Разное

Буддизма картинки: Картинки Будда (21 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

БУДДИЗМ • Большая российская энциклопедия

Рас­про­стра­ня­ясь по стра­нам Азии, воз­ник­ший в сер. 1-го тыс. до н. э. в Ин­дии буд­дизм по­сте­пен­но при­об­рёл та­кие ос­нов­ные эт­но­куль­тур­ные фор­мы, как юго-вос­точ­ный, даль­не­во­сточ­ный и се­вер­ный (ти­бет­ский) буд­дизм, ко­то­рый в 19 – нач. 20 вв. в Ев­ро­пе на­зы­ва­ли ла­ма­из­мом. Имен­но ти­бет­ская фор­ма буд­диз­ма на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся в Рос­сии в 17–18 вв., ко­гда в ни­зо­вья Вол­ги и в За­бай­ка­лье пе­ре­ко­че­ва­ли мон­голь­ские ско­то­вод­че­ские пле­ме­на – ой­ра­ты (кал­мы­ки) и бу­ря­ты. В 1914 в со­став Ени­сей­ской губ. во­шла на пра­вах про­тек­то­ра­та Ту­ва, на­ро­ды ко­то­рой так­же час­тич­но ис­по­ве­до­ва­ли буд­дизм. Не­смот­ря на общ­ность ре­ли­гии, её фор­мы у бу­рят, кал­мы­ков и ту­вин­цев раз­ви­ва­лись са­мо­стоя­тель­но; на­цио­наль­ным свое­об­ра­зи­ем от­ли­ча­лись да­же сис­те­мы ор­га­ни­за­ции буд­дий­ских мо­на­сты­рей – бу­рят­ских да­ца­нов, кал­мыц­ких ху­ру­лов, ту­вин­ских ху­рэ.

Буд­дизм сре­ди кал­мыц­ких пле­мён. Ой­рат­ские (т. е. зап.-мон­голь­ские) пле­ме­на дер­бе­тов и тор­гу­тов, ко­то­рые до­шли до ни­зо­вий Вол­ги и До­на, во 2-й пол. 17 в. об­ра­зо­ва­ли Кал­мыц­кое хан­ст­во, офи­ци­аль­ной ре­ли­ги­ей в ко­то­ром был буд­дизм, из­вест­ный ой­ра­там ещё с 13 в., но ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чив­ший лишь в нач. 17 в. Ой­ра­ты при­бы­ли на тер­ри­то­рию Рос­сии с ко­че­вы­ми мо­на­сты­ря­ми (ху­ру­ла­ми), со­стоя­щи­ми из не­сколь­ких ки­би­ток. Бы­ст­ро поя­ви­лись и ста­цио­нар­ные мо­на­сты­ри, та­кие, как по­стро­ен­ный до 1616 Дар­хан-Дор­жин-кит («Семь па­лат») в рай­оне совр. Се­ми­па­ла­тин­ска. Кро­ме то­го, в 17 в. воз­ник­ли мо­на­сты­ри Аб­ла­ин-кит (1656), Бо­ток­ту­хан-кит (1670), Джа­лин-обо, Очир­ту­хан-кит, Ца­ган-су­мэ. В 1771 из-за при­тес­не­ний цар­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции б. ч. кал­мы­ков от­ко­че­ва­ла об­рат­но в Джун­га­рию (Ки­тай). Ос­тав­шие­ся в Рос­сии 13 тыс. се­мей кал­мы­ков бы­ли пе­ре­се­ле­ны на ре­ки Урал, Те­рек, Ку­ма. По­ми­мо ху­ру­лов, от­ко­че­вав­ших в 1771 вме­сте с осн. мас­сой кал­мыц­ко­го на­ро­да, у кал­мы­ков к кон. 18 в. ос­та­ва­лось 14 буд­дий­ских мо­на­сты­рей.

Ре­ли­ги­оз­ной дея­тель­но­стью кал­мы­ков вна­ча­ле ру­ко­во­дил ла­ма, ос­таль­ные ду­хов­ные ли­ца име­но­ва­лись «ху­ва­ра­ки». По­сле от­ко­чёв­ки 1771 буд­дий­ская цер­ковь бы­ла де­цен­тра­ли­зо­ва­на, и в ка­ж­дом рай­оне (улу­се) из­би­рал­ся свой ла­ма. Уже с нач. 18 в. по­лу­че­ние ду­хов­но­го са­на бы­ло свя­за­но с сис­те­мой мо­на­стыр­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

Агинский дацан. Освящение субургана Калачакры (Забайкалье). Фото. 1914.

В кон. 18 в., по­сле ли­к­ви­да­ции ав­то­но­мии Кал­мыц­ко­го хан­ст­ва и ми­гра­ции боль­шин­ст­ва кал­мы­ков на­зад в Джун­га­рию, «кал­мыц­кая степь» пре­вра­ти­лась в один из ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных рай­онов Рос­сии, под­чи­нён­ный ас­т­ра­хан­ско­му во­ен­но­му гу­бер­на­то­ру. Буд­дий­ская цер­ковь так­же бы­ла пол­но­стью под­чи­не­на го­су­дар­ст­ву. Её гла­ва, шад­жин-ла­ма, или «ла­ма кал­мыц­ко­го на­ро­да», с тех пор по­лу­чал жа­ло­ва­нье от го­су­дар­ст­ва. Стре­мясь ог­ра­ни­чить рас­про­стра­не­ние буд­диз­ма «По­ло­же­ни­ем об управ­ле­нии кал­мыц­ким на­ро­дом», при­ня­тым в 1838, цар­ское пра­ви­тель­ст­во со­кра­ти­ло штат ду­хо­вен­ст­ва до 2650 свя­щен­но­слу­жи­те­лей, а ху­ру­лов до 76 вме­сто ре­аль­но имев­ших­ся 5270 свя­щен­но­слу­жи­те­лей и 105 ху­ру­лов. По «По­ло­же­нию…» 1847 пре­ду­смат­ри­ва­лось даль­ней­шее со­кра­ще­ние слу­жи­те­лей куль­та до 1656, ху­ру­лов – до 67. В 1907, тем не ме­нее, бы­ла от­кры­та пер­вая чой­ра – выс­шая шко­ла для под­го­тов­ки кал­мыц­ко­го буд­дий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва, а в 1908 – вто­рая. По­сле 1910 бак­ша-ла­ма дон­ских кал­мы­ков от­крыл тре­тью чой­ру.

Буд­дизм сре­ди бу­рят­ских пле­мён. Пер­вые со­об­ще­ния о буд­дий­ском куль­те у бу­рят до­хо­дят до Мо­ск­вы в 1647. В 1741 у бу­рят в За­бай­ка­лье за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но уже 11 «лам­ских ка­пищ» и 150 лам, глав­ным из ко­то­рых был на­зна­чен Аг­ван Пун­цог, ти­бе­тец. Пер­вые бу­рят­ские хра­мы – су­мэ – по­ме­ща­лись в юр­тах и ко­че­ва­ли вме­сте со свои­ми при­хо­жа­на­ми. Лишь в 1753–58 (су­ще­ст­ву­ют и др. да­ти­ров­ки) был по­стро­ен де­ре­вян­ный буд­дий­ский храм – Цон­голь­ский (позд­нее Хил­ган­туй­ский) да­цан, гла­вой ко­то­ро­го стал Дам­ба Дор­жа Зая­ев. Чуть поз­же, по-ви­ди­мо­му, бы­ло по­строе­но де­ре­вян­ное зда­ние Гу­си­но­озер­ско­го да­ца­на. Ос­но­вал его Луб­сан Жим­ба Ахал­да­ев, по­лу­чив­ший об­ра­зо­ва­ние в Мон­го­лии. Со­пер­ни­че­ст­во ме­ж­ду эти­ми дву­мя бу­рят­ски­ми цен­тра­ми буд­диз­ма про­дол­жа­лось вплоть до нач. 19 в., ко­гда цар­ская ад­ми­ни­ст­ра­ция при­зна­ла при­ори­тет Гу­си­но­озер­ско­го да­ца­на, на­стоя­тель ко­то­ро­го по­лу­чил зва­ние «бан­ди­до хам­бо-ла­мы» (мон­го­ли­зи­ро­ван­ное про­из­но­ше­ние санскр. «пан­ди­та» и ти­бет. кхен­по-ла­ма), что оз­на­ча­ет «учё­ный глав­ный ла­ма».

К 1846 в Бу­ря­тии бы­ло вы­строе­но уже 144 зда­ния в 34 да­ца­нах. Шёл бы­ст­рый рост чис­лен­но­сти бу­рят­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. Ес­ли в 1741 у бу­рят име­лось 150 лам, то в 1796 – уже 700, а в 1831 – 4637. Стре­мясь при­ос­та­но­вить раз­ви­тие буд­диз­ма и об­лег­чить хри­стиа­ни­за­цию бу­рят, цар­ское пра­ви­тель­ст­во в «По­ло­же­нии о ла­май­ском ду­хо­вен­ст­ве в Вос­точ­ной Си­би­ри» в 1853 за­пре­ти­ло стро­ить но­вые да­ца­ны (их уже бы­ло 34), а так­же ог­ра­ни­чи­ло рост чис­ла лам, ут­вер­див 285 «штат­ных лам», не об­ла­гае­мых на­ло­гом. Ос­таль­ные ла­мы бы­ли об­ло­же­ны на­ло­гом на­рав­не с про­сты­ми кре­сть­я­на­ми. Од­на­ко, опа­са­ясь вы­звать не­до­воль­ст­во на­се­ле­ния в рай­оне, иг­рав­шем клю­че­вую роль в стра­те­ги­че­ских пла­нах Рос­сии на Вос­то­ке, ад­ми­ни­ст­ра­ция из­бе­га­ла ак­тив­но­сти в прак­ти­че­ской реа­ли­за­ции «По­ло­же­ния…» 1853 и не силь­но пре­пят­ст­во­ва­ла ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию бу­рят­ско­го буд­диз­ма, че­му спо­соб­ст­во­ва­ло ус­та­нов­ле­ние еди­ной сис­те­мы не­пре­рыв­но­го буд­дий­ско­го об­ра­зо­ва­ния. По­сле по­яв­ле­ния в Бу­ря­тии буд­дий­ских фа­куль­те­тов цан­ни­та (фи­ло­со­фии) окон­ча­ние та­ко­го фа­куль­те­та ста­ло обя­за­тель­ным для свя­щен­но­слу­жи­те­лей да­ца­нов.

Всесоюзный буддийский собор в Москве. Фото. Январь 1927.

За­тра­чи­вая мас­су уси­лий и средств, бу­ря­ты су­ме­ли им­пор­ти­ро­вать из Ти­бе­та, Ки­тая, Мон­го­лии гро­мад­ное ко­ли­чест­во со­кро­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и пе­ренять мно­гие жи­вые тра­ди­ции ти­бет­ско­го буд­диз­ма. В 1869 в Цуголь­ском да­ца­не под ру­ко­во­дством мон­голь­ско­го ла­мы Чой-ман­рам­бы на­ча­лось офи­ци­аль­ное пре­по­да­ва­ние ин­до-ти­бет­ской ме­ди­ци­ны (впро­чем, её прак­ти­ко­ва­ли в За­бай­ка­лье ещё в 18 в.), ко­то­рая к кон. 19 в. дос­тиг­ла зна­чи­тель­ных ус­пе­хов.

В 1878 в Агин­ском да­ца­не бы­ла ос­но­ва­на шко­ла Дуйн­хор-Ка­ла­ча­кры, чем и за­вер­ши­лось по­строе­ние осн. на­прав­ле­ний выс­ше­го ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния по ти­бет­ско­му об­раз­цу. Бы­ст­ро раз­ви­ва­лось буд­дий­ское кни­го­пе­ча­та­ние. В 1887 дей­ст­во­ва­ло уже 29 ти­по­гра­фий, ко­то­рые до их раз­гро­ма в 1930-х гг. ус­пе­ли из­дать ок. 2000 на­зва­ний книг на ти­бет­ском и мон­голь­ском язы­ках.

Иволгинский дацан близ Улан-Удэ (Бурятия). Фото. 1990-е гг.

Буд­дизм в Ту­ве. По­сле па­де­ния мань­чжур­ской ди­на­стии в Ки­тае Рос­сия при­сое­ди­нила в 1914 Ту­ву (Ты­ву) в ка­че­ст­ве про­тек­то­ра­та под на­зва­ни­ем Урян­хай­ский край. Ту­вин­цы – един­ст­вен­ный тюрк­ский на­род, ис­по­ве­дую­щий буд­дизм. Ко вре­ме­ни вхо­ж­де­ния Урян­хай­ско­го края в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии на его тер­ри­то­рии дей­ст­во­ва­ли уже 22 буд­дий­ских мо­на­сты­ря (ху­рэ), ок. 4000 лам и хуу­ра­ков-уче­ни­ков. Око­ло по­ло­ви­ны лам жи­ли в ми­ру, ве­ли хо­зяй­ст­во и име­ли се­мьи. Ста­цио­нар­ные буд­дий­ские мо­на­сты­ри ста­ли со­ору­жать­ся в Ту­ве с 70-х гг. 18 в. Наи­бо­лее круп­ны­ми из них к нач. 20 в. бы­ли Эр­зинский, Са­ма­гал­тай­ский, Оюн­нар­ский, Верх­не-Ча­дан­ский, Ниж­не-Ча­дан­ский. Гла­вой буд­дий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва Ту­вы яв­лял­ся на­стоя­тель Ча­дан­ско­го ху­рэ, но­сив­ший ти­тул «кам­ба-ла­ма» и под­чи­няв­ший­ся буд­дий­ской церк­ви Мон­го­лии. При мно­гих ху­рэ име­лись шко­лы, где маль­чи­ки по­лу­ча­ли на­чаль­ное ре­лиг. об­ра­зо­ва­ние. Выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние ту­вин­цы обыч­но по­лу­ча­ли в Мон­го­лии.

Рос­сий­ский буд­дизм в нач. 20 в. В свя­зи с раз­ви­ти­ем ме­ж­ду­на­род­ных свя­зей Рос­сии на Вос­то­ке, в ча­ст­но­сти для ус­та­нов­ле­ния пря­мых свя­зей цар­ско­го пра­ви­тель­ст­ва с тео­кра­ти­че­ски­ми пра­ви­тель­ст­ва­ми Мон­го­лии и Ти­бе­та, в С.-Пе­тер­бур­ге в нач. 20 в. был по­стро­ен буд­дий­ский храм. Строи­тель­ст­вом ру­ко­во­дил пред­ста­ви­тель Ти­бе­та и один из учи­те­лей да­лай-ла­мы ХIII, вы­даю­щий­ся бу­рят­ский ла­ма Аг­ван Дор­жи­ев. Тес­но со­труд­ни­чав­ший с ним Д. Д. Ите­ге­лов, за­ни­мав­ший пост бан­ди­до хам­бо-ла­мы в 1911–18, в на­стоя­щее вре­мя по­чи­та­ет­ся как дос­тиг­ший вы­со­ких сте­пе­ней свя­то­сти, т. к. его те­ло, из­вле­чён­ное из мо­ги­лы, со­глас­но за­ве­ща­нию, в 2002 ока­за­лось не­тлен­ным.

Об­ра­зо­ван­ные кал­мыц­кие и бу­рят­ские ла­мы на­чи­на­ют со­труд­ни­чать с рос. вос­то­ко­ве­да­ми, и пе­тер­бург­ская буд­до­ло­ги­че­ская шко­ла, ру­ко­во­ди­мая Ф.  И. Щер­бат­ским, вы­дви­га­ет­ся на пе­ре­до­вые по­зи­ции в ми­ро­вой нау­ке. В Ка­зан­ской ду­хов­ной ака­де­мии в рус­ле мис­сио­нер­ско­го вос­то­ко­ве­де­ния раз­ви­ва­ют­ся и ис­сле­до­ва­ния буд­диз­ма.

Буд­дизм в СССР. В нач. 1930-х гг. встал во­прос о са­мом су­ще­ст­во­ва­нии буд­дий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва. Ла­мы бы­ли ли­ше­ны пра­ва на зем­лю, на­ло­го­вое об­ло­же­ние су­ще­ст­вен­но уве­ли­чи­лось, на­ча­лись за­хва­ты и по­гро­мы да­ца­нов. Чис­ло лам стре­ми­тель­но со­кра­ща­лось. Ес­ли в 1916 в Бу­ря­тии бы­ло 11276 лам, то в 1923 – 9134, в 1924 – 6628, в 1929 – 5928. К 1935 при­мер­но треть бу­рят­ских да­ца­нов пус­то­ва­ла из-за от­сут­ст­вия бе­жав­ше­го или ре­прес­си­ро­ван­но­го ду­хо­вен­ст­ва. В 1936 под пред­ло­гом, что 22 из 29 дей­ст­вую­щих да­ца­нов на­хо­дят­ся в по­гра­нич­ной зо­не, бы­ли за­кры­ты и все ос­таль­ные да­ца­ны, а ла­мы вы­се­ле­ны или ре­прес­си­ро­ва­ны как «вра­ги на­ро­да» и «япон­ские шпио­ны». Ана­ло­гич­ные про­цес­сы шли в Кал­мы­кии и в фор­маль­но не­за­ви­си­мой Тан­ну-Ту­ве. В Кал­мы­кии в 1917–37 бы­ло ли­к­ви­ди­ро­ва­но 79 ху­ру­лов. Уп­разд­не­ние в 1943 кал­мыц­кой ав­то­но­мии и вы­се­ле­ние кал­мыц­ко­го на­ро­да в Си­бирь при­ве­ли к то­му, что во­прос о су­ще­ст­во­ва­нии буд­диз­ма в Кал­мы­кии от­пал сам со­бой. В «не­за­ви­си­мой» с 1921 Тан­ну-Ту­ве вна­ча­ле буд­дий­ская ор­га­ни­за­ция ос­та­ва­лась не­при­кос­но­вен­ной, и в 1928 Ма­лый ху­рал да­же при­нял за­кон, объ­я­вив­ший буд­дизм гос. ре­ли­ги­ей, что и спро­во­ци­ро­ва­ло го­не­ния, ко­то­рые в 1930 бы­ли под­твер­жде­ны осо­бой ре­зо­лю­ци­ей 2-го Пле­ну­ма ЦК и ЦКК АРП «по лам­ско­му во­про­су». В Ту­ве, как и в Кал­мы­кии, все хра­мы бы­ли со­жже­ны дот­ла. И ес­ли у кал­мы­ков всё же со­хра­ни­лось од­но ка­мен­ное зда­ние – ка­мен­ный Хо­ше­утов­ский ху­рул кня­зей Тю­ме­ней, то в Ту­ве ос­та­лись лишь руи­ны Ча­дан­ско­го ху­рэ. Не­боль­шая часть буд­дий­ских ру­ко­пи­сей, скульп­тур и икон на тка­ни, ко­то­рые уда­лось спа­сти от унич­то­же­ния, по­па­ла в му­зеи Мо­ск­вы и Ле­нин­гра­да, сде­лав их са­мы­ми бо­га­ты­ми в ми­ре со­бра­ния­ми буд­дий­ско­го ис­кус­ст­ва.

В по­сле­во­ен­ные го­ды буд­ди­стам Бу­ря­тии, учи­ты­вая их пат­рио­ти­че­скую по­зи­цию во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, разре­ша­ют вос­соз­дать ор­га­ни­за­ци­он­ные струк­ту­ры. В 1946 по ини­циа­ти­ве груп­пы лам и ве­рую­щих во гла­ве с быв. мо­на­ха­ми Х. Гал­са­но­вым и Лоб­сан Ни­ма Дар­мае­вым в Улан-Удэ бы­ло со­зва­но Со­ве­ща­ние буд­дий­ских дея­те­лей Бу­рят-Мон­голь­ской АССР, ко­то­рое при­ня­ло «Ус­тав ду­хов­но­го управ­ле­ния буд­ди­стов» и «По­ло­же­ние о буд­дий­ском ду­хо­вен­ст­ве СССР», обя­зы­вав­шие лам «по­чи­тать на­рав­не со сво­ей свя­щен­ной буд­дий­ской ве­рой Ро­ди­ну тру­дя­щих­ся и все­мер­но со­дей­ст­во­вать её ук­ре­п­ле­нию и рас­цве­ту». Вер­хов­ным ор­га­ном буд­дий­ской ор­га­ни­за­ции бы­ло Цен­траль­ное ду­хов­ное управ­ле­ние буд­ди­стов (ЦДУБ) СССР во гла­ве с пред­се­да­те­лем, по­лу­чив­шим ти­тул «бан­ди­до хам­бо-ла­ма». Ре­зи­ден­ци­ей ЦДУБ СССР стал но­вый храм «Хам­бин су­мэ» (ны­не Ивол­гин­ский да­цан), по­стро­ен­ный на от­ве­дён­ной для этой це­ли бо­ло­ти­стой ме­ст­но­сти в 30 км от Улан-Удэ. Бан­ди­до хам­бо-ла­мой был из­бран Л. Н. Дар­ма­ев. Вско­ре был от­крыт Агин­ский да­цан в Чи­тин­ской обл. В 1956 ЦДУБ СССР вхо­дит во Все­мир­ное брат­ст­во буд­ди­стов, а в 1969 воз­ни­ка­ет Ази­ат­ская буд­дий­ская кон­фе­рен­ция за мир, в ко­то­рую всту­па­ют буд­дий­ские стра-­

ны, ло­яль­но от­но­ся­щие­ся к СССР или за­ви­си­мые от не­го. По­ми­мо этих цен­тров, где ле­галь­но про­жи­ва­ло око­ло двух де­сят­ков свя­щен­но­слу­жи­те­лей, во всех буд­дий­ских ре­гио­нах про­дол­жа­ли не­ле­галь­но дей­ст­во­вать не­сколь­ко со­тен быв­ших лам, вы­пу­щен­ных к то­му вре­ме­ни из тю­рем и ла­ге­рей. Они вы­пол­ня­ли ре­лиг. це­ре­мо­нии для од­но­сель­чан и при­ез­жих, прак­ти­ко­ва­ли ти­бет­скую ме­ди­ци­ну. У не­ко­то­рых лам поя­ви­лись

уче­ни­ки за пре­де­ла­ми тра­ди­ци­он­ных буд­дий­ских ареа­лов.

С пер­вых лет пе­ре­строй­ки бур­но на­чал­ся про­цесс воз­ро­ж­де­ния буд­диз­ма и рас­про­стра­не­ния его по стра­не. В 1988– 1989 бы­ли за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны пер­вые буд­дий­ские об­щи­ны в Ту­ве, Кал­мы­кии и Ле­нин­гра­де.

Буд­дизм в со­вре­мен­ной Рос­сии. В 1991 впер­вые от­кры­то по­се­ща­ет Мо­ск­ву и буд­дий­ские ре­гио­ны стра­ны да­лай-ла­ма, что при­да­ёт мощ­ный им­пульс про­цес­су воз­ро­ж­де­ния буд­диз­ма. На 1.1.2003 в РФ за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 218 ре­лиг. буд­дий­ских ор­га­ни­за­ций, в т. ч. 11 цен­тра­ли­зо­ван­ных ре­лиг. ор­га­ни­за-

­ций, 205 – ме­ст­ных и 2 ре­лиг. учеб­ных за­ве­де­ния. По­ми­мо тра­ди­ци­он­но­го для Рос­сии ти­бет­ско­го буд­диз­ма на­чи­на­ют рас­про­стра­нять­ся и др. на­прав­ле­ния Дхар­мы: юго-вос­точ­ный буд­дизм тхе­ра­ва­ды, а так­же даль­не­во­сточ­ный чань/дзен-буд­дизм и япон­ская тра­ди­ция Ло­то­со­вой сут­ры. Ти­бет­ская тра­ди­ция то­же не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся, как в до­во­ен­ное вре­мя, мо­но­по­ли­ей шко­лы Ге­луг. К кон. 20 в. в Рос­сии поя­ви­лись от­де­ле­ния всех др. ти­бет­ских школ – Ньин­гма, Ка­гью и Са­кья, а так­же Дзог­чен в пе­ре­да­че Намк­хая Нор­бу Рин­по­че, объ­е­ди­няю­щей буд­дий­скую и бон­скую вер­сии этой док­три­ны.

Боль­шин­ст­во буд­дий­ских об­щин объ­е­ди­не­ны в цен­тра­ли­зо­ван­ные ор­га­ни­зации. В 1996 ЦДУБ пе­ре­име­но­ва­но в Буд­дий­скую тра­ди­ци­он­ную санг­ху Рос­сии, ку­да по­ми­мо бу­рят­ских об­щин во­шли и не­ко­то­рые ор­га­ни­за­ции, на­хо­дя­щие­ся на тер­ри­то­рии Ев­ро­пей­ской час­ти РФ; с 1991 дей­ст­ву­ет Объ­е­ди­не­ние буд­ди­стов Кал­мы­кии, ру­ко­во­ди­мое Тэ­ло Рин­по­че (яв­ля­ет­ся в на­стоя­щее вре­мя един­ст­вен­ным оте­че­ст­вен­ным Рин­по­че – ла­мой – во­пло­ще­ни­ем ве­ли­ко­го ин­дий­ско­го йо­ги­на Ти­ло­пы). В Ту­ве к 1997 то­же сло­жи­лась еди­ная са­мо­стоя­тель­ная цер­ковь – Управ­ле­ние Кам­бу-ла­мы Ты­вы. Во мно­гих круп­ных го­ро­дах Рос­сии воз­ник­ли но­вые буд­дий­ские об­щи­ны не­эт­ни­че­ско­го ти­па.

Во всех трёх «буд­дий­ских» рес­пуб­ликах воз­ро­ж­де­ние буд­диз­ма вос­при­нима­ет­ся как сим­вол зна­ко­вой сис­те­мы на­цио­наль­ной, не­ру­си­фи­ци­ро­ван­ной куль­ту­ры и ему ока­зы­ва­ет­ся гос. под­держ­ка.

Центры буддизма в России: духовный отдых в родной стране

Буддизм можно назвать самой загадочной из трёх мировых религий. В нём заключаются ответы на вопросы о смысле жизни, однако чтобы их найти, необходимо избрать верный духовный путь. Для этого не существует какого-то универсального учебника, посему всё следует постигать на собственном опыте, перенимая мудрость в священных местах буддистов. В России буддизм является основной религией Бурятии, Калмыкии и Тувы. Именно об этих регионах и их духовных центрах и пойдёт речь.

Здесь популярно северное ответвление буддизма, основателем которого был Дже Цонкапа. Он почитаем в Бурятии наравне с самим Буддой. Существуют некоторые отличия от других школ в обрядах, тантрической практике. Бурятские храмовые комплексы называются дацанами, и один из самых главных здесь — Иволгинский. Расположен он недалеко от Улан-Удэ и включает в себя 10 храмов с интересной архитектурой, университет, вольеры с живущими в них косулями и многое другое. Здесь также находятся останки ламы Итигэлова — главного учителя во всей Восточной Сибири. Уже почти 90 лет с момента его ухода в нирвану тело ламы не обнаруживает признаков смерти, поэтому сюда стекаются буддисты со всего мира, чтобы почтить священного учителя. Считается, что каждому, кто посетит Иволгинский дацан, даруется огромное счастье.

Ещё один небольшой, но популярный дацан Бурятии — Нилова пустынь, расположенная в нескольких километрах от одноименного курорта. Сюда приезжают как за здоровьем телесным, так и духовным. Согласно легенде, гора, рядом с которой расположен храм, была пристанищем главного духа Саянских гор, поэтому это место считают священным. Сюда в основном приезжают люди, которые хотят, но по каким-то причинам не могут завести детей.

Из более крупных стоит отметить Ацагатский дацан, расположенный в 50 километрах от Улан-Удэ. Его основали в середине 19 века и здесь занимались медициной, астрологией, обучали детей и даже печатали книги в местной типографии. Это место дало дорогу многим известным буддистским лидерам. Например, отсюда вышел Агван Доржиев, создавший школу тибетской медицины.

Калмыкия

Местные буддисты относятся к тибетской ветви буддизма, которая отличается большим разнообразием школьных традиций. Также здесь отсутствуют «перерожденцы» — формы проявления Будды в современном мире. Храмы в Калмыкии называются хурулами, и центральный из них — «Золотая обитель Будды». Этот хурул располагается в центра города Элиста. Главная его достопримечательность — самая большая в России и Европе статуя Будды. При входе нужно обязательно разуваться и надевать носки, а внутри — ходить строго по часовой стрелке. Таким образом сохраняется циркуляция энергии. Храм совмещает в себе множество функций: здесь есть библиотека, зал для конференций, музей культуры буддизма и многое другое.

Недалеко от Элисты располагается другой интересный храм Сякюсн-Сюме. Место для строительства хурула было освящено лично Далай-ламой XIV, а после его возведения учитель вернулся туда для проведения специальной церемонии, после которой Сякюсн-Сюме стал обителью божеств. В храме располагается внушительная четырёхметровая статуя Будды, покрытая золотом. Основное правило здесь — не поворачиваться к изваянию спиной и, опять же, передвигаться по направлению часовой стрелки. На входе в хурул стоят специальные барабаны, которые исполняют желания. Нужно их повращать, загадать желание и трижды обойти вокруг храма.

Тува

В этой местности также практикуется тибетский буддизм, местное название монастыря — хурээ. Один из известнейших тувинских храмов называется Устуу-Хурээ, находится он в семи километрах от города Чадан. Здесь был создан тувинский алфавит, а также отчеканена первая монета республики. Ежегодно при храме проходит фестиваль живой музыки и веры, на который собираются тысячи людей. На фестивале проводятся концерты и конкурсы песен, а также проходит масштабное и торжественное служение «Цам» с посещением еще одного крупного храма Алдыы-Хурээ.

Другой известный хурээ в Республике Тува — Цеченлинг, что значит «место безграничного сострадания». Здесь обучают тибетскому языку, философии религии, медитативным практикам и основам йоги. На первом этаже храма есть помещение, где ламы принимают всех желающих и отвечают на их вопросы. На втором этаже расположен красивый зал с алтарем. В строительстве этого хурээ были использованы новейшие технологии, что, тем не менее, не мешает сохранять в нём традиции восточной культуры.

Организация «Знающий Будда» — Мы защищаем буддизм

KBO Top

Якорь 1

Что можно и чего нельзя делать в отношении Будды

Мы часто обнаруживаем, что к Будде не относятся с уважением. Многие люди пренебрегают чувствами миллиардов буддистов по всему миру.

 

Почему образ Будды так важен?

 

Когда Будда был еще жив, он никогда не просил своих последователей делать статуи или поклоняться ему в изображениях. Вместо этого он научил нас ни к чему не привязываться, даже к самому себе.

Будда сказал, что лучший способ поклоняться ему — это следовать его учениям. И что после его смерти, после его «Ниппаны» или «Нирваны», его учение займет его место.

 

100 лет спустя некоторые из его последователей задавались вопросом, как выглядел Будда. Они молились ангелу, который встречал Будду. Затем появился ангел в образе Будды, и так были созданы первые статуи Будды. С тех пор статуи Будды стали ключевым элементом для большинства буддистов во всем мире, они напоминают о его сострадании, доброте и его учении и испытывают к нему самое высокое уважение.

 

Одни проявляют уважение, другие ведут себя невежественно.

 

Это резюме может помочь вам понять, как вы (должны) относиться к изображениям Будды надлежащим образом.

Дос в отношении Будды

1. Уважение

 

Уважение телом и/или умом.

 

Чтобы отдать дань уважения Будде, не обязательно быть буддистом. Если человек относится с уважением к отцу друга, он должен относиться к Будде так же, потому что ему поклоняются как просветленному отцу.

 

Уважение языка тела может быть выражено «Вай» (Поклонение)

Уважение ума может быть выражено вашим отношением.

Если вы вообще не хотите проявлять уважение, по крайней мере, не смотрите на Будду свысока.

 

2. Правильность

 

Если вы видите изображение, амулет или статую Будды в неподходящих местах, например, на полу пешеходной дорожки, в туалете или на стуле, помогите разместить их в надлежащем месте вверх высоко, например, на полке или выше.

 

3. Знание

 

Если вы буддист, сообщите тем, кто желает узнать о Будде.

Если вы не буддист, просто дайте человеку, который может спросить «Кто такой Будда?» Простой ответ, что «Будда — это Просветленный, который научил буддистов творить добрые дела так же, как это делают другие пророки»

 

Не относится к Будде

1. Не относитесь к Будде плохо.

 

Если вы не можете отдать дань уважения Будде, по крайней мере, не относитесь плохо к изображению Будды. Никто не должен смотреть свысока или плохо относиться к чьему-то отцу. Буддисты уважают Будду как религиозного отца. Ко всем лидерам религий относятся с уважением. Это также следует применить к Будде.

2. Не помещайте изображения Будды в неподходящие предметы или места.

 

Изображения Будды следует размещать вдали от предметов повседневного пользования, таких как носовые платки, салфетки, полотенца, тряпки или предметы для уборки. Также не используйте для нижней части тела обувь, нижнее белье, юбки в том числе всевозможные игрушки и мебель и т.д.

 

Истинные буддисты, которые видят изображение Будды, помещенное с упомянутыми предметами, будут чувствовать себя очень несчастными и могут стать жертвами конфликтов, возникающих в таких ситуациях.

3. Не размещайте изображения или статуи Будды, как если бы они были мебелью или декоративными предметами.

 

Например:-

 

Не ставьте статую Будды посреди стола.
Не ставьте статую Будды в туалет.
Не размещайте статуи Будды в барах или ресторанах.

 

4. Не относитесь к Будде как к товару.

 

Вы можете задаться вопросом, почему даже в некоторых буддийских странах есть торговцы, которые относятся к статуям или изображениям Будды без уважения и продают их как мебель. Это отражение человеческой природы. В любом обществе есть хорошие и плохие люди. Плохие люди не заботятся ни о чем, кроме собственной выгоды, но истинный буддист постыдится этого.

 

В некоторых странах можно встретить магазины, торгующие статуями Будды разных размеров. Их можно считать приемлемыми, поскольку покупателями являются буддисты, которые приобретают статуи и изображения для размещения в храме или других подходящих местах с намерением уважать их.

 

5. Не используйте имя Будды неуважительно.

 

Например, в кино собаку зовут Будда.
Есть магазин мороженого под названием «Buddhi Belly» и бар «Buddha Bar».

6. Ни при каких обстоятельствах не высмеивайте статуи или изображения Будды.

 

Например, есть постер фильма, на котором изображен человек, сидящий на плечах Будды.

 

 

7. Не наносите на тело изображение Будды.

    Ссылка :: ПОЧЕМУ Будда не для татуировки

 

Буддизм — определение, основатель и происхождение

Автор: History. com Editors

Обновлено: | Оригинал:

Канкан Чу/Getty Images

Буддизм – это вера, основанная Сиддхартхой Гаутамой («Буддой») более 2500 лет назад в Индии. Ученые считают буддизм, насчитывающий около 500 миллионов последователей, одной из основных мировых религий. Его практика исторически была наиболее заметной в Восточной и Юго-Восточной Азии, но его влияние растет на Западе. Многие буддийские идеи и философии пересекаются с идеями и философиями других религий.

Буддийские верования

Некоторые ключевые буддийские верования включают:

  • Последователи буддизма не признают верховного бога или божество. Вместо этого они сосредотачиваются на достижении просветления — состояния внутреннего покоя и мудрости. Когда последователи достигают этого духовного эшелона, говорят, что они пережили нирвану.
  • Основатель религии Будда считается необыкновенным существом, но не богом. Слово Будда означает «просветленный».
  • Путь к просветлению достигается с помощью нравственности, медитации и мудрости. Буддисты часто медитируют, потому что верят, что это помогает пробудить истину.
  • В буддизме существует множество философий и интерпретаций, что делает его терпимой и развивающейся религией.
  • Некоторые ученые признают буддизм не организованной религией, а скорее «образом жизни» или «духовной традицией».
  • Буддизм призывает своих людей избегать потакания своим слабостям, но также и самоотречения.
  • Наиболее важные учения Будды, известные как Четыре благородные истины, необходимы для понимания религии.
  • Буддисты придерживаются концепций кармы (закона причины и следствия) и реинкарнации (непрерывного цикла перерождений).
  • Последователи буддизма могут молиться в храмах или у себя дома.
  • Буддийские монахи, или бхикшу, следуют строгому кодексу поведения, который включает безбрачие.
  • Единого буддийского символа не существует, но возник ряд изображений, представляющих буддийские верования, в том числе цветок лотоса, колесо дхармы с восемью спицами, дерево Бодхи и свастика (древний символ, название которого означает «благополучие»). » или «удача» на санскрите).
In Pictures Ltd./Corbis/Getty Images

Золотая фигурка Будды в храме Лунхуа на юге Шанхая, впервые построенном в 242 г. н.э. ДО Н.Э.

Гаутама родился в богатой семье и был принцем в современном Непале. Хотя у него была легкая жизнь, Гаутама был тронут мирскими страданиями.

Он решил отказаться от роскошного образа жизни и терпеть бедность. Когда это его не удовлетворило, он продвигал идею «срединного пути», что означает существование между двумя крайностями. Таким образом, он стремился к жизни без социальных поблажек, но и без лишений.

После шести лет поисков буддисты верят, что Гаутама обрел просветление, медитируя под деревом Бодхи. Он провел остаток своей жизни, обучая других тому, как достичь этого духовного состояния.

Когда Гаутама скончался около 483 г. до н.э., его последователи начали организовывать религиозное движение. Учения Будды стали основой для того, что впоследствии превратилось в буддизм.

В 3 веке до нашей эры Ашока Великий, индийский император Маурьев, сделал буддизм государственной религией Индии. Строились буддийские монастыри, поощрялась миссионерская деятельность.

В течение следующих нескольких столетий буддизм начал распространяться за пределы Индии. Мысли и философии буддистов стали разнообразными, некоторые последователи интерпретировали идеи иначе, чем другие.

В шестом веке гунны вторглись в Индию и разрушили сотни буддийских монастырей, но в конце концов захватчики были изгнаны из страны.

Ислам начал быстро распространяться в регионе в Средние века, оттеснив буддизм на задний план.

Виды буддизма

Сегодня в мире существует множество форм буддизма. Три основных типа, которые представляют определенные географические области, включают:

  • Буддизм Тхеравады : Распространен в Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Лаосе и Бирме
  • Буддизм Махаяны : Распространен в Китае, Японии, Тайване, Корее, Сингапуре и Вьетнам
  • Тибетский буддизм : Распространен в Тибете, Непале, Монголии, Бутане и некоторых частях России и северной Индии

Каждый из этих типов почитает определенные тексты и имеет немного разные интерпретации учений Будды. Есть также несколько направлений буддизма, в том числе дзен-буддизм и буддизм нирваны.

Некоторые формы буддизма включают в себя идеи других религий и философий, таких как даосизм и бон.

Дхарма

Учения Будды известны как «дхарма». Он учил, что мудрость, доброта, терпение, щедрость и сострадание являются важными добродетелями.

В частности, все буддисты живут по пяти моральным заповедям, которые запрещают:

  • Убийство живых существ
  • Взятие того, что не дано
  • Сексуальные проступки
  • Ложь
  • Употребление наркотиков или алкоголя

Четыре благородные истины

Четыре Благородные Истины, которым учил Будда:

  • Истина о страдании (дуккха)
  • Истина о причине страдания (самудая)
  • Истина об окончании страдания (нирходха)
  • Истина о пути, который освобождает нас от страдания (магга)

В совокупности эти принципы объясняют, почему людям больно и как преодолеть страдания.

Восьмеричный Путь

Будда учил своих последователей, что прекращения страданий, описанного в четвертой Благородной Истине, можно достичь, следуя Восьмеричному Пути.

В произвольном порядке Восьмеричный Путь Буддизма учит следующим идеалам этического поведения, ментального ученичества и достижения мудрости:

  • Правильное понимание (Самма диттхи)
  • Правильная мысль (Самма санкаппа)
  • Правильная речь (Самма вача)
  • Правильное действие (Самма камманта)
  • Правильный образ жизни (Самма аджива)
  • Правильное усилие (Самма ваяма)
  • Правильная внимательность (самма сати)
  • Правильное сосредоточение (самма самадхи)

Священная книга буддистов

Буддисты почитают многие священные тексты и писания. Вот некоторые из наиболее важных:

  • Типитака: Эти тексты, известные как «три корзины», считаются самым ранним собранием буддийских писаний.
  • Сутры: Существует более 2000 сутр, представляющих собой священные учения, принятые в основном буддистами Махаяны.
  • Книга Мертвых : Этот тибетский текст подробно описывает этапы смерти.

Далай-лама

Дэвид МакНью/Getty Images

Лауреат Нобелевской премии и изгнанный духовный лидер Тибета, Его Святейшество Далай-лама XIV, 2001 г.

Далай-лама является ведущим монахом тибетского буддизма. Последователи религии считают Далай-ламу реинкарнацией ламы прошлого, который согласился родиться свыше, чтобы помочь человечеству. За всю историю было 14 Далай-лам.

Далай-лама также правил Тибетом, пока китайцы не захватили власть в 1959 году. Нынешний Далай-лама, Лхамо Тхондуп, родился в 1935 году. и смерть.

В каждую четверть луны последователи буддизма участвуют в церемонии под названием Упосатха. Это соблюдение позволяет буддистам возобновить свою приверженность своим учениям.

Они также празднуют буддийский Новый год и участвуют в нескольких других ежегодных праздниках.

Источники

Буддизм: введение, PBS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *