня локтем:
– Зырь.
Записка узким прямым почерком: «Возьмете в хелхар?;)»
– Юрочка, – томно сообщает Рита, глянув через плечо.
Ну, да. Кто еще хоровод модным хелхаром обзывает? И архаичные смайлы рисует? Неоэклектист. У него даже шнурки на ботинках завязаны на манер смутного времени.
Я тоже оборачиваюсь. С задней парты, пригнувшись, пристально смотрит на меня Юрочка Базлаев. Подмигивает. Потом указательным и безымянным пальцами изображает танцующего человечка.
– Ой! А что это ты так покраснела, кума? – прищуривает глаза Рита.
– Я?.. Разве?..
– Да ваще! – она понарошку плюет на палец, прикладывает к моей щеке:
– Пс-с-с!
– Перестань!
– Остынь! – смеется Рита.
Ментор стучит указкой по столу:
– Гамаюн, Дерюгина! Разговорчики! Еще одно слово – и рассажу!
«…Для чего была создана целая организация преступного сообщества. Следствие длилось три года, 500 томов сведений агентурного учета… Члены ОПС и подельники установлены, будут привлечены…».
Куда-то делось мое умиротворение… Все из-за Риты.
Ей лишь бы поддеть, подзанозить: Юрочка, Юрочка… А что Юрочка – я и сама не знаю. У него такие светлые, бледно-русые волосы и вообще. Ментор говорит, мол, лицом и духовными исканиями наш Юрочка похож на графа Льва Толстого, героя Крымской войны. Глаза-незабудки, нос уточкой, широкий пухлый рот. И Юрочка шутя в герои готовится – а может, и правда станет: вроде, долговяз и сух, а силен, как жила. Ходит у Ментора в любимчиках. Тот, хоть и ворчит на него часто, но любя, заботливо. Бывало, скажет: «На этой неделе снова у нас по всем предметам Базлаев впереди. Смотри, Юра, не зазнавайся, беги да не забегай. Помни: первый всегда одинок». И обязательно добавит – уже всему классу: «Но, как сказал наш Верховный муфтий, «если первый повернут к одиночеству лицом, то последний подставляет ему спину».
«…Был испытан сывороткой правды… Мы все знаем этот механизм… Преступник состоит из множества мерцающих слоев: ложь-правда-ложь-правда… И как при отчитке изгоняемые бесы…»
– Да, да, – кивает Ментор. Он весь подался к экрану, шею вытянув, лицо от умиления замалинилось, глаза сияют благоговейной влагой.
Я, наверное, тоже преступник: правда и ложь во мне прячутся друг за другом и рядятся друг в друга. А вот Рита не такая. В ней нет обмана, но много игры, вызова. Даже когда она лукавит, то смотрит на тебя такими веселыми глазами, будто говорит: видишь, я тебя за нос вожу – ну-ка, разгадай, в чем дело. И вещи у нее такие же – все с каким-нибудь фокусом: пенал с тайной катушкой, на которую наматывается шпаргалка, ручка с невидимыми чернилами, светящиеся в темноте бусы, ластики-хамелеоны, китайская коробочка-головоломка… Мальчишки обступят и кричат: «Оба-на! Ого! Ничего себе! А это что? А как оно работает? А дай потрогать?». Рита раздаривает свои сокровища направо и налево: «мне папа еще привезет». Ее отец – капитан дальнего плавания, ходит по Волжскому пути через Идель-Урал на Каспий – оттуда морем в Иран. Однажды он привез ей красный хиджаб. Вроде что тут особенного – ну, хиджаб, ну, красный… Но какой это был красный! Не наш родной кумачовый, а какой-то райский, сказочно-алый, как перо жар-птицы. А ткань!.. Не ткань, а воздух. И когда она перехлестнула этот огненный воздух вокруг своей балетной шеи и пошла по коридору, вся такая узкая, точеная, с фарфоровым лицом, в этом нимбе алого сияния, сквозь толпу кургузых пионеров и кохров[4] – казалось, будто она идет по канату… В тот же вечер ее вызвала к себе на ковер Морковка: «Спрячь эту прельстивую тряпку с глаз долой! Ты меня в гроб загонишь! Молчи, не хочу ничего слышать, это угроза режиму, я не позволю…»
Морковка – завуч наша, Ольга Марковна – хорошая женщина, просто очень издерганная. Мы ее все в гроб загоним. Когда она кричит, ее мучнистое лицо идет красными пятнами. Она загоняется в гроб по любому пустяку: малейшее отклонение от правил, шаг в сторону от единообразия – угроза режиму. Путь к хаосу. Что с нами станет тогда? Мы все превратимся в опасных ублюдков. Поэтому – только дисциплина, только режим.
Режим неизменен, каждый день расписан по минутам. Подъем в 6 утра, зарядка и 15-минутный кросс вокруг школы – какая это мука зимой. Черное утро, заледеневшие дорожки, скелеты деревьев рядами уходят в холодную тьму – оттуда веет хтонической жутью, мертвящим сквозняком, а ты бежишь – пар изо рта, в груди печет, кеды стучат резиновыми подошвами по мерзлой земле, как деревяшки: тук-тук, тук-тук, и это никогда не кончится. Вот когда нутром постигаешь суру аль-Фаляк: «прибегаю к защите Господа рассвета от зла мрака»! – когда до рассвета не добежать, и ни проблеска зари, ни луча. Только в окнах свет – холостой, казенный, нагоняет тоску, и эта тоска хуже, чем боль в груди от бега, чем морок тьмы и мороз. За окнами маячат резко освещенные фигуры – дневальные по спальням сонно возят швабрами, снуют туда-сюда нянечки и воспитатели, на кухне кипят котлы и дымят сковородки, и в клубах чада белеют халаты поварих, мелькают их распаренные лица и круглые локти, а в столовой бродят тенями дежурные, снимают стулья со столов, готовясь накрывать завтрак. Боже всеблагой, прости мне тайный грех уныния в эти ранние часы!
А кто тошнит по дороге – тот без завтрака остается. Но ничего! На пустой живот и наука идет, как говорит Ментор. Науки много у нас, в день по шесть-семь уроков, в субботу охочий день, и вместо Луча Правды – передача Дозорная Вышка. Ну, а воскресенье – праздник, сперва всей школой в храм, к Литургии, – а кого и домой отпускают, если родители имеют права категории А, вот как Юрочкины: отец агроном, мать доярка, передовики труда, гордость колхоза Сталинский Ковчег, многодетная семья – вместе с Юрочкой восемь чад, и все – перворядные ученики в нашем Детском Городе. Правда, Юрочка и сам не очень-то рвется в свои черноземы и часто по выходным остается в интернате, что Уставом не запрещено, а, наоборот, поощряется, ведь все мы знаем, что духовное родство выше кровного, все мы помним закон роевого сознания: не улей для ячейки, а ячейка для улья, где ячейка – это семья, а Государство – духовный улей. Все мы – государственные дети, и только потом – родительские.
«…Сознался в мотиве своих злодеяний: «Все делал ради детей». Итак. Перед нами тот самый случай, когда злейшие враги человека – домочадцы его. В данном случае – чада. Да, они невиновны, но разве невинны? Нет, нет и нет! Они безнадежно испорчены, поелику разъединены с массой, вычтены из нее и погружены с малолетства в беззаконную роскошь, добытую преступной деятельностью подсудимого. Но даже будь они чисты, как новокрещенные младенцы, – разве не сказано: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода?.. Так исполним же закон, первое правило которого гласит: нет мотива – нет и преступления. Мы не колдуны, не гадатели и не можем читать в сердцах, чтобы заранее истребить мотив, до того как преступление свершится. Но мы обязаны уничтожить мотив уже постфактум – в назидание остальным. Чтобы каждый трепетал, осознавая: будь ты хоть пескарик придонный, хоть действительный тайный советник 1-го ранга – не избегнешь кары, если зло чинишь против Государства. А нет хуже кары, чем видеть: все, ради чего ты пренебрег своей жизнью и честью, будет уничтожено без жалости и сомнений. Без жалости и сомнений! Только так мы возбудим в тайно преступных сердцах покорность и законопослушание. Уважаемый суд! Требую высшей меры наказания по статье 59 с применением поправки 12-б. У меня все».
– Ну, слава богу… – ворчит Рита, сдавливая челюстями зевок. – Сейчас пойдет забава.
– А что за поправка 12-б? – говорю.
– Не знаю. Вот и посмотрим.
– Так, все! – кричит Ментор, яростно колотя указкой. – Я предупреждал!
Рита пригибает голову и, по странной своей привычке, скалит зубы, языком проводя по резцам. Это ее не портит. Зубы у нее как белое лезвие. Черные волосы, синие глаза, фарфоровая кожа, маленький пунцовый рот – вся ее красота безжалостна, как небесный приговор, потому что завистники попадают в ад. Иногда мне становится невыносимо ее присутствие: она будто стрелка, всегда указывающая на мой грех. Поэтому, когда сегодня утром она сказала, что завтра уезжает домой на выходные, я испытала облегчение.
Она редко уезжает – только когда отец приходит из плавания, раз в три месяца, а порой рейс длится полгода. Несмотря на престижную должность отца, ее семья – не самая образцовая, до категории А не дотягивает. Поэтому, хоть ей и разрешается навещать родительский дом, но нечасто, и то лишь когда отец там бывает в отпуске. Все остальное время Рита живет в интернате.
А я здесь живу всегда, с семи лет. Дом свой я помню смутно – он ничем не отличался от множества барачных зданий в нашей коммуне. Зато я хорошо помню ремесленную артель, где работал мой отец и другие художники, огромные мастерские с высокими, до потолка, окнами, запах скипидара, льняного лака и какой-то особый, едва уловимый сладковато-рыбный аромат масляных красок. Чтобы я не скучала и никому не мешала, отец выдавал мне бумагу, кисти и краски, или уголь, или цветные мелки, – я рисовала, посматривая на художников – веселых бородатых мужиков и остроглазых баб в черных халатах, заляпанных разноцветной грязью, – и была уверена, что тоже принадлежу к артели. Устав, я шла бродить по коридорам и заглядывала к другим – все двери были открыты, и никто не гнал меня. Сейчас мне кажется, что там всегда было солнечно: на дощатых полах лежали квадраты света, расчерченные длинными тенями от мольбертов, и все пространство будто стояло на косых солнечных столбах, в которых роилась сверкающая пыль. Только в скульптурных мастерских, расположенных на цокольном этаже, царила мрачная мистическая атмосфера: запах подземелья, чугунные ванны, заполненные сырой глиной, а вдоль стен, на станках, словно призраки в саванах, возвышались обернутые в полиэтиленовую пленку серые истуканы.
Я была счастлива первые шесть с половиной лет своей жизни. А потом отец исчез. Его искали – не нашли, и никто не знает, что с ним случилось. Но из-за подозрений, что он бежал, нашу семью понизили в статусе. Куда можно сбежать из зоны светляков? Говорят, где-то есть тайные коммуны, где живут беглецы-невидимки. А может, и есть. Россия велика – от Финского залива до Урала. Поди за всем уследи…
– Гамаюн – сюда, за первую парту! Позубоскаль мне, позубоскаль. Давай, встала и пошла. Да, вот сюда… На место Маши. А ты, Маша, к Дерюгиной иди… Давай, давай. Вот, молодец. Так и сидите впредь. И всем молчать! Иначе прокляну!
Теперь сидеть мне с Машей до морковкина заговенья. Ну, ладно, что ж… Может, оно и к лучшему. От Риты только терзанья да печаль.
«…Суд постановляет: признать подсудимого виновным согласно статье 59-й «создание организованного преступного сообщества». Признать его признание достаточным для применения 12-й поправки пункт «б»: государственное преступление в интересах биологических детей. Суд выносит приговор: уничтожить мотив преступления на глазах у виновного с последующей казнью самого виновного. Ввести детей и приступить к исполнению приговора немедленно, без последнего причастия»… В камеру вводят девочку-подростка и кудрявого толстого юношу, ставят лицом к стенке и расстреливают. «Что-о?! Что такое?! Отставить!» – страшным безумным голосом ревет Жижа. Палачи поворачиваются и несколько раз стреляют ему в лицо.
3. В гостях у сказки
Не тот ли это Жижа, который… Да-да, расстрелянный вместе с детьми восемь месяцев назад. Громкое было дело. Первый случай такой жестокой расправы своих со своими. Первый случай применения 12-б поправки – и сразу к детям комитетчика.
Со всех сторон доносились нервные гудки автомобилей. Леднев свернул расшифровку нейрограммы и огляделся, но не увидел ни зги: кругом мело, и в стекла Чангана пляюхались мокрые белые кляксы.
– Что это?
– Пробка, – ответил Чанган.
– Вижу, что пробка. А это вот, это вот что?
– Метель.
– В сентябре? Куда смотрит городской голова! – проворчал Леднев. – Десять лет обещает купол над Садовым, и что? Все завтраками кормит… А синоптик твой где, отключен?
– Синоптик обещал до полудня дождь, а после обеда – солнце.
Леднев тихо выругался. Знал бы – взял вместо электропузыря старую кондовую ладу… А теперь вот буксуй в этой каше, весь по стеклу заляпанный кашей. Одно утешает: вокруг – такие же дураки в пузырях.
В наушнике пикнуло: у вас одно новое голосовое сообщение.
«Здравствуйте! С вами центр «Добрый Доктор Айболит». Вы заявляли третьего дня о пропаже домашнего животного? Примите наши соболезнования. Найден труп вороны (вид – Corvus cornix) с разряженным клеймом, просим явиться на опознание и кремацию. Цена услуги – 1 рубль 12 копеек. Штраф за неявку – две базовых единицы. С нетерпением ждем. «Добрый Доктор Айболит» – это лучшая забота о ваших питомцах! Покупайте наши корма и лекарства, и ваши любимцы всегда будут…».
Конечно, это не она. Конечно, они перепутали. Идиоты… «Приносим наши соболезнования»… Вежливые кретины. Дмитрий Антонович откинулся в кресле и, глядя в потолок, продиктовал ответ ветклинике:
«Уверен, это ошибка. Вы указали другой биологический вид – Corvus cornix. Тогда как вид искомой птицы – Corvus corax. Это не мое животное. Снимите запрос на опознание трупа».
Чанган свернул в Трехпрудный переулок. Поравнялся с резной вывеской «В гостях у Сказки».
– Тпру! – сказал Дмитрий Антонович. – Стоять.
Выскочил и, скукожившись, на цыпочках помчался в лавку. Ветер дал ему пощечину, насыпал за воротник и задрал подол, как блудной девке.
Отбиваясь, тяжело дыша, он ворвался внутрь. Как только за ним захлопнулась дверь, все стихло в блаженном покое. В лавке пахло елеем, сосновыми шишками и горячими пирогами. Ни одного человека. Окно кассы было закрыто деревянными ставнями с вырезанными на них петухами. Рядом висел колокольчик.
Леднев подергал нетерпеливо. Раздалась старинная советская мелодия: сперва вступление на металлофоне рассыпчатыми переливами, затем фальшиво-детский голосок пропел:
Если вы не так уж боитесь Кащея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее —
Там, где зеленый дуб на берегу…
Ставни медленно растворились, и в окне появилось заспанное женское лицо в кичке с натертыми свеклой щеками. На шлейке сарафана – берестяная табличка: «Тетя Валя».
– Доброе утро, теть Валь, – сказал Леднев, все еще отряхиваясь.
– Во погодка, да? – ответило свекольное лицо, зевая.
– И не говорите… Как моя звезда? Готова ли?
– А что ей сделается, Дмитрий Антонович. Одну минуточку.
Она повозилась и просунула наружу деревянную звезду-головоломку:
– Ваша?
– Моя.
Молча расплатился, сунул звезду подмышку и поспешил к Чангану. Ветер набросился на него, закружил, разорвал, швыряясь дождем и снегом. Вдруг, сквозь весь этот бедлам, Леднев увидел свою Ворону. Она весело кувыркалась в вихре, хватая клювом на лету какие-то бумажки, листья…
– Ворона! – закричал Дмитрий Антонович, вытянув шею и уже не замечая, как его лупит со всех сторон.
Он даже было ринулся вслед за ней – бежал, хватая воздух растопыренными пальцами. В рукава ему забивались бумажки и листья. По лицу хлестал мокрый снег. Что же я делаю? – опомнился он. Я схожу с ума. И, совершенно растерзанный метелью, насквозь мокрый и печальный, вернулся к своему пузырю.
– Трогай, голубчик. Улетела наша Ворона. А может, и не наша. Кто там разберет, вишь, пурга какая… Глаза ведь могут обмануть? – делился он переживаниями с беспилотником. Чанган молчал, добросовестно исполняя свою механическую работу.
– Идиоты, – горестно прошептал он. – Труп вороны… Да я и сам дурак. Не мог дать ей нормальное имя? Вот теперь и объясняй всем, что Ворона – на самом деле ворон. Corvus corax.
Идеально черная птица, перо к перу, блестящая, как вулканическое стекло. Леднев подобрал ее слетком в Зарядье прошлой весной. Гулял по медленной тропинке, прицеливаясь линзой к объектам природы, и вдруг холодной щекоткой пробрало насквозь: а что если я сам – объект наблюдения природы? Остановился. Вгляделся. И точно. Из травы на него смотрел умный злой глаз.
Это был глаз врага – который понимает, что обнаружен, и готов умереть с боем. Птенец лежал неподвижно, плашмя, слившись с землей, так хорошо замаскированный, что Ледневу стало досадно на себя: зачем я увидел его? Как будто что-то непоправимо испортил. Если бы в этот момент огромные черные враны низринулись с неба и поклевали его… Но никто не поклевал – видимо, зеленая полиция уже застрелила родителей птенца. Он подождал, огляделся. Ничего. Подошел. Вороненок поднял клюв, раззявил алую пасть и каркнул. Леднев набросил на него шарф.
Держал на террасе, кормил с руки, еду заказывал в «Живом уголке» – Глаша составляла меню: толстые личинки, древесные гусеницы, мокрицы из-под влажных камней, прямокрылые кузнечики, мыши домашние и полевые, птичьи яйца, рыбьи глаза, белое мясо, творожное зерно… Все другое – какие-то очень полезные коренья, одуванчики, тертую морковь, овсянку, сваренную на медовой пыльце и утренней росе – Ворона презирала.
Через год она заговорила приятным баритоном: «Мышь, мышь, кушать мышь».
– Какая кровожадная, – сказала Глаша.
– Вся в меня, – усмехнулся Леднев.
– И голос ваш, хозяин.
– Правда? – он прислушался. – А ведь действительно. Черт. Я бы и не узнал, звучит как-то… зловеще.
– Вот именно, хозяин.
Надо бы отключить Глаше эту дурацкую старорежимную функцию «хозяин» – давно копилось это раздражение. Да все некогда. Лень разбираться. Легче отключить сразу всю речь. Интересно, у кого она более осмысленна: у птицы-пересмешницы или у гиноида?
После еды Ворона требовала голосом Дмитрия Антоновича: «Неваляшка, неваляшка». Единственная игрушка, которую эта бестия не сломала. Говорила с четким московским акцентом, проглатывая безударные и растягивая ударные. Подпрыгивала от нетерпения, вперевалку бегала за ним на черных косых лапах. Смешно. И все-таки жутко… Жутко, когда твой собственный голос раздается не из машины, не из аудиозаписи, а из кого-то другого: живого организма, души неведомой.
Но ведь чертовски умна, собака. Не отнять. Пришло время – разгадала и секрет неваляшки. Разломала, выгрызла из пустого нутра грузило – и заскучала. Чтобы направить энергию разрушения в мирное русло – и просто из любопытства: а что еще она может? – Леднев начал задавать ей логические задачки. Достань из колбы вкусный рыбий глаз при помощи воды и камней. Открой стеклянный ящик – догадайся, как, – чтобы получить розовую сладкую креветку. Сложи кубики в нужном порядке – и па-бам, кушай мышь, кушай мышь. Реши головоломку – и вот тебе к столу филе молочного теленка.
Конечно, собрать какой-нибудь дьявольский куб или ханойскую башню она не могла – зато как она разбирала! Как разбирала! Мастерила инструменты из проволоки: загибала крючками, компенсируя технические недостатки собственного клюва. Будь у нее клюв попугая, она могла бы разобрать на детали всю адскую машинерию Данте, все кинетические механизмы Тео Янсена… Даже челнок от швейной машинки Зингер с кожаным ремнем привода и чугунной педалью…
Цветовая маркировка силовых проводов — правила для однофазных и трехфазных сетей |
- Стандарты расцветки
- Однофазная переменноточная сеть
- Трёхфазные переменноточные цепи
- Нормы для постоянного тока
- Как сделать обозначение уже проложенной проводки?
Цветовая маркировка имеет не столько маркетинговую и эстетическую цель, сколько практическое назначение. Во-первых, отдельная окраска определяет назначение каждого провода для правильности его коммутации. А во-вторых, предостерегает от ошибки во время ремонтно-монтажных работ, цена которой может быть очень высока — от аварии в системе электроснабжения до несчастного случая. К тому же, мгновенная идентификация силовых контактов значительно сокращает время проведения работ.
Стандарты маркировочной расцветки
Система маркировочных цветов была разработана и утверждена в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ). Была определена цветовая и буквенно-цифровая расшифровка каждой жилы, которая должна соблюдаться по всей длине электропроводки. Если она была проложена уже ранее, без соответствия с утвержденными нормами, допускается идентификация на вводах и выводах, а также в местах соединения. Для этого используются разноцветные термоусадочные трубки и кабельные маркеры (в крайнем случае изолента аналогичного цвета).
Однофазная переменноточная сеть
Для переменного тока до 1000В с глухозаземленной нейтралью, к которым относится большинство жилых домов и административных зданий используется общепринятая расцветка. Нулевой провод:
«Ноль» (N) — голубой; | |
«Земля» (PE) — желто-зеленый; | |
Совмещенный рабочий и защитный ноль (NPE) — желто-зеленый с голубыми метками на окончаниях. |
По современным требованиям заземление NPE использовать запрещено, так как оно является небезопасным. На данный момент совмещение рабочего и защитного нулей встречается крайне редко, как правило, в устаревших проводках.
Для фазных подключений существует спектр допустимых цветов:
Черный |
Коричневый |
Красный |
Серый |
Фиолетовый |
Розовый |
Белый |
Оранжевый |
Бирюзовый |
Можно заметить, что в перечисленном списке нет синего, желтого и зеленого. Раньше они там были, но их исключили специально, чтобы окраска не совпадала с нулем и «землей».
На практике, можно встретить фазу с желтой или зеленой изоляцией, но ни в коем случае не желто-зеленой (!).
Часто в быту однофазные цепи являются ответвлением трехфазной, в таком случае изоляция фазной жилы должна соответствовать одной из трех фаз, к которой она подключена. Если окраска кабеля не совпадает, его рекомендуется обозначить специальным маркером или кембриком.
Для упрощения монтажа и обслуживания используются разноцветные многожильные медные кабели и провода.
Согласно ПУЭ каждая группа потребителей должна быть помечена соответствующим маркером.
Чтобы избежать дополнительных расходов и сложностей, лучше еще на этапе планирования проводки определиться с цветом и рассчитать длину таким образом, чтобы один цвет сопровождал соответствующую линию по всему дому или квартире. Также, рекомендуется для розеток и выключателей проложить разноцветные фазные провода, а для нейтрали и заземления соблюдать один цвет.
Переменноточные трехфазные цепи
Для трехфазных электросетей до 2011 года в Украине действовала утвержденная схема «ЖЗК»:
Подключения | Изолента |
Ф. А | желтый |
Ф. В | зеленый |
Ф. С | красный |
Нейтраль | голубой |
Сейчас же все большей актуальности набирает европейский стандарт МЭК 60445 от 2010 года, согласно которому была утверждена следующая расцветка:
Подключения | Изолента |
Ф. А | коричневый |
Ф. В | черный |
Ф. С | серый |
Нейтраль | голубой |
С 2011 года нововведения были включены в ГОСТ, также в Беларуси и России. Во многих бытовых проводках встречается, как первый, так и второй стандарты.
На самом деле в Украине нет строгих требований по применению конкретного цвета. На практике используются те жилы, что есть в наличии. Для трехфазных, как и для однофазных цепей действует негласное правило, согласно которому нейтраль (N) всегда подключается голубым, заземление (PE) — зелено-желтым, а фаза — любым другим.
Буквенные обозначения выглядят таким образом:
- (L) — напряжение для 220В;
- (L1/L2/L3) — напряжение в электросети 380В;
- (N) — ноль;
- (PE) — заземление.
Нормы для постоянного тока
В отличие от переменного, постоянный ток имеет только две полярности: плюсовая и минусовая.
Из-за того, что к обозначению полярности также нет строгих требований, часто можно встретить следующие варианты маркировок. Из-за того, что черным и серым часто обозначают фазу в переменноточных цепях, для удобства рекомендуется дополнительно использовать обозначения (+) и (-).
Примеры | Пример №1 | Пример №2 | Пример №3 |
Положительный полюс (+) | Красный | Красный | Коричневый |
Отрицательный полюс (-) | Синий | Черный | Серый |
Нулевая рабочая «M» | Голубой | Голубой | Голубой |
Согласно ПУЭ, если постоянный ток отходит от преобразователя к которому подведен переменный, то выходящая плюсовая линия окрашивается в фазную и наоборот.
Буквенная маркировка имеет следующие пометки:
- (L+) — положительный полюс;
- (L-) — отрицательный полюс;
- (M) — нулевая рабочая «М».
Как сделать обозначение уже проложенной проводки?
Иногда бывают случаи, когда приходится работать уже с установленным распределительным щитком, где подключения выполнены непонятно как. Мало того, что все сделано далеко от норм ПУЭ, так и еще сложно понять, где силовые контакты, ноль и земля….
Или другой случай, когда приходится работать с электропроводкой еще советских времен, где в принципе изоляция была только белая и черная (!). В такой ситуации приходится заново при помощи пробника искать напряжение и нейтраль, определять, как и куда они подведены. Как результат, много времени тратится впустую.
Чтобы не менять уже проложенные кабели, можно просто их пометить. Правила ПУЭ допускают маркировку в местах подсоединения к электрическим шинам — на окончаниях. Таким образом можно обозначить провода в щитке, но при работе с розеточными линиями, освещением и распределительными коробками придется снова «ломать» голову, какой кабель куда ведет.
Для удобства мы рекомендуем использовать специальные кабельные маркеры (как правило, их цепляют на местах соединения). Они имеют, как фазно-нулевые идентификаторы (A,B,C,N), так и цифровые (0-9), которые удобно применять для обозначения разных электроцепей в быту (согласно требованиям для них можно использовать только арабские цифры и только латинские буквы).
Главные преимущества: стоимость и простота монтажа.
Автор: Владислав Сиромаха
«Красный, белый и серый»: основные выводы из серии Insider о геронтократии США
«Красный, белый и серый»: основные выводы из серии Insider о геронтократии США Значок поискаУвеличительное стекло. Это означает: «Нажмите, чтобы выполнить поиск». Логотип InsiderСлово «Инсайдер».Рынки США Загрузка… ЧАС М С В новостях
Значок шевронаОн указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие параметры навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦАПолитика
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.Скачать приложение
Рэйчел Мендельсон/Инсайдер- Конгресс и президент являются старейшими в истории США.
- Увеличивается разница в возрасте между людьми, возглавляющими правительство, и американцами, которыми руководят.
- Некоторые молодые чиновники говорят, что они чувствуют себя заблокированными теми, кто цепляется за власть, и их проблемы преуменьшаются.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Избранные лидеры Соединенных Штатов являются самыми старыми из когда-либо существовавших.
Разница в возрасте между правительством и управляемыми больше, чем когда-либо прежде.
И представление о том, что нация теперь является геронтократией, которую Оксфордский расширенный американский словарь определяет как «государство, общество или группу, управляемую стариками», совершенно реально.
Журналисты Insider потратили четыре месяца на опрос сотен источников и анализ гигабайтов данных, чтобы понять, как Соединенные Штаты пришли к этому моменту.
В « Красный, Белый и Серый » Insider пытается объяснить, что это значит для нации, которая в целом на десятилетия моложе своих представителей в Вашингтоне, округ Колумбия.
Запущен 13 сентября, вот основные моменты и основные выводы из этой продолжающейся серии:
- Почти каждый четвертый член Конгресса находится в возрасте 70 или 80 лет — уровень никогда прежде не встречался в истории США .
- Почти 50% американцев моложе 40 лет, но только около 5% членов Конгресса .
- Перед тем, как баллотироваться в Белый дом в 2020 году, Джо Байден признался другу и процитировал смертельную фразу поэта Дилана Томаса: «Не уходи нежно в эту спокойную ночь». Друг описал это Николь Гаудиано как «окно в то, как он видит свою роль».
- Один из самых влиятельных законодателей в современной истории США признался Кимберли Леонард , что президент Рональд Рейган, проводя встречу в Белом доме, однажды, похоже, забыл, кто он такой.
- Нынешние и бывшие сотрудники Конгресса объяснили Уоррену Рохасу , на что они пошли, чтобы держать старших законодателей сосредоточенными, вовлеченными, а иногда и честными.
- Старость была темой президентских гонок. Часто это ответственность. Но как пишут Леонард и Даррен Самуэльсон, иногда вовсе не .
- Шесть бывших членов Конгресса рассказали Джейку Лахуту о том, почему они покинули Капитолийский холм в расцвете своей политической карьеры.
- Сенатор Джон Оссофф и представители Александрия Окасио-Кортес и Лорен Боберт, а также несколько других молодых законодателей, рассказали Оме Седдик , почему молодежь является преимуществом в Конгрессе, несмотря на громкие провалы некоторых коллег, в том числе члена палаты представителей Мэдисон Коуторн. .
- У сенатора Байдена 1977 года примерно довольно разные мысли по ключевым политическим вопросам, чем, скажем, президент Байден в 2022 году.
- Внеочередные выборы часто хаотичных беспорядков, которых можно было бы избежать , если бы законодатели отошли в сторону раньше, пишет Грейс Панетта.
- Президентская кампания 2024 года, на самом раннем этапе, превращается в эпическую игру 3-ходовой гериатрической курицы .
- Пенсионеры становятся одной из самых влиятельных политических финансовых сил в стране, пишет Мэдисон Холл.
- Техническая политика может сбить с толку и поставить в тупик членов Конгресса , что не предвещает ничего хорошего для общественности, пишут Ханна Канг и Кайла Галлахер.
- Климатический кризис больше всего затрагивает молодежь, но старшее поколение определяет будущее планеты , объясняет Элиза Релман.
- Эти молодые кандидаты могли бы стать следующим AOC 900:30, пишет Джон Л. Дорман. Но они стремглав врезались в политический истэблишмент.
- Перераспределение? Джерримандеринг? Они имеют 90 029 значительных разветвлений для юношеского представительства.
- Старые лидеры привели к распаду Советского Союза. Соединенным Штатам предстоит усвоить уроков , пишет Джон Халтивангер.
- Американцам нравится идея возрастных ограничений для законодателей. Вот почему этого не произойдет , согласно Брайану Мецгеру и Бренту Д. Гриффитсу.
- Некоторые федеральные судьи настолько обеспокоены потерей своих умственных способностей, что тайно заключили «соглашение о выходе на пенсию», сообщают К. Райан Барбер и Камила ДеЧалус.
- Поколение X может никогда не иметь президента, чтобы назвать своего , пишет Даррен Самуэльсон.
- Некоторые молодые чернокожие активисты говорят, что «поколение Джона Льюиса» цепляется за власть и препятствует их приходу к власти, сообщает Эльвина Навагуна.
- Потомки пяти президентов США есть серьезные мысли о молодежи и политике.
- Думаете, баллотироваться в Конгресс — это одна большая игра? Вы не совсем не правы .
Новые выпуски « Красный, белый и серый » будут опубликованы здесь с до начала октября, поскольку избиратели по всей стране готовятся к промежуточным выборам.
Есть совет для группы репортеров Insider « Красный, белый и серый «? Конфиденциально напишите нам по адресу [email protected].
Подпишитесь на уведомления от Insider! Будьте в курсе того, что вы хотите знать.
Подписаться на push-уведомления
Читать далее
КрасныйБелыйСерый Политика политическое предприятиеПодробнее. ..
Барбара Свон | Красный, белый и серый (1971) | Доступно для продажи
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Возможно, самым влиятельным художником 20-го века был Пабло Пикассо. наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства. Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern.
Холст, масло
50 × 50 дюймов | 127 × 127 см
Художественное произведение16 000 долларов США
Бостон
Получать уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотрите работы в этой категории
Пабло Пикассо, возможно, самый влиятельный художник 20-го века.