Сол басс: Сол Басс — Look At Me
Сол Басс — Look At Me
Текст
Фарадж Эфендиев
Очень немногие смогли сделать для эстетики рекламы и поп-культуры второй половины 20-го века в целом столько, сколько сделал графический дизайнер Сол Басс. Мартин Скорсезе называл его человеком, который «нашёл и дистиллировал поэтику современного индустриального мира». Кроме Скорсезе, дизайнер за сорок с лишним лет карьеры успел поработать с Хичкоком, Премингером, Кубриком и Билли Вайлдером, сделал примерно сотню кинопостеров, успел побыть кинопродюссером и режиссёром, создал несколько по сей день самых узнаваемых логотипов американских корпораций. Look At Me разобрался в изобилии названий, образов и характеров знаменитого деятеля.
Сол Басс
Saul Bass
1920 — 1996, Нью-Йорк, США
графический дизайнер
Ранние годы
Сол Басс родился 8 мая 1920 года в Бронксе, Нью-Йорк, в семье украинских евреев-эмигрантов. Проявил артистическую жилку рано, в детстве зарисовывая почти всё, на что падал глаз. Выпустившись в пятнадцать лет из Старшей Школы Джеймса Монро, он поступил в Нью-Йоркскую Лигу Студентов-Художников (Art Students League of New York), совмещая её с ночными лекциями своего главного вдохновителя и ментора — венгерского художника Джорджи Кепеша (Gyorgy Kepes). Буквально после пары простых рекламных проектов Басс устроился на постоянную работу в нью-йоркский офис Warner Bros.
Такая высокая продуктивность привела к тому, что в 1952 году родилась компания Saul Bass & Associates, под эгидой которой вышло множество независимых проектов Сола. Также в то время Басс был частым участником множества конференций по дизайну, на которых он говорил о том, как идеи его главных вдохновителей — движений Arts and Crafts и Bauhaus — могли бы в этическом и эстетическом плане улучшить и изменить окружение и общество.
Влияние на кинематограф
Сол Басс использовал в отношении дизайна титров и постеров более иконографический подход, ставя цель создать настроение вначале всего остального, чем сильно отдалялся от традиционной нарративной буквальности. Естественно, подобное новаторство сделало дизайнера крайне востребованной в Голливуде фигурой: в 1954-м он создал анимацию для открывающих титров «Человека с золотой рукой» Отто Премингера, истории про героиновую зависимость джазового музыканта, которого сыграл, опять же, Фрэнк Синатра; одновременно из-под его пера вышли титры для мрачного нуара Роберта Элдрича The Big Knife и легкомысленной комедии The Seven-Year Itch с Мэрилин Монро.
Титры к «Головокружению» Хичкока.
Самыми узнаваемыми работами Сола Басса принято считать его коллаборации с Альфредом Хичкоком. Дизайнер создал постеры и титры ко множеству фильмов режиссёра, включая великие Vertigo, North by Northwest и Psycho, а для последнего Басс лично расписал несколько знаковых сцен, включая знаменитую сцену в душе с Джанет Ли и момент с Мартином Болсамом на лестнице. Помимо работ с Хичкоком Сол Басс был отмечен как «визуальный консультант» в титрах картин режиссёров калибра Кубрика, Фрэнкенхаймера и Вайза.
Возвращение
к корням и обратно
В период с 1970-го по 1986-й год Басс, по сути, взял перерыв в работе над кино: созданные им за это время вступительные сцены можно пересчитать на пальцах одной руки — это Such Good Friends, Rosebud, That’s Entertainment Part II и The Human Factor. Отход от кино дизайнер сам объяснил в интервью журналу Sight & Sound в 1995 году: «В какой-то момент формат вступительных титров будто бы вышел из-под контроля, и стало казаться, что вместо них кто-то просто вышел на экран и отбил чечётку. Красивые титры стали, скорее, данью моде, а не практической пользой — тогда я и решил выйти из дела».
Продолжая заниматься собственным кинопроизводством, Басс вернулся к своим дизайнерским корням, успешно реализуя самые разные корпоративные проекты: логотип Bell с узнаваемым колоколом открыл дизайнеру большое количество дверей крупных корпораций, находящихся в поиске нового брендового образа. Интересно, что даже выполняя задания для крупнейших заказчиков вроде United Airlines и Warner Communications, Сол Басс мог параллельно создавать символику для некоммерческих организаций United Way и YMCA.
Титры к фильму Скорсезе Casino, 1995.
В 1987-м сценаристу и режиссёру Джеймсу Л. Бруксу удалось, наконец, заманить Басса обратно в дизайн вступительных титров и постеров для фильмов, и работы для комедии-хита Broadcast News вновь открыли Солу двери уже в мир кинодизайна. Отметившись год спустя в комедийном блокбастере Пенни Маршалла Big, дизайнер вернулся к нервозности и мраку криминального кино посредством длительной коллаборации с Мартином Скорсезе, вновь пройдясь по нуару с ремейком Cape Fear и затронув классическую мафиозную стилистику в Goodfellas и Casino. Скорсезе и Брукс, принадлежали армии сравнительно молодых режиссёров и дизайнеров, считавших Басса одним из главных их вдохновителей. И которые отчаянно желали работать с уже старейшиной дизайна кино, чей статус только укрепился в начале 90-х, когда работы дизайнера были выставлены экспонатами в Нью-Йоркском Музее Изобразительного Искусства. Надо сказать, что позитивно Басс реагировал не на все знаки внимания в свой адрес: так, в 1995 году дизайнер пригрозил судом Спайку Ли за то, что тот использовал оригиналы дизайнов Басса для Anatomy of a Murder в рекламе собственнй картины Clockers. Из-за медийной шумихи Ли был вынужден придумать кампанию для продвижения своего фильма заново.
Как и в случае с любым неоспоримо продуктивным деятелем, смерть Сола Басса трудно не воспринимать как скоропостижную и неожиданную. Великий дизайнер умер 25 апреля 1996 года от лимфомы Ходжкина, оставив после себя огромное идеологическое и художественное наследие.
Таймлайн
Что можно найти в продаже
Сол Басс – один из наиболее известных графических дизайнеров США
By Головний редактор
Сол Басс (1920-1996)
“There is nothing glamorous in what I do. I’m a working man.
— saul bass
Один из наиболее известных графических дизайнеров США 20-го века, который родился 8 мая 1920 года в Нью-Йорке, также хорошо известен благодаря оригинальному и местами революционному подходу к художественному оформлению заставок для фильмов.
Любовь всей жизни
За 40 лет своей карьеры этот удивительный человек поработал с такими гениями режиссуры, как Альфред Хичкок, Отто Премингер, Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе.
фото взято с davidairey.comЗакончив старшую школу Джеймса Монро, он начал учиться в манхэттенской школе искусств Art Students League, пока не стал посещать классы Дьёрдя Кепеша (венг. György Kepes) при Бруклинском колледже. Сол работал в голливудской типографии, делая рекламу к фильмам, пока не начал сотрудничество с кинорежиссером Отто Премингером в разработке постера к его музыкальной драме 1954 года «Кармен Джонс».
Премингер был настолько впечатлён работой Басса, что попросил его сделать вступительную заставку для фильма. И тогда Басс впервые задумался над тем, что можно создать нечто большее, чем простые вступительные титры, чтобы не просто удивить аудиторию, но и внести вклад в общее настроение и тему фильма в самом начале просмотра. Сол одним из первых понял креативный потенциал опенинга и финальных вставок.фото взято с davidairey.comБасс стал широко известен благодаря вступительной заставке к драме Премингера «Человек с золотой рукой» 1955 года. По сюжету фильма джазовый музыкант мечтает начать новую жизнь и начинает борьбу со своей наркозависимостью, которая в середине 1950-х гг. была настоящим табу. Сол решил создать спорный опенинг, потому что тема фильма сама по себе была спорной. В качестве центрального образа он выбрал руку – на чёрной бумаге вырезалась рука наркомана; как и ожидал Басс, это произвело настоящую сенсацию.
Для Альфреда Хичкока Басс создал незабываемые заставки, используя кинетическую типографику, для фильмов «К северу через северо-запад», «Головокружение» и «Психо». Именно эти революционные работы и сделали Сола почитаемым графическим дизайнером.
фото взято с davidairey.comБасс трудился в своей сфере 40 лет, используя разнообразную технику: от примитивно-плоской в «Анатомии убийства» до совмещения игры живых актёров и мультипликации. К концу своей карьеры он работал с Джеймсом Бруксом и Мартином Скорсезе. Для Скорсезе Басс (в сотрудничестве со своей супругой Элаин), создал заставки к фильмам: «Славные парни» (1990), «Мыс страха» (1991), «Эпоха невинности» (1993) и «Казино» (1995, его последний опенинг). В поздних работах с Мартином Скорсезе он отошёл от «оптических образов» и перешёл к компьютерным технологиям.
“…before we worked together, he was a legend in my eyes. His designs, for film titles and company logos and record albums and posters, defined an era”
— martin scorsese
Полная фильмография
Постер к фильму «Один, два, три» Билли Уайлдера
источник – wikimedia.org1950-е
- Кармен Джонс / Carmen Jones (1954)
- Человек с золотой рукой / The Man With the Golden Arm (1955)
- С городской окраины / Edge of the City (1956)
- Любовь после полудня / Love in the Afternoon (1957)
- Святая Иоанна (фильм, 1957) / Saint Joan (1957)
- Здравствуй, грусть / Bonjour Tristesse (1958)
- Головокружение / Vertigo (1958)
- Анатомия убийцы / Anatomy of a Murder (1959)
- К северу через северо-запад / North by Northwest (1959)
1960-е
- Спартак (1960)
- Великолепная семёрка (1960, дизайн не использовался)
- Вестсайдская история (1961, заключительные титры)
- Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир (1963)
- Банни Лейк исчезает (1965)
- Вторые (1966)
- Бал пожарных (1967)
1970-е
- Такие хорошие друзья / Such Good Friends (1971)
- Братья / Brothers (1977)
- Человеческий фактор / The Human Factor (1979)
1980-е
- Сияние / The Shining (1980)
- Счастливчик Александр / Very Happy Alexander (1980)
Его последние заготовки предназначались для фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера», но не были использованы режиссёром.
Логотипы
источник – wikimedia.org Но совершенно неполным образ этого гения дизайна будет без краткого экскурса в его работу с логотипами. А все потому, что некоторые логотипы, созданные при участии Басса, вошли в мировую историю графического искусства и стали хорошо узнаваемыми не только в Северной Америке но и по всему миру. Среди них:AT&T (1969 и 1983)
Continental Airlines (1968)
Dixie (1969)
источник – multimedialab.beUnited Airlines (1974)
источник – grayflannelsuit.netисточник – flickr.comДля души
Ну и конечно же, нельзя не упомянуть еще одну грань в таланте этого известного человека. В 1964 году Басс выступил режиссёром короткометражки «Ищущий глаз» (англ. The Searching Eye), после чего смонтировал фильм Джона Франкенхаймера «Гран-При» и сделал короткий документальный фильм «Почему человек творит?» (англ. Why Man Creates).
Сол Басс — Искусство названия
Дизайнер
Фотография © Харри Ферстаппен. Используется с разрешения.
Сол Басс (8 мая 1920 г. – 25 апреля 1996 г.) был графическим дизайнером и режиссером, возможно, наиболее известным своим дизайном афиш и титров к фильмам.
Сол работал бок о бок со своей женой Элейн Басс большую часть своей карьеры.
За свою 40-летнюю карьеру Басс работал с некоторыми из величайших режиссеров Голливуда, включая Альфреда Хичкока, Стэнли Кубрика, Отто Премингера, Билли Уайлдера и Мартина Скорсезе. Он стал известен в киноиндустрии после создания заставки для фильма Отто Премингера «9».0015 The Man with the Golden Arm в 1955 году. Для Альфреда Хичкока Басс разработал эффективные и запоминающиеся последовательности заголовков, изобретя новый тип кинетической типографики, для North by Northwest , Vertigo (работая с Джоном Уитни) и Психо .
Басс также разработал некоторые из самых знаковых корпоративных логотипов в Северной Америке, в том числе оригинальный логотип AT&T в виде колокольчика в 1969 году, а также их более поздний логотип в виде земного шара в 1983 году. Он также разработал логотип Continental Airlines.68 логотип «jetstream» и логотип «тюльпан» United Airlines 1974 года, которые стали одними из самых узнаваемых логотипов той эпохи.
В 1955 году Элейн Макатура начала работать с Солом Бассом, и после вступительного заглавия к фильму « Спартак » в 1960 году, в котором Элейн была сорежиссером и продюсером, они поженились. Большая часть дизайна титров и фильмов Сола Басса после этого была создана в тесном сотрудничестве с Элейн. После рождения детей Дженнифер в 1964 году и Джеффри в 19В 67 году Басы сосредоточились на своей семье, короткометражных фильмах и заглавных эпизодах. Их первым совместным предприятием по созданию короткометражных фильмов были рекламные фильмы для павильонов на Всемирной выставке 1964 года,
Почему человек создает (1968), оскароносный короткометражный фильм режиссеров Сола и Элейн Басс. Об этом времени Саул сказал:
«Элейн и я чувствуем, что мы здесь, чтобы служить фильму и подходить к задаче с чувством ответственности. Мы видели много пиротехники, веселья и игр, и я полагаю, мы потеряли интерес. В то же время все большее количество режиссеры теперь стремились открывать свои собственные фильмы амбициозными способами, а не нанимать для этого кого-то еще. Какими бы ни были причины, результатом стало «Исчезновение». Мы не беспокоились об этом: у нас было слишком много других интересных проектов, над которыми нужно было работать. В равной степени, поскольку нам все еще нравился процесс создания титров, мы были рады снова взяться за него, когда нас попросили.
‘Fade In’…»
Ближе к концу своей карьеры Сол Басс был «открыт заново» Джеймсом Л. Бруксом и Мартином Скорсезе, которые призвали Бассов вернуться к дизайну основного названия.
Для Скорсезе Элейн и Сол Басс создали последовательности заголовков для Goodfellas , Cape Fear
кредита для Элейн и Сола Басс в Cape Fear (1991) main titles
В некотором смысле все современные начальные заголовки, которые представляют настроение или тему фильма, являются наследием творчества Басов.
Артикул
особенность
интервью
резюме
только название
резюме
только название
резюме
резюме
резюме
резюме
только название
резюме
только название
резюме
резюме
только название
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
резюме
только название
резюме
резюме
резюме
резюме
только название
резюме
только название
только название
резюме
резюме
- Полная фильмография
Saul Bass — IMDb
- Biography
- Awards
- Trivia
IMDbPro
- Additional Crew
- Art Department
- Animation Department
Saul Bass was born in New York City in 1920 and is a widely acclaimed графический дизайнер с более чем 40-летним стажем. Среди его самых известные произведения являются заставками для таких классических фильмов, как Человек с золотой рукой (1955), К северу через северо-запад (1959) и Психо (1960). Басс использовал свой новаторский идеи и уникальный взгляд на мир, чтобы повлиять на его искусство, привлечение своей аудитории и развитие индустрии графического дизайна в процесс. Знаменитая сцена убийства в душе Хичкока в «Психо» обязана своей успехов в разработке раскадровок Басса. бас короткометражный документальный Почему человек творит (1968) был засветился на премьерном эпизоде 60 минут (1968) в 1968 году. Он также отвечает за логотипы многих известных корпораций, таких как AT&T, United Airlines и Dixie. Басс умер в Лос-Анджелесе в 19 лет.96.
Bornmay 8, 1920
Deadapril 25, 1996 (75)
Bornmay 8, 1920
Didapril 25, 1996 (75)
- Won 1 Oscar
- 9 Winss & 3 номиналы
- 9 Winss & 3 номиналы
- .
Photos
Known for
Why Man Creates
North by Northwest
Phase IV
Credits
Additional Crew
Art Department
Animation Department
Личная информация
- 8 мая 1920
- Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
- апреля 25, 1996
- Los Angeles Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles, Los Angeles.
Элейн Басс1961 — 25 апреля 1996 г.