Разное

Световые инсталляции джеймса таррелла: Джеймс Таррелл — 135 произведений

Содержание

Бывший психолог манипулирует светом — Статьи — В мире

Джеймс Таррелл и его световые инсталляции в разных уголках Земли

«Мы питаемся светом, поглощая его своей кожей», — так однажды сказал Джеймс Таррелл. С 1960-х годов 75-летний американский художник, изучавший перцептивную психологию, увлекается светом. И похоже, он знает о нем все. Эта страсть превратилась в крупномасштабные проекты, объединенные в серию Skyspaces. Их можно обнаружить в 29 странах. Вот некоторые из них.

Аргентина

Музей Джеймса Таррелла расположен в поместье Colomé, в Аргентине. Он посвящен 50 годам карьеры его самого. Да это даже и не музей, а тоннель времени, выставочная обсерватория, где в 9 залах на 1700 квадратных метрах свет предстает перед нами в новом качестве. Сквозь отверстия в потолке на протяжении суток он то набирает силу в часы рассвета и заката, то теряет ее глубокой ночью. Те, кому удалось увидеть это искусственное световое шоу, утверждают, что оно обладает опьяняющим эффектом, и он намного круче, чем от знаменитого аргентинского вина.

Япония

Сила искусства Таррелла заключается в том, что оно вызывает и расширяет созерцательные состояния внутри зрителя. И тогда что может быть более подходящим для него, чем этот сельский гостевой дом в Японии, построенный с медитативными целями? В «Доме Света» Таррелл объединил аспекты традиционной японской архитектуры, эстетики и культуры с собственной игрой на свет и тени. 

Мексика

Город Кулиакан известен своими кровавыми закатами, но кроме них в нем есть еще и Еncounter Джеймса Таррелла — первое sky-пространство в Мексике, открывшееся для публики в 2015 году. Оно построено в зелени пышных ботанических садов и по своей форме напоминает глаз человека. Как и все космические проекты Таррелла, Еncounter хорош для самоанализа, размышлений и тишины. В дополнение к ним прилагаются более 1600 видов растений.

Нидерланды

В 1996 году проектирование искусственного кратера в дюнах Нидерландов казалось пугающим и сложным проектом, но не для мастера света Джеймса Таррелла. «Небесное убежище» — не ландшафтная скульптура, а инструмент для поиска света и цвета. Этот экспансивный объект 30 на 40 метров создает оптическую иллюзию куполообразного неба. Чтобы добраться до него, нужно подняться по лестнице, а затем пройти через туннель, который ведет к травянистому кратеру с алтарной каменной скамьей. 

Греция

На вершине холма Аманзо на полуострове в Пелопоннесе находится «Небесная равнина», люксовый отель и первая постоянная миниобсреватория Джеймса Таререлла, которую он разместил в Средиземном море. Как и в других его пространствах, в этом тоже предусмотрено окно в небо. В эгейское небо.

Швейцария

Бывший альпийский санаторий в традиционной швейцарской деревне стал очередным местом для небесных экспериментов Джеймса Таррелла. Этот столетний модерновый санаторий-отель сегодня предлагает впечатляющую коллекцию современного искусства, в том числе картины, скульптуры, постоянные выставки и регулярные «Художественные уикенды». Но Skyspace Turrell, построенный на этой территории в 2005 году, предлагает зрителям традиционный экспонат — горные альпийские небеса с высокими дозами свежего воздуха.

Англия

Вдали от повседневной суеты, в заброшенной английской деревне, окруженной густыми лесами, можно стать зрителем очередного шоу Таррелла. На английской границе недалеко от Шотландии находится Лесной парк Килдер и Kielder Skyspace. В круглом каменном сооружении английское небо прямо над головой. Нужно лишь посмотреть вверх.

Америка

Это самый большой объект, созданный Джеймсом Тарреллом. Он находится в Хьюстоне и напоминает космический корабль. В нем на двух уровнях могут расположиться до 120 человек. Незадолго до восхода солнца или заката светодиодная световая последовательность проецируется на 72-футовую квадратную крышу пирамиды, создавая легкое шоу с меняющимися цветами неба. Помимо демонстрации ежедневных симфоний света, это skyspace акустически спроектировано и для проведения музыкальных перформансов.

Норвегия

Норвегия известна своим сюрреалистическим светом — Северным сиянием, данным ей матерью-природой. В Осло в Парке Национального наследия находятся два инсталляционных объекта Таррелла из категории Ганцфельд: Double Vision (2013) и The Color Beneath (2013). «Ганцфельд» — немецкое слово, объясняющее феномен перцептивной депривации — восприятия, вызванного нахождением человека в однородном и бесструктурном зрительном и слуховом окружениях. С ним Таррелл частенько экспериментирует. 

Германия

«Встретить свет» можно и среди последних пристанищ интеллектуальной элиты Германии — рядом с могилами философа Фридриха Гегеля (Friedrich Hegel) и драматурга Бертольда Брехта (Bertolt Brecht). Рядом с ними в берлинской часовне Dorotheenstädtischer после ее реставрации в 2015 году были установлены подсвечивающие конструкции Джеймса Таррелла. Каждый вечер с июня по сентябрь здесь можно следить за движение света от восхода и до заката солнца.

Замкнутые пространства Skyspace от Джеймса Таррелла помещают человека внутрь материи света. И это не страшно. Это прекрасно! Ему стоит довериться — ведь он знает и его психологию.

Фото: architecturaldigest.com

Инсталляции Джеймса Таррелла — МК Германия

Культура 1501

Поделиться

Джеймс Таррелл. «Каменное небо, камень» («Stone Sky, Stonescape»), 2005 год.

 

В Музее Фридера Бурды (Frieder Burda) в Баден-Бадене с 9 июня открыта выставка произведений современного американского художника Джеймса Таррелла.

Творчество Таррелла посвящено изучению света и пространства. Будь то использование света на закате или сияния телевизора — искусство Таррелла помещает зрителей в реалии чистого опыта. Таррелл манипулирует светом как скульптор глиной. Каждая инсталляция активизирует сенсорное восприятие, которое способствует открытию: что казалось, например, кубом, в действительности — две световые плоскости проецируемого света, а черный квадрат на потолке — портал в ночное небо. То, что Таррелл показывает зрителям, не является иллюзией или обманом, это удивительная реальность. Художник всегда подчеркивал, что его искусство лучше всего описывается как «искусство восприятия».

Большая выставка в музее Фридера Бурды, организованная в тесном сотрудничестве с художником, объединяет важные ключевые работы из разных творческих этапов мастера.

Например, в ранних инсталляциях «Sloan Red» кажется, что геометрические тела как будто плавают в космосе. Работа 2016 года из важной серии «Wedgeworks» показывает, как художник использует свет для создания иллюзорных проекций. Работа «Apani», которая уже привлекла большое внимание на Венецианской Бьеннале 2011 года, позволяет посетителям ощутить, как любые пространственные контуры будто растворяются в свете и цвете…

Выставка открыта до 28 октября 2018 года. Сайт музея: www.museum-frieder-burda.de

Подписаться

  • вчера

    ИТ-сфера в России: прыжок через пропасть между ожиданиями и реальностью

  • 16 сен

    Российский автопром на пути к суверенитету

  • 13 сен

    В Госдуме назвали преимущества газопровода «Сила Сибири-2»

Что еще почитать

  • Песков ответил на сообщения о спорах с Путиным по поводу спецоперации

    Фото 19582

    Артем Кошеленко

  • Украинские военные устроили расстрел людей в Александровке

    34631

    Олег Цыганов

  • Назван критерий определения наличия боевого опыта для мобилизации

    14244

    Артем Кошеленко

  • Сенатор Полетаев: в Республике Алтай не мобилизовали ни одного человека

    85343

    Олег Цыганов

  • Бойцы «Ахмата» заняли важный оборонительный рубеж в ДНР

    23007

    Александр Шляпников

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • «Заранее собрал вещи, ночью получил повестку»: у военкомата в Белгороде собрались очереди из мобилизованных

    Фото 14118

    Белгород

    Елена Воропаева

  • Губернатор Севастополя Михаил Развожаев: в аэропорту «Бельбек» загорелся самолет

    13597

    Крым

    Фото с сайта Правительства Севастополя

  • Аксенов о референдумах на Донбассе: близится точка невозврата

    Фото 8808

    Крым

    Фото: управление информации и пресс-службы Главы Республики Крым

  • Мобилизация-2022 спустя неделю: пояснения и последние новости, которые важно знать

    Фото 7520

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • Кого из белгородцев призовут по частичной мобилизации в России в 2022 году: разъяснения Минобороны

    Фото 5853

    Белгород

    Елена Воропаева

  • Ярославские призывники останутся в регионе до 10 октября

    4284

    Ярославль

В регионах:Ещё материалы

В «Гараже» открылась выставка Джеймса Таррелла

Культура

На выставке знаменитого американца Джеймса Таррелла в «Гараже» представлены световые объекты и инсталляции разных лет. Нефигуративные оптические иллюзии и являются главной специализацией этого автора, который утверждает: «Свет никогда не исчезает, и, даже когда вы его не видите, все равно можете его почувствовать».

Укротить стихию света, поставив ее на службу искусству и обществу, — такова была мечта еще первых авангардистов, не довольствовавшихся традиционными для художников форматами и материалами. Надо заметить, что мечта эта сбылась, хотя и не совсем в том виде, как грезилось экспериментаторам в начале минувшего столетия. Реклама на улицах, иллюминация исторических объектов, дизайн бутиков, сценография концертов и дискотек — словом, не перебрать всего, из чего складывается сегодняшняя световая среда, вполне революционная по отношению к далекому уже прошлому.

Но где, спрашивается, в этом глобальном фейерверке подлинный эстетизм и воздействие на человеческую душу?

Джеймс Таррелл как раз принадлежит к тем представителям поколения шестидесятников, которых заботила тема восприятия искусства, а не просто создание эффектных опусов.

Понятно, что существенная роль отводилась визуальной психоделике. Пространственно-световые объекты должны были рождать ощущение своеобразного транса, сдвигающего привычные представления о реальности. Несколько образчиков той поры из серии «Проекции» фигурируют на выставке в «Гараже». Скажем, наложение двух световых «пластов» на угол комнаты создает иллюзию куба, коего нет и в помине. Отчасти это похоже на приемы из арсенала фокусника, однако Таррелл, как и его былые соратники по движению «Свет и пространство в Калифорнии», относился к подобной деятельности более чем серьезно.

В итоге весь мир (по крайней мере международный арт-истеблишмент) поверил в значимость световых экзерсисов. Имя Джеймса Таррелла стало символизировать именно эту сферу искусства.

Со временем из экспериментатора он превратился в классика — несколько даже старомодного, но надежного, как зажигалки Zippo. Сегодняшние кураторы с охотой берут работы Таррелла во всевозможные проекты — например, его световая инсталляция «Ganzfeld» сейчас демонстрируется в Арсенале на венецианской биеннале.

И действительно, кого еще и приглашать в экспозицию под слоганом ILLUMInations, как не прославленного «скульптора света»? Это же произведение показано и в Москве. Зритель попадает в обширный зал с пустыми стенами и подвергается воздействию переменных световых полей разных колористических оттенков. Предполагается, что такое погружение в среду без материальных ориентиров вызовет мобилизацию бессознательных образов, что окажется сродни путешествию в неведомое. Еще более интенсивной обработке подвергаются участники индивидуального тура внутрь проекта под названием «Капсула восприятия (Падение светового господства)». На 14 минут лежачий зритель отправляется в капсулу, с виду похожую на батискаф. В ходе сеанса светотерапии внутренний мир «пациента» обретает весьма оригинальный опыт — хочется верить, благотворный для психики.

Специально построенный в «Гараже» для выставки Таррелла лабиринт приводит посетителей то в зал с голограммами, продуцирующими псевдообъемные цветные лучи, то в шоу-румы с «пространственными манипуляциями», то в экспозицию с архитектурными моделями для исследования различных типов света.

Последняя разновидность экспонатов стала следствием многолетней работы художника над преобразованием кратера потухшего вулкана Роден, что в аризонской пустыне, в авторское художественное пространство.

Об этом проекте, который превратился для Таррелла в идефикс, многие наслышаны, однако очевидцев немного. Надо полагать, что в недрах своего возлюбленного кратера автор чувствует себя едва ли не повелителем вселенной. Отблески этого модернистского мифа долетают до широкой публики в форме разрозненных инсталляций. Признаться, они не всегда обладают тем гипнотическим действием, которое приписывает им молва. Но статус классика уже не зависит от чьих-то персональных разочарований или недоумений.

Подписывайтесь на «Газету.Ru» в Новостях, Дзен и Telegram.
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Новости

Дзен

Telegram

Картина дня

Военная операция на Украине. День 226-й

Онлайн-трансляция военной спецоперации РФ на Украине — 226-й день

«Вместо секс-просвета». Детей предложили обучать обращению с оружием

В Госдуме попросили Шойгу возродить курсы начальной военной подготовки

«Состояние тяжелое. Никаких прогнозов». Рэпера Пашу Техника ввели в кому

Жена рэпера Паши Техника пообещала засудить тех, кто был на вечеринке с наркотиками

Власти Петербурга отменили празднование Нового года ради оснащения мобилизованных

МО Белоруссии заявило о готовности выставить 500 тыс. военнообязанных из резерва

Путин призвал к «выработке мер» на фоне «трагических событий» на Украине

На Минском заводе рассказали, что подаренный Путину трактор делают по спецзаданию

Новости и материалы

«Шикарный кредит доверия»: экс-тренер «Рубина» о Слуцком

Украинская Рада поддержала Японию по вопросу принадлежности южных Курильских островов

Издание EUobserver сравнило блокировку Евросоюзом ряда СМИ РФ с романом Оруэлла «1984»

Жители Смоленской области обвинили 13-летнюю девочку в зверствах над животными

Путин поговорил по телефону с главами Турции, Кубы, ЮАР, Киргизии и Назарбаевым

Житель Краснодара тюнинговал 14-летний Hyundai по мотивам Bugatti Chiron

Слова министра финансов Великобритании о роли Путина в экономическом кризисе вызвали смех в зале

Драма о беременной эскортнице «Кэт» выйдет онлайн

Ким Кардашьян объяснила, почему Пит Дэвидсон встречается с «горячими девушками»

Посол России в Лондоне заявил, что британским бизнесменам советуют не налаживать связей с Москвой

Кристиан Бэйл заявил, что боялся застрять в образе Бэтмена после трилогии Нолана

В России турнир по биатлону прошел без стрельбы из-за отсутствия патронов

Екатеринбуржцев задержали за повешенную на мосту растяжку с поздравлением Путину

Рустам Солнцев заявил, что Бородина «угощала» наркотиками участников «Дома-2»

Международные резервы России в сентябре снизились на 4,4%

Названа модель iPhone 14, способная работать два дня на одном заряде

Жительницы Пскова ради выплат записывают в отцы своим детям выходцев из стран Средней Азии

Dacia покажет в Париже гибридный Jogger и новый концепт

Все новости

«Друг народа» или «антироссийское решение»: что известно о лауреатах Нобелевской премии мира

Нобелевскую премию мира — 2022 получили центр «Мемориал», украинские и белорусские активисты

Правительство России запретило ездить на электросамокатах и моноколесах быстрее 25 км/ч

Эксперты отмечают — это мало что изменит, пока нет штрафов

«Пощечина для Меган Маркл»: кому достанутся драгоценности Елизаветы II

Королевские эксперты рассказали, кто унаследует украшения Елизаветы II

СМИ сообщили о мобилизации внука Пугачевой. Новость оказалась фейком

Никита Пресняков назвал фейком новость о своей мобилизации «прямо из театра»

23 региона заявили о выполнении плана по частичной мобилизации. Всего в России 89 субъектов

Каждый четвертый регион РФ заявил о выполнении плана по мобилизации

Приговор совладельцу ТЦ «Зимняя вишня». После смертельного пожара он пытался сбежать

Совладелец «Зимней вишни» Вишневский получил восемь лет колонии за взятку

Ноги в грязи, руки в презервативах: чем запомнились Недели моды в Милане и Париже

Писал главы за секс с женой: угадайте верный факт из жизни русского писателя

Кто из великих скакал с семьей вокруг стола, а кто съел булочки с опилками?

«Телефон мистера Харригана»: что не так с новой экранизацией Стивена Кинга

Рецензия на фильм «Телефон мистера Харригана» — экранизацию повести Стивена Кинга

«Призыв к началу мировой войны». В Кремле ответили на слова Зеленского о превентивных ударах

Зеленский призвал НАТО нанести превентивные удары по России

Лукашенко приказал заморозить все цены. Что будет с экономикой Белоруссии

Лукашенко объявил о запрете на любое повышение цен в Белоруссии с 6 октября

ЕС внес в черные списки трех российских певцов и одного философа

ЕС ввел санкции против артистов Газманова, Расторгуева и Чичериной и философа Дугина

«Как только безумие остановится». Дерипаска рассказал, что будет после мирового кризиса

Дерипаска заявил, что «нынешнее безумие» в мире продлится еще 2,5-3 года

Джеймс Таррелл создает «трансцендентную» инсталляцию в Скалистых горах

Дженна Макнайт | Оставить комментарий

Американский художник Джеймс Таррелл создал иммерсивную инсталляцию с мансардным окном, окруженным освещенным потолком, внутри облицованного камнем строения на лесистом склоне в Колорадо.

Skyspace Green Mountain Falls расположен в предгорьях Пайкс-Пик, недалеко от Колорадо-Спрингс. Строение выходит на озеро и окружено высокими вечнозелеными деревьями.

Инсталляция находится на лесистом склоне в Колорадо

. Задуманная как «гармоничное продолжение ландшафта», инсталляция размещена в кубическом здании общей площадью 676 квадратных футов (63 квадратных метра).

Конструкция имеет металлическую крышу и наружную облицовку из местного камня. Фундамент и стены были построены с использованием 1,5 миллиона фунтов (680 метрических тонн) бетона, который поднимали по склону.

«Строительство Skyspace было инженерным подвигом, материалы которого были доставлены на склон горы исключительно из Колорадо», — заявила производственная группа Таррелла.

Green Mountain Falls объединяет более 85 Skyspaces от Turrell по всему миру, от Аргентины до Японии. Это первый Skyspace в Колорадо и первый, построенный на склоне горы.

В инсталляциях обычно используется естественный и искусственный свет, а также цвет и пространство для создания «небесной обсерватории» и атмосферы созерцания.

Внутри посетители входят в единственную камеру высотой 18 футов (5,5 метра) с окулусом — единственным окном в пространстве.

Квадратная апертура имеет тонкие края, которые создают сюрреалистический эффект, особенно в сочетании со схемой освещения комнаты. Потолок освещается постоянно меняющимися оттенками, излучаемыми светодиодами.

Посетители входят в одиночную камеру

Окулус можно открывать или закрывать в зависимости от погоды, что делает его одним из немногих небесных пространств с выдвижной крышей.

«Отличный и полезный опыт просмотра предлагается, когда крыша открыта или закрыта», — сказали в команде.

Этот проект является первым небесным пространством, построенным на склоне горы.

Стены внутренней камеры обернуты древесиной местных сосен, которые были уничтожены нашествием жуков. Пол — смесь кожи и тонко отполированного гранита — отражает небо, которое «является важной частью произведения искусства».

Идеальное время для знакомства с Skyspace — рассвет и закат, хотя просмотры проводятся в определенное время в течение дня.

Otherworld — захватывающая виртуальная аркада с интерьерами, вдохновленными Джеймсом Тарреллом

Посетителей приглашают посидеть на подогреваемых бетонных скамейках и насладиться впечатлениями. Зал может вместить до 25 гостей.

Доступ к зданию осуществляется по тропе, которая начинается в центре Зеленого водопада. Те, кто не может идти пешком, могут запросить поездку у сотрудников.

Внутри один сидит на бетонных скамейках

. Террелл, имеющий лицензию пилота, начал создавать свои Skyspace в 1970-х годах.

Постоянная инсталляция открылась в июне в ознаменование начала Фестиваля искусств «Зеленая шкатулка», ежегодного праздника изобразительного и исполнительского искусства.

«Немедленное место паломничества, Green Mountain Falls Skyspace привлечет энтузиастов искусства со всего мира, сначала в Green Mountain Falls, а затем в энергичный поход через чарующий хвойный лес за высшей наградой — трансцендентным, чувственным произведением искусства», — организаторы фестиваля. сказал.

Другие проекты в районе Колорадо-Спрингс включают Олимпийский и Паралимпийский музей США, созданный Diller Scofidio + Renfro, который состоит из алюминиевых корпусов, расположенных в виде вертушки, и разработанный SOM центр руководства в Академии ВВС США, который имеет выступающий стеклянный световой люк, напоминающий хвостовой стабилизатор реактивного истребителя.

Фотография сделана фотографом Дэвидом Лауэром.

Подпишитесь на нашу рассылку

Ваша электронная почта

Dezeen Debate

Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Новинка! Dezeen Agenda

Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Dezeen Daily

Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.

Dezeen Jobs

Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.

Dezeen Awards

Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.

Dezeen Events Guide

Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.

Мы будем использовать ваш адрес электронной почты только для отправки запрошенных вами информационных бюллетеней. Мы никогда не передадим ваши данные кому-либо еще без вашего согласия. Вы можете отказаться от подписки в любое время, нажав на ссылку отказа от подписки в нижней части каждого письма или написав нам по адресу [email protected].

Для получения более подробной информации см. наше уведомление о конфиденциальности.

Спасибо!

Вскоре вы получите приветственное письмо, поэтому проверьте свой почтовый ящик.

Вы можете отказаться от подписки в любое время, щелкнув ссылку внизу каждого информационного бюллетеня.

Как Джеймс Таррелл создает свои световые произведения искусства в Лос-Анджелесе Хьюстон Нью-Йорк

Фото: Дэвид Хилд © Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

Aten Reign,  2013 
Дневной и светодиодный свет, размеры варьируются
© James Turrell
Вид установки: Джеймс Таррелл, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 21 июня – 25 сентября 2013 г.

История гласит, что в середине 1960-х годов молодой уроженец Калифорнии по имени Джеймс Таррелл, сын набожных родителей-квакеров, взял пустой диапроектор и поставил его так, чтобы он светил в угол комнаты. После регулировки угла в месте, где луч падал на пересекающиеся стены, появился световой куб. Перемещаясь по комнате, перспектива менялась, но светящийся призрак сохранял свою трехмерную форму, пока, подойдя достаточно близко, не стало ясно, что коробка была иллюзией. Все, что действительно существовало в этом пятне, — это две пересекающиеся плоские плоскости белого света. Но это явление — как материальное качество, которое, казалось, приобретает свет, проецируемый таким образом, так и то, что эта иллюзия подразумевала в отношении природы восприятия — сделало Таррелла выдающимся художником того, что называют движением Света и Пространства, и с тех пор взял его в художественное путешествие, которое сейчас вступает в свое пятое десятилетие.

Куб света, произведение под названием Afrum I (Белый) (1967), в настоящее время выставлен на пятом этаже Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке в рамках крупной персональной выставки работ художника под названием просто Джеймса Таррелла , которая продлится до 25 сентября. Одновременно с выставкой Гуггенхайма проходит выставка под названием «Джеймс Таррелл: свет внутри» в Музее изящных искусств в Хьюстоне (MFAH), которая продлится до 22 сентября, и еще одна под названием Джеймс Таррелл: A Ретроспектива в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), которая продлится до 6 апреля следующего года. Вместе эти три взаимосвязанные выставки дают американской аудитории возможность погрузиться в разнообразные работы, которые необходимо испытать на собственном опыте, чтобы полностью понять.

Фото: Дэвид Хилд © Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк

Afrum I (белый) (1967)
Проецируемый свет, размеры варьируются
Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, коллекция Панца, подарок 92.4175
© James Turrell Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, 5 марта — 19 мая 2004 г.

Многие произведения Таррелла основаны на исследованиях сенсорной депривации и эффекта Ганцфельда, также известного как перцептивная депривация. Это явление, при котором люди, подвергающиеся воздействию однородных полей стимуляции — обычно статического поля цвета — теряют зрение, поскольку мозг отключается от неизменного сигнала от глаз. Эффект часто описывается как «видение черного», хотя у некоторых людей также бывают галлюцинации. На выставках MFAH и LACMA представлены несколько иммерсивных световых сред Таррелла, основанных на этом механизме чувств. В частности, на LACMA посетители получат возможность сыграть ва-банк с  Light Reignfall (2011), частью серии Perceptual Cells художника. Это сферическая структура, в которую отдельные зрители с помощью сопровождающего входят на раздвижной платформе. Оказавшись внутри, они подвергаются воздействию насыщенного света под контролем техника в течение 12 минут.

Для тех, кто не хочет участвовать в том, что может вызвать клаустрофобию, в музеях также представлены несколько ранних геометрических световых проекций, гравюр и рисунков Таррелла, а также некоторые из его более поздних работ с двумерными голограммами. У них также есть разделы, посвященные кратеру Роден, спящему вулкану в северной Аризоне, где с 1970-х годов Таррелл рыл серию туннелей, которые открываются в различные пространства неба — работы, которые обрамляют кусочек неба, обеспечивая расслабляющую, медитативная среда для просмотра. В музее MFAH, в коллекции которого больше произведений Таррелла, чем где-либо еще, посетители также смогут увидеть «Свет внутри», постоянную инсталляцию в туннеле, соединяющем два основных здания музея, и совершить экскурсию по двум местным небесным пространствам. : One Accord в Доме собраний друзей Live Oak в Хайтс и Twilight Epiphany в Университете Райса.

Предоставлено: Флориан Холцхерр

Prado (белый) , 1967
Прожектор, размеры варьируются
Коллекция Kyung-Lim Lee Turrell
© James Turrell

Но самая значительная новая работа Таррелла, представленная этим летом, находится в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Названный  Aten Reign, что относится к древнему египетскому божественному солнечному диску, это самая большая музейная инсталляция художника на сегодняшний день: 79-футовая конструкция из ткани и алюминия, которая полностью заполняет знаменитую ротонду Фрэнка Ллойда Райта. Произведение воспринимается снизу, и, как и в Skyspace, периметр комнаты окружен почти непрерывной скамейкой с высокой спинкой, которая дает место, где можно сесть, расслабиться и открыться свету, который, образно говоря, , льется сверху.

Таррелл мастерски манипулирует светом так, что кажется, что он приобретает материальное качество, и этот эффект полностью выражен в Aten Reign. При первом входе в ротонду сам воздух кажется наполненным тем, что можно описать только как туман света. Мягкое журчание фонтана Гуггенхайма только усиливает впечатление, что пространство окутывает мерцающий потусторонний туман. Глядя вверх, посетителя встречают пять концентрических эллипсов, каждый из которых излучает цветной свет с градиентом, который уменьшается по насыщенности от самого большого эллипса к самому маленькому. В центре дневной свет. Цветной свет медленно переходит через спектр, делая паузы между изменениями достаточно долго, чтобы залить глаза, прежде чем двигаться дальше с его завораживающей, гипнотической прогрессией.

Предоставлено: Музей Стеделийк. Ronin , 1968 Люминесцентная лампа, размеры варьируются
Коллекция художника
© Джеймс Таррелл
Вид установки: Джим Таррелл , Stedelijk Museums, Амстердам, 9 апреля — 23 мая 1976 г.

Хотя Aten Reign заполняет всю ротонду, трудно определить ее высоту. Деталь состоит из пяти отдельных усеченных конусов, похожих по форме и конструкции на абажуры, сделанных из алюминиевых решетчатых конструкций коробчатого сечения и растянутого полотна из ПВХ, уложенных друг на друга и подвешенных к световому люку ротонды. Каждый конус имеет два слоя ткани, белый внутри и черный снаружи, что помогает каждой секции добиться полной насыщенности цвета. Это также предотвращает утечку света из инсталляции на пандусы музея, которые изолированы от произведения белыми тканевыми стенами. В верхней части установки находится полупрозрачный холст, пропускающий дневной свет сверху, а между каждым конусом находится слой тонкой сетки, которая улавливает ровно столько света, чтобы создать впечатление, что это материя, заполняющая пространство неопределенных размеров.

Электрический свет производится двумя кольцами светодиодных светильников, меняющих цвет, установленных и скрытых на полках у основания каждого конуса — всего более 1000 светильников. Каждому прибору был присвоен собственный DMX-адрес, и он был связан кабелем с микшером цветов, управляемым программой, разработанной студией Туррелла. Вся инсталляция была построена сначала на складе в Нью-Джерси в течение двух с половиной месяцев, а затем доставлена ​​в музей и установлена ​​за пять недель. Оказавшись на месте, Таррелл запрограммировал цвета и переходы от основания ротонды, настроив ее для взаимодействия с уникальными условиями пространства.

«С легким как средним вы должны сначала сделать инструмент, а затем вы сможете на нем играть», — сказал Таррелл на предварительном просмотре для прессы, который предшествовал открытию выставки Гуггенхайма. С Aten Reign, как и с большинством его работ, представленных этим летом по всей стране, он показал себя виртуозом в привлечении внимания к этому важному аспекту наших чувств, от которого зависит все визуальное искусство: свету.

Предоставлено: Издание Питера Блюма, Нью-Йорк.

Meeting (из портфолио First Light) , 1989-90
Aquatint, 108 x 75,6 см
Peter Blum Edition, New York
© James Turrell 

 

Свет имеет значение: Видение света с Джеймсом Тарреллом

Свет имеет значение: Видение света с Джеймсом Тарреллом

Джеймс Таррелл: Кратер Роден, Восточный портал. 2010. Фото Флориана Хольжерра, www.architekturfoto.net
  • Автор: Томас Шильке

Светлые вопросы , ежемесячная колонка о свете и пространстве, написанная Томасом Шильке . Живя в Германии, он увлечен архитектурным освещением, опубликовал множество статей и является соавтором книги «Light Perspectives».

Американский художник Джеймс Таррелл движим своим увлечением светом, начиная с ранних ночных занятий в одиноком гостиничном номере и заканчивая превращением вулкана в крупнейший в мире ландшафтный арт-проект и совсем недавно освещением музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Он исследует восприятие для визуального опыта, где свет является не инструментом, позволяющим видеть, а скорее чем-то, что позволяет смотреть на себя.

Больше светлых дел, после перерыва…

+ 10

С 1972 года Джеймс Таррелл превращает «Кратер Роден» в монументальное произведение искусства. Расположенный под голубым небом северной Аризоны природный вулкан превращается в откровение небесных явлений: солнца, луны и звезд. Для Таррелла «Кратер Роден» посвящен небу: «Я не художник по «земляным работам». Я полностью вовлечен в небо. Позвольте мне сделать это очень ясно: главное, что меня полностью интересует пространство, а не форма».

Чтобы усилить ощущение однородного голубого неба, Таррелл стирает градацию вблизи горизонта; как он заявляет: «…если вы отправитесь в Скалистые горы, на большую высоту, где холодно, вы увидите небо такого ярко-синего цвета, что вы чувствуете, что можете разрезать его и положить в кубики! Вот такое небо я хочу, и я смог получить его, выбрав высоту. Ближе к горизонту есть градации, где синева светлее, а затем постепенно, к зениту, становится глубже. С кратером Роден я снял первые пятнадцать градусов высоты, нацелив линии обзора туннеля выше этого уровня. В этой точке вы видите на тридцать градусов меньше, чем на сто восемьдесят градусов. Вот как вы получаете этот невероятный цвет — удаляя весь белый цвет на горизонте».

Джеймс Таррелл: Кратер Роден, Восточный портал. 2010. Фото Флориана Хольжерра, www.architekturfoto.net

Как объясняет Ян Баттерфилд в своей книге о световом искусстве, в своем проекте кратера Таррелл создал специальные комнаты для восхода, заката и луны, предусмотрев астрономические события для следующие две тысячи лет. Тем не менее, лишь очень немногие люди будут иметь возможность увидеть эти захватывающие моменты из-за небольшого количества посетителей, разрешенных в день, и редкого характера небесных созвездий, таких как 18-летний цикл луны, появляющейся в центре тоннеля кратера. В то же время эффект камеры-обскуры создаст изображение луны на задней стене туннеля.

Джеймс Таррелл: План участка с высотой (кратер Роден), 1988. Фотоэмульсия, тушь и карандаш на майларе. 23 1/2 х 27 дюймов. Авторское право Джеймс Террелл. Фото: Кейн Гриффин Коркоран.

Вдохновение Туррела для его аскетичных, красочных и очень личных работ черпало из его родителей, которые были квакерами, и его исследований в области психологии и математики. Поучительный момент в его жизни произошел на уроке истории искусств в колледже Помона, когда он смотрел слайд-проектор в затемненной комнате. Он начал исследование, в котором свет является не инструментом, позволяющим видеть, а элементом, на который можно смотреть.

В 1960-х Таррелл начал работать исключительно со светом. Он закрыл окна своей белой лаборатории и оставил только несколько маленьких отверстий, через которые мог проходить свет. Если смотреть ночью, свет и цвет исходили от внешних стоп-сигналов, фар и светофоров. Террелл никогда не использовал цвет тела в своей работе. Его инсталляции включают в себя только цветной свет, населяющий пространство, что Таррелл объясняет следующим образом: «Если цвет находится в краске на стене, то при создании структуры и пропускании света цвет будет иметь тенденцию перемещаться по стенам. Но если цвет стены белый, что с одной стороны бесцветно, то свет может проникать в пространство верхом на свете, и этот цвет имеет возможность обитать в пространстве и удерживать этот объем, а не находиться на поверхности. стена.»

Второй аспект ночной инсталляции «Остановки в отеле Мендота» также оказался весьма актуальным для его будущей работы: внешний свет формировал для зрителя характер внутреннего пространства. В проекте Mendota это был городской трафик, но во многих других проектах небо снаружи создано для освещения в комнате зрителя.

Джеймс Таррелл: Кратер Роден, Глаз Кратера. Авторское право Джеймс Террелл. Фотография Флориана Хольжерра.

В одной из своих ранних инсталляций Таррелл использовал проектор высокой интенсивности, чтобы направить луч света в углу комнаты и создать геометрическую форму с иллюзией трехмерной фигуры. Для Таррелла этот проект был шагом к созданию физического присутствия с помощью света: «Тогда произошло то, что я больше заинтересовался сантехникой гипотетического пространства и идеей присутствия или качества света. Афрум… был больше похож на картину в том смысле, что вы рисуете на двухмерной поверхности, что намекает, возможно, на три измерения или неразрешимые трехмерные вещи. Эта работа заключалась в том, чтобы взять трехмерное пространство и сделать такие же намеки на пространство за его пределами — вам не нужно называть его четвертым измерением, но просто тем, которое не растворяется в трех измерениях. Таким образом, моя работа имеет гораздо больше общего с живописью, чем со скульптурным или архитектурным смыслом, потому что первое, что важно, это то, что свет используется как материал и что он имеет физическое присутствие как таковое. , и это пространство плотное, наполненное и никогда не бывает пустым».

Джеймс Таррелл: Афрум I (белый), 1967 г. Проецируемый свет, размеры варьируются. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, коллекция Панца, подарок 92.4175. © Джеймс Таррелл. Вид установки: Единичные формы (иногда повторяющиеся), Соломон Р. Гуггенхайм. Музей, Нью-Йорк, 5 марта – 19 мая 2004 г. Фото: Дэвид Хилд © Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк.

После проекционных инсталляций Террелл постепенно перешел к более архитектурным ситуациям и экспериментировал с неглубокими конструкциями. Скрытый рассеянный свет делает их завораживающими. Перегородки с задней подсветкой создают плавную и мягкую перспективу для зрителя. В других конструкциях, разделяющих пространство, Таррелл установил оконный проем между двумя комнатами, где рассеянный свет внешнего пространства льется в неосвещенное пространство для просмотра. Эти окна появляются как проход для вертикального диффузного неба. Невидимые края из-за закругленных углов во внешней комнате, растворенная текстура задней стены из-за рассеянного света и трюк оптической расфокусировки с прозрачной оконной рамой на переднем плане, а также рассеянная стена на заднем плане сливаются в ошеломляющее впечатление. бесконечного свечения.

Джеймс Таррелл: Raemar Pink White, 1969. Мелководье. Коллекция искусства и исследований, Лас-Вегас. © Джеймс Таррелл. Фото Роберта Ведемейера, любезно предоставлено Кейн Гриффин Коркоран, Лос-Анджелес.

По сравнению с абстрактными неглубокими инсталляциями Таррелла, его туннельные инсталляции включают в себя более сильный архитектурный контекст. Четкие линии кадра противопоставлены рассеянному синему свету, чтобы зритель мог ощутить трансцендентные пассажи, играющие с границами и элементами неба.

Синий свет дает Тарреллу удивительное преимущество в восприятии, потому что человеческий глаз воспринимает окружающую среду в пределах спектра синего света как менее сфокусированную. Кроме того, хроматическая аберрация вызывает эффект расфокусировки синего света, когда в фокусе находятся красный и зеленый цвета. Поэтому освещенные синим цветом стены и поверхности кажутся более рассеянными и нематериальными по сравнению с другими цветами. Благодаря голубому свету у Туррелла есть мощный инструмент для растворения фокуса его эстетической программы: «В моей работе нет объекта. Никогда не было. В нем нет образа. У меня: нет объекта, нет изображения, нет точки фокусировки. Меня интересует сантехника.

Джеймс Таррелл, американец, 1943 года рождения. Свет внутри, 1999. Неоновый и окружающий свет. Музей изящных искусств, Хьюстон, музейная комиссия, подарок Изабель Б. и Уоллеса С. Уилсон. © Джеймс Таррелл.

Параллельно с проектом кратера Роден, основанным на естественном свете, художник по свету обратился к крупным архитектурным инсталляциям с электрическим светом. В этих работах у него также есть возможность включить и запрограммировать динамические изменения цвета. Таррелл увлекся яркими цветами еще в художественной школе, когда его заинтриговали полевые картины Марка Ротко.

Например, инсталляция Бардо Бриджит в Вольфсбурге выглядела как духовный проход в рай. При спуске по длинному пандусу все архитектурные грани растворяются, образуя однородное световое поле. «Сам свет становится откровением», — заявил Таррелл. Медленные переходы синих и малиновых оттенков окутывали зрителя мощным светом обсерватории.

Джеймс Таррелл: Бриджит Бардо, 2009. Ганцфельд. Вид инсталляции в Художественном музее Вольфсбурга. Германия, 2009 г. © Джеймс Таррелл. Фото © Флориан Холцхерр.

Еще одну большую интерьерную инсталляцию скоро можно будет посетить в ротонде нью-йоркского Музея Гуггенхайма, открывающейся в день летнего солнцестояния 21 июня. Проект «Aten Reign» перенесет внимание с застроенной среды на внутреннее пространство как пространство света. Ротонда будет восприниматься только снизу, а не как открытая пустота, на которую нужно смотреть через нее, чтобы подчеркнуть перспективу неба. Дневной свет будет проникать из окулуса в несколько слоев массивной конструкции, подвешенной к потолку музея. Пять эллиптических колец с цветным светом будут окружать основной глаз дневного света. Опять же, техническая инфраструктура будет в основном скрыта от глаз, чтобы сосредоточиться на визуальном восприятии, а не на световых технологиях и конструктивных деталях. Эта инсталляция еще раз подчеркивает точку зрения Таррелла на свет: «Мое искусство — это ваше видение».

Джеймс Таррелл: Визуализация для Aten Reign, 2013. Дневной свет и светодиодный свет. Инсталляция для конкретного места, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. © Джеймс Таррелл. Визуализация: Андреас Тьелдфлаат, 2012 г. © SRGF.

Несколько выставок дают вам возможность познакомиться с работами Джеймса Таррелла в Америке в этом году и в следующем году в Европе: Музей искусств округа Лос-Анджелес (26 мая 2013 г. – 6 апреля 2014 г.), Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Йорк (21 июня 2013 г. — 25 сентября), Музей изящных искусств, Хьюстон (9 июня, 2013 — 22 сентября) и Кейн Гриффин Коркоран в Лос-Анджелесе (25 мая — 20 июля 2013).

В рамках новой серии бесед об искусстве Google Art Project кураторы трех одновременных выставок мэра Джеймса Таррелла, которые будут представлены этим летом, ответят на вопросы краудсорсинга о художнике 9 июля в 15:00 по восточному поясному времени. Зрители могут получить доступ к разговору через Hangouts в прямом эфире на странице Google+ Google Art Project.

Ретроспективная выставка Джеймса Таррелла также посетит Шотландскую национальную галерею современного искусства в Эдинбурге, Великобритания (лето 2014 г.), Центр визуальных искусств Сейнсбери в Норвиче, Великобритания (2014 г.), Музей Гуггенхайма в Бильбао (сентябрь 2014 г.), Музей Израиля в Иерусалиме (1 июня — 18 октября 2014 г.) и Национальная галерея Австралии в Канберре (декабрь 2014 г. — апрель 2015 г.), а также, вероятно, Музей Шпренгеля в Ганновере (весна 2014 г.). Посетители Аргентины могут посетить постоянный музей Джеймса Таррелла, расположенный в провинции Сальта.

Джеймс Таррелл: End Around, 2006. Неоновый свет, флуоресцентный свет и космос. Авторское право Джеймс Террелл. Кредит Фотографии: Роберт Ведемейер.

Для дальнейшего чтения:

  • Баттерфилд, Ян: Искусство света + пространство. Abbeville Press, Нью-Йорк. 1993.
  • Бирнбаум, Даниэль; Ноевер, Питер: Джеймс Таррелл: Другой горизонт. Хатье-Кантц, Остфильдерн-Руит. 2001.
  • Хименес, Кармен, Тротман, Нат; Зайонц, Артур: Джеймс Таррелл.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *