Разное

Сол басс: Сол Басс — Look At Me

Содержание

Сол Басс — Look At Me

Текст
Фарадж Эфендиев

Очень немногие смогли сделать для эстетики рекламы и поп-культуры второй половины 20-го века в целом столько, сколько сделал графический дизайнер Сол Басс. Мартин Скорсезе называл его человеком, который «нашёл и дистиллировал поэтику современного индустриального мира». Кроме Скорсезе, дизайнер за сорок с лишним лет карьеры успел поработать с Хичкоком, Премингером, Кубриком и Билли Вайлдером, сделал примерно сотню кинопостеров, успел побыть кинопродюссером и режиссёром, создал несколько по сей день самых узнаваемых логотипов американских корпораций. Look At Me разобрался в изобилии названий, образов и характеров знаменитого деятеля.

Сол Басс

Saul Bass

1920 — 1996, Нью-Йорк, США

графический дизайнер

Ранние годы

Сол Басс родился 8 мая 1920 года в Бронксе, Нью-Йорк, в семье украинских евреев-эмигрантов. Проявил артистическую жилку рано, в детстве зарисовывая почти всё, на что падал глаз. Выпустившись в пятнадцать лет из Старшей Школы Джеймса Монро, он поступил в Нью-Йоркскую Лигу Студентов-Художников (Art Students League of New York), совмещая её с ночными лекциями своего главного вдохновителя и ментора — венгерского художника Джорджи Кепеша (Gyorgy Kepes). Буквально после пары простых рекламных проектов Басс устроился на постоянную работу в нью-йоркский офис Warner Bros.

Такая высокая продуктивность привела к тому, что в 1952 году родилась компания Saul Bass & Associates, под эгидой которой вышло множество независимых проектов Сола. Также в то время Басс был частым участником множества конференций по дизайну, на которых он говорил о том, как идеи его главных вдохновителей — движений Arts and Crafts и Bauhaus — могли бы в этическом и эстетическом плане улучшить и изменить окружение и общество.

 

 

Влияние на кинематограф

Сол Басс использовал в отношении дизайна титров и постеров более иконографический подход, ставя цель создать настроение вначале всего остального, чем сильно отдалялся от традиционной нарративной буквальности. Естественно, подобное новаторство сделало дизайнера крайне востребованной в Голливуде фигурой: в 1954-м он создал анимацию для открывающих титров «Человека с золотой рукой» Отто Премингера, истории про героиновую зависимость джазового музыканта, которого сыграл, опять же, Фрэнк Синатра; одновременно из-под его пера вышли титры для мрачного нуара Роберта Элдрича The Big Knife и легкомысленной комедии The Seven-Year Itch с Мэрилин Монро.

Титры к «Головокружению» Хичкока.

Самыми узнаваемыми работами Сола Басса принято считать его коллаборации с Альфредом Хичкоком. Дизайнер создал постеры и титры ко множеству фильмов режиссёра, включая великие Vertigo, North by Northwest и Psycho, а для последнего Басс лично расписал несколько знаковых сцен, включая знаменитую сцену в душе с Джанет Ли и момент с Мартином Болсамом на лестнице. Помимо работ с Хичкоком Сол Басс был отмечен как «визуальный консультант» в титрах картин режиссёров калибра Кубрика, Фрэнкенхаймера и Вайза.

 

Возвращение


к корням и обратно

В период с 1970-го по 1986-й год Басс, по сути, взял перерыв в работе над кино: созданные им за это время вступительные сцены можно пересчитать на пальцах одной руки — это Such Good Friends, Rosebud, That’s Entertainment Part II и The Human Factor. Отход от кино дизайнер сам объяснил в интервью журналу Sight & Sound в 1995 году: «В какой-то момент формат вступительных титров будто бы вышел из-под контроля, и стало казаться, что вместо них кто-то просто вышел на экран и отбил чечётку. Красивые титры стали, скорее, данью моде, а не практической пользой — тогда я и решил выйти из дела».

Продолжая заниматься собственным кинопроизводством, Басс вернулся к своим дизайнерским корням, успешно реализуя самые разные корпоративные проекты: логотип Bell с узнаваемым колоколом открыл дизайнеру большое количество дверей крупных корпораций, находящихся в поиске нового брендового образа. Интересно, что даже выполняя задания для крупнейших заказчиков вроде United Airlines и Warner Communications, Сол Басс мог параллельно создавать символику для некоммерческих организаций United Way и YMCA.

Титры к фильму Скорсезе Casino, 1995.

В 1987-м сценаристу и режиссёру Джеймсу Л. Бруксу удалось, наконец, заманить Басса обратно в дизайн вступительных титров и постеров для фильмов, и работы для комедии-хита Broadcast News вновь открыли Солу двери уже в мир кинодизайна. Отметившись год спустя в комедийном блокбастере Пенни Маршалла Big, дизайнер вернулся к нервозности и мраку криминального кино посредством длительной коллаборации с Мартином Скорсезе, вновь пройдясь по нуару с ремейком Cape Fear и затронув классическую мафиозную стилистику в Goodfellas и Casino. Скорсезе и Брукс, принадлежали армии сравнительно молодых режиссёров и дизайнеров, считавших Басса одним из главных их вдохновителей. И которые отчаянно желали работать с уже старейшиной дизайна кино, чей статус только укрепился в начале 90-х, когда работы дизайнера были выставлены экспонатами в Нью-Йоркском Музее Изобразительного Искусства. Надо сказать, что позитивно Басс реагировал не на все знаки внимания в свой адрес: так, в 1995 году дизайнер пригрозил судом Спайку Ли за то, что тот использовал оригиналы дизайнов Басса для Anatomy of a Murder в рекламе собственнй картины Clockers. Из-за медийной шумихи Ли был вынужден придумать кампанию для продвижения своего фильма заново.

Как и в случае с любым неоспоримо продуктивным деятелем, смерть Сола Басса трудно не воспринимать как скоропостижную и неожиданную. Великий дизайнер умер 25 апреля 1996 года от лимфомы Ходжкина, оставив после себя огромное идеологическое и художественное наследие.

 

Таймлайн

 

 

Что можно найти в продаже

  

 

Сол Басс – один из наиболее известных графических дизайнеров США

By Головний редактор

Сол Басс (1920-1996)

“There is nothing glamorous in what I do. I’m a working man.

Perhaps I’m luckier than most in that I receive considerable satisfaction from doing useful work which I, and sometimes others, think is good.”

— saul bass

Один из наиболее известных графических дизайнеров США 20-го века, который родился 8 мая 1920 года в Нью-Йорке, также хорошо известен благодаря оригинальному и местами революционному подходу к художественному оформлению заставок для фильмов.

Любовь всей жизни

За 40 лет своей карьеры этот удивительный человек поработал с такими гениями режиссуры, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе.

фото взято с davidairey.com

Закончив старшую школу Джеймса Монро, он начал учиться в манхэттенской школе искусств Art Students League, пока не стал посещать классы Дьёрдя Кепеша (венг. György Kepes) при Бруклинском колледже. Сол работал в голливудской типографии, делая рекламу к фильмам, пока не начал сотрудничество с кинорежиссером Отто Премингером в разработке постера к его музыкальной драме 1954 года «Кармен Джонс».

Премингер был настолько впечатлён работой Басса, что попросил его сделать вступительную заставку для фильма. И тогда Басс впервые задумался над тем, что можно создать нечто большее, чем простые вступительные титры, чтобы не просто удивить аудиторию, но и внести вклад в общее настроение и тему фильма в самом начале просмотра. Сол одним из первых понял креативный потенциал опенинга и финальных вставок.

фото взято с davidairey.com

Басс стал широко известен благодаря вступительной заставке к драме Премингера «Человек с золотой рукой» 1955 года. По сюжету фильма джазовый музыкант мечтает начать новую жизнь и начинает борьбу со своей наркозависимостью, которая в середине 1950-х гг. была настоящим табу. Сол решил создать спорный опенинг, потому что тема фильма сама по себе была спорной. В качестве центрального образа он выбрал руку – на чёрной бумаге вырезалась рука наркомана; как и ожидал Басс, это произвело настоящую сенсацию.

Для Альфреда Хичкока Басс создал незабываемые заставки, используя кинетическую типографику, для фильмов «К северу через северо-запад», «Головокружение» и «Психо». Именно эти революционные работы и сделали Сола почитаемым графическим дизайнером.

фото взято с davidairey.com

Басс трудился в своей сфере 40 лет, используя разнообразную технику: от примитивно-плоской в «Анатомии убийства» до совмещения игры живых актёров и мультипликации. К концу своей карьеры он работал с Джеймсом Бруксом и Мартином Скорсезе. Для Скорсезе Басс (в сотрудничестве со своей супругой Элаин), создал заставки к фильмам: «Славные парни» (1990), «Мыс страха» (1991), «Эпоха невинности» (1993) и «Казино» (1995, его последний опенинг). В поздних работах с Мартином Скорсезе он отошёл от «оптических образов» и перешёл к компьютерным технологиям.

“…before we worked together, he was a legend in my eyes. His designs, for film titles and company logos and record albums and posters, defined an era”

— martin scorsese

Полная фильмография

Постер к фильму «Один, два, три» Билли Уайлдера

источник – wikimedia.org

1950-е

  • Кармен Джонс / Carmen Jones (1954)
  • Человек с золотой рукой / The Man With the Golden Arm (1955)
  • С городской окраины / Edge of the City (1956)
  • Любовь после полудня / Love in the Afternoon (1957)
  • Святая Иоанна (фильм, 1957) / Saint Joan (1957)
  • Здравствуй, грусть / Bonjour Tristesse (1958)
  • Головокружение / Vertigo (1958)
  • Анатомия убийцы / Anatomy of a Murder (1959)
  • К северу через северо-запад / North by Northwest (1959)

1960-е

  • Спартак (1960)
  • Великолепная семёрка (1960, дизайн не использовался)
  • Вестсайдская история (1961, заключительные титры)
  • Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир (1963)
  • Банни Лейк исчезает (1965)
  • Вторые (1966)
  • Бал пожарных (1967)

1970-е

  • Такие хорошие друзья / Such Good Friends (1971)
  • Братья / Brothers (1977)
  • Человеческий фактор / The Human Factor (1979)

1980-е

  • Сияние / The Shining (1980)
  • Счастливчик Александр / Very Happy Alexander (1980)

Его последние заготовки предназначались для фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера», но не были использованы режиссёром.

Логотипы

источник – wikimedia.org

Но совершенно неполным образ этого гения дизайна будет без краткого экскурса в его работу с логотипами. А все потому, что некоторые логотипы, созданные при участии Басса, вошли в мировую историю графического искусства и стали хорошо узнаваемыми не только в Северной Америке но и по всему миру. Среди них:

AT&T (1969 и 1983)

 

Continental Airlines (1968)

Dixie (1969)

источник – multimedialab.be

United Airlines (1974)

источник – grayflannelsuit.netисточник – flickr.com

Для души

Ну и конечно же, нельзя не упомянуть еще одну грань в таланте этого известного человека. В 1964 году Басс выступил режиссёром короткометражки «Ищущий глаз» (англ. The Searching Eye), после чего смонтировал фильм Джона Франкенхаймера «Гран-При» и сделал короткий документальный фильм «Почему человек творит?» (англ. Why Man Creates).

А в 1974 году он снял свой единственный полнометражный фильм «Фаза 4» (Phase IV).

Сол Басс — Искусство названия

Дизайнер

Фотография © Харри Ферстаппен. Используется с разрешения.

Сол Басс (8 мая 1920 г. – 25 апреля 1996 г.) был графическим дизайнером и режиссером, возможно, наиболее известным своим дизайном афиш и титров к фильмам.

Сол работал бок о бок со своей женой Элейн Басс большую часть своей карьеры.

За свою 40-летнюю карьеру Басс работал с некоторыми из величайших режиссеров Голливуда, включая Альфреда Хичкока, Стэнли Кубрика, Отто Премингера, Билли Уайлдера и Мартина Скорсезе. Он стал известен в киноиндустрии после создания заставки для фильма Отто Премингера «9».0015 The Man with the Golden Arm в 1955 году. Для Альфреда Хичкока Басс разработал эффективные и запоминающиеся последовательности заголовков, изобретя новый тип кинетической типографики, для

North by Northwest , Vertigo (работая с Джоном Уитни) и Психо .

Басс также разработал некоторые из самых знаковых корпоративных логотипов в Северной Америке, в том числе оригинальный логотип AT&T в виде колокольчика в 1969 году, а также их более поздний логотип в виде земного шара в 1983 году. Он также разработал логотип Continental Airlines.68 логотип «jetstream» и логотип «тюльпан» United Airlines 1974 года, которые стали одними из самых узнаваемых логотипов той эпохи.

В 1955 году Элейн Макатура начала работать с Солом Бассом, и после вступительного заглавия к фильму « Спартак » в 1960 году, в котором Элейн была сорежиссером и продюсером, они поженились. Большая часть дизайна титров и фильмов Сола Басса после этого была создана в тесном сотрудничестве с Элейн. После рождения детей Дженнифер в 1964 году и Джеффри в 19В 67 году Басы сосредоточились на своей семье, короткометражных фильмах и заглавных эпизодах. Их первым совместным предприятием по созданию короткометражных фильмов были рекламные фильмы для павильонов на Всемирной выставке 1964 года,

From Here to There для United Airlines и The Searching Eye для Eastman Kodak. В 1968 году они сняли короткометражный фильм « Почему человек создает », получивший «Оскар».

Почему человек создает (1968), оскароносный короткометражный фильм режиссеров Сола и Элейн Басс. Об этом времени Саул сказал:

«Элейн и я чувствуем, что мы здесь, чтобы служить фильму и подходить к задаче с чувством ответственности. Мы видели много пиротехники, веселья и игр, и я полагаю, мы потеряли интерес. В то же время все большее количество режиссеры теперь стремились открывать свои собственные фильмы амбициозными способами, а не нанимать для этого кого-то еще. Какими бы ни были причины, результатом стало «Исчезновение». Мы не беспокоились об этом: у нас было слишком много других интересных проектов, над которыми нужно было работать. В равной степени, поскольку нам все еще нравился процесс создания титров, мы были рады снова взяться за него, когда нас попросили.

‘Fade In’…»

Ближе к концу своей карьеры Сол Басс был «открыт заново» Джеймсом Л. Бруксом и Мартином Скорсезе, которые призвали Бассов вернуться к дизайну основного названия.

Для Скорсезе Элейн и Сол Басс создали последовательности заголовков для Goodfellas , Cape Fear

, The Age of Innocence и Casino , их последней последовательности заголовков.

кредита для Элейн и Сола Басс в Cape Fear  (1991) main titles

В некотором смысле все современные начальные заголовки, которые представляют настроение или тему фильма, являются наследием творчества Басов.

Артикул

  • особенность

  • интервью

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • резюме

  • только название

  • резюме

  • только название

  • только название

  • резюме

  • резюме

  • Полная фильмография

Saul Bass — IMDb

  • Biography
  • Awards
  • Trivia

IMDbPro

  • Additional Crew
  • Art Department
  • Animation Department

Saul Bass was born in New York City in 1920 and is a widely acclaimed графический дизайнер с более чем 40-летним стажем. Среди его самых известные произведения являются заставками для таких классических фильмов, как Человек с золотой рукой (1955), К северу через северо-запад (1959) и Психо (1960). Басс использовал свой новаторский идеи и уникальный взгляд на мир, чтобы повлиять на его искусство, привлечение своей аудитории и развитие индустрии графического дизайна в процесс. Знаменитая сцена убийства в душе Хичкока в «Психо» обязана своей успехов в разработке раскадровок Басса. бас короткометражный документальный Почему человек творит (1968) был засветился на премьерном эпизоде 60 минут (1968) в 1968 году. Он также отвечает за логотипы многих известных корпораций, таких как AT&T, United Airlines и Dixie. Басс умер в Лос-Анджелесе в 19 лет.96.

Bornmay 8, 1920

Deadapril 25, 1996 (75)

Bornmay 8, 1920

Didapril 25, 1996 (75)

  • Won 1 Oscar
    • 9 Winss & 3 номиналы
    777777777777777777.
    • 9 Winss & 3 номиналы
    77777777777777777777777777777.
    • .

      Photos

      Known for

      Why Man Creates

      North by Northwest

      Phase IV

      Credits

      Additional Crew

      Art Department

      Animation Department

      Личная информация

        • 8 мая 1920
        • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
        • апреля 25, 1996
        • Los Angeles Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles.
          • Элейн Басс1961 — 25 апреля 1996 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *