Разное

Пример скульптура: материалы, виды, памятники, описание, история разных времен и народов

Содержание

Статуя, скульптура — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры


  • Беседы о ста­туях свт. Иоанн Зла­то­уст
  • Памят­ники-статуи святым угод­ни­кам архим. Никон (Рож­де­ствен­ский)
  • Вопрос о скульп­туре в Пра­во­слав­ной Церкви Ирина Язы­кова
  • Фото­вик­то­рина: «Скульп­туры и статуи»

Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — выре­заю, высе­каю), как форма твор­че­ства, пред­став­ляет собой один из видов изоб­ра­зи­тель­ного искус­ства, кото­рый заклю­ча­ется в созда­нии про­из­ве­де­ний выпол­нен­ных в объ­ем­ной форме из твер­дых или мягких мате­ри­а­лов, путем высе­че­ния / выре­за­ния (обре­те­ние нужной формы путем забора лиш­него мате­ри­ала худож­ни­ком) или путем лепки (нара­щи­ва­ние нуж­ного мате­ри­ала худож­ни­ком). Скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния также назы­ва­ются изва­я­ни­ями. Отдель­ные типы испол­не­ния скульп­туры имеют назва­ния, отра­жа­ю­щие тип испол­не­ния, напри­мер, баре­льеф, горе­льеф, статуя.

Чтобы под­черк­нуть осо­бен­ность испол­не­ния скульп­туры иногда добав­ляют ее харак­те­ри­стику – круг­лая скульп­тура, объ­ем­ная скульп­тура, так­тиль­ная скульп­тура и мн. пр.

Ста́туя (лат. statua, из др.-греч. στατος — сто­я­щий, сто­я­чий) — один из основ­ных видов скульп­туры, изоб­ра­жает сто­я­щую фигуру чело­века. Неболь­шие статуи назы­ва­ются ста­ту­эт­ками. Баре­льефы часто исполь­зу­ются для оформ­ле­ния фаса­дов зданий. Скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния, посвя­щен­ные исто­ри­че­ским собы­тиям или пер­со­на­лиям, назы­вают также памят­ни­ками или мону­мен­тами (лат. monumentum, от moneo напо­ми­наю).

Скульп­тура в дохри­сти­ан­скую эпоху

Скульп­тура и статуя с самого своего появ­ле­ния в камен­ном веке имела рели­ги­оз­ный харак­тер, о чем сви­де­тель­ствуют первые образцы – ста­ту­этка Венера Бере­хат Рам (дат. 230 000 лет до н. э. или ранее), най­ден­ная на Голан­ских высо­тах, а также квар­ци­то­вая ста­ту­этка Венера Тан-Тан (дат. 200 000 лет до н. э. или ранее). Чуть позже, счи­та­ется, что около 35 000 лет до н. э., появ­ля­ются первые скульп­туры живот­ных, птиц. Уже в мезо­ли­ти­че­ской куль­туре встре­ча­ются скульп­туры исклю­чи­тельно богов и духов – бог рыб из мезо­ли­ти­че­ской сто­янки Лепен­ски-Вир в Сербии (от 8000 до 5000 г. до н. э.) или Шигир­ский идол (ок. 9500–7500 гг. до н. э.) на Сред­нем Урале, явля­ю­щийся наи­бо­лее древ­ней дере­вян­ной скульп­ту­рой. Рас­цвет рели­ги­оз­ной скульп­туры и соот­вет­ству­ю­щих статуй начи­на­ется с нео­ли­ти­че­ской эпохи – почти одно­вре­менно рели­ги­оз­ная скульп­тура высо­кой тех­ники испол­не­ния появ­ля­ется в долине реки Инд, в Египте и Месо­по­та­мии. В миной­ской куль­туре ок. 2000–1100 годов до н. э. рас­цве­тает не только рели­ги­оз­ная скульп­тура, но и появ­ля­ется тра­ди­ция свет­ских изва­я­ний, кото­рая испы­тает подъем чуть позже в клас­си­че­ской скульп­туре антич­но­сти. Гре­че­ские скульп­туры не появ­ля­лись вплоть до 650 г. до н. э., то есть до конца гре­че­ских «темных веков». После чего пери­о­ди­за­ция скульп­тур­ного насле­дия антич­но­сти имеет раз­де­ле­ние в соот­вет­ствии с греко-рим­ским антич­ным искус­ством в целом: арха­и­че­ский период, арха­и­че­ская гре­че­ская скульп­тура (650–500 гг. до н. э.), клас­си­че­ский период, клас­си­че­ская гре­че­ская скульп­тура (500–323 гг. до н. э.), элли­ни­сти­че­ская гре­че­ская скульп­тура (323–27 гг. до н. э.). Одно­вре­менно суще­ство­вала рим­ская скульп­тура, кото­рая усва­и­вала лучшие гре­че­ские образцы испол­не­ния изва­я­ний с ок. 200 г. до н. э. до 200 г. н. э.

Статуи и скульп­тура в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции до 1054 года

Цер­ков­ное искус­ство отча­сти пере­няло антич­ные язы­че­ские образцы испол­не­ния скульп­туры, напол­нив их соб­ствен­ным веро­учи­тель­ным и цен­ност­ным смыс­лом. Однако, исто­рия хри­сти­ан­ства сло­жи­лась иначе на западе неко­гда единой Рим­ской импе­рии и на востоке. В резуль­тате чего до 1054 года можно выде­лить несколько пери­о­дов изго­тов­ле­ния скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний рели­ги­оз­ного или куль­то­вого харак­тера. При­мерно с рубежа 400–500 годов н. э. на остат­ках Запад­ной Рим­ской импе­рии насту­пает период, обо­зна­чен­ный исто­ри­ком и поэтом эпохи Воз­рож­де­ния Фран­че­ско Пет­рар­кой как «Темные века». Этот период длился при­мерно до 800‑1000 годов н. э. Начало рас­про­стра­не­ния сред­не­ве­ко­вой запад­ной рели­ги­оз­ной скульп­туры свя­зы­вают с ранним пери­о­дом роман­ского искус­ства, появ­ле­ние кото­рого, в свою оче­редь, свя­зы­вают с лич­но­стью импе­ра­тора Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии Карла Вели­кого, а также его пре­ем­ни­ками. Каро­линг­ская архи­тек­тура под­ра­зу­ме­вала исполь­зо­ва­ние скульп­туры в постройке храмов, в част­но­сти горе­лье­фов (изва­я­ние, высту­па­ю­щее над плос­ко­стью фона  более чем напо­ло­вину от всего объема изоб­ра­же­ния). Однако, наи­бо­лее яркие образцы роман­ской куль­туры отно­сятся к более позд­нему пери­оду – от 1000 до 1100 годов н. э.

Утвер­жда­ется, что восточ­ная хри­сти­ан­ская тра­ди­ция прак­ти­че­ски не содер­жит при­ме­ров само­сто­я­тель­ных объ­ем­ных скульп­тур­ных изоб­ра­же­ний, и, как и ран­не­хри­сти­ан­ская скульп­тура, скульп­тура Визан­тии – это баре­льефы гроб­ниц и сар­ко­фа­гов, а также фаса­дов зданий, капи­те­лей. В редких слу­чаях горельфы, напри­мер, горе­льеф­ные статуи тет­рар­хов IV века в Вене­ции1. Сле­дует отме­тить, что боль­шая часть скульп­тур­ных памят­ни­ков визан­тий­ского искус­ства сохра­ни­лась в Италии, куда они активно пере­во­зи­лись кре­сто­нос­цами, а также гену­эз­скими и вене­ци­ан­скими куп­цами. Рельеф­ные скульп­тур­ные изоб­ра­же­ния харак­терны и для деко­ра­тив­ного искус­ства Визан­тии. В отли­чие от запад­ной скульп­туры, воз­рож­де­ние кото­рой свя­зано с роман­ским искус­ством, а затем после­ду­ю­щим обра­ще­нием к лучшим образ­цам язы­че­ского искус­ства, визан­тий­ское искус­ство так и не создало выда­ю­щихся при­ме­ров объ­ем­ных скульп­тур рели­ги­оз­ного назна­че­ния вплоть до своей гибели в 1453 году. 

Статуя / скульп­тура в запад­ной хри­сти­ан­ской тра­ди­ции

На хри­сти­ан­ском западе статуя при­об­ре­тает боль­шую попу­ляр­ность и выпол­няет в хра­мо­вом убран­стве като­ли­че­ских и неко­то­рых про­те­стант­ских церк­вей ту же функ­цию, что и живо­пис­ные изоб­ра­же­ния (иконы).

Воз­ник­но­ве­ние хра­мо­вой скульп­туры свя­зано с каро­линг­ским воз­рож­де­нием в искус­стве, а также с име­нами таких скуль­пто­ров и зодчих как Гисле­бер­тус, Бене­детто Анте­лами и пр. Сле­ду­ю­щим витком раз­ви­тия хра­мо­вой скульп­туры на западе ста­но­вится готи­че­ская скульп­тура (от 1150 до 1300 годов), кото­рая посте­пенно обре­тает наци­о­наль­ные черты. Наи­боль­шего рас­цвета скульп­тура как жанр искус­ства в ее рели­ги­оз­ном и свет­ском про­яв­ле­ниях дости­гает в эпоху Воз­рож­де­ния в Италии с 1400 по 1600 годы, а затем и в эпоху бароч­ной скульп­туры с 1600 по 1700 годы, в част­но­сти, в трудах Бер­нини.

Многие про­те­стант­ские дено­ми­на­ции пошли по пути отвер­же­ния каких-либо, в том числе и скульп­тур­ных, изоб­ра­же­ний в соб­ствен­ном хра­мо­вом про­стран­стве. Совре­мен­ная скульп­тура в Римо-Като­ли­че­ской церкви изоби­лует коли­че­ством стилей, под­хо­дов и вло­жен­ных в нее смыс­лов (напри­мер, суще­ствуют при­меры изго­тов­ле­ния скульп­тур Христа и святых).  

Статуя / скульп­тура в восточ­ной пра­во­слав­ной тра­ди­ции

Как уже было отме­чено, визан­тий­ская тра­ди­ция прак­ти­че­ски не оста­вила статуй рели­ги­оз­ного харак­тера. При этом, мы не нахо­дим каких-либо кано­нов, запре­ща­ю­щих изго­тов­ле­ние статуй святых, анге­лов и т. д. Древ­не­рус­ское искус­ство вос­при­няло визан­тий­ские нормы твор­че­ства и, как след­ствие, рели­ги­оз­ная скульп­тура не полу­чила на Руси повсе­мест­ного рас­про­стра­не­ния; однако, к при­меру, в ряде север­ных тер­ри­то­рий такая скульп­тура созда­ва­лась. Таким обра­зом, можно ска­зать, что в целом долгое время Русь не знала мас­со­вого изго­тов­ле­ния статуй рели­ги­оз­ного содер­жа­ния, за исклю­че­нием язы­че­ских идолов, кото­рые по фор­маль­ным при­зна­кам явля­ются скульп­ту­рами рели­ги­оз­ного харак­тера. Лишь в XVIII веке через запад­ные заим­ство­ва­ния в России посте­пенно воз­ни­кает соб­ствен­ная школа скульп­туры и оте­че­ствен­ные выда­ю­щи­еся скуль­пторы.

Данные изва­я­ния были тесным обра­зом свя­заны с архи­тек­ту­рой. Яркими при­ме­рами такого зод­че­ства явля­ются скульп­туры анге­лов на фрон­тоне Иса­а­ки­ев­ского собора и пр.

Однако необ­хо­димо отме­тить, что скульп­тура так и не стала орга­нич­ной частью искус­ства и рели­ги­оз­ной прак­тики Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, оста­ва­ясь в целом исклю­че­нием из правил в орга­ни­за­ции хра­мо­вого убран­ства и про­стран­ства. При­ме­ром такого, хоть и мас­штаб­ного, но исклю­че­ния явля­ется дере­вян­ная рели­ги­оз­ная скульп­тура Рус­ского Севера и немно­гие уни­каль­ные хра­мо­вые скульп­туры цен­траль­ной России. Тра­ди­ция дере­вян­ных изва­я­ний в пра­во­слав­ных храмах цен­траль­ной России отно­сится по край­ней мере к началу XVII веку. В част­но­сти, пис­цо­вые книги 1685 года сооб­щают, что в храмах и мона­сты­рях вблизи и в самом городе Боров­ске (ныне Калуж­ская область) было несколько дере­вян­ных хра­мо­вых изва­я­ний. До нас дошла лишь одна скульп­тура – свя­того Нико­лая Чудо­творца, кото­рая как свя­тыня хра­нится в кафед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском соборе города Боров­ска.

Подоб­ная тра­ди­ция суще­ство­вала также в Вели­ком Нов­го­роде и Кар­го­поле с XV по XVII века2. Однако, нельзя гово­рить о том, что в сред­не­ве­ко­вой Руси повсе­местно суще­ство­вала тра­ди­ция изго­тов­ле­ния и раз­ме­ще­ния в храмах дере­вян­ных статуй рели­ги­оз­ного харак­тера. На осно­ва­нии иссле­до­ва­ний оте­че­ствен­ных искус­ство­ве­дов Дер­га­чева Б. А., Сидо­ренко Г. В., Пуцко В. Г. можно сде­лать вывод о четкой реги­о­наль­ной лока­ли­за­ции данной тра­ди­ции, иными сло­вами, неко­то­рые реги­оны сред­не­ве­ко­вой Руси знали данную тра­ди­цию, а неко­то­рые нет.

Другой, но более позд­ний, пример дере­вян­ной скульп­туры на Руси – перм­ская дере­вян­ная скульп­тура (т. н. «перм­ские боги»), кото­рая была попу­лярна на тер­ри­то­рии Перм­ского края с конца XVII по XIX века. Данный тип скульп­туры объ­еди­нил в себе язы­че­скую куль­туру дере­вян­ных изва­я­ний и стиль запад­но­ев­ро­пей­ского барокко. Перм­ская дере­вян­ная скульп­тура стала известна бла­го­даря этно­графу Н.

Н. Сереб­рен­ни­кову, кото­рый с 1923 по 1926 года орга­ни­зо­вы­вал 6 экс­пе­ди­ций по Перм­скому краю в поис­ках ста­рины и памят­ни­ков народ­ного искус­ства. Сам Сереб­рен­ни­ков отме­чал, что наи­бо­лее попу­ляр­ным ста­ту­ар­ным сюже­том Перм­ского края был «Спас в тем­нице» – статую Христа поме­щали в свое­об­раз­ный вертеп из дерева, кото­рый оли­це­тво­рял тем­ницу. Оте­че­ствен­ные иссле­до­ва­тели П. А. Кор­ча­гин и Е. В. Шабу­рова ука­зы­вали на то, что скульп­тура играла обра­зо­ва­тель­ную роль, напо­до­бие той, что играли иконы – «бого­сло­вие в крас­ках» и «бого­сло­вие в форме»3.

Однако, про­све­ти­тель­ская роль скульп­тур / статуй в пра­во­слав­ных храмах не спо­соб­ство­вала воз­ник­но­ве­нию устой­чи­вой тра­ди­ции их литур­ги­че­ского при­ме­не­ния. И даже наобо­рот, поста­нов­ле­нием от 21 мая 1722 года Свя­тей­ший Синод запре­тил «иметь в церк­вах иконы резные, или исте­сан­ные, издолб­лен­ные, изва­ян­ные… <…> от неис­кус­ных или зло­коз­нен­ных икон­ни­ков выду­ман­ные, понеже не имеем бого­из­бран­ных худож­ни­ков, а дер­зают исте­со­вати их сами неоте­сан­ные невежды»4.

Одной из причин запрета Синод видел заим­ство­ва­ние тра­ди­ции изго­тов­ле­ния скульп­тур у ере­ти­ков: «В Россию сей обычай от ино­вер­ных, а наи­паче от римлян и им после­ду­ю­щих, пору­беж­ных нам поля­ков вкрался»5. Однако, реше­ние Синода не испол­ня­лось на прак­тике и боль­шин­ство статуй оста­ва­лись в храмах.

На данный момент, с сере­дины 80‑x годов про­шлого века, изго­тов­ле­ние скульп­тур и статуй рели­ги­оз­ного харак­тера ста­но­вится попу­ляр­ным. Однако, их раз­ме­ще­ние про­ис­хо­дит в пуб­лич­ном, а не хра­мо­вом про­стран­стве, что не поз­во­ляет гово­рить о них как о куль­то­вых соору­же­ниях, но лишь как о памят­ных мону­мен­тах. Одним из первых образ­цов новой рели­ги­оз­ной скульп­туры явля­ется памят­ник св. ико­но­писцу-мону­мен­та­ли­сту Андрею Руб­леву перед входом в Спасо-Анд­ро­ни­ков мона­стырь скуль­птора Олега Комова, изго­тов­лен­ный в 1985 году. Также харак­терны: памят­ник св. Ели­са­вете Фео­до­ровне в Марфо-Мари­ин­ской оби­тели мило­сер­дия (Москва), памят­ник патр.

Гер­мо­гену в Алек­сан­дров­ском саду (Москва), памят­ник св. бла­го­вер­ному князю Вла­ди­миру на Боро­виц­кой пло­щади (Москва). Также харак­тер­ным для насто­я­щего вре­мени явля­ется усво­е­ние и импле­мен­та­ция цер­ков­ной куль­туры в свет­скую посред­ством скульп­тур­ных изва­я­ний. При­ме­ром послед­него явля­ются памят­ники святым кня­зьям и пра­ви­те­лям России, чьи фигуры оли­це­тво­ряют един­ство двух начал – граж­дан­ской и духов­ной власти, а также воз­дви­же­ние памят­ни­ков свв. Петру и Фев­ро­нии Муром­ским, почи­та­ю­щихся покро­ви­те­лями и защит­ни­ками брака, семьи и вер­но­сти в Рус­ской Церкви, в непо­сред­ствен­ной близи от орга­нов ЗАГС или круп­ных город­ских храмов, где регу­лярно про­хо­дят вен­ча­ния.


При­ме­ча­ния:

1 livejournal. Визан­тий­ская скульп­тура.

2 Васи­лий Гри­го­рье­вич Пуцко, Нелли Пет­ровна Лош­ка­рева. Рус­ская дере­вян­ная скульп­тура в Боров­ске.

3 Кор­ча­гин П.А., Шабу­рова Е. В. Вехи кре­ще­ния и хри­сти­а­ни­за­ции Перми Вели­кой XV – нач. XVIII В. : архео­ло­ги­че­ский и искус­ство­вед­че­ский аспекты.

4 Цит. по: Успен­ский Л. А. Бого­сло­вие иконы Пра­во­слав­ной Церкви. Париж: Изда­ние Запад­но­ев­ро­пей­ского экзар­хата Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1989. С. 19. Прим. 1. С. 356.

5 Там же.

  • 435
    0