Своими руками

Узоры и фигуры из камней своими руками фото: Фигуры из камней своими руками (42 фото) — фото

Содержание

видео-инструкция как сделать своими руками, особенности оформления садового стиля, фото

Япония имеет особые культурные традиции, которые так привлекают западного человека. Не является исключением область оформления ландшафтного дизайна, примером тому являются знаменитые каменные сады, которые многие стараются повторить на своих участках. В данной статье мы подробно рассмотрим, что же это такое, и как сделать японский сад камней своими руками.

Сад камней в японском стиле

Что такое сад камней

Итак, каменный сад представляет собой особое сооружение в виде ровной площадки, которая засыпана песком, галькой или гравием. Основным элементом на такой площадке выступают, как не сложно догадаться, не растения, а камни. Это могут быть булыжники и валуны, которые на первый взгляд расположены хаотично.

В действительности же вся эта каменная композиция подчиняется определенным законам и правилам. В основе концепции лежит дзен-буддизм, т.е. школа созерцания, в которой упор сделан на сосредоточение и даже медитацию.

Как правило, в таких садах камни укладываются группами по три штуки, что является символом триады из буддийской философии. Кроме того, важным моментом такого ландшафта является выравнивание поверхности граблями, в результате чего образуются бороздки. Линии должны быть ровными и направленными вдоль длиной стороны площадки, при этом вокруг каждого камня должны быть круги, правда, в последнее время допускаются и некоторые отклонения от этих правил.

Пример оформления японского сада

Данное оформление символизирует волны моря, а камни среди них выступают островками. История появления таких садов связана с легендой об островах бессмертных, где населяющие их существа обладают вечной жизнью. Люди безрезультатно искали этот рай и со временем стали создавать подобия таких островов на своих участках.

Изначально каменные сады располагались на небольших площадках среди пышной зелени, а затем стали занимать всю территорию сада. Следует отметить, что кроме простого расположения валунов, иногда из них выкладывают фигурки священных животных.

Пример использования камней для сада

Основные принципы создания японского сада

В свое время камень являлся основным элементом композиции сада. Поэтому экземпляры для него отбирались особым образом. Монахи специально отправлялись на поиски валунов с необычной и красивой формой.

Отобранный материал расставляли на подготовленных площадках особым образом, в соответствии с существовавшими тогда канонами и правилами. Некоторые камни подвергались специальной обработке, в результате чего превращались в статуи.

Расстановка камней для японского сада – это искусство, однако, выглядеть композиция должна максимально естественно, подчиняясь законам природы. Конечно, в наше время японские каменные сады уже не имеют такого сакрального значения как раньше, но определенные принципы все же соблюдаются.

Обратите внимание!
Совершенно необязательно делать каменный сад абсолютно «сухим». Там могут быть и участки с растительностью или даже водоем.

Японский сад на небольшой площадке

Принцип выбора камней

Все камни для сада выбираются не случайно. Крайне важно, чтобы сочетались следующие их характеристики:

ФормаДанное свойство является, пожалуй, самым главным, особенно, если камни располагаются в саду одиночно. Любое несовершенство формы сразу будет бросаться в глаза.Важным моментом является отсутствие острых углов, что снижает агрессию и придает спокойствие композиции.Чаще всего применяют камни следующих форм:
  • Наклонные;
  • Плоские;
  • Округлые;
  • Ступенчатые;
  • Горизонтальные;
  • Вертикальные.

Необходимо избегать шарообразных и кубических форм.

ЦветКамни разрешается использовать самых разных оттенков:
  • Красных;
  • Зеленых;
  • Фиолетовых;
  • Белых;
  • Черных;
  • Коричневых и пр.

Кроме того, валуны могут быть матовыми или наоборот глянцевыми. Конечно, чтобы композиция смотрелась гармонично, цвета должны правильно сочетаться. Ведь в случае буйства красок, создать безмятежную и спокойную обстановку не получится.

Кроме того, желательно отдать предпочтение камням с незначительным блеском.

СтруктураЧем более твердые камни, тем больше они ценятся, так как от этого параметра зависит их надежность, долговечность и красота.

Совет!
Желательно, чтобы сколы камней были не новыми, а прошли естественную обработку дождями, ветром и прочими природными явлениями.
В таком случае они смотрятся более естественно.

Пример эскиза сада камней

Обустройство японского сада

Чтобы сделать сад в японском стиле своими руками, не понадобятся большие площади и экзотические растения, кроме того, предъявляются минимальные требования и к почве, что является важным его достоинством.Если под такой сад будет отведена часть участка, лучше использовать для этих целей небольшой уголок, куда можно будет приходить, чтобы насладиться тишиной и покоем.

Прежде чем приступить к работе над композицией, необходимо составить ее план с учетом всех правил и требований. Чаще всего для обустройства сада используют 15 камней, которые дополняет хвойное деревце и травяные, аккуратно подстриженные газоны.

Кроме того, зачастую украшают площадку элементами в виде каменных мостов или скульптур для сада. Вокруг отведенного места необходимо оставить свободное пространство, благодаря которому сад камней будет выгодно выделяться на общем фоне. Что касается формы площадки, то наиболее предпочтительная квадратная или прямоугольная.

Схема расположения камней

Расстановка камней

Начинать обустраивать японский сад своими руками нужно с подготовки места. Чтобы не пришлось постоянно бороться с сорняком, рекомендуется застелить площадку пленкой.

После этого можно заниматься расстановкой камней. Существует несколько вариантов их размещения.Основное правило заключается в том, что связанные вершины камней должны образовывать треугольник. Самый простой вариант составления фигуры – из трех камней.

Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Все элементы должны выглядеть устойчивыми, т. е. не должно возникать ощущения, что один из камней вот-вот упадет. Поэтому нужно избегать наклонных установок. Большие булыжники рекомендуется вкапывать в землю.
  • Устанавливать камни следует в таком положении, в котором они находились в естественных условиях.
  • Если камень на одной из своих сторон имеет внешние дефекты, их следует замаскировать при помощи расположенного рядом кустарника или высаженной вокруг травы.
  • Вне зависимости от задумки, при составлении композиции нужно отталкиваться от центрального камня.
  • Композицию необходимо создавать из нечеткого количества валунов;
  • На плоском рельефе камни можно заглублять меньше, чем на склонах;
  • При установке группы элементов, все минералы должны быть разных размеров и форм.
  • Горизонтальных камней должно быть больше, чем горизонтальных, так как в ландшафте вертикальных элементов и так достаточно.
  • Не стоит устанавливать минералы, которые относятся к разным природным зонам, к примеру, лучше использовать только морские камня или только горные.
  • Не стоит размещать сад поблизости с постройками.
  • Элементы нельзя устанавливать в одной вертикальной плоскости.

Совет!
Если нет возможности добыть подходящие природные камни, их можно купить.
Цена материала в таком случае будет зависеть от породы камня.

После того, как камни будут расставлены, следует уделить внимание покрытию, которое так же является важной составляющей японского сада.

Узоры покрытия японского сада

Создание узоров

Как уже было сказано выше, в качестве покрытия для японского сада, можно использовать песок или гальку. Важным моментом являются узоры, выполненные на таком покрытии. Они могут быть самыми разными, однако, следует иметь в виду, что каждый узор имеет свое значение:

Прямые линииСимволизируют спокойную воду
Криволинейные узорыСимволизируют бурные потоки воды
Окружность
Символизируют набегающие на берег волны

Выполнение узоров граблями

Узоры наносятся при помощи специальных инструментов – граблей со специальными насадками, в которых зубья имеют разную форму и ширину. Инструкция по работе с этим инструментом предельно простая. Самое главное – гармонично вписывать направление узоров в общий вид композиции.

Если нужно создать глубину и перспективу площадки, то следует начертить прямые линии. Специалисты рекомендуют заранее изобразить на плане узоры, чтобы иметь представление общего вида, и только после этого наносить их на покрытии сада.

На фото — дорожка в садку камней

Дорожки

Еще одним важным элементом, который необходимо создать в обязательном порядке, являются дорожки.

Для их устройства можно использовать разные материалы:

  • Доски;
  • Плоские камни;
  • Кирпичи;
  • Бетонные плиткии пр.

Не имеет особого значения, из какого материала выполнена дачная дорожка. Важно лишь присутствие особого декоративного узора. Материал укладывается не сплошным массивом, чтобы между ним оставались швы.

Если для укладки тропинок используется материал разной формы, то желательно избегать одинаковых швов. Кроме того, четыре линии не должны соединяться в одной точке.

Пример украшения японского сада малыми архитектурными формами

Декоративные элементы

Как правило, сад дополнительно украшают различными каменными фигурками, фонариками и, как уже было сказано выше – мостами. Следует отметить, что малые архитектурные формы могут придать композиции завершенность, а также служить акцентом.

К примеру, мостик может соединить два берега красивого пруда или служить естественным продолжением дорожки. По периметру площадки могут расположиться симпатичные фонарики, подходящие по стилю.Вот, собственно, и все основные моменты обустройства японского сада.

Вывод

Японский сад камней может стать оригинальным украшением садового или дачного участка. Как мы выяснили, создать его самостоятельно совершенно не сложно. Однако, необходимо в строгости соблюдать основные правила для достижения максимально аутентичного вида композиции. Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.

Добавить в избранное Версия для печати

Японский сад камней своими руками: фото компазиций, принципы располажения

Интересный элемент декора, как сад камней, является частью буддийского искусства. Такого не встретить ни в одной другой культуре. Необычные для европейцев философские сады наделены изяществом и притягательной простотой. Каменная композиция – отличный вариант для украшения дачного участка. Современные дизайнеры предлагают множество способов реализации такой идеи. На родине потрясающего декора, в Японии, его установкой могут заниматься только мастера. В наших регионах установить необычное украшение на даче может каждый своими руками.

О чем говорит история

Символическое значение камня имеет древние корни. Религиозные направления философии дзен-буддизм и конфуцианство наделяют эту часть неживой природы энергетикой, несущей в себе спокойствие, гармонию и безмятежность. В Японии камень стал объектом поклонения. Здесь же и зародилась идея каменных садов.

Сначала небольшие композиции делали при монастырях, храмах для созерцания, медитации. Сегодня это элемент востока в ландшафтном дизайне. Но японцы все еще верят, что такая миниатюра возле дома поможет достичь гармонии с миром, избежать повседневных проблем, суеты.

Нандзэндзи

Нандзэндзи — комплекс из нескольких храмов, крупный центр буддизма. Тут мы впервые встретились с садом камней. Но это не совсем сухой сад, тут камни соседствуют с деревьями. Если приглядеться, то в очертаниях камней можно угадать группу тигров с тигрятами, переплывающих реку.

Очень хороши росписи раздвижных перегородок. Это копии 2002 года, но очень хорошие, и они повторяют росписи императорских покоев.

Ещё одна достопримечательность Нандзэндзи — акведук в западном стиле, построенный в конце 19 века.

Философия

В основе каждой детали композиции лежит учение дзен. В нем говорится, что мир такой, каким его видит человек. Сконцентрировав внимание на застывшей картине, можно побыть наедине с природой, услышать свой внутренний голос.

Фото: японский домик

Мастера дзен утверждали, что если долго смотреть на камень, лежащий на песке с начерченными вокруг него волнами, можно увидеть, как он медленно погружается в воду.

Классический вариант садовой композиции из камней создается по принципам фэншуй. В основе его лежат 4 стихии: воздух, земля, вода и огонь. Роль последней стихии могут выполнять декоративные фонари. Если обустроить искусственный водоем нет возможности, альтернативой станет песок с изогнутыми линиями, кругами в виде волн.

Завершают традиционную картину керамические фигуры, ограждения, низкорослые растения. Вблизи располагают беседку в японском стиле или перголу.

При составлении японского сада важно не нарушать симметричность расположения деталей, избегать нагромождения пространства.

Декоративные дополнения

В саду важны не только сами глыбы, но и дополнительные элементы: ограды, растения, мосты, узоры на песке.

Узоры на песке — узнаваемый элемент сада камней делают специальными граблями. Рисунок должен иметь продуманный узор, который гармонично будет сочетаться с идеей композиции. Так, прямые линии — водная гладь, штиль, круги вокруг элементов — волны, поглощающие скалы, а кривые и извилистые линии — это бурлящий поток.

Ограда — символ уединения. Как правило, она располагается с одной или двух сторон площадки. Выполняется из непрозрачного материала, например, бамбука, бетона и камня.

Тсукубаи — чаша, в которую по специальным каналам или трубам поступает вода. Это символ движения. Элемент разбавляет статичность сада.

Важный момент — это освещение в темное время суток. В саду устанавливаются фонари, изготовленные из натуральных материалов — пемзы, дерева или камня.

Дорожки символизируют долгий жизненный путь. Они не должны иметь четкой геометрической формы. Извилистые тропы подводят к каждой части сада. Дорожки не должны выделяться из общей композиции. Как правило, изготавливают их из природного материала или кирпича неправильной формы, можно использовать неяркую тротуарную плитку. При составлении узора тропинки не должно образовываться квадратов.

Мосты — это символ перехода в следующий этап жизни и познания. Предпочтительней использовать мост, изготовленный из каменного монолита.

Значение камней

Второе название этой части ландшафтного дизайна – карэсансуй. В переводе – сухая вода и горы.

Каждый элемент в отдельности отвечает за какой-то символ:

  • мелкая галька, гравий или песок – это вода;
  • плоский камень – земля;
  • высокий булыжник – небо;
  • массивная каменная груда – остров или горы.

В сочетании они символизируют изящество простоты, за счет чего окружающему миру придается другой смысл, происходит анализ ценностей.

Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.

Детали композиции

Подбор садовых компонентов проводится очень тщательно, поскольку все части должны гармонировать между собой.

Фото: парк в Японии

Природный камень

Выбор этих элементов проводится с учетом формы, размеров, цвета и фактуры.

Их расположение должно наталкивать на мысль, что поверхностная схема – лишь малая часть картины для созерцания, большая находится внутри.

В японском каменном саду используются вулканические породы:

  • гранит;
  • туф;
  • базальт;
  • андезит;
  • хлорит.

Фото: композиция из камней

По форме выделяют камни:

  • изогнутые;
  • плоские;
  • низкую вертикаль;
  • лежачие;
  • статуи.

Японцы отождествляют камень с живым существом и считают, что у него есть лицо, динамика поведения и характер.

Поэтому при создании таких садов дизайнеры различают камни, которые смотрят вверх или вниз, убегают, догоняют, прислоняются.

Фото: сад камней во дворе дома

Чтобы сделать качественную композицию, лучше заручиться поддержкой специалиста. При отсутствии опыта укладка камней может не получиться и будет выглядеть нелепо.

Ограждение

Важный элемент картины. Означает стремление к спокойствию, желание уединиться, поэтому изгородь традиционно делают непрозрачной.

Интересное решение создать ограду из бамбука, веток деревьев, вьющихся растений. Можно аккуратно выложить перегородки из булыжников.

Фонари

Декоративный компонент, отвечающий за освещение сада.

Фото: каменный фонарь

По внешнему виду и предназначению выделяют несколько их типов:

  1. Икекоми-гата. Считаются скрытыми фонарями. Поток света направляется в землю.
  2. Тачи-гата. Пьедестальные изделия. Их высота колеблется от 1 м до 3 м. Используются в больших садах. Располагаются в местах приема гостей.
  3. Оки-гата. Маленькие фонари. Ставят недалеко от дорожки, ведущей к беседке, дому.
  4. Якими-гата. Фонари с каменным или бетонным основанием. Имеют квадратную или круглую крышу. Чтобы поток света был мягче, корпус делают из матового стекла.

Рекомендуется приобретать фонари из натуральных материалов, чтобы не нарушить гармонию картины. Подойдет пемза, дерево, керамика, камень.

Башни

Это дополнительная часть сада, поэтому такая фигура не должна быть центральной в композиции. В соответствии с этим выбирается и ее размер.

Чаще всего размещается возле тсукубаи – традиционного японского мини-фонтана. Материал – камень. Башня имеет нечетное количество ярусов. Форма – четырех-, шести-, восьмиугольная или круглая.

Тсукубаи

Представляет собой чашу из камня высотой до 30 см. Ранее применялась в Японии для мытья рук перед чайной церемонией. Сейчас выполняет исключительно декоративную функцию. Устанавливают на ровном низком участке.

Вода в чашу поступает по медным, полихлорвиниловым трубам, шлангам, идущим под грунтом.

Фото: каменная чаша наполенная родниковой водой

Если тсукубаи закрепить без дренажной системы, то вытекающая вода сформирует быстрый ручей. В таком случае не стоит размещать изделие высоко – это чревато размытым песком, галькой.

Основные элементы, символика и принципы устройства

Размер, количество, форма и расположение всех элементов сэкитая имеют важное значение. Символизм сквозит из каждой детали.

Современные каменные сады часто соседствуют с площадками для медитаций.

Количество камней

Исторически сложилось, что в сэкитае используется 15 камней, которые группируются по три единицы в каждой мини-композиции.

По преданию, валун имеет душу, а значит к нему необходимо относиться с большим почтением. На подбор лучших экземпляров горных пород могут уйти годы. Обработка скалистых осколков нежелательна, идеально, если сама природа позаботится о форме и размере каменных элементов.


Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священные символы: журавлей (высота человеческого духа), черепах (долголетие), гору (центр мироздания) или же фигуру Будды

Современные сады не придерживаются правила 15 единиц, но существует строгое условие — использовать только нечётное количество камней и, согласно японским традициям, каково бы ни было общее число валунов, их нужно расположить так, чтобы нельзя было охватить взглядом все одновременно. Какой бы ракурс ни выбрал посетитель, он должен видеть на один камень меньше. Если этот канон соблюдён — можно считать, что сэкитай выполнил свою задачу.

Расположение и расстановка камней

Есть несколько принципов расстановки горных пород:

  • камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем тех, что стоят вертикально — это необходимо для баланса энергии Инь-Ян, уравновешивания влияние вертикальных объектов — деревьев, заборов, строений;
  • обеспечение пустоты на фоне каменных глыб — простор отождествляется со свободой духа;
  • отсутствие симметрии, параллельных линий и одинаковых по размеру элементов;
  • сбалансированность композиции в каждой группе — для этого применяется приём построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчинённых;
  • камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли — его нужно углубить, чтобы он соединился с землёй, врос в неё, и на склоне камни вкапывают сильнее, чем на плоской поверхности;
  • красивый вид из семи точек обзора — необходимо мысленно нарисовать семиугольную звезду, каждый из концов которой может стать такой точкой, и на семи гранях фигуры устанавливать камни, при этом булыжники, зачастую кроме одного, должны быть видны со всех участков, выделенных для просмотра.


    Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров, вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский — землю

Иногда посетителям кажется, будто они видят все 15 элементов горных пород и даже больше. Такой эффект появляется по причине того, что камни имеют неровные очертания и зрительно раздваиваются.

Песок и гравий

В качестве основы для сэкитая выступает белый песок или мелкий гравий, на поверхности которого при помощи специальных грабель создаются бороздки. Дзен-буддисты видят в них морские волны и круги от падающих капель. Обычные посетители сравнивают узоры с идеально подметённым двором. В любом случае рисунок создаёт ощущение безмятежности, чистоты и покоя.


Узоры «воды» в японском саду призваны умиротворять, приносить спокойствие и гармонию

Чтобы добиться необходимого результата, специалисты используют некоторые скрытые приёмы. Так, если композиция расположена на солнечном участке, белый щебень или гравий может слепить глаза, что помешает релаксации. В этом случае его оттеняют камни более тёмных расцветок — серые или коричневые.

Узоры имеют скрытое значение:

  • ровные линии, направленные по наибольшей длине площадки, символизируют спокойную воду и умиротворение;
  • волнистый рисунок напоминает бурный поток;
  • круги вокруг камней — волны, набегающие на берег острова.

Вода

Карэсансуй — другое название сада камней — в дословном переводе означает «сухой пейзаж». Поэтому в традиционном виде сэкитая воды нет. Однако японцы очень любят «текучие» материалы в любом их проявлении, и в саду камней воду заменяет песок.

В современных интерпретациях в каменной композиции может встречаться искусственный водоём или естественный пруд. Если он включён в общий ансамбль, назвать такой участок классическим японским сэкитаем можно лишь с большой натяжкой.


Пусть это далеко не классика сэкитая, на берегу водоёма среди зелени и камни словно «оживают»

Мох

Для японского ландшафтного дизайна мох выступает одним из популярных растений, так как олицетворяет леса на тех самых островах в океанах, на которых живут просветлённые монахи и старцы.


Мох — ещё один способ добавить позитива в сэкитай

Знаменитый мастер садового оформления Мусо Сосэки — тот самый, который создал великолепнейший сад 15 камней Рёандзи, успел построить целый парк мхов. Он органично сочетает в себе огромные валуны и споровые растения.


Покрытый мхом мост через водоём смотрится сказочно

Декоративные элементы

Различные элементы декора добавляют каменному саду японских ноток и правильного настроения.

Деревья, растущие на краю композиции, придадут участку жизни и красок. Например, чайный домик напоминает о том, что Япония славится не только медитациями, но и этим вкусным напитком, а также особым ритуалом его приготовления.


Японский фонарь, наряду с каменными фигурами, статуями и мостами — популярный декортивный элемент сэкитая

Дзен-буддистам для получения эстетического наслаждения достаточно одних камней, но обычные посетители сэкитаев нуждаются в дополнительных элементах. Разнообразные дорожки, мосты и ограды создают в этих садах полноценную картину мира.

Как разместить камни на участке

Даже при создании простого сада стоит учесть несколько особенностей:

  1. Все компоненты картины собираются в группы. Это хорошая маскировка отдельных дефектов.
  2. Предпочтение отдается натуральным камням, которые подвергались воздействию осадков, ветров, перепадов температур. Их округлые черты сделают композицию мягче и проще для восприятия.

  3. Подбираются элементы, схожие по цветовой гамме.
  4. Обязательное условие – нечетное количество камней. Их количество должно быть кратно трем, пяти, лучше всего – пятнадцать штук.
  5. Внутри картины действует принцип триады: по три камня в каждой группе. Важно, чтобы основная группа сочеталась с ландшафтным дизайном, другие – дополняли ее.
  6. Наличие в композиции точки созерцания. Она выбирается исходя из того, какое время суток владельцы планируют проводить в японском саду. Часто сад располагают так, чтоб она была с северной стороны.
  7. Гармоничное расположение относительно всего участка.
  8. Асимметрия компонентов.
  9. Соблюдение баланса линий. Горизонтально установленных камней должно быть больше вертикальных.
  10. Контраст свободного и заполненного пространства.

