Представители неоклассицизм: черты, представители в искусстве, художники, здания в России
черты, представители в искусстве, художники, здания в России
Толкование неоклассицизма вызывает споры среди искусствоведов из-за времени его возникновения. Но его последователей объединяет восхищение античными памятниками. Это направление объединяет в себе несколько течений разных периодов.
- Описание стиля
- Черты неоклассицизма
- Отличия неоклассицизма от классицизма
- История возникновения
- Неоклассицизм в России
- 8 великих художников-неоклассицистов
- 10 известных картин в стиле неоклассицизм
- 10 известных зданий в стиле неоклассицизм
- Неоклассицизм в других видах искусства
Описание стиля
Есть два искусствоведческих подхода к рассмотрению неоклассицизма. В первом варианте этим термином объединяют направления, возникшие в конце XVIII – начале XIX века. Эпоха неоклассицизма совпала с творчеством Жак-Луи Давида.
В России под этим термином подразумевают объединение стилей, доминировавших в период XIX-XX веков. Представители неоклассицизма взяли за основу каноны античного искусства, стиля Ренессанса, классицизма. В музыке обратились к истокам барокко. Также в России и Германии этим термином называют ретроспективный стиль первой половины XX века.
Одна из причин, почему возникло два разных подхода к изучению неоклассического стиля — позднее развитие классицизма в России. В русском искусстве он появился в конце XVIII века. В это время во Франции наступила эпоха рококо. Поэтому русский классицизм считают частью мирового неоклассицизма. Чтобы не возникло путаницы, искусствоведы советуют использовать термин неоклассика.
Последователи нового стиля старались соблюсти классические пропорции, следовать законам логики, сохранив богатство художественных средств выразительности. Неоклассицизм возник как противопоставление перегруженному модерну. Его можно назвать попыткой живописцев и архитекторов найти баланс в искусстве.
Черты неоклассицизма
В нем объединены особенности различных стилей в искусстве. Выделяют такие характерные черты неоклассицизма:
- минимализм в декоре;
- доминирование строгих линий и соблюдение пропорций;
- симметричность;
- смешение классических и ренессансных веяний;
- спокойная цветовая гамма;
- отказ от излишней строгости классицизма.
Последователи неоклассицизма постарались объединить в одном стиле лучшие черты из разных эпох в искусстве. Поэтому можно заметить смешение разных направлений.
Главное достоинство нового течения — отказ от обилия декоративных элементов, вычурности. Из недостатков — некоторые критиковали его представителей за отсутствие оригинальных идей и подражание старым стилям.
Отличия неоклассицизма от классицизма
Несмотря на то, что последователи обратились к академическим истокам, новый стиль существенно отличается от своего предшественника. В архитектуре неоклассицисты не боялись смешивать сюжеты, взятые из античной мифологии и эпохи Ренессанса. Они могли подчеркнуть классическую форму и детали или резко сократить их.
Здание Высших женских курсов на Малой Пироговой улице в Москве
Неоклассицисты взяли за основу ордерную систему, стремились к гармонии, соблюдая пропорции и симметричность. Принципиальное отличие от классицизма — иная интерпретация античных мотивов. В новом стиле он не был идеалом, а лишь одним из способов выражения красоты в искусстве.
Неоклассицизм в архитектуре отличают:
- прямоугольные фасады;
- лаконичность в оформлении фасадов.
В России неоклассицизм преимущественно развивался в Санкт-Петербурге, но и в других городах и странах находятся здания, созданные его последователями — «Здание Высших женских курсов на Малой Пироговой улице в Москве», «Бывшее здание германского посольства в Санкт-Петербурге», здание Венского парламента, Театр на Елисейских полях.
В живописи новый стиль стал причиной популяризации исторического и портретного жанров. Художники неоклассицизма обращались к античным произведениям. Но появилось новшество, не характерное для классицизма — интерес к народным легендам и эпосам. Неоклассицизм в живописи отличается большей реалистичностью, резкостью. В портретах художники стремились передать внутреннюю силу человека.
Не обошлось и без влияния барокко, несмотря на противопоставление этих направлений. Художники стали драматизировать сюжет полотен, чего не было в работах классицистов. («Леонид при Фермопилах», Жак-Луи Давид, «Гортензия Богарне», Анн-Луи Жироде-Триозон, «Сладкая меланхолия», Жозеф-Мари Вьен).
Неоклассицизм в скульптуре также проявился в подражании античности. Мастера отказались от стилистики рококо. Доминировать стала симметрия и соблюдение пропорций.
Неоклассицисты взяли еще один принцип от своих предшественников — акцентирование на главном герое. Только они старались раскрыть характер персонажа, передать его эмоциональное состояние или добавить новый смысл классическому античному сюжету. («Скульптурный портрет Вольтера, Жак-Антуан Гудон, «Скульптура Геры», «Три грации» Антонио Канова)
История возникновения
В Европе вновь обратились к истокам классической эстетики в конце XVIII века. В искусстве наметился перелом: люди устали от вычурного, перегруженного рококо. Обществу захотелось простоты, лаконичности, возврату к классической утонченности.
В это время происходят раскопки в Помпеях, которые возродили интерес к античному искусству. Живописцы, скульпторы, архитекторы вдохновляются работами мастеров той эпохи. Большой вклад в становление неоклассицизма внес археолог Иоганн Викельман. Он призывал людей искусства искать воплощение высоких идеалов в античности.
Последователи неоклассицизма искали вдохновение в эпохе Ренессанса. А их предшественники — в эстетике Возрождения. На неоклассиков повлиял рационализм Просвещения. В своем творчестве они опирались на разум, стремились к изучению законов природы, чтобы достичь гармонии.
Поэтому неоклассицизм объединяет в себе характерные черты нескольких направлений. Скульпторы, архитекторы, живописцы постарались взять лучшее, чтобы создать идеальный стиль, соответствующий требованиям того времени.
Неоклассицизм в России
Последователи нового направления стали художники группы «Мир искусства», увлекавшиеся эстетикой древних цивилизаций. Важную роль в развитии неоклассицизма в России сыграл Санкт-Петербург. Александр Бенуа, создав иллюстрации к «Медному всаднику», стремился воссоздать «золотой век».
Русские неоклассисты были очарованы культурным наследием Франции. Особенно они восхищались эпохой Людовика XIV. Санкт-Петербург стали называть «северным Версалем». Черты неоклассицизма можно увидеть в поздних работах Серова, Врубеля, Петрова-Водкина.
За ним повсюду Всадник медный. Эскиз фронтисписа
Александр Бенуа
Но триумф неоклассицизм получил в архитектуре Санкт-Петербурга. Искусствоведы называют его «Петербургским Возрождением». Это первое стилевое направление, основанное на собственном наследии.
Возвращение к этому направлению произошло в 1930-х гг. Он пришел на смену авангардным советским течениям. Этот период стали называть эпохой сталинского неоклассицизма. Здания отличались помпезностью, но античные сюжеты сменила советская эстетика и регалии новой власти.
8 великих художников-неоклассицистов
Живописцы находили вдохновение в работах других мастеров. Через призму античности эпохи Ренессанса они по-новому интерпретировали мифологические сюжеты, известных героев. Каждый из этих мастеров внес вклад в развитие неоклассицизма.
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
Французский художник-символист нашел вдохновение в работах итальянских живописцев. Он обучался изобразительному искусству в процессе написания своих картин. В стиле Шаванна заметно влияние Эжена Делакруа и Теодора Шассерио.
Он избегал точного моделирования объектов на полотне, делая акцент на передаче духа изображаемой эпохи. В своих картинах Шаванн воспроизвел декоративную живопись итальянских мастеров конца XV века.
Антон Рафаэль Менгс
Художник был одним из тех, кто призывал отойти от эстетики рококо и вернуться к истокам классицизма. В его картинах можно заметить влияние барокко — это передача светотени, парадный стиль портретов. Также Менгс старался раскрыть характер персонажа, сделать его более реалистичным.
Леон Бакст
Это русский художник еврейского происхождения, покинувший по этой причине Санкт-Петербург. Ему удалось покорить парижскую публику своими работами и видением творчества.
Ужин
Леон Бакст
Леон Бакст известен как талантливый оформитель «русских сезонов» Дягилева и основатель кружка «Мир искусства». Художник приобрел славу талантливого портретиста, а одним из его учеников был Марк Шагал.
Фердинанд Ходлер
Известный швейцарский живописец-символист. В начале своего творческого пути писал реалистичные картины. Героями рисунков были люди, занятые повседневными делами, сцены из уличной жизни.
После периода ученичества Ходлер стал активно использовать аллегории и символы. Фердинанд Ходлер создал собственное направление — параллелизм.
Жак-Луи Давид
Французский живописец, на творчество которого влияла его гражданская позиция. В ранний период своего творчества был ярым сторонником классицизма. Позже в его полотнах можно заметить влияние стиля ампир.
Жак-Луи Давид написал свои известные картины во время правления Наполеона I. Портреты отличаются парадностью, символичностью, известные личности изображены в образе мифологических героев.
Константин Богаевский
Талантливый ученик Архипа Куинджи, член кружка «Мир искусства». В дореволюционный период своего творчества преимущественно писал пейзажи Восточного Крыма, стилизуя в духе классицизма.
Позже посетил Грецию и Италию, где познакомился с творчеством древних мастеров. Их работы повлияли на его собственный стиль. После революции жил в Феодосии и продолжал участвовать в выставках.
Ангелика Кауфман
Она была не просто художницей и яркой представительницей неоклассицизма. Ангелика Кауфман считалась одной из образованнейших женщин в Европе конце XVIII века. Ее работы были высоко оценены критиками. Кауфман стала одной из основательниц Королевской академии в Лондоне.
Жан-Огюст Доминик Энгр
Выдающийся академист начала XIX века, был учеником Жака-Луи Давида, стиль его работ — неоклассицизм. Считал, что живописцы должны стремиться к идеалам итальянского Возрождения. Жан-Огюст Энгр стилизовал известные исторические и мифологические сюжеты.
10 известных картин в стиле неоклассицизм
В этот период в полотнах переплетались идеи Ренессанса, Просвещения и возвращения к истокам академизма.
«Портрет мадам Рекамье», Жак-Луи Давид
Портрет мадам Рекамье
Жак-Луи Давид
Художник нашел вдохновение в работах античной эпохе. Мадам Рекамье одета как гречанка в белую тунику, а волосы убраны в высокую прическу. Женщина полулежит на тахте, как будто ее отдыху помешал гость. Жаку-Луи удалось передать интимность портрета.
«Греческая женщина в ванной», Жозеф-Мари Вьен
Греческая женщина в ванной
Жозеф-Мари Вьен
Героини полотна — две девушки. Их наготу едва прикрывает ткань, обернутая вокруг бедер. Одна из девушек — госпожа, потому что другая женщина омывает ей ступни. Жозефу-Мари Вьену удалось передать внутреннее свечение, а приглушенные оттенки добавляют интимности картине.
«Бонапарт на Сен-Бернарском перевале», Жак-Луи Давид
com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/neoklassitsizm/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2020/12/zhak-lui-david-bonapart-na-sen-bernarskom-perevale.jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Бонапарт на Сен-Бернарском перевале
Жак-Луи Давид
Французский живописец был большим поклонником Первого консула. Он изобразил Наполеона героем, победителем. Его рука поднята вверх, он словно призывает французов идти за собой к новым свершениям.
«Венера пробуждает в Елене любовь к Парису», Ангелика Кауфман
Венера пробуждает в Елене любовь к Парису
Ангелика Кауфман
Полотно на сюжет «Илиады» было заказано князем Юсуповым. Венера приняла облик обычной женщины и внушает прекрасной Елене любовь к троянскому принцу. Тем временем маленький ангелок, возможно Купидон, ведет юношу к двум женщинам.
«Сновидение», Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
Сновидение
Пьер Сесиль Пюви де Шаванн
В основе картины — легенда о юноше, к которому во сне пришли три богини — Любовь, Слава и Богатство. Девушки сулят ему дары, если он выберет одну из них. Ближе всех к юноше склонилась Любовь, осыпающая его розами.
«Жанна д`Арк на коронации Карла VII”, Жан-Огюст Энгр
ru/wp-content/uploads/2020/12/zhan-ogyust-jengr-zhanna-dark-na-koronatsii-karla-vii.jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Жанна дАрк на коронации Карла VII
Жан-Огюст Энгр
Французский живописец изобразил одну из известных исторических личностей. Жанна изображена в рыцарских доспехах, держащей знамя, а вокруг ее головы нимб, напоминающий о подвиге девушки. Ее лицо дышит спокойствием, одухотворенностью, смелостью. Жан-Огюст Энгр сумел передать внутреннюю силу девушки.
«Отдыхающая нимфа», Ансельм фон Фейербах
Отдыхающая нимфа
Ансельм фон Фейербах
Живописец изобразил молодую обнаженную девушку, отдыхающую на лоне природы. Она лежит на камне на леопардовой шкуре. Атмосфера картины наполнена умиротворением, гармонией, единением человека и природы.
«Автопортрет в костюме Пьеро», Зинаида Серебрякова
Автопортрет в костюме Пьеро
Зинаида Серебрякова
Русская художница представила себя в образе известного литературного персонажа. Но с костюмом Пьером контрастирует улыбчивое выражение лица женщины. Приглушенный свет от светильника делает портрет более интимным, теплым.
«Корабли», Константин Богаевский
jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Корабли
Константин Богаевский
Ученик А. Куинджи стремился возродить классический пейзаж. На этой картине он изобразил корабли, плывущим рядом со скалами, зелеными берегами. Солнечный свет добавляет ощущение сказочности. Глядя на картину, возникает ощущение, что герои древних легенд отправляются на поиск приключений.
«Поэзия обнимает живопись», Ангелика Кауфман
Поэзия обнимает живопись
Ангелика Кауфман
Австрийская художница часто обращалась в своем творчестве к мифологическим сюжетам. На этой картине она изобразила двух молодых женщин в образе древнегреческих богинь. Одна из них олицетворяет Живопись, поэтому в руках у нее кисть. Другая девушка — Поэзия, держащая лиру.
10 известных зданий в стиле неоклассицизм
Это направление нашло яркое отражение в архитектуре. Здания, выполненные в новом стиле можно увидеть во многих городах Европы и России.
Церковь Нотр-Дам в Ле Ренси
Церковь Нотр-Дам в Ле Ренси
Огюст Перре
Ее считают вершиной творчества известного архитектора Огюста Перре. Для создания церкви не использовали облицовочные материалы. Наружные стены представляют собой ажурные решетки с витражами. Интерьер представляет собой смешение современных веяний и возвышенного стиля.
Театр на Елисейских полях
Театр Елисейских полей
Одно из первых зданий, построенных из бетона повышенной прочности. Мраморные барельефы авторства Бурделя добавляют легкости интерьеру.
Дом купца Иоффа, Санкт-Петербург
Дом купца Иоффа, Санкт-Петербург
Известен как перекресток «5 углов». Фасад здания симметричен, на первых двух этажах большие окна с простенками из гранита. Верхние ярусы украшены венецианской отделкой. Особенность здания — двухуровневая башня с окнами-люкарнами и куполом.
Вилла Сан-Донато, Флоренция
Вилла Сан-Донато, Флоренция
Была построена по заказу посла России при дворе Тосканы. Здание прямоугольной формы с арочными проемами и колоннами соединяет в себе признаки античной архитектуры и строгие пропорции.
Военная школа на Марсовом поле, Париж
jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Военная школа на Марсовом поле, Париж
Архитектурное великолепие, расположенное в самом центре города. Северный фасад здания выходит на Марсовое поле. Его главное украшение — купол центрального здания, сделанный в неоклассическом стиле.
Опера Гарнье, Париж
Опера Гарнье, Париж
Роскошное здание, известное как Гранд Опера. В его архитектуре можно увидеть элементы барокко, готики и эпохи Возрождения. Фасад здания украшен античными мифологическими сюжетами.
Оперный театр «Ла Скала», Милан
com/pin/create/button/?url=https://art-dot.ru/neoklassitsizm/&media=https://art-dot.ru/wp-content/uploads/2021/03/opernyi-teatr-la-skala-milan-1024×536.jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Оперный театр Ла Скала, Милан
Фасад здания выглядит сдержанно и лаконично. Но его интерьеры поражают роскошным убранством. Шикарная обстановку погружает зрителей в аристократическую атмосферу.
Старый музей, Берлин
Старый музей, Берлин
За основу для строительства была выбрана Афинская Стоа. Здание дополнено ордерными элементами, украшающие колонны. По обеим сторонам от лестницы, ведущей к главному ходу, расположены конные статуи.
Доходный дом Р. Г. Веге, Санкт-Петербург
Доходный дом Р. Г. Веге, Санкт-Петербург
Серое здание, высотой в 6 этажей, поражает своей массивностью. Внимание прохожих привлекают фигуры атлантов, поддерживающих входную арку. В архитектуре доходного дома заметно влияние неоклассицизма и Итальянского ренессанса.
Дом с башнями на площади Льва Толстого, Санкт-Петербург
jpg&description=Особенности неоклассицизма в живописи и архитектуре: черты, история, известные представители» data-width=»600″ data-height=»400″/>Дом с башнями на площади Льва Толстого, Санкт-Петербург
А.Е. Белогруд отказался от ордерной схемы и стилизовал здание под средневековый английский замок. В архитектуре дома присутствуют элементы неоклассицизма и неоготики. Одна из особенностей здания — симметричные шестигранные башни.
Неоклассицизм в других видах искусства
В музыке этот стиль связывают с именем И. Ф. Стравинского, который призывал вернуться к мелодиям Баха. В композициях можно различить черты раннего классицизма и барокко. Это был ответ музыкантов на перегруженность мелодий.
В литературе неоклассицизм проявился не так заметно. Некоторые его черты можно увидеть в поэзии.
Неоклассицизм в живописи: художники представители
Навигация: Главная / Уроки живописи / Основные стили в живописи / Неоклассицизм как стиль в живописи
Неоклассицизм в России используется для обозначения течений в искусстве конца 19 – начала 20 веков. Европейская неоклассика сформировалась во второй половине 19 века во Франции, Англии, Италии. Термин применяют также для определения классического искусства 18 – 19 веков в Европе, при этом, классицизмом принято называть искусство 17 – 18 века.
Творцы в стиле неоклассицизм считают, что существуют устойчивые ценности и постулаты эстетики, на которые должно опираться искусство. Живописцы стремятся противопоставить догматы «вечного» искусства реальности, которая не выделяется такой эстетикой.
Оглавление
История
Основа для формирования неоклассики:
- Культура античности.
- Стандарты Возрождения.
- Наследие художников-классиков.
- Формирование неоклассики частично происходило под влиянием рококо и барокко – художники почерпнули манеру передачи объектов. Влияние барокко отслеживание в манере передачи цветов, динамичности изображений, драматичности передачи сюжета.
Поскольку именно классика стала основой для формирования стиля, рассмотрим ее эволюцию и особенности:
История готического стиля в живописи
Ранний период (1750 – 1780)
Стимулом для развития стиля стали научные исследования памятников древности в 18 веке. Серия знаменательных археологических открытий — раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи – вызвали всплеск интереса к римскому искусству. Неоклассическая живопись основана на античных идеалах красоты и искусства, стандартах, основанных художниками-классиками 18 века. Поскольку во время исследования Помпей и Геракуланума найти картины, репрезентативные для эпохи античности, не удалось, живопись в неоклассическом стиле основана на архитектурных и скульптурных образцах. Картины Николо Пуссена стали примером для представителей классической живописи. Основные темы работ художников-классиков – библейские и мифологические сюжеты.
Поздний период (конец 18 – начало 19 века)
Строгая школа неоклассической живописи сформировалась во Франции в 1780-е годы под руководством Жака-Луи Давида. В связи с началом Французской революции – Жак-Луи Давид и другие художники стали заимствовать сюжеты из римской республиканской истории и искусства. Наибольшими ценностями были простота, строгость, стоицизм, проставление личности героя. Эти темы были центральными в условиях французской борьбы за свободу.
Экспрессионизм как стиль в живописи
Картины классического образца – основа для развития неоклассики. Античность периода архаики стала одним из основных направлений интереса художников-неоклассиков.
Зарождение неоклассицизма ощущается в творчестве прерафаэлитов (середина 19 века). Если рассматривать в качестве образцов этого стиля картины конца 19 – начала 20 века, то течение прерафаэлитов можно считать источником развития. Появлению неоклассики конца 19 века способствовали немецкие неоидеалисты – течение появилось в 1870-х годах и на передний план ставило четкость построения композиции, идейность, монументальность произведений живописи.
Неоклассицизм распространил влияние на импрессионизм, поскольку эти направления искусства в качестве эстетического идеала рассматривали культуру античности и Ренессанса.
Ключевые идеи
- Неоклассическая школа живописи придает большое значение исторической точности костюмов, сюжета. В передаче изображения костюма художники ориентировались на стандарты древнего Рима и Греции.
- Неоклассицизм базируется на строгой линейной конструкции в изображении персонажей или объектов.
- Основные темы сюжетов – античность, мифы, подвиги героев древней Греции и Рима.
- Картины характеризуются использованим натуральных цветов и оттенков.
- Динамические сюжеты, наполненные драматизмом.
- Неоклассика стала способом популяризации эпоса страны, из которой родом художник.
- Идеальность образов: люди и предметы, изображенные на полотне, не имеют изъянов или недостатков.
- Идейность неоклассики, как направления в искусстве.
- Формализации живописи.
- Живописцы стремились очистить образы на картине от исторического содержания – образы существуют в изоляции от реалий времени.
История живописи эпохи барокко
В 1904 году неоклассики создали Новое общество художников, в которое входили Д.Кардовский, В.Щуко, К.Богаевский, А. Гауш, Б.Кустодиев, И.Фомин. Картины художников характеризуются строгой пластичностью, каноничностью, реалистичностью образов.
Представители направления также: З.Серебрякова, А.Яковлев в России, М.Дени, П.Пюви де Шаванн во Франции, Ф.Ходлер в Швейцарии.
Появление неоклассики вызвало волну реакции со стороны мастеров футуризма, кубизма и других направлений искусства авангарда начала 20 века. Многие связывали этот стиль с фашистским режимом: арсенал живописных средств стиля был призван возвышать образ идеального человека, что вписывалось в доктрину фашизма.
Развитие в России
Отличительная особенностью развития стиля в России было отсутствие конкретных теоретиков, основателей направления. Не было также объединений и сообществ, которые совместно развивали и популяризировали стиль. Не смотря на отсутствие перечисленного выше, неоклассика стала ярким явлением в изобразительном искусстве.
Цели русской неоклассики:
- Возродить забытые идеалы красоты и совершенства в живописи.
- Противостояние хаосу, который в искусство принесли авангардисты.
- Возрождение канонических представлений о построении композиции картины.
- Реалистическая передача образов.
Художники России, как и их единомышленники в Европе, ориентировались на образцы античного искусства. Неоклассика в начале 20 века не было распространенным стилем – это связано с историческими событиями в стране. Политическое и культурное развитие способствовали появлению тяготения к индивидуализму, поэтому многие художники работали в авангардных стилях живописи. На античность и Возрождение обратили внимание не многие. В своей работе русские неоклассики частично ориентировались на реализм, существовавший в России в форме искусства передвижников. Наиболее яркие картины: «Полк на позициях» (не завершена), «Портрет жены» В.Шухаева, «Скрипач» А.Яковлева.
Китайская живопись Гохуа
Значение
Неоклассицизм в изобразительном искусстве стала попыткой упорядочить живопись, в которой усиливал влияние авангард. Возращение к истокам – античной культуре, эпохе Возрождения, классике – стало новым шагом в развитии живописи конца 19 – начала 20 веков. Формирование неоклассицизма стиля стало толчком для усиления оппозиции в виде футуризма, кубизма, экспрессионизма. С появлением неоклассики живописцы разделились на две категории: стремящиеся к индивидуализму и поклонники классической, идеализированной красоты.
Reader Interactions
Неоклассицизм – определение и примеры
Неоклассицизм зародился в Риме, но распространился по всей Европе, поскольку студенты-искусствоведы находились под влиянием греко-римских художественных принципов. Это произошло примерно в то же время, что и эпоха Просвещения, интеллектуальное движение, которое доминировало в Европе в 18 веке. Он просуществовал до 19 века и какое-то время соперничал с романтизмом. Эффекты и влияние неоклассицизма на архитектуру можно увидеть и по сей день. Литературный период закончился, когда Уильям Вордсворт опубликовал Лирические баллады в 1798 году.
Неклассицизм произношение: Nee-ow-kla-suh-si-Zm
Исследуйте неоклассицизм
- 1 Определение и экспертиза Neoclassassicising
- 2 Характеристики
- .
- 4 Примеры неоклассической литературы
- 5 Связанные литературные термины
- 6 Другие ресурсы
Определение и объяснение неоклассицизма
Литературный неоклассицизм известен попытками подражать стилю римлян и греков. Письмо этого периода отличается точностью и порядком, а также прямой и четкой структурой. Писатели стремились изобразить своих персонажей несовершенными и очень человечными, что сегодня наблюдается в резком контрасте с предыдущими воззрениями эпохи Возрождения, в которых человечество изображалось по образу Божьему — как совершенное. Писатели и художники того периода делали упор на контроль и сдержанность, что в то время перешло в политику. Поэты, романисты и драматурги считали, что, используя сдержанность, они могут имитировать структуру греко-римских литературных произведений. Писатели того периода чаще всего занимались сатирой, эссе, баснями, рифмованными стихотворениями с куплетами, пародиями и многим другим.
Характеристики неоклассицизма
- Ценится здравый смысл и ясность.
- Структуры хорошо упорядочены.
- Контент точен и правдоподобен.
- Персонажи изображены реалистично.
- Показал недостатки человечества.
- Персонажи консервативны и контролируемы.
- Под влиянием греко-римской письменности и философии.
Периоды неоклассицизма
Неоклассицизм в литературе длился с 1660 по 1798 год и может быть разделен на три части:
- Период реставрации: период после обезглавливания короля Карла I и восстановления монархии. Стиль того периода был кратким и использовал короткие предложения. Джон Милтон, Джон Баньян и Джон Драйден оказали наибольшее влияние.
- Период Августа:
- Эпоха Джонсона : также известная как «переходная эпоха». В нем доминировал Сэмюэл Джонсон, и он назван в честь его влияния. Он умер в 1784 году, всего за несколько лет до публикации лирических баллад и конца неоклассицизма в литературе.
Примеры неоклассической литературы
Похищение замка Александра Поупа«Похищение замка» впервые было опубликовано анонимно в мае 1712 года. Это пародийно-героический роман, который высмеивает бессмысленное событие и возвышает его, сравнивая с миром богов. Он использует традиционную структуру классических эпосов на протяжении всей поэмы, чтобы подчеркнуть, насколько тривиальным на самом деле был инцидент. Вот несколько строк из первой строфы первой песни:
Какая ужасная обида исходит от любовных причин,
Какие великие состязания возникают из тривиальных вещей,
Я пою — Этот стих Кэрил, Муза! причитается:
Это даже Белинда может соблаговолить посмотреть:
Прочтите еще стихи Александра Поупа.
Потерянный рай Джона Мильтона
Самая известная работа Милтона, «Потерянный рай» — это длинная эпическая поэма, в которой подробно рассказывается о падении человечества из Эдемского сада и восстании сатаны против Бога. Она написана белым стихом и на момент первой публикации состояла из десяти книг с более чем десятью тысячами стихотворных строк. Персонажи поэмы включают Бога, Сатану, Адама, Еву, Рафаила, Сына Божьего, Михаила и многих других. Этот эпос укрепил репутацию Мильтона как одного из самых значительных англоязычных поэтов. Вот несколько строк из стихотворения:
Я несчастен! Куда мне лететь
Бесконечный гнев и бесконечное отчаяние?
Куда я лечу — ад; я сам ад;
И в самой нижней глубине еще более низкая глубина,
Все еще угрожает поглотить меня, широко раскрывается,
Которому ад, который я страдаю, кажется раем.
Прочтите еще стихи Джона Мильтона.
Путешествия Гулливера Джонатона Свифта
Путешествия Гулливера, или Путешествия в некоторые отдаленные страны мира. В четырех частях. Лемюэль Гулливер, сначала хирург, а затем капитан нескольких кораблей — сатирическое произведение в прозе 1726 года, написанное Джонатаном Свифтом. Он высмеивает человеческую природу и рассказы путешественников. Сегодня он считается важным произведением английской литературы и прекрасным представителем неоклассического периода. Он был довольно успешным и включен во многие списки лучших когда-либо написанных романов. Вот известная цитата из книги:
Это заставило меня задуматься, насколько тщетны попытки человека воздать себе честь среди тех, кто находится вне всякой степени равенства или сравнения с ним
Прочтите стихи Джонатона Свифта.
Робинзон Крузо Даниэля Дефо
Робинзон Крузо Даниэля Дефо был опубликован в апреле 1719 года и представлен как автобиография потерпевшего крушение, который провел 28 лет на необитаемом острове. Отчасти конфессиональная, отчасти эпистолярная. Дефо использует простой стиль повествования, но роман остался одним из самых важных в английском языке. Это одна из самых широко издаваемых книг в истории. Вот известная цитата из романа:
Эти люди не могут с комфортом наслаждаться тем, что Бог дал им, потому что они видят и жаждут того, чего Он им не дал. Все наши недовольства тем, чего мы хотим, кажутся мне проистекающими из недостатка благодарности за то, что у нас есть.
Связанные литературные термины
- Грузинская поэзия: поэтическое движение в Англии, продолжавшееся с 1910 по 1936 год во время правления Георга V.
- Реализм: литературное течение, изображающее повседневную жизнь именно такой, какая она есть.
- Романтизм: движение, зародившееся в Европе в конце 18 века и делавшее акцент на эстетическом опыте и воображении.
- Характеристика: литературный прием, который используется для детализации и объяснения аспектов специально созданного персонажа в романе, пьесе или стихотворении.
Другие ресурсы
- Послушайте: Обзор неоклассицизма
- Слушайте: История искусств – неоклассицизм и рококо Часы
- : История идей – романтизм
Неоклассицизм | Эссе | Метрополитен-музей
Классический идеал
Во второй половине восемнадцатого века в Европе усилилось влияние классической античности на художественный стиль и развитие вкуса. Достижения эпохи Возрождения от периода Рафаэля (1483–1520) до Николя Пуссена (1594–1665) и Клода Лоррена (1604/5?–1682) послужили проводником к возрождению интереса к гармонии, простоте и пропорции, интерес, который набирал обороты по мере того, как новая наука археология выявляла впечатляющие остатки погребенного мира великой красоты. Джованни Паоло Панини Древний Рим (1757; 52.63.1) представляет движение, мощную картину, охватывающую многие памятники в Риме и его окрестностях, включая Пантеон, Колизей, Колонну Траяна, Вазу Медичи, Farnese Hercules и Laocoön . Посреди большой галереи студенты копируют великие произведения древности. Неоклассический стиль возник в результате непосредственного наблюдения и воспроизведения античных произведений и стал доминировать в европейской архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.
Только в восемнадцатом веке были предприняты согласованные усилия по систематическому восстановлению славы утраченных цивилизаций. Иллюстрации свежеоткрытых археологических руин в Афинах, Неаполе (Геркуланум и Помпеи), Пестуме, Пальмире (Сирия), Баальбеке (Ливан), побережье Далмации разошлись по Европе в трактатах с подробными описаниями, живописными ландшафтными видами, репродукциями фресок, размерные рисунки храмов, театров, мавзолеев и скульптур. Отчеты об обширных экспедициях, таких как экспедиции Роберта Вуда, Джона Бувери, Джованни Баттиста Борра и Джеймса Докинза, с их Руины Пальмиры (1753 г.) и Руины Бальбека (1757 г.), Джеймс «Афинянин» Стюарт и Николас Реветт Афинские древности (1762 г. ) и Роберт Адам Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации (1764 г.) расширил историческую перспективу публики и пробудил страсть ко всему, отдающему древним прошлым.
Путешественники были также важными исследователями римской и греческой древности. В начале восемнадцатого века живописные изображения греко-римских памятников уже можно было найти во дворцах на континенте и в английских загородных домах. Вскоре культурные и чувствительные люди, известные итальянцам как знатоков спускались на полуостров, чтобы отправиться в Гранд-тур. В Риме их иногда сопровождал cicerone , доцент, который вел их по лабиринтам музеев, церквей и мраморных памятников. Известные художники, такие как Антонио Канова (1757–1822) и Бертель Торвальдсен (1770–1844), открыли свои мастерские, где постоянно выставляли работы для потенциальных клиентов. Туристы ценили не только свои портреты на память таких художников, как Помпео Батони (1708–1787; 03.37.1), каменные шкафы или картины Палладио. 0189 Четыре книги по архитектуре , чтобы снабдить их библиотеки, а также изысканные древние предметы, с которыми они столкнулись. Столкнувшись с угрозой катастрофического рассеивания этого наследия, вмешались папы. Коллекция античного мрамора кардинала Алессандро Альбани была приобретена Климентом XII в 1733 году, несмотря на выгодные предложения из-за рубежа. В то время как в течение двух предыдущих столетий правящий папа купил бы такие сокровища для себя и своей семьи, они были куплены для самого города Рима и помещены в один из дворцов на Капитолии, спроектированных Микеланджело. Поскольку раскопки постоянно извлекали все больше предметов, Климент XIV открыл в Ватикане большой музей в 1769 году., энергично обогащенный его преемником Пием VI. Музей Пио-Клементино представляет собой вершину папского покровительства искусствам в Риме.
Влиятельные теоретические и исторические сочинения так же сильно, как и сами артефакты, способствовали изменению вкуса. Иоганн Иоахим Винкельманн (1717–1768; 48. 141), немецкий археолог и философ, подчеркивал превосходство греческого искусства. Его основная работа, Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in der Malerei und Bildhauerkunst («Размышления о живописи и скульптуре греков», 1755 г.), в частности, превозносил красоту Аполлона Бельведерского . Отвергая представление о том, что искусство подражает жизни, Винкельман учил, что в греческом искусстве обнаруживаются качества, превосходящие природу, в частности, «идеальные красоты, рожденные мозгом образы». Он объяснил, что такие трансцендентные работы выходят за рамки простого правдоподобия, чтобы запечатлеть «более красивую и более совершенную природу». Концепция идеальных форм восходит к платоновским текстам и была темой комментаторов со времен Ренессанса, но прозелитизм Винкельмана завоевал новых приверженцев. «Самая выдающаяся характеристика греческих произведений, — писал он, — это благородная простота и уравновешенное величие жестов и выражений. Как дно моря мирно лежит под пенящейся поверхностью, так великая душа умиротворенно лежит под борьбой страстей в греческих фигурах».
Сочинения Винкельмана вызвали греко-римскую полемику в 1760-х годах, дискуссию об относительном превосходстве греческой и римской архитектуры и орнамента, тем самым привлекая внимание к упускаемой из виду области. Обширное творчество итальянского гравера Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) с гравюрами древнеримских памятников (41.71.1.7[28]) демонстрирует его восприятие римской практичности как улучшения по сравнению с греческим экспериментом. Другие ученые, поддерживающие Винкельмана, утверждали, что римская культура была меньшим подражанием греческому мастерству формы.
История живописи
В живописи Антон Рафаэль Менгс (1728–1779), протеже Винкельмана и первый художник при дворе Дрездена, свободно использовал классические темы. Примечателен его Parnassus (1760–1761), на котором изображен Аполлон в окружении муз, заказанный для виллы Альбани (Рим). Его Август и Клеопатра (1760–1761), вдохновленные « жизней » Плутарха, были заказаны Генри Хором (1705–1785) для его загородного дома в Уилтшире. Британский художник Гэвин Гамильтон (1723–179 гг.).8) также обращался к греческой мифологии, завершая Ахилл, оплакивающий смерть Патрокла (1760–63), сцену из гомеровской Илиады . Эти художники вместе с Жозефом Мари Виеном, Бенджамином Уэстом, Жаном-Батистом Грёзом и Анжеликой Кауфманн составили первое поколение художников-неоклассиков. Они определили стиль своим акцентом на формальную композицию, историческую тематику, современные декорации и костюмы, жесткость, основательность и монументальность в духе классического возрождения. Французский художник Жак Луи Давид (1748–1825) был учеником Вьена, получив Римскую премию в 1774 году для обучения во Французской академии. В знак симпатии к Французской революции его картины, такие как Смерть Сократа (31.45) дал выражение новому культу гражданских добродетелей: самопожертвования, верности долгу, честности и стоического аскетизма. В начале 1790-х годов художник и скульптор Джон Флаксман (1755–1826) опубликовал свои запасные иллюстрации к «Илиаде » и «Одиссее » Гомера (1977. 595.53[16]). Используя свои знания в области греческой вазовой живописи, Флаксман избавился от иллюзии пространства и уменьшил объемы до незаштрихованных очертаний, придав своим фигурам абстрактное ощущение нереальности и невесомости, которое понравилось бесчисленным коллегам-художникам.
Цитата
Гонтар, Кибела. «Неоклассицизм». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/neoc_1/hd_neoc_1.htm (октябрь 2003 г.)
Дополнительное чтение
Боурон, Эдгар Питерс и Джозеф Дж. Ришел, ред. Искусство в Риме восемнадцатого века . Каталог выставки. Филадельфия: Художественный музей Филадельфии, 2000.
Фикаччи, Луиджи. Джованни Баттиста Пиранези: Полное собрание гравюр . Кельн: Taschen, 2000.
.Харрис, Джон. Палладианское возрождение: лорд Берлингтон, его вилла и сад в Чизвике . Каталог выставки. Монреаль: Center Canadien d’Architecture / Канадский центр архитектуры, 1994.
.Хаскелл, Фрэнсис и Николас Пенни. Вкус и антиквариат: соблазн классической скульптуры, 1500–1900 гг. . Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1981.
Ирвин, Дэвид. Неоклассицизм . Лондон: Файдон, 1997.
.Кинг, Давид. Полное собрание сочинений Роберта и Джеймса Адамов . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн, 1991.
.Эпоха неоклассицизма . Каталог выставки. Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1972.
.Праз, Марио. О неоклассицизме . Лондон: Темза и Гудзон, 1969.
.Торнтон, Питер. Аутентичный декор: домашний интерьер 1620–1619 гг.20 . Лондон: Семь циферблатов, 2000.
.Дополнительные очерки Кибелы Гонтар
- Гонтар, Кибела. «Стиль ампир, 1800–1815 гг.». (октябрь 2004 г.