Светильник

Старинные светильники доклад по окружающему миру: Сообщение о старинном светильнике — Школьные Знания.com

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Старинные и современные предметы одежды и быта. Осветительные приборы»

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

по теме  «Старинные и современные предметы одежды и быта. Осветительные приборы»

                  

Учитель:  Курячая Татьяна Владимировна, учитель  МБОУ Первомайской СОШ Кашарского района Ростовской области.

Предмет:  Окружающий мир.

Класс : 2

Тема учебного занятия: «Старинные и современные предметы одежды и быта. Осветительные приборы»

Цель: 

познакомить детей с предметами старины;  приобщить к национальной культуре и традициям русского народа; в процессе занятия закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта;  развивать творческий потенциал каждого ребенка, речевую активность, память.

Задачи:

    1. Познакомить учащихся с старинными предметами быта, одежды и      обуви, осветительными приборами.

2.     Формировать познавательную активность, умение работать в группах.

3.     Развивать устную речь, мышление,  внимание, память,  воображение.

Планируемые результаты:

Предметные:  развитие исторического мышления и понимания динамики, изменчивости социального события, явления, факта.

Личностные: совершенствование умения работать с информацией с целью  выяснения значения малознакомых слов.

Метапредметные:  развитие учебно-познавательных умений сравнивать и обобщать; развитие коммуникативных умений: участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в понятиях; самостоятельно определять цели своего обучения; работать с различными источниками информации; осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков (урок-путешествие).

Условия обеспечения учебной деятельности: компьютер, проектор, звуковые колонки, магнитная доска, плакат «Русская изба», предметы старинного быта: ручники, кувшины, горшок, самовар,  угольный утюг,  кочерга, ухват.

Литература:

1.     Учебник «Окружающий мир»  О.Т. Поглазова  УМК «Гармония»

2.     Ресурсы Интернета.

 

 

                                     

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель:

-Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем и к сердечку поднесем.

Вы почувствовали тепло весеннего солнышка?

-Давайте  возьмемся за руки  и подарим это тепло друг другу.

Пусть на уроке будет  теплая и дружеская атмосфера.

— Здравствуйте, ребята, мы начинаем урок окружающего мира.

 

2.     Постановка учебной задачи путём создания проблемной ситуации.

(На столе лежат предметы старинного быта: ручники, кувшины, горшок, самовар,  угольный утюг,  кочерга, ухват).

-Ребята, посмотрите внимательно на предметы, лежащие на столе.

-Как вы думаете, что это за предметы?

—       Вы с ними знакомы? Назовите их.

—       Кто ими пользовался?

—       Где могли находиться эти предметы? (в доме, музее).

—       Где они находились до музея?

-Как вы думаете,  о чем пойдет речь на уроке? (о предметах старины)

-Я предлагаю вам совершить путешествие во времени и познакомиться с далеким прошлым наших предков – предметами быта,  одежды, обуви, осветительными приборами, создать совместный проект «Русская  изба».

Эти вещи к нам пришли

Из далекой старины

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

А теперь они в музее,

Чтобы все на них смотрели.

И гордились стариной

Так как я и мы с тобой.

 

-В нашей школе есть музей краеведения. И эти экспонаты школьного музея. Эти предметы когда-то жили вместе с человеком, помогали в быту, в труде.  Во все предметы вложен большой труд, душа, их берегли, передавали по наследству. Сегодня я предлагаю вам выяснить, для чего предназначались эти удивительные вещи, как ими пользовались .

 

3. Изучение нового материала.

 

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

 

Отгадайте загадку  (слайд № 1)

 

-Стоит жилище – деревянные  бочища.

Внутри печь да дрова

Это русская ______(изба)

 

-А не заглянуть ли нам на огонек

В деревенский- то домок?

-А вы хотите побывать в крестьянской избе и рассмотреть старинные предметы быта?

(Рассказ учителя сопровождает показ слайдов).

 

Слайд  № 2.

— Вошли мы в избу. В русской избе жила одна семья, но большая -10-12 человек.

— В избе была одна лишь комната,  и почти половину ее занимала печка.

«Без печки — изба не изба». В те далекие времена и  хлеб пекли, и еду готовили в печи. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили  одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На лежанке можно было спать, особенно любили это делать старики и ребятишки. На печке рассказывали сказки долгими зимними вечерами.

— А какие сказки знаете вы, где упоминается русская печь? («Гуси -лебеди», «По щучьему велению»)

 

Слайд № 3.

В левом от печки углу в избе всегда стоял большой стол.
Около него длинные и широкие лавки. Как вы думаете, почему они длинные?

А почему широкие? (Ночью спали)

 

-Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Утварь – это предметы, необходимые в быту. Слово «утварь» образовалось от слов «творить», «мастерить». Сейчас вместо слово «утварь» мы употребляем сочетание «товары для дома». Посуда на Руси была разнообразной и приспособленной для готовки в печи.

Готовили пищу в глиняных горшках.

 

— А вот старинные кувшины. (Слайд № 4).

Сделаны они из глины.

Варили в них пищу на целый день

Кушай кашу кому не лень.

 

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты. (Слайд № 4).

-А для чего нужны ухват?

— Из чего сделан?

Ухват – это длинная палка с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в печь чугунки.

 

-Отгадайте загадку.

Черный конь

Прыгает в огонь? (Кочерга)  (Слайд № 4).

 

Без работы холодная она,

А после работы красна от огня.

— А зачем нужна? (Мешать жар, переворачивать поленья.)

 

— Чем руки вытирала в старину?

Вытирали руки ручником. Это полотенце для рук. Мыли руки из рукомоя (рукомойника). (Слайд № 4).

 

— А где хранили одежду? (В сундуках – коробах).  (Слайд № 5).

Чем больше в семье сундуков, тем больше достаток.

 

— А чем освещали избу? (Слайд № 6).

Избы освещали лучинами — тонкими деревянными щепками, которые вставляли в специальные приспособления – светцы.

Светцы  можно было переносить в нужное место. Вечерами не засиживались, ложились рано. Да и вставали с первыми лучами солнца.

 

-Понравилось вам путешествие?

 

4.  Актуализация полученных знаний.

А сейчас я проверю, хорошо ли вы слушали и запоминали?

 

— В каких горшках готовили пищу? (В глиняных горшочках)

-Как называлось полотенце для рук? 

— Где хранили одежду?

—       Чем помешивали жар и поленья в печи?

—       Чем доставали из печи горшочки с едой?

— У вас есть на столах картинки с изображением предметов старинной утвари. Прикрепите их  к плакату «Русская изба».

 

5.  Совместное открытие новых знаний.  Работа в группах.

-Продолжаем путешествие. Поработаем в группах.

(Учитель делит учащихся на группы.   Раздает необходимый материал для выполнения работы и карточки с заданиями.)

-Давайте вспомним правила работы в группе. (Учащиеся читают правила работы в группах на листочках)

-Каждая группа получит конверт с необходимым материалом  и карточки с заданиями . Ваша задача выполнить  все задания.

 

1 группа  «Предметы быта»

2  группа « Одежда и обувь»

3 группа. «Старинные осветительные приборы».

 

Работа в группах закончена?

 

6. Физминутка.  (Дети повторяют движения за учителем под песню «Самовар»)

 

7.  Раскрытие содержания и  результатов проекта.

 

 А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.  

 

Выступление 1 группы.   «Предметы быта».

 

1 задание.  Отгадайте загадку.

Чернец – молодец в красно золото залез

До смеху хохочет, выскочить хочет.(чугунок).

(Учащиеся на плакат прикрепляют соответствующую картинку)

 

Предполагаемые ответы учеников: Это чугунок,  сделан из чугуна, никогда не бился и мог выдержать любой огонь.

 

Дополнения учителя:

Чугунная посуда, по поверьям приносила удачу. Чугунная посуда придавала своему хозяину  новые силы и сохраняла старые. Так, что если хотите иметь отменное здоровье, доверьтесь опыту предков и готовьте еду в чугунных кастрюлях и сковородах.

 

2 задание. 

Перед вами утюг

Это бабушкин старый друг.

Грелся он на углях,

Который был во всех дворах.

 

Предполагаемые ответы учеников: Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагрелся.

 

Дополнения учителя: Мы привыкли к современному утюгу – легкому,  но раньше утюги были тяжелые. Первый утюг был железный. Позже появились чугунные, бронзовые утюги.

Угольный утюг – признак достатка, в большом селе  в 400 дворов утюг был лишь в одном доме. Обращаться с ним надо было очень аккуратно. Открыть крышку, совочком в нутро ссыпать угли, закрыть крышку и при этом не посадить ни пятнышка сажи на одежду.

 

3 задание.

Устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник  ________________(самовар)

Первый самовар был медный, потом —  металлический.

Дополнения учителя:

Самовар-символ России. Впервые появление самовара отмечено в  г. Туле. Там около 80 фабрик делали самовары.

 

4 задание.  Соедините стрелочкой старинные предметы быта с соответствующими современными предметами.

Старинные предметы быта

Современные предметы.

Ручник      

Стеклянный кувшин

Глиняный кувшин

Комод

Сундук

Электрический утюг

Утюг на углях

Полотенце

 

Учащиеся с учителем обсуждают результаты работы.

 

Выступление 2 группы. «Одежда и обувь»

1 задание.  «Оденьте куклу» (бумажную)

Найдите  в конверте две куклы.  Вы должны одеть одну куклу в старинную одежду и обувь, а вторую — в современную одежду и обувь. Затем рассказать, во что одеты куклы.

Предполагаемые ответы учеников: Старинная женская одежда.

Рубаху самотканую

Носили в те года, украшена  узорами по вороту была .

 Поверх надевали сарафан (просторный, нет пуговиц).

-А вот лапоточки

Прыгали в них через кочки

Дополнения учителя: Плели их из льна (это тонко надраные ленты липы).

Плели и носили ее без различия правой и левой ноги. Носили недолго- в летнюю пору – 4 дня, зимой – 10 дней, в дорогу идти — 5 пар плести.

Кокошник — праздничный старинный женский  головной убор.

 

3 задание.  Найдите и зачеркните лишнее слово, объясните почему.

 

Кокошник

Рубаха

Сарафан

Лапти

Джинсы

Туфли

 

-Чем отличается  старинная одежда  и обувь  от современной?

 

Выступление 3 группы. «Старинные осветительные приборы».

1.      Соберите разрезанные части  картинки. Что получилось? (Лампочка)

—       Всегда ли люди использовали для освещения лампочки?

—       Как люди обходились  без электричества?

—       Проследите, как люди освещали своё жилище в разное время.

      2.  Постройте дорожку из прошлого в настоящее. ( Учащимся были предложены два набора картинок. Первый — с изображением жилищ разных эпох, а второй — с осветительными приборами. Задача: соединить соответствующие картинки по типу: жилище — источник света).

 

Предполагаемые ответы детей: Светило солнце днем. Солнце источник – света. В древности люди освещали свои пещеры костром. Избы освещали лучинами.  Прошли годы, и человек стал жить в замке и придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Ее делали из пчелиного воска, внутри  нее фитиль (верёвочка) , он и зажигает свечу.

— Удобно  держать её  в руке? Нет, можно обжечься, от нее может быть пожар, нельзя оставлять надолго без присмотра.

-Позднее появилась керасиновая лампа. Состоит из круглого металлического резервуара с керасином и стеклянного колпака. Действительно, керасиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было вливать бензин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керасин разливался, вспыхивал огонь.

    Прошло много лет. Люди искали новые способы освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она сейчас освещает наши дома и улицы.

— Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

И как проснется

Ярким пламенем зажжется.

— А какие осветительные приборы есть в ваших домах? (Много разных красивых  светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

      3.  Могут ли быть опасны осветительные приборы?

Задание:

Познакомьте нас с правилами безопасности. (Детям предлагаются иллюстрации, по которым они должны сформулировать правила безопасного поведения в быту).

Предполагаемые ответы детей:

«Уходя, гаси свет!»

«Будь осторожен с розеткой!»

«Не пользуйся испорченным шнуром!»

«Не берись за провода!»

 

При наличии времени на уроке учитель предлагает учащимся разобраться в ситуациях, которые могут возникнуть при неправильном обращении с электроприборами.

 

Ситуация № 1.

Лампа светила очень ярко. Таня взяла мамин шелковый платок и положила на плафон лампы. Свет стал мягким, удобнее стало выполнять уроки.

 

Ситуация № 2.

Оля мыла посуду и вспомнила, что начинается ее любимый фильм. Она стала вставлять вилку в розетку мокрыми руками.

 

Ситуация № 3.

Мама попросила Наташу протереть люстру. Девочка включила свет, чтобы лучше было видно, намочила тряпку и стала вытирать пыль с лампочки.

 

8. Подведение итогов урока.

 

Вот  и подошло  к концу путешествие в далекое прошлое. В старину человек стремился свои изделия сделать удобными и красивыми, создавая их своими руками из природных материалов. Человек – творец, мастер, выдумщик.

 

-Чем интересен был урок? Чем запомнился?

-Что бы  вы рассказали другу о нашем уроке?

 

9. Рефлексия.

А теперь сделаем наш проект еще краше. На столе у вас лежат кружечки, давайте с их помощью оценим свою работу на уроке.

Розовая – все понравилось, было интересно и понятно.

Голубая- было не интересно, не понятно.

 

Сегодня вы активно и творчески  поработали, оценили себя и работу в группе, достигли поставленной цели.  Я верю, что полученные знания вам пригодятся в жизни.

Все могут быть свободны

9.  Домашнее задание

Нарисуй свой музейный уголок и размести в нем современные предметы быта, одежды и обуви.

 

Конспект урока по окружающему миру ««Старинные и современные предметы быта (в историческом музее)».» ,3 класс, УМК «Гармония»

Учитель:     Кошевая Елена Юрьевна

Учреждение:      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» № 11 имени Ю. В.Андропова с. Солуно – Дмитриевское Андроповского района Ставропольского края

Предмет:      Окружающий мир

УМК:  «Гармония», 3 класс.

Тема урока «Старинные и современные предметы быта (в историческом музее)».

 

Цели:

  • воспитание гражданско — патриотических чувств;
  • привитие любви к родному краю, труду, традициям русского народа;
  • знакомство с музеями;
  • развитие  логического мышления, внимания, памяти, умения вести наблюдения, делать логические выводы;
  • развитие умения  работать в группах, выслушивать и принимать мнение товарищей, воспитание положительных качеств личности;
  • способствование здоровьесбережению;
  • воспитание интереса к предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • компьютер;
  • проектор;

·        «Листки достижений»;

·        карточки с изображением улыбающегося и грустного лица;

·        выставка старинных предметов быта;

·        выставка «История осветительных приборов».

·        таблички со словами «АРХЕОЛОГ», «ЭКСПОНАТ», «ЭКСКУРСОВОД»

·        электронная «Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

·        презентация

Формы работы:

  • коллективная;
  • самостоятельная;
  • поисковая;
  • групповая.

 

 

Ход урока.

1.      Организационный момент.

Скажем «здравствуйте» руками.

Скажем «здравствуйте» глазами.

Скажем «здравствуйте» мы ртом.

И будет радостно кругом.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Лишь одну оценку «пять».

АУТОТРЕНИНГ.

Нам радостно, нам весело.

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение –

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головку опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку.

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного.

Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо открываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

— А теперь давайте проведем дыхательную разминку.

  • Вдох  носом, выдох через рот;
  • Вдох, задержка дыхания, выдох;
  • Вдох, выдох порциями.

Вдох – животик надуваем,                                                                                                  Выдох – к спинке прижимаем.

2.      Актуализация ранее изученного.

-Ребята, недавно мы с вами посетили краеведческий музей с.Курсавка. Что вам запомнилось? А почему этот музей называется краеведческий? (Потому что в нем собраны материалы о родном крае).

-Я просила вас дома перенести свои впечатления от нашей экскурсии на бумагу и нарисовать рисунки. Я вижу, что все постарались, и у нас получилась целая выставка ваших работ. А кто хочет рассказать о том, что вы нарисовали? (опрос 2-3 учеников).

 

3. Целеполагание

— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о музеях, познакомимся со старинными и современными предметами быта. На протяжении всего урока вы будете сами оценивать свою работу, для этого у вас на столах лежат «Листки достижений». И уже сейчас вы можете оценить свою домашнюю работу:

                          Плюс – я все сделал правильно.

                        Полуплюс – я ошибся.

                        Минус – у меня пока не получилось.

3.       Объяснение нового материала с показом презентации.

Слово «музей», знакомое нам с детства, очень древнее. Оно происходит от слова «музы», как называли греки богинь, которые покровительствовали искусствам и наукам. Поэтому музей — это дом, или храм Муз. Первый музей появился в городе Александрии, в Египте. Обычно в музеи входили коллекции, которые собирались королями или знатью.

Но от наших музеев эти собрания древности отличаются одной важной чертой: предметы в них собирались без какого-либо порядка, никто не изучал, когда они сделаны. Только постепенно ученые Европы начали наводить порядок в этих собраниях и складывать их по векам и народам, как отделы в наших музеях. Первые такие современные музеи появились в 16 веке. В 18 веке появились еще несколько самых больших и знаменитых сейчас музеев — Лувр в Париже, в бывшем королевском дворце, Британский музей в Лондоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Есть музеи мебели, старинных фонарей, книг, часов, есть кабинеты-музеи художников, писателей, ученых. И все они в какой-то степени похожи на древний Музей в Александрии, потому что они — тоже храмы Муз.

Что же хранится в музеях? Какие бывают музеи? Давайте узнаем об этом из учебника.(Работа по учебнику, стр. 36 Чтение статьи).

— Ребята, а  как называется наш школьный музей? (Музей Ю. В.Андропова). Что в нем собрано? (Материалы о жизни и деятельности нашего земляка Ю.В.Андропова).

А откуда же  в музеях появляются экспонаты (Словарная работа. Карточка со словом вывешивается на доску). Их находят ученые, которых называют…

(Рассказ ученика об археологах (Словарная работа. Карточка со словом вывешивается на доску), раскопках.

Работа по учебнику, стр. 37, задание №1.

А знакомят нас с экспонатами музеев экскурсоводы (Словарная работа. Карточка со словом вывешивается на доску),

Самооценка. Оцените свою работу.

4.      Физминутка для глаз (Электронная физминутка «Матрешки»)

С чем же еще можно познакомиться в историческом музее? (Чтение сообщения в учебнике на стр.38, выполнение задания №2).

— Ребята, а ведь вы в каком-то смысле тоже  поработали археологами. Каждый из вас отыскал дома какие-либо старинные предметы, которыми пользовались еще ваши предки. Давайте с ними познакомимся (Рассказ учеников об экспонатах выставки старинных вещей, принесенных ими). Как вы думаете, могли бы предметы с нашей выставки стать экспонатами музея?

Самооценка. Оцените свою поисковую работу.

5.      Физминутка для снятия общего утомления.

Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели.
(Произнося эти строки, дети качают сцепленными руками вперед назад.)
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
(Выполняют 4 шага, одновременно поднимая руки и не разъединяя их.)
Получились не простые,
Золотые ворота!
(Дети, продолжая ходьбу, образуют круг.
Далее 1 подгруппа детей 10 группы движется по кругу против часовой стрелки, продолжая петь, а дети 2 подгруппы, цепочкой обходят детей 1 подгруппы по часовой стрелке.)

Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой раз воспрещается.
(Дети обеих групп останавливаются: 1 подгруппа- поднимают руки вверх, образуя воротики, а дети 2 подгруппы под звуки песни, которую поют дети 1 подгруппы, пробегают в эти «воротца». )
Ходит матушка Весна,
Ищет детушек она.
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается.
А на третий раз не пропустим вас.
(С окончанием песни воротики захлопываются. Садятся.)

-А сейчас мы с вами перейдем в другой зал и побываем в необычном музее – «Музее Говорящих Вещей» и узнаем историю всем вам хорошо знакомого предмета, без которого мы в повседневной жизни обойтись просто не можем. (Несколько учеников рассказывают об истории осветительных приборов).

 

Ученица читает стихотворение С.Маршака

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу: —

Высыхает мой фитиль,

На стекле густая пыль:

Почему — я не пойму

-Не нужна я никому?

А, бывало, зажигали

Ранним вечером меня.

В окна бабочки влетали

И кружились у огня.

Познакомилась в столовой

Я сегодня с лампой новой.

Ну и лампа! На смех курам!

Пузырёк под абажуром!

В середине пузырька

Три-четыре волоска.

Говорю я: — Вы откуда,

Непонятная посуда?

Любопытно посмотреть,

Как вы будете гореть.

Пузырёк у вас запаян.

Как зажжёт его хозяин?

Вы,  гражданка, самозванка!

Вы не лампочка, а склянка!

— Ребята, о какой непонятной посуде говорит нам лампа. Давайте с вами проследим историю осветительных приборов.

1 ученик   Я – солнце. Без меня нет жизни. Это знает каждый. Меня все любят.

Солнышко,покажись!

Солнышко, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое местечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка!

 

2 ученик Я – костер. И я тоже с давних пор служу  человеку.

Если в пещере погаснет очаг,

Жди непременно беды:

Голод и холод, и каверзный враг

Явятся из темноты.

3 ученик А я – свеча. Я тоже в свое время послужила человеку. Вот как он обо мне говорил:

Ах ты, свечечка-свеча!

Утоли мою печаль

Догорай лучинка,

Спи, моя детинка!

4 ученик Я – керосиновая лампа.

Под керосиновую лампу

Писали, шили в тишине.

А вот лампадку погасили:

Пора подумать и о сне.

5 ученик  

Я – электрическая лампа

Я – осветительный прибор.

И кто сказал, что свечка лучше?

По- моему, все это вздор!

6 ученик

Я – люстра, вовсе неспесива,

В меня вложили сто свечей

И оттого я так красива:

Надежней, ярче, горячей!

7 ученик

Я – уличный фонарь, который,

Путь освещает в темноте.

И светом матовым подобен

Ночной, мерцающей звезде.

Ребята, хоть эти предметы и спорят между собой, согласитесь, что все они очень нам нужны, и каждый из них в свое время был просто незаменим для человека, но время не стоит на месте. Обратите внимание на нашу выставку. Это все – светильники. Какие они все красивые и в то же время совсем разные. А  при пользовании ими необходимо знать правила безопасности. Какие?

·         уходя – гаси свет;

·         будь осторожен с розеткой;

·         не пользуйся испорченным шнуром;

·         не берись за электрические приборы мокрыми руками.

Самооценка. Оцените свою работу.

 

6.Закрепление материала.

Задание по группам – разгадывание крестословиц. ( У одной группы в результате получается слово «молодцы», а у другой – «спасибо».

Самооценка. Оцените свою работу.

 

6.      Подведение итогов.

·         Что нового узнали на уроке?

·         С какой новой профессией познакомились?

7.      Домашнее задание. На следующем уроке мы продолжим изучение старинных и современных предметов. Домашним заданием вам будет отыскать в дополнительной литературе материал о том, как и чем писали в старину и принести этот материал на урок.

8.       Рефлексия.

-А теперь посмотрите на свои «Листки достижений». Посчитайте, сколько плюсов заработал каждый. Кто больше? (Опрашиваются несколько учеников).

— Ребята, посмотрите на доску. Кто это? Да ведь это вы! Только на ваших красивых личиках нет никаких эмоций. Давайте это исправим. Возьмите красный фломастер и покажите на нарисованных личиках ваше настроение после проведенного урока. Урок понравился – улыбнитесь. Нет – загрустите. Каких лиц больше?

А теперь скажите, какое слово получилось у 1 группы (МОЛОДЦЫ!). Да, вы все сегодня молодцы. А у 2 группы? (СПАСИБО). Я вам всем говорю: «СПАСИБО ЗА УРОК!»

 

Скоро прозвенит звонок.

Собери портфель, дружок.

Аккуратно по порядку

Книгу, ручку и тетрадку

 

 

 

 

 

Избавься от старых ламп

Переработка использованных ламп, по мнению экспертов, является лучшим способом защиты окружающей среды от ртути в люминесцентных лампах

Что касается окружающей среды, люминесцентные лампы — это и хорошая, и плохая новость. Светильники экономят огромное количество энергии по сравнению с лампами накаливания и некоторыми другими лампами, сокращая вредные выбросы и снижая эксплуатационные расходы. Но в конце срока службы лампы могут оказать серьезное, но часто упускаемое из виду воздействие на окружающую среду: выброс ртути в окружающую среду каждый раз, когда ломается одна из хрупких ламп.

Ртуть в лампах невидима и летучая. Но переносимая по воздуху ртуть оседает на суше и в воде. Токсичная форма металла, известная как метилртуть, может накапливаться в рыбе и моллюсках. При очень высоких уровнях воздействие ртути может повредить мозг, сердце, почки, легкие и иммунную систему. При более низких уровнях воздействия — уровнях, которые могут быть получены при употреблении в пищу рыбы и моллюсков — ртуть может ухудшить развитие плода, младенцев и детей.

Агентство по охране окружающей среды отнесло стандартные люминесцентные лампы к категории опасных отходов, известных как универсальные отходы. (См. рамку на странице 74.) По сравнению с другими видами опасных отходов, к универсальным отходам предъявляются менее строгие требования к хранению, транспортировке и сбору отходов. Другие типы ламп, в том числе газоразрядные и неоновые, также могут содержать ртуть и классифицироваться как универсальные отходы.

Хотя федеральное правительство классифицирует использованные лампы как опасные отходы, правила, касающиеся отработанных ламп, исходят не из Вашингтона. «Правила обращения с отходами находятся на уровне штата, — говорит Хью Дэвис, начальник отдела по переработке отходов в Управлении твердых отходов Агентства по охране окружающей среды. «Часто есть даже правила округа».

Поскольку законы, регулирующие утилизацию ламп, различаются по всей стране, эксперты предупреждают руководителей учреждений, чтобы они знали законы в тех областях, где у них есть учреждения. Восемь штатов, включая Нью-Йорк и Калифорнию, имеют чрезвычайно строгие правила и не разрешают выбрасывать на свалки любые лампы, содержащие ртуть, говорит Пол Абернати, исполнительный директор Ассоциации производителей освещения и переработки ртути (ALMR). В других штатах может разрешаться утилизация ламп с небольшим содержанием ртути, известных как лампы с низким содержанием ртути. В этих штатах, как правило, используется тест процедуры выщелачивания характеристик токсичности (TCLP) Агентства по охране окружающей среды, разработанный в 1919 году.90 для идентификации опасных отходов и теперь используется для определения того, классифицируется ли ртутьсодержащая лампа как опасная.

«Лучше всего начать с государства, — говорит Дэвис.

Хотя способы утилизации ламп различаются в зависимости от штата, отраслевые эксперты и эксперты по охране окружающей среды сходятся во мнении, что лучше всего утилизировать лампы. За последние пять лет утилизация ламп увеличилась. По данным Национальной ассоциации производителей электротехники (NEMA), в настоящее время уровень утилизации для предприятий составляет немногим менее 30 процентов. Согласно статистике NEMA, в 2004 году в Соединенных Штатах использовалось около 670 миллионов ламп, из которых 525 миллионов использовались предприятиями и другими учреждениями. Тем не менее, уровень утилизации в коммерческих целях выше, чем общенациональный уровень утилизации в 23,3 процента в 2004 году, включая использование в жилых помещениях.

Ртуть в лампах

Ртуть необходима для работы люминесцентных ламп. «Производителям осветительных приборов не удалось найти энергосберегающий заменитель ртути, — говорит Джозеф Хоули, менеджер по отраслевым связям и экологическому маркетингу, GE Consumer & Industrial. Согласно NEMA, безртутная люминесцентная лампа потребует в три раза больше энергии, чем лампа, содержащая ртуть, для получения той же интенсивности света. Тем не менее, многие производители ламп разработали способы снижения содержания ртути в лампах до уровня, достаточного для прохождения теста TCLP.

Дженнифер Долин, менеджер по экологическому маркетингу компании Osram/Sylvania, говорит, что за последнее десятилетие производителям ламп удалось снизить содержание ртути в 4-футовых линейных лампах примерно на 80 процентов. Тем не менее, говорит она, все люминесцентные лампы должны быть переработаны, независимо от количества ртути. «Когда вы выбрасываете их в мусорное ведро, у вас остается много ртути», — говорит она.

Стив Голдмахер, директор по корпоративным коммуникациям Philips Lighting Co., также рекомендует утилизацию. Но он говорит, что руководителям предприятий важно учитывать количество ртути в лампах.
«Мы поощряем переработку, но знаем, что не все лампы будут переработаны», — говорит он. «И если вы начнете с самого низкого содержания ртути, у вас будет меньше шансов столкнуться с проблемой позже».

Стремясь помочь в процессе утилизации, ALMR создал список информации по штатам на своем веб-сайте. «Сначала проверьте свое состояние», — говорит Абернати. «Вы должны быть уверены, что то, что вы делаете, является законным в вашем штате».

Веб-сайт ALMR также предлагает сводную информацию о правилах EPA для люминесцентных ламп.

Варианты утилизации

Когда приходит время выбирать метод переработки, у руководителей предприятия есть несколько вариантов. По словам Скотта Байервалтеса, президента Air Cycle Corp., наиболее распространены услуги по вывозу ламп, которые предлагают услуги по утилизации ламп и систему дробления ламп. Использованные лампы упаковываются в ящики или барабаны из волокна, и планируется их вывоз через службу утилизации. По словам Абернати, хотя этот метод является относительно недорогим, он требует, чтобы руководители объектов хранили отработавшие лампы, что они могут делать до года без разрешения.

Поскольку цены на газ продолжают расти, руководители объектов могут найти наибольшую экономию с помощью этого варианта, особенно если они позволяют накапливать лампы как можно дольше и отправлять как можно больше ламп за один раз, говорит Джон МакШейн, генеральный директор. менеджер, национальная группа по переработке электроники для Onyx Environmental Services.

Второй способ заключается в использовании предоплаченных контейнеров для вторичной переработки. Руководители предприятия покупают контейнеры, упаковывают отработавшие лампы и отправляют их на переработку. Хотя это, как правило, более дорогой вариант, он устраняет необходимость в складских помещениях, поскольку объект может немедленно отправить использованные лампы. Преимущество этого метода, по словам МакШейна, заключается в удобстве.

Предприятие также может иметь возможность дробления ламп с использованием системы дробления ламп с контролируемым излучением перед их передачей в компанию по переработке. По словам Бейервальтеса, дробление ламп может уменьшить их объем примерно на 80 процентов, что сократит количество необходимого места для хранения и, возможно, снизит транспортные расходы.

Дробление, по словам Дэвиса из EPA, «чрезвычайно удобно. Это может улучшить переработку».

Но руководителям предприятий важно понимать, что дробилки регулируются на государственном уровне. «В некоторых юрисдикциях их нельзя использовать», — говорит Дэвис. Причина в том, что некоторые дробилки выделяют ртуть. «Это то, что нас беспокоит, особенно если они используются в помещении», — говорит Дэвис.

EPA изучило дробилки, изготовленные несколько лет назад, и готовится выпустить отчет с рекомендациями по использованию дробилок. Отчет ожидается в конце этого или начале следующего года. Дэвис говорит, что руководители предприятий могут использовать рекомендации для оценки дробилок, которые они рассматривают. «Производители улучшили свою продукцию, — говорит он. Дэвис говорит, что в некоторых штатах может быть информация о дробилках.

Руководители предприятия, занимающиеся переработкой ламп, должны изучить все фирмы, занимающиеся переработкой ламп. «Как правило, переработчики регулируются на уровне штата, — говорит Джим Хаттлер, президент Mercury Waste Solutions. «Как минимум, проверьте с людьми из штата».

Помимо изучения документации предприятия по переработке, получающего отработанные лампы, Хэттлер также рекомендует руководителям предприятия проверить ведение документации предприятия по переработке. У переработчика должна быть документация для отслеживания лампы с момента ее отправки на предприятие по переработке до момента отправки остатков отработанных ламп. «Большинство наших крупнейших клиентов ежегодно или раз в два года проводят аудит сайта, — говорит Хаттлер.

Экономика переработки

Один из вопросов, который может возникнуть у руководителей предприятий, заключается в том, почему они должны тратить деньги на утилизацию использованных ламп. «Это опасные отходы, — говорит Абернати. «Любые опасные отходы, которые у вас есть, будут стоить вам избавления от них».

Во многих штатах компании, отправляющие ртутьсодержащие лампы на свалки, могут столкнуться с санкциями, включая штрафы и другие судебные издержки, а также затраты на очистку. Если загрязненный участок будет обнаружен спустя годы, объекты могут столкнуться с дорогостоящими последствиями.

«Если у них нет доказательств того, что они переработали лампы, они могут нести ответственность за стоимость или за разделение стоимости этого объекта», — говорит МакШейн. «Переработка почти как хороший страховой полис, когда вы думаете о долгосрочных потенциальных затратах».

И затраты могут возрасти

«Все это довольно дорого по сравнению с низкими затратами на переработку лампы», — говорит Бейервалтес. «Зачем рисковать окружающей средой, которая вызовет проблемы со здоровьем у людей, рисковать штрафами и потенциально дорогостоящими затратами на очистку, когда можно легко и недорого поступить правильно и просто переработать их в первую очередь?»

Затраты на утилизацию ламп в самом широком смысле можно рассматривать как часть стоимости жизненного цикла самой лампы. С этой точки зрения стоимость утилизации использованных ламп невелика по сравнению с расходами на эксплуатацию ламп. Согласно NEMA, люминесцентные и газоразрядные лампы в три-четыре раза более энергоэффективны, чем лампы накаливания.

Почему утилизация ламп стоит денег, если бумагу, стекло и другие предметы можно перерабатывать бесплатно? Причина, по словам Абернати, в том, что маленькое количество ртути в каждой лампе после ее выделения и извлечения не представляет большой ценности. В результате предприятия по переработке вынуждены взимать плату за услугу.

Извлеченная ртуть, по словам Абернати, «и близко не покрывает затраты (на переработку)».

Более того, переработка — это экологически ответственный путь, говорит Абернати. «Ртуть повсюду, и это большая проблема. Наша позиция заключается в том, что все ртутные лампы должны быть переработаны. Тот, кто принимает решение избавиться от хлама, несет ответственность за переработку лампочек».

Абернати говорит, что ALMR пытается работать с руководителями предприятия, потому что он считает, что они являются ключевыми игроками в увеличении количества перерабатываемых ламп. Не только здания производят наиболее часто используемые лампы, но и руководители предприятий выбирают направление, в котором компании идут в отношении переработки.

«Они могут повлиять на решение об утилизации больше, чем кто-либо другой», — говорит он. «Это их здание, их деньги, их ответственность».

Лаура Баярд — писатель-фрилансер. Эдвард Салливан также внес свой вклад в эту статью.


О «Универсальных отходах»

Многие бывшие в употреблении люминесцентные лампы относятся к категории «универсальных отходов» — классификации, которая охватывает такие распространенные опасные отходы, как батареи и ртутьсодержащие термостаты. Лампы с низким содержанием ртути, которые прошли тест на токсичность Агентства по охране окружающей среды, известный как тест TCLP, не классифицируются как универсальные отходы. На стандартные люминесцентные лампы, не соответствующие требованиям TCLP, распространяются универсальные правила утилизации отходов; К этим лампам предъявляются следующие требования:

  • Использованные лампы должны быть упакованы, чтобы предотвратить их поломку во время хранения или транспортировки.
  • Каждая использованная лампа или упаковка бывших в употреблении ламп должны иметь соответствующую маркировку.
  • Все выбросы из разбитых ламп должны быть немедленно локализованы, а любые остатки должны быть надлежащим образом утилизированы.
  • Использованные лампы могут храниться в течение одного года.
  • Требуются помещения для обучения сотрудников обращению с отходами и аварийным процедурам. Требования к обучению зависят от количества универсальных отходов, которые производит предприятие.
  • На объекты, осуществляющие транспортировку использованных ламп, распространяются правила перевозки универсальных отходов.





Связанные темы:


Свинцовые опасные вещества и винтажные предметы

Загрузите эту информацию в формате PDF здесь: Свинцовые опасные вещества и винтажные предметы (PDF)

900 02 Обустраивая дом или используя винтажные вещи, во избежание отравления свинцом. Строительные компоненты, такие как оконные створки, двери и балясины зданий, построенных до 19 года.78 может содержать свинцовую краску. Другие предметы, такие как окрашенные жестяные панели, свинцовый хрусталь, скобяные изделия, украшения, игрушки, мебель и посуда, также могут содержать свинец. Эти винтажные предметы можно найти на барахолках, гаражных распродажах, в антикварных магазинах и в Интернете. Работа с предметами, содержащими свинец, или обращение с ними может привести к образованию пыли или мусора, которые можно вдохнуть или проглотить, что может привести к отравлению свинцом.

Почему я должен опасаться отравления свинцом?

Свинец является токсином. Возможные последствия отравления свинцом включают:

  • Задержка умственного развития, проблемы с памятью и концентрацией внимания
  • Сокращение концентрации внимания, агрессивное поведение
  • Высокое кровяное давление, поражение почек, проблемы с пищеварением, боли в мышцах и суставах
  • Проблемы с фертильностью, вред для развивающегося плода

Большинство людей с повышенным уровнем свинца в крови не имеют симптомов. Единственный способ определить это сдать анализ крови на содержание свинца. Ваш поставщик медицинских услуг может помочь вам решить, нужен ли такой тест.

Что делать, если у меня есть винтажные вещи, содержащие свинец?

Если вы не уверены, что предмет не содержит свинец, считайте, что винтажные предметы содержат свинец, и примите соответствующие меры предосторожности для предотвращения отравления свинцом. Не позволяйте детям или беременным женщинам прикасаться к старинным предметам, которые, как предполагается или о которых известно, содержат свинец.

Мойте руки после работы с винтажными предметами.

Не используйте старинную посуду или столовые приборы для общественного питания, если вы не уверены, что они не содержат свинец. Не используйте свинцовый хрусталь для хранения продуктов или напитков.

Не царапайте и не шлифуйте изделия, содержащие свинец. Используйте воду для удаления пыли и мусора во время этих действий. Защитите свое рабочее место и вымойте его мыльной водой, а затем ополосните чистой водой, когда проект будет завершен. Рассмотрите возможность нанесения герметика на готовые старинные предметы, чтобы свести к минимуму выделение свинцовой пыли и мусора.

Носите защитную одежду, которую можно выбросить или стирать отдельно от другой одежды. Рассмотрите возможность использования полумаски с высокоэффективными воздушными фильтрами (HEPA).

Защита от загрязнения свинцом при транспортировке старинных вещей. Заверните предметы в полиэтиленовую пленку или иным образом упакуйте, чтобы свести к минимуму выброс пыли и мусора.

Проверка на наличие свинца может проводиться с использованием рентгенофлуоресцентного прибора, путем отправки образца в сертифицированную лабораторию или с использованием наборов для анализа свинца.

Фотографии-ориентиры

Ниже приведены изображения типичных старинных предметов, которые многие люди покупают на барахолках, гаражных распродажах, в Интернете и т. д. для украшения или реставрации. Не все винтажные предметы содержат свинцовую краску. Однако следует предполагать, что окрашенные предметы содержат свинцовую краску до тех пор, пока они не будут проверены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *