Разное

Триптих сад земных наслаждений босх: The garden of earthly delights, 1501, 390×220 cm by Hieronymus Bosch: History, Analysis & Facts

«Сад земных наслаждений» Босха

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Сборник

Ермак

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Новости 29.12.2022

Умер композитор Эдуард Артемьев

Название, данное искусствоведами, — опять же предположение: по их мнению, на центральной части изображён именно сад земных наслаждений.

Сад земных наслаждений. (commons.wikimedia.org)

На левой створке — история о сотворении первых людей. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы как подтверждение богатства фантазии бога.

Рай в триптихе Босха. (commons.wikimedia.org)

Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу — вкусила запретный плод и подговорила мужчину последовать её примеру. За ослушание они были изгнаны из рая и отправлены на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.

Центральная часть триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент центральной части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Однако за всё приходится рано или поздно платить, о чём говорит правая створка, которую ещё называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто ещё недавно беззаботно фланировал по саду наслаждений.

Ад по версии Босха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент правой части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент правой части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент правой части триптиха. (commons.wikimedia.org)

Фрагмент правой части триптиха. (commons.wikimedia.org)

С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою. » (Быт. 1:1−2).

Изображение на обратной стороне створок. (commons.wikimedia.org)

Из всех смертных грехов наиболее наглядно Босх представил сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений», что было бы прямой отсылкой к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа 15—16 веков было очевидным примером того, как себя нельзя вести. Тех же, кто ослушается, ждали адские пытки в исполнении чудовищ с правой створки.

Скорее всего, Босх хотел показать последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнажённую плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина схлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-жёлтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трёх грешников, иллюстрируют голландскую пословицу «счастье и стекло — как они недолговечны».

Ад изображён кровожадно. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, переворачиваются.

Музыка, по мнению Босха, была дьявольским изобретением. Именно в адской части музыкальные инструменты приобретают угрожающий вид. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.

Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — грех. Современники художника хотя и боялись адского пламени, но всё равно грешили. Церковь лишь подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.

Наследие Босха пережило несколько всплесков популярности. Первый произошёл через несколько десятилетий после смерти художника и был спровоцирован гравюрами Питера Брейгеля Старшего.

«Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего. (commons.wikimedia.org)

Второй всплеск пришёлся на годы сюрреализма. Дали объявил себя наследником Босха. Восприятие образов с полотен фламандца серьёзно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа. Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вёл дневник.

Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников. Мы видим, что его картины полны символизма, свойственного разных группам интересов: христианских, еретических, алхимических. Но что на самом деле зашифровал Босх, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.

Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картин, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.

Наследие Босха — три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранились семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония», 1505−1506. (commons.wikimedia.org)

Босх родился в семье потомственных художников. По всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев. Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся. Ему поручали роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств.

В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало престижно. Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани. Полотнами Босха они устрашали своих гостей, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.

«Семь смертных грехов», 1475−1480. (commons.wikimedia.org)

Современники Босха довольно быстро заметили это и начали ему подражать. В ответ на это живописец начал наставлять своих копиистов: заходил в мастерские, следил за работой, давал советы. Вероятно, Босх радел, чтобы нравоучительных полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше.

«Извлечение камня глупости», 1475—1480.

(commons.wikimedia.org)

После смерти Босха всё его наследие раздала по родственникам супруга. Собственно, особенно раздавать было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.


Сборник: Ермак

Поход отряда Ермака Тимофеевича в 1581-1585 годах ознаменовал начало русского освоения Сибири.

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

Жизнь и смерть атамана Ермака

Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать её и, как оказалось, остаться там навсегда.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Панцирь Ермака Тимофеевича

Панцирь Ермака Тимофеевича

Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI век

Ермак

Ермак

Что заставило Ермака завоевать новые просторы? Как 500 казаков смогли покорить Сибирь?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Хан Кучум: история врага Ермака

Хан Кучум: история врага Ермака

Сибирский хан был противником Ермака за Уралом. Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.

  • Статьи
  • Азия
  • XVI век

Жизнь и смерть атамана Ермака

Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать её и, как оказалось, остаться там навсегда.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Панцирь Ермака Тимофеевича

Смерть Ермака мы помним прежде всего по одноимённой думе Кондратия Рылеева, которая стала песней.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVI век

Ермак

Что заставило Ермака завоевать новые просторы? Как 500 казаков смогли покорить Сибирь?

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Хан Кучум: история врага Ермака

Сибирский хан был противником Ермака за Уралом. Казаки разрушили его ханство, но Кучум нанёс ответный удар.

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

Василий Суриков изобразил на полотне сражение между казачьей дружиной Ермака и силами сибирского хана Кучума.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVI вв.

Сердце красавицы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Елисеевское дело»

  • Статьи
  • Европа
  • XVII-XVIII вв.

Невозвращенец

  • Статьи
  • Европа
  • XII-XIV вв.

Рыцари-тамплиеры — как одевались, что ели и за что их пороли

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

И навеки веков: история жён декабристов

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Кто предал Зою?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Лавочники и государство

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР

  • Статьи
  • Европа
  • I век

Самый развратный сапожок

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 692488
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 635661
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511288
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 189095
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 186004
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 158778
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 85124
Сердце красавицы
  • 📚 Статьи
  • 👀 67067
«Елисеевское дело»
  • 📚 Статьи
  • 👀 66057
Невозвращенец
  • 📚 Статьи
  • 👀 62716
Рыцари-тамплиеры — как одевались, что ели и за что их пороли
  • 📚 Статьи
  • 👀 692488
Разгром печенегов: конец истории знаменитых кочевников
  • 📚 Статьи
  • 👀 635661
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 511288
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 228311
И навеки веков: история жён декабристов
  • 📚 Статьи
  • 👀 213144
Кто предал Зою?
  • 📚 Статьи
  • 👀 189095
Лавочники и государство
  • 📚 Статьи
  • 👀 186004
Жизнь Никиты Хрущёва на пенсии
  • 📚 Статьи
  • 👀 163264
«Факел смерти»: самая крупная железнодорожная катастрофа в СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 158778
Самый развратный сапожок
  • 📚 Статьи
  • 👀 142015
«Средневековый танк»: как устроен рыцарский доспех

Картина Сад земных наслаждений (Иероним Босх)

Самый загадочный шедевр Средневековья – криптоживопись Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Его можно долго разглядывать, расшифровывать, читать, в некотором смысле, но без пояснений не разобраться.

Триптих «Сад земных наслаждений» чем-то напоминает современные модульные картины, где общий сюжет, но каждое изображение имеет логическое завершение. Здесь зашифровано невероятное послание потомкам от Босха – яркого представителя Позднего Возрождения.

Ты можешь выбрать картину любой тематики в галерее или заказать свою

ЗАКАЗАТЬ СВОЮ КАРТИНКУ

В чем смысл самой непонятной картины XVI века?

Иероним Босх был интересной и непредсказуемой личностью. Поэтому нет ничего удивительного, что его живопись – сплошь зашифрованный символизм. Одни утверждали, что он ревностный католик, другие угадывали в нем «адамита» (средневековые нудисты) или представителя секты катаров, увлекавшихся символизмом.

Известно, что художник принадлежал Благочестивому Братству Богоматери. БББ – городские активисты того времени, прихожане Кафедрального собора Св.Иоанна. Лютеране дали миру Эпоху Духовного Пробуждения, катары внесли ересь, которую церковь столетиями пыталась искоренить в Европе. Возможно, «Сад…» Босха был всего лишь пародией на «левое» учение, искажающее канонические сюжеты.

В «Саду земных наслаждений» Босха все смешалось – божества и демоны, святые и грешные, ноты и книги, музыкальные инструменты и орудия пыток, звери и птицы. Возможно, зашифрованные послания нужно читать по названию первых букв существ. Но многие монстры и непонятного происхождения существа не имеют названия. Поэтому его «Сад…» – самое известное и непонятное произведение гениального фламандца.

Ерун ван Акен сам родом из Нидерландов. «Иеронимус Босх» – автограф на всех его картинах (созвучно с иронией). В 1517 году отмечено первое упоминание об этом художественном произведении (описание имущества семейства Нассау в Брюсселе). В мадридскую коллекцию испанского короля Филиппа II триптих попал с другими шедеврами в 1936 году, когда началась гражданская война. Средневековый шедевр написан в 1500 –1510 годы, оригинал хранится в Мадриде, в музее Прадо.

Удивляет манера живописи с выразительной прорисовкой фигур людей и животных, распределением света и отсутствием теней. Кто-то пытался воспроизвести звучание нот, но это не дало ключей к разгадкам послания Босха.

«Садом земных утех» Босха триптих стал в ХХ веке. До этого его называли по греху сладострастия Luxuria. Были и другие версии, связанные с райским наслаждением и адскими муками. Понятно, что через любовь к греховным утехам «сад» превращается в «ад», из которого никто не сможет выбраться. Как говорится, «картина маслом», закрывающаяся книгой, на деревянных дощечках 220х389 см.

Символика каждой части триптиха

Левая створка триптиха самая «понятная», здесь изображен Эдем или Рай земной до грехопадения. Первые люди, не знавшие отвержения Бога из-за греха, еще не встали на путь смертной плоти. Рай имел идеальный порядок вещей без хаоса и упадка. Но удивляет, что вместе с изображением Иисуса, Адама и Евы, которым Бог дает наставление, есть алхимические и эзотерические аллегории.

Центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений», скорее всего, показывает круговорот жизни, куда попадают люди после грехопадения со вкусом губительного плода. Демонические существа и предлагаемые ними соблазны вовлекают человечество во всякие вредные похоти, отдаляя от Бога. Они приближают к вечному пребыванию в аду без шанса на спасение. Люди, отказываясь от всего возвышенно-духовного, со всей страстью отдаются плотскому – пресыщенности греховными наслаждениями.

Вполне логично, что правая створка – ад, то место, куда идут все грешники, не принявшие искупительную жертву Христа. Собственными силами никто не может расторгнуть ярмо греха. Видимо, именно об этом Бог предупреждал первых сотворенных людей с центральной зарисовки на левой створке Триптиха Босха «Сад земных наслаждений».

В этой части гениального творения отражены демонические существа и орудия адских пыток. Скорее всего, это порожденные фантазией Иеронима Босха символы и представления католиков об адских муках. Есть вещи, которые сложно придумать адекватному человеку. Эти монстры – что-то из ряда ночных кошмаров, поразивших воображение гениального художника эпохи Возрождения.

Ты можешь выбрать картину любой тематики в галерее или заказать свою

ЗАКАЗАТЬ СВОЮ КАРТИНКУ

Символика средневекового шедевра

Имея общее понимание о замысле модульной картины «Сад земных наслаждений», сложно с уверенностью сказать, что все это обозначает. Обнаженные фигуры, непонятные фонтаны, недоделанные сооружения и монстры без названия. Что это? Кошмары и галлюцинации средневекового гения? Карикатуры на учение катаров и эзотериков или собственные переживания от раздумий о смысле и пути творения? Попробуем разобраться с подачи авторитетных экспертов, толкователей и знатоков.

Христос – центральная фигура первого изображения. Катары справедливо считали его Спасителем и антагонистом дьявола, который пришел в Сад Эдемский, чтобы искушать и посеять зерно недоверия Богу. В левой створке триптиха Босха «Сад земных наслаждений» Он Еву представляет Адаму, сотворив как помощницу и жену.

Первые люди – Адам и Ева. Вероятно, Создатель Вселенной дает им наставления, предупреждая о последствиях отпадения от Бога. Судя по тексту «Бытия» в Библии, Он дает поручение «плодиться и размножаться, наполняя землю». Им еще неизвестно, что такое «добро» и «зло», поскольку сатана в образе древнего змея не приходил посеять неверие, расспрашивая Еву, «подлинно ли сказал Бог?».

Катары считали женщин порочными от начала, оправдывая мужскую похоть. Адамова природа во всей «красе» раскрыта в центральной части триптиха Босха. После «презентации» запретного плода древний змей ушел. Ева захотела попробовать плод дерева познания добра и зла, позже поделившись с Адамом. После того Адам обвинил Бога и Еву в соблазне, вместо покаяния, потеряв отношения с Богом.

Сова – символ князя тьмы на картине Босха «Сад земных наслаждений». Ночной хищник наблюдает за происходящим, изначально погрузив во зло человеческую природу. Эта птица в качестве наблюдателя присутствует во многих сюжетных композициях, наполненных символизмом.

Кошки-мышки – бесконечная игра с душами, которые рано или поздно попадаются хищникам. «Ненасытность» падшей природы – одно из проявлений плоти. Один из сюжетных акцентов – «несостыковка» с описанием Рая, где лев обедает, вместо того, чтобы мирно возлежать с агнцем (молодой овечкой).

Фонтаны – эзотерический символ. Необычная пародия на источник живой воды Эдема. Вода – символ жизни, которая используется церковной практике (крещение, омовение). Катары многие ритуалы отвергли. У Босха в фонтане есть сфера как сотворенного мира, откуда выглядывает сова, натворившая много зла. Искусствоведы усматривают в этом второй подтекст – рак (хитиновый розовый фонтан) и сова в нем (Сатурн) отражают астрологическое указание на время грядущего Судного дня.

Обнаженные фигуры с любовными забавами – отражение бесстыдства. Утехи на лоне природы – символическая отсылка к популярному в Средневековье сюжету «Сада любви». На первый взгляд может показаться, что это «детство человечества», но при внимательном рассмотрении понятно, что все поражено моральным разложением.

Музыкальные инструменты – символ одного из способов плотского наслаждения, «язык души и тела». Во времена Возрождения музыка получила новый виток развития, разделившись на «церковную» и «светскую». Она поглотила фигуры, изображенные в «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха.

Жемчуг. На память приходит библейское выражение «не мечите бисер перед свиньями». Жемчуг – драгоценные истины, данные Христом, но отторгаемые падшим человечеством. По версии катаров, сферическая жемчужина символизирует чистоту души, светоносное ядро – все, что осталось у людей от сотворения. У Босха жемчужины рассыпаны в грязи.

Клубника и другие ягоды. По мнению исследователей символизма эпохи Возрождения, ягоды были отождествлением манящего греха и иллюзорных удовольствий. В саду греховных наслаждений множество разных плодов.

Круговорот всадников, движущихся против часовой стрелки – олицетворение перевоплощений, как утверждают эзотерики. Однако в Библии нет никаких подтверждений – каждая душа по завершении телесной жизни даст отчет перед Богом. Возможно, хоровод символизирует круг страстей, из которого невозможно вырваться. Движение в обратную сторону – очередная ирония Иеронима Босха над средневековой астрологией и зодиакальным кругом.

Птицы. Во времена Босха водоплавающие пернатые считались «низкими тварями», любившими окунаться в грязную воду. Лебедь – символ непорочности, почитаемый Благочестивым Братством Богоматери, где состоял гениальный художник. Черные перелетные птицы – символ возрождения зла, а полое яйцо – пустота души.

Дерево смерти. Смешанный образ, состоящий из разнородных предметов, отражающих бренную оболочку земной жизни души, пустоту и неверие. Растение-монстр в триптихе «Сад земных наслаждений» олицетворяет пагубную сущность материального мира.

Прозрачная сфера с любовниками – символ хрупкости отношений, построенных на похоти. В те времена была популярна поговорка «Стекло и любовь, как же они недолговечны!» Отгородившись стеклом, грешники чувствуют себя защищенными, но их утехи для всех очевидны.

Рыба встречается реже другой символики. Во времена первых христиан это был образ Апостолов или «ловцов душ», которых они отвращали от греха. У Босха рыба несет двойную смысловую нагрузку. Мертвая рыба – это «тухлятина», символизирующая внутренне растление, пища падальщиков. Это знак зодиака и просто символ легкой добычи.

Символика правой створки

Ужасы адских пыток – правая часть триптиха. Наиболее загадочная створка «Сада земных наслаждений» Босха, где Эдемский Сад логично перетекает в ад, вследствие поглощения грехом и отвержением Бога-Творца.

Катары склонялись к тому, что Бог сотворил ад не для людей, а для падших демонических существ. Это бывшие Ангелы, которых прельстил сатана, когда пожелал утвердить свой престол выше Божьего Престола. О свержении с Небес падших ангелов написано в Библии. У Босха показаны некоторые уровни ада, где должны пребывать демоны и грешные души.

Музыкальный ад – продолжение темы центральной части «Сада наслаждений». Поговорка тех времен «похоть – музыка плоти» нашла необычное развитие. Легкомысленные развлечения, как часть плотских утех, в символизме Босха преобразуются в орудия пыток и фаллические символы в обнаженных задах содомитов.

Меланхоличное чудовище – один их странных образов метафорической картины. Невозмутимый «лик», которого ничего не смущает в происходящем вокруг, хотя его основание давно умерло и растрескалось. Полое яйцо – символ пустых развлечений. Лодки – символ пристрастия к алкоголю, когда постоянно «штормит».

Монстр с головой птицы – сам дьявол, пожирающий грешные души с отсутствием жалости. Сидя на «позорном стуле», он испражняется в выгребную яму. Горшки и голове и ногах отражает неверие и безысходность.

Игральные карты – символ азартных игр, которые прямой дорогой ведут в ад. «Тройка, семерка, туз», перевернутый карточный стол, брошенные игральные кости и демон, предлагающий еще одну партию в нарды – символы одного порядка. Это доказательство приверженности плоти к греховному времяпровождению. Ирония Босха в «Саду земных наслаждений» – нет семерки, которую он, якобы, припрятал для финальной игры.

Лестницы – путь к самопознанию без помощи Бога, упование на тайные знания и собственные возможности. Это популярный символ времен Позднего Средневековья – подъем завершается падением (у Босха – грехопадение).

Свинья – еще один символ пьянства в «саду наслаждений». Здесь с ней обнимается грешник в головном уборе монаха, что отражает желание сохранить ясность ума. Но падшая плоть побеждает разум. Двойной смысл иронии Босха – насмешка над лицемерием католической церкви, желающей до последнего сохранять «святое» лицо.

Ножи и коньки – символы хождения по краю лезвия, балансируя между грехом и святостью. Нож – символ предательского нападения и затяжных мук от смертельной раны. Лезвия коньков – скольжение по самому нижнему уровню ада, где, как полагали в Средневековье, черный лёд. Один из конькобежцев держит надпись «лень» – лучший способ прожить бесполезную жизнь.

По мнению экспертов, «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха – не просто критика разных учений, но и возможность отразить растление души. Обманутые мужья, спящие среди рогов, обольщение обнаженными телами с оправданием «безгрешной» сексуальности, аморальные наслаждения содомитов – следствие утраты душевной чистоты падшим человечеством. В свое время триптих Босха подвергли жесткой критике, называя «манифестом сектантов», поэтому он его скрывал, пока утихла шумиха, затем продал.

Картина «Семь смертных грехов» во многом перекликается с его символикой в «Саду наслаждений».

10 фактов, которые вам необходимо знать

Сад земных наслаждений, Иероним Босх, ок. 1490–1500, Музей Прадо

 

«Сад земных наслаждений» — триптих, написанный мастером Иеронимом Босхом (ок. 1450–1516) — ранненидерландским художником. С 1939 года она хранится в мадридском Музее Прадо. Она датируется периодом между 1490 и 1510 годами, когда Босху было около 40 (или 50) лет, и является одной из его самых известных и амбициозных работ.

 

Бош Сад земных наслаждений изображает Рай с Адамом и Евой, земные наслаждения, многочисленные обнаженные фигуры и Ад с изображениями фантастических наказаний различных видов грешников. На внешней панели зритель может видеть только Бога, создающего Землю. Сад земных наслаждений — это история о морали и грехе. Вот 10 фактов, которые вам нужно знать об этом шедевре.

 

1. Размер сада земных наслаждений Триптих
Сад земных наслаждений , Иероним Босх, ок. 1490-1500, Музей Прадо

 

Он огромный! Высота составляет 205,5 см (81 дюйм), а ширина — 384,9 см (152 дюйма). Ширина каждого крыла составляет 76,5 см (30 дюймов). Центральная панель составляет 231,9 см (91 дюйм), а в закрытом виде внешний диптих составляет 153 см (60 дюймов). Этот уникальный огромный триптих имеет ширину почти 4 метра (13,12 фута) и высоту 2 метра (6,56 фута) и включает в себя сотни обнаженных фигур, таинственных существ и машин, странных животных и фруктов.

 

Bosch’s Garden of Earthly Hellows является крупнейшим из самых известных выживших триптихов Боша, в том числе: Последнее суждение , Hawwain , Epiphany (обожание Magi) и 9 Святого Антония .

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Сад земных наслаждений ‘Внешний вид был задуман как круг, со сферой космоса (Земли), образующей круг, который проходит через две ставни. Использование Босхом круглого формата только на внешней стороне его триптихов определило внешний вид области. Он намеренно делал акцент на универсальном содержании и доносил его непосредственно до зрителя. Переход от огромного масштаба ( снаружи ) к миниатюрному масштабу ( интерьер ) создает переход от макрокосм в микрокосм . Более монументальный масштаб экстерьера придает закрытому виду этого запрестольного образа необычайное визуальное присутствие.

 

На всех панелях важен масштаб. Это все большие панно, но фигурки относительно небольшие. Постоянный творческий потенциал Bosch поражает; он создал картину с сотнями фигур, каждая из которых интересна, любопытна и причудлива.

 

Щелкните здесь для более подробного обсуждения масштаба картины искусствоведом Рейндертом Фалькенбургом.

2. Цветовая техника: Гризайль против ярких цветов
Внешняя панель Сад земных наслаждений , Иероним Босх, ок. 1490-1500, Музей Прадо

 

Триптих написан маслом на дубовых панелях и состоит из средней панели, окруженной двумя прямоугольными створками, которые могут закрываться по центру как ставни. Эти крылья изображают землю в стиле гризайль во время создания. Гризайль — это техника рисования, в которой используется монохромная палитра серых тонов, а этимологически это слово происходит от французского «gris» [серый].

 

Босх обычно использовал гризайль на своих экстерьерах, но он также добивался колористических эффектов. Внешний вид Сада земных наслаждений включает бледно-розовые и кремово-белые блики. Колористический эффект гризайли Босха усиливается его свободными живописными мазками, которые создают мерцающие блики, придающие изображениям энергию и жизнь.

 

Центральная панель «Сада земных наслаждений», Иероним Босх, ок. 149 г.0-1500, Музей Прадо

 

Для внутренних панелей палитра Bosch исключительно яркая и включает в себя различные пигменты, такие как желтый [ желтая охра, свинцово-оловянный желтый ], синий [ азурит ], красный [ киноварь, карминовое озеро ], зеленый [ малахит, резинат меди ], белый [ свинцово-белый ] и черный [ слоновая кость черный ] — позднеготическая палитра.

 

Хотя его работы теперь признаны поздней готикой, технически Босх рисовал в стиле, известном как «9».0011 Alla prima », техника рисования, при которой пигменты наносятся мокрым по мокрому , не давая высохнуть предыдущим слоям. Пигменты наносятся за одно нанесение практически без подкрашивания. В итальянском языке термин « Alla prima » означает « с первой попытки». »

 

3. Датировка сада земных наслаждений Босха
Поклонение волхвов , Иероним Босх, ок. 1494, Музей Прадо

 

Хотя Сад земных наслаждений не подписан, его принадлежность Босху никогда не подвергалась сомнению. Однако его дата является предметом серьезных дискуссий. Основываясь на отчете Музея Прадо, дендрохронологический анализ (исследование годичных колец), по-видимому, указывает на ранние годы деятельности художника, около 1480–1485 годов.

 

Однако стилистическое сходство произведения с триптихом «Поклонение волхвов» , который можно надежно датировать 149 г.4 — подтверждает, что работа должна быть написана в 1490-х годах, а не после 1505 года.

 

4. Происхождение названия и функции картины
Фрагмент «клубничного растения», центральная панель «Сада земных наслаждений», Иероним Босх, ок. 1490–1500 гг., Музей Прадо

 

Одно из самых ранних сохранившихся описаний Сада земных наслаждений Босха появляется в Historia de la Orden de San Geronimo , написанный Фраем Хосе Сигуэнсой в 1605 году. К этому времени триптих уже несколько лет находился в Испании и находился в монастыре Эскориал.

 

Хосе Сигуэнса назвал работу «Клубничное растение», , вероятно, потому, что этот фрукт представлен на панели несколько раз. Картина Босха, пояснил он, — это « тщеславие, слава и преходящий вкус клубники или плодов земляничного растения и их аромат, который едва можно уловить, когда он проходит мимо».0012 ».

 

Позже, в 1947 году, Вильгельм Фрейнгер предложил новую теорию и название, хорошо известное Сад земных наслаждений , потому что он отказался рассматривать центральную панель как изображение человечества, погрязшего в чувственных удовольствиях. Термин «Сад земных наслаждений» также является современным названием триптиха.

 

Деталь центральной панели

 

Сад земных наслаждений имеет значительное светское содержание. Понимается ли это как сцена греха или как райское состояние человека перед грехопадением, центр фокусируется на земных удовольствиях. Есть веские основания полагать, что Bosch Сад земных наслаждений предназначался для светского, а не церковного расположения.

 

Историк искусства

Эрнст Х. Гомбрих обсудил самое раннее описание Сада Восторгов Босха в 1967 году и связал картину с семьей Нассау. Антонио де Беатис (секретарь кардинала Луиджи Арагонского) в своем журнале путешествий указал, что 30 июля 1517 года триптих находился во дворце Нассау Куденберг в Брюсселе.

 

«…затем есть панно на разные причудливые темы, где имитируются моря, небо, лес, сельская местность, вместе с фигурами, которые появляются из раковины мидии, другие испражняются журавлями; и мужчины и женщины, белые и черные, с разными позами и выражениями, птицы, животные всех видов, изображенные с большой естественностью, вещи настолько приятные и такие фантастические, что их нельзя было бы правильно описать тем, кто их не знает». . Антонио де Беатис, 30 июля 1517 г.

 

Портрет Энгельбрехта II из Нассау, в Государственном музее Амстердама, через Wikimedia Commons

 

С конца 1960-х годов эта картина считалась поздней работой Босха, выполненной после смерти Энгельбрехта II Нассауского в 1504 году. Считалось, что покровителем был Генрих III Нассауский, племянник и наследник Энгельбрехта. В настоящее время можно подтвердить, что он был заказан у Босха Энгельбрехтом II, который, должно быть, предназначал его для дворца Куденберг. Хотя мы не располагаем сведениями об изначальной функции картины, ее тематика позволяет предположить, что она не украшала бы алтарь в церкви…

 

Поскольку триптих был публично выставлен во дворце Нассау, репутация и слава Босха быстро распространились по Европе. Есть множество сохранившихся копий, сделанных по заказу богатых покровителей. Эти копии обычно рисовались в гораздо меньшем масштабе и значительно различались по качеству. Многие из них были созданы спустя поколение после Босха, а некоторые имели форму настенных гобеленов.

 

5. Читайте как книгу
Левая и правая панели по 9 шт.0011 Сад земных наслаждений
, Иероним Босх, ок. 1490–1500, Музей Прадо

 

Многие искусствоведы считают, что триптих следует читать слева направо, в нем рассказывается история создания Евы, Падения человечества и их возможного пути в ад в качестве наказания. Есть несколько противоречивых интерпретаций центральной панели. Некоторые считают, что это изображает греховный взрыв, в то время как другие думают, что это символизирует невиновность человечества перед грехопадением.

 

Как бы то ни было, Босх дает своей аудитории сообщение и кое-что для размышления. Каждую часть триптиха можно рассматривать как отдельную историю, рассматривать как единое целое или разбивать на более мелкие истории.

 

6. Символизм и значение: розовый и синий
Детали розового и синего цвета

 

Один из самых простых способов взглянуть на эту картину — через использование цвета Босхом. Bosch использовал цвет для значительного эффекта. Определенные цвета имеют определенные значения, которые повторяются и одинаковы на протяжении всего триптиха. Критические цвета: розовый, синий, охра, лайм, белый и красный.

 

Розовый олицетворяет божественность и влияние божественного, плодовитость, созидательную силу и внутреннее качество. Он используется для одежды Бога, которая является ключом, указывающим на значение цвета. На правой панели цвет используется для обозначения фигур, находящихся в иллюзии божественности или изображающих из себя божественную власть.

 

Синий представляет Землю, земные влияния и материальное проявление вселенной. Впервые он используется в земных горах справа, на левой панели. Цвет всегда представляет более низкий уровень. На правой панели цвет используется для обозначения фигур под действием низших сил.

 

Охра и лайм
Фрагмент левой панели

 

Охра представляет разум, разум, осознание и сознание. Сначала он используется в трансцендентной божественной горе, затем в голове человека на левой панели, показывая втекающие в нее испорченные мысли. Чем темнее цвет, тем меньше влияние.

 

Лайм представляет собой идеал или лучшее, чего можно достичь при определенных обстоятельствах. Он затопляет всю землю левой панели, потому что Земля находится под божественным влиянием и еще не преобразилась. На правой панели цвет используется для обозначения наилучшего, чего можно достичь при неблагоприятных обстоятельствах, преобладающих на картине.

 

Бело-красный
Фрагмент левой панели (белый единорог) и правой панели (белые пятна)

 

Белый олицетворяет чистоту и святость. Впервые он представлен в белом цвете единорога в Эдеме. На правой панели цвет используется для обозначения фигур, которые кажутся святыми, но окутаны ложью. Это также указывает на ложь при использовании жемчуга на правой панели.

 

Детали центральной панели (красная вишня)

 

Красный символизирует похоть или страсть, искушение и сексуальность, как в ее земной, так и в небесной форме воспроизводства. Наконец, оно используется для вишни, как духовного искушения, и для земляники, как похоти.

 

Фрукты
Деталь центральной панели (красные и синие фрукты)

 

Плод бывает разных видов. Почти все они представляют искушение или похоть в той или иной форме. Цвет – показатель: красные вишни – душевные искушения; синяя или ежевика – земные соблазны. Центральная панель заполнена изображениями фруктов, представляющих вездесущность искушения, когда божественное пересекается с мирскими влияниями.

 

Деталь центральной панели (бассейн девушек)

 

Центральное – внутреннее – полотно картины включает ряд мотивов.

 

Обнаженные мужчины и женщины, светлокожие и темнокожие, вместе с различными животными, растениями и фруктами изображают свою сексуальность открыто и без осуждения или стыда. Зрители все еще расшифровывают яркие образы обширного садового ландшафта и по-прежнему расходятся во мнениях относительно символики, которая на протяжении веков приводила к широкому спектру интерпретаций.

 

Историк искусства Ганс Бельтинг, например, утверждает, что то, что мы видим на центральной панели, — это утопический мир, где сексуальность не осуждается, предложение альтернативного видения библейского Эдемского сада.

 

По словам Лоринды Диксон, многочисленные обнаженные фигуры предполагают « определенное подростковое сексуальное любопытство ». Могут ли краски Босха и изображения людей — скачущих с фантастическими животными, лакомящихся увеличенными фруктами или занимающихся прелюдией — не быть ни поучительным предупреждением о греховности сексуальности, ни изображением потерянного рая? Меньше представления порока, Сад земных наслаждений , возможно, является комментарием о связи человечества с природой и фундаментальной эфемерностью.

 

Для дальнейшего изучения этих тем профессором Пилар Сильвой щелкните здесь.

 

7. Скрытая музыка
Деталь правой панели (музыка приклада)

 

Большие музыкальные инструменты представляют систему правосудия, созданную человеком, и то, насколько она коррумпирована и является предметом нашего воображения; никоим образом не отражает божественной справедливости. Демоны, балансирующие книги на головах, представляют адвокатов. Судья (одетый в розовое, потому что думает, что он Бог) сочиняет закон своим языком (ниткой белых жемчужин) на заднице подсудимого.

 

Эта музыка была расшифрована Амелией Хэмрик, студенткой Христианского университета Оклахомы. После публикации трека на tumblr.com композиция Хэмрика стала вирусной, вы можете послушать ее здесь.

 

Или послушайте адаптированную версию мелодии «Butt Music» Джима Спалинка здесь.

 

8. Есть ли автопортрет художника на панели «Ад»?
Детали правого панно («человек-дерево», лицо «человека-дерева»)

 

«Человек-дерево» — это фокус Ада на правой панели, он сделан из разбитой яичной скорлупы. Этот похожий на яичную скорлупу торс, кажется, поддерживается стволами деревьев, которые противоречат хрупкому телу. Внутри тела сцена адской таверны, а голова поддерживает большой диск, заполненный дьяволами и их жертвами.

 

Портрет Иеронима Босха , через hieronymus-bosch.org

 

Ганс Белтинг задался вопросом, является ли лицо человека-дерева автопортретом, сославшись на «выражение иронии и слегка косой взгляд, [который] тогда составил бы подпись художника, претендующего на причудливый живописный мир для своего личного воображения». Значение этой загадочной фигуры так и не было объяснено должным образом, но, тем не менее, Босху удалось создать образ из сна — или кошмара.

 

Иероним Босх, Человеческое дерево [ Der Baummensch ] c.1500, рисунок пером из коллекций Albertina онлайн

«Человек-дерево» из панно «Ад» также был изображен на более раннем рисунке Босха. Эта версия с пером и бистром не содержит никаких намеков на ад, но ее план был принят как один из самых запоминающихся гротесков «Сад земных наслаждений» .

 

9. Босх и сюрреалисты
Большой мастурбатор, Сальвадор Дали, 1929 год, Виа Национальный музей и центр искусств королевы Софии

 

С появлением современного искусства в 20 веке люди по-новому взглянули на Bosch. Шарль де Муй, директор музея Нордбрабантс в Ден Боше, заявил, что « Сюрреалисты считали, что Босх был первым современным художником ». Сальвадор Дали изучал творчество Босха и признал его своим предшественником. « Как и Босх, Дали был очень реалистичным художником, чье творчество преобразило вещи », — продолжает Шарль де Муй, который также указывает на влияние Босха на других сюрреалистов, таких как Рене Магритт и Макс Эрнст.

 

Сюрреалисты превращали обычные вещи в ненормальные, как это делал Босх. В конечном счете, однако, они взяли только одну часть Босха: они не приняли его [религиозное] послание, но восхищались им за странные, оригинальные формы, которые он создал ».

 

Было даже высказано предположение, что необычное скальное образование, напоминающее лицо на знаменитой картине Дали «Великий мастурбатор » 1929 года, было вдохновлено похожей формой, видимой в пейзаже на левой панели «Сад земных наслаждений» .

 

Паола Волкова, художественный критик и искусствовед, утверждает: « Когда Андре Бретон издал Манифест сюрреалиста в 1924 году, в 20 й Века он впервые назвал Иеронима Босха предшественником сюрреализма. Вот что он говорит; сюрреализм считает своим предшественником Иеронима Босха. Поскольку его мир вывернут наизнанку сознанием, он раскрывает нам кошмары-фантомы подсознания, кошмары бессознательного, представляет нам абсолютно все формы наших инстинктов, только что воплощенные в образах, наяву, в предмете, в аллегории “.

 

10.Интерактивный документальный онлайн-фильм о саду земных наслаждений
Первая страница интерактивного документального фильма Иероним Босх, Сад земных наслаждений , via archief.ntr.nl

 

В 2016 году интерактивный документальный фильм Иероним Босх, Сад земных наслаждений совпал с 500-летием со дня смерти Иеронима Босха, сопровождаемым празднованием Музея Нордбрабантс в Хертогенбосе.

 

Этот интерактивный экспонат представляет собой подробный тур по картине, аналогичный экскурсии по музею. Посетитель отправляется в аудиовизуальное путешествие через веб-интерфейс, который включает звук, музыку, видео и изображения для обогащения повествования.

 

Bosch Сад земных наслаждений — это история о морали и грехе. Но помимо знакомства с историческим искусством живописи, посетитель может лучше понять жизнь в Позднем Средневековье.

 

Что можно ожидать от этого «интерактивного документального фильма»? Это позволит вам изучить картину в невероятных деталях, вплоть до мельчайших мазков кисти, а звуковые дорожки проведут вас через различные части картины, а серия аудиоочерков опишет более 40 различных областей шедевра!

 

Интерактивный документальный фильм Иеронима Босха Сад земных наслаждений , является частью медийного триптиха: ‘Иероним Босх ‘. Триптих состоит из документального фильма Иероним Босх. документальный фильм « Иероним Босх: Сад земных наслаждений » и тур виртуальной реальности «Иероним Босх, глаза совы ».

 

Посетите веб-сайт http://jheronimus-bosch.nl, чтобы узнать больше.

 

Путь каждого посетителя индивидуален. Сад земных наслаждений Bosch предлагает посетителю задуматься и подвергнуть сомнению свои грехи и мораль. Путешествие, в которое стоит отправиться. Смело берите!

Возвышенное до своего времени

Сад земных наслаждений представлен в виде триптиха, написанного маслом на дереве, в открытом положении, размером 7 футов 3 дюйма на 12 футов 9 дюймов. Триптих представляет собой произведение из трех панелей, соединенных шарнирами бок о бок, часто подвешенное как запрестольный образ. Однако важно отметить, что Босх не намеревался вывешивать свою работу как алтарь, а как изобретательную форму светского искусства, которую следует рассматривать в единстве как одно повествование. В этом конкретном примере герметичного хаоса Сад земных наслаждений можно открыть в плоском виде, открывая триптих, или выставить закрытым в виде диптиха.

Работы Иеронима Босха сложны и ошеломляющи. В то время как его, казалось бы, бесполезные творения наполнены бредовым чудом, многие из его работ были заказаны как религиозными, так и светскими покровителями, которые хотели передать целенаправленный смысл. Этот триптих — один из самых известных произведений Босха, часто подвергающийся различным научным интерпретациям. Произведение находится в музее Прадо в Мадриде, Испания.


В закрытом виде внешние панели диптиха представляют зрителю прозрачную сферическую форму теплого серого тона. Земной шар заполнен водой в нижней половине, землей и растениями в средней части и зловещими облаками в верхней четверти изображения. В верхнем левом углу внешней панели находится фигура бога с раскрытой книгой, парящего над землеподобным изображением. Начертанная над фигурой бога в переводе на английский язык гласит: «Ибо он сказал, и стало; он повелел, и оно стало». Внешний диптих часто интерпретируется как сотворение мира, таким образом, внутренний представляет собой видение будущего времени.


При открытии зритель погружается в три очень стимулирующие, насыщенные цвета, последовательные сцены, которые идут слева направо. Некоторые ученые интерпретируют внутренние панели, чтобы передать Ветхий Завет до грехопадения человека. Однако апокалиптическая теория антихриста во время грехопадения человека интригует и также основана на библейском тексте. Бельтинг заключает, что между тремя панелями невозможно найти уступчивое повествование, однако, когда фигура Христа идентифицируется как Антихрист, триптих несет в себе последовательное прочтение произведения в целом.


Левая панель

На левой панели рассказывается необычная история об Адаме и Еве. В сцене много гибридных животных, скрытых лиц и странной архитектуры на фоне сказочного пейзажа.


Центральная панель

На центральной панели, обнаженных людях и других гибридных животных Гамбол в середине сурреалистической и абсолютной утопии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *