Художник мишель: Jean-Michel Basquiat — Biography, Artworks, Art
Жан-Мишель Баския: поп-звезда американской арт-сцены
T
МОДА•ИКОНА СТИЛЯ
Текст: Алина Григалашвили
В 15 городах России продолжается Beat Weekend — ежегодный спутник фестиваля Beat Film, в рамках которого на большом экране вновь показывают главные хиты из основной и национальной программ. До конца этой недели в кинотеатрах можно посмотреть фильм «Баския: взрыв реальности», документалку Сары Драйвер о поп-звезде американской арт-сцены. Вспоминаем, каким был художник, что он носил и как превращал свою жизнь в настоящий перформанс.
«Как вы считаете, вы везунчик?» — спрашивает у Баския Лиза Личинтра Понти в интервью журналу Domus в 1984-м. «Еще и талантливый», — отвечает Жан-Мишель. В общении с прессой он был немногословен, но и нескромен. Баския знал себе цену еще до того, как его картины стали приносить ему большие деньги; но к середине 80-х он уже был самым востребованным художником Нью-Йорка.
«Всего за 9 лет активного творчества он оставил нам такое наследие, которого иные художники не могут создать за всю свою жизнь», — говорил арт-дилер Тони Шафрази в интервью New York Magazine после смерти Баския. Художник покрывал рисунками любой предмет, который попадался ему под руку: холодильник, бейсбольный шлем, дверцы книжного шкафа или костюмы Armani, которые появились в его гардеробе с первыми большими гонорарами. И все это становилось произведениями искусства.
Его называли Black Picasso, хотя самому Баския это определение не нравилось: «С одной стороны это, конечно, лестно, но с другой — унизительно». Он предпочитал быть собой, потому что осознавал свою уникальность: до Баския работы темнокожих художников не были представлены ни в одной галерее Манхэттена. И он боролся с этим своими методами, зачастую похожими на священные ритуалы. В один четверг 1982 года Жан-Мишель и его возлюбленная Сюзанна Маллук пошли в MoMA, где Баския достал из кармана пальто бутылку воды и начал разбрызгивать ее в каждом зале. «Я бы помочился здесь, если бы был собакой, — говорил Жан-Мишель, проходя мимо работ Поллока, Пикассо, Кляйна и Брака. — Ни одного черного художника в этом музее!»
Сюзанна Маллук и Жан-Мишель
Он ненавидел общаться с журналистами: «Они все пишут о моем гетто-детстве, — говорил Баския. — Для белых художников они почему-то детство не придумывают». На самом же деле у него не было каноничного «гетто-детства» — его отец, Джерард, довольно неплохо зарабатывал, будучи бухгалтером, а мама, Матильда, с детства водила сына по театрам и выставкам Бруклинского музея, МоМА и Met. Именно она привила Баския любовь к искусству и моде, поэтому даже в эпоху SAMO (когда Жан-Мишель рисовал граффити на улицах Нью-Йорка) он всегда был хорошо одет — в длинные шерстяные оверсайз-пальто, белые рубашки с коротким рукавом и классические брюки прямого кроя. Аксессуары он носил редко (чаще экспериментировал с прической), но, судя по ранним фотографиям Жан-Мишеля, он периодически надевал очки-вайфареры и берет Kangol.
В начале 80-х о нем заговорил Манхэттен. Баския начал набирать популярность и получать от нее удовольствие. В клубах и барах ему в объятия бросались модели. В ресторанах он заказывал только самое дорогое вино. Баския играл в богатство, и его холодильник всегда был до отказа забит профитролями, эклерами и всевозможными деликатесами. «Я не знаю, зачем он всегда покупал дорогую еду, — вспоминает в мемуарах Widow Basquiat Сюзанна, которая несколько лет жила с Баския в лофте на Crosby Street. — Наверное, думал, что так делают богачи».
«Жан-Мишель внезапно превратился в то, что сам больше всего критиковал, — в яркого представителя арт-тусовки, — говорил его близкий друг и легендарный граффити-художник Кит Харинг. — Но что его отличало — он относился к деньгам не всерьез: рисовал на дизайнерских смокингах, давал взаймы окружающим баснословные суммы и выбрасывал стодолларовые купюры из окна своего лимузина».
Баския вдохновлял даже тех, кого сам когда-то называл своим кумиром. Например, Энди Уорхола и Рэи Кавакубо. Энди в Жан-Мишеле восхищало все: его работы, стиль и даже количество половых партнеров (хотя сам секс Уорхола интересовал мало). А Рэи Кавакубо пригласила Жан-Мишеля принять участие в показе Comme des Garçons Homme Plus весна-лето 1987. За время шоу художник вышел на подиум четыре раза и был единственным из моделей, кто ни разу не улыбнулся.
Жан-Мишель в берете Kangol
Comme des Garçons Homme Plus, весна-лето 1987
На обложке журнала New York Times он тоже не улыбается — позируя босиком и в черном костюме Armani. Смокинги этого бренда стали своего рода униформой Баския. Он ходил в них на открытия выставок и вечеринок и писал в них картины (а потом нередко их выбрасывал). «Я был счастлив, что он решил носить именно мой бренд, — вспоминал Джорджо Армани. — И еще больше я был счастлив, что он в них рисует. Я делаю одежду для того, чтобы ее носили, чтобы в ней жили, и он это почувствовал».
Энди Уорхол и Жан-Мишель
«Униформа» не убивала индивидуальность — напротив, образ босоногого художника в дорогом костюме, залитом краской, сначала стал узнаваемым, а потом и культовым. Более того, несмотря на обилие дорогих костюмов, в гардеробе художника находилось место и винтажным футболкам adidas, джинсам (также забрызганным краской), разноцветным носкам и африканской национальной одежде. «Он любил шокировать, — говорит Сюзанна. — Иногда красной мексиканской шляпой, а иногда традиционной африканской рубашкой, которой поражал всех на торжественном открытии какой-нибудь выставки, где все были в смокингах».
«Я помню, когда он встречался с блондинкой из хорошей семьи, он одевался как денди, как Кеннеди, — вспоминает Маллук, — но всего одной детали было достаточно для того, чтобы разрушить этот образ, и в случае Жан-Мишеля это были дреды. Такие дреды, которые вы больше ни у кого не увидите». Особенно в привилегированной (то есть исключительно белой) среде Нью-Йорка 80-х. «Однажды он пришел в очередной итальянский ресторан, — вспоминает Дженнифер Клемент, автор книги Widow Basquiat. — За соседним столом сидело 20 белых бизнесменов. Они пялились на него, отпускали расистские шуточки, показывали пальцем на его прическу и говорили, что он сутенер. Тогда Жан-Мишель подозвал метрдотеля и сказал ему, что закроет счет за этих бизнесменов. Он заплатил за их ужин три тысячи долларов. Так он посмеялся над ними в ответ».
Обложка The New York Times Magazine
«На итальянском», 1983
Venus, 1982
К тем, кто был готов платить за его работы, Баския тоже относился без пиетета. Не полюбившегося ему потенциального покупателя он мог выставить за дверь — или высыпать на голову гранолу из окна своего лофта. А иногда отправлял на «деловые переговоры» своих возлюбленных, а сам запирался в ванной. Как только в жизнь Жан-Мишеля пришла популярность, вместе с ней пришли и многочисленные страхи. «Особенно часто панические атаки случались у него, когда он был под наркотиками, — вспоминает Дженнифер Клемент. — Он боялся, что его слава окажется мимолетной вспышкой. Боялся, что его убьет ку-клукс-клан или ЦРУ, потому что он популярный и темнокожий. Он даже установил в своем лофте сложную систему сигнализации».
Наркотики его и сгубили. Друзья Баския вспоминали, что ситуация заметно ухудшилась после смерти Уорхола в 1987-м — ментора, лучшего друга и соавтора художника. За потерей пришла депрессия, а за ней — все большие дозировки. Тогда же Жан-Мишель встретил свою последнюю возлюбленную Келли Инман — она работала в нью-йоркском клубе Nell»s и угостила его десертом. Так завязался роман художника и официантки. Келли жила с Баския в лофте на Great Jones Street и, как вспоминают друзья пары, пыталась спасти его от зависимости. «Обычно он спал весь день, — писала Фиби Хобан в New York Times спустя неделю после смерти художника. — Келли поднялась к нему в комнату в 2:30, чтобы проверить, как он себя чувствует. Баския сопел в огромной кровати. Спустя три часа Келли снова зашла к нему в комнату, потому что ему кто-то позвонил. На этот раз он лежал на полу лицом вниз».
«Я не человек. Я легенда», — говорил о себе Жан-Мишель Баския. А когда его не стало, друг художника и арт-дилер Рене Рикард (автор статьи The Radiant Child в журнале Artforum, после которой о Баския впервые заговорили) сказал в интервью New York Times: «Жан-Мишель был благословлен самим Богом. Он был одним из черных святых. Мартин Лютер Кинг, Агарь, Мухаммед Али и он, Жан-Мишель Баския».
{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}Beat Weekend: пять самых известных работ художника Жан-Мишеля Баския
- Главная
- Статьи
25 сентября 2018
Судя по нынешнему репертуару, в кинотеатрах самый вдохновляющий и нетривиальный образ жизни ведут современные художники. В Доме кино вы уже можете увидеть документалки о японской гуру узора «в горошек» Яёи Кусама и московском концептуалисте Илье Кабакове. А совсем скоро на фестивале Beat Weekend покажут фильм о первых шагах в искусстве Жан-Мишеля Баския, одного из классиков стрит-арта и неоэкспрессионизма. Мы попросили искусствоведа Александру Семёнову рассказать о пяти самых известных его работах.
SAMO
История творческого успеха Баския начинается с многочисленных граффити — надписей в духе панковской идеологии с тэгами «SAMO», которые заполонили Нижний Манхэттен с 1977 по 1980 годы. Эти надписи Баския создавал в соавторстве с другом Al Diaz: в них есть и критика общества потребления, и критика засилья рекламы, и более поэтические многозначные высказывания. Искусствоведы считают самой знаковой фразу «SAMO is dead», сделанную в 1980 году, когда художники окончательно порвали и с надписями, и с совместным творчеством.
Панк панком, но современники сразу обратили внимание, что все надписи появлялись в районах Сохо и Ист-Виллидж, где в то время обитала нью-йоркская арт-богема и находилась Школа визуальных искусств. Они понимали, что массой надписей молодой художник из Бруклина обеспечил себе рекламу и будущее в арт-среде.
«Без названия (Череп)», 1981 год
Картина считается одним из первых произведений, которое Баския создал на холсте, а не на уличной стене.
Оно было представлено на дебютной выставке художника.На создание картины его вдохновил учебник «Анатомия Грея», который Жан-Мишель прочитал в семилетнем возрасте, а также эстетика карты нью-йоркского метро и размышления о смерти. Кстати, постоянное обращение к подобным образам позволило искусствоведам считать его продолжателем европейского жанра ванитас, который фокусировался на тщетности земного бытия.
В авторской версии картина не имеет названия. Черепом ее окрестили позднее для удобства идентификации по весьма видимым причинам: зубы и челюсти здесь не имеют кожи, как и череп, а вот глаза вполне живого человека. Художник представил образ живого и одновременно мертвого существа. Более того, голова человека как будто вскрыта и внутри мы видим комнаты подсознания.
«Бог, закон», 1981 год
Рисунок маслом на бумаге не оставляет сомнений о сути художественного высказывания: некий закон перевешивает на весах бога, что происходит не без помощи долларов, переманивающих как магнит черные точки веса в нужную чашу.
Баския — один из тех редких художников, которые просто и прямолинейно высказывались о несправедливости общественного устройства и коварстве денежного мира. Несмотря на то, что это изображение создано для выставки в галерее, оно выполнено в технике уличного рисунка. Стрит-арт в данном случае и есть искусство бедных художников, не обремененных коммерческим успехом и богемной жизнью галерейных подопечных.
«Олимпийские кольца» Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол, 1985 год
Помните, как Олимпийские игры в Сочи вдохновили Василия Слонова на серию плакатов? В творчестве Баския тоже такое случалось. После Олимпийских игр в Лос-Анджелесе совместно с Энди Уорхолом, с которым они дружили и работали вместе с 1983 по 1985 годы, он создал серию картин «Олимпийские кольца». Неудивительно, что два художника, которые критически переосмысливали образы рекламы в своей живописи, взялись за этот сюжет.
Энди Уорхол от руки создал вольную импровизацию на тему всемирно узнаваемого символа главного спортивного события планеты, а Баския разместил посередине крупную маскоподобную голову афроамериканского спортсмена — обобщенный лик афроамериканских звезд прошедшей Олимпиады. Например, Джэсси Оуэнса, Карла Льюиса, Томми Смита и Джона Карлоса. К слову, маскоподобные лица, характерные для картин Баския, продолжают в его творчестве традиции этнического гаитянского искусства.
«Трубач», 1984 год
А вот самый популярный символ в творчестве Баския — корона. Часто такая корона обозначает высокие интеллектуальные и духовные достоинства представленного персонажа. Здесь изображен афроамериканец-трубач на белом фоне в окружении ярко красных краев. Из трубы вылетают буквоподобные знаки, часть из которых перечеркнута, давая представление об импровизационном характере музыки.
Это произведение дополняет портрет самого Баския, который помимо живописи любил музыку, даже создал собственную индастриал-группу Gray вместе с художником-авангардистом Майклом Холманом. Трубач, конечно, играет джаз и символизирует борьбу афроамериканского народа за свои права в период расизма. Сам же Баския предпочитал, чтобы его считали художником вообще, не обращая внимание на расу, так как творческие и любые другие способности человека от этого не зависят.
Документальный фильм о художнике вы можете увидеть 3 октября в 20:00 в Доме кино. Сразу после фильма – паблик-ток искусствоведов Оксаны Будулак и Александры Семеновой и уличных художников Александра Закирова и Александра Блосяка о миграции российского стрит-арта в галерейное пространство.
Читайте также
#Люди
Сергей Назаров: «Во время обучения в художниках развивают чувствилище»
#Музыка
Александр Хмарный: «Каждое знакомство с инструментом — это как знакомство с новым человеком»
#Люди
Константин Гончаров: «Дворец труда — душа Советского района»
#Подкаст
«Мемуары с бенуара»: «Синяя Борода».
Park West: Репродукции и картины современного французского художника Мишеля Делакруа выставлены на продажу
210 подписчиков Биография художника Создать бесплатное объявление
Франция
89 Всего объявлений2 Оригинальные картины87 Репродукции ограниченного тиража Самое наблюдательное Список от А до ЯСамые новые3 Разыскиваемое искусствоПродано
ПРОДАНО ДЛЯ Мишеля Делакруа
- «Монета De Rue Matin D’automne 2001 13×16» Оригинальная картина: Акрил на доске У меня есть одна, хочу продать ПРОДАЛ
- «Отель Д’Сент Ранняя Гуашь 1983 30×30» Оригинал картины: гуашь на бумаге У меня есть одна, я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Давид, Сара и Давид 17х14» Оригинальная картина: Масло на доске У меня есть одна, и я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Сцена французского зимнего города» Печать ограниченным тиражом: трафаретная литография У меня есть один, и я хочу его продать ПРОДАЛ
- «Большие бульвары Нюи 2001»
Печать ограниченным тиражом: шелкография на Coventry Vellum 330 Gr.
- «Ночь в декабре 2008 года» Печать ограниченным тиражом: литография У меня есть одна, я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «О Мариньерс» Печать ограниченным тиражом: литография У меня есть одна, я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Ночной Париж, AP, 1986» Печать ограниченным тиражом: Serigraph У меня есть один, и я хочу его продать ПРОДАЛ
- «Вояжер 2004 21×16» Оригинальная картина: Акрил на доске У меня есть одна, хочу продать ПРОДАЛ
- «Кафе Де Ла Реномми 2004 15×17» Оригинал картины: Масло на холсте У меня есть одна, и я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Буксир Река Сена 1978 18х25» Оригинал картины: Гуашь У меня есть одна, хочу продать ПРОДАЛ
- «Sortie D’Ecole (окончание школы) AP 1979» Печать ограниченным тиражом: литография У меня есть одна, я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Ноэль! Ноэль! АП» Печать ограниченным тиражом: шелкография на холсте У меня есть один, и я хочу его продать ПРОДАЛ
- «Азе-ле-Ридо 1987» Печать ограниченным тиражом: литография У меня есть одна, я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Vue De Paris Depruis Les Rauteurs De Pany 1990 18×16» Оригинал картины: Масло на холсте У меня есть одна, и я хочу ее продать ПРОДАЛ
- «Люксембургский театр 1988 18×17» Оригинал картины: Масло на холсте У меня есть одна, и я хочу ее продать ПРОДАЛ
БРОКЕРСКИЕ ЗАПРОСЫ: ТРЕБУЕТСЯ ИСКУССТВО
У нас есть заинтересованные покупатели, которые ищут эти работы этих художников.Все картины
Оригинал картины: Холст ОТВЕТ НА ОБЪЯВЛЕНИЕ
Холст, масло
Акварель ОТВЕТ НА РАЗЫСКИВАЕМОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Это запросы на искусство от членов сообщества Art Brokerage.
Познакомьтесь с художником — Мишель Кек
Мишель Кек — самореклама, самоучка, мультидисциплинарный художник. Кек успешно избегала галерейной системы и с гордостью делилась своим широким спектром художественных стилей задолго до того, как стало модным либо саморепрезентировать, либо иметь многогранный корпус работ.
Кек создавала искусство в различных формах с раннего детства, но только в 2003 году, после естественного избавления от серьезных заболеваний с помощью сыроедения, она начала заниматься своим искусством на постоянной основе. По совету коллеги-художника Кек вышла в Интернет весьма нетрадиционным способом и начала продавать свои работы через интернет-аукцион eBay.
За довольно короткий период времени Кек добился неслыханных достижений для художника-самоучки и самопрезентации. Кек быстро попал в рейтинг eBay «Platinum Powerseller». В то время как традиционный мир искусства считал, что Кек самопрезентирует себя, а продажи произведений искусства на eBay нетрадиционны, Кеку все же удалось привлечь внимание проницательных коллекционеров современного искусства по всему миру. К концу 2006 года Кек продал более 1500 оригинальных картин коллекционерам произведений искусства в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Японии, Австралии, Новой Зеландии, Германии, России, Нидерландах, Ирландии, Чили, Франции, Италии, Австрии, Португалии, Греции. , Норвегия, Мальта, Пуэрто-Рико и Объединенные Арабские Эмираты.
На сегодняшний день оригинальные картины Кека, произведения искусства в смешанной технике и репродукции изобразительного искусства жикле висят как в частных, так и в корпоративных коллекциях произведений искусства более чем в 40 странах мира. Оригиналы Кека и репродукции изобразительного искусства жикле гордо висят в частных коллекциях произведений искусства как у тех, кто впервые покупает искусство, так и у опытных ценителей искусства. Оригинальную картину Кека можно найти даже в личной коллекции произведений искусства уважаемого миллиардера-коллекционера Чинь Э. Чу.
В течение нескольких лет Кек стабильно и последовательно получала шестизначный доход исключительно от продажи своих произведений искусства, зарабатывая себе более 1 миллиона долларов продаж произведений искусства с ее оригинальных картин и репродукций изобразительного искусства.
Внутренне движимые и эмоционально заряженные оригинальные картины Кека в абстрактном искусстве и смешанной технике были описаны как «мрачные, но одновременно воодушевляющие». При первом просмотре портфолио Кека создается впечатление, что представленные работы являются художественными творениями нескольких талантливых художников. Разнообразные коллекции, однако, являются усилиями только одного. Взрывные абстрактные картины, современное коллажное искусство в смешанной технике, переработанные художественные сборки, духовные картины и ее замысловатые и навязчивые рисунки кругов — это лишь некоторые из стилей, которые вы обнаружите, когда углубитесь в обширное портфолио Кек.
«Большие поверхности Кека привлекают внимание прохожих, вознаграждают внимание как новых, так и опытных коллекционеров и превращают статичную стену в хрустальный шар. Немногие творения могут сравниться с чистой силой, активным стилем и личным влиянием работ Кека». Вот как Джон Имин, советник/смотритель коллекции Ioema, реагирует на работу художника-самоучки Мишеля Кека.
Оригинальные абстрактные картины Кека и коллекции смешанной техники были выставлены в Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Далласе, Индианаполисе, Хай-Пойнте, Питтсбурге, Лейк-Тахо, Лас-Вегасе и Гонконге.
Кек работал над значительным количеством пользовательских корпоративных художественных проектов, в том числе по заказу; медицинские офисы / больницы, юридические фирмы, ветеринарные кабинеты, колледжи, рестораны, кинотеатры, универмаги, телевидение, кино и многое другое.
Некоторые из корпоративных проектов Кека включают работу со многими универмагами Nordstrom в США над созданием оригинальных мультимедийных материалов для их отделов Savvy. Кек снабжала многих рестораторов по всему миру своими оригинальными произведениями искусства и репродукциями изобразительного искусства, в том числе; Бар Louie, Wampango, Wuff и Bean & Hop.
Актриса Сигурни Уивер попросила, чтобы коллаж с мопсом Кека использовался в качестве декорации в ее фильме 2015 года «Чаппи». Кек также предоставил иллюстрации для других крупных фильмов, включая «Самую длинную поездку» Николаса Спаркса. Работы Кека также появлялись в телевизионных программах, таких как популярное шоу HGTV «Домашние охотники», а также в популярном мультсериале FX «Арчер» (в сезонах с 1 по 5).
Кек ежегодно жертвует не менее 10% своей прибыли на благотворительность, которая близка ее сердцу. Когда вы покупаете в Michel Keck Studio & Gallery, вы помогаете ей отдавать. Для получения дополнительной информации о благотворительных организациях, которые поддерживает Кек, нажмите здесь.