Красно синий стул ритвельда: Легенды : Красно-синий стул Ритвельда
Красно-голубой стул
Самая известная дизайнерская работа.
В 1921 году, когда монохромная палитра (как в работах шотландца Чарльза Ренни Макинтоша) считалась новаторской в дизайне мебели, цветной красно-синий стул, представленный Герритом Томасом Ритвельдом, произвел фурор. Стул, задуманный как абстрактная композиция плоскостей и линий в пространстве, стал трехмерным воплощением авторского видения картины Пита Мондриана — коллеги Ритвельда по движению «Стиль».
Ритвельд создавал стул для массового производства: он сделан из куска дерева стандартной длины и имеет несложную конструкцию. Первоначально стул был отделан натуральной древесиной, а в 1921 году Ритвельд покрасил его в радикальные для той эпохи цвета.
Стул представлен в экспозиции музея искусств «Хай» в Атланте, США.
Коллекция Центрального музея города Утрехта, Нидерланды не так давно пополнилась новым экспонатом. Это стул, созданный знаменитым утрехтским архитектором и дизайнером Герритом Ритвельдом (1888-1964).
До настоящего момента был известен только рабочий набросок этого стула, сделанный Ритвельдом. Особенностью стула является то, что после покупки его можно было смонтировать самостоятельно из отдельных трубчатых деталей. Эта уникальная для того времени техника была разработана фабрикой Хопми. До этого времени эсперты полагали, что стул существует только как проект, который никогда не был осуществлен. Знаменитый стул был подарен музею наследниками учителя ботаники Йозефа Ланьяу. Один из его детей принес в музей пластиковый пакет с деталями стула. После проведенных исследований выяснилось, что речь идет именно о стуле Хопми. Как оказалось, фабрика Хопми все-таки изготовила несколько экземпляров по проекту Ритвельда.
рошел под знаком памяти знаменитого дизайнера и художника Геррита Ритвельда. В память о нем была проведены работы по редизайну знаменитого красно-синего стула.
Стул был сконструирован в 1918 году, примерно тогда же, когда Ритвельд вошёл в группу «Стиль», базирующуюся на неопластицизме.
Согласно программе «Стиля», художественное произведение должно иметь рационально-утилитаристский акцент — разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности». При этом догматически декретируемыми основными элементами художественного творчества являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым добавлялись чёрный и белый.6
Эти принципы четко отслеживаются в красно-синем стуле, хранящемся в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Теперь двойник красно-синего стула имеет ассиметричную форму линий с искажением подлокотника для левой руки и новое название «Left-handed Rietveld Chair».
Кресло на каркасе из окрашенного в черный цвет бука. Сиденье и спинка выполнены из лакированной фанеры. Варианты отделки: спинка — синий лак; сиденье — красный лак.
Переиздание работы Геррита Томаса Ритвелда (1918 г.) — известнейшего представителя неопластицизма и элементаризма. Дизайнер выступал за отказ от природных форм и сюжетов в дизайне в пользу геометрических абстракций. Первоначально модель была только красно-синей , поздние версии предлагаются с черно-желтыми подлокотниками.
7
Культовый объект: 100 лет креслу Red Blue Геррита Ритвельда
История дизайна
Геррит Томас Ритвельд (1888-1964)
Первая версияВ 1918 году голландский дизайнер и архитектор Геррит Томас Ритвельд (Gerrit Thomas Rietveld) придумал кресло Red Blue. Две доски, шесть столбов, семь направляющих и две распорки — такова была структура будущего объекта культа. Создавал свое творение Ритвельд в духе «неопластицизма». На первом месте были визуальная чистота, простейшие формы и прямые углы, никаких декоративных излишеств. Предмет без объема, пространство свободно течет сквозь него. Вопреки распространенному в наше время названию (которое, кстати, появилось только в 1950-х), изначально кресло было создано из неокрашенной древесины и фанеры, а также именовалось как Slat (планка, дощечка).
Фото с тематической выставки Геррита Ритвельда в Центральном музее Утрехта в 2010 году.
Ритвельд и De StijlВ узнаваемые цвета Ритвельд раскрасил кресло спустя несколько лет после его создания по совету художника Барта ван дер Лека (Bart van der Leek). Дело в том, что в 1918 году дизайнер примкнул к группе De Stijl. В основной костяк объединения входил архитектор Тео ван Дусбург (Theo van Doesburg) и художник Пит Мондриан (Piet Mondriaan).
Именно в духе фирменных мондриановских цветов Ритвельд и решил оформить кресло, которое на этот раз действительно стало красно-синим с небольшими вкраплениями черного и желтого. Однако не существует никаких документальных подтверждений тому, что такое колористическое решение является подлинным оммажем Мондриану.
Кресло стало знаменитым благодаря публикации в одноименном журнале De Stijl. Стоит сказать, что художественная группа провозглашала доведенную до абсолюта функциональность. Однако при первом взгляде на предмет Red Blue, как-то не становится очевидно, что на нем очень удобно сидеть. С другой стороны, мещанский комфорт не слишком интересовал автора. Ритвельд считал, что мебель должна держать человека в тонусе не только духовно, но и физически.
ПереосмысленияКрасно-синее кресло поразило воображение современников Ритвельда. Объект стал экспонатом многих музейных коллекций. Например, Red Blue chair занимает почетное место в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Однако спустя целый век после создания предмет не дает покоя и будоражит умы современных дизайнеров.
Французский дизайнер Жюльен Бертье (Julien Berthier) в 2007 году нарисовал эскиз ритвельдовского кресла левой рукой. А затем создал серию объектов из лакированной древесины, которая так и называется: Left handed Rietveld chair.
Чешский автор Ян Плехач (Jan Plechac) в проекте Icons перевел культовые объекты дизайна в новый контекст, оставив им лишь узнаваемую структуру.
- Фото
- Kristina Hrabetova and Jaroslav Moravec
Студия из Нидерландов Mal в 2015 году под лозунгом «Каждый стул был вдохновлен на создание еще каким-то другим» представила версию кресла Red Blue в виде шезлонга и не забыла про культовые цвета.
Версия кресла в черно-зеленой цветовой палитре с белыми акцентами называется Zeilmaker (1920) по фамилии школьного учителя, для которого она была создана. Итальянская фабрика Cassina представила общественности этот вариант в 2015 году.
- Фото
- Cassina
Самым радикальным переосмыслением предмета стала версия от голландца Мартена Бааса (Mаarten Baas). В качестве дипломного проекта автор сжег классику дизайна, в том числе — и объект Ритвельда (также серия включала уничтоженные предметы Этторе Соттсасса, Чарльза Ренни Макинтоша, Марка Ньюсона и др.).
Маслова Дарья
Красно-синий стул Геррита Ритвельда и что я узнал о покое и движении в себе
Энтони Ромео, AIA
архитектура. Красно-синий стул Ритвельда теперь находится в коллекции Музея современного искусства, и это стул, который я люблю.
Красно-синий стулКак искусство, оно отвечает на главный вопрос в жизни каждого человека: как мы можем одновременно иметь и энергию, и покой? Эли Сигел, великий американский поэт, критик и основатель образования эстетического реализма, задается в своих «Пятнадцати вопросах из девятнадцати».
55: «Является ли красота созданием противоположностей?» И в своем «Комментарии к вопросу об отношении жизни к пятнадцати противоположностям» 1964 года он писал:Противоположности, которые нас, живых существ, пожалуй, больше всего интересуют, — это спокойствие и возбуждение или покой и движение. Спокойствие или покой сами по себе есть скука, бесполезность. Волнение или волнение сами по себе есть неуверенность, неряшливость, суетливость, нерешительность, чума невольного движения. Спокойствие и волнение едины во всем искусстве. Когда они существуют вместе в человеке, этот человек счастлив.
Тот факт, что я могу узнать о себе по красивому дизайну этого стула, является чем-то, за что я особенно благодарен, потому что когда-то мне было очень трудно сидеть спокойно в кресле и чувствовать себя непринужденно. Для архитектора это представляло серьезную проблему. Я не мог просидеть за чертежным столом более 15 минут, не вставая и не прогуливаясь.
На уроке эстетического реализма, который вел председатель отдела образования Эллен Рейсс, я описал эту трудность. Она спросила меня, были ли ситуации, в которых у меня не было этой проблемы, и я понял, что никогда не был беспокойным, работая дома за чертежным столом, пока моя жена, Карен Ван Аутрив, играла на пианино. Мисс Рейсс прокомментировала:
Этот вопрос движения и покоя — очень большая вещь. Ваша проблема связана с тем, о чем музыка. Я думаю, вам следует изучить покой и движение. Каждый день пишите по одному предложению о том, где покой и движение составляют одно целое… Как вы думаете, вы обрели важность разделять противоположности?
В последующие дни я писал о том, как видел покой и движение как единое целое в капле росы, арке, Музыке воды Генделя.
Я узнал, что могу энергично думать о чем-то, сидя в тишине, и что воздействие чего-то тоже активно.Человеком, который много думал о том, что значит сидеть, был Геррит Томас Ритвельд, родившийся в Утрехте, Голландия, в 1888 году. стул не следует использовать для того, чтобы уединиться от мира или отвлечься от мыслей. «Мы должны помнить, — сказал он, — что сидеть — это тоже глагол».
Ритвельд (в центре) и персонал перед его мастерской, 1919 г. Фото: www.ed.nlЧто мы чувствуем, сидя в любимом кресле? Нравится ли нам это, потому что оно поддерживает нас или потому что оно утешает нас? Чувствуем ли мы себя бодрствующими или сонными? Стулья Ритвельда олицетворяют то, чему меня научил эстетический реализм: мы не обретем истинного покоя, отложив мир в сторону. В своей книге Де Стиль, Пол Овери пишет:
Одной из функций стульев Ритвельда с их жесткими сиденьями и спинками является сосредоточение наших чувств, обеспечение бдительности и осознания. Ритвельда не интересовали общепринятые представления об удобстве (кресло XIX века, которое настолько расслабляет, что вы проливаете кофе или засыпаете над книгой). Он хотел, чтобы няня была физически и умственно «в тонусе».
«Меня постоянно беспокоит, — сказал Ритвельд, — эта необычная идея пробуждения сознания». Вот почему он пришел спроектировать самый влиятельный стул 20-го века — и даже он был удивлен большим эффектом, который произвела его работа.0007 Красно-синий стул шт.
В этом кресле есть критика того, как люди видят комфорт. Большинство людей думают об удобном кресле, как о том, в котором можно утонуть, который обнимет вас успокаивающими объятиями. В красно-синем кресле ты откидываешься не на подушку, а на ярко-красный прямоугольник, а сидишь на синем прямоугольнике. Черные руки и ноги визуально исчезают на темном фоне, а красный и синий прямоугольники словно парят в пространстве.
Эстетический реализм научил меня тому, что единственный способ почувствовать себя по-настоящему комфортно — это думать о нашем отношении к миру и любить его. Этот стул заставляет нас задуматься о нашем отношении к пространству, цвету, форме. Хотел ли Ритвельд, чтобы люди чувствовали, что абстрактное — то, чего мы не можем коснуться, — так же реально, как стул, на котором мы сидим? Я думаю, что ответ да. Его Красно-синий стул не только красив, но и добр — он помогает нам быть спокойными и одновременно бдительными. В отличие от самодовольства, Red and Blue для истинного самообладания.
Красно-синий стулСдержанная стабильность черных вертикалей и горизонталей придает неожиданное энергичное движение ярко-желтым квадратам и прямоугольникам, даже если они заставляют вас больше осознавать эту стабильную структуру. А глянцевость черной отделки добавляет живости и ощущения глубины. Мондриан и художники движения Де Стиль работали по принципу, что все искусство должно иметь «динамическое равновесие».
«Счастье, — сказал мистер Сигел, — это динамическое спокойствие». И динамическое спокойствие — это то, что я чувствую, глядя на красно-синий стул ! Эли Сигель понял и выразил словами то, что Геррит Томас Ритвельд и художники на протяжении веков искали и к чему шли. Я люблю его за то, что он видит и учит: Всякая красота — это создание одного из противоположностей, а создание одного из противоположностей — это то, к чему мы стремимся в себе.
Красно-синее кресло от Gerrit Rietveld
Красное/синее кресло
Дата разработки 1918/1923
Дизайнер Геррит Ритвельд (1888-1919 гг.)64, голландский)
Производитель Gerard van de Groenekan, de Bilt, Нидерланды
СМИ бук и фанера с эбеновым лаком и анилиновыми морилками
Размеры 34 1/8 х 26 х 32 1/4 дюйма
Ритвельд был вдохновлен жесткими стульями с прямой спинкой, разработанными Фрэнком Ллойдом Райтом, хотя его стул Red/Blue не имеет исторического прецедента.