Если детали композиции расположены правильно, то, с какой бы стороны не стоял человек, он увидит все камни за исключением пятнадцатого. В восточной философии считается, что созерцать картину полностью могут лишь избранные, постигнувшие сущность мироздания.

Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.

Создание японского сада камней своими руками

Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.

Фото: композиция в японском стиле на дачном участке

Для составления композиции не требуется каких-либо разрешений, а вот наличие плана картины упростит процесс сборки. Поэтому лучше взять карандаш и схематически изобразить будущее украшение усадьбы.

Порядок действий таков:

  1. Территория очищается от мусора и сорняков.
  2. Выравнивается участок.
  3. Снимается верхний слой грунта на глубину 15 см.
  4. Для усиления по периметру выкладывается кирпич или крепятся доски.
  5. На дно засыпается песок толщиной до 5 см.
  6. Оставшееся пространство заполняется гравием, галькой, белым песком.
  7. Чтобы уплотнить содержимое, его заливают водой 1 ведро на 2 м2 площади сада.
  8. Размещаются камни. Они должны занять устойчивое положение, быть немного вдавленными в песок.
  9. От камней делаются круговые или волнистые линии, имитирующие воду.
  10. Остальная часть поверхности выравнивается граблями вертикальными, горизонтальными полосами.

Дополнят композицию небольшое ограждение по периметру, растения, тсукубаи, фонари.

Сад Дайдсэнъин в Дайтокудзи

Мы посетили еще один сад камней, гораздо менее раскрученный, расположенный в одном из великого множества монастырей Киото. Этот монастырь называется Дайтокудзи, он совсем маленький, и людей там мало. Фотографировать не разрешают, поэтому привожу только страницу путеводителя.

Мы провели в Дайтокудзи немало времени. Каждая часть сада, каждый элемент в ней полон грубокого смысла.

Сад Дайдсэнъин воплощает разные этапы человеческой жизни, и когда следуешь по нему неторопливо, вдумчиво рассматривая и попутно читая толкование, то идеи создателей сада захватывают.

Больше всего мне понравились два символа — корова (или корабль), плывущая по течению жизни, и черепаха, тщетно пытающаяся плыть в обратном направлении, остановить годы, отсрочить старость. Это очень глубокие символы, и камни настолько выразительно их изображают, что трудно оторваться от созерцания и двинуться дальше.

Фотогалерея известных садов

Рассмотрим несколько вариантов расположения элементов картины.

Сад камней храма Рёандзи

Реандзи – памятник дзен-буддизма. Создан в XIV—XVI веках в Киото. Сколько историки не пытались, загадка композиции до сих пор остается до конца не разгаданной. Это прямоугольный участок, заполненный гравием. Сверху него изображены волнистые линии, которые играют роль водной стихии. Но основа картины – пятнадцать камней, поделенные на пять групп.

Ранее в описание указывалось отсутствие четкой структуры в Реандзи. Но годы исследований показали, что это каменная картина ветвей деревьев, открывающаяся созерцателю лишь под определенным углом.

Дзен-сад в Карловых Варах

Создан 16 июня 1998 года на окраине курортного чешского городка. Назван в честь Ганы Бальц – супруги немецкого врача, который по просьбе императора Японии заложил основы медицины в этой стране. Архитектор – Киндзи Номура.

Композиция выполнена в форме круга, посередине разделенного линией. Это граница между инь и ян. Сад усыпан белым гравием, что символизирует океан. Один из камней имеет форму корабля. Малый булыжник изображает Гану Бальц. По центру композиции установлен фонарь – символ света и помощь сбившимся с пути. Вертикальные статуи – аналоги менгиров. Эта картина рассказывает целую историю и привлекает внимание туристов из разных стран.

Стиль и назначение сада

На первый взгляд может показаться, что валуны и различные минералы в уличной композиции расположены хаотично. На самом деле место для установки элементов выбирается по определенным правилам. В первую очередь обозначают основную точку созерцания. Именно на нее будет ориентироваться сад. В учет берут часы вероятного наблюдения, чтобы не испортить удовольствие созерцания палящим солнцем и чрезмерной тенью.

Японские сады камней всегда асимметричные, наполненные элементами разных размеров и форм. Декор никогда не размещается параллельно. Все объекты должны хорошо просматриваться под любым углом обзора и создавать семиугольную геометрическую сеть линий. При наличии на участке водоема, следует продумать эффект отражения камней в воде.

Главная задача сада камней – помочь настроиться и расслабиться. Если наблюдать композицию всю полностью, можно увидеть чарующие острова с отходящими от них волнами в определенном направлении.

Альпинарий

Другое название – альпийская горка. Устанавливается на природном склоне или создается искусственная насыпь камней. Между булыжниками высаживают цветы, кустарники. Ранее перечень растений для высадки в альпинарии был ограничен луковичными и низкорослыми многолетниками. Сегодня хозяева собирают композицию из тех растений, которые им нравятся.

Красота восточного каменного сада завораживает и приносит внутреннюю гармонию созерцателю. Это отличный выбор для владельцев дачных участков, которые хотят видеть часть медитативной японской культуры в своем саду.

Ниннадзи

Мы сомневались, стоит ли идти в храм Ниннадзи, но именно там оказался один из лучших, на наш взгляд, пейзажных садов Японии. После суровости сада камней Рёандзи это буквально бальзам на душу.

Постройки расположены в центре двора, в сады — вокруг. Посетитель движется по деревянной террасе, наблюдая с каждой точки все новые виды, каждый из который отточен до совершенства.

Прогулка по такому саду умиротворяет. Никуда не хочется спешить. Здесь можно сидеть часами и просто смотреть, и это зрелище не надоест. Наверное именно это и есть тот самый дзен, который пытаются найти буддийские монахи.

К тому же в Ниннадзи очень красивые росписи начала 20 века и высокая пятиярусная пагода.

Видеть то, чего нет? Это называется парейдолия

Видеть вещи на других планетах? Вот пример парейдолии в ранней загадке космической эры. Это так называемое лицо на Марсе, первоначально захваченное на снимке 1976 года с орбитального аппарата «Викинг-1». НАСА объясняет, как последующие космические аппараты показали, что «лицо» — это игра света и теней. Изображение из Викисклада/НАСА.

Видение вещей в повседневных предметах

Может быть, вы видели пресловутого кролика в облаках теплым летним днем ​​или лицо клоуна в брызгах грязи на боку вашего автомобиля? Видение знакомых объектов или паттернов в случайных или не связанных между собой объектах или паттернах называется 9. 0005 парейдолия . Это форма апофении , которая является более общим термином для человеческой склонности искать закономерности в случайной информации. Каждый испытывает это время от времени.

Видеть знаменитого человека на Луне или каналы на Марсе — классические примеры из астрономии. Способность испытывать парейдолию более развита у одних людей и менее развита у других. Посмотрите на фотографии ниже, чтобы узнать больше и проверить свою способность видеть вещи, которых нет.

Уже доступно! Лунный календарь EarthSky на 2023 год. Уникальный и красивый календарь размером с плакат, показывающий фазы луны каждую ночь в году! Делает отличный подарок.

Посмотреть на фотографиях сообщества EarthSky. | Питер Ловенштейн в Мутаре, Зимбабве, сделал эти снимки 16 апреля 2020 года. Он написал: «…закат сопровождался появлением парейдолических кучевых облаков, которые, казалось, вторгались в заходящее солнце и пожирали его!» Узнайте больше об этих изображениях или просмотрите их в виде видео. Спасибо, Питер! Посмотреть фотографии сообщества EarthSky. | Хелио К. Витал из Рио-де-Жанейро, Бразилия, написала: «Моя подруга, профессор Элиан Тейшейра Марсико, ветеринар и инженер-пищевик, фотографировала свой двор, когда увидела колибри. Она заметила замечательный пример парейдолия (видение вещей). Изображение очень напоминает маленькую крылатую мужскую фигурку (мужскую фею, как могли бы сказать мистики), парящую над ее домашним садом». Спасибо, Элиана и Хелио! Изображение Элиан Тейшейра Марсико.

Парейдолия имеет смысл в том, что вы думаете, что видите

Вы видите птицу в полете на этой фотографии? Это фотография северного сияния, сделанная Дэйвом Бахрачом недалеко от Фэрбенкса на Аляске. Используется с разрешения. Эрван Мирабо снял это скальное образование в Эбиэне, Франция. Он напоминает зеленоволосого мужчину, известного в округе как апач. Фото с Wikimedia Commons. «Лицо Иисуса» на этой фотографии на самом деле — ребенок в чепце, а волосы — растительность на заднем плане. Анонимная шведская фотография конца девятнадцатого века на Викискладе.

Видение вещей у разных людей разное

Иногда способность видеть объекты на фотографиях, где таких объектов не существует, приводит к не просто красивым или интригующим результатам, а к совершенно причудливым. Например, рассмотрим старую фотографию выше от анонимного шведского фотографа 19 века.

На изображении выше многие зрители сразу увидят образ бородатого мужчины с волнистыми волосами, который может напоминать Иисуса, возле левого центра изображения. Однако на самом деле лицо — это просто явление света, тени и положения. «Лицо Иисуса» — это на самом деле ребенок в чепце, а волосы — растительность на заднем плане.

Вы, вероятно, видели заявления об изображениях Иисуса в кусочке тоста или Мадонны в форме уродливой тыквы. Хотя такие образы по своей сути бессмысленны, они иногда бросаются в глаза. Однако чаще всего сходство с известными людьми, животными или объектами оказывается более тонким.

Тай Лоуренс из Лас-Вегаса, штат Невада, предоставил эту фотографию. Мы разместили его на EarthSky в Facebook и спросили людей, как он им нравится. Мы получили много ответов. Щенок. Дракон. Собака. Карта Средиземного моря. Но большинство людей сказали «птица». Спасибо, Тай!

Привела ли парейдолия к созданию созвездий?

В какой-то степени определение парейдолии может объяснить, почему древние соединяли точки и образовывали узоры, известные нам как созвездия. Не нужно большого воображения, чтобы увидеть льва во Льве, скорпиона в Скорпионе или могучего охотника в Орионе. Честно говоря, многие другие созвездия, такие как Рак-Краб или Козерог-Морской Козел, немного расширяют идею распознавания образов, делая процесс именования скорее изобретательным, чем парейдолийным.

А как насчет лица на Марсе?

Оставаясь на некоторое время в области астрономии, многие веками видели лицо или кролика на луне или любые другие фигуры на поверхности луны. В настоящее время технологии дали нам крупные планы других планет, которые служат кормом для монстра парейдолии.

Стеклянные туннели или «ледяные черви» на Марсе? На самом деле, эти марсианские каньоны содержат песчаные дюны в форме полумесяца, которые образуются, когда ветер дует преимущественно с одного направления. Изображение предоставлено NASA/JPL.

Например, некоторые самопровозглашенные эксперты заявили, что на изображении выше, которое представляет собой увеличенный фрагмент изображения M0400291, полученного с помощью Mars Global Surveyor, показаны большие стеклянные туннели на Марсе или даже свидетельства существования ледяных червей на Марсе. Красная планета. На изображении выше действительно видно схождение глубоких каньонов на планете Марс. На дне этих каньонов находятся песчаные дюны в форме полумесяца, которые образуются, когда ветер дует преимущественно с одного направления. Такие дюны распространены в пустынных районах Земли и известны как барханы.

Наши собственные интересы и опыт играют роль.

В некотором смысле парейдолические образы, которые мы обнаруживаем, имеют тенденцию указывать на вещи, которые нас больше всего интересуют, будь то люди, щенки или самолеты. Поиск таких «встроенных» изображений может быть забавным и интересным, для некоторых это почти хобби. Но у некоторых они также могут подпитывать одержимость и паранойю. Наслаждайтесь поиском собственных парейдолических образов, но имейте в виду, что то, что вы видите, на самом деле не там, а в вашем уме.

Наслаждаетесь EarthSky? Подпишитесь на нашу бесплатную ежедневную рассылку сегодня!

Итог: Видение вещей как узнаваемых образов в случайных или не связанных друг с другом объектах или паттернах называется парейдолией . Вот фото многих примеров парейдолии в природе.

EarthSky Voices

Просмотр статей

Об авторе:

Члены сообщества EarthSky, в том числе ученые, а также писатели о науке и природе со всего мира, высказывают свое мнение о том, что для них важно.

Археология | Национальное географическое общество

Археология — это изучение человеческого прошлого с использованием материальных останков. Этими остатками могут быть любые объекты, которые люди создали, модифицировали или использовали.

Переносные останки обычно называют артефактами. Артефакты включают инструменты, одежду и украшения. Непереносимые остатки, такие как пирамиды или ямы для столбов, называются элементами.

Археологи используют артефакты и особенности, чтобы узнать, как люди жили в определенное время и в определенных местах. Они хотят знать, какой была повседневная жизнь этих людей, как ими управляли, как они взаимодействовали друг с другом, во что верили и что ценили.

Иногда артефакты и особенности дают единственную подсказку о древнем сообществе или цивилизации. Доисторические цивилизации не оставили письменных свидетельств, поэтому мы не можем о них прочитать.

Понимание того, почему древние культуры построили гигантские каменные круги в Стоунхендже, Англия, например, остается проблемой спустя 5000 лет после возведения первых монолитов. У археологов, изучающих Стоунхендж, нет древних манускриптов, которые бы рассказали им, как культуры использовали эту особенность. Они полагаются на сами огромные камни — на то, как они расположены и как место развивалось с течением времени.

Большинство культур с системами письма оставляют письменные записи, которые археологи консультируют и изучают. Некоторые из наиболее ценных письменных записей — это предметы повседневного обихода, такие как списки покупок и налоговые формы. Латынь, язык древнего Рима, помогает археологам понимать артефакты и особенности, обнаруженные в некоторых частях Римской империи. Использование латыни показывает, насколько далеко простиралось влияние империи, а сами записи могут рассказать археологам, какие продукты были доступны в той или иной местности, сколько они стоили и какие здания принадлежали семьям или предприятиям.

Многие древние цивилизации имели сложные системы письма, над расшифровкой которых до сих пор работают археологи и лингвисты. Например, письменная система языка майя оставалась загадкой для ученых до 20 века. Майя были одной из самых могущественных доколумбовых цивилизаций в Северной Америке, и их центральноамериканские храмы и рукописи украшены набором квадратных глифов или символов. Серия кругов и линий представляет числа.

Расшифровав письменность майя, археологи смогли проследить происхождение королей майя и наметить развитие их календаря и сельскохозяйственных сезонов. Понимание основ письменности майя помогает археологам понять, как функционировала культура майя: как ими управляли, как они торговали с одними соседями и воевали с другими, что они ели и каким богам поклонялись.

По мере того, как археологи все лучше владеют письменностью майя, они каждый день делают новые открытия о культуре. Сегодня некоторые археологи работают с лингвистами и поэтами, чтобы сохранить некогда утраченный язык майя.

История археологии

Слово «археология» происходит от греческого слова «архаиос», что означает «древний». Хотя некоторые археологи изучают живые культуры, большинство археологов интересуется далеким прошлым.

Тысячелетиями люди раскапывали памятники и собирали артефакты. Часто эти люди были не учеными, а мародерами и расхитителями могил, стремящимися заработать деньги или собрать свои личные коллекции.

Например, грабители грабят великолепные гробницы Египта со времен постройки пирамид. Ограбление могил было настолько распространенным преступлением в Древнем Египте, что во многих гробницах были скрытые камеры, куда семья умершего клала сокровища.

В Египте в середине 1800-х годов египтянин, искавший пропавшую козу, наткнулся на гробницу фараона Рамзеса I. (Многие археологи сомневаются в этой истории и говорят, что расхитители могил, работая организованной группой, регулярно обыскивали и грабили многие гробницы. в этом районе.) Рамзес I правил недолго в 129 г.0 лет до нашей эры. Помимо тела фараона, в гробнице хранились такие артефакты, как керамика, картины и скульптуры. Мужчина продал мумии и артефакты из гробницы всем, кто заплатит.

Мумия Рамзеса I оказалась в музее в Ниагара-Фолс, Онтарио, Канада, где она оставалась до закрытия музея в 1999 году. Канадский музей продал египетскую коллекцию Музею Майкла Карлоса в Атланте, Джорджия, США. США, которые подтвердили королевский статус мумии с помощью компьютерных томографов, рентгеновских лучей, радиоуглеродного анализа, компьютерной визуализации и других методов. Рамзес I был возвращен в Египет в 2003 г.

Одной из самых известных археологических находок является гробница фараона Тутанхамона, также известного как Тутанхамона. В отличие от многих других египетских гробниц, расхитители могил так и не обнаружили Тутанхамона. Место его упокоения оставалось нетронутым тысячи лет, пока оно не было обнаружено в 1922 году. Помимо мумий Тутанхамона и его семьи, в гробнице находилось около 5000 артефактов.

Многие ранние археологи работали на службе у армий вторжения. Когда французский генерал Наполеон Бонапарт успешно вторгся в Египет в 179 г.8 он пригласил художников, археологов и историков, чтобы задокументировать завоевание. Войска Наполеона увезли домой сотни тонн египетских артефактов: колонны, гробы, каменные таблички, монументальные статуи. Сегодня эти египетские древности занимают целые этажи Лувра в Париже, Франция.

Некоторые археологи того времени были богатыми авантюристами, исследователями и торговцами. Часто они были из западноевропейских колониальных держав из мест, отличных от тех, где проводились раскопки. Эти археологи-любители часто искренне интересовались изучаемой культурой и артефактами. Однако их работа также связана с колониализмом и культурной эксплуатацией. Они наживались на культурах, которые не были их собственными, и забирали священные предметы и останки вдали от своих исторических и традиционных мест. Примером этого противоречия являются так называемые мраморы Элгина.

В 1801 году Греция была захвачена Османской империей. Посол Великобритании в Османской империи лорд Элгин получил разрешение убрать половину скульптур из знаменитого Афинского Акрополя, Греция. Эти мраморные скульптуры были частью таких зданий, как Парфенон. Лорд Элгин утверждал, что хотел защитить ценные скульптуры от повреждений, вызванных конфликтом между греками и османами.

С тех пор правительство Греции лоббирует возвращение Мраморов Элгина. Большинство греков рассматривают скульптуры как часть своего культурного наследия. Греция несколько раз разрывала дипломатические отношения с Великобританией, требуя вернуть скульптуры, которые остались в Британском музее в Лондоне.

Со временем археология превратилась в более систематизированную дисциплину. Ученые начали использовать стандартные меры веса и другие формализованные методы для записи и удаления артефактов. Требовались подробные чертежи и чертежи всего участка раскопок, а также отдельных его частей. Археологи начали работать с классиками, историками и лингвистами, чтобы разработать единую картину прошлого.

В 20 веке археологи начали переоценивать свое влияние на культуры и среду, в которой они раскапывали землю. Сегодня в большинстве стран археологические останки становятся собственностью страны, где они были найдены, вне зависимости от того, кто их находит. Египет, например, усеян археологическими памятниками, спонсируемыми американскими университетами. Эти команды должны получить разрешение от правительства Египта на раскопки, и все артефакты станут собственностью Египта.

Археологические дисциплины

Археология основана на научном методе. Археологи задают вопросы и выдвигают гипотезы. Они используют доказательства, чтобы выбрать место для раскопок, а затем используют научные методы выборки, чтобы выбрать, где на участке копать. Они наблюдают, записывают, классифицируют и интерпретируют то, что находят. Затем они делятся своими результатами с другими учеными и общественностью.

Подводные археологи изучают материалы на дне озер, рек и океанов. Подводная археология охватывает любые доисторические и исторические периоды и почти все дисциплины, такие как археология. Артефакты и особенности просто скрыты.

Артефакты, изученные подводными археологами, могут оказаться остатками кораблекрушения. В 1985 году штатный исследователь National Geographic доктор Роберт Баллард помог найти место крушения RMS Titanic , затонувшего в северной части Атлантического океана в 1912 году, в результате чего погибло около 1500 человек. Баллард и другие ученые использовали гидролокатор, чтобы найти место крушения, которое было потеряно после того, как океанский лайнер затонул. Исследуя «Титаник » с помощью дистанционно управляемых камер, Баллард и его команда обнаружили факты о кораблекрушении (например, тот факт, что корабль разбился на две большие части, когда затонул), а также сотни артефактов, таких как мебель, осветительные приборы, и детские игрушки.

Однако подводная археология включает в себя не только затонувшие корабли. Места включают охотничьи лагеря на континентальном шельфе Мексиканского залива и части древнего города Александрия в Египте, затопленные из-за землетрясений и повышения уровня моря.

Эта базовая структура применима ко многим различным дисциплинам или областям изучения археологии.

Доисторическая и историческая археология
Существуют две основные дисциплины археологии: доисторическая археология и историческая археология. Внутри этих групп есть поддисциплины, основанные на изучаемом периоде времени, изучаемой цивилизации или типах изучаемых артефактов и особенностей.

Доисторическая археология занимается цивилизациями, у которых не было письменности. Артефакты из этих обществ могут дать единственные имеющиеся у нас сведения об их жизни. Например, у археологов, изучающих народ Кловис, в качестве артефактов есть только наконечники стрел, называемые наконечниками снарядов, и каменные орудия. Уникальные точки снарядов были впервые обнаружены в Кловисе, штат Нью-Мексико, в Соединенных Штатах, и культура была названа в честь города. Так называемые точки Кловис делают людей Хлодвига одними из первых жителей Северной Америки. Археологи датируют точки Хлодвига примерно 13 000 лет назад.

Поддисциплина доисторической археологии — палеопатология. Палеопатология — это изучение болезней в древних культурах. (Палеопатология также является поддисциплиной исторической археологии.) Палеопатологи могут исследовать наличие конкретных болезней, в каких областях не было определенных болезней и как разные сообщества реагировали на болезни. Изучая историю болезни, палеопатологи могут внести свой вклад в понимание того, как развиваются современные болезни. Палеопатологи также могут найти подсказки об общем состоянии здоровья людей. Например, изучая зубы древних людей, палеопатологи могут определить, какую пищу они ели, как часто они ели и какие питательные вещества содержались в продуктах.

Историческая археология включает письменные записи в археологические исследования. Одним из самых известных примеров исторической археологии является открытие и расшифровка Розеттского камня. Розеттский камень — это большая плита мрамора, обнаруженная французскими археологами в 1799 году недалеко от Рашида в Египте. Она стала важным инструментом исторической археологии.

На камне выгравирован указ от имени фараона Птолемея V. Указ был написан и высечен на камне на трех разных языках: иероглифическом, демотическом и греческом. Иероглифы — изображения-символы, использовавшиеся для официальных документов в Древнем Египте. Демотика — неформальная письменность Древнего Египта. До открытия Розеттского камня египтологи не понимали ни иероглифики, ни демотики. Однако они могли понимать греческий язык. Используя греческую часть Розеттского камня, археологи и лингвисты смогли перевести текст и расшифровать иероглифы. Эти знания в значительной степени способствовали нашему пониманию истории Египта.

Историческая археология участвует во многих дисциплинах, включая религиоведение. Свитки Мертвого моря, например, представляют собой собрание около 900 документов. Плотно скрученный пергамент и другие листы для письма были найдены между 1947 и 1956 годами в 11 пещерах недалеко от Кумрана, Западный берег, недалеко от Мертвого моря. Среди свитков есть тексты из еврейской Библии, написанные на иврите, арамейском и греческом языках.

Свитки Мертвого моря — древнейшие из когда-либо найденных версий библейских текстов, датируемые периодом между третьим веком до нашей эры и первым веком нашей эры. Свитки также содержат тексты, псалмы и пророчества, которых нет в сегодняшней Библии. Обнаружение свитков расширило наши знания о развитии иудаизма и христианства.

Поддисциплина исторической археологии — промышленная археология. Промышленные археологи изучают материалы, которые были созданы или использовались после промышленной революции 1700-х и 1800-х годов. Промышленная революция была наиболее сильной в Западной Европе и Северной Америке, поэтому большинство промышленных археологов изучают найденные там артефакты.

Одним из самых важных мест для промышленных археологов является ущелье Айронбридж в Шропшире, Англия. Река Северн протекает через ущелье, и во время промышленной революции по ней можно было транспортировать сырье, такое как уголь, известняк и железо. Фактически, здесь через Северн проходит первый в мире железный мост. Изучая артефакты и особенности (такие как железный мост), промышленные археологи могут проследить экономическое развитие региона по мере его перехода от сельского хозяйства к производству и торговле.

Другие дисциплины
Этноархеологи изучают, как люди сегодня используют и организуют объекты. Они используют эти знания, чтобы понять, как люди использовали инструменты в прошлом. Например, археологи, изучающие древнюю культуру сан на юге Африки, изучают то, как функционирует современная культура сан. До середины 20 века сан вели несколько кочевой образ жизни, основанный на охоте и собирательстве. Хотя культура сан значительно развилась, археологи, изучающие инструменты современного сан, все еще могли изучать способы, которыми древние сан выслеживали и охотились на животных и собирали местные растения.

Экологические археологи помогают нам понять условия окружающей среды, которые влияли на людей в прошлом. Иногда экологическую археологию называют палеоэкологией человека. Экологи-археологи обнаружили, что расселение народа такара/итараре в бразильском нагорье тесно связано с распространением там вечнозеленых лесов. Лес рос по мере того, как климат становился более влажным. Поскольку лес давал людям такара / итараре больше ресурсов (древесина, а также растения и животные, которые зависели от вечнозеленых деревьев), они смогли расширить свою территорию.

Археологи-экспериментаторы воспроизводят методы и процессы, которые люди использовали для создания или использования объектов в прошлом. Часто воссоздание древней мастерской или дома помогает археологам-экспериментаторам понять процесс или метод, используемый древними людьми для создания предметов или артефактов. Одним из самых известных примеров экспериментальной археологии является Kon-Tiki , большой плот, построенный норвежским исследователем Туром Хейердалом. В 1947 году Хейердал совершил плавание на «Кон-Тики 9».0006 от Южной Америки до Полинезии, чтобы показать, что древние мореплаватели с теми же инструментами и технологиями могли плавать в огромном Тихом океане.

Судебные археологи иногда работают с генетиками, чтобы подтвердить или подвергнуть сомнению доказательства ДНК. Чаще всего они раскапывают останки жертв убийств или геноцида в зонах конфликтов. Например, судебная археология важна для понимания «Полей смерти» в Камбодже. Поля смерти — места массовых захоронений тысяч жертв режима красных кхмеров 19-го века. 70-е годы. После падения красных кхмеров судебные археологи изучили останки тел на полях смерти, обнаружив, как и когда они умерли. Судебные археологи помогли установить, что красные кхмеры использовали голод и непосильный труд, а также прямые убийства, чтобы заставить противников режима замолчать.

Археологи, работающие в области управления культурными ресурсами, помогают оценить и сохранить останки на участках, где запланировано строительство. Археологи, работающие в качестве управляющих культурными ресурсами, часто сотрудничают с местными органами власти, чтобы сбалансировать инфраструктуру и коммерческие потребности сообщества с историческими и культурными интересами, представленными артефактами и особенностями, найденными на строительных площадках.

Где копать?

Большая часть археологии связана с раскопками. Ветры и наводнения несут песок, пыль и почву, откладывая их поверх заброшенных объектов и артефактов. Эти отложения со временем накапливаются, погребая останки. Иногда катастрофы, вроде извержений вулканов, ускоряют этот процесс захоронения. В местах, где земля была высечена, например, в Гранд-Каньоне в американском штате Аризона, вы действительно можете увидеть слои почвы, которые накапливались веками, как слои торта.

Города и населенные пункты также строятся многослойно. Рим, Италия, был городским центром на протяжении тысячелетий. Улицы центра Рима сегодня на несколько метров выше, чем во времена Юлия Цезаря. Веками римляне возводили его — средневековый дом поверх древнего дома, современный дом поверх средневекового дома.

Создание места раскопок в населенном пункте может быть очень трудным процессом. Мало того, что жители района испытывают неудобства, археологи не знают, что они могут найти. Например, археологам, ищущим древнюю римскую крепость, возможно, придется сначала раскопать пекарню эпохи Возрождения и средневековую больницу.

Поскольку большинство артефактов находится под землей, ученые разработали методы, которые помогут им выяснить, где следует копать. Иногда они выбирают сайты, основанные на старых мифах и историях о том, где жили люди или где происходили события. Древний город Троя, о котором писал греческий поэт Гомер еще в 1190 году до н. э., считался художественным произведением. Эпическая поэма Гомера « Илиада » была названа в честь Трои, которую греки знали как Илион. Используя «Илиаду» в качестве ориентира, немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман обнаружил руины города недалеко от города Гиссарлык в Турции в 1870 году. может основываться на фактах.

Иногда археологи используют исторические карты для поиска древних артефактов. В 1973 году, например, археологи использовали исторические карты и современные технологии, чтобы найти обломки военного корабля США Monitor , «броненосного» корабля, использовавшегося Союзом во время Гражданской войны. Monitor затонул во время шторма у побережья мыса Хаттерас, Северная Каролина, в 1862 году. После того, как археологи идентифицировали бронированный корабль, Соединенные Штаты объявили этот район первым в стране морским заповедником.

Прежде чем охранять участок, группа археологов исследует местность в поисках следов останков. Это могут быть артефакты на земле или необычные насыпи в земле. Новые технологии значительно расширили их возможности для обследования местности. Например, аэрофотоснимки и спутниковые снимки могут показать закономерности, которые могут быть невидимы с земли.

Другие технологии дают ключ к пониманию того, что лежит под поверхностью. Эти методы включают радар и гидролокатор. Радарные и гидроакустические технологии часто используют радиоволны, электрические токи и лазеры. Археологи посылают эти сигналы в землю. Когда сигналы ударяются о что-то твердое, они отражаются обратно на поверхность. Ученые изучают время и пути прохождения сигналов, чтобы ознакомиться с подземным ландшафтом.

Случайные находки также могут привести археологов к раскопкам. Например, фермеры, вспахивающие свои поля, могли наткнуться на черепки глиняной посуды. Строительная бригада может обнаружить руины под строительной площадкой.

Еще одно монументальное открытие было сделано случайно. В 1974 году сельскохозяйственные рабочие в Сиане, Китай, копали колодец. Они обнаружили остатки того, что оказалось огромным мавзолеем Цинь Шихуанди, первого императора Китая. Комплекс включает в себя 8000 глиняных солдат, лошадей, колесниц и артиллерии в натуральную величину, широко известных как терракотовые воины. Археологические исследования терракотовых воинов позволили получить представление об организации и стиле руководства Цинь Шихуанди, а также о развитии китайской культуры.

После того, как место выбрано, археологи должны получить разрешение на раскопки от землевладельца. Если это общественная земля, они должны получить соответствующие разрешения от местного, государственного или федерального правительства.

Перед тем, как убрать хоть одну крупинку земли, археологи составляют карты местности и делают подробные фотографии. Как только они начнут копать, они разрушат первоначальный ландшафт, поэтому важно заранее записать, как все выглядело.

Последний шаг перед раскопками — разделить участок на сетку, чтобы отслеживать местонахождение каждой находки. Затем археологи выбирают квадраты-образцы из сетки для раскопок. Это позволяет археологической группе сформировать полное исследование местности. Они также оставляют некоторые участки сетки нетронутыми. Археологи любят сохранять участки своих раскопок для изучения будущими учеными — учеными, у которых могут быть лучшие инструменты и методы, чем те, которые доступны сегодня.

Например, во время Великой депрессии 1930-х годов программы по созданию рабочих мест привели к многочисленным археологическим раскопкам в Соединенных Штатах. Некоторые ученые на этих раскопках убрали артефакты, такие как глиняная посуда, но выбросили древесный уголь и кости животных. Эти предметы считались хламом. Сегодня ученые могут датировать древесный уголь и анализировать кости, чтобы увидеть, каких животных люди приручали и ели в то время. Важно, чтобы сегодня археологи сохраняли некоторые части каждого памятника в первозданном виде.

Не вся археология связана с раскопками в земле. Археологи и инженеры работают со сложными технологиями, чтобы исследовать землю под землей, не нарушая ее. Исследователь National Geographic Emerging Explorer доктор Альберт Ю-Мин Лин возглавляет инновационный археологический проект, сосредоточенный в Монголии. Проект «Долина ханов» использует цифровые изображения, аэрофотосъемку, радар и цифровую съемку для определения местонахождения могилы Чингисхана. Используя спутниковую технологию, Лин и его команда могут получить доступ к информации о проекте, не затрагивая землю и даже не отправляясь в Монголию.

Большие раскопки

Процесс исследования и обеспечения безопасности места раскопок может занять годы. Раскопки — это полевые работы археологов. Иногда археологам может понадобиться перемещать землю бульдозерами и экскаваторами. Однако обычно археологи используют такие инструменты, как щетки, ручные лопаты и даже зубные щетки, чтобы соскребать землю вокруг артефактов.

Самый распространенный инструмент, который археологи используют для раскопок, — это плоская кельма. Мастерок — это ручная лопата, используемая как для сглаживания, так и для копания. Археологи используют мастерки, чтобы медленно соскребать почву. Для очень маленьких или хрупких останков археологи могут также копать зубочистками, ложками или очень тонкими лезвиями. Часто они просеивают грязь через мелкоячеистое сито. Крошечные остатки, такие как бусы, часто можно найти таким образом.

Археологи делают множество заметок и фотографий на каждом этапе процесса. Иногда они включают аудио- и видеозаписи. Блоки глобальной системы позиционирования (GPS) и данные из географических информационных систем (ГИС) помогают им отображать местоположение различных объектов с высоким уровнем точности.

Когда археологи находят останки, они часто сломаны или повреждены после сотен или даже тысяч лет под землей. Солнечный свет, дождь, почва, животные, бактерии и другие естественные процессы могут вызвать эрозию, ржавчину, гниение, поломку и деформацию артефактов.

Однако иногда естественные процессы могут помочь сохранить материалы. Например, отложения наводнений или извержений вулканов могут заключать в себе материалы и сохранять их. В одном случае холод альпийского ледника сохранял тело человека более 5300 лет! Первооткрыватель так называемого «Ледяного человека», найденного в Альпах между Швейцарией и Италией, думал, что он был недавней жертвой убийства или одной из трещин ледника. Судебные археологи, изучавшие его тело, были удивлены, узнав, что он стал жертвой убийства — преступление произошло более 5000 лет назад.

Обнаруженные артефакты

По мере обнаружения артефактов группа археологов записывает каждый шаг процесса с помощью фотографий, рисунков и заметок. После того, как артефакты полностью удалены, их очищают, маркируют и классифицируют.

Особо хрупкие или поврежденные артефакты отправляются в консерватор. Реставраторы проходят специальную подготовку по сохранению и восстановлению артефактов, чтобы они не разрушались под воздействием воздуха и света. Текстиль, включая одежду и постельное белье, особенно подвержен воздействию. Реставраторы текстиля должны быть знакомы с климатом, а также с химическим составом ткани и красителей, чтобы сохранить артефакты.

В 1961 году шведские археологи нашли корабль Vasa , затонувший в 1628 году. Реставраторы защитили тонкую дубовую конструкцию Vasa , обработав ее полиэтиленгликолем (ПЭГ). Корабль опрыскивали ПЭГ в течение 17 лет и девять лет сушили. Сегодня Vasa находится в собственном огромном музее, являющемся визитной карточкой шведского наследия.

Затем артефакты отправляются в лабораторию для анализа. Обычно это самая трудоемкая часть археологии. На каждый день раскопок археологи тратят несколько недель на обработку своих находок в лаборатории.

Весь этот анализ — подсчет, взвешивание, классификация — необходим. Археологи используют информацию, которую они находят, и объединяют ее с тем, что обнаружили другие ученые. Они используют объединенные данные, чтобы дополнить историю прошлого человечества. Когда люди разработали инструменты и как они их использовали? Что они использовали для изготовления одежды? Указывали ли их стили одежды на их социальные ранги и роли? Что они едят? Жили ли они большими группами или небольшими семьями? Торговали ли они с людьми из других регионов? Были ли они воинственными или мирными? Каковы были их религиозные обычаи? Археологи задаются всеми этими и другими вопросами.

Ученые записывают свои открытия и публикуют их в научных журналах. Другие ученые могут просматривать данные и обсуждать интерпретации, помогая нам получить наиболее точную информацию. Публикация также позволяет общественности узнать, что ученые узнают о нашей истории.

Краткий факт

Азбука датирования
Иногда даты указываются как до нашей эры или нашей эры. В других случаях они появляются как B.C.E. или CE Какая разница?

до н.э. означает «до Христа» и используется для датирования событий, которые произошли до рождения Иисуса, которого христиане считают сыном Божьим. AD относится к Anno Domini, что на латыни означает год нашего Господа, и относится ко всем годам от рождения Иисуса и далее. В конце 20 века ученые поняли, что строят всю историю мира вокруг рождения одного религиозного деятеля.

Многие археологи теперь предпочитают термины B.C.E. (до нашей эры) и CE (наша эра). Даты остались прежними, изменились только буквы.

Краткий факт

Древние каннибалы
Некоторые древние люди, возможно, регулярно занимались каннибализмом. Археологи обнаружили 800 000-летние останки раннего человеческого вида, Homo antecessor , в испанской пещере. Среди останков были человеческие кости с отметинами на них, которые, по-видимому, остались от каменных орудий, использовавшихся для приготовления пищи.

Краткий факт

Черепки и осколки
Многие археологи изучают осколки глиняной посуды. Эти осколки называют черепками, а иногда просто черепками. Осколки могут быть чем угодно, от осколков разбитого кувшина для воды до куска глиняной таблички и компонентов китайских «Terra Cotta Warriors».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *