Разное

Скульпторы и скульптуры: материалы, виды, памятники, описание, история разных времен и народов

СКУЛЬПТУРА | Энциклопедия Кругосвет

СКУЛЬПТУРА (лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.

Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. до н.э.). Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н.э., Берлин Государственные музеи; рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н.э., Лондон, Британский музей), Древней Америки. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т. д.).

Один из видов скульптуры, обозримой со всех сторон, называют круглой скульптурой (статуя или композиция). Обход – одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю надо обойти вокруг скульптурное произведение. Особенностью круглой скульптуры является то, что образ может по-разному восприниматься с разных точек зрения: рождаются новые впечатления, раскрывающие модель в непрерывно меняющихся силуэтах. Пластическая выразительность приобретает особую силу воздействия благодаря использованию переходов света и тени. Мирон Дискобол (ок. 450 до н.э., Рим, Национальный Римский музей) (см. также ДИСКОБОЛ), Венера Милосская (ок. 130–120 до н.э., Париж, Лувр) (см. также ВЕНЕРА МИЛОССКАЯ), Донателло Св. Георгий (1415–1417, Флоренция, Национальный музей), Микеланджело Пьета (1498–1501, Рим, собор св. Петра), Л.Бернини Экстаз св. Терезы (1645–1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)

Рельефом (фр. relief) называют вид скульптуры, в котором изображаемые фигуры и предметы размещены на плоскости и выступают из нее. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Рельефные изображения связаны с плоскостью и не воспроизводят полного объема изображаемого тела. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Часто при создании рельефов используется цвет. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф.Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ).

Разновидностью выпуклого рельефа является барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – низкий рельеф, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом украшают стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски, монеты, медали, камеи.

Еще одной разновидностью выпуклого рельефа является горельеф (фр. haut-relief – высокий рельеф) – высокий рельеф, в котором изображение возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема и могут восприниматься почти круглой скульптурой, немного соприкасающейся с плоскостью. Выпуклый рельеф, барельеф и горельеф известен с эпохи палеолита, распространен в искусстве Древнего Востока, античности и средних веков, Возрождения и в последующие эпохи как часть архитектурного декора.

Разновидностью барельефа, распространенного в эпоху Возрождения, является живописный рельеф, в которой фигуры, предметы сильно уплощены, а фон – пейзаж, архитектура – намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины, т.к. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Разница между сильно и слабо выступающими над фоном изображениями в живописном рельефе невелика, большую роль играет почти графический линейный рисунок. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло).

Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется многоплановым рельефом. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздает уходящее вглубь пространство с использованием перспективных сокращений. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л.Гиберти).

Вид барельефа, в котором изображение возвышается над фоном в минимальной степени, называется сплющенным рельефом. Требующий особой виртуозности, тонкости пространственных отношений, сплющенный рельеф возник в Италии и получил высшее развитие скульптуре 15 в. (Донателло).

Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа), и койланаглиф (en creux – фр. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой. Углубленный рельеф встречается в архитектуре Древнего Египта, на древневосточных и античных инталиях, служивших главным образом печатями. Инталия (ит. intaglio – резьба) – камень с вырезанным углубленным рельефом в противоположность камее, имевшей выпуклое изображение и являвшееся украшением

Станковая скульптура род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. 3 тыс. до н.э., Париж, Лувр).

Монументальная скульптура является одним из древнейших родов скульптуры, имевших культовое, мемориальное назначение. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). Большое значение в монументальной скульптуре имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Марк Аврелий, 161–180, Рим, площадь Капитолия; П.К.Клодт Укротители коней, Санкт-Петербург, Аничков мост, 1849–1850.

Род скульптуры, тесно связанной с архитектурой и природным ландшафтом, называется монументально-декоративной скульптурой. Она занимается оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Парковая скульптура взаимодействует с природным окружением, что определяет ее лирическое звучание и тяготение к аллегорическим образам. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой.

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н. э.) (см. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. также ВЕРСАЛЬ). Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э.М.Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В.И.Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).

Мелкая пластика, малая пластика, скульптура малых форм – самый распространенный вид скульптуры. Мелкая пластика зародилась еще на заре человеческого общества, ее находят при раскопках самых древних поселений: изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, портретные статуэтки и др., изготавливающиеся во многих экземплярах и рассчитанные на широкое распространение. Мелкая пластика включает в себя как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные медальоны, памятные медали, глиптику. Глиптикой (греч. glyptike, от glypho – вырезаю) называют искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, на стекле и слоновой кости. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н.э., С.-Петербург, Эрмитаж). К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэтки, народную игрушку.

Основными жанрами скульптуры (фр. genre – род, вид) являются портрет, бытовая скульптура, тематическая композиция (двухфигурная, многофигурная композиция), анималистический жанр.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции, могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий; Микеланджело Пьета, 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытнообщинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Нина Байор

Что такое скульптура ? » Скульптор Сергей Казанцев

 


Что такое скульптура?

//статья в работе//

Главное общее свойство всех скульптур – объем. А это значит, скульптура, как все реальные предметы, имеет три измерения (высоту, ширину, глубину). Эта объемность не иллюзиорная, как в живописи, а реальная. Ее можно ощутить физически, прикасаясь к скульптуре. Конечно, не желательно трогать скульптуру руками, чтобы их не повредить. Произведения скульптуры всегда несут на себе печать не только таланта и индивидуальности мастера, но также чувства, переживания, представления о красоте, политические веения мира людей того общества и времени, когда они создавались.

«Скульпере» в переводе с латинского означает «высекать», «вырезать». У этого слова есть синоним «ваяние». Скульптора нередко также называют ваятелем, а его творение – изваянием.

Известный итальянский скульптор, ювелир и писатель XVI века Бенвенутто Челлини писал: «Скульптура по меньшей мере в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».

Величайший скульптор XX века Огюст Роден говорил: «Нет ни одного мускула в человеческом теле, который не реагировал бы на наши чувства. Мускулы выражают умиротворение и гнев, радость или отчаяние…»

Смысл скульптурного произведения выражается через движение тела. Обнаженная натура – одна из самых прекрасных и самых сложных форм в природе.
Для восприятия скульптуры чрезвычайно важен круговой обход. Каждая новая точка зрения по-новому раскрывает фигуру в пространстве, сложность и динамичность ее контура и силуэта.
В отличие от живописи, в скульптуре освещение и рождаемые им свет и тень на поверхности статуи не изображены, а также реальны, как реальны объем и пространство, в котором находится произведение. Поэтому они могут меняться и по-разному воздействовать на восприятие зрителя.

Монументальная.
Монументально-декоративная скульптура используется для оформления архитектурного сооружения, фасада или интерьера здания и парковых ансамблей. Подобная скульптура зачастую носила поучительную или образовательную функцию. Поэтому скульптурные композиции средневекового собора нередко называли «библией для неграмотных».
Монументальная скульптура или памятник являются органичной частью городского пространства. В этом особую роль играют постаменты. Они соответствуют размерам и назначению скульптур и гармонично соотносятся с окружающей архитектурой и городской застройкой. В этом жанре скульптуры чрезвычайно важен контур и силуэт статуи в окружающем пространстве, на которые следует обращать особое внимание, для лучшего понимания созданного автором художественного образа.

Станковая.
Небольшие скульптуры, имеющие самостоятельное значение, не являющиеся частью архитектурно-скульптурного ансамбля, предназначенные для общественных и жилых помещений, называются «станковые». Станковые скульптуры удобнее рассматривать вблизи. При их восприятии большое значение имеют детали.

Портрет.
С древних времен в искусстве разных стран особое распространение получил скульптурный портрет. Важное место он занимал в Древнем Риме, где развитие скульптурного портрета изначально было связано с культом предков, а затем он приобрел не только религиозное мемориальное (памятное), но и общественное назначение. Особенное распространение получило погрудное изображение человека. Такие портреты называются бюстами.
Помимо скульптурных бюстов создавались монументальные общественные портретные статуи. Такого типа скульптуры в полный рост ставились не в частных домах, как портретные бюсты, а на площадях, в амфитеатрах (стадионах), других общественных местах. Это монументальные общественные памятники.
Жанр скульптурного портрета – бюст – был продолжен в итальянской скульптуре раннего Возрождения (XV в.). Этому способствовал возникший в эпоху Нового времени пристальный интерес к человеку, его индивидуальности.

Надгробия.
Большое место в истории скульптуры занимает мемориальная скульптура. Это – надгробия. В Средние века (X-XIII вв.) только в надгробии можно было изобразить портрет человека. В отличие от городских монументов, рассчитанных на массового зрителя, надгробия представляют собой интимное искусство, всегда выражают печать, связанную со смертью человека, или память о нем.

Мелкая пластика.
С древних времен самым распространенным видом скульптуры является мелкая пластика или декоративно-прикладная скульптура. Статуэтки могут быть сделаны из различных материалов, зачастую раскрашены, но всегда небольшого размера и предназначены, как правило, для украшения интерьера, зачастую носили мистический или обрядовый смысл.

Рельеф.
Большое место среди различных видов скульптуры занимает рельеф (от фр. relief – выступ, выпуклость). Особенностью этого вида искусства является его как бы «промежуточное» место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (например., живопись или рисунок). Рельеф, в котором объемы менее чем на половину выступают над плоскостью фона, нигде не отрываются от него, называются низким, или барельефом (от фр. baz – низкий). Рельеф, в котором фигуры выступают над плоскостью фона больше чем на половину своего объема и кажутся почти полнообъемными самостоятельными скульптурами, называются горельефами, или высоким рельефом (от фр. haut – высокий). Рельефы могут украшать светскую архитектуру, церковные здания, образовывать целые ансамбли в дворцовых интерьерах и в древних гробницах.

Материал.
Скульптор, выбирая наиболее подходящий материал для задуманного образа, должен обладать, кажется, «волшебным» глазом, острым воображением, чтобы в глыбе камня, куске дерева увидеть то, что он хочет создать. Каждый материал обладает своей спецификой, своей красотой. То, что красиво в мраморе, может совершенно не смотреться в бронзе и наоборот. Материал – не просто оболочка формы, а одно из важных средств образной выразительности скульптуры, как, например, силуэт и освещение.

Камень — гранит и базальт.
В Древнем Египте мастера выбирали для скульптуры самые прочные, долговечные породы, например гранит (твердая горная порода) и базальт (вулканическая горная порода). Воплощенные в них образы передавали не только могущество, величие, но и главную идею всей египетской культуры – представление о Вечности.

Камень — мрамор и известняк.
Мрамор (с гр. «мармарос» — блестящий). Богатейшие возможности мрамора впервые были открыты древними греками и римлянами. Это особенно эффектный и поддающийся виртуозной обработке твердый камень известковой породы. Скульпторы используют его природную чистоту, разнообразие оттенков и естественного цвета. Мрамор обладает особым свойством – светопроницаемостью, благодаря которому может возникать зыбкий световой ореол.

Дерево.
Близок к работе в камне и процесс создания скульптуры из дерева. Скульптор удаляет «лишний» материал, вырезает из куска дерева задуманную им форму. Мастер, работающий в дереве, учитывает как использовать фактуру (поверхность) и текстуру (внутреннее строение, волокна) различных пород дерева, чтобы скульптура получилась выразительной и красивой.

Глина. Терракота.
Если, работая в твердом материале, создавая свое произведение, скульптор отсекает все ненужное, то, используя мягкий материал, такой как глина, он, наоборот, добавляет, наращивает объем, добиваясь нужной формы. Работы, выполненные из мягких материалов, называют «пластика», от греческого «plastike» – лепка. Глину используют как для небольших эскизов, так и для моделей в полный размер будущей статуи. Особые сорта глины можно обжигать, получая терракот (с ит. terracotta – обожжённая глина).

Металл. Бронза.
Самый прочный материал скульптуры – металл. Бронза, медь, чугун, сталь, золото, серебро. Один из самых распространенных – бронза. Бронза практически не разрушается под действием атмосферы, лишь от времени покрывается зеленоватым налётом — патиной. В отличие от высекания, в работе с деревом и камнем или при лепке из мягкой глины бронзу в виде густой расплавленной массы льют в формы. По ее очертаниям бронза застывает и делается очень прочной. Затем глиняную форму – оболочку разбивают или аккуратно снимают, освобождая, как из скорлупы, точный бронзовый отлив уже целой скульптуры или её части. Части затем собираются и свариваются вместе.
Такие сложные технические процессы, как формовка, литье, требуют не только таланта скульптора, но и активного участия мастеров высокой квалификации – форматоров, литейщиков.


Инструменты.
Скульпторы в работе с разными материалами используют специальные инструменты. Для твердых материалов это прежде всего шпунт, с помощью которого сбивают большие куски камня. Для мрамора и других относительно мягких пород – троянка. Для снятия небольших слоев материала – скальпель или резец. Для высверливания отверстий – бурав. Для шлифовки – шкурки. Из современного электрического оборудования – шлифмашинки, болгарки, перфораторы, дрели.

10 Современные скульпторы, которых нужно знать

Несмотря на то, что скульптура менее благоприятна, чем всемогущая живопись или инсталляция, она по-прежнему широко исследуется современными художниками. Мы представляем вам 10 современных скульпторов, которых вы должны знать.

#1 Джефф Кунс

Джефф Кунс

Бывший трейдер с Уолл-стрит, Джефф Кунс — одна из самых неоднозначных фигур в современном искусстве. Это противоречие во многом связано с тем, что он не создает свои собственные работы, вместо этого у него есть команда из более чем 100 помощников, которые реализуют идеи «гениального творца». Он также является одним из самых дорогих художников своего поколения.

#2 Роберт Гобер

Роберт Гобер, Без названия, 1991–1993

Американский художник Роберт Гобер играет с концепцией повседневного предмета. Его часто тревожные скульптуры искажают нормальные объекты, которые нас окружают, в результате чего ноги выходят из стен или киосков с грудями. Человеческое тело находится в центре исследований и практики Гобера.

#3 Энтони Гормли

Энтони Гормли со своими работами

Британский скульптор Энтони Гормли также очарован телом и связью между временем и пространством. Гормли даже использует свое тело для создания форм, которые затем состоят из кубов и геометрических форм. Примеры этих работ можно найти возле галереи Таддеуса Ропака, которая представляет его.

#4 Paige Bradley

Paige Bradley, специалист по бронзе Expansion

, Paige Bradley изображает человеческий облик удивительным образом. Ее самая известная работа, Expansion  , изображает женщину со скрещенными ногами, из ее потрескавшегося тела торчит свет.


8 84990

#5 Дэмиен Херст

Дэмиен Херст, Дева Мать, 2005-2006

Британский enfant ужасный 1990-х, Дэмиен Херст известен своими огромными и увлекательными работами. T Физическая невозможность смерти в сознании человека Живое , изображает акулу, законсервированную в витрине с формальдегидом. Его искусство сосредоточено вокруг инсталляций и монументальной скульптуры, которые часто бывают странными, а иногда и противоречивыми.


6 1200

#6 Томас Шютте

Томас Шютте, Объединенный враг (фрагмент), 1994

Немецкий художник и скульптор Томас Шютте был учеником известного живописца Герхарда Рихтера. Под сильным влиянием Рихтера Шютте возглавил современную немецкую скульптуру.

#7 Луиза Буржуа

Луиза Буржуа, Паук, 1996

Французско-американский скульптор Луиза Буржуа известна во всем мире своими знаменитыми гигантскими пауками.

Даже после ее смерти в 2010 году ее пауков все еще можно увидеть в нескольких местах, где большие черные паукообразные символизируют ее мать. Темы семьи, памяти и детства занимают видное место в ее работах.

#8 Пол Маккарти

Пол Маккарти, Дерево, 2014

Американский художник и скульптор Пол Маккарти наиболее известен своими весьма спорными работами. Он особенно разозлил жителей, когда воздвиг свою провокационную статую, Дерево, на Вандомской площади в Париже.

#9 Жауме Пленса

Жауме Пленса, Авильда и Ирма, 2014

Испанский скульптор Жауме Пленса выставлен во многих международных музеях. Он не только получил престижную премию Веласкеса, но и преподает в школе изящных искусств в Париже и в Чикагской школе искусств. Его работа в основном состоит из крупномасштабных лиц и человеческих форм в общественных местах.

#10 Хоана Васконселос

Хоана Васконселос на выставке в Версальском дворце, 2012 г.

Португальский художник и скульптор Жоана Васконселос создает монументальные произведения из повседневных предметов. Ее источники варьируются от горшков и салфеток до зеркал и тампонов. Ее особенно бытовые предметы ставят под сомнение роль женщин в патриархальном обществе, что позволяет ей создавать привлекательные и феминистские работы.

Западная скульптура | История, художники и факты

Эдмония Льюис: Агарь

Просмотреть все СМИ

Связанные темы:
Западное искусство

См. весь связанный контент →

Западная скульптура , трехмерные художественные формы, созданные на территории современной Европы, а затем в неевропейских регионах, где господствовала европейская культура (например, в Северной Америке), начиная с эпохи металлов и до наших дней.

Подобно живописи, западная скульптура имеет тенденцию быть гуманистической и натуралистичной, концентрируясь на человеческой фигуре и человеческих действиях, изученных с натуры. В начале истории искусства сложились два основных типа: скульптурный, в котором фигуры изображены кругом, и рельефный, в котором фигуры выступают из земли.

Западная скульптура в античном мире Греции и Рима и от позднего средневековья до конца XIX века дважды подвергалась прогрессивному развитию, от архаической стилизации к реализму; Термин «прогрессивный» здесь означает, что стилистическая последовательность определялась тем, что было ранее известно о изображении человеческой фигуры, причем каждый шаг зависел от предыдущего, а не эстетическим прогрессом или улучшением. Современная критика иногда заявляла, что при переменах многое было потеряно. Во всяком случае, скульпторы Запада внимательно наблюдали за человеческим телом в действии, сначала пытаясь найти его идеальный вид и пропорции, а затем стремясь к драматическим эффектам, героическим и трагическим; еще позже они отдавали предпочтение менее значительным чувствам или, по крайней мере, более знакомым и приземленным предметам.

Доэллинский, раннехристианский, византийский и раннесредневековый периоды противоречили гуманистически-натуралистическим уклонам Греции, Рима и эпохи Возрождения; в 20 веке это противоречие было еще более явным. В 20-м веке произошел переход от гуманистического натурализма к экспериментам с новыми материалами и техниками, а также новыми и сложными образами. С появлением абстрактного искусства понятие фигуры стало охватывать широкий спектр небуквальных представлений; понятие скульптуры было заменено более всеобъемлющей категорией отдельно стоящей скульптуры; и, далее, появились новые типы, в том числе кинетическая скульптура, в которой элементом дизайна считается фактическое движение частей или всей скульптуры, и экологическая скульптура, в которой художник либо изменяет данную среду, как если бы она была своего рода среда или обеспечивает в самой скульптуре среду, в которую может войти зритель.

Европейские культуры эпохи металла

Эгейское и Восточное Средиземноморье

Эгейская цивилизация — это общий термин для доисторических культур бронзового века в районе Эгейского моря, охватывающий период с ок. 3000 г. до н.э. до ок. 1100 г. до н.э., когда железо стало широко использоваться повсюду. С самых ранних времен эти культуры делятся на три основные группы: (1) минойская культура (в честь легендарного царя Миноса) Крита, (2) кикладская культура Кикладских островов и (3) элладская культура материковой Греции ( Эллада). Для удобства каждая из трех культур разделена на три фазы: раннюю, среднюю и позднюю, в соответствии с фазами бронзового века. Культура Кипра в восточном Средиземноморье, хотя и началась несколько позже, чем культура Эгейского моря, пришла к ним параллельно к среднему бронзовому веку. Фаза позднего бронзового века на материке обычно называется микенской в ​​честь Микен, главного памятника позднего бронзового века на материковой части Греции.

Первым центром сложной цивилизации в районе Эгейского моря, с большими городами и дворцами, утонченным искусством, развитой торговлей, письменностью и использованием камней-печатей, был Крит. Здесь с конца 3-го тысячелетия до н. э. возникла очень своеобразная цивилизация, во многом обязанная более древним цивилизациям Египта и Ближнего Востока, но оригинальная по своему характеру.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Критская (минойская) цивилизация начала распространяться к концу раннего бронзового века через Эгейское море на острова и материковую часть Греции. В эпоху поздней бронзы, начиная с середины XVI века, по всей территории Эгейского моря встречается цивилизация, более или менее однородная внешне, но демонстрирующая местные различия. Со временем люди, несущие эту цивилизацию, распространили колонии на восток до Кипра и других мест на южном и западном побережьях Малой Азии вплоть до Сирии, а также на запад до Тарента в южной Италии и даже, возможно, до Сицилии. В конце этого периода, примерно после 1400 г. до н. э., центр политической и экономической власти, если не художественных достижений, по-видимому, переместился из Кносса на Крите в Микены на материковой части Греции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *