Разное

Анаморфное искусство это: Анаморфное искусство: как современные художники используют секреты да Винчи и иезуитов, чтобы показать то, чего нет на самом деле

Анаморфное искусство: как современные художники используют секреты да Винчи и иезуитов, чтобы показать то, чего нет на самом деле

Человек всегда стремится создать что-то невозможное. Анаморфные произведения в полной мере удовлетворяют этой концепции, ведь в действительности того изображения, которое видит зритель, просто не существует. Оно создается лишь под определенным углом просмотра, вызывая массу эмоций – удивление, восторг, ощущение чуда и мысль, что, возможно, тебя в чем-то немного обманули.

Слово «Анаморфоз» образовано из двух греческих корней: «ana» (снова) и «morphe» (форма). Получается, что анаморфные объекты «снова обретают форму». Данное искусство напрямую связано со зрительными иллюзиями и оптическими фокусами. Впрочем, ничего необъяснимого художники не создают – математическое обоснование этому явлению было дано учеными в XVII веке. Однако использовать его люди начали еще в глубокой древности. Например, в известном состязании скульпторов знаменитый Фидий представил статую Афины, выглядевшую как гротеск – искаженные пропорции делали ее просто уродливой.

Народ едва не побил художника камнями за богохульство. Соперник Фидия Алкмен, создавший идеально правильную скульптуру, был уверен в победе. Однако после того, как обе статуи водрузили на полагающиеся им места на высоком пьедестале, победа Фидия стала очевидной. Благодаря оптическим эффектам его Афина с нужной точки зрения стала идеальной.

В эпоху Ренессанса художники стали использовать оптические иллюзии для настоящих фокусов с изображениями. Тут, конечно, не обошлось без Леонардо да Винчи. Его знаменитый растянутый глаз стал одним из первых анаморфных произведений.

«Глаз Леонардо» — анаморфное изображение, Леонардо да Винчи, 1485 г.

Наиболее известным произведением того периода, включающее в себя элемент такой «обманки» являются «Послы» Ганса Гольдбейна младшего.

Ганс Гольдбейн младший «Послы», 1533 г.

Странный вытянутый объект под ногами послов – это череп, который обретает форму, если посмотреть на него с определенных точек – справа сверху или снизу слева. Этот символ бренности всего живого придал картине дополнительную загадочность – о ее символизме и массе скрытых смыслов написана уже не одна научная работа, хотя есть и более «земное» объяснение такого оригинального художественного хода. Исследователи считают, что картина предназначалась для украшения лестничного пролета. Поднимаясь по ступеням, человек должен был в полной мере насладиться появлением призрачного изображения.

Если смотреть под правильным углом, странный объект на картине «Послы» превращается в череп

В XVII веке оптические иллюзии стали использовать в практических целях. Так, например, при построении Церкви святого Игнацио в Риме братьям-иезуитам удалось существенно сэкономить.

Строение было возведено без купола, а необходимый объемный эффект был достигнут при росписи потолка. Художник Андреа Поццо смог создать настоящую иллюзию объема. Это удалось благодаря анаморфным искажениям. Правда, эффект идеален только в одной точке.

Расписной потолок Андреа Поццо в церкви Святого Игнацио, 1690 г.

Именно к этому времени становится популярной оптическая игрушка, так восхищающая и современных зрителей – анаморфоскоп. Этот отражающий цилиндр собирает изображение и показывает его в виде отражения, являя, таким образом, идеальную дословную трактовку старинного термина.

С гравюры начала 17 века

В XX веке художники стали более масштабно подходить к анаморфному искусству. Американский фотограф Артур Моле в 1919 году стал автором уникального проекта. С помощью солдат-резервистов он собрал огромное изображение статуи Свободы. Гигантская фигура на самом деле сильно искажена. Хорошо смотрится она только из осмотровой башни. Всего в этом странном проекте было использовано 18 тысяч человек. Интересно, что 12 тысяч из них создают пламя факела, а 6 тысяч — все остальное, так иллюстрируется принцип анаморфного искажения в числах.

Фотопроект «Человеческая статуя Свободы», 1919 г.

Прекрасным примером использования анаморфоза стал фильм «Властелин колец». Благодаря принудительной перспективе и оптическим эффектам фигуру Гэндальфа удалось зрительно увеличить относительно хоббитов без дополнительных спецэффектов.

Комната Эймса – настоящий научный иллюзион. Построенное из нерегулярных трапеций, помещение с определенной точки зрения идеально обманывает зрителя благодаря нарушенной перспективе.

В 2016 году загадочный уличный художник и фотограф JR удивил весь мир, спрятав пирамиду у Лувра. В результате зрители смогли наслаждаться видом исторического здания дворца в том виде, как оно выглядело в XVII веке. Иллюзия была создана с помощью листков бумаги, закрепленных на поверхности пирамиды.

Оптическая иллюзия, скрывшая скандальную стеклянную пирамиду и открывшая зрителям вид Лувра XVII века

Печатный коллаж скрывает пирамиду. Как и любой анаморфоз, иллюзия идеальна только в одной точке.

Современные художники успешно поражают воображение зрителя оптическими фокусами, придуманными еще 300 лет назад.

Анаморфная картина, автор Иштван Орос

Иштван Орос, «Таинственный остров». В отражении возникает портрет Жюля Верна

Искусство искажения

Оценить анаморфное искусство может не каждый, но образование или хороший вкус тут ни при чем. Все дело в точке обзора. Художники-анаморфисты словно предлагают отступить от привычной картины мира и встретиться лицом к лицу с непредсказуемой реальностью. Никогда заранее не знаешь, во что сложатся кусочки головоломки, пока не посмотришь на вещи под определенным углом. 

В переводе с греческого, анаморфический — подвергающийся изменениям, искаженный. Анаморфные иллюзии появились еще в эпоху Возрождения. Они быстро стали очень популярными. Технику использовали в книжных иллюстрациях, гравюрах, настенных росписях, а также для сокрытия информации от лишних глаз.

Пользуясь оптическим обманом, можно было передать секретное послание или спрятать в изображении политическую карикатуру, магический символ или забавную непристойность.

Первой известной анаморфной иллюзией считается «Глаз Леонардо» 1485 года. Привычный глаз можно увидеть, наблюдая под очень острым углом.

Кроме Леонардо Да Винчи, отцами жанра также считается немецкий художник Ханс Гольбейн Младший, чья картина «Послы» поразила современников XVI века, и итальянский архитектор Андреа Поццо, использовавший оптический обман для создания масштабных росписей. Его поразительные работы выполнены на плоском потолке, а правильные пропорции открываются только с определенной точки, отмеченной на полу зала.

Художник из Нюрнберга Эрхард Шен уже в 1538 году создавал скрытые образы в своих гравюрах по дереву. На одной из них сначала можно заметить библейского Иона, кита и части пейзажа, но если посмотреть под небольшим углом снизу слева, перед глазами открывается неожиданное изображение крестьянина, справляющего естественную нужду.

Более четко проступает и фраза «WAS. SICHST. DV», то есть «Что ты видишь?».

Всего существует 4 вида анаморфоза:

  • Оптический — искажает предметы с помощью перспективы. Чтобы увидеть цельную картину, зритель должен находиться в определенной точке.
  • Зеркальный (катоптрический) — для создания и восстановления изображения нужны зеркала-анаморфоскопы — плоские, конические, цилиндрические и пирамидальные, с разным количеством граней.
  • Диоптрический — можно увидеть изображение только через специальные очки.
  • Анарофоскопический — для просмотра необходимо вращение. На этом принципе зарождался кинематограф.

Венгерский художник, дизайнер и мультипликатор Иштван Орош проработал все способы искажения и среди его работ есть несколько, иллюстрирующих анаморфический принцип.

В наше время технологий сложные вычисления можно доверить компьютерам, но тем не менее современные художники продолжают удивлять полетом фантазии и мастерством исполнения. Джонти Харвитц из Лондона создает анаморфные скульптуры, чтобы, как он говорит, визуализировать математические вычисления. Ученый в душе, он начал работать в этом стиле, вдохновившись картинами Да Винчи, Уильяма Скротса и мастера иллюзий Маурица Эшера.

Швейцарский художник Фелис Варини — мастер ломаной перспективы. Его эксперименты — это магия геометрии в действии, они будто намеренно дразнят восприятие и воображение. Где он только не творил: в квартирах, туннелях, на домах, даже на целых деревнях. Одним из его последних масштабных проектов стал Большой Дворец в Париже. Смотрится психоделично, ярко и необычно.

Я рисую круги на объемных поверхностях, а природа сама изменяет их форму. И мне не нужно прибегать к сложным изображениям — я рисую простые формы, а реальность искажает их и создает множество вариантов их восприятия.

Не так масштабно, но не менее оригинально анаморфные приемы использует Brusspup. Привычные современные вещи внезапно трансформируются в оптический обман. Поразительно, сколько удивительных вещей можно создать, используя законы природы.

Анаморфизм прижился и в дизайне. Непонятные знаки на глазах превращаются в четкие надписи. Прием даже используют для оформления спортивных залов, колледжей и гостиниц. Выглядит эффектно, даже могло бы стать отличной идеей для дизайна целой квартиры.

Где только не обманывают наши глаза — в Нюрнбергском метро станция Rathenauplatz оформлена анаморфными портретами кисти Грегора Хилтнера. А мы обманываться и рады.

Оптическая иллюзия (или анаморфоза): последняя тенденция в графическом дизайне

  • Вдохновение

Тибо Женевуа Франки Опубликован в 09. 10.2019

Художники всегда восхищались оптическими иллюзиями . Слово «анаморфоза» происходит от греческого слова «анаморфоун», означающего «преобразование». Анаморфоза — это оптическая иллюзия, при которой изображение кажется полностью искаженным, если смотреть с обычной точки зрения , но выглядит нормально, если смотреть под определенным углом (перспективный анаморфоз) или косвенно в зеркало (зеркальный анаморфоз).

  Изображение: Горгона Медуза. Авторы и права: Mach505 & Ninja1

Перспективный анаморфоз впервые появился в мире искусства во время эпохи Возрождения , а зеркальный анаморфоз был разработан в 17 -м веке. Исторически именно итальянский художник и математик Пьеро делла Франческа заложил основы применения оптической иллюзии. Одним из старейших и самых известных примеров анаморфозы является картина Ганса Гольбейна «Послы», датируемая 1533 годом. На переднем плане изображен спрятанный череп, который виден только при взгляде сбоку.

Изображение: Послы. Предоставлено: Национальная галерея. Изображение: Послы. Фото: Национальная галерея

Хотя анаморфоза не нова, она продолжает удивлять и сегодня очень популярна среди художников и графических дизайнеров. Ярким примером является скульптура Джонти Гурвица «Поцелуй Читрида », изображающая анаморфотную лягушку в зеркале.

Изображение: Поцелуй Читрида. Фото: Jonty Hurwitz

Далее следует плавательный бассейн Джулиана Бивера на Хай-стрит, нарисованный на улицах Глазго в 2006 году.0007 Изображение: Бассейн Джулиана Бивера на Хай-стрит. Предоставлено: Джулиан Бивер. Изображение: бассейн Джулиана Бивера на Хай-стрит. Фото: Джулиан Бивер

Также стоит упомянуть скрытый трибьют художника Скотта ВандерВурта Дэвиду Боуи на улицах Нью-Йорка.

А совсем недавно современный швейцарский художник Феличе Варини отпраздновал 20-летие внесения Каркассона в список Всемирного наследия ЮНЕСКО анаморфотной инсталляцией, которая наложила 10 гигантских концентрических кругов на стены города.

Изображение: Город Каркассон. Фото: Андре Морен

Торговые центры и компании тоже этим занимаются: anamorphosis — отличный способ привнести глубину в повседневность. В 2017 году торговый центр Bercy 2 в Париже пригласил 12 художников со всего мира для создания серии фресок trompe-l’œil в своем торговом пассаже.

Изображение: Arty Bercy 2.  Авторы и права: Манфред Стадер и Николас Криф

И в лионском офисе биотехнологическая фирма Amoéba создала анаморфотную версию своего логотипа в коридоре длиной 30 метров и высотой 8 метров.

Изображение: амеба. Авторы и права: Amoéba Изображение: Amoéba. Авторы и права: Amoéba

Тот же принцип вдохновил марсельскую больницу Сальватор написать гигантскими буквами слово «Rêve» (по-французски «Сон») в одном из своих коридоров.

Изображение: Больница Сальватора. Предоставлено: Больница Сальватора Изображение: Больница Сальватора. Предоставлено: Больница Сальватора 9.0006 Даже Instagram приняли участие во время президентских выборов во Франции в 2017 году. Технический гигант создал набор изображений, изображающих, среди прочего, такие идеи, как мир, свобода, равенство и братство, на пешеходном мосту Леопольд-Седар-Сенгор через Сену в Париже.

Изображение: стрит-арт в Instagram к президентским выборам во Франции. Фото: Instagram Изображение: стрит-арт в Instagram для президентских выборов во Франции. Фото: Instagram

Рекламщики и музыканты также использовали этот феномен, о чем свидетельствует телевизионная реклама духов Lacoste L!VE , в которой используется анаморфоза, придуманная известным французским уличным художником Зоером.

Похожую историю мы видим в маркетинговой кампании и визуальной айдентике, созданной для российского телевидения канал 7ТВ швейцарским графическим дизайнером Грегом Бартом, и в видео «Письмо на стене» OK Go , американская рок-группа, известная своим изобретательным и эксцентричным видео.

Но анаморфоз — это не просто изящный графический трюк: у него есть и практическое применение. В своем предложенном указателе для соединительного туннеля к Терминалу 3 в аэропорту Лион Сент-Экзюпери французское агентство Graphéine создало анаморфотный повествовательный дизайн, предназначенный для того, чтобы время в пути по 250-метровому участку казалось более быстрым. Когда пассажиры двигались вперед, анаморфоза разрушалась, создавая ощущение скорости за счет изменения восприятия пространства и времени, в результате чего туннель казался короче, чем он есть на самом деле.

Изображение: аэропорт Лиона Сент-Экзюпери. Авторы и права: Graphéine Изображение: Лионский аэропорт имени Сент-Экзюпери. Авторы и права: Graphéine

Полезность анаморфоза также можно увидеть в дорожной разметке . Используется для обеспечения того, чтобы участники дорожного движения могли видеть неискаженный текст или изображения с определенного расстояния. Например, изображения велосипедов, используемые для обозначения велосипедных дорожек, кажутся нормальными, если смотреть на них с большого расстояния, но на самом деле выглядят вытянутыми по вертикали, если смотреть сверху.

Изображение: Автобус и велосипед. Предоставлено: Википедия

В завершение вернемся в мир уличного искусства и работы французского художника JR, чья последняя работа «Le secret de la Grande Pyramide» была создана с помощью 400 добровольцев и является его крупнейшим произведением искусства. коллаж производится на сегодняшний день. Используя анаморфоз m , например, пирамида Лувра исчезла в 2016 году , на этот раз художник, прославившийся во всем мире своими коллажами, снова использовал это явление в произведении, посвященном 30 й годовщине символического памятника Иео Минг Пей. .

Изображение: JR Лувр исчезает. Кредит: JR Изображение: JR Лувр исчезает. Фото: JR

В самом посещаемом музее мира обнаружен гигантский trompe-l’œil , на котором изображены оснований пирамиды , стоящей в Дворце Наполеона.

Изображение: Анаморфоза Дж. Р. Лувра. Авторы и права: JR

8 Люди, продвигающие анаморфотное искусство до новых пределов

Искусство

Дэвид МакНил

Анаморфное искусство создает визуальные трюки, которые обманывают наш мозг. Двумерные искаженные изображения внезапно оживают как трехмерные формы, если смотреть на них под правильным углом. Эти искусные оптические иллюзии удивляли и восхищали нас на протяжении сотен лет. Леонардо Ди Винчи и Альбрехт Дюрер оба создали деформированные абстракции, основанные на теории греческого математика 7-го века до н.э. Евклида о том, что поле человеческого зрения можно определить как пирамиду с глазом смотрящего на ее вершине.

Оптические иллюзии обманывают разум, потому что наш мозг пытается разобраться в данных, которые представляют наши глаза. Реальность плоскости, занимаемой произведением, замаскирована, и наш мозг принимает альтернативную реальность, представленную художником, потому что перспектива и тень складываются. Эти произведения искусства доставляют особое удовольствие из-за невозможности того, что они представляют, — объектов, которые явно бросают вызов законам физики или оживляют воображаемые существа и места настолько убедительно, что мы чувствуем себя способными протянуть руку и прикоснуться к ним.

За последние несколько десятилетий современные уличные художники по-настоящему усвоили этот стиль и вывели его на новый уровень. Возьмем, к примеру, итальянского художника Пита. В «Poli Urban Colors» 2021 года Пит взял обыденное городское здание в Милане и полностью изменил его поверхность, нарисовав гигантские абстрактные роторы, которые, кажется, откусили целый кусок от фасада. Умное использование линии и цвета создает у зрителя впечатление совершенно правдоподобной дыры, невозможно вырезанной в здании, вмещающей гигантские абстрактные цилиндрические формы.

Чтобы отпраздновать возрождение анаморфотного искусства, несколько человек создают работы, которые выделяются среди остальных.

Мексиканский уличный художник Адри дель Росио создает смелые трехмерные фрески. В произведении для города Ден-Хелдер в Нидерландах игривая печать переплетается между невозможными колоннами, которые напоминают умопомрачительные фантазии классического модернистского художника М. С. Эшера. В 2019 году она создала отмеченную наградами работу «Купание в красном» / «Nadando en rojo» (на фото ниже) для Международного фестиваля уличного искусства в Бранде, Дания. Убийство китов на Фарерских островах увековечено ее работой, где эти прекрасные млекопитающие прыгают и играют из багрового моря, а их хвосты превращаются в цветы.

На этой умопомрачительной ноте находятся искаженные скульптуры Джонти Гурвица. Используя различные материалы — от меди до плексигласа — лондонский художник/ученый выполняет ряд компьютерных расчетов, что позволяет ему деформировать, скажем, вымирающую лягушку или лошадь (см. ниже), череп или даже баскетболистов в неузнаваемые объекты. . Однако поместите цилиндрическое зеркало в его центр или посмотрите на него под определенным углом, и загадочная скульптура откроется.

Еще один первопроходец современного анаморфизма — художественный коллектив, известный как «Тройка», который исследует различные способы прочтения реальности как в цифровом, так и в физическом мире. В «Квадрате круга» 2013 года серия перспективных скульптур кажется одновременно и кругом, и квадратом, в зависимости от того, как вы на это смотрите. Изготовленное из стального каркаса изделие было обернуто толстым черным флоком, поглощающим свет.

Джеймс Низам работает со светом, чтобы преобразить пространство. В «Frieze» 2016 года единственный луч солнечного света проникает в обыденную комнату через тщательно проделанное отверстие. В результате поток света в пространстве создает почти сказочное ощущение, а эфирные сияющие лучи создают пленительные линии и разделения в том, что сейчас нельзя назвать пустой комнатой. Низам также известен тем, что модифицировал комнаты, удаляя куски стен и половиц для создания анаморфных эффектов, как в «Ортодроме» (на фото ниже).

 

Французский художник Жорж Русс преображает целые пространства, акцентируя внимание на заброшенных зданиях неожиданными вкраплениями ярких цветов и форм. Его 3D-инсталляции, такие как многолетняя серия «Architectures Virtuelles», запечатлены на одной фотографии, создавая смелые плоские формы из многослойной и сложной реальности. Его интуитивное использование света и пространства делает его работы бесконечно увлекательными, поскольку вы, как это ни парадоксально, пытаетесь заглянуть сквозь слои, которые часто использовались для создания единой, первозданной и смелой формы.

За свою более чем 30-летнюю карьеру всемирно известный художник Джон Пью создавал потрясающие росписи в стиле trompe l’oeil (по-французски «обман зрения») в большом масштабе, будь то гигантские змеи, прорывающиеся сквозь твердые стены. или обнаружение скрытых храмов и зданий путем «отслаивания» совершенно плоских поверхностей.

«Вчера здесь» Джона Пью можно найти в Эрмоса-Бич, Калифорния.

На недавней выставке Люси Маккензи в Тейт Ливерпуль, Великобритания, она играла с границами между изобразительным искусством, дизайном и архитектурой, возрождая такие древние техники, как гризайль (т.е. имитация текстуры и ощущения камня с помощью краски). Ее выставка представляла собой целую комнату с радиаторами trompe l’oeil и поверхностями, окрашенными под мрамор. Как и Пью, она часто ссылается на классическую архитектуру, но все это в пятнах и потертостях, как будто от долгого использования. Это добавляет еще один слой юмора и обмана в фантазию, делая оптическую иллюзию «живой».

Одним из мастеров иллюзорного стрит-арта является Сержиу Одиет, португальский художник, обладающий удивительным мастерством света, перспективы и цвета. Он затронул огромное количество тем, от разбитых автомобилей до мира природы, который вырастает из стен, на которых он нарисован, полный энергии и движения. Возможно, его самая удивительная работа — это гигантский золотой аэрозольный баллончик, подвешенный к стене на слое прозрачной пластиковой пленки, закрепленной грубыми участками скотча. Совершенно убедительное изображение прозрачного пластика, сморщенного и деформированного круглой банкой под ним, делает Одиета одним из величайших ныне живущих художников-монументалистов.

Words by Laura Hadland

Избранное изображение («Revolution») Джона Пью

Читать дальше

Card Shark фокусирует игровой процесс на хитростях и трюках

2 2 апреля 2002 г.

Дэвид МакНил

Сюзанна Бауэр вяжет листья крючком в шедевры

7 апреля 2022 г.

Дэвид МакНил

Оставить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA, к нему применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *