Техника граффити: О технике граффити
О технике граффити
Искусство граффити тебя задело? Если да, то ты, наверное, уже нарисовал кучу скетчей (набросков) карандашом на бумаге, и теперь самое время выходить на улицу и творить. Не знаешь, как правильно это сделать? Нужен совет? Тогда ты попал по адресу! Читай и запоминай!
Во-первых, тебе нужен готовый скетч. Очень важно, чтобы макет твоего будущего рисунка был аккуратным и разборчивым. Он должен быть тщательно проработан, иначе при рисовании красками на стене могут возникнуть проблемы.
Во-вторых, надо найти хорошее место для рисунка. От качества стены зависит 50% результата. Лучше всего рисовать на гладкой стене. Но она не должна быть пористой, чтобы не впитывать краску и не должна быть гладкой, чтобы краска не стекала. И не забудь купить баллоны с краской. А чтобы убедиться, что ты выбрал удачное место для рисунка, попробуй для начала сделать пару штрихов, а уж потом принимайся за работу.
В-третьих, начинать лучше всего с фона.
С чего начать? Начинать надо с эскиза. Возьми краску побледнее и разметь основные элементы рисунка на стене (контуры, очертания букв и т.д.). Чем незаметней и бледней краска, тем легче будет исправлять ошибки, если таковые будут. Оценить, то, что получилось, лучше издалека. Так лучше видно и так легче сравнить с эскизом, сделанным на бумаге. Главное, чтобы рисунки на бумаге и на стене были максимально похожи. Если получилось удачно, то теперь твоя задача – распределить цвета и оценить количество краски. Будет обидно, если она закончится раньше времени.
Как рисовать? Все линии нужно прорисовывать плавно и аккуратно. Рисовать надо довольно-таки быстро, чтобы краска не потекла.
Старайся не дергать рукой, чтобы не ошибиться и чтобы все получилось аккуратно. Сначала рисунок нужно раскрасить, а уже потом прорисовывать контуры. Обрати внимание на прямые углы и дуги, там не должно быть разрыва линии, поэтому рисуй, не отрывая руки. Теперь отойди метра на два и оцени свою работу. Если есть, что подправить, то аккуратно подправь и…в общем-то все. Твой рисунок готов! Хотя нет…ты забыл подписаться, ну или подписать еще пару слов. А вот теперь точно все. И теперь ты знаком с техникой рисования больших рисунков.А вот для маленьких рисунков и для бомбинга техника рисования немного отличается. В общем-то все условно: например, ты можешь не грунтовать стену, можно сразу начинать рисовать без эскиза на стене и т.д. Можно даже скетч не рисовать. Это называется фристайл. Тут все зависит от обстоятельств. Нашел хорошую стену, или в голове вдруг появилась интересная идея…короче, рисовать начинаешь сразу, ну или по-быстрому рисуешь эскиз прямо на месте. В этом случае результат может и порадовать и разочаровать, так как не всегда получается то, что задумал.
А вот еще несколько советов тех, кто в этом деле профи:
· Чтобы не испачкаться в краске (а отмывается она довольно-таки плохо), лучше надеть перчатки, когда рисуешь. Летом подойдут обычные резиновый медицинские перчатки, а зимой можно надеть что-нибудь потеплее.
· Качество рисунка напрямую зависит от качества краски. Выбирай краску тщательней и не покупай самую дешевую.
· Рисунок на стене должен быть хорошо продуман. Лучше не импровизировать, а нарисовать скетч. Стена – не бумага все-таки.
· Перед тем, как рисовать встряхни баллон посильней, что краска и растворитель перемешались. В противном случае рисовать будешь растворителем, а краска так и останется в баллоне. Устроив краске встряску, цвет будет более насыщенным и подтеков не будет.
· Когда рисуешь, держи баллон вертикально.
· Придумай свой тэг – это твоя подпись, выведенная одной цельной линией. По сути это выражение твоего собственного стиля.
· Регулировать толщину линии можно при помощи насадок. Но если таковых не имеется, то расстояние между стеной и баллоном тебе поможет нарисовать то, что нужно.Чем ближе баллон к стене, тем тоньше линия, и наоборот. Если рисуешь медленно – цвет более насыщенный, рисуешь быстро – более рассеянный и бледный.
· Избегай грязи и потеков на рисунке, иначе грош цена твой работе. И не забывай убрать за собой после рисования. Нужно беречь окружающую среду и свое произведение искусства. Ведь если баллон с оставшейся краской попадет в нехорошие руки, то твой рисунок могут «подправить».
· Все материалы должны быть подготовлены заранее и их должно быть чуть больше, чем нужно, то есть с запасом. Но таскать с собой все, что у тебя есть для рисования, не стоит.
· При рисовании следи за рукой. Во избежание подтеков она должна двигаться быстро. Если все-таки руку надо остановить, обязательно сними палец с кэпа.
· Раскрашивай рисунок грамотно. Наноси сначала более светлые цвета, затем более темные. Согласись, легче закрасить желтый синим, чем синий желтым.
Вот, в принципе, и все, что тебе нужно знать о технике рисования граффити. Надеюсь, эти советы помогут тебе избежать неприятных ошибок, которые могут испортить твой рисунок. Рисуй с удовольствием!
Предыдущая статья Все статьи Следующая статья
Я тоже так могу.
О техниках стрит-артаВо второй статье курса о стрит-арте Concepture разбирается с тем, какие изобразительные техники бывают в уличном искусстве. В этой связи также выясняем, о чем говорит выбор той или иной техники и на что этот выбор влияет.
Стрит-арт – молодое явление, и, несмотря на приставку «арт», оно еще не стало привычным и респектабельным, как искусство. Да это и не нужно. Чем бы ни был стрит-арт – самовыражением одиночек, социальным протестом или веянием моды – он прежде всего существует благодаря своему воплощению. Пусть и недолго. В отличие от существующего на словах или созданного в Сети, стрит-арт реален. И, как показал своим примером Бэнкси, стрит-арт реален настолько, насколько наказуем. Concepture берется осмыслить те техники, которые используют уличные рисовальщики, и то, что они добавляют к нашему прочтению стрит-арта.
«Пользуясь дурной репутацией, незаконное искусство совсем незаметно, так, что даже не способно возбудить наше любопытство, но так эфемерно, что легко стирается плохой погодой или закрашиванием, и именно поэтому оно ценно». Брассай
Известный фотограф Брассай сказал это о надписях на стенах (он много фиксировал граффити, нацарапанные в маргинальных углах Парижа). Спустя 40 лет несколько других фотографов – Генри Чалфант, Марта Купер и др. – сделали современные уличные граффити объектом широкого культурного интереса. Фото- и видеосъемка позволили и стрит-арту стать чем-то целым. Однако современное спрей-граффити и стрит-арт в отличие от классических граффити и дипинти вряд ли сохранятся в веках. И это выбор его авторов, который мы видим в том числе в техниках стрит-арта.
Ну прямо как дети
Исполнение стрит-арта восходит к вещам, близким и понятным каждому, ведь рисовать можно множеством способов – пальцем на запотевшем стекле или грязной поверхности, мелком или обломком кирпича на асфальте, палкой на земле/песке ну или припасенным маркером где придется. Человеку вообще свойственно оставлять и читать следы, даже в городской местности.
В общественном восприятии ребенок, рисующий на стене, обоях или асфальте – явление вполне естественное и даже умиляющее, хотя не всеми одобряемое. Художник с кистями и красками, работающий на улице, тоже обычно вызывает улыбки и похвалу. А человек с баллоном краски в руке в сознании большинства – вандал и хулиган. Все-таки даже если стрит-арт делается другим способом, баллончик с краской остается его символом. Символом легкости и доступности, а также символом того, что бесит других.
При всей схожести с детским рисунком (в котором есть и экспрессия, и подобие тегов, и авторский почерк) то, как стрит-арт воплощается в реальность, роднит уличных райтеров отнюдь не с познающим мир ребенком или по вдохновению творящим деятелем искусства (хотя и это в нем есть). Обремененный рюкзаком с баллонами, пакетом, тубусом или планшетом, валиками и ведрами, стремянкой и болторезом да и еще черт знает чем – он похож на рабочего. Возвышенная риторика художников прошлого здесь неуместна – стрит-арт делают те, кто не боится труда и ремесла.
Одна из работ художника Buff Diss, созданная при помощи скотча
Конечно, техник существует огромное количество и вряд ли я знаю обо всех, но о наиболее распространенных и нескольких необычных мы поговорим.
Рука мастера
Самый очевидный вариант: рисунок от руки баллончиком или кистью, обычно по эскизу. Иногда вместо эскиза используется светопроекция на стену. Например, обычными кистями пользуется Miss Van, а Monsieur Andre доверяет руке с баллончиком. Причем во-втором случае рисование чем-то схоже с хореографией, так как требует выверенной координации – ничего исправить на стене не получится. Поэтому большинство все-таки ориентируются на эскиз, это необходимо если кусок/пис сложный, с несколькими цветами.
Дело в том, что спрей-граффити делается в непривычной логике: обычно мы начинаем с контуров или деталей, а затем уже добавляем цвет фигур и фон – тут все наоборот, сперва фон и цвет деталей, затем сами детали и в конце абрис. В этом способе больше всего свободы и места для авторского стиля, но и очень высокие требования к технике исполнения. Хотя стоит заметить, что некоторых это не останавливает: и в итоге возникает хоть и примитивный, зато узнаваемый авторский стиль.
Однако подобного рода рисунки стоит отличать от городского декора (например, в советский период очень широко использовались стены для мозаик, рисунков, барельефов). Особняком от стрит-арта стоит и традиция латиноамериканских муралс (калька с англ. murals, как мне кажется, более благозвучна, чем общепринятые «муралы»), возникшая в Мексике на основе сплава традиционной монументальной живописи, революционных идей (народное искусство) и местной культуры, а затем распространившаяся по региону.
Мурал – это рисунок по штукатурке на здании или внутри (обычно фреска или а секко), часто созданный любителем и выражающий простое содержание. Наиболее распространенными изображениями на домах в Латинской Америке являются политические деятели (Боливар, Сапата, Че Гевара, Субкоманданте Маркос, Чавес и др. ), футболисты, католические святые, индейские боги и сюжеты, люди за работой.
Художница Miss Van за работой
Любопытно, что муралс оказываются весьма востребованы в странах с разными культурами, но похожей политической ситуацией: помимо Латинской Америки они весьма популярны в Ольстере, Палестине, Сербии, ЮАР, Индии и почему-то на Сардинии.
Это же клише!
Второй, довольно популярный способ – это трафарет (стенсил). Лично я очень люблю трафареты и сам их использую. Трафарет можно делать из разных материалов (картон, пластик, бумага) лишь бы они были устойчивы к краске и сохраняли форму. Идеальный вариант – средней толщины прозрачный пластик. Трафареты бывают простые и многослойные, а в качестве краски используются не только аэрозоли (акрил, нитроэмаль), но и любой подходящий материал, который будет выделяться на выбранном фоне.
Трафарет совмещает в себе выразительность и простоту плаката (или логотипа) со значительной свободой в изображении. Вместе с тем трафарет доступен и для тех, кто считает, что не умеет рисовать; сегодня графические редакторы запросто компенсируют этот недочет. А некоторые и с вырезанием не заморачиваются, пользуясь плоттером (но это, конечно, совсем бездуховно). Кроме того, он воплощает серийность, это то, что принципиально ориентировано на повторение.
Несложно скопировать и чужой трафарет, именно поэтому в отношении таких работ нередко звучит обывательское «Я тож так могу» (можешь, конечно, если тебе есть что сказать, а так – нет). В ряде случаев трафарет изрядно экономит время, но это не всегда так (особенно если вы делаете многослойный трафарет в прохладную или влажную погоду). Главными его достоинствами остаются четкость и рельефность линий, контрастный/точный выбор цвета, сфокусированность на образе (распознаваемость, узнаваемость).
Прямо на клей
Наиболее широко сегодня используются постеры и стикеры – заранее распечатанные принты, приклеиваемые к стене. Одни несут свой собственный смысл, другие делаются специально к какому-то объекту среды. Некоторые авторы используют коллажи из элементов других изображений (Bast) или дорисованные рекламные плакаты (De face).
Коллажи художника под ником Bast
Наклейка чрезвычайно удобна как в очень маленьких форматах (от спичечного коробка до А4), так и в большом размере (от половины до 2-3-х ростов человека). Плюс в изображении автор ограничен лишь двумя факторами: местом (что и как будет смотреться) и возможностями печатного оборудования (или своим умением рисовать).
Постеры удобны и для работы с фотографическими образами. Использование графических редакторов и полиграфии позволяет очень оперативно реагировать на происходящие события, что бывает важно в социально-политическом стрит-арте. Благодаря клейстеру (иногда в английском так и называют wheatpaste poster, wheatpaste art) подобный стрит-арт весьма невзыскателен к качеству поверхности, в отличие от тех же трафарета или свободного рисунка.
Постеры легко делать сериями, к тому же они могут маскироваться под другие, более привычные плакаты (рекламные, политические, информационные), что также можно использовать для создания сообщения. Мне, например, очень нравится художественная провокация Антона Ольшванга, который развешивал на автобусных остановках Самары кроссворд, который невозможно решить. Впрочем, у легкости создания есть и обратная сторона: теперь и вирусная реклама, политические акции и прочее пытаются выдать себя за стрит-арт.
Не барахло, а вещь!
Еще один знаковый элемент стрит-арта – это объекты. Самые разные объекты, вписанные в городскую среду – от небольших «скульптур» (из скотча, полиэтилена, папье-маше, мусора) до значительных конструкций из дерева, металла и ткани. Иногда это целые инсталляции, порой с элементами перфоманса (например, «Бродский», «Маяковский» у Тима Ради).
«Маяковский» Тимофея Ради
Подобного рода работы обычно наиболее сложны в исполнении, но они же и наиболее эффектны. Впрочем, стоит оговориться, что иногда для этого требуется совсем немного. Как в случае с неизвестным автором, работающим в Болгарии, который наклеивает предметам городской обстановки «бегающие глазки» (googly eyes).
Эффектной может быть, как необычность («телефонная будка» Бэнкси), так и реалистичность (человекоподобные скульптуры Марка Дженкинса). Объекты также хороши тем, что с ними можно взаимодействовать. Например, это могут быть маленькие дверцы, которые хочется открыть (Karen Anderson) или набор кольев на случай встречи с вампиром.
Скульптуры Марка Дженкинса
Некоторые подобные объекты смыкаются с еще одним пограничным стрит-арту явлением – партизанингом. В отличие от стрит-арта его задачи и техники сугубо утилитарны и направлены на улучшение жизни в городе. Классический пример партизанинга – несанкционированная «зебра» там, где она нужна или знаки/указатели. Однако и стрит-арт порой сочетает в себе художественное и полезное.
Оригинальный подход
Довольно многие художники ищут свой стиль, используя буквально все, что попадет под руку. В стрит-арте немало техник связанных с рисунком на специальной поверхности или необычным средством. Например, это могут быть царапины на металле, мел и темная поверхность (Philippe Baudelocque), грязь, плесень/осадок, мох на стенах (Alexandre Orion, Moose), скотч (Buff Diss, Paw), цемент (3ttman), огонь и копоть («Вечный огонь» Тимофея Ради), вытоптанный снег и осенние листья («Очки» и «Осень» Паши 183).
Существуют и другие оригинальные техники, среди них мозаика и кубики Лего (Invader, Jim Bachor, Artyface, Lego Infill), использование нитей (группа Knitta Please) или рисунок на них (иногда на пленке как в работах Fat Heat, Евгения Чеса), разрушение облицовки стен (Vhils), посадка мха (Anna Garforth), фигурная обрезка деревьев и кустов.
Где-то на стыке с фотографией и видео лежат работы Graffiti Research Lab (они используют техники люминографии и лазерных шоу). К стрит-арту часто относят и создателей мадоннари (Джулиан Бивер, Philippenzo) – сложные и красочные рисунки на асфальте. Но это вещь довольно традиционная для городского искусства (первые мадоннари восходят аж к XVI веку, а может и раньше).
Каждая техника в той или иной степени немного смещает фокус восприятия и обращает наше внимание на то, что мы обычно упускаем из виду. Например, Vhils рифмует личные истории с историей зданий и города. Вместе с контролируемым разрушением он, по его словам, исследует «хрупкость и неустойчивость культурных основ цивилизации в крупных городских центрах». А работы вязальщиков из Knitta Please акцентируют наше восприятие на том, каков город на ощупь (а он обычно совсем не дружелюбен к нашей кинестетике, а иногда и враждебен – как в Британии, где экстерьер города специально организован, чтобы мешать бездомным).
Вообще использование объектов и оригинальных техник часто требует совмещения и с привычным рисунком. Например, Bordalo II мастерит из мусора большие скульптуры животных, которые затем помещает на стены и раскрашивает. Тристан Итон занимается росписью стен и компьютерной графикой, но сам его стиль очень сильно похож на коллажи ранних стрит-артистов. Blu делает из своих рисунков видео, последовательно закрашивая предыдущие.
Одна из работ художника под ником Vhils
Известный стрит-артист Zeus однажды похитил модель с билборда и запросил за нее выкуп (предоставив СМИ фото похищенной). Более того, некоторые создают свои работы в качестве рефлексии или стеба над другими уличными рисовальщиками. Так Матье Тремблин понятным шрифтом переписывает чужие теги. А кто-то включает в месседж реакцию других – например, тех, кто будет закрашивать рисунок. А Бэнкси, Комбо и другие и вовсе иронизируют над ситуацией и вписывают в свои рисунки закрашивающих стрит-арт рабочих. Стрит-арт развивается, реагируя на жизнь, а сам стрит-арт – это ее часть.
Техника и стиль превыше автора
Глядя на конкретную работу, зритель может задаться и вопросом о том, о чем говорит выбор техники? Мы еще вернемся к этому вопросу в последующих текстах. Пока же скажу, что это не всегда очевидно, в отличие от того послания, которое содержит в себе сама форма или техника.
Шепард Фейри выбрал стикер и постер потому, что их легко размножить: поначалу его интересовало именно копирование одного и того же образа (оно создавало неожиданный эффект значимости). Бэнкси стал использовать трафарет, потому что это позволяет делать рисунок быстрее. А Инвейдер любит мозаику за надежность и долговечность. Но точно также это может быть что-то личное из детства (например, мой интерес к трафарету видимо таков, равно как и вдохновение Инвейдера пиксельными играми от Atari).
В то же время выбор техники и материала в какой-то степени влияет и на тактику и стратегию поведения во время вылазки. Необходимое время, сложность и масштаб работы, как и другие нюансы (например, тип кэпов, имеющихся под рукой или умение работать вслепую и т. д.) постепенно организуют мышление райтера.
У граффитистов одна из популярных тем – «я хорошо бегаю»; они очень часто полагаются на реакцию, быструю технику и привычку бегать, поэтому в выборе места (точки/спота) они не особо разборчивы.
Ирония от Banksy
Напротив, у стрит-райтеров нередко звучит тема «умно выбранной точки» – и речь не только о том, чтобы рисунок выгодно смотрелся, но и о том, чтобы было удобно сделать его. Даже трафаретчикам приходится учиться оценивать район (освещение, движение транспорта, вероятность встречи со стражами порядка, безопасность), держать в уме множество факторов, на полную задействовать интуицию и боковое зрение.
Другая важная тема в стрит-арте – «маскировка», т. е. использование средств, снижающих подозрение со стороны (например, строительный тент или рекламная вывеска, рабочие жилеты и каски, использование техники, в т. ч. имитация съемки фильма и т. п.). Возможно, не случайно, что среди известных стрит-артистов о многих говорят как о контрол-фриках (например, о Бэнкси, Шепарде Фейри и др.).
Подводя итог, хочу заметить, что все-таки для стрит-арта важна сама работа, а нее автор. И техника или способ – это инструмент (хотя любой инструмент никогда не «просто инструмент»), позволяющий донести свое послание любому, кто его видит. Именно это положение нарушает попытка поместить стрит-арт в художественную галерею: практически сразу и техника, и послание становятся лишь аспектами «авторского стиля».
Довольно скоро это приводит к превращению множества уличных работ в тщательно приглаженную серию, которая за счет пары удачных ярлыков как будто бы что-то говорит об авторе, но с большой вероятностью нивелирует силу единичных высказываний.
Это банально, но назовите художника «бунтарем» и вам уже нет нужды чувствовать на себе его вызов, вы ведь знаете, что он против чего-то там высказался. Меж тем стрит-арт оставляет место для двусмысленности, в том числе и в части узнаваемости. Ведь вы скорее всего никогда не узнаете точно, кто сделал эту работу – тот, чьи изображения вы уже видели (и они вам запомнились) или кто-то другой. Это поддерживает интригу и интерес, но прежде всего подчеркивает значимость содержания самой работы.
Скамейки, оформленные художниками из группы Knitta Please
В конце концов, в стрит-арте есть только один критерий качества: взаимодействуют с ним люди или нет. Если кто-то остановился, потрогал, сфотографировал, рассказал другим – это и есть успех. Все прочее – излишне. Во многом именно поэтому произведения стрит-арта нарочито временны. И это важно несмотря на наш общекультурный невроз по поводу сохранения ценного.
Более того, стрит-арт доступен, его техники не требуют многого – возможно, постоянства попыток, но уж точно не какого-то особенного таланта. Талант нужен в том, чтобы понять и/или почувствовать, что хочешь сказать. Когда люди видят работы мастера они забывают об этом, им кажется – вот это да, я бы так не смог. Но ты можешь. Если хочешь и готов повторять. Это и есть стрит-арт.
Уличное искусство: определение и техника
Лилит Мауро
Микель Мата
Альба Альварес
УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО
Термин включает в себя любое искусство, созданное в общественных местах (как правило, на улице) и в основном созданное незаконным путем. Термин относится к «граффити» и некоторым другим формам художественного самовыражения на улице.
включает в себя любое искусство, созданное в общественных местах (как правило, на улице) и в основном созданное незаконным путем. Термин относится к «граффити» и некоторым другим формам художественного самовыражения на улице.
Важными городами уличного искусства являются Лондон, Барселона, Берлин, Сан-Паулу и Торонто.
Мотивы и цели уличных художников столь же разнообразны, как и сами художники. Стрит-арт делает вид, что удивляет зрителей, интегрируя свои элементы в довольно оживленные общественные места. Обычно это мощное послание, которое с иронией критикует общество и призывает к социальной борьбе, политической критике или просто к размышлению.
Уличное искусство может включать в себя традиционное граффити, трафаретное граффити, искусство наклеек, рисование пшеницей и уличные плакаты, видеопроекции, арт-интервенции, партизанское искусство, флешмоб и уличные инсталляции.
ТЕХНИКА
Традиционное граффити выполняется аэрозольными красками от руки. Но есть много других способов сделать это.
Мозаика: это искусство, основанное на сборке небольших кусочков цветного стекла, камня или других материалов. Это искусство используется для создания картин или изображений.
Фрески: Произведение искусства, нарисованное непосредственно на стене, потолке или другой поверхности. Это очень большое изображение, например, нарисованная фотография.
Трафаретное искусство: изготавливается с использованием трафаретов, форм, которые обычно изготавливаются из бумаги или картона; вы рисуете изображение, а затем вырезаете его. После этого вы используете аэрозольную краску или валиковую краску для создания рисунка, который вы хотите на поверхности.
Искусство стикера: изображение или сообщение публично отображаются с помощью стикеров. Это считается постмодернистским искусством.
Наклейки обычно отображают мнения.
Уличная инсталляция:
это движение «стрит-арт». Мы можем найти их в обычных местах, включая трехмерные объекты в городской среде.Пшеничная паста: представляет собой клейкую жидкость
, изготовленную из растительного крахмала и воды и используемую для приклеивания бумажных плакатов к стенам и другим поверхностям.
Ксилография:
Художественное произведение, нарисованное на небольшом куске фанеры или аналогичного недорогого материала и прикрепленное болтами к столбам дорожных знаков. Часто болты загибаются сзади, чтобы предотвратить снятие.
Yarn bombing: это тип уличного искусства, в котором используются красочные изображения вязаной или связанной крючком ткани. Эти куски ткани кладут поверх других предметов, чтобы украсить их.
LED Art: Это искусство, основанное на светодиодах. Купить их можно недорого.
Al это самые выдающиеся техники которые считаются STREET ART. Любая техника может быть более или менее сложной, но всех их объединяет то, что они разрабатываются в общественных местах и чаще всего выполняются нелегальным путем.
Техника спасения уличного искусства от граффити вандалов
14 апреля 2021 г.
Твитнуть
Фейсбук
- Электронная почта
От Лос-Анджелеса и Нижнего Ист-Сайда Нью-Йорка до Парижа и Пенанга уличное искусство известных и не очень известных художников украшает шоссе, дороги и переулки. Помимо создания социальных заявлений, произведений красоты и туристических достопримечательностей, уличное искусство иногда привлекает вандалов, которые добавляют свои нежелательные граффити, которые трудно удалить, не уничтожив основную картину.
«В течение десятилетий мы занимались очисткой или реставрацией классических произведений искусства, в которых использовались краски, рассчитанные на века», — говорит Пьеро Бальони, главный исследователь проекта. «Напротив, современное искусство и уличное искусство, а также покрытия и граффити, наносимые сверху, используют материалы, которые никогда не предназначались для того, чтобы выдержать испытание временем».
Исследователи представили свои результаты на весенней встрече Американского химического общества (ACS).
Научный сотрудник Микеле Бальони (не родственник Пьеро Бальони) и его коллеги, опираясь на работу своих коллег, разработали наноструктурированную жидкость на основе нетоксичных растворителей и поверхностно-активных веществ, загруженных гидрогелями с высокой удерживающей способностью, которые очень медленно выделяют чистящие вещества только в верхний слой. — несколько микрон в глубину. Нежелательный верхний слой удаляется за считанные секунды или минуты без повреждения или изменения оригинальной окраски.
Стрит-арт и покрывающие его граффити обычно содержат один или несколько из трех классов связующих красок — акриловые, виниловые или алкидные полимеры. Поскольку эти краски схожи по составу, удаление верхнего слоя часто повреждает нижний слой. До сих пор единственным способом удаления нежелательных граффити было использование химических чистящих средств или механического воздействия, такого как соскабливание или пескоструйная обработка. Эти традиционные методы трудно контролировать, и они часто наносят ущерб оригинальному искусству.
«Мы должны точно знать, что происходит на поверхности картин, если мы хотим создавать чистящие средства», — объясняет Микеле Бальони из Университета Флоренции (Италия). «В некотором отношении химия проста — мы используем известные поверхностно-активные вещества, растворители и полимеры. Задача состоит в том, чтобы правильно их скомбинировать, чтобы получить все необходимые свойства».
Микеле Бальони и его коллеги использовали инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье для определения характеристик связующих, наполнителей и пигментов в трех классах красок. После отбора подходящих малотоксичных, «зеленых» растворителей и биоразлагаемых поверхностно-активных веществ он использовал анализ малоуглового рассеяния рентгеновских лучей для изучения поведения четырех алкилкарбонатных растворителей и биоразлагаемого неионогенного поверхностно-активного вещества в воде.
Последним этапом было составление наноструктурированной чистящей комбинации. Система, которая работала хорошо, также включала 2-бутанол и легко биоразлагаемый гидротроп алкилгликозида в качестве сорастворителей/со-поверхностно-активных веществ. Гидротропы представляют собой водорастворимые поверхностно-активные соединения, используемые в небольших количествах, что позволяет разрабатывать более концентрированные составы поверхностно-активных веществ. Затем система была загружена в гидрогели с высокой удерживающей способностью и проверена на ее способность удалять перекрашивание на лабораторных макетах с использованием выбранных красок во всех возможных комбинациях.