Разное

Эйлин грей: вторжение на территорию мужского проектирования • Интерьер+Дизайн

вторжение на территорию мужского проектирования • Интерьер+Дизайн

Эйлин Грей (Eileen Gray, 9.08.1878 — 31.10.1976) называют пионером модернизма, первой женщиной-дизайнером и архитектором-экспериментатором. Эйлин Грэй никогда не входила в состав творческих объединений (столь популярных в начале XX века). Она всегда работала в одиночку и была слишком аристократична, чтобы доказывать факты.  

В середине 1960-х годов о ней никто ничего не знал. Даже профи вспоминали ее имя лишь в связи с домом на Лазурном берегу, который когда-то без разрешения хозяйки расписал Ле Корбюзье (его знаменитый домик Кабанон находился совсем недалеко).

Прикроватный столик. Сталь, лак, столешница из прозрачного ацетата целлюлозы. 1926-1929, вилла Е 1027. Э. Грей спроектировала столик для сестры. Она могла завтракать в постели, и крошки не падали на страницы. Высота столешницы регулируется.

Почти тридцать лет Эйлин Грей не занималась ни архитектурой, ни дизайном.

Впервые после долгих лет забвения в 1967 году ее наследием заинтересовался историк архитектуры Джозеф Рикверт, он написал эссе о творчестве Грей в журнале Domus, через пять лет в декабре 1972 вышла его же большая статья в Architectural Review.

Модели Э. Грей, переизданные компанией ClassiCon.

Кресло Non-conformist. Рама — трубки из полированной стали. Обивка — ткань. 1925–1927, National Museum of Ireland, Dublin.

Эйлин Грей умерла в возрасте 98 лет, но, благодаря усилиям Рикверта, она знала, что, скорее всего, займет достойное место среди первых  проектировщиков ХХ века. Действительно, сегодня она считается влиятельнейшей фигурой в области архитектуры и мебельного дизайна, сравнимой по силе новаторства с фигурой ее сверхпопулярного приятеля Ле Корбюзье. Ее кресло — знаменитое Dragon — было продано в 2009 году на аукционе Christie’s за рекордные для предмета мебели 29 (!) млн долл.

 Тысячи посетителей идут смотреть посвященные ей выставки.

Ширма Brick Screen, созданная Эйлин Грей в начале 1920-х годов, породила множество подражаний.

Несмотря на то, что слава пришла к ней довольно рано, Грей остается фигурой недооцененной. И в некотором смысле аутсайдером. Она родилась в Ирландии, но большую часть жизни провела во Франции и все годы добивалась, чтобы ее, женщину и к тому же самоучку, приняли на чисто мужской территории архитектуры и дизайна.

Кресло Bibendum, 1926. Столики с регулируемой столешницей (E1027), ClassiCon.

Кушетка Day Bed, 1925, слева столики E1027, справа торшер Tube Light, 1927. Всё — переиздание ClassiCon.

Даже сегодня она больше известна благодаря своей мебели, чем архитектурным проектам, что не вполне справедливо, ведь спроектированный ею дом — настоящий памятник модернизма.

Слева столик из дуба и сикаморы De Stijl, 1922. В 1922 году Э. Грей показала его на выставке французского дизайна в Амстердаме. Столик стоял в ее собственной квартире. На полу ковер Wendingen, диз. 1925 – 1941, шерсть. Всё — переиздание ClassiCon.

Наследие Грей разнообразно. Придуманная и реализованная ею мебель стилистически образует два периода. Первый — декоративная мебель стиля ар-деко (лаковые ширмы, кресло «Дракон», кушетка «Пирога» и так далее), второй — модернистские тонконогие кресла и столы, демократичные и авангардные.  

Диван Lota, 1924, спроектирован для квартиры мадам Матье-Леви на рю де Лота (Париже). Сервировочный столик, 1926-1929 (E1027). Туалетный столик Petite Coiffeuse, 1926. Кресла Bonaparte, 1935. На полу ковер Wendingen, диз. 1925–1941. Всё — СlassiCon.

Диван Monte Carlo, трубки из хромированной стали, 1929. На полу ковер Bonaparte, 1925–1936. Всё — переиздание СlassiCon.

Все началось с предметов из лака, которые Грей научилась делать в начале 1900-х годов, еще будучи студенткой живописного отделения Лондонской школы искусств Слейд. Потом она перебралась в Париж и уговорила свою обеспеченную маман купить ей квартиру на рю Бонапарт 21, которая и оставалась ее основным жильем до конца жизни. Вместе с мастером работы с лаком, японцем Сейдзо Сукавара, и шотландкой, дизайнером по тканям Эвилин Уайльд, постепенно она начала выставлять свои работы и продавать их богатым коллекционерам.

Эйлин Грей, 1906.

Годы первой мировой войны Грей провела в Великобритании, а потом снова вернулась в Париж. Там с Эвилин Уайльд они вращались в модном лесбийском кругу, в который также входили французская певица Мариза Дамиа, американская художница Ромэн Брукс и ее любовница, писательница Натали Барни.

Кресло с драконами (Dragon). Дерево, кожа, листовое патинированное серебро. 1917-1919. Продано за 29 млн долл. как один из хитов частной коллекции Пьера Берже и Ива Сен-Лорана.

Многие друзья стали клиентами Galerie Jean Désert, которую Грей открыла в 1922 году. В вымышленном названии соединился воображаемый мужчина, владелец Жан, фамилию он получил в честь Североафриканской пустыни, которая тогда волновала воображение Грей. До середины 1920-х годов Грей работала в стиле дорогих парижских декораторов, который позже стал называться ар-деко. Она охотно использовала дорогие экзотические породы дерева, слоновую кость, меха. 

Восьмистворчатая ширма. Дерево, лак, декор — текстурированный лак и серебро. V&A Museum.

Ширма Le Destin. Дерево, лак, 1914. Заказ Ж. Дусе. Частная коллекция.

После выставки 1925 года ее эстетика меняется, мебель заметно упрощается, кардинально меняется выбор материалов: она работает со стальными трубками, алюминием и прочим материалам массового промышленного производства. Сильное влияние  на ее творчество оказал и сам Ле Корбюзье, и его круг убежденных модернистов. В голландском журнале Wendingen, посвященном авангардному искусству, появляются статьи о дизайнере Эйлин Грей, среди которых эссе архитектурного критика, румына Жана Бадовичи. 

Складной шезлонг, S-образная рама из дерева и ламината, сидение — брезент. 1938. V&A Museum.

Вскоре они стали любовникам и спроектировали вместе знаменитую виллу Е 1027, зашифровав в ее названии свои инициалы (Е – Эйлин, 10 — Жан (J – 10-я буква латинского алфавита), 2 — Бадовичи (B — 2-я) и, соответственно, Gray (G — 7-я). До сих пор исследователи точно не могут сказать, в чем именно заключалось участие Жана Бадовичи в создании дома у моря. Злые языки утверждают, что 37-летний румын лишь подталкивал Грей к покупке земли и трудоемкому процессу строительства дома. Однако ни у кого нет сомнений, что для самой Грей этот проект был площадкой для экспериментов.

E 1027 — эталонный модернистский дом с умелой и невероятно эргономичной планировкой.

Вилла Е 1027 в Рокбрюн-Кап-Мартен. Проект Э. Грей и Ж. Бадовичи, 1926-1929.

Интерьеры Е 1027 индивидуализированы, пространство подстроено под меняющееся в течение дня освещение. Все это заслуга Эйлин Грей, которая лично в ежедневном режиме следила за стройкой. Кроме того, она спроектировала всю мебель, в том числе круглый столик из стальных трубок cо стеклянной столешницей, который стал визитной карточкой ее творчества. Е 1017 — взволновала всю архитектурную общественность начала 1930-х годов. 

Гостиная на вилле Е 1027. Иллюстрация к статье Э. Грей и Ж. Бадовичи «Е 1027: дом на берегу моря». Специальный выпуск журнала L’Architecture vivante. 1929.

После того как постройка виллы E 1027 была завершена, Грей рассталась с Жаном Бадовичи. А с 1931 года стала работать над собственным домом в Мантоне.

Вилла Tempe à Pailla — скромнее, чем E 1027, но также продумана до мелочей и обставлена мебелью, эргономичной, скромной и изобретательной. Перестраивала и обставляля собственной мебелью Эйлен Грей и Lou Perou, домик в пригороде Сан-Тропе. Потом были нереализованные проекты. После войны она жила в своей квартире на рю Бонапарт, 21 тихо и одиноко. Эмоционально ее поддерживали немногие друзья, финансово держаться на плаву позволяли капиталы семьи.

«Будущие проекты — свет, прошлые — лишь облака».

Эйлин Грей в своей парижской квартире на рю Бонапарт 21. Складное кресло для террасы, спроектировано в 1930-1933 для дома Tempe a Paillа. Фото 1970-х.

Мощным импульсом к восстановлению славы Эйлен Грей послужила большая рестросперктива, посвященная ее творчеству и показанная в 2012 году в Центре Жоржа Помпиду. В 2015 году вышли сразу два фильма о знаменитой даме — «Цена желания» (The Price of Desire), снятый режиссером Мэри Макгакиан — художественный, и  документальный «Грей имеет значение» (Gray Matters), режиссера Марко Орсини. Сегодня предметы Эйлин Грей переиздают две компании ClassiCon и Aram.

Эйлин Грей: легенда индустриального дизайна

Дизайнеры

  • Эйлин Грей (Eileen Gray) родилась в 1878 году в Ирландии, ее мать происходила из знатного рода баронов Грей и графов Морей.
  • Получила художественное образование в Лондоне, затем в Париже, где и провела большую часть жизни. Автор культовых предметов мебели: ширмы Brick (1923–1925), столика E1027 (1927), кресла Bibendum (1929), а также «супрематических» ковров и иконы модернистской архитектуры, дома Е1027 в Рокбрюне. Подробнее о бестселлерах Эйлин Грей — «забытой звезды» индустриального дизайна читайте в отдельном материале по ссылке.
  • Эйлин Грей скончалась в своей парижской квартире в 1976 году, прожив 98 лет.
  • Сегодня ее мебель — предмет охоты коллекционеров. Ремейки по сублицензии выпускает компания Classicon.

Ковер Wendingen, дизайн Эйлин Грей, 1925–1941, переиздается компанией Classicon.

Ковер St. Tropez, дизайн Эйлин Грей, 1925–1940, Classicon.

Фото
\\Work\Prepress3\Layouts\Decor\ED123_090_Portret_Grey Folder\Classicon_0115_fБr_Katalog.psd

В 2009 году на Christie’s продавали коллекцию Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) и Пьера Берже (Pierre Bergé). Одним из самых дорогих лотов стало кресло Dragons от Эйлин Грей. Оно ушло за 28 млн долларов — столько за предмет мебели XX века еще никогда и нигде не давали. Кресло это, из дерева и кожи, по признанию критиков, больше похоже на символистскую скульптуру, чем на предмет интерьера.

Кресла Bibendum, дизайн Эйлин Грей, модель 1929 года, Classicon.

Грей потратила на его изготовление два года: наносила слой за слоем лак, сушила в собственной ванной, потом долго и тщательно полировала. Она могла себе позволить подолгу возиться с каждой вещью, потому что была независима и не нуждалась в деньгах: Грей принадлежала к знатному ирландскому роду.

Состояние Грей давало ей свободу. Она много работала, при этом не стремясь заработать

Но вместо того, чтобы составить счастье какого-нибудь отпрыска аристократической фамилии и стать хозяйкой родового поместья, в 20 лет она поступила в лондонскую художественную школу Slade. У этого учебного заведения было не совсем приличное реноме в высшем свете: там царили свободные нравы, студенты мужского и женского пола — о, ужас! — занимались вместе.

Ширма с абстрактным рисунком La Destin, дизайн Эйлин Грей, красный лак, 1923.

Эскиз лампы Suspension Satellite из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, один из лотов аукциона Christie’s 2009 года.

Апартаменты Матье Леви на рю де Лота, оформленные Эйлин Грей. Пол выложен стеклянными плитами и подсвечивается снизу. Софа Lota, кресла Dragons и Bibendum, дизайн Эйлин Грей. Фото 1933 года.

Если девушка посещала Slade, ее считали эмансипе. Но учебная программа показалась Эйлин слишком академичной. В 1902 году она уехала продолжать образование во Францию — и осталась там навсегда. Упорно практикуясь в рисунке, Эйлин совершенно не планировала становиться художницей. Но что делать — дизайну тогда еще не обучали, в архитекторы женщин не брали.

Интерьер виллы Эйлин Грей Tempe à Pailla. Эта часть гостиной служила хозяйке кабинетом.

Она начала делать мебель на свой страх и риск, не имея специального образования. Еще в Лондоне Грей увлеклась изучением дальневосточной техники лакировки: ходила на мастер-классы в Музей Виктории и Альберта. В Париже она познакомилась с мастером-лаковщиком японцем Сейзо Сугаварой и даже открыла с ним общую мастерскую.

Ле Корбюзье восхищался виллой Грей, горько жалея, что ее построил не он

В 1913 году на Салоне декоративных искусств она показала настенные панно, лакированные кресла, ширмы, туалетные столики и бюро, сделанные собственноручно. Предметы привлекли внимание Жака Дюкета — великого модельера, личного кутюрье Сары Бернар. Он купил у Эйлин несколько вещей, а вслед за ним к ней потянулись другие клиенты из парижского бомонда.

Обновленный интерьер виллы Е1027 в Рокбрюне.

Грей была очень хороша собой — высокая, статная, голубоглазая, с безупречными аристократическими манерами, всегда очень элегантно и дорого одетая. Однако она слыла нелюдимой и не любила разудалые богемные сборища в прокуренных кафе. Зато ее часто видели несущейся по ночному Парижу за рулем открытого автомобиля в пальто от Пуаре и шляпе от Ланвен; рядом сидела ее воз-любленная — певица из кабаре Дамия, на заднем сиденье — их питомица, черная пантера.

Вилла Е1027 в Рокбрюне.

Вскоре за Грей закрепилась слава экстравагантной чудачки. Но ей было безразлично, что о ней думают. Она много работала, не стремясь при этом заработать. Пока Франция сходила с ума по ар-деко, Грей уже мыслила категориями модернизма. В 1919-м парижская миллионерша Матье Леви поручила Грей оформить свою новую квартиру на рю де Лота.

Эйлин впервые создала интерьер с нуля. Пятилетний труд увенчался триумфом: радикальный и экстравагантный, продуманный до мелочей интерьер покорил высший свет. О нем писали The Times и Guardian. Верхом эпатажа была кушетка Pirogue в виде индейской лодки — такой формы история мебели еще не знала. Леви позировала на ней для модных журналов.

Деревянный столик Occasional, дизайн Эйлин Грей, 1926–1929.

Лист с эскизами мебели Эйлин Грей. (Из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта).

Успех воодушевил Грей, и вместе со своим новым возлюбленным, румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичи, который был моложе ее на 15 лет, она открыла магазин Galerie Jean Désert. Но представленную там мебель покупали неохотно. Зато хорошо расходились ковры с абстрактными рисунками. Мастерскую по их изготовлению Грей открыла еще в 1909 году вместе со своей американской подругой Эвелин Вайлд. Девушки вдвоем ездили в Северную Африку и брали уроки ковроткачества у местных мастериц.

В начале 1920-х Грей делала много ширм, состоящих из лакированных поворотных блоков. Так она создала принципиально новый предмет интерьера — «переходное звено» от мебели к архитектуре. «Ширмы были моей формой протеста против ар-деко», — писала она позже. К середине 1920-х она уже делала мебель в основном для себя и для избранных ценителей.

Эйлин Грей в собственной квартире на рю Бонапарт, фото 1970 года.

И вместе с Бадовичи начала строить собственный дом — виллу E1027 на Лазурном берегу, в Рокбрюне. В названии были зашифрованы их имена. Не обучавшаяся архитектуре Грей интуитивно создала образец модернистской эстетики: белоснежный дом-корабль с террасами-палубами, приподнятый на опорах, с ленточным остеклением и окнами от пола до потолка.

Кресло Dragons, экземпляр из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, дизайн Эйлин Грей, 1917–1919.

Внутри все было продумано до мелочей: встроенные стеллажи и шкафы, выдвижные столики и пюпитры для чтения, складывающиеся столы, поворотные зеркала и ширмы. Грей больше не увлекала символика — она думала об удобстве и многофункциональности. Некоторые вещи из дома, в том числе телескопический столик E1027 и кресло Transat, Грей потом повторила и выставила на продажу.

Стеклянная кабина на крыше виллы Е1027, вид изнутри.

От мебели «Баухауза» и конструктивистов эти вещи отличались теплотой и юмором (взять хотя бы кресло Bibendum, навеянное человечком из рекламы шин Michelin, или Non Conformist с одним подлокотником), а также выделкой: каждую заклепку Грей подгоняла вручную. Ле Корбюзье (Le Corbusier), который жил неподалеку, восхищался виллой E1027 и в то же время ненавидел ее за то, что не он автор этого шедевра. Он часто заходил в гости. Бадовичи любил шумные сборища, Грей их сторонилась.

Ковер Castellar, дизайн Эйлин Грей, 1925–1937, сейчас переиздается компанией Classicon.

В 1932 году она ушла, захватив с собой только одежду и столик E1027. Ле Корбюзье вскоре поселился на вилле на несколько дней… и покрыл белоснежные стены фресками. Образ гармоничного, наполненного светом корабля был уничтожен. Грей в отчаянии написала вандалу гневное письмо, требуя убрать росписи. Но ни он, ни Бадовичи не отреагировали. Тогда Грей построила другой дом, уже для себя одной — виллу Tempe à Pailla в Ментоне, тоже на Лазурном Берегу. Кстати, когда Бадовичи скончался в 1956 году, Ле Корбюзье тут же выкупил E1027 — поблизости от виллы уже стоял его Кабанон.

Интерьер виллы Е1027 в Рокбрюне.

Фото
© Manuel Bougot

Когда Грей после войны вернулась во Францию, выяснилось, что ее дома и квартиры разграблены, многое из созданного ею погибло. Она жила тихо, в полном забвении, пока в 1968 году знаменитый историк архитектуры Джозеф Рикверт не написал о ней статью. Начались выставки, посыпались приглашения, предметы стали появляться на торгах. Но Грей, которой было уже за 90, отнеслась к этой суете со своим обычным аристократическим равнодушием. Рекорды аукционов не трогали Эйлин: она сама знала себе цену.

Торшер Roattino, придуманный Эйлин Грей в далеком 1931 году, не теряется на фоне современных дизайнерских объектов. Коллекция Classicon.

Плахина Антонина

Стул за 22 миллиона евро? Эйлин Грей, гений дизайна, напугавший Корбюзье до чертиков | Архитектура

«Комната, пригодная только для ночных кошмаров и бессонницы». Это был ответ одного критика на радикальную схему Эйлин Грей для спальни в 1923 году, установленную в 14-м Салоне Société des Artistes Décorateurs в Париже. Смелый будуар ирландского дизайнера для Монте-Карло стал шоком для французских вкусов. Ее диван из зебрового дерева стоял перед стенными панелями, покрытыми лаком с абстрактными красными и белыми фигурами. Его окружали два экрана из блестящих белых кирпичей, а над ковром, усеянным абстрактными закорючками, висел синий фонарь. «Комната дочери доктора Калигари со всеми ее ужасами», — заключил другой рецензент.

Несмотря на все оскорбления, Грей получила восхищенную открытку от Дж. Дж. П. Уда, ведущего архитектора голландского движения De Stijl, который увидел ее инсталляцию в журнале. «Я очень заинтересован и хотел бы увидеть больше ваших работ», — написал он. «До сих пор я видел очень мало хороших современных интерьеров». В PS он добавил: «Есть ли у вас в стране какое-нибудь современное «движение»?»

Вы можете подумать, что Париж 1920-х годов был на острие современного стиля, но только фантазия о спальне ирландки из графства Уэксфорд привлекла внимание европейского авангарда. Ее любопытный дизайн воспроизведен в серьезной новой книге издательства Йельского университета, опубликованной в этом месяце в связи с выставкой Грея в галерее Bard Graduate Center Gallery в Нью-Йорке, которая теперь, как и любое другое место, была вынуждена закрыть свои двери. Когда он снова откроется, посетители увидят коллекцию из 200 предметов, в том числе никогда ранее не выставлявшуюся мебель, лаковые работы, архитектурные чертежи и эфемеры. Как и книга, они рисуют сложную картину Грея как многогранного творца.

«Комната дочери доктора Калигари»… Будуар Монте-Карло. Фотография: Salon de la Société des Artistes Décorateurs

«Большинство критиков и историков в корне недооценивают или неправильно понимают Эйлин Грей», — говорит Нина Штритцлер-Левин, директор галереи, которая имеет опыт демонстрации малоизвестных личностей. Предыдущие выставки привлекли внимание финских пионеров Айно Марсио-Аалто, которая была замужем за коллегой-архитектором Алваром Аалто; и Арми Ратиа, основатель текстильной компании Marimekko. Нынешняя выставка является продолжением выставки, начавшейся в музее Помпиду в Париже в 2013 году, и Грей представляет не менее достойную тему.

В наши дни Грей наиболее тесно связан с двумя работами: регулируемым круглым столиком из трубчатой ​​стали и стекла и модернистской виллой на Лазурном берегу. Дом под названием E-1027 редко упоминается без упоминания Ле Корбюзье, учитывая, что он разрисовал его стены граффити, построил рядом свою маленькую хижину и умер от сердечного приступа в море под ним.

Самый дорогой стул в мире… Fauteuil aux Dragons, созданный между 1917 и 1919 годами. Фотография: аукционный дом Christie’s/EPA

Этот стол, наряду с очаровательным пухлым стулом Bibendum Грея, пополнил ряды классики дизайна 20-го века, доступной по привлекательным ценам в элитных бутиках по всему миру. Она также носит позорный титул создателя самого дорогого стула в мире, когда-то принадлежавшего Иву Сен-Лорану и Пьеру Берже, который был продан на аукционе в 2009 году за 22 миллиона евро. товары для дома. Она предстает создательницей странных, навязчивых интерьеров, нереализованных проектов жилья для бездомных и автором балета на анималистическую тематику, задуманного как «балет зверей для зверей». Это показывает, как ее чувственные, сюрреалистические, а иногда и мистические работы бросали вызов категоризации и условностям.

Родившаяся в 1878 году в аристократической семье в Эннискорти, графство Уэксфорд, достопочтенная Эйлин Грей (используя свой полный титул, который она презирала) провела годы своего становления по двум адресам: в георгианском поместье Браунсвуд-Хаус с крыльцом с колоннами. и 300 акров земли; и другой семейный дом в Южном Кенсингтоне, Лондон, в двух шагах от Музея Виктории и Альберта.

Домашняя пантера… Грей в возрасте около 40 лет, 1926 год. Фотография: Беренис Эбботт/Национальный музей Ирландии

После изучения живописи в Slade, где она познакомилась с художниками Уиндемом Льюисом, Кэтлин Брюс, Джесси Гэвин и Джессикой Дисморр, она переехала с ними в Париж в 1902 году, быстро попав в богемные круги города и приняв свою бисексуальность. Одетая в сшитые на заказ мужские костюмы, с короткой стрижкой, Грей выглядела великолепно, особенно когда она ехала по Парижу в кабриолете с одним из своих любовников, певицей из ночного клуба Дамией, и домашней пантерой Дамии на заднем сиденье.

Вскоре она остановилась на чувственных качествах лака в качестве своего избранного средства. Некоторое время проработав в мастерской по ремонту лака в Лондоне, Грей подружился с Сэйдзо Сугаварой, бедным японским студентом 20 лет, который приехал в Париж, чтобы восстановить лаковые изделия, которые Япония отправила на Всемирную выставку, и попросил его научить ее. Она освоила эту технику и в 1919 году открыла в Париже собственную мастерскую по производству лаковых изделий.10, производя ширмы, стулья, столы, бюро, кровати и туалетные столики для самых богатых клиентов города.

Стиль ее ранних работ находился где-то между ар-нуво и ар-деко, но Грей ненавидел оба термина. «Людям в то время нравились гирлянды и всевозможные складки, — говорила она позже, — и вещи действительно ужасные. Думаю, я всегда ненавидел деко». Она назвала Тиффани и ар-нуво «ужасными драпировками и изгибами».

«Средство для насильственного уничтожения»… Ле Корбюзье на вилле E-1027. Фотография: Неизвестно

Ее отличительная эстетика была раскрыта в ее первом интерьерном проекте: квартире для светской ведущей Жюльетт Леви в 1919 году, для которой она создала иммерсивную среду, упивающуюся театральными световыми эффектами и неожиданными материалами. Коридор был облицован глянцево-черными лакированными кирпичами, которые отделялись от стен, образуя отдельно стоящие перфорированные экраны, а экзотические светильники были изготовлены из бумаги и страусиных яиц.

«Какая фантазия, — заявил один заезжий голландский архитектор, — в использовании белого пергамента с черными рисунками, с белым или цветным стеклом, яичной скорлупой казуара в сочетании с лакированной геометрической основой, или скелетной железной решеткой, или продетой веревкой!» Он был особенно очарован лампами: «Является ли это освещение самым полным воплощением нашего времени?»

Благодаря сети состоятельных клиентов, включая Эзру Паунда, Джеймса Джойса и Ротшильдов, Грей открыла собственную галерею в 1922 году под мужским псевдонимом Жан Десер, где она продавала свою изобретательную мебель. Она объединила новые комбинации лака, металла, целлулоида, яиц, кожи зебры и пашмины, создав потусторонние объекты, которые, как выразился архитектор De Stijl Ян Уилс, казались «рожденными во сне». Был запах довоенного упадка и намек на черную магию, возможно, под влиянием Алистера Кроули — английского оккультиста и церемониального мага, основателя религии Телемы, с которым Грей недолго был помолвлен.

Хотя она так и не поселилась, главной любовью всей жизни Грей был румынский архитектор Жан Бадович, который сотрудничал с ней при строительстве виллы E-1027. Он был одним из первых сторонников ее творчества, описывая ее способность создавать «атмосферу безграничной пластичности, где сливаются разные точки зрения, где каждый объект включен в таинственное живое единство». Бадович настаивал на том, чтобы она строила, несмотря на отсутствие архитектурного образования, и перестала тратить свое время на мебель. «Сделайте дверь, которая будет служить долго!» — умолял он.

Одна из лаковых ламп Грея. Фотография: Кэтрин Ветцель/Музей изящных искусств Вирджинии,

. Так и было. Получившаяся в результате вилла была завершена в 1929 году, когда Грею был 51 год. Отреставрированная в 2015 году (пережив стрельбу нацистов, пребывание в притоне для оргий с наркотиками и убийство), E-1027 приютилась на скалистом склоне недалеко от Рокбрюна. -Кэп-Мартен. Видение классического модернизма, вилла имеет интерьер открытой планировки с морским духом: большая перегородка в виде корабельной воронки, туго натянутая парусина, натянутая на металлические перила террасы, и компактная встроенная мебель, каждый элемент которой обозначен трафаретным шрифтом. .

Он был оборудован мебелью Грея в «походном стиле», сделанной из легкой трубчатой ​​стали, в том числе знаменитым боковым столиком (предназначенным для завтрака ее сестры в постели), а также ее шезлонгами Transat (названными в честь океанской лайнерной компании Transatlantique). ). Он наполнен продуманными деталями. Маленькие окна расположены так, чтобы можно было смотреть лежа, а чайная тележка покрыта пробкой, чтобы приглушить стук чашек. Он воплощал ее точку зрения, противоположную точке зрения Ле Корбюзье, о том, что «дом — это не машина, в которой можно жить. Это оболочка человека, его продолжение, его освобождение, его духовная эманация».

Корб был явно возмущен тем, что женщина могла построить такое впечатляющее здание в стиле, который он считал своим. Во время визита в 1938 году он напал на дом серией ярких кубистических фресок, выполненных в обнаженном виде. «Я признаю, что фреска не для того, чтобы укрепить стену, — признался он позже, — а, наоборот, для того, чтобы насильственно разрушить [её]».

Возможно, это было вызвано шоком от этого наглого нападения или ее собственной неприязнью к всеобщему вниманию, но — если не считать дома для себя недалеко от Кастеллара, квартиры-студии в Париже для Бадовичей и окончательного проекта ремонта в Сен-Тропе — Грей никогда не построен заново. Вместо этого в книге рассказывается, как она провела 19 лет.30-е и 40-е годы, проектируя нереализованные гипотетические проекты, в основном общественные, от жилья для рабочих до курортного комплекса и социально-культурного центра, все они движимы желанием расширить привилегированную область архитектуры для многих.

«Дом — это не машина, в которой можно жить. Это оболочка человека» … внешний вид виллы Грея. Фотография: Мануэль Буго

Некоторые схемы, кажется, опережают свое время на годы. Амебные планы детской комнаты ее детей конца 1940-х годов с изогнутыми перегородками, плавающими в виде почковидной кляксы, выглядят так, как будто они были нарисованы вчера японской практикой Санаа).

Как выразился Бадовичи: «Сам космос для Эйлин Грей всего лишь еще один материал, который можно трансформировать и формовать в зависимости от потребностей декора; она позволяет себе бесконечное количество возможностей». Если бы только у нее было больше шансов их реализовать.

  • Эйлин Грей, дизайнер и архитектор, можно получить в издательстве Йельского университета.

Дизайн Эйлин Грей, ориентированный на человека

Этот архитектор изменил принципы модернистского дизайна. Почему она не получила должного признания в свое время?

Темы

  • Искусство и архитектура

Вилла E-1027 после реставрации, 2021 г. Cap Moderne. Фотография: Мануэль Буго. © Мануэль Буго

К Эндрю Керси

03 нояб. 2021 г.

Ориентированный на человека дизайн Эйлин Грей

Содержимое тела

Большую часть своей жизни архитектор Эйлин Грей существовала на обочине той самой истории, в формировании которой она участвовала.

Ее самая культовая работа, прибрежная вилла E-1027, расположенная на скалах Рокбрюн-Кап-Мартен на юге Франции, изменила современную архитектуру. Многие из ее предметов мебели все еще производятся сегодня, а ее кресло «Драконы» остается самым дорогим предметом дизайна 20-го века, когда-либо проданным на аукционе за 28,3 миллиона долларов.

Тем не менее, несмотря на то, что ее работа оставалась важной частью истории современной архитектуры, женщина, стоявшая за проектами, десятилетиями томилась в относительной безвестности. Как мир так долго забыл о таком важном художнике?

E-1027 был построен для и с ее тогдашним партнером, румынским архитектором и критиком Жаном Бадовичем, с которым она начала изучать архитектуру в 1926 году (в возрасте 46 лет). «E-1027» – это шифр, включающий оба их имени: E означает Эйлин, а 10, 2 и 7 соответствуют первым буквам в именах Джин, Бадовичи и Грей.

Эйлин Грей, 1914 год. Фотограф: Джордж С. Бересфорд

Дом был воплощением духа авангардного модернизма, а именно его руководящего принципа: «форма следует за функцией». Здание должно быть спроектировано согласно своему назначению; Дом должен быть построен по индивидуальному заказу, чтобы соответствовать потребностям тех, кто в нем живет. Однако многие модернистские усилия начала 20-го века не достигли этой заявленной цели, объясняя использование людьми спроектированных объектов почти как запоздалую мысль. Вместо этого подход Грея к модернизму основывался на прожитых жизнях.

Теперь музей, благодаря обширным работам по консервации, недавно завершенным некоммерческой организацией Cap Moderne в рамках инициативы Keeping It Modern Фонда Гетти. Эти проекты были адаптированы к уникальным личным потребностям и конкретным требованиям к хранению или помещению. Стол E-1027, например, пожалуй, самая узнаваемая работа Грея, был разработан для того, чтобы ее сестра могла завтракать в постели, не забивая крошки простынями. Изготовленный из трубчатой ​​стали, он имел полукруглое основание, которое подходило к стойке кровати, и регулируемую поверхность, сделанную не из стекла, а из более легкого целлулоида.

Регулируемый стол E-1027. Дизайн Эйлин Грей

Интерьер виллы E-1027 после реставрации, 2021 г. Cap Moderne. Фотография: Мануэль Буго. © Мануэль Буго

Быть вдохновленным Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчас

Грэй отверг строгую рациональность и «гигиеническую» строгость ведущих фигур современной архитектуры (в основном мужчин), наиболее красноречиво выдвинутых знаменитым швейцарско-французским архитектором Ле Корбюзье. «Бедность современной архитектуры, — писала она, — происходит от атрофии чувственности. Господство разума, порядка и математики делают дом холодным и бесчеловечным».

Вилла Е-1027 после реставрации, 2021 г. Кап Модерн. Фотография: Мануэль Буго. © Manuel Bougot

«Большинство критиков теперь согласны с тем, что E-1027 и Tempe à Pailla [другой мастерский архитектурный проект Грея, что переводится как «Время зевать»] представляют собой крупные достижения в гуманизации и обогащении принципов модернизма», — сказал Тим. Бентон, почетный профессор истории искусств Открытого университета в Англии, который много писал об E-1027 и Рокбрюн-Кап-Мартен. «Оба дома более пригодны для жизни и более чувствительны к человеческим потребностям и желаниям, чем любые работы Ле Корбюзье или Мис ван дер Роэ».

Тем не менее, несмотря на то, что в то время E-1027 была провозглашена ее шедевром, мир, казалось, забыл о Грей до 1967 года, когда итальянский журнал о дизайне Domus опубликовал статью о ней. Не желая заниматься саморекламой и не желая выставлять свои работы после резкого обзора, Грей в основном воздерживалась от публикации манифестов, которые укрепили репутацию многих архитекторов-мужчин. «Я не была толкучей, — с готовностью признала она, — и, может быть, поэтому я не получила того места, которое должна была занять».

Но история, стоящая за Е-1027, представляет собой ее самое значительное стирание из истории. Сообщается, что Ле Корбюзье, близкий друг Бадовича, был одержим Е-1027. После того, как Бадович расстался с Греем в 1932 году, он остался единственным обитателем дома и, вопреки желанию Грея, пригласил Ле Корбюзье покрасить голые стены.

Ле Корбюзье рисует одну из своих фресок на E-1027 в 1939 году. Фотография: неизвестно

Интерьер виллы E-1027 с одной из фресок Ле Корбюзье. Кепка Модерн. Фотография: Мануэль Буго. © Мануэль Буго

Получившиеся сексуально окрашенные фрески, выполненные в обнаженном виде, разозлили Грея, который счел их порчей. «Я признаю, что фреска не для того, чтобы украсить стену, — позже сказал Ле Корбюзье, — а, наоборот, для того, чтобы насильственно разрушить [её]».

Ле Корбюзье продолжал оказывать влияние на E-1027 вплоть до своей смерти от сердечного приступа, который он перенес в 1965 году во время купания в водах прямо под виллой. Когда Аристотель Онассис сделал ставку на дом в 1956 году, Ле Корбюзье вмешался, чтобы его друг купил его, чтобы защитить его фрески. В том же десятилетии он купил соседний участок, на котором построил скромную хижину, а позже спроектировал туристический хостел с видом на виллу Грея. Его «назойливое двухэтажное общежитие не только разрушило визуальную изоляцию E-1027, но и поместило его «в корбюзианские рамки», — писала Кэролайн Констант в 9.0095 Негероический модернизм Эйлин Грей .

Вид с воздуха на виллу E-1027 после реставрации, 2021 г. Cap Moderne. Фотография: Мануэль Буго. © Manuel Bougot

«Он не мог смириться с тем фактом, что женщина может создать такую ​​замечательную работу самостоятельно, без мужчины, стоящего рядом с ней и направляющего ее», — сказал дизайнер Зеев Арам.

Самовнушение Ле Корбюзье в отношении E-1027 имело долгосрочные последствия. Его фрески привели к тому, что дом был ошибочно приписан ему, и он так и не удосужился исправить эту ошибку. В других случаях дом считался в первую очередь работой Бадовича. «К тому времени, когда возник архитектурный интерес к E-1027, Бадовичи и Корбюзье, казалось бы, вычеркнули [Грей] из ее собственного проекта», — сказала Artnet Дженнифер Гофф, куратор Национального музея Ирландии.

Хотя в статье 1967 года Domus ей приписывалась вилла, прошло еще несколько лет, когда Грей было за девяносто, прежде чем она получила широкое признание за всю свою карьеру. Теперь Грей стал источником вдохновения для новой выставки в галерее Mullin при Колледже дизайна ArtCenter в Пасадене (см. обзор LA Times ).

Ближе к концу своей жизни она углубила свой интерес к роли архитектуры в общественном благосостоянии, проектируя жилье и социальные центры для бездомных и рабочего класса. Эти планы, являющиеся частью специальных коллекций Исследовательского института Гетти, так и не были реализованы. Рисунки, как и ее архитектурные и дизайнерские достижения, подчеркивают человеческую направленность, которая больше всего отличала ее от модернистского клуба мальчиков начала 20 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